Научная статья на тему 'Межпредметная интеграция в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов'

Межпредметная интеграция в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / проектирование образовательного процесса / профессионально значимые личностные качества / межпредметные взаимодействия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шрайбер Е. Г.

В статье говорится о проектировании образовательного процесса, как специфического явления, происходящего в сфере образования. Указываются основные стадии проектирования гуманно ориентированного образовательного процесса, направленного на воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views planning of the educational process as a specific phenomenon that takes place within the sphere of education. The author indicates the basic stages of planning a human-oriented educational process, aimed at upbringing of professionally important personal qualities of future lawyers..

Текст научной работы на тему «Межпредметная интеграция в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов»

Е. Г. Шрайбер

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ВОСПИТАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Работа представлена кафедрой педагогики профессионального образования Южно-Уральского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. Н. Сериков

В статье говорится о проектировании образовательного процесса, как специфического явления, происходящего в сфере образования. Указываются основные стадии проектирования гуманно ориентированного образовательного процесса, направленного на воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный процесс, профессионально значимые личностные качества юриста, инвариантно проектировочная стадия, предметно проектировочная стадия, интегративно проектировочная стадия, межпредметные взаимосвязи.

The article views planning of the educational process as a specific phenomenon that takes place within the sphere of education. The author indicates the basic stages of planning a human-oriented educational process, aimed at upbringing of professionally important personal qualities of future lawyers.

Key words: higher professional education, educational process, professionally important personal qualities of future lawyers, invariant design stage, subject-design stage, integrated design stage, intersubject connections.

В свете новой личностной образовательной парадигмы в сфере высшего профессионального образования сегодня, помимо передачи знаний и умений как одной из основных функций высшего образования, необходимо воспитывать еще и профессионально значимые личностные качества бу-

дущих специалистов, необходимые для осуществления профессиональных компетенций [4; 5].

Будущий юрист для осуществления профессиональных компетенций, помимо специальных знаний и умений, должен обладать и определенным набором личностных

Межпредметная интеграция в воспитании профессионально значимых личностных качеств..

качеств. Совесть, справедливость и ответственность - являются «ядром» нравственной сущности юриста - личности и специалиста [8]. В опоре именно на данные качества будущий юрист способен успешно разрешать сложные и неоднозначные моральные дилеммы, столь характерные для его профессии, в которой заложен огромный моральный потенциал [1; 2; 6].

Учитывая то, что сегодня гуманизация образования является одним из путей осуществления модернизации высшего образования, воспитание данных качеств нам видится в рамках гуманно ориентированного образовательного процесса.

Гуманно ориентированный образовательный процесс, направленный на воспитание совести, справедливости и ответственности будущих юристов, предстает как систематически совершающееся взаимодействие педагогов, сопровождающих образовательную деятельность своих подопечных, с каждым из них. В образовательном процессе происходит взаимодействие между учащимися, между педагогами и учащимися, между самими педагогами. Учитываются ресурсы (способности и потенциал) всех участников образовательного процесса, которые многократно возрастают, если между участниками образовательного процесса зарождается и зреет согласие относительно сотрудничества друг с другом. Многократно возрастает и качество педагогически сопровождаемой образовательной деятельности учащихся, если в процессуальном плане образовательный процесс предстает как вполне согласованное сотрудничество между педагогами [7].

I. На инвариантно проектировочной стадии, где вырабатывается общий замысел на образовательный процесс по всем предметам, все заинтересованные лица, осуществляющие и процесс воспитания, и процесс обучения, проектируют базовую модель совместно. На инвариантно проектировочной стадии проектирования образовательного процесса, направленного на

воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, стоят следующие задачи:

1. Определить цель образовательного процесса - воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов (совесть, справедливость и ответственность). Цель определена исходя из социального заказа, изложенного в ГОСе [3].

2. Упорядочить содержание образования. Относительно содержания образования важно подчеркнуть значимость согласования схемы его упорядочения. Распределение содержания образования внутри соответствующих границ (временных) находится в компетенции участников образовательного процесса. Обговаривается соотношение - содержание обучения и содержание воспитания. Содержание образовательного процесса, направленного на воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, включает в себя:

а) этические кодексы, кодексы чести, другие нормативные правовые документы, регулирующие вопросы профессиональной этики;

б)соотношение принципов законности и справедливости; мораль и право;

в) представления о совести, справедливости и ответственности как правовых и этических категориях, качествах личности;

г) представления о профессиональной (юридической) этике;

д) моральные дилеммы в профессии юриста;

е) социальный опыт, отражающий моральные дилеммы в профессиональной деятельности юриста, а также применение данных качеств при исполнении профессиональных компетенций юриста;

ж) представления о типичных ситуациях, в которых проявляются данные качества юриста;

з) участие учащихся в подборе фрагментов содержания образования (подбор и упорядочивание образовывающимися людьми сведений о проявлениях совести, справед-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ливости и ответственности в работе юриста посредством личного опыта, опыта будущих коллег, СМИ, всемирной сети Интернет).

3.Установить порядок взаимодействия участников образования. Речь в данном случае идет о сотрудничестве на основе достигнутого согласия между педагогами и образовывающимися людьми, направленном на достижение поставленной цели. Данное взаимодействие может быть выражено в организации методических заседаний, на которых будет отражено состояние осуществления образовательного процесса, вопросы, подлежащие обсуждению, и корректировка содержания образования.

4. Обозначить процессуальные элементы, подлежащие исполнению каждым участником предстоящего образовательного процесса.

И. На предметно проектировочной стадии каждый педагог старается как можно точнее проинтерпретировать инвариант идеального образовательного процесса содержанием соответствующего предмета. Фактически педагог на данной стадии разрабатывает предметную программу реализации образовательного процесса на основе принятого инварианта с внесением своего собственного (субъективного)взгляда на то, как проинтерпретировать соответствующий инвариант. Иными словами, педагоги совершают отбор учебного материала, предназначенного для усвоения образующимися людьми в реальном образовательном процессе, самостоятельно определяют объем содержания образования, устанавливают порядок его предъявления (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, их психологических и физических ресурсов), устанавливают задания на самостоятельную работу, также различающиеся по объему и содержанию. Распределение содержания образования внутри соответствующих границ (временных) также находится в компетенции участников образовательного процесса. Педагоги могут предлагать своим подопечным различные

варианты дополнительных образовательных услуг, которые могут быть востребованы исходя из цели образовательного процесса.

III. На интегративно проектировочной стадии корректируется интегративное представление об идеальном образовательном процессе, способствующее уменьшению влияния субъективных факторов на интерпретацию инварианта идеального образовательного процесса. Разрабатываются взаимосвязи между учебными предметами. На этой же стадии возникает необходимость взаимодействия педагогов (помимо друг друга) еще и с подопечными. Направленность образовательного процесса на самореализацию подопечных обусловливает целесообразность их привлечения к проектированию идеального образовательного процесса (путем изучения их образовательных потребностей, склонностей и намерений в самореализации) [7].

Далее представлена базовая модель педагогического партнерства (рис. 1), отражающая межпредметные связи, которые способствуют лучшему усвоению знаний и представлений о ведущих профессиональных качествах личности юриста, о типичных ситуациях проявления данных качеств, о социальном опыте, отражающем вопросы, связанные с указанными качествами.

Указанные дисциплины, входящие в базисный учебный план по специальности 030501 (021100) «Юриспруденция», квалификация - юрист, срок обучения - 5 лет на базе среднего (полного) общего образования, призваны внести свой вклад в воспитание указанных профессионально значимых личностных качеств юриста.

Так, философия, входящая в состав общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента, читается на 2-м, 3-м семестрах. В требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по указанной специальности в рамках данного курса указаны основные темы для изучения, это: Чело-

Межпредметная интеграция в воспитании профессионально значимых личностных качеств.

век, общество, культура. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Таким образом, в курсе философии происходит содействие в усвоении знаний и представлений о совести, справедливости и ответственности как этических и правовых категориях, о нравственных ценностях личности, о вопросах соотношения свободы и ответственности, права и морали, справедливости и законности. Помимо этого, философия является методологической основой построения представлений и знаний о профессионально значимых личностных качествах будущих юристов.

В курсе социологии (ГСЭ.Ф) изучаются следующие вопросы: Социальные группы и общности. Общность и личность. Социальная организация. Социальное неравенство. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Социальный контроль и девиация и т. д. Следовательно, социология раскрывает законы взаимоотношений людей внутри общества, изучает типы личности и формы ее поведения, в том числе девиантные и делинквент-ные, в социологическом аспекте. Указывает, как могут проявляться совесть, справедливость и ответственность у юриста, представителя государственной власти, оказывающего непосредственное влияние на судьбы и интересы людей. Обращает внимание на воспитание данных профессионально важных качеств как ценности, имеющей социальное значение.

В истории отечественного государства и права (ОПД.Ф) и в истории государства и права зарубежных стран (ОПД.Ф) можно в историческом аспекте рассмотреть путь зарождения и становления института права, а

также изучить и проанализировать имевшие место в истории события, так или иначе отражающие вопросы соотношения права и морали, законности и справедливости, вопросы профессиональной этики. Курс истории государства и права предоставляет возможность проанализировать социальный опыт, накопленный на протяжении многих столетий, в котором зафиксированы варианты проявления представителями всей системы правосудия профессионально важных личностных качеств и совести, справедливости и ответственности, в частности.

В курсе профессиональной этики юриста (ОПД.В) рассматриваются основные особенности профессиональной деятельности различных представителей юридических специальностей, качества личности, необходимые для успешного осуществления юристами профессиональной деятельности, и особенности их проявления,вопросы профессиональной этики, изучаются этические кодексы, кодексы чести и т. п. Все это оказывает непосредственное влияние на процесс воспитания совести, справедливости и ответственности у будущих юристов.

В рамках курсов по уголовному праву, гражданскому праву, административному праву, семейному праву, конституционному праву и т. д. (ОПД.Ф) происходит содействие усвоению знаний основных правовых документов, законов и законодательных актов, регулирующих правовые отношения в обществе. Кроме того, оказывается содействие усвоению представлений о типичных ситуациях, заключенных в социальном опыте, в которых могут быть задействованы, так или иначе, востребуемые качества будущих юристов.

Таким образом, гуманно ориентированный образовательный процесс представляет собой картину предстоящего взаимодействия участников реального образовательного процесса, направленного на достижение поставленной цели - воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, а именно совести, справедливости и ответственности.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

анный ■ знания р

С о '

иональноиV

Спр

Отв

Совесть '

Т/.аальвая зи"юрисга-С. С,

О. & профессии

/юриста. знанияJS.

ИОНШШфЙ;

^.iiis^ff этики

..¿Уголовное право, , .^гражданское право и ■¡■<щ\у... -п редста вления ■ о г Атипичных ситуациях ■ ■ ■ правопримекительцоП ■ ■ -деятелыюстп. в ■ которых'проявляется ■ - С. СО "I

И етор _

, .социалЫщгаопЫт,. й.

отражающий ■ :проявления]С.С.О_й ^

Рис. 1. Базовая модель педагогического партнерства в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов - совести, справедливости и ответственности (С, С, О)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева О. В., Пищелко А. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2001. 224 с.

2. Букреев В. И., Римская И. Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учеб. пособие. М.: Юрайт, 1998. 336 с.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 021100 - юриспруденция. Квалификация - юрист. Министерство образования Российской Федерации. М., 2000.

4. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39-46.

5. Зимняя И. А. Социальные компетентности выпускника вузов в контексте ГОСов высшего образования и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 22-27.

6. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. 208 с.

7. Сериков Г. Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследований. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛА-ДОС, 2005. 440 с.

8. Шрайбер Е. Г. Личностные качества юриста как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. 2007. № 1.С. 24-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.