Научная статья на тему 'Личностные качества будущих юристов как педагогическое понятие'

Личностные качества будущих юристов как педагогическое понятие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3414
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шрайбер Елена Григорьевна

В статье выделяются ведущие личностные качества будущих юристов, определяемые как социальная ценность, обосновывается необходимость воспитания данных качеств, указываются их взаимосвязи и выстраивается иерархия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные качества будущих юристов как педагогическое понятие»

ББК Ю947 4484 Ю937 УДК 378.159.9:34

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ЮРИСТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Е.Г. Шрайбер ЮУрГУ

В статье выделяются ведущие личностные качества будущих юристов, определяемые как социальная ценность, обосновывается необходимость воспитания данных качеств, указываются их взаимосвязи и выстраивается иерархия.

В программе профессионального образования находят отражение две составляющие модели выпускника: профессиональная компетентность и личностные качества будущего специалиста. Профессиональная компетентность включает требования к выпускнику, предъявляемые Государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой будущего специалиста. Например, в квалификационной характеристике выпускника специальности 021100 - «Юриспруденция», утвержденной Министерством образования Российской Федерации 02.03.2000 г., № 686, дан перечень того, что юрист должен уметь [7].

Юрист должен уметь:

• толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

• обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности;

• государственных органов, физических и юридических лиц;

• юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

• разрабатывать документы правового характера, осуществлять;

• правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

• принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

• вскрывать и устанавливать факты правонарушений. Определять меры ответственности и наказания виновных. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

• систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

• обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

• понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющую конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

В данной характеристике выпускника вуза юридической специальности указан перечень умений, определяющих его профессиональную готовность, а также перечислены некоторые приоритетные профессионально значимые личностные качества, которыми должен обладать будущий юрист.

Таким образом, помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности, в квалификационную характеристику будущего специалиста включены профессионально значимые качества личности, обеспечивающие должное исполнение своих обязанностей.

Так как мы говорим о подготовке будущих юристов, имеет смысл отметить, что, помимо передачи профессиональных знаний, необходимо уделять особое внимание воспитанию профессионально значимых личностных качеств. Будущий юрист должен обладать определенными личностными качествами, которые являются социальной ценностью. Это обусловлено спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения, а также широтой сферы профессиональной деятельности юриста (судья, генеральный прокурор, следователь, депутат Думы, мэр города, таможенник, нотариус, юрисконсульт). Раскрытие преступления и изобличение преступника, применение к нему заслуженного и справедливого наказания, перевоспитание и исправление совершившего преступление лица и возвращение его на путь честной жизни -в этой деятельности, в деятельности юриста, заложен громадный моральный потенциал, она связана с жизненными интересами общества и личности. Осуществление органами правосудия своих полномочий затрагивает сферу прав граждан и сопровождается применением к тем или иным лицам мер государственного принуждения. От исхода расследования и разрешения, например, уголовных дел зависят доброе имя, честь и достоинство гражданина, его свобода, благополучие его семьи. Поэтому меры борьбы с преступностью, меры, принимаемые при расследовании и разрешении судом уголовных дел, должны соответствовать не только требованиям законности, но и требованиям морали, а это значит, что юристу необходимо обладать соответствующими данной деятельности нравственными личностными качествами. Кроме того, необходимо отметить, что деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов граждан, общества и государства от различных посягательств и в своем служебном общении с другими представляют государственную власть.

Таким образом, неоспорима связь между личностными качествами, которыми должен обладать юрист и обществом, в котором его деятельность реализуется, а значит, неоспорима и социальная ценность личностных качеств юриста. Отсюда можно сделать вывод о том, что, чем выше уровень воспитанности данных качеств, тем выше их социальная ценность. Педагогическая задача состоит в том, чтобы способствовать успешному воспитанию социально значимых личностных качеств юриста.

Для выявления личностных качеств будущего юриста обратимся к анализу специальной литературы и сделаем вывод, что среди прочих личностных качеств, которыми должен обладать представитель юридической профессии, многие исследователи обращают особое внимание на такие качества, как порядочность, добросовестность, вежливость, корректность, гуманизм, мужество, смелость, решительность, коллективизм, принципиальность, требовательность, патриотизм, профессиональный долг, личное достоинство, честность, объективность и др. Конечно, моральных качеств и чувств насчитывается несколько десятков, поэтому речь в данном случае может идти только о специфике их проявлений по отношению к представителям юридической профессии. Тем не менее, в некоторых работах О.В. Афанасьевой и А.В, Пищелко, В.И. Букреева и И.Н. Римской, А.Э. Жалин-ского, A.C. Кобликова, А.П. Коренева, Е.А. Красниковой по юридической этике чаще других упоминаются такие личностные качества юриста, как справедливость, совесть и ответственность [1, 5, 6, 10, И, 12]. Именно эти качества как целостное образование, по нашему мнению, образуют «ядро» всех личностных качеств будущего юриста.

Совесть как свойство человека включает в себя определенные чувства и представления (знание). В сознании совести доминирует чувство совести. Неслучайно совесть вообще в обыденном употреблении, в публицистике сводят к чувству совести. Совесть рассматривается нами как природоопределяющее качество, развивающееся в процессе социализации человека и поддающееся воспитанию. Справедливость и ответственность не являются врожденными качествами, они являются результатом воспитания. Справедливость, совесть и ответственность как категории рассматриваются этикой. Нас интересует частное представление данных категорий, а именно,

как личностные качества, свойственные юристу, и имеющие, в связи с этим, свои специфические проявления.

Справедливость, совесть и ответственность - взаимосвязаны. Так, от совести неотделима справедливость. «Существование справедливости в любом обществе нуждается в совести», - утверждает Ю.А. Шрейдер [20]. В истории философской мысли взаимосвязь совести и справедливости отмечали H.A. Бердяев, Ф. Ницше [4, 17]. Среди современных отечественных ученых можно выделить J1.A. Попова, который трактует совесть как «механизм» утверждения добра и справедливости, З.А. Бербешкину, утверждающую, что «у человека с высокоразвитым нравственным сознанием совесть и справедливость всегда существуют вместе, в неразрывном единстве и взаимодействии» [3, 17]. Человек с высокоразвитым чувством совести является носителем справедливости. Иными словами, строгая совесть - признак неуклонного стремления к справедливости. Человек, совершивший несправедливый поступок и осознавший его, часто испытывает сильные угрызения совести. Сила и значение самооценивающего и судящего характера совести состоит в том, что человек осознает нарушения, свои ошибки и независимо от общественного порицания выносит себе приговор, отвечая тем самым за свои поступки и их последствия не только перед другими людьми, обществом, но и перед самим собой. Именно в судящем характере совести особенно ярко можно обнаружить взаимосвязь ее со справедливостью, поскольку специфика справедливости связана с соблюдением меры объективности, беспристрастности при оценке не только поступков других людей, различных общественных фактов, но и при оценке собственного поведения. В последнем, внутренне-личностном аспекте справедливости наиболее ярко выражается ее взаимосвязь с совестью, ибо приговор совести должен быть беспристрастным и объективным. Степень действенности совести и беспристрастности ее судящего характера зависит, прежде всего, от развития у человека чувства понимания справедливости и ее составных частей - объективности, нетерпимости к злу, любви к истине, доброжелательности. Если у человека эти черты справедливости очень скудны или вовсе не развиты, то он не в состоянии вынести справедливый приговор собственным ошибкам и недостаткам. Тем более - преступлениям.

На взаимосвязь ответственности и совести указывали В.И. Бакштановский и Ю.В. Со-гомонов, А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян,

О.Г. Дробницкий, А.О. Лосский, К. Муздыба-ев, С.В. Решетников [2, 8, 9, 15, 16]. З.А. Бер-бешкина отмечает, что без моральной ответственности личности перед обществом не существует совестливости [3]. Моральная ответственность, по ее словам, есть мера обнаружения, проявления нравственной зрелости совести и морального здоровья личности. Моральная ответственность влияет на совесть как на самооценку человеком своих поступков, действий и их мотивов перед лицом общественного мнения других людей, народа или человечества. Другими словами, нравственная ответственность в индивидуальной или общественной совести проявляется как постоянно действующий самоконтроль личности за своим поведением, мыслями. Моральная ответственность выступает также как способность человека предвидеть результаты своих действий и определить их с учетом того, какую пользу или вред они приносят обществу, человечеству, другим людям и своей личности. В моральной ответственности сконцентрированы и оценка поступков, и сама линия поведения, и ответственность за выбор мотивов и формы действий, целей и средств достижения [3]. A.A. Гусейнов отмечает, что совесть - это ответственность человека перед самим собой, но собой, как носителем высших универсальных ценностей [8].

Необходимо указать на взаимосвязь справедливости и ответственности. Ответственность характеризируется выполнением своего нравственного долга и правовых норм, а для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. Таким образом, моральная ответственность юриста выражается в стремлении к истине, в стремлении вынести справедливое решение.

На рисунке схематично отображены связи между справедливостью, ответственностью и совестью. Совесть является основанием данной триады. Мы рассматриваем совесть как природоопределяющее качество, задатки которого имеются у человека с рождения, но оно развивается и реализуется в процессе социализации личности, а значит, и поддается воспитанию. Справедливость и ответственность базируются на совести, и, являясь качествами полностью воспитуемыми, образуют, как две «чаши весов», основу для гармоничного развития личности и специалиста-

Справедливость

Ответственность

Совесть

Моральные качества, их взаимосвязи

профессионала. Важно, чтобы эти два качества развивались равномерно, так как недостаточное воспитание одного из них приведет к нарушению равновесия в структуре личностных качеств человека, а это недопустимо. Например, за вынесенное решение, не соответствующее закону и являющееся несправедливым по отношению к какой-либо стороне процесса, юрист должен нести ответственность. Причем отвечает он не только перед обществом, перед участниками процесса, но и перед собой и своей совестью. Совесть же, находясь во взаимосвязи с двумя другими качествами, тоже будет развиваться.

Таким образом, для подготовки высококвалифицированных специалистов в программе высшего образования помимо передачи профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо уделять внимание и воспитанию личностных качеств будущих специалистов. В нашем случае - это воспитание справедливости и ответственности, а значит, и совести как целостного образования, которые являются социальной ценностью. От уровня воспитанности данных качеств будет зависеть успешная реализация своего личностного и профессионального потенциала будущими юристами. Задача же педагогов - максимально эффективно способствовать воспитанию личностных качеств будущих юристов в процессе получения ими высшего образования.

Литература

1. Афанасьева, О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.В. Афанасьева, A.B. Пищелко. -М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2001. - 224 с.

2. Бакштановский, В. И. Прикладная этика: опыт университетского словаря: учебное пособие / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомо-нов. - Тюмень: НИИ прикладной этики

ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. -268 с.

3. Бербешкина, З.А. Совесть как этическая категория: монография / З.А. Бербешкина. -М.: Высш. шк., 1986. -103 с.

4. Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. -М.: Республика, 1993. - 383 с.

5. Букреев, В. И. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению: учебное пособие / В.И Букреев, ИН. Римская. - М.: Юрайт, 1998. - 336 с.

6. Введение в юридическую специальность: учебное пособие / под ред. док. юрид. наук А.П. Коренева. - М.: Юрайт, 1998. -336 с.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 021100 - «Юриспруденция». Квалификация - юрист. Министерство образования Российской Федерации. -М., 2000.

8. Гусейнов, А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2004. -472 с.

9. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Наука, 1977. -334 с.

10. Жалинский, А.Э. Профессиональная деятельность юриста: введение в специальность / А.Э. Жалинский. - М.: Юрайт, 1997. -225 с.

11. Кобликов, A.C. Юридическая этика: учебник для вузов / A.C. Кобликов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -168 с.

12. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник / Е.А. Красникова. - М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2003.-208 с.

13. Кодекс профессиональной этики адвоката // Российская юстиция. - 2003. -№ 10. - С. 69-76.

14. Кодекс судейской этики // Российская юстиция. - 2003. -№ 4.- С. 66-67.

15. Лосский, А. О. Условия абсолютного добра. Основы этики / А.О. Лосский. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

16. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л.: Наука, 1983.-240 с.

17. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали: сборник / Ф. Ницше. -Минск: ООО «Попурри», 1997. - 624 с.

18. Попов, Л.А. Этика: курс лекций / Л.А. Попов. - М.: Центр, 1998. - 160 с.

19. Теймуразян, А.Л. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих юристов: дис. ... канд. пед. наук/А.Л. Теймуразян. - М., 2005. -258 с.

20. Шрейдер, Ю.А. Этика: введение в предмет: учебное пособие / Ю.А. Шрейдер. -М.: Центр, 1998 -179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.