• умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
• умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах;
• умение выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение (антиципацию) действий;
• умений пользоваться логикой и переносом, комбинировать известные способы и создавать новые, искать альтернативу напрашивающемуся решению и другие.
Необходимым качеством личности педагога-исследователя является его методологическая культура. Она выступает как важнейшая характеристика профессионализма и его системообразующий элемент.
Для современного выпускника университета физической культуры крайне важно обладать способностью к рефлексии. В современной науке рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа самого сознания, его возможностей в познании и в объективной оценке предметов и явлений действительности. Таким образом, одним из основных умений исследовательской деятельности будущего педагога физической культуры является способность осуществлять рефлексию прогнозируемого результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова, В. А. Формирование готовности студентов физкультурного вуза к самообразовательной деятельности : метод. рекомендации / В.А.Анисимова. - Челябинск : ИЦ "Уральская академия", 2003. - 40 с.
2. Анисимова, В.А. Основы самообразовательной деятельности : учеб. пособие / В.А.Анисимова. - Челябинск : УралГУФК, 2007. - 86 с.
3. Демин, С.Н. Профессиональное совершенствование педагога в области научной работы / С.Н. Демин // Тульская школа. - 2003. - № 4. - С. 36-39.
4. Марков, М.Н. Теория социального управления / М.Н.Макаров. - М.: Прогресс, 2001. - 269 с.
5. Найн, А.Я. Методика организации опытно-экспериментального исследования: задачи, опыт, апробация результатов : учеб. пособие / А.Я.Найн. - Челябинск : ИЦ "Уральская академия", 2004. - 52 с.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Н.В. Панкова
ВВЕДЕНИЕ
В настольном теннисе, как и в других видах спорта, проблема подготовки высококвалифицированных спортсменов тесно связана с психологией личности. Чтобы подготовить первоклассного спортсмена мало быть просто тренером, необходимо быть опытным педагогом и «тонким» психологом. Лишь в этом случае возможно максимальное развитие личностных качеств у спортсменов.
Настольный теннис представляет очень высокие требования к развитию психологических качеств, например, таких как: определенных свойств темперамента, подвижность нервной системы, высокий уровень притязания, тонкое развитие такого специализированного восприятия как «чувство мяча», умение ориентироваться в пространстве и времени, коммуникативность, а также высокий уровень оперативного мышления. Оперативное внимание, память, мышление - умение принимать, перерабатывать информацию, и на ее основе принимать быстрые и верные решения, особенно нужны в игровых видах спорта. Так, например, наши исследования выявили, что игровой интеллект как умение быстро и качественно перерабатывать информацию, является первоочередной предпосылкой успеха в настольном теннисе [4]. А от психологических качеств непосредственно зависит приобретение специальных знаний, умений, навыков и успешной соревновательной деятельности.
МЕТОДИКА
Профессиональные психологические качества обеспечивают успешность деятельности в спорте и вообще успешность деятельности в частности. Ранее были изучены отдельные психологические качества [1,2,3], но в комплексе эти качества еще не изучались.
Исходя из особенностей спортивной деятельности как разновидности профессионального труда профессором Серовой Л.К была создана модель личности профессионального спортсмена [5], которая изображена на рис.1. Модель включает в себя шесть блоков: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоциональноволевой, коммуникативный и гендерный, каждый из которых представляет неотъемлемую часть психологии профессиональной пригодности спортсмена. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющих конкретные психологические качества.
Поведенческий компонент характеризуют внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.
Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из: интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.
Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление.
Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональная устойчивость, психическая саморегуляция, волевые качества.
Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение стренером, отношение с партнерами, с соперниками.
Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность - мужские психологические черты, фемининность - женские психологические черты, андрогиния - сочетание мужских и женских черт в складе личности.
Исходя из представленных компонентов модели личности спортсмена нами было проведено исследование по обоснованию параметров модельных характеристик психологических профессиональных качеств игроков в настольный теннис высокой квалификации.. Использовались следующие методики: методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера; опросник темперамента Брангельманов, опросник С.Бэма; цветной тест Люшера; градусник Киселева; красно-черная таблица Шульте, психомоторные тесты, тесты на определение психологической выносливости, оперативной переработки информации и оперативной памяти.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Нами исследовались 50 игроков в настольный теннис 16-18лет имеющих разряды: кандидат в мастера спорта(КМС) и мастера спорта(МС), также исследовались 50 игроков в настольный теннис 16-18лет не достигших высоких результатов. Обе группы занимались в детских юношеских спортивных школах.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Игроки в настольный теннис уровня КМС и МС показали высокие результаты в переключении внимания, помехоустойчивости, психомоторики, оперативной памяти, оперативной переработки информации. Также игроки высокого класса обладают высокой психологической выносливостью. Теннисисты высокого уровня отличаются экстраверсией, лабильностью, высоким темпом реакции и активностью, и оптималь-
ной эмоциональной возбудимостью.
В гендерном отношении женщины по своим качествам приближаются к характеристикам, которые больше присуще мужчинам: бойцовский характер, стремление к лидерству, умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Игроки в настольный теннис, не достигшие высокого уровня, показали высокие результаты в переключении внимания, оперативной памяти, коммуникативном контроле и экстраверсии.
Сравнивая личностные качества высококвалифицированных игроков в настольный теннис и личностные качества игроков, не достигших высоких результатов, можно отметить, что мотивационный компонент у спортсменов низших разрядов находится на более низком уровне, чем у игроков имеющих высокие спортивные разряды КМС и МС. Также имеются большие различия в показателях психической выносливости, общей ловкости, координации рук, помехоустойчивости и темпа реакции, где значительное преимущество имеют игроки в настольный теннис имеющие спортивные разряды КМС и МС.
По результатам эксперимента обнаружены различия по гендерному аспекту. Сравнивая женщин имеющих спортивные разряды КМС и МС и женщин не достигших высоких результатов, можно отметить что у первых более выражены мужские качества (бойцовский характер, стремление к лидерству, умение управлять своим эмоциональным состоянием, дух соревнования), а у вторых более выражены женские качества (умение уступать, нежность, забота о людях, доверчивость, теплота, сердечность и другие).
Для отбора и подготовки игроков в настольный теннис по психологическим профессиональным важным качествам результаты эксперимента позволяют создать методику прогнозирования успешности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра.-М.: Физкультура и спорт, 2000.-256с.
2. Барчукова Г. А. Настольный теннис.-М.: Физкультура и спорт, 1990.-175с.
3. Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.-М.: Изд. «Теория и практика ФК», 2001.-204с.
4. Серова Л.К. Управление подготовкой спортсменов в настольном теннисе.-СПб.,2002.
5. Серова Л. К. Специфика психологии спорта: Учебно-методическое пособие / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003.-49с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
О.С. Панчишко
В Положении «О военном обучении студентов по программам подготовки офицеров запаса», утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации № 544 от 24 мая 1994 года, отмечается необходимость дальнейшего совершенствования системы физической культуры и спорта в студенческой среде, особенно в сфере воспитания молодежи к службе в армии, развития у нее социально значимых качеств.
Известно, что социально значимые качества студентов развиваются в условиях межличностного взаимодействия в процессе совместной учебы, ориентированной на службу в армии. При этом их формирование происходит поэтапно, с учетом закономерностей развития коллектива; в составе учебной группы; на основе фиксации отношения каждого студента учебной группы к целям и задачам ее деятельности.
Деятельность каждого студента военной кафедры вуза социальна. Формы его