Научная статья на тему 'Типология психологических отклонений в развитии маргинальной личности'

Типология психологических отклонений в развитии маргинальной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / MARGINAL PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL DEVIATIONS / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басин Максим Александрович, Хаидов Сергей Курбанович

Типология психологических отклонений в развитии маргинальных личностей, обращающихся за помощью в учреждения социальной защиты. Психологические характеристики таких личностей. Интеграционные признаки каждого типа психологического отклонения. Пути социальной адаптации личностного развития и психологической коррекции маргинальной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басин Максим Александрович, Хаидов Сергей Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF PSYCHOLOGICAL DEVIATIONS IN DEVELOPMENT OF THE MARGINAL PERSONALITY

The article is devoted to the typology of psychological deviations in development of the marginal personalities, which resort to help of the social protection institution. In the article psychological characteristics of given personalities are analyzed and integration features of every type of psychological deviations are given. The received results allow to develop the ways of social adaptation, personal development and psychological correction of the marginal personality.

Текст научной работы на тему «Типология психологических отклонений в развитии маргинальной личности»

УДК 159.922.

ТИПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ МАРГИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Басин Максим Александрович, кандидат психологических наук, кафедра педагогики и психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: tgpu@tula.net

Хаидов Сергей Курбанович, кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: haidov@bk.ru

АННОТАЦИЯ

Типология психологических отклонений в развитии маргинальных личностей, обращающихся за помощью в учреждения социальной защиты. Психологические характеристики таких личностей. Интеграционные признаки каждого типа психологического отклонения. Пути социальной адаптации личностного развития и психологической коррекции маргинальной личности.

Ключевые слова: маргинальная личность, психологические отклонения, типология, психологическая характеристика.

ВВЕДЕНИЕ

В российском обществе актуальна проблема маргинальной личности. Зачастую эти люди попадают в трудную жизненную ситуацию, которая вынуждает их обращаться в учреждения социальной защиты. Трудная жизненная ситуация определяется в Федеральном законе Российской Федерации как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [5]. Люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, порой характеризуются как маргиналы.

В психологии маргинальная личность рассматривается как личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентично-стей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, маргинальная личность испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие «маргинальная личность» введено Р. Парком (Park, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность [4].

В европейском подходе, согласно исследованию, проведённому С.Н. Мельник [10], существенно расширяется диапазон содержания маргинальности личности, где наряду с культурной маргинальностью выделяются: структурная, идейная маргинальность и мар-гинальность социальной роли.

На основе практического опыта работы с маргинальными лицами в учреждениях социальной защиты и анализа психолого-акмеологической литературы [1, 2, 3, 6 7, 8, 12, 14, 16, 17, 21] авторы статьи пришли к выводу, что один из факторов, способствующих затяжному маргинализму, — психологические отклонения в развитии личности. Дело в том, что маргинальная личность, обращающаяся в органы государственной помощи и поддержки, при попадании в амбивалентную ситуацию и встрече с трудностями отказывается от волевых действий, перекладывая инициативу на представителей служб. С точки зрения структурно-динамической модели волевой регуляции, разработанной Т.И. Шульгой [21], у большинства клиентов учреждений социальной помощи и поддержки наблюдается девиация воли, связанная с её регрессией до уровня детского состояния.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения типов психологических отклонений в развитии маргинальных личностей были использованы следующие диагностические методики:

— методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела, форма С (105 вопросов);

— тест «Исследование уровня субъективного контроля» Дж. Роттера (УСК);

— изучение мотивации достижения (А. Мехрабиан);

— цветовой тест М. Люшера;

— стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик.

Данный диагностический комплекс разработан с акмеологической позиции личност-но профессионального развития индивида [9, 13, 15, 18, 19, 20].

В исследовании приняли участие 509 респондентов, безвозмездно получающих социальные услуги в учреждениях социальной защиты Тульской области, из них 60 мужчин и 449 женщин.

Для определения типов психологических отклонений в развитии маргинальных личностей использовался факторный анализ, который обсчитывался статистическим компьютерным пакетом SPSS 21.

Факторизация проводилась методом главных компонент; вращение выявленных 13 факторов осуществлялось методом Варимакс с нормализацией методом Кайзера. Вращение сошлось за 27 итераций.

В силу того, что выборка большая и имеет значительное число переменных, граница отсечения была выбрана на уровне 0,32 факторной нагрузки, которая объясняет 10% дисперсии.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании факторного решения были получены 8 факторов, которые образовали следующие переменные (переменные приводятся с указанием соответствующих факторных нагрузок).

1-й фактор после вращения объясняет 16,33% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: УСК шкала Ип 0, 978; УСК шкала Ис 0,976; УСК шкала Ид 0,972; УСК шкала Ин 0,971; УСК шкала Из 0,961; УСК шкала Ио 0,941; УСК шкала Им 0,805.

2-й фактор после вращения объясняет 13,71% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: СМИЛ шкала невротического сверхконтроля 0,873; СМИЛ шкала индивидуалистично сти 0,846; СМИЛ шкала эмоциональной лабильности 0,806; СМИЛ шкала пессимистичности 0,774; СМИЛ шкала ригидности 0,751; СМИЛ шкала тревожности 0,725; СМИЛ шкала импульсивности 0,677; СМИЛ шкала социальной интроверсии 0,538; Кеттелл фактор С — 0,358.

3-й фактор после вращения объясняет 6,40% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: Кеттелл фактор А 0,699; Кеттелл фактор Н 0,699; Кеттелл фактор G 0,503; Кеттелл фактор J 0,465; Тест Мехрабиана достижение успеха 0,457; Кеттелл фактор Q3 0,451; Кеттелл фактор L — 0,326.

4-й фактор после вращения объясняет 4,77% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: СМИЛ шкала тревожности 0,362; СМИЛ шкала оптимистичности 0,648; Кеттелл фактор — 0,547; Кеттелл фактор Q4 0,523; Лю-шер ВК 0,501; Возраст — 0,428.

5-й фактор после вращения объясняет 3,83% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: Кеттелл фактор Q4 0,397; Кеттелл фактор Q1 0,741; Кеттелл фактор N 0,626.

6-й фактор после вращения объясняет 3,30% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: Кеттелл фактор 0,478; Кеттелл фактор F 0,840; Люшер СО 0,559.

7-й фактор после вращения объясняет 2,96% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: Кеттелл фактор Q2 0,306; Кеттелл фактор Q3 0, 406; Кеттелл фактор M0,780.

8-й фактор после вращения объясняет 2,25% дисперсии. Его образовали переменные, имеющие следующие факторные нагрузки: Кеттелл фактор C 0,328; Кеттелл фактор J — 0,345; Кеттелл фактор Q — 0,689; Кеттелл фактор L — 0,514

Таким образом, факторный анализ позволил выделить восемь типов психологических отклонений маргинальных личностей, получающих услуги в учреждениях социальной защиты Тульской области.

Психологические отклонения в первом типе характеризуются склонностью приписывать ответственность за негативные события, причиной которых является сама маргинальная личность, внешним силам. В данном случае они уверены, что результат деятельности и значимые события в их жизни не зависят от их активности. При этом они считают, что достигнутые ими успехи детерминированы собственными качествами и активностью. Они проявляют неадекватное чувство уверенности при анализе собственной способности добиваться успеха и считают, что все им должны помогать.

В семейной жизни они снимают с себя ответственность, так же, как и за результат общения с другими людьми. Ответственность за состояние здоровья переносят на волю случая или судьбы. Сильна вера в спонтанное выздоровление либо от деятельности врачей, при этом исключается собственная активность по сохранению здоровья и выполнению рекомендаций.

Таким образом, психологическое отклонение данного типа выражается в переносе ответственности за происходящее с ними на внешние обстоятельства.

Второй тип психологических отклонений характеризуется неудовлетворённостью, люди и законы нравственности оцениваются как несовершенные, отмечается амбивалентность между желанием остаться в рамках предъявляемых к себе и другим завышенных социальных и нравственных требований, выражающихся в критике окружающих, и при этом добиться успеха и уважения. При подобных требованиях это невозможно.

Жизненные трудности воспринимаются крайне болезненно, что стимулирует реакцию ухода оттого, чтобы противостоять сложившимся обстоятельствам реальной жизни, так как маргинальная личность свои возможности противодействия устоявшимся установкам окружающих оценивает пессимистически. Выражена пассивность, подчинение обстоятельствам и преобладание ощущения себя в роли жертвы — это находится на уровне жизненной установки.

Эмоции неустойчивы, присутствует сочетание разнонаправленных конфликтных тенденций. Характерны истеричность, поверхностность переживаний при сильных аффективных реакциях. Самооценка легко меняется при воздействии значимого окружения.

Негативная информация для образа Я интенсивно вытесняется из сознания при помощи психологических механизмов защиты, в связи с чем не анализируется и критически не оценивается.

В контактах эти люди избирательны, не принимают и не могут встать на противоположную точку зрения, эмоционально фиксированы на личной, субъективной оценке людей и окружающей действительности.

Зачастую проявляют патологическую ревнивость и конфликтность в межличностных отношениях. Вместе с тем не испытывают беспокойства из-за сложившейся негативной ситуации.

Мотивы избегания неудач выражены в наивысшей степени, проявляют конформность. Представленные характеристики конфликтности, с одной стороны, и высокой конформности — с другой, свидетельствуют об амбивалентности личности и взаимосвязи реакций с имеющейся своеобразной ситуацией.

Таким образом, перечисленные психологические характеристики показывают, что данный тип психологических отклонений в основном характеризуется эмоциональной нестабильностью, зависящей от складывающихся обстоятельств.

Третий тип психологических отклонений включает такие характеристики, как: скрытность, робость, обособленность, застенчивость, отчуждённость, эмоциональную сдержанность, недоверчивость, необщительность, замкнутость. Кроме того, отмечаются критичность, склонность к объективности, ригидности, излишней оценке людей; имеются трудности в установлении межличностных непосредственных контактов.

В то же время отмечаются и противоположные характеристики, свидетельствующие о пограничном расстройстве личности: отсутствие ответственности за выполнение социальных и групповых требований и норм из-за эгоцентризма и потворства своим желаниям, что приводит к антисоциальному поведению. В них проявляются осторожность по отношению к людям, стремление возложить ответственность за собственные ошибки на окружающих. Доминирует стремление к избеганию неудач.

Таким образом, данный тип психологических отклонений характеризуется равнона-правленными тенденциями к эгоцентризму и избеганию неудач.

Психологические отклонения четвёртого типа характеризуются низкой тревожностью по отношению к сложившейся ситуации, вялостью, апатичностью, спокойствием, высоким уровнем стремления к получению удовольствий, связанных с базовыми потребностями, и излишней удовлетворённостью. Этому типу личности присущи низкий уровень мотивации к изменению объективно неблагоприятных обстоятельств, уверенность в себе, завышено позитивная самооценка, неразборчивость в контактах, бесцеремонность поведения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам, быстрая отходчивость, непостоянство в привязанностях.

В экстремальной ситуации возможна мобилизация физических и психических ресурсов и высокая скорость ориентировки и принятия решений. Необходимо отметить, что этот тип характерен для возраста от 34 до 42 лет.

Таким образом, данный тип психологических отклонений характеризуется социальной инфантильностью.

Пятый тип характеризуется вялостью, апатичностью, спокойствием, низким уровнем мотивации, излишней удовлетворённостью, невозмутимостью. Отличается консервативностью, устойчивостью к старым традициям и сомнением в отношении новых идей и принципов, склонностью к морализаторству и нравоучениям, сопротивлением переменам. Присутствуют узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность. Этому типу присущи откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность. Отмечаются эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнёра по общению. Отсутствует проницательность, имеются простота вкусов, довольство тем, что есть.

Таким образом, этот тип психологического отклонения связан с субъективным (детским, прологическим, необусловленным) мышлением.

Шестой тип психологического отклонения маргинальной личности характеризуется абстрактным мышлением, сообразительностью, обучаемостью, относительно высоким уровнем общей и вербальной культуры. Отличается жизнерадостностью, импульсивно-

стью, восторженностью, беспечностью, безрассудностью в выборе партнёров по общению, экспрессивностью, экспансивностью. Придаётся эмоциональная значимость социальным контактам. Отмечаются выраженность эмоциональной яркости в отношениях между людьми, динамичность общения, стремление к эмоциональному лидерству в группах. В то же время присутствует неадекватный уровень нервно-психической напряжённости, что не позволяет маргинальной личности справляться со сложившейся ситуацией. В случае необходимости способны преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого длительное время не могут восстановить свою трудоспособность.

Таким образом, этот тип психологического отклонения связан с высоким уровнем возбуждения нервно-психических процессов.

Седьмой тип психологических отклонений характеризуется зависимостью от мнений и требований группы, стремлением работать и принимать решение вместе с другими людьми, низкой самостоятельностью, ориентацией на социальное одобрение, наличием направленности, сильной волей, умением контролировать свои эмоции и поведение. Присутствуют богатое воображение, поглощённость своими идеями, внутренними иллюзиями (витает в облаках), лёгкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентация на свой внутренний мир, мечтательность.

Таким образом, этот тип психологического отклонения связан с тем, что окружающая действительность воспринимается нереалистично и несамостоятельно.

Восьмой тип психологических отклонений выражается в том, что в нём сочетаются эмоциональная неустойчивость, импульсивность, частая смена настроения, неустойчивость в интересах. Отмечаются низкая толерантность к фрустрациям, раздражительность, утомляемость, наличие беспечности, самонадеянности, уверенности в себе и в своих силах. Присутствуют жизнерадостность, безмятежность, хладнокровие, спокойствие, отсутствуют раскаяние и чувство вины. Имеются настороженность по отношению к людям, осторожность, эгоцентричность. Отмечаются стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность, склонность к ревности.

Таким образом, тип психологического отклонения связан с завышенной самооценкой, обеспечивающей фрустрационную ситуацию.

ВЫВОДЫ

1. Маргинальные личности, получающие услуги в учреждениях социальной защиты, имеют определённые типы психологических отклонений в своём развитии.

2. Психологические отклонения выражаются в социальной дезадаптации этих личностей.

3. Каждый тип психологических отклонений имеет сущностный внутренний интеграционный признак.

4. Каждый тип психологических отклонений имеет интеграционные компоненты с другими типами.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. АгаповВ.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31.

[2]. Асеев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. № 1(41). 2012. С. 17-20.

[3]. Басин М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с делинквентным поведением. Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2006. — 139 с.

[4]. Басин М.А., Хаидов С.К. [электронный ресурс] Иждивенческая позиция личности маргинальной женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации как негативный фактор социализации ребёнка. Материалы I Международной научно-практической конференции. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник научных статей. / Ред: В.Н. Ослон, Е.В. Селенина. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 125-134. http://psyjournals.ru/childdeprivation/issue/

[5]. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 275.

[6]. Гагарин А.В. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 013-020.

[7]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 10-20.

[8]. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. № 2. 2013. С. 25-31.

[9]. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб.: Речь, 2001. — 112 с.

[10]. Мельник С.Н. Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества: на примере Приморского края. Дис. ... канд. социолог. наук. — Владивосток, 2003. — 217 с.

[11]. ПоповаИ.П. Маргинальность: Социологический анализ. — М., 1996. — С. 30

[12]. Профилактика девиантного поведения молодёжи: Учёб. пособие / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина, Е.В. Декина; Под общ. ред. Н.А. Шайденко. — М.; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. — 240 с.

[13]. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. — СПб.: Речь, 2000. — 219 С.

[14]. Степанова Н.А., Лобанова А.В. Профилактика виктимного поведения как основа психологической безопасности подростков. Монография. — Тула: Контур, 2011. — 215 с.

[15]. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. — 704 с.

[16]. Суркова Е.Г. Сущность понятия «Личностный рост» в современной психологии (системный подход) // Акмеология. 2014. № 3(51). С. 58-65.

[17]. Федоркина А.П. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности // Акмеология. 2010. № 4 (36). С. 65-69.

[18]. Хаидов С.К. Диагностический комплекс исследования профессионально важных качеств муниципальных служащих // Акмеология. 2013. Специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых учёных (Москва, декабрь 2013 г.) С. 243-244.

[19]. Хаидов С.К. Методологическое обоснование акмеологической концепции личностно-профессионального развития муниципальных служащих (монография). — Тула: Тульский полиграфист, 2014. — 226 с.

[20]. Хаидов С.К. Влияние волевых качеств личности на личностно-профессиональное развитие муниципальных служащих // Акмеология. 2014. № 3-4 (специальный выпуск). Материалы XXII Международных акмеологических чтений (Москва, Санкт-Петербург. 1-15 декабря, 2014). С. 180-181.

[21]. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. — Дис.. докт. психол. наук. — М., 1994. — 376 с.

TYPOLOGY OF PSYCHOLOGICAL DEVIATIONS IN DEVELOPMENT OF THE MARGINAL PERSONALITY

Maksim A. Basin, Ph.D., Department of Pedagogy and Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University; Prospekt Lenina, 125, Tula, 300026; e-mail: tgpu@tula.net

Sergey K. Khaidov, Ph.D., Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University; Prospekt Lenina, 125, Tula, 300026; e-mail: haidov@bk.ru

ANNOTATION

The article is devoted to the typology of psychological deviations in development of the marginal

personalities, which resort to help of the social protection institution. In the article psychological

characteristics of given personalities are analyzed and integration features of every type of psy-

chological deviations are given. The received results allow to develop the ways of social adaptation, personal development and psychological correction of the marginal personality.

Keywords: marginal personality, psychological deviations, typology, psychological

characteristic.

LITERATURE

[1]. Agapov V.S. I-conception and self-realization of the subject: problem field of scientific researches // Acmeology. 2012. № 3 (43). Pp.26-31.

[2]. Aseev V.G. Structural features of significant space of personality. // Acmeology. № 1(41). 2012. Pp. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3]. Basin M.A. Formation of volitional control of adolescents with delinquent behavior. Ph Ddissertation (Psychology), Moscow, 2006. — 139 p.

[4]. Basin M.A., Khaidov S.K. [electronic resource]

Dependent position of personality of marginal woman, who is in difficult life situation, as a negative factor of socialization of a child. Materials of the Ist International scientific and practical conference. Mental deprivation of children in a difficult life situation: educational techniques of prevention, rehabilitation, maintenance. Collection of scientific articles./Editor: V.N. Oslon, E.V. Selenina. — Moscow: GBOU VPO MGPPU, 2013. Pp. 125-134. http://psyjournals.ru/childdeprivation/issue/[in Russian]

[5]. Big psychological dictionary / Authors and editors .G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. — St. Petersburg: Praym-EVROZNAK, 2007. — 672 p., 275 p.

[6]. Gagarin A.V. Razvitie informacionnoj lichnosti: jenvajronmental'naja sostavljajushhaja / A.V. Gagarin, L.K. Raickaja // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2013. № 1. S. 013-020.

[7]. Derkach A.A. Methodological components of condition of mental readiness to activity // Acmeology. 2012. № 3 (43). Pp. 10-20.

[8]. Zazykin V.G. Scale of the personality as acmeology condition of professionalism // Acmeology. 2013. № 2. Pp. 25-31.

[9]. Kapustina A.N. Multiple-factor personality methodology by R. Cattell. — St. Petersburg: Rech, 2001-112 p.

[10]. Melnik S.N. Sociological analysis of a marginality in social structure of modern Russian society: in terms of PrimorskyKrai. PhD dissertation (Psychology). — Vladivostok, 2003. — 217 p.

[11]. PopovaI.P. Marginality: Sociological analysis. — Moscow, 1996, 30 p.

[12]. Prevention of deviant behavior of young people: Tutorial / G.I. Semikin, G.A. Mysina, Z.N. Kalinina, S.V. Pazukhina, E.V. Dekina; Editor N.A. Shaydenko. — Moscow; Tula: Publishing houseLeo Tolstoy TSPU, 2013. — 240 p.

[13]. Sobchik L.N. Standardized multiple-factor method of the personality research SMIL. — St. Petersburg:Rech, 2000. — 219 p.

[14]. Stepanova N. A., Lobanova A.V. Prevention of victim behavior as a basis of psychological safety of adolescents. Monograph. — Tula: Kontur, 2011. — 215 p.

[15]. Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology: Practical work. — Rostov-on-Don: Publishing house «Feniks», 2003. — 704 p.

[16]. Essence of the concept «Personal Growth» in modern psychology (system approach // Acmeology. 2014. № 3(51). Pp.58-65.

[17]. Fedorkina A.P. Mass forms of behavior in the context of new social reality // Acmeology. 2010.№ 4(36). Pp. 65-69.

[18]. Khaidov S.K. The diagnostic complex of research of important professional qualities of municipal employees // Acmeology. 2013. Special edition on materials of the IXXs acmeology readings of graduates, postgraduates and young scientists (Moscow, December 2013). Pp. 243-244.

[19]. Khaidov S.K. Methodological substantiation of the acmeological concept of personal and professional development of municipal employees (monograph). — Tula, Tulskiypoligrafist, 2014. — 226 p.

[20]. Khaidov S.K. The influence of volitional qualities of personality on personal and professional development of municipal employees // Acmeology. 2014. № 3-4 (special edition) Materials of the XXIIs International acmeology readings (Moscow, St. Petersburg December 1-15th, 2014), Pp. 180-181.

[21]. Shulga T.I. Formation of volitional control in ontogenesis. — PhD dissertation (Psychology). — Moscow, 1994. — 376 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.