Научная статья на тему 'Анализ проблемы формирования исследовательских умений студентов вуза физической культуры'

Анализ проблемы формирования исследовательских умений студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы формирования исследовательских умений студентов вуза физической культуры»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.Ф.Орехов, В.А.Анисимова

В данной работе была поставлена задача разработать этапы и принципы формирования умений исследовательской деятельности студентов физкультурного вуза.

Материалы констатирующий эксперимента показали, что процесс формирования исследовательских умений проходит в несколько этапов [2].

Уже на первом курсе (первый этап) студенты знакомятся с основами организации учебного труда, с основными приемами самостоятельной работы и самоконтроля.

Второй этап предполагает обучение студентов умениям выделять и формулировать проблему исследования, проводить эксперимент, анализировать собственный материал, овладение элементарными приемами количественного анализа, знакомство с литературой, отражающей передовой педагогический опыт. Особое внимание при проведении экспериментальной работы уделяется адекватности методики выдвинутым задачам.

На третьем этапе самостоятельная работа студентов приобретает теоретикоисследовательский, творческий характер. Теоретический анализ проблем становится более самостоятельным, глубоким, критичным.

Таким образом, под исследовательскими умениями будущего педагога физической культуры понимаем владение способами и приемами исследовательской деятельности, позволяющими проникнуть в суть предложенного решения проблемы и на этой основе констатировать и продуктивно решать научно-педагогические задачи.

Одним из наиболее интересных нам представляется рассмотрение обучения -организационной формы социальных воздействий на человека - как процесса управления его психическим развитием..

Таким образом, в качестве главного инвариантного признака управления выступает его целесообразность.

Материалы констатирующего эксперимента показали, что общими принципами формирования умений исследовательской деятельности у студентов должны быть следующие:

• принцип формирования будущего педагога физической культуры как самостоятельного и творческого специалиста, способного управлять сначала собой, а потом и другими;

• принцип перевода студентов из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности;

• принцип опоры на стимулирование исследовательских процессов;

• принцип педагогической рефлексии;

• принцип моделирования научных исследований.

Последний принцип предполагает, что обучение в высшем учебном заведении должно быть моделью исследовательской работы в сфере изучаемой науки и методики ее проведения. В этом аспекте необходимо подходить, на наш взгляд, и к проблеме формирования умений исследовательской деятельности у студентов вуза физической культуры.

Природа научного умозаключения является индуктивной и дедуктивной одновременно. Речь идет об интуиции и логике - интуиция является орудием изобретательства, а логика - орудием доказательства.

На наш взгляд, вопрос о соотношении логического и интуитивного компонента, научного и эмпирического обоснования в исследовательской деятельности студента заслуживает определенного внимания в контексте исследуемой проблемы.

Хотя роль интуиции в исследовательской деятельности общепризнанна, все же интуитивный уровень выбора педагогических решений пока противопоставляется научно обоснованному выбору как более приблизительный и менее точный. «Интуиция

- это способность непосредственного постижения возможного результата деятельности, пути его постижения без предварительного логико-эвристического рассуждения» [4, с. 46].

Анализируя проблему формирования исследовательских умений студентов вуза физической культуры как систему, мы исходили из того, что ее компонентный состав идентичен составу дидактической системы, которую мы определяем как систему более высокого уровня. В этом смысле изучаемый процесс - не что иное, как ее подсистема, с той лишь разницей, что ее содержание и средства, как компоненты, уже «сняты», то есть функционируют в процессуальном плане. Обобщение приведенного описания процесса формирования умений исследовательской деятельности показана на рисунке

1.

Рис. 1. Соотношение системы и подсистем процесса формирования исследовательских умений студентов вуза физической культуры

Исследовательскую деятельность студентов и их дидактической подготовке можно представить как процесс решения тех или иных задач, комплекс которых мы рассматриваем как учебно-исследовательское задание. Задача выступает одновременно и как объект, в нашем случае, исследовательской деятельности, и как средство педагогической организации исследовательской деятельности.

Таким образом, проблема формирования исследовательских умений напрямую зависит от способности студента к интуитивной деятельности.

В процессе научного поиска происходит синтез логики и интуиции, что по нашему мнению, предполагает овладением комплексом специальных умений. К таким умениям можно отнести:

• умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

• умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах;

• умение выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение (антиципацию) действий;

• умений пользоваться логикой и переносом, комбинировать известные способы и создавать новые, искать альтернативу напрашивающемуся решению и другие.

Необходимым качеством личности педагога-исследователя является его методологическая культура. Она выступает как важнейшая характеристика профессионализма и его системообразующий элемент.

Для современного выпускника университета физической культуры крайне важно обладать способностью к рефлексии. В современной науке рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа самого сознания, его возможностей в познании и в объективной оценке предметов и явлений действительности. Таким образом, одним из основных умений исследовательской деятельности будущего педагога физической культуры является способность осуществлять рефлексию прогнозируемого результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова, В. А. Формирование готовности студентов физкультурного вуза к самообразовательной деятельности : метод. рекомендации / В.А.Анисимова. - Челябинск : ИЦ "Уральская академия", 2003. - 40 с.

2. Анисимова, В.А. Основы самообразовательной деятельности : учеб. пособие / В.А.Анисимова. - Челябинск : УралГУФК, 2007. - 86 с.

3. Демин, С.Н. Профессиональное совершенствование педагога в области научной работы / С.Н. Демин // Тульская школа. - 2003. - № 4. - С. 36-39.

4. Марков, М.Н. Теория социального управления / М.Н.Макаров. - М.: Прогресс, 2001. - 269 с.

5. Найн, А.Я. Методика организации опытно-экспериментального исследования: задачи, опыт, апробация результатов : учеб. пособие / А.Я.Найн. - Челябинск : ИЦ "Уральская академия", 2004. - 52 с.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Н.В. Панкова

ВВЕДЕНИЕ

В настольном теннисе, как и в других видах спорта, проблема подготовки высококвалифицированных спортсменов тесно связана с психологией личности. Чтобы подготовить первоклассного спортсмена мало быть просто тренером, необходимо быть опытным педагогом и «тонким» психологом. Лишь в этом случае возможно максимальное развитие личностных качеств у спортсменов.

Настольный теннис представляет очень высокие требования к развитию психологических качеств, например, таких как: определенных свойств темперамента, подвижность нервной системы, высокий уровень притязания, тонкое развитие такого специализированного восприятия как «чувство мяча», умение ориентироваться в пространстве и времени, коммуникативность, а также высокий уровень оперативного мышления. Оперативное внимание, память, мышление - умение принимать, перерабатывать информацию, и на ее основе принимать быстрые и верные решения, особенно нужны в игровых видах спорта. Так, например, наши исследования выявили, что игровой интеллект как умение быстро и качественно перерабатывать информацию, является первоочередной предпосылкой успеха в настольном теннисе [4]. А от психологических качеств непосредственно зависит приобретение специальных знаний, умений, навыков и успешной соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.