Научная статья на тему 'Модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов'

Модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЮРИСТА / СОВЕСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шрайбер Е. Г.

Речь идет о построении педагогической модели образовательного процесса, направленного на воспитание таких профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, как совесть, справедливость и ответственность. Воспитание указанных качеств как целостного образования рассматривается нами как аспект образованности. Ведущим основанием для построения модели является системный подход. В модели выделены морфологический, структурный, функциональный, генетический аспекты. Обозначены и определены структурные элементы (содержание образовательного процесса, методы и формы организации образовательного процесса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов»

УДК 378

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

© Е. Г. Шрайбер

Южно-Уральский государственный университет Россия, 454080 Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76.

Тел.: +7 (351) 795 71 43.

E-mail: e_shraiber@mail.ru

Речь идет о построении педагогической модели образовательного процесса, направленного на воспитание таких профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, как совесть, справедливость и ответственность. Воспитание указанных качеств как целостного образования рассматривается нами как аспект образованности. Ведущим основанием для построения модели является системный подход. В модели выделены морфологический, структурный, функциональный, генетический аспекты. Обозначены и определены структурные элементы (содержание образовательного процесса, методы и формы организации образовательного процесса).

Ключевые слова: педагогическая модель, образовательный процесс, профессионально значимые личностные качества юриста, совесть, справедливость, ответственность, содержание образования, формы и методы образовательного процесса.

В настоящее время в профессиональном образовании недостаточное внимание уделяется воспитанию личностных качеств специалистов. В отношении будущего юриста эта проблема особенно актуальна. Громадный моральный потенциал, заложенный в профессии юриста, наделенного властными полномочиями, «заставляет» будущего специалиста, помимо знаний и умений, обладать еще и определенными нравственными личностными качествами, в опоре на которые он оказался бы способен справиться с возникающими в профессиональной деятельности моральными вопросами. Такими качествами являются совесть, справедливость и ответственность [1-6]. Причем в основе данной триады лежит именно совесть. Как механизм саморегуляции и самоконтроля она является стержнем всей нравственной сущности человека и специали-ста-юриста. Таким образом, под профессионально значимыми личностными качествами будущих юристов мы понимаем такие качества личности, в опоре на которые будущий юрист оказался бы способным исполнять профессиональные компетенции, разрешать характерные для его профессии моральные дилеммы, принимать решения, непосредственно касающиеся жизни и судеб людей.

Рассматривая совесть как природоопределенное качество личности, задатки которого даны человеку от природы, с рождения (И. Кант, Новалис, А. Шопенгауэр, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. А. Кропоткин, А. Маслоу, Ю. А. Шрейдер [7]), и учитывая существующие взаимосвязи между совестью, справедливостью и ответственностью, на которые указывали Л. Фейербах, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев, С. Ф. Анисимов, В. И. Бакштанов-ский [8], З. А. Бербешкина [9], А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, А. О. Лосский, Л. А. Попов, считаем обоснованным и возможным воспитание дан-

ных качеств в процессе жизнедеятельности и во время получения высшего образования в том числе.

Опираясь на теорию образованности, разработанную Г. Н. Сериковым [10], воспитание профессионально значимых качеств будущих юристов, а именно, совести, справедливости и ответственности, мы рассматриваем как аспект образованности, элементами которого являются осведомленность, сознательность, действенность и умелость. Образованность представляет собой свойство внутреннего мира человека, состоящее в информированности о реалиях, о ее отражении в науке, литературе и проявляющееся в способностях пользоваться усвоенным социальным и приобретенным личным опытом в различных аспектах жизнедеятельности [10]. Воспитание совести, справедливости и ответственности как аспект образованности имеет следующие характеристики. Осведомленность по отношению к совести, справедливости и ответственности для юриста - это знания о совести, справедливости и ответственности, нравственных нормах, составляющих основу вышеуказанных нравственных качеств, представление о сопоставимости указанных категорий и правоприменительной деятельности, значимости вышеуказанных качеств для юриста в его профессиональной деятельности. Сознательность по отношению к совести, справедливости и ответственности для юриста - это мера воздействия усваиваемых знаний о совести, справедливости и ответственности на его внутренний мир и, как следствие, на его способность выражать собственное отношение к себе и к окружению. Действенность проявляется как мера воздействия осведомленности и сознательности будущего юриста на его отношение к себе и к окружению, а также на его вовлеченность в практическую реализацию своей профессиональной деятельности, где он может на

практике либо «виртуально» проявить свое отношение к требующим разрешения вопросам в опоре на совесть, справедливость и ответственность. Умелость будущего юриста - это мера его способности выражать свои актуализированные потребности пользоваться знаниями в профессиональной деятельности посредством обоснованных (через усвоенные знания о совести, справедливости и ответственности) действий, а также способность производить новые умения на базе усвоенных. Иными словами, на уровне умелости будущий юрист оказывается способным, опираясь на усвоенные знания о совести, справедливости и ответственности разрешать сложные моральные дилеммы и другие вопросы нравственного характера, не встречавшиеся в его практике прежде, либо разрешать вопросы, требующие от него, как от специалиста, новых знаний и умений.

Воспитание данных профессионально значимых личностных качеств будущих юристов нам видится в рамках образовательного процесса, учитывающего гуманно ориентированный подход, разработанный Г. Н. Сериковым [10]. В основе гуманно ориентированного образования лежит принцип гуманизма. Гуманистическая идея в образовании имеет свою историю (Ш. А. Амонашвили [11], Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская [12], О. С. Газман, Б. С. Гершунский, И. А. Зимняя [13]; Дж. Дьюи, А. Маслоу [14], К. Роджерс и др.).

В данном случае речь идет о построении педагогической модели на основе методологии системного познания мира (А. Н. Аверьянов, И. В. Блау-берг [15], Э. Г. Юдин [16]). Применительно к педагогическим проблемам системный подход разрабатывали В. П. Беспалько [17], Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков [10], Н. М. Таланчук [18].

Разработанная нами педагогическая модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, а именно, совести, справедливости и ответственности, представляет собой систему. Следует отметить, что по отношению к любой системе можно выделить ряд аспектов: морфологический, структурный, функцио-

нальный, генетический. Выделим подобные аспекты и в нашей педагогической модели.

Представленная ниже педагогическая модель (рис. 1) конструируется по двум основаниям. Нижнее - начальный (выявленный) уровень воспитанности профессионально значимых личностных качеств: совести, справедливости и ответственности. Верхнее основание - это цель (достигнутый уровень): воспитание профессионально значимых личностных качеств юриста, которое выражается в осознании студентами единства внутри триады: совесть - справедливость - ответственность, в

осознании ведущей роли совести в данной триаде, а также в опоре на триединство указанных качеств при исполнении профессиональных компетенций. Соответственно данным основаниям мы отбираем содержание, методы и организационные формы осуществления образовательного процесса. Реализация данного образовательного процесса проходит в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Элементами педагогической модели воспитания профессионально значимых личностных качеств у будущих юристов являются содержание образовательного процесса, формы и методы его организации. Данные элементы взаимосвязаны между собой таким образом, что отбор содержания влияет на формы организации образовательного процесса, а также на используемые методы. Организация данной модели подчинена одной цели -воспитанию профессионально значимых личностных качеств будущих юристов (совести, справедливости и ответственности),- которая и обусловливает отбор содержания образовательного процесса. Данная педагогическая модель полиструктурна. Структурируется она в зависимости от уровня воспитанности профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, и содержания образования, которое усваивается студентами.

Содержание образования отбирается в соответствии с социальным заказом, выраженным в Государственном образовательном стандарте высшего образования, специальность 030501 (021100) -юриспруденция, квалификация - юрист. В нашем случае содержание образования содержит этические кодексы, кодексы чести и другие нормативные документы разных стран, что дает возможность сравнить законодательную базу различных государств, отражающую нравственную сторону профессии; сведения о совести, справедливости и ответственности как этических и правовых категориях и как качествах, присущих юристу-профессионалу; сведения о социальном опыте, касающемся моральной стороны юридической профессии; вопросы о соотношении ключевых понятий профессиональной этики - права и морали, соотношении принципа законности и справедливости, а также ряд общеизвестных моральных дилемм, свойственных юридической профессии (коррупция в органах правосудия, вопрос о недоверии народа представителям правосудия, вопрос о применении незаконных методов работы, вопрос о совести адвоката при защите преступника, проблема смертной казни и др.), знакомство с которыми в целях воспитания формирует у будущих юристов отношение к совести, справедливости и ответственности как к качествам, необходимым в юридической профессиональной деятельности.

Рис. 1. Педагогическая модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов.

Исходя из особенностей данного содержания образования методы образовательного процесса должны способствовать должному усвоению социального опыта образовывающимися людьми, развитию убеждений и позитивных мотивов поведения, а также развитию потребности в истинно совестливом поведении в различных аспектах жизнедеятельности, в т.ч. и в профессиональной деятельности с учетом ее специфических особенностей. Считаем целесообразным отобрать следующие методы: словесные (беседу, диалог, дискуссию); работу с текстом, анализ текста; видеометод; наглядные (демонстрация, наблюдения студентов); ролевую игру; «круглый стол»; сочинение-

размышление; анализ кейсов (case study), которые способствуют воспитанию профессионально значимых личностных качеств будущих юристов (совести, справедливости и ответственности) через сообщение конкретных фактов о нравственных качествах и моральных дилеммах; объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков со-

вести, справедливости и ответственности и сопоставлении их с конкретными ситуациями морального характера; мотивацию и формулировку морального правила; применение будущими юристами усвоенных знаний при оценке своего поведения и поведения своих будущих коллег.

Организационными формами осуществления образовательного процесса, используемыми в обучении иностранному языку, являются традиционные групповые практические занятия, на которых происходит знакомство студентов с элементами социального опыта, теоретическим материалом, касающимся сведений о совести, справедливости и ответственности. Конференция, как организационная форма, служит для «виртуальной» апробации усвоенных знаний о совести, справедливости и ответственности. Организационной формой для применения студентами своих знаний на практике, максимально приближенной к реальным условиям, выступает ролевая игра, в которой студент может реализовать свои сущностные свойства, ограничивая эти проявления социальными рамками. Организационные формы отобраны в зависимости от содержания и

методов осуществления образовательного процесса так же, как и от поставленных задач, на каждом из этапов его осуществления, о чем речь пойдет далее.

В целом представленная модель способствует воспитанию совести, справедливости и ответственности как целостного образования. Содержание образовательного процесса выбрано таким образом, чтобы помочь осознать существующие взаимосвязи между ведущими профессионально значимыми личностными качествами будущих юристов через знакомство с социальным опытом, касающимся моральной стороны профессии юриста; анализ ситуаций, заключающих в себе моральную дилемму; «виртуальную» апробацию усвоенных знаний об указанных качествах; осуществление профессиональных компетенций в опоре на совесть, справедливость и ответственность.

Представленная педагогическая модель образовательного процесса реализуется в три этапа. На первом этапе (рис. 2) необходимо убедить будущих юристов в важности вышеуказанных качеств для осуществления ими своих компетенций в будущей профессии, а также указать на существующие между ними взаимосвязи, обосновать ведущую роль

совести как основополагающего личностного качества юриста в ситуациях морального выбора. На втором (рис. 3) - предоставить возможность студенту проявить себя в различных ситуациях, имитирующих будущую профессиональную деятельность. В данной «виртуальной» апробации студенту предоставляется возможность проявить указанные качества посредством высказывания либо обсуждения проблемы и возможного пути выхода из нее. На третьем этапе (рис. 4) - предоставить возможность проявиться действиям и поступкам студента в соответствии со своими знаниями и нравственными убеждениями, основанными на совести, справедливости и ответственности с последующим анализом достижений и допущенных ошибок. Данный эксперимент реализуется в целенаправленно организованной педагогической ситуации, содержащей в своей основе моральную дилемму о совести юриста, в которой распределение социальнопрофессиональных ролей происходит с учетом индивидуальных свойств студентов, их природной предрасположенности к выбору той или иной профессиональной роли: прокурор, адвокат, судья, следователь и т. д.

Рис. 2. Педагогическая модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. Этап 1.

Рис. 3. Педагогическая модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. Этап 2.

Рис. 4. Педагогическая модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. Этап 3.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьева О. В., Пищелко А. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия; Мастерство, 2001. -224 с.

Букреев В. И., Римская И. Н. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению: учебное пособие. М.: Юрайт, 1998. -336 с.

Жалинский А. Э. Профессиоанльная деятельность юриста: введение в специальность: учебное пособие для вузов. М.: Бек, 1997. -321 с.

Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция». М.: НОРМА, 2003. -165 с. Введение в юридическую специальность: учебное пособие для образоват. учреждений юрид. профиля МВД России / Под ред. А. П. Коренева. М.: Щит-М, 1999. -307 с. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. -208 с. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. М.: Моск. ин-т развития образоват. системы, 1994. -134 с.

Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: опыт университетского словаря: учебное пособие. Тю-

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

мень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, Центр прикладной этики, 2001. -268 с.

Бербешкина З. А. Совесть как этическая категория: монография. М.: Высш. шк., 1986. -103 с.

Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997.

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М: Издат. дом Ш. Амонашвили, 1995. -496 с.

Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д., 1999. -560 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А. Маслоу. СПб.: Питер, 2006. -351 с.

Блауберг И. В., Садовский В. Н. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1976.

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.

Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: изд-во Воронеж. ун-та, 1977. -304 с.

Таланчук Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики // Профессиональное образование. Казань, 1995. №1.

1

9

2

3

4

5

6

7

8

Поступила в редакцию 31.05.2008 г. После доработки — 30.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.