Научная статья на тему 'Актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога'

Актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессионально-личностное развитие / саморазвитие / самосознание / индивидуальная образовательная траектория / наставничество / professional and personal development / self-development / self-awareness / individual educational trajectory / mentoring / innovative forms / personal qualities / systematic approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базилевский Андрей Александрович, Базилевская Олеся Викторовна

Обсуждается актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога. В качестве методологической основы представлены результаты фундаментальных исследований С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина и В. С. Мухиной, суть которых определена в приоритетах профессионально-личностного развития и развитого самосознания. Основа деятельности наставника с подопечным сформирована на базе концептуальных идей научной школы В. С. Мухиной, «Феноменология развития и бытия личности». Рассматривается профессионально-личностное развитие педагога через наставническую деятельность, которая представляет собой совместное творчество наставника и подопечного. Наставничество описывается как инструмент профессионального и личностного развития педагогических кадров, цель которого — содействовать непрерывному самообразованию путем совместной разработки индивидуальных образовательных планов, учитывающих профессиональные потребности. Подчеркивается, что использование инновационных форм и методов работы позволит снизить эмоциональную тревожность подопечных педагогов и сформировать положительную атмосферу в образовательных организациях, а системная работа поспособствует уменьшению проблем при профессионально-личностном развитии и приведет к успешному профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базилевский Андрей Александрович, Базилевская Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF MENTORING IN THE PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

The authors discuss the relevance of mentoring in the professional and personal development of a teacher. As a methodological basis, the findings of fundamental research by S. L. Rubinstein, V. A. Slastenin and V. S. Mukhina are presented, the essence of which is defined in the priorities of professional and personal development and developed self-awareness. The basis of the mentor's activity with the ward is formed on the basis of the conceptual ideas of the scientific school of V. S. Mukhina, "Phenomenology of the development and existence of personality". The paper considers the professional and personal development of a teacher through mentoring activity, which is a joint creativity of a mentor and a ward,. Mentoring is described as a tool for professional and personal development of teaching staff, the purpose of which is to promote continuous self–education through the joint development of individual educational plans that take into account professional needs. It is emphasized that the use of innovative forms and methods of work will reduce the emotional anxiety of teachers' wards and create a positive atmosphere in educational organizations, and systematic work will contribute to reducing problems with professional and personal development and leads to successful professional growth.

Текст научной работы на тему «Актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

А. А. Базилевский

О. В. Базилевская

Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 20-32. Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 20-32. УДК 37

doi: 10.24412/2071-6427-2023-6-20-32

Актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога

Базилевский Андрей Александрович1, Базилевская Олеся Викторовна2

1Кандидат педагогических наук, сенатор Российской Федерации, доцент кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления — филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Москва, Россия E-mail: baz240267@rambler.ru

2Главный аналитик управления координации научных исследований и подготовки кадров высшей квалификации Российской академии образования, специалист координационно-образовательного центра «Мой Океан» Всероссийского детского центра «Океан», г. Москва, Россия

E-mail: bazilevskaia@raop.ru

Аннотация. Обсуждается актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога. В качестве методологической основы представлены результаты фундаментальных исследований С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина и В. С. Мухиной, суть которых определена в приоритетах профессионально-личностного развития и развитого самосознания. Основа деятельности наставника с подопечным сформирована на базе концептуальных идей научной школы В. С. Мухиной, «Феноменологияразвития и бытия личности». Рассматривается профессионально-личностное развитие педагога через наставническую деятельность, которая представляет собой совместное творчество наставника и подопечного. Наставничество описывается как инструмент профессионального и личностного развития педагогических кадров, цель которого — содействовать непрерывному самообразованию путем совместной разработки индивидуальных образователь-

© Базилевский А.А., Базилевская О.В., 2023

ных планов, учитывающих профессиональные потребности. Подчеркивается, что использование инновационных форм и методов работы позволит снизить эмоциональную тревожность подопечных педагогов и сформировать положительную атмосферу в образовательных организациях, а системная работа поспособствует уменьшению проблем при профессионально-личностном развитии и приведет к успешному профессиональному росту.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, саморазвитие, самосознание, индивидуальная образовательная траектория, наставничество.

Для цитирования: Базилевский А. А., Базилевская О. В. Актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога// Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С.20-32.

THE RELEVANCE OF MENTORING IN THE PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

Andrey А. Bazilevskiy1, OlesyaV.Bazilevskaya2

1PhD in Education, Senator of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: baz240267@rambler.ru

2Chief Analyst of Russian Academy of Education, Specialist of the Coordination and Educational Center "My Ocean" of the "All-Russian Children's Center "Ocean", Moscow, Russia

E-mail: bazilevskaia@raop.ru

Abstract. The authors discuss the relevance of mentoring in the professional and personal development of a teacher. As a methodological basis, the findings of fundamental research by S. L. Rubinstein, V. A. Slastenin and V. S. Mukhina are presented, the essence of which is defined in the priorities of professional and personal development and developed self-awareness. The basis of the mentor's activity with the ward is formed on the basis of the conceptual ideas of the scientific school of V. S. Mukhina, "Phenomenology of the development and existence of personality". The paper considers the professional and personal development of a teacher through mentoring activity, which is a joint creativity of a mentor and a ward,. Mentoring is described as a tool for professional and personal development of teaching staff, the purpose of which is to promote continuous self-education through the joint development of individual educational plans that take into account professional needs. It is emphasized that the use of innovative forms and methods of work will reduce the emotional anxiety of teachers' wards and create a positive atmosphere in educational organizations, and systematic work will contribute to reducing problems with professional and personal development and leads to successful professional growth.

Keywords: professional and personal development, self-development, self-awareness, individual educational trajectory, mentoring, innovative forms, personal qualities, systematic approach.

For citation: Bazilevskiy A. A., Bazilevskaya O. V. The relevance of mentoring in the professional and personal development of a teacher // Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 20-32. (In Rus).

Введение

В знак особого статуса педагогических работников, включая тех, кто выполняет функции наставников, к 200-летию со дня рождения основоположника российской научной педагогики, К. Д. Ушинского, 2023 г.

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина был объявлен Годом педагога и наставника [16].

К. Д. Ушинский пророчески отмечал: «Наставническая деятельность, может быть более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном одушевлении; а между тем она более чем всякая другая деятельность удалена от взоров общества» [22, с. 10]. Утверждения К. Д. Ушинского — «учитель учит до тех пор, пока сам учится», «кто прекратил обучение и прекратил образование, тот не может обучать других», «без чувств и стремлений к постоянному обучению учитель исчезает» — приобретают особую актуальность в современных условиях [23, с. 287]. Ориентация педагога на свое личностное и профессиональное развитие, нацеленность на безостановочное совершенствование собственного педагогического мастерства и профессиональный рост демонстрируют его готовность к внесению значимого вклада в образование.

Профессионально-личностное развитие и самосознание

Под профессионально-личностным развитием понимается процесс, целью которого является выход на высокий уровень профессиональных компетенций, реализующийся на основании рассмотрения профессиональной деятельности педагога сквозь призму профессионального самосознания. В рамках данного процесса все структурные компоненты самосознания проецируются на деятельность в профессии педагога [11, с. 15].

Согласно взгляду Л. С. Рубинштейна, самосознание представляет собой осознание себя субъектом деятельности. Это сложное и интегративное формирование характеристик психической активности личности, которое происходит на протяжении всей жизни. Самосознание включает в себя осознание собственных действий, результатов, ошибок, мыслей, мотивов, ценностей, а также самооценку и определение собственного места в жизни. Важно отметить, что самосознание не является врожденным свойством, присущим человеку с самого начала, а скорее представляет собой результат его развития. При этом самосознание не имеет отдельной линии развития, отделенной от личности, а является неотъемлемой частью ее реального эволюционного процесса [19, с. 244].

Без развитого самосознания невозможно считать личность сформированной. Самосознание развивается эволюционно, и не является самостоятельной сущностью, а, наоборот, включается в общий процесс развития в качестве важного компонента, возникая относительно поздно.

Основой для формирования самосознания служат практические действия, которые позволяют субъекту отличать себя от других, от окружающего мира. Изменения в самосознании влекут за собой изменения в поведении субъекта, в его внутреннем восприятии окружающего мира, и субъект начинает осознанно выделять себя из этого окружения.

Взгляд В. А. Сластенина на самосознание сводился к представлению о нем как о процессе формирования личности, с установленной ориентацией на достижение высоких профессиональных результатов, освоение профессиональных навыков и развитие, осуществляемое в рамках профессиональной деятельности, во взаимодействиях в профессиональной среде и самосовершенствовании [21, с. 56-57]. В. А. Сластенин подчеркивал, что «для достижения настоящей мотивации к саморазвитию необходимо сдвинуть акцент с моментарных желаний на конечную цель» [21, с. 56-57], и, что «профессиональное самосознание начинается именно с индивидуального стремления к саморазвитию» [21, с. 56-57].

Самосознание рассматривается как ключевой двигатель развития и существенный фактор педагогического искусства, которое определяет содержание личности педагога и отражает его мотивацию в контексте собственного вклада в процесс саморазвития.

Профессиональное самосознание, в отличие от общего самосознания, обладает своей особой спецификой. В то время, как общее самосознание формируется в ходе жизнедеятельности и взаимодействия с окружающими людьми, охватывая аспекты самопознания, собственных действий, психических качеств, профессиональное самосознание представляет собой перенос всех этих структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.

В современном мире профессия педагога привлекает повышенное внимание, и определенные аспекты самосознания педагогов становятся объектом активного изучения. Феномен профессионального самосознания педагога приобретает значение сверх всего, включая его способности, стиль деятельности, этику, представление о себе и отношение к профессии.

Следует отметить, что развитие самосознания педагога происходит параллельно с развитием его самостоятельности. Эта самостоятельность проявляется в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Она не ограничивается только способностью выполнять различные задания и инструкции. Это также включает в себя способность

установить собственные цели, задачи и определить направление своей деятельности. Через развитие самосознания педагог способен активно формировать свою личность и стать более целенаправленным в своей профессиональной практике [10, с. 309].

В. С. Мухина подчеркивает, что развитое самосознание — обязательное условие для развития личности [15, с. 495]. В ее определении самосознание представлено в виде осознания человеком его мыслей, чувств, ценностных ориентаций, мотивов поведения, положения в социуме, а также осознания собственных рефлексий на себя, окружающих, человечество в целом и осознания особенностей собственного поведения [15, с. 15]. Самосознанием предусматривается рефлексия человека на себя самого, способность к достаточно объективной оценке своего «Я», своей уникальности в качестве человека среди остальных людей, также обладающих уникальностью. Самосознанием предполагается рефлексия на место, занимаемое человеком в природе, предметном мире, мире образно-знаковых систем, а также социально-нормативном пространстве [15, с. 495].

Готовность к самопознанию определяет личностную компетентность, и поэтому на этой основе можно более подробно определить и развивать базовую модель психолого-педагогических компетенций педагога.

Согласно концепции В. С. Мухиной, конкретный человек способен преобразовать информацию, которую он заимствует, делая ее собственной, и затем возвращать это преобразованное знание обратно в общее культурное пространство. При этом роль педагогического посредничества, выполняемая наставником, позволяет передавать мысли, идеи, образы и культурные ценности подопечному. Этот процесс приобщает подопечного к богатству человеческого знания, включая как достижения, так и ошибки, и способствует развитию его способности к мышлению, поиску и творчеству [2].

Самосознание педагога является сложным системно-динамическим образованием, которое объединяет осознание и переживание профессионально-педагогических ценностей, личностных смыслов и познавательных интересов, раскрывающих смысл профессиональной личности. Анализируя основные аспекты самосознания, мы можем заключить, что «функциональная структура» включает в себя процессы саморазвития и самосовершенствования. В современных условиях эти процессы определяют требования к непрерывному профессионально-личностному росту

и развитию возможностей педагогов, а также готовность к постоянному профессиональному саморазвитию.

Образовательные организации обладают значительным потенциалом, который может предоставить педагогам возможность выбирать и формировать свой собственный профессиональный путь. Это также означает возможность влияния на содержание образования, методологию обучения и все компоненты образовательного процесса. Эти возможности позволяют педагогам приобретать современные навыки, соответствующие задачам инновационного развития страны.

Профессионально-личностное развитие педагогов становится более реалистичным при внедрении и реализации «Концепции развития наставничества в Российской Федерации» [24], разработанной учеными Российской академии образования. Цель этой концепции заключается в представлении стратегии развития наставничества в различных областях российского общества, включая производство, образование, научные и военно-технические сферы [24, с. 18].

«В Концепции: представлены новые задачи, вызовы и перспективы развития наставничества; даны определения наставничества в разных аспектах; доказана актуальность Концепции, ее своевременность на данном этапе развития нашего государства и общества; сделан краткий обзор отечественного опыта наставничества; наставничество впервые показано как социальная система и вид социальной деятельности; описаны впервые интегральные характеристики наставнической деятельности; освещены функции, роли, права и обязанности наставника во всем их многообразии; указаны возможные риски реализации Концепции и приоритетные направления развития наставничества» [5, с. 13-14].

Актуальность обусловлена тем, что основной задачей педагога-наставника (далее — наставник), работающего с наставляемым педагогом (далее — подопечный), является создание условий для непрерывного самообразования. Это достигается путем совместной деятельности, направленной на разработку индивидуальной образовательной траектории, учитывающей профессиональные потребности подопечного. В этом контексте наставничество способствует применению системного подхода к повышению профессиональной компетентности подопечного и способствует началу формирования их собственной профессиональной карьеры.

Наставничество как условие профессионально-личностного развития педагога

Развитие профессиональных и личностных навыков педагогических кадров играет ключевую роль в обеспечении эффективности работы образовательных организаций. Профессиональный стандарт педагога устанавливает высокие требования, включая приобретение компетенций в различных сферах деятельности, готовность к участию в научных и инновационных исследованиях, проявление профессиональной гибкости и мобильности, а также достижение высокой эффективности. Все эти аспекты стимулируют развитие профессиональных навыков, способствующих успешному развитию образовательных организаций [9].

Потребность в совершенствовании компетенций педагогических кадров обоснована ключевыми документами, ориентированными на развитие отечественной системы образования. Перечень таких документов состоит из Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»», Национального проекта «Образование» и т.д. Как следствие, в центре внимания оказывается необходимость разработки целенаправленной системы для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов с целью обеспечения высокого качества кадров в образовательной сфере[1]. Необходимость постоянной работы над повышением собственных профессиональных навыков диктуется самой жизнью. А. Дистервег, рассуждая о педагоге, указывал, что его способность к настоящему воспитанию и обучению неразрывно связана с саморазвитием и самосовершенствованием [21, с. 56].

Постановление Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» содержит сведения о ряде важных механизмов: установление современной системы непрерывного профессионального роста, которая способствует карьерному развитию; внедрение программы наставничества; проведение адресных курсов повышения квалификации и предоставление методической поддержки педагогам [17].

Наставничество в образовании является совместным творчеством наставника и подопечного. При этом наставник выступает человеком, могущим вдохновить подопечного и помочь ему проявить себя [3]. Как было отмечено С. И. Крамаренко, у наставника должны быть не только

необходимые знания и способности, но и желание выполнять столь серьезную работу. Соответственно, деятельность наставника следует рассматривать в качестве важнейшего поручения, что придаст ее организации большое значение [18, с. 47].

При взаимодействии с подопечными наставники должны внедрять современные и инновационные методы работы, такие как деловые игры, банк идей, выставки-ярмарки педагогических идей, мастер-классы, педагогические мастерские, сессии коучинга, формирование сообществ единомышленников и другие подобные методы. Эти методы представляют собой результат совместной деятельности и способствуют организации различных мероприятий, интерактивных занятий, веб-конференций и др. Благодаря современным инновационным методам работы совершенствуются навыки лидерства, делового общения, аргументации и обоснования принимаемых решений.

Помимо развития компетенций в своей области, наставники должны обладать рядом важных личностных качеств, среди которых особенно выделяются ответственность, нацеленность на достижение целей, отзывчивость, терпимость, тактичность, умение контролировать себя, анализировать свои действия, мотивацию, навыки общения и высокий уровень организации [7]. В «Рабочей книге наставника» С. И. Крамаренко подчеркивает, что «наставник — это человек, достигший заметных успехов в совершенствовании своей квалификации, обладающий высокой моральной интегритетностью, обогащенный жизненным опытом и обладающий навыками воспитательной работы» [18, с. 48]. Деятельность наставника рассматривается этим автором как важнейшее задание [18, с. 47]. Выбирать наставников следует среди лиц, обладающих опытом работы с людьми и пользующихся высоким авторитетом в коллективе [18, с. 50].

Когда педагоги начинают трудиться в образовательных организациях, они становятся неотъемлемой частью образовательной системы и активными участниками всех профессиональных процессов. Эффективное профессионально-личностное развитие подопечных и их успешная самореализация в профессии требуют системной работы наставников.

Наставничество как инструмент профессионально-личностного

развития педагогических кадров При работе с подопечным наставнику необходимо создать условия для его непрерывного самообразования. С этой целью организуется их совместная деятельность, в рамках которой разрабатывается индивиду-

альная образовательная траектория, учитывающая профессиональные потребности подопечного.

В рамках взаимодействия с подопечным наставник должен:

— выявить существующие трудности, найти эффективные методы их разрешения, проконтролировать динамику прогресса, дать рекомендаций для последующей работы;

— проводить анализ достижений и проблем, прогнозировать и планировать на основе его результатов способы оказания подопечному индивидуальной научно-методической поддержки;

— применять эффективные методы, позволяющие повысить профессиональную компетентность и мастерство;

— совместно с подопечным планировать и разрабатывать его индивидуальную образовательную траекторию, совместно создавать методические материалы;

— передавать общественности свой опыт наставничества на всевозможных мероприятиях различного уровня [8, 14].

Указанные аспекты представляют собой неотъемлемые инструменты профессионального и личностного развития подопечного, а в долгосрочной перспективе — их профессионального самосовершенствования [8, 14].

Сопровождение подопечных начинается с выявления трудностей, с которыми они сталкиваются, и поиска эффективных способов их разрешения в рамках образовательных организаций.

В рамках совместной работы с подопечным наставник на основе анализа результатов и выявленных проблем прогнозирует и разрабатывает возможности для индивидуального научно-методического сопровождения подопечного. Ежегодно проводится мониторинг профессионального и личностного развития, а также корректируются рекомендации для его дальнейшей работы.

На выбор индивидуальной образовательной траектории подопечного могут повлиять:

— его особенности, интересы, потребности;

— профессиональный уровень педагогического коллектива;

— наличие у организации возможностей, позволяющих удовлетворить образовательные потребности подопечного;

— оснащенность материально-технической базы конкретного образовательного учреждения [12].

Наставничеством предполагается использование партнерского стиля

взаимодействия. При этом на эффективность формирования индивидуального образовательного маршрута будет влиять ряд факторов в виде:

— понимания каждым из участников педагогического процесса значимости и важности индивидуального образовательного маршрута в качестве инструмента для самоопределения, саморазвития, а также оценки соответствия выбранного образовательного направления, режима, формы, уровня;

— проведения целенаправленной работы, призванной повысить интерес подопечных к созданию своего образовательного маршрута и объединению усилий с наставником;

— обеспечения психолого-педагогической и информационной поддержки в рамках формирования индивидуального образовательного маршрута;

— активного вовлечения подопечных в работу по формированию их индивидуального образовательного маршрута, предоставления им возможности проявления инициативы в выборе пути обучения, а также роли заказчиков образовательных услуг;

— организации рефлексии в качестве основы коррекции разработанного индивидуального образовательного маршрута.

В ходе разработки индивидуальной образовательной программы необходимо позаботиться о возможности получения подопечным методических консультаций и данных о методических ресурсах, позволяющих повышать профессиональную компетентность. Такие ресурсы могут быть представлены:

— учебными курсами в пределах системы повышения квалификации;

— возможностями участия в методических объединениях разного уровня (муниципальных, региональных, федеральных);

— участием в открытых фестивалях, форумах и других тематических мероприятиях;

— возможностями дистанционного обучения;

— использованием различных электронных образовательных ресурсов и прочих источников информации.

Важно, чтобы индивидуальная образовательная программа обеспечивала доступ к этим ресурсам для совершенствования профессиональной компетентности.

Индивидуальная образовательная программа должна включать в себя три ключевых направления, ориентированных на развитие профессио-

нальной компетентности подопечного [13]: самообразование, активное участие подопечного в профессиональном сообществе, вовлечение в методическую работу в образовательной организации.

Важным фактором, способствующим мотивации к саморазвитию, является практическая ценность и возможность применения полученных знаний и навыков на практике. Профессиональные сообщества также играют важную роль в этом процессе, предоставляя возможности для обмена опытом и совместной работы [4].

Итак, наставничество как инструмент профессионально-личностного развития педагогических кадров позволяет подопечному освоить новый опыт, закрепить его в новых формах в соответствии с индивидуальным образовательным планом, осознать свои новые возможности и качественно изменить, таким образом, свою профессиональную позицию.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, основная задача наставничества состоит в том, чтобы научить подопечного максимально эффективно использовать различные ресурсы открытого образовательного пространства для построения собственной индивидуальной образовательной программы. Важно понимать, что педагог сам является заказчиком своего обучения, сам планирует содержание своего обучения и несет ответственность за свой уровень подготовки. Системная работа наставников будет способствовать уменьшению проблем при профессионально-личностном развитии и успешному профессиональному росту.

Литература

1. Афонин И. Д. Психология и педагогика высшей школы / И. Д. Афонин, А. И. Афонин. М.: Русайнс, 2018. 256 с.

2. БасюкВ. С. Посредническая функция педагога как основа субъек-субъектного взаимодействия в образовательном процессе//Развитие личности. 2019. № 4. с. 67-93.

3. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская. СПб.: Питер, 2017. 624 с.

4. Борытко Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко. М.: Academia, 2016. 352 с.

5. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Иванова С. В. Наставничество: вчера, сегодня и завтра//Педагогика. 2023. № 8. с. 5-17.

6. Василькова Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. М.: Academia, 2015. 205 с.

7. Василькова Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. М.: КНОРУС, 2010. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Голованова Н. Ф. Педагогика: учебник / Н. Ф. Голованова. М.: Academia, 2019. 352 с.

9. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П. С. Гуревич.

Люберцы: Юрайт, 2016. 479 с.

10. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

11. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та., 2015. 194 с.

12. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. Люберцы: Юрайт, 2016. 719 с.

13. Липский И. А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская. М.: Дашков и К., 2016. 280 с.

14. Лукина А. К. Социальная педагогика: Учебное пособие. М.: Инфра-М., 2019. 240 с.

15. Мухина В. С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. 7-е издание, исправленное и дополненное. М.: Национальный книжный центр, 2020. 1088 с.

16. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника: Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 года № 401// Официальный интернет-портал правовой информации: офиц. Сайт. URL: http://actual.pravo.gov.ru/text. html#pnum=0001202206270003 (дата обращения: 28.02.2023).

17. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»»: в редакции от 01 сентября 2023 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642//Информационно правовое обеспечение: сайт. URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 03.10.2023).

18. Рабочая книга наставника / составитель С. И. Крамаренко. М.: Профиздат, 1984. 256 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. 328 с.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.

21. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 496 с.

22. УшинскийК. Д. Собрание педагогических сочинений, / К. Д. Ушинский. 2-е издание. С.- Петербург: типография М. Меркушева. Невский проспект., № 8, 1905. 380 с.

23. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии / К. Д. Ушинский М.: собр. пе-даг. соч., т. 1, 1974. 287 с.

24. 24. ФГБУ Российская академия образования. Концепция развития наставничества в Российской Федерации (Проект)// Педагогика. 2023. № 8. с. 18-29.

25. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А. Н. Ходусов. М.: Инфра-М, 2017. 56 с.

References

• Afonin I. D. Psihologiya i pedagogika vysshej shkoly / I. D. Afonin, A. I. Afonin. M.: Rusajns, 2018. 256 s. [In Rus].

• Basyuk V. S. Posrednicheskaya funkciya pedagoga kak osnova sub"ek-sub"ektnogo vzaimode-jstviya v obrazovatel'nom processe//Razvitie lichnosti. 2019. № 4. s. 67-93. [In Rus].

• Bordovskaya N. V. Psihologiya i pedagogika: Uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokole-niya / N. V. Bordovskaya. SPb.: Piter, 2017. 624 s. [In Rus].

• BorytkoN.M. Pedagogika / N. M. Borytko. M.: Academia, 2016. 352 s. [In Rus].

• Vasil'eva O. Yu., Basyuk V. S., Ivanova S. V Nastavnichestvo: vchera, segodnya i zav-

tra//Pedagogika. 2023. № 8. s. 5-17. [In Rus].

• Vasil'kova Yu. V Social'naya pedagogika: kurs lekcij / Yu. V. Vasil'kova, T. A. Vasil'kova. M.: Academia, 2015. 205 s. [In Rus].

• Vasil'kova T. A. Social'naya pedagogika: uchebnoe posobie / T. A. Vasil'kova, Yu. V. Vasil'kova. M.: KNORUS, 2010. 240 s. [In Rus].

• GolovanovaN.F. Pedagogika: uchebnik / N. F. Golovanova. M.: Academia, 2019. 352 s. [In Rus].

• Gurevich P. S. Psihologiya i pedagogika: Uchebnik dlya bakalavrov / P. S. Gurevich. Lyubercy: Yurajt, 2016. 479 s. [In Rus].

• Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. M.: Izdatel'stvo Moskov-skogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: NPO «MODEK», 2004. 752 s. [In Rus].

• Zeer E. F. Teoretiko-prikladnye osnovaniya psihologii professional'nogo razvitiya: monografi-ya / E. F. Zeer. Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos. prof.-ped. un-ta., 2015. 194 s. [In Rus].

• Kodzhaspirova G. M. Pedagogika: Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / G. M. Kodzhaspirova. Lyubercy: Yurajt, 2016. 719 s. [In Rus].

• Lipskij I. A. Social'naya pedagogika: Uchebnik dlya bakalavrov / I. A. Lipskij, L. E. Sikorskaya. M.: Dashkov i K., 2016. 280 s. [In Rus].

• Lukina A. K. Social'naya pedagogika: Uchebnoe posobie. M.: Infra-M., 2019. 240 s. [In Rus].

• Muhina V. S. Lichnost': Mify i real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podhod. Innovacionnye aspekty) / V. S. Muhina. 7-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2020. 1088 s. [In Rus].

• provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pedagoga i nastavnika: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 27 iyunya 2022 goda № 401// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: ofic. Sajt. URL: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202206270003 (data obrashcheni-ya: 28.02.2023). [In Rus].

• «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya»»: v redakcii ot 01 sentyabrya 2023 goda: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 goda № 1642//Informacionno pravovoe obespechenie: sajt. URL: https://base. garant.ru/71848426/ (data obrashcheniya: 03.10.2023). [In Rus].

• Rabochaya kniga nastavnika / sostavitel' S. I. Kramarenko. M.: Profizdat, 1984. 256 s. [In Rus].

• Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii: v 2 t. T. II. M.: Pedagogika, 1989. 328 s. [In Rus].

• Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. SPb: Izdatel'stvo «Piter», 2000. 712 s. [In Rus].

• Slastenin V. A. Pedagogika: uchebnik dlya stud. Uchrezhdenij sred. Prof. Obrazovaniya / V A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov. 3-e izd., ispr. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012. 496 s. [In Rus].

• Ushinskij K. D. Sobranie pedagogicheskih sochinenij, / K. D. Ushinskij. 2-e izdanie. S-Peterburg: tipografiya M. Merkusheva. Nevskij prospekt., № 8, 1905. 380 s. [In Rus].

• Ushinskij K. D. Proekt uchitel'skoj seminarii / K. D. Ushinskij M.: sobr. pedag. soch., t. 1, 1974. 287 s. [In Rus].

• FGBU Rossijskaya akademiya obrazovaniya. Koncepciya razvitiya nastavnichestva v Rossijskoj Federacii (Proekt)// Pedagogika. 2023. № 8. s. 18-29. [In Rus].

• Hodusov A. N. Pedagogika vospitaniya: teor., metod., tekhnol., metod.: Uch. / A. N. Hodusov. M.: Infra-M, 2017. 56 s. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 25.10.2023; одобрена после рецензирования 14.11.2023; принята к публикации 16.11.2023.

The article was submitted 25.10.2023; approved after reviewing 14.11.2023; accepted for publication 16.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.