Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА'

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставник / наставничество / педагоги-наставники / личностные качества / профессиональные качества / педагогическая деятельность / mentor / mentoring / teacher-mentor / personal qualities / professional qualities / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Н. Семенкова, Я.В. Крючева

Прошедший 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника. В результате особую актуальность, особенно в педагогическом процессе, вновь приобрело наставничество, распространившееся в современных условиях на всю образовательную деятельность. Наставничество стало реализовываться как на федеральном, так и на региональном уровнях, кроме этого каждое учебное заведение разработало свою программу осуществления наставнической деятельности. Это потребовало целенаправленного изучения личностных и профессиональных качеств, наличие которых у педагога способствует более эффективной реализации наставнической деятельности. Основу для изучения личностных и профессиональных качеств педагога составили деятельностный и системный подходы. Цель исследования заключается в изучении личностных и профессиональных качеств педагога-наставника, которым в первую очередь отдают предпочтение обучающиеся. Для реализации цели исследования был использован метод анкетирования, а также методы научного анализа и синтеза при оценивании полученных результатов. По результатам проведенного исследования авторы пришли к выводу, что предпочтения студентов во многом зависят от курса обучения и от тех целей, которые перед ними стоят. Студенты первого, второго и часть третьего курсов предпочтение отдали характеристикам с эмоциональной составляющей. Часть студентов третьего курса и выпускники уже направлены на будущую профессиональную реализацию, поэтому они предпочтение отдали профессиональной составляющей. Дальнейшие исследования могут касаться как определения возможных причин выбора обучающимися личностных качеств педагогов-наставников, предполагающих эмоциональное взаимодействие, так и оценки необходимых личностных и профессиональных качеств самими педагогами, реализующими наставническую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A TEACHER-MENTOR

The year 2023 in Russia was declared the Year of Teacher-Mentor. As a result, mentoring has regained its special relevance, especially in the pedagogical process, and has spread in modern conditions to all educational activities. Mentoring began to be implemented both at the federal and regional levels, in addition, each educational institution has developed its own program for mentoring activities. This required a purposeful study of personal and professional qualities, the presence of which in a teacher contributes to a more effective implementation of mentoring activities. The basis for studying the personal and professional qualities of a teacher was made up of activity-based and systematic approaches. The purpose of the study is to study the personal and professional qualities of a teacher-mentor, which, first of all, are preferred by students. To achieve the purpose of the study, the questionnaire method is used, as well as methods of scientific analysis and synthesis in evaluating the obtained results. Based on the results of the study, the authors concluded that students’ preferences largely depend on the course of study and on the goals they face. Students of the first, second and part of the third years preferred characteristics with an emotional component. Some of the third-year students and graduates have already been directed to future professional realization, so they preferred the professional component. Further research may concern both determining the possible reasons for students to choose the personal qualities of mentoring teachers, involving emotional interaction, as well as evaluating the necessary personal and professional qualities by the teachers themselves who implement mentoring activities.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА»

позиции в рамках исследования формируют и углубляют образ инноватора. Педагогическое сопровождение проектной деятельности посредством фиксации результатов, коррекции, мотивации на успех способствует развитию творчества. Студент посредством самоанализа развивает самоорганизацию и самоконтроль.

4 этап. Внеучебная деятельность, ориентированная на исследования в данной области, совершенствует образ инноватора, выводя развитие индивидуального, личностного, субъектного на новый, более сложный план. Дальнейшим этапом развития траектории является исследовательская, научная, социальная деятельность студентов бакалавриата.

Необходимо заметить, что развитие внутренних смыслов инновационной деятельности неотделимо от формирования коммуникативных компетенций в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Поэтому бинарные средства должны быть диалоговыми, предусматривающими обмен информацией, партнерскую позицию участников образовательного процесса; коммуникативными, формирующими умение работать в команде; творческими, способствующими развитию креативности, гибкости, критичности мышления.

Анализ полученных результатов практического применения бинарных методов позволяет говорить о степени влияния использования данных методов на эффективность процесса формирования инновативности студентов бакалавриата направления подготовки 38.03.02 Менеджмент. Нами были отмечены существенные сдвиги в уровне академической успеваемости, проявляющиеся в позитивной динамике оценок за академические курсы, в уровне качества ответов в рамках промежуточной аттестации, в уровне сложности выбранных тем для проектной деятельности.

Активность студентов бакалавриата во внеучебной деятельности свидетельствует о высоком ресурсе потенциалов экзистенциальной педагогики по

Библиографический список

сравнению с альтернативными педагогическими технологиями. Реализация субъектности и самопроектирования невозможна в условиях директивных технологий и отсутствия партнерства. Обретение смысла профессиональной деятельности возможно на деятельностной основе с опорой на социальный индивидуальный опыт.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Философское знание составляет методологическое ядро педагогики. Поэтому актуальной идеей в системе высшего образования мы считаем необходимость присутствия экзистенциальной методологической концепции для формирования инновационного потенциала выпускников вузов.

2. Принципы экзистенциальной педагогики наряду с бинарными методами отвечают идее формирования и воспитания человека профессионального, творчески свободного, с выраженной субъектной позицией и нравственной ориентацией на совершенствование себя и окружающего мира.

3. Данное исследование имеет практическую значимость с точки зрения демонстрации внедрения принципов и методов экзистенциальной педагогики в образовательный процесс вуза на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» с целью формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности.

4. Исследование имеет теоретическую новизну, поскольку автором предлагается анализ системных понятий экзистенциальной педагогики в контексте задач высшей школы по подготовке профессиональных кадров.

5. Результативность применения бинарных методов экзистенциальной педагогики подтверждает ее ценность для современной концепции образования в системе высшей школы, формирования субъектности, индивидуальных смыслов в профессии. Применение бинарных методов может быть рекомендовано к использованию с целью решения системных дидактических задач.

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Правительство России. Официальный сайт Available at: http://government.ru/news/12582/

2. Рожков М.И. Воспитание свободного человека: педагогическое кредо. Ярославль, 2006.

3. Рупасова Я.Е. Системные педагогические задачи подготовки управленческих кадров в перспективе инновационных стратегий и цифровизации образовательного пространства. Мир науки, культуры и образования. 2024; № 1 (104): 94-98.

4. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: учебное пособие. Москва: Педагогика-ПРЕСС, 1999.

5. Байбородова Л.В. Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников: учебное пособие. Ярославль: РИО ЯГПУ 2022.

References

1. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Pravitel'stvo Rossii. Oficial'nyj sajt. Available at: http://government. ru/news/12582/

2. Rozhkov M.I. Vospitanie svobodnogo cheloveka: pedagogicheskoe kredo. Yaroslavl', 2006.

3. Rupasova Ya.E. Sistemnye pedagogicheskie zadachi podgotovki upravlencheskih kadrov v perspektive innovacionnyh strategij i cifrovizacii obrazovatel'nogo prostranstva. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 94-98.

4. Masharova T.V. Pedagogicheskaya tehnologiya: lichnostno-orientirovannoe obuchenie: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogika-PRESS, 1999.

5. Bajborodova L.V. Proekiirovanie doprofessional'nojpedagogicheskojpodgotovkishkol'nikov: uchebnoe posobie. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2022.

Статья поступила в редакцию 08.04.24

УДК 37

Semenkova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural

University (Tyumen, Russia), E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Kryucheva Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russia), E-mail: yanakryucheva@mail.ru

PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A TEACHER-MENTOR. The year 2023 in Russia was declared the Year of Teacher-Mentor. As a result, mentoring has regained its special relevance, especially in the pedagogical process, and has spread in modern conditions to all educational activities. Mentoring began to be implemented both at the federal and regional levels, in addition, each educational institution has developed its own program for mentoring activities. This required a purposeful study of personal and professional qualities, the presence of which in a teacher contributes to a more effective implementation of mentoring activities. The basis for studying the personal and professional qualities of a teacher was made up of activity-based and systematic approaches. The purpose of the study is to study the personal and professional qualities of a teacher-mentor, which, first of all, are preferred by students. To achieve the purpose of the study, the questionnaire method is used, as well as methods of scientific analysis and synthesis in evaluating the obtained results. Based on the results of the study, the authors concluded that students' preferences largely depend on the course of study and on the goals they face. Students of the first, second and part of the third years preferred characteristics with an emotional component. Some of the third-year students and graduates have already been directed to future professional realization, so they preferred the professional component. Further research may concern both determining the possible reasons for students to choose the personal qualities of mentoring teachers, involving emotional interaction, as well as evaluating the necessary personal and professional qualities by the teachers themselves who implement mentoring activities.

Key words: mentor, mentoring, teacher-mentor, personal qualities, professional qualities, pedagogical activity

С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета

Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Я.В. Крючева, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: yanakryucheva@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

Прошедший 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника. В результате особую актуальность, особенно в педагогическом процессе, вновь приобрело наставничество, распространившееся в современных условиях на всю образовательную деятельность. Наставничество стало реализовы-ваться как на федеральном, так и на региональном уровнях, кроме этого каждое учебное заведение разработало свою программу осуществления настав-

нической деятельности. Это потребовало целенаправленного изучения личностных и профессиональных качеств, наличие которых у педагога способствует более эффективной реализации наставнической деятельности. Основу для изучения личностных и профессиональных качеств педагога составили дея-тельностный и системный подходы. Цель исследования заключается в изучении личностных и профессиональных качеств педагога-наставника, которым в первую очередь отдают предпочтение обучающиеся. Для реализации цели исследования был использован метод анкетирования, а также методы научного анализа и синтеза при оценивании полученных результатов. По результатам проведенного исследования авторы пришли к выводу, что предпочтения студентов во многом зависят от курса обучения и от тех целей, которые перед ними стоят Студенты первого, второго и часть третьего курсов предпочтение отдали характеристикам с эмоциональной составляющей. Часть студентов третьего курса и выпускники уже направлены на будущую профессиональную реализацию, поэтому они предпочтение отдали профессиональной составляющей. Дальнейшие исследования могут касаться как определения возможных причин выбора обучающимися личностных качеств педагогов-наставников, предполагающих эмоциональное взаимодействие, так и оценки необходимых личностных и профессиональных качеств самими педагогами, реализующими наставническую деятельность.

Ключевые слова: наставник, наставничество, педагоги-наставники, личностные качества, профессиональные качества, педагогическая деятельность

Труд педагога за последние тридцать лет значительно обесценился. В целом падение имиджа педагогической деятельности - достаточно длительный процесс, который начался в России еще в 90-х годах XX века, и обусловлен он был политическим и экономическим кризисом, приведшим к значительному сокращению финансирования образования. Постепенное изменение требований к педагогам, возвращение в образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы) после долгого перерыва воспитательной работы актуализировали необходимость повышения престижа педагогической профессии. В результате в педагогике вновь стал звучать термин «наставничество», и если ранее данный термин применялся только относительно профессиональной деятельности на предприятиях, то в современных условиях он распространился в первую очередь на образовательную деятельность в учебных заведениях. В настоящее время наставничество реализуется в той или иной мере в каждом учебном заведении, им охвачены как школьники-выпускники, так и студенты с первого по четвертый курсы, а также молодые специалисты. В результате особую актуальность приобрел вопрос определения личностных и профессиональных качеств, наличие которых у педагога способствует более эффективной реализации наставнической деятельности. Основу для изучения личностных и профессиональных качеств педагога, необходимых для осуществления качественной наставнической деятельности, составили деятельностный и системный подходы.

Цель исследования - изучение личностных и профессиональных качеств педагога-наставника, которым в первую очередь отдают предпочтение обучающиеся.

Задачи:

- разработать диагностический инструментарий для выявления основных личностных и профессиональных качеств педагога-наставника;

- выделить основные личностные и профессиональные качества педагога-наставника.

Для реализации цели и задач исследования был использован метод анкетирования, а также методы научного анализа и синтеза при оценивании полученных результатов. Научная новизна исследования заключается в изучении основных личностных и профессиональных качеств педагога-наставника, которые выделяют сами обучающиеся в зависимости от курса обучения и реализации целей, которые перед ними стоят в процессе профессиональной подготовки и в условиях целенаправленной реализации наставнической деятельности.

Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования для эффективной и качественной, а не формальной реализации наставнической деятельности в высших учебных заведениях.

Наставничество как педагогическую деятельность начали рассматривать в своих трудах еще древнегреческие философы - Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, а философы Средневековья (А. Августин, Э. Роттердамский, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли) дали теоретическое обоснование наставничества. Ф. Рабле, Т. Мор, М. Монтень рассматривали наставничество с точки зрения гуманизма. Отечественные ученые также не остались в стороне от исследований феномена наставничества [1]. Как многоаспектный феномен, наставничество рассматривали Н.Н. Булич, Н.А. Корф, Л.Н. Модзалевский, С.А. Рачинский, Д.И. Тихомиров [2]. К исследованию сущности понятия «наставничество» обращались в своих трудах С.Я. Батышев, С.Г Вершловский, В.А. Сластенин. Как один из элементов системы непрерывного педагогического образования наставничество рассматривали О.А. Абдуллина, В.С. Бутенко, В.И. Загвязинский, М.Ф. Зарецкий, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, К.В. Колесничен-ко, В.А. Сластенин и др. Как фактор профессиональной ориентации наставничество изучали Ю.Н. Акимова, В.В. Державина, М.А. Литвиненко, А.А. Любар, А.А. Русанова, Е.В. Соколова, А.В. Шапиева и др., а как механизм оказания помощи начинающему учителю - Т. Г Браже, В.М. Лизинский, Л.В. Маслова, И.В. Крупина, Ю.Н. Кулюткин, А.П. Ситник и др. [2]. Не менее актуальным является и вопрос наличия у педагога-наставника особых личностных и профессиональных качеств, способствующих эффективной реализации наставнической деятельности. Так, Н.Ю. Синягина описала принципы наставничества (сотрудничество, инициативность, креативность, критическое мышление, активность, компетентность, информационная грамотность), в основу которых были положены ценности XXI века [3]. Ю.Л. Львова [4] при описании наставничества связывает его с творческим сотрудничеством, содружеством, коммуникабельностью, желанием заниматься творчеством. Зарубежные авторы (Д. Клаттербак, Г. Льюис) рассматривают наставничество как процесс, связанный с фасилитацией, коучингом,

консультированием, тем самым уделяя большое внимание развитию навыков общения [5].

Впервые о возрождении наставничества заговорил Президент РФ Путин В.В., а в феврале 2018 года в Москве прошел первый Всероссийский форум «Наставник - 2018». Главной целью форума стало обсуждение возрождения традиций наставничества. Как отмечал в своем выступлении Сергей Кириенко, первый замруководителя Администрации Президента РФ, «основным способом развития талантов является передача навыков, знаний и особенно ценностей от человека к человеку» [6], а Президент, в свою очередь, дал поручение определиться с содержанием терминов «наставничество» и «наставник».

Термин «наставник» в настоящее время достаточно часто употребляют относительно учителей, опытных специалистов, руководителей, то есть людей, деятельность которых напрямую связана с руководством, помощью, продвижением неопытных или малоопытных молодых специалистов [7]. Наставник решает задачи адаптации, обучения, поддержки и повышения компетенции молодых специалистов, студентов, которые только получают образование. В педагогике наставником является педагогический работник, деятельность которого направлена на оказание помощи и поддержки при приобретении нового опыта, развитии навыков и компетенций, достижении результатов, преодолении профессиональных затруднений [8]. Среди требований к наставнику отмечается наличие необходимых знаний и умений, большого стажа работы и готовность делиться опытом с малоопытными специалистами. При этом необходимо отметить, что наставничество, как «обучение личным примером, практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному» [9], всегда было свойственно педагогической деятельности.

Работа педагога во все времена предполагала жертвенность, личностное растворение в жизни ребенка, постоянный интерес и желание помочь в личностном развитии подрастающему поколению. Ярким примером готовности пожертвовать собой, своими интересами ради воспитанников, причем смешанной со скрытой готовностью к подвигу, явилась педагогическая деятельность Януша Корчака, который не оставил своих воспитанников в трудную минуту и разделил с ними их участь. Сейчас сколь угодно можно рассуждать на тему, что дети были больны и порой не понимали в силу своего заболевания всех обстоятельств, но именно сострадание, доброта, отзывчивость, открытость, свойственная личности великого педагога, не только наполнили смыслом его педагогическое служение, но и помогли достойно закончить земной путь. Подобные стремления необходимо отметить и у К.Д. Ушинского (адаптировав классно-урочную систему Яна Амоса Коменского под отечественные реалии, на столетия заложил методологическую основу нашей образовательной системы) [10], Л.Н. Толстого, И.Г. Песта-лоцци [11], А.С. Макаренко [12], В.А. Сухомлинского [13]. Данный список можно продолжать бесконечно, и пусть направления их педагогических интересов были различными, однако ради воспитанников они готовы были совершать человеческий и профессиональный подвиги.

С целью привлечения внимания к педагогической и наставнической деятельности 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника. В результате у нас в стране стало проводиться большое количество разноуровневых мероприятий, направленных на реализацию наставнической деятельности, в которых в первую очередь были задействованы образовательные учреждения как непосредственные реализаторы наставнической деятельности. Тюменская область также не осталась в стороне от данной деятельности. В области стал ре-ализовываться проект «Факультет педагогических профессий», который направлен на формирование ряда компетенций, формирующихся у молодых педагогов постепенно. Кроме того, каждое образовательное учреждение разработало свой индивидуальный план проведения Года педагога и наставника, так как каждое из них является непосредственным реализатором наставнической деятельности.

22 декабря 2023 года Государственным аграрным университетом Северного Зауралья был проведен круглый стол «Наставничество в образовательных организациях: опыт, новации», посвященный подведению итогов реализации Года педагога и наставника. В работе круглого стола приняли участие не только видные представители вузов Тюменской области, но и педагоги Центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи «ВОИН». Участники круглого стола представили свой опыт реализации наставничества, а также обсудили роль наставников в становлении профессиональных и личностных качеств обучающихся. «Наставничество сегодня является универсальной социальной технологией помощи в формировании метакомпетенций, смыслов

и ценностей у обучающихся и внедряется в разных формах и вариациях» [14], поэтому опыт каждого учебного заведения уникален, имеет высокий потенциал для дальнейшего развития. В одних учебных заведениях функционируют специальные отделы, занимающиеся организацией наставнической деятельности, в других инициатива наставнической деятельности в первую очередь идет от заведующих кафедрами, а затем поддерживается рядовыми преподавателями. Таким образом, как отмечали выступающие на круглом столе, наставничеством охвачены как студенты первых курсов, так и выпускники, а также молодые ученые.

Однако вопрос относительно личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать педагог, чтобы считаться наставником (быть полноценным наставником), на наш взгляд, на круглом столе был обделен вниманием. Хотя личностные и профессиональные качества играют, на наш взгляд, важную роль в профессиях, связанных со взаимодействием между людьми. С целью определения личностных и профессиональных качеств нами было проведено анкетирование студентов разных курсов с дальнейшим анализом и синтезом полученных результатов. Студентам было предложено ответить на 3 вопроса, причем с позиции человека, которому наставническая деятельность крайне необходима. Всего в опросе приняло участие 124 человека: 32 студента-первокурсника, 19 студентов второго курса, 46 студентов, обучающихся на третьем курсе и 27 студентов-четверокурсников. Вовлечение в опрос студентов разных курсов для нас было крайне важно, так как мы предположили, что набор личностных и профессиональных качеств может отличаться в зависимости от года обучения и степени вовлеченности студентов в процесс обучения профессии.

В начале нас интересовал ответ на вопрос «Какими личностными качествами должен обладать педагог, чтобы студенты его воспринимали в качестве наставника?». При этом студенты должны были написать личностные или профессиональные качества педагога, опираясь на собственный, порой небольшой опыт.

Студенты первого курса (32 человека) среди личностных качеств педагога особый акцент сделали на таком качестве, как доброта. 50% принявших участие отдали предпочтение именно данному качеству. Кроме того, 40% студентов указали такие характеристики, как желание идти навстречу, профессионализм, умение преподавать, ответственность, понимание. Также 20% опрошенных отметили важность терпения, спокойствия, стрессоустойчивости, общительности, лидерских качеств, честности и справедливости. Кроме этого, по одному выбору студенты отдали предпочтение милосердию, самообразованию, мудрости. Таким образом, студенты первого курса особое внимание уделили личностным характеристикам с эмоциональной составляющей. Возможно, дело в том, что в этот период происходит адаптация к образовательному процессу, к требованиям преподавателей, к условиям сдачи сессии, что, в свою очередь, создает условия для возникновения тревожности [15]. Этим и может объясняться акцент на эмоциональном взаимодействии педагогов и студентов.

Студенты второго курса (19 принявших участие в опросе) особое внимание уделили таким личностным характеристикам, как умение преподавать, компетентность, профессионализм. Данные качества указали в своих ответах 40% опрошенных. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что студенты второго курса уже начинают включаться в непосредственную профессиональную подготовку, и поэтому ценность начинают приобретать именно данные качества, хотя личностные качества с эмоциональной составляющей также имеют место быть. Такие качества, как доброта, юмор, спокойствие, поддержка, указали в ответах 23% опрошенных. По сравнению с ответами студентов первого курса, впервые были озвучены такие качества, как эрудированность, твердость характера, усидчивость, спокойствие, уверенность. Правда данные качества выбрали в единичном количестве и, к сожалению, опрос проводился анонимно с помощью интернет-платформ, поэтому не было возможности побеседовать со студентами лично относительно их выбора.

Студенты третьего курса (46 человек) акцент сделали на таких качествах, как доброта, умение преподавать, профессионализм, эмоциональная устойчивость, ответственность. Предпочтение данным качествам отдали 66% принявших участие в опросе. Как видим, наряду с профессиональными качествами вновь было отмечено такое качество, как доброта. На наш взгляд, данное качество представляет собой собирательное понятие из отзывчивости, приветливости, эм-патии, дружелюбия, так как некоторые студенты либо целенаправленно не указывали доброту, либо параллельно с добротой указывали вышеперечисленные качества. Кроме того, 10% студентов среди необходимых педагогу качеств назвали честность, харизму, лидерские качества, умение слушать. Для 24% опрошенных важным становится отзывчивость, общительность, уверенность и целеустремленность. Причем такие качества, как честность и уверенность, указывались без уточнения по отношению к кому-либо - к педагогам или к студентам.

Студенты четвертого курса предпочтение отдали таким качествам, как понимание, ответственность, доброта, поддержка, профессионализм (данный выбор сделали 73% опрошенных). Кроме этого, студенты отметили необходимость наличия у педагога харизмы, милосердия, мудрости. Данный выбор представлен у 17% студентов. Возможно, данная ситуация объясняется тем, что наряду с профессиональной составляющей (идет активная подготовка к защите дипломной работы) значение приобретают и личностные качества, так как любая подготовка к итоговой аттестации сопряжена со стрессом. Значение также приобретает и неопределенность относительно будущей профессиональной реализации. Также

10% студентов отметили важность для педагога целеустремленности, внимательности, уверенности, коммуникабельности, при этом не уточнив, с чем связан данный выбор.

Таким образом, если студенты первого курса отдали предпочтение в первую очередь личностным характеристикам, то студенты последующих курсов вначале немного, а потом все больше внимания уделили профессиональным характеристикам. Данный выбор еще может объясняться и тем фактом, что на первом курсе в целом происходит адаптация к учебному заведению, преподавателям, учебному процессу, и в этом случае становится крайне важным личностное участие со стороны преподавателей [15]. Однако, начиная со второго курса, студенты все больше погружаются в профессиональную подготовку и для них очень важной становится именно эта составляющая личности педагогов. Кроме того, студентам, на наш взгляд, очень важно найти подтверждение правильности их профессионального выбора (метод личного примера в воспитании и обучении никто не отменял), и если студентов окружают увлеченные профессией, а не отбывающие время педагоги, то это дополнительно подкрепляет правильность их выбора. К четвертому курсу акцент уже делается на профессиональных качествах, хотя личностные характеристики все равно сохраняют свое значение, так как для большинства людей очень важно, чтобы нас не просто слушали, но и слышали, и понимали, и принимали.

В рамках третьего вопроса мы предложили студентам восемь характеристик (заинтересованность жизнью студентов, открытость, постоянное развитие, желание работать с обучающимися, самостоятельность, четкая гражданская позиция, готовность к выполнению своих обязанностей, способность пожертвовать собой во благо воспитанников), которые, на наш взгляд, являются неотъемлемой частью личности педагога, желающего реализовать себя в качестве наставника, и попросили проранжировать их от 1 до 7 баллов, где 1 - наиболее важная, а 7 - наименее важная характеристика. Предложенные нами характеристики были определены по итогам работы круглого стола, несмотря на то, что на нем освещались, прежде всего, вопросы организации и итоги реализации наставничества в образовательных учреждениях, фоном упоминались личностные и профессиональные качества педагогов, реализующих наставническую деятельность.

Студенты первого курса на первое место (по количеству минимальных баллов) поставили такую характеристику, как заинтересованность жизнью студента, далее идут желание работать с обучающимися, готовность к выполнению своих обязанностей и открытость. Далее характеристики расположились в следующем порядке: способность пожертвовать собой во благо воспитанников, постоянное развитие, самостоятельность, четкая гражданская позиция. Если сравнивать результаты ответов на предыдущий вопрос и результаты ранжирования, то вновь первое место занимают характеристики, подразумевающие эмоциональную составляющую во взаимоотношениях педагог - обучающийся, что является для студентов первого курса определяющим в процессе адаптации.

Студенты второго курса на первое место поставили способность пожертвовать собой во благо воспитанников, а далее - открытость, заинтересованность жизнью студентов и желание работать с обучающимися. Во второй части списка расположились такие характеристики, как самостоятельность, готовность к выполнению своих обязанностей, постоянное развитие. Наименее важным студенты посчитали наличие четкой гражданской позиции. Таким образом, вновь эмоциональная составляющая оказывается для студентов значимой. При всем при этом в ответах студентов начинает появляться профессиональная составляющая.

Студенты третьего курса в целом ни одну из характеристик не отметили как наиболее важную и значимую. Все характеристики набрали примерно одинаковый диапазон баллов. Однако среди всех характеристик особое внимание они уделили способности пожертвовать собой во благо воспитанников, далее -заинтересованности жизнью студентов, наличию четкой гражданской позиции и открытости. Такие качества, как желание работать с обучающимися, готовность к выполнению своих обязанностей, постоянное развитие, самостоятельность, студенты поставили в конце списка, скорее всего, это связано с тем, что педагога в качестве наставника они рассматривают с позиции человека, эмоционально участвующего в их жизни, и тогда профессиональные качества они оценивают как необходимый, но дополнительный бонус.

Студенты четвертого курса, наоборот, на ведущие, значимые позиции поставили характеристики, напрямую связанные с профессиональной реализацией: готовность к выполнению своих обязанностей, желание работать с обучающимися, самостоятельность, постоянное развитие, а вот характеристики, предполагающие эмоциональный обмен, студенты-выпускники отнесли во вторую половину списка: способность пожертвовать собой во благо воспитанников, открытость, четкая гражданская позиция. Такая характеристика, как заинтересованность жизнью студентов, вообще была отправлена в конец списка.

В результате проведенного исследования поставленные цель и задачи были достигнуты. Студенты выделили те личностные и профессиональные качества, которые, по их мнению, наиболее значимы для успешной и качественной реализации наставнической деятельности. При этом необходимо отметить, что обучающиеся больше ориентировались на эмоциональную составляющую в процессе взаимодействия с педагогом-наставником, и только студенты-выпускники акцент сделали на профессиональных качествах. При анализе результатов у нас возник вопрос о том, что лежит в основе их выбора. Однако для повышения объ-

ективности ответов формат проведения исследования (интернет-анкетирование) был анонимным и не предполагал непосредственное взаимодействие с опрашиваемыми. При ранжировании предложенных нами качеств обращение к профессиональным характеристикам отмечено уже среди студентов третьих курсов. Таким образом, предпочтения студентов во многом зависят от курса обучения и от тех целей, которые перед ними стоят. Студенты первого, второго и часть третьего курсов предпочтения отдали характеристикам с эмоциональной составляющей, так как педагога они чаще всего ассоциируют с человеком, который может выслушать, понять, пойти на встречу и так далее. Часть студентов третьего курса и выпускники уже направлены на будущую профессиональную реализацию, поэтому предпочтение они отдали профессиональной составляющей. Причем педагог, претендующий на роль наставника, должен не просто номинально выполнять

Библиографический список

свои обязанности, а выполнять их сознательно, ответственно и честно [16]. Однако это в любом случае не исключает эмоционального контакта.

Таким образом, если попытаться соединить воедино все характеристики -и те, что определили сами студенты, и те, что им были предложены для ранжирования, то получается, педагог-наставник должен быть в первую очередь эмоционально включенным в процесс профессионалом, который и профессионально поддержит, направит, и эмоционально будет связан со студентами.

Дальнейшие исследования могут быть направлены как на определение возможных причин выбора обучающимися личностных качеств педагогов-наставников, предполагающих эмоциональное взаимодействие, так и на оценку необходимых личностных и профессиональных качеств самими педагогами, реализующими наставническую деятельность.

1. Зорина И.А. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и требования. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023; № 2. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/15SCSK223.pdf

2. Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 5. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/05PDMN522.pdf

3. Синягина Н.Ю., Вержибок ГВ. Молодое поколение: ориентиры успешности. Личность: ресурсы и потенциал. 2019; № 2: 43-46.

4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1992.

5. Льюис Г Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. Перевод с английского. Минск: Амалфея, 1998.

6. Замахина Т. В России возродят традицию наставничества. Российская газета - Федеральный выпуск. 2018; № 32 (7495), 13 февраля. Available at: https://rg.ru/2018/02/13/ v-rossii-vozrodiat-tradiciiu-nastavnichestva.html?ysclid=luths8mzmw631428090

7. Суртаева Н.Н., Ройтблат О.В., Косицына Ж.Б. Наставничество: история и современность Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4: 193-196.

8. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста Научно-педагогическое обозрение. 2017; № 2: 87-91.

9. Невская Л.В., Эсаулова И.А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013; № 21: 72-76.

10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Часть физиологическая. Собрание сочинений. Москва - Ленинград: Издательство академии педагогических наук, 1950; Т. 8-1. Available at: ugward.ru/library/katalog_alfavit/ushinskiy.html

11. Песталоцци И.Г Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1981; Т. 1.

12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1983; Т. 1.

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Москва, 2016.

14. Мещерякова Т.Ю. Наставничество как образовательный тренд современности. Актуальные исследования. 2023; № 37 (167).

15. Семенкова С.Н. Связь мотивации, адаптации и качества учебной деятельности студентов-первокурсников Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 4.

16. Акутина С.П. Роль наставничества в успешной адаптации студентов первого курса в условиях вуза. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 5-7.

References

1. Zorina I.A. Nastavnichestvo kak social'nyj fenomen: sovremennye vyzovy i trebovaniya. Mirnauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2023; № 2. Available at: https://sfk-mn.ru/ PDF/15SCSK223.pdf

2. Yugfel'd E.A. K voprosu o fenomene nastavnichestva: istoricheskij aspekt. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; № 5. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/05PDMN522.pdf

3. Sinyagina N.Yu., Verzhibok G.V. Molodoe pokolenie: orientiry uspeshnosti. Lichnost': resursy i potencial. 2019; № 2: 43-46.

4. L'vova Yu.L. Tvorcheskaya laboratoriya uchitelya: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1992.

5. L'yuis G. Menedzher-nastavnik. Strategiya raskrytiya talanta irasprostraneniya znanij. Perevod s anglijskogo. Minsk: Amalfeya, 1998.

6. Zamahina T.V Rossii vozrodyat tradiciyu nastavnichestva. Rossijskaya gazeta - Federal'nyj vypusk. 2018; № 32 (7495), 13 fevralya. Available at: https://rg.ru/2018/02/13/v-rossii-vozrodiat-tradiciiu-nastavnichestva.html?ysclid=luths8mzmw631428090

7. Surtaeva N.N., Rojtblat O.V., Kosicyna Zh.B. Nastavnichestvo: istoriya i sovremennost' Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4: 193-196.

8. Pozdeeva S.I. Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoe soprovozhdenie molodogo specialista Nauchno-pedagogicheskoeobozrenie. 2017; № 2: 87-91.

9. Nevskaya L.V., 'Esaulova I.A. Sistema razvitiya innovacionnogo kadrovogo potenciala predpriyatij. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2013; № 21: 72-76.

10. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii: Chast' fiziologicheskaya. Sobranie sochinenij. Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo akademii pedagogicheskih nauk, 1950; T. 8-1. Available at: ugward.ru/library/katalog_alfavit/ushinskiy.html

11. Pestalocci I.G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1981; T. 1.

12. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. M.: Pedagogika, 1983; T. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Moskva, 2016.

14. Mescheryakova T.Yu. Nastavnichestvo kak obrazovatel'nyj trend sovremennosti. Aktual'nye issledovaniya. 2023; № 37 (167).

15. Semenkova S.N. Svyaz' motivacii, adaptacii i kachestva uchebnoj deyatel'nosti studentov-pervokursnikov Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; № 4.

16. Akutina S.P. Rol' nastavnichestva v uspeshnoj adaptacii studentov pervogo kursa v usloviyah vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 5-7.

Статья поступила в редакцию 12.04.24

УДК 37.013.37

Sokolova E.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Institute of Physics and Technology (Scientific Research University) (Moscow, Russia),

E-mail: selena12@mail.ru

Sysoeva M.N., senior teacher, Moscow Institute of Physics and Technology (Scientific Research University) (Moscow, Russia), E-mail: sysoevam@list.ru

Shabashova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Institute of Physics and Technology (Scientific Research University) (Moscow, Russia),

E-mail: eshabashova@gmail.com

INTERCULTURAL COMMUNICATION AS A LEARNING COMPONENT IN THE MASTER'S DEGREE COURSE "LEADERSHIP AND COMMUNICATION IN SCIENCE, INDUSTRY AND EDUCATION" (USING THE EXAMPLE OF MIPT SRU). The article describes some results of the new master's course integration at Moscow Institute of Physics and Technology (MIPT SRU). "Leadership and Communication in Science, Industry and Education" is aimed at improving foreign language speech and other soft skills of intercultural interaction in a non-linguistic university. This module is focused on forming an idea of leadership in a multipolar system of international relations, which meets the modern agenda of preserving cultural identity and diversity of mankind. The developed module covering intercultural exchange is implemented in the educational process for teaching a foreign language to MA students. The article describes components of the module and provides an assessment of learning outcomes based on the feedback received after a face-to-face meeting with representatives of other cultures, as well as the results of testing to determine cultural identities and differences in understanding the concept of leadership. The presented material allows concluding that the development of skills for successful and effective intercultural interaction contributes to the development of leadership qualities in students of prestigious technical universities, even in the absence of motivation and understanding of the need to study leadership on part of students.

Key words: culture, leadership, STEM, communication, intercultural interaction, university students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.