зует многоуровневая система.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА
Л. Л. Серова
Понятие личности - одно из самых сложных в психологии, так как личность человека нельзя охватить какими-то либо терминами.
Слово «личность» этимологически близко к словам «личина» и «маска», то есть под этими понятиями подразумевается некое социальное лицо, которое человек «надевает» , взаимодействуя с окружающими его людьми, выполняя какие-то социальные роли. Английское слово «personaliti» происходит от латинского «persona», обозначавшего маску, которую надевали актеры в античном театре во время представления.
Теоретиками спорта структура личности спортсмена пока не разработана, но исследования отдельных личностных свойств ведутся весьма интенсивно. Одной из первых исследователей, которые указали на необходимость разработки структуры личности спортсмена, была
Н.Б. Стамбулова в ансамбле психических свойств спортсмена выделила психические свойства, обеспечивающие прием и переработку информации, принятие спортсменом необходимых решений; также психомоторные свойства, определяющие качество двигательных действий; эмоциональные, влияющие на энергетику, волевые, коммуникативные нравственные, определяющие мотивацию деятельности и соответствие целей, средств, результатов моральным нормам.
Психические свойства, необходимые спортсмену для успешной деятельности должны быть представлены в комплексе, который бы отражал все стороны психической деятельности спортсменов. Когда эти свойства проявляются в практической, трудовой деятельности, они выступают в роли профессиональных качеств.
Психологические профессиональные качества - это индивидуальнопсихологические свойства личности, актуально выражающие потенциальные возможности человека в определенной деятельности, и являющиеся основой для приобретения специальных знаний, умений, навыков.
Такое понятие, думается, применимо ко всем видам трудовой деятельности, в том числе, к спорту.
Представляемая нами модель в виде схемы отображает структуру психологических профессиональных качеств спортсмена
Модель личности спортсмена (рис. 1) состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный.
Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющих конкретные психологические качества.
Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.
Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психиче-
ской деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из: интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.
Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление.
Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональная устойчивость, психическая саморегуляция, волевые качества.
Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам.
Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, феминность, андрогиния.
По данной структурной схеме нами были проведены исследования психологических профессиональных качеств у спортсменов разных видов спорта - студентов университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
Поведенческий компонент в целом отражает энергетический потенциал спортсмена. Немаловажной стороной является и нравственный аспект, выражающийся в моральных качествах характера.
По типу нервной деятельности спортсмены имеют небольшие различия. По большей части они обладают сильной нервной системой. Также, в основном, исследованные спортсмены имеют большую подвижность нервных процессов. Это свидетельствует о том, что профессиональный спорт требует наличия подвижной нервной системы.
По темпераменту выявились отличия у представителей бальных танцев, спортивной аэробики, настольного тенниса. В основном, они обладают холерическим типом. В других видах спорта не наблюдается доминирование какого-то одного типа темперамента.
По особенностям характера по классификации Леонгарда спортсмены в основном - гипертимные, т.е. люди с высокой жизненной активностью, и цик-лотимные, т.е. те, у которых активность циклична. Так как спортивная деятельность циклична по своей организации, то, по-видимому, и характер спортсменов приспосабливается к ней.
Мотивационный компонент представляет собою вектор, по которому устремляется энергия спортсменов, и стимулирует их подниматься все выше и выше к вершинам мастерства. Без этого внутреннего движения вверх занятия профессиональным спортом не имеют смысла.
Интерес к своему виду спорта у наших студентов на среднем уровне. Это объясняется, наверное, тем, что примерно половина из них уже закончила активные занятия спортом. В то же уровень притязаний довольно высокий. Самый высокий оказался у легкоатлетов. Мотивация на успех выше у более низких разрядов. Вероятно, не добившись заметных успехов в спорте, молодые люди хотят проявить себя в других областях.
Ценностные ориентации у наших студентов, в основном, трех видов : любовь, здоровье, материальный успех. В этом спортсмены не отличаются от большинства молодых людей.
Интеллектуальный компонент является ядром структуры личности спортсмена. Чем лучше развит интеллект, тем больше возможностей у спортсмена достичь вершин мастерства.
У профессиональных спортсменом на высоком уровне находится психомоторика, развитие специализированных восприятий, память, внимание, оперативное мышление. Быстрая реакция и хорошая реакция являются приоритетными качествами во всех видах спорта, а в спортивных играх и единоборствах оперативная память, внимание, мышление являются индикаторами специальных способностей.
Эмоционально-волевой компонент способствует созданию позитивного настроя на выступление и тренировку, осуществляют контроль состояний на сознательном и подсознательном уровнях.
У спортсменов более высокого класса растет личностная тревожность и нейротизм, но они лучше, чем спортсмены низких разрядов умеют управлять своими эмоциями.
Коммуникативный аспект в целом показывает, как влияет на результат содействие и взаимодействие участников спортивных состязаний.
Главные из взаимоотношений в спорте - отношения с тренером. Спортсмены характеризуются, в основном, положительным отношением к своему тренеру. Более всего удовлетворены спортсмены реальными взаимоотношениями с тренером в организационном плане, Хуже они оценивают тренера как педагога. Но здесь есть половые различия. Мужчины выше ценят деловые качества своих тренеров, а для женщин важнее то, каков тренер как человек, как он эмоционально привлекателен. Среди исследованных спортсменов наиболее довольны своими взаимоотношениями с тренером, оказались представители плавания и спортивной гимнастики.
Гендер определяет психологические признаки мужского и женского пола. В нашем сравнительном исследовании мужчины показали меньшую личностную тревожность, меньшую конфликтность, чем женщины, большую логичность мышления, большую мотивацию к успеху, большую приверженность традиционным представлениям о социальных ролях мужчин и женщин.
У женщин намного больше выражен нейротизм, у них большая эмпатия. У них также выше самооценка.
Почти все исследованные нами спортсмены обладают андрогинией, т.е соединением мужских и женских черт, только пловцы оказались одного мус-кулинного типа.
Психологические профессиональные качества по представленной модели можно изучать, как в сравнительном плане по видам спорта, так и исследовать личность спортсменов внутри специализаций по различным амплуа, а выявленные конкретные уровни профессионально важных качеств использовать как критерии для отбора и ставить их достижение главной целью многолетней психологической подготовки спортсменов.
Личность спортгмена ■-
1
мпдр.тьныя КПМПАНЙНТГЛ
І I I І І I
поіїЯгкчестн мотива цшнны н ігатешіектушіь НИН імвцзшкатно- ЕСШВЕОК шмкуннкатнв НЕ П С гвндармый
1 1 1 1 1 1
тки дерішк системы К В-НЩГ спорта ігснюмшорйіа ІР.ЮД;ОЖ:іШ.Н:іЛ ус тнчшюс тъ ОШЭШеККЯС тренвром наск^данндаС'ГЬ
1 і і і і і
тшпершевгт уровень прасгязанкн СПеШВДЇЕКрОЕ аниые ЪССТфШШ салорегттцня ОТНОШЕНИЯ С партнерами фемнкинностъ
характер 1ЙНК0СТКЫЕ ОрЖНТЩКК оівратквньк память, вюшаккй волевые яикда ОТНОШЕНИЯ С соперника ии ащюгвдня
1-------- I I 1 I Г
модель-кые яарактврнетнии
Рис 1. Обобщенная модега дичнсстл спортсмена
ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ КАК ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МАРКЕР АНАЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕДИНОБОРЦЕВ
В.А. Таймазов, С.Е.Бакулев, И.А. Афанасьева
Работоспособность спортсмена во многом определяется аэробными и анаэробными механизмами энергообеспечения (Коц Я. М., 1986; Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2001; Тхоревский В. И., 2001, и др.).
Для спортсменов-единоборцев в большей степени характерны анаэробные процессы энергообеспечения в связи с относительной кратковременностью и высокой мощностью выполняемых упражнений. Так. например, у борцов при сравнительно невысоких аэробных возможностях (МПК, в среднем, составляет у них 4.6 л/мин или 57 мл/ мин.кг) отмечены высокие уровни энерготрат, достигающие 10-15 ккал в 1 мин и 150-200 ккал за все время схватки (Приймаков А. А., Евгеньева Л. Я., 1988). Это соответствует зонам максимальной и субмаксимальной мощности для циклических упражнений (Фарфель В. С., 1970).