Научная статья на тему 'Этика наставника'

Этика наставника Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставник / наставничество / этика / этические принципы / нормы / этический кодекс / значимый взрослый / субъект-субъектное взаимодействие / образование / Концепция развития наставничества в Российской Федерации / mentor / mentoring / ethics / ethical principles / norms / code of ethics / significant adult / subject-subject interaction / education / mentoring concept in the Russian Federation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Ольга Юрьевна, Басюк Виктор Стефанович, Иванова Светлана Вениаминовна

Эта статья посвящена обсуждению проблематики этичности и этических норм, которые необходимо соблюдать, осуществляя наставническую деятельность. В этом году, в Год педагога и наставника, президиумом Российской академии образования утверждена Концепция развития наставничества в Российской Федерации, в которой наставничество понимается не только и не столько как передача профессионального опыта, обучение мастерству, а как движение «от души к душе», формирование у подопечного мировоззрения, нравственных качеств на основе личного опыта наставника. И эта вторая задача по своему значению превыше первой. В такой постановке возрастает роль личности наставника, его такт, его право самому быть примером для подопечного, следовательно, встает проблема этичности наставника, соблюдения им нравственных норм, обладание точными представлениями о том, что такое этические правила в целом, и для наставника в частности. Эти размышления привели авторов статьи к мысли о необходимости обсуждения этих проблем в научно-педагогическом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васильева Ольга Юрьевна, Басюк Виктор Стефанович, Иванова Светлана Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTOR ETHICS

The paper is devoted to the discussion of the problems of ethics and ethical standards that must be observed when carrying out mentoring activities. This year, in the Year of the Teacher and Mentor, the Presidium of the Russian Academy of Education approved the Concept of mentoring develpoment in the Russian Federation, in which mentoring is understood not only and not so much as the transfer of professional experience, teaching skills, but as a movement “from soul to soul”, the formation of a mentee’s worldview, moral qualities based on the mentor’s personal experience. And this second task is more important than the first. In such a statement, the role of the mentor’s personality, his tact, his right to be an example for the ward increases, therefore, the problem of the mentor’s ethics, compliance with moral norms themselves, possession of accurate ideas about what ethical rules are in general, and for the mentor in particular, arises. These reflections led the authors of the article to the idea of the need to discuss these problems in the scientific and pedagogical community.

Текст научной работы на тему «Этика наставника»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 7-19.

Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 7-19.

УДК 37

doi: 10.24412/2071-6427-2023-6-7-19

Этика наставника

Васильева Ольга Юрьевна1, Басюк Виктор Стефанович2, Иванова Светлана Вениаминовна3 1Академик РАО, профессор, доктор исторических наук, Российская академия образования, г. Москва, Россия E-mail: vasilyeva@raop.ru

2Академик РАО, доцент, доктор психологических наук, Российская академия образования, г. Москва, Россия E-mail: basyuk.victor@raop.ru

3Академик РАО, профессор, доктор философских наук, Российская академия образования, г. Москва, Россия E-mail: s.ivanova@raop.ru

Аннотация. Эта статья посвящена обсуждению проблематики этичности и этических норм, которые необходимо соблюдать, осуществляя наставническую деятельность. В этом году, в Год педагога и наставника, президиумом Российской академии образования утверждена Концепция развития наставничества в Российской Федерации, в которой наставничество понимается не только и не столько как передача профессионального опыта, обучение мастерству, а как движение «от души к душе», формирование у подопечного мировоззрения, нравственных качеств на основе личного опыта наставника. И эта вторая задача по своему значению превыше первой. В такой постановке возрастает роль личности наставника, его такт, его право самому быть примером для подопечного, следовательно, встает проблема этичности наставника, соблюдения им нравственных норм, обладание точными представлениями о том, что такое этические правила в целом, и для наставника в частности. Эти размышления привели авторов статьи к мысли о необходимости обсуждения этих проблем в научно-педагогическом сообществе.

Ключевые слова: наставник, наставничество, этика, этические принципы, нормы, этический кодекс, значимый взрослый, субъект-субъектное взаимодействие, образование, Концепция развития наставничества в Российской Федерации.

Для цитирования: Васильева О. Ю., Басюк В. С., Иванова С. В. Этика наставника // Ценности и смыслы. 2023. № 6(88). С. 7-19.

О. Ю. Васильева

В. С. Басюк

С. В. Иванова

© Васильева О.Ю., Басюк В.С., Иванова С.В., 2023

MENTOR ETHICS

Olga Yu. Vasilyeva1, Viktor S. Basyuk2, Svetlana V. Ivanova3

'Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Dr. Sc. (History),

Russian Academy of Education, Moscow, Russia

E-mail: vasilyeva@raop.ru

2Academician of the Russian Academy of Education, Associate Professor, Dr. Sc. (Psychology), Russian Academy of Education, Moscow, Russia E-mail: basyuk.victor@raop.ru

3Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Dr. Sc. (Philosophy), Russian Academy of Education, Moscow, Russia E-mail: s.ivanova@raop.ru

Abstract. The paper is devoted to the discussion of the problems of ethics and ethical standards that must be observed when carrying out mentoring activities. This year, in the Year of the Teacher and Mentor, the Presidium of the Russian Academy of Education approved the Concept of mentoring develpoment in the Russian Federation, in which mentoring is understood not only and not so much as the transfer of professional experience, teaching skills, but as a movement "from soul to soul", the formation of a mentee's worldview, moral qualities based on the mentor's personal experience. And this second task is more important than the first. In such a statement, the role of the mentor's personality, his tact, his right to be an example for the ward increases, therefore, the problem of the mentor's ethics, compliance with moral norms themselves, possession of accurate ideas about what ethical rules are in general, and for the mentor in particular, arises. These reflections led the authors of the article to the idea of the need to discuss these problems in the scientific and pedagogical community.

Keywords: mentor, mentoring, ethics, ethical principles, norms, code of ethics, significant adult, subject-subject interaction, education, mentoring concept in the Russian Federation.

For citation: Vasilyeva O. Yu., Basyuk V. S., Ivanova S. V. Mentor Ethics // Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 7-19. (In Rus).

Введение

Как известно, 29 июня 2023 года президиумом Российской академии образования утверждена «Концепция развития наставничества в Российской Федерации» (далее — Концепция). Это важный шаг, объективно свидетельствующий о возвращении к опыту наставничества в Советском Союзе [6], который предпринят в Год педагога и наставника. Однако авторы убеждены в том, что это первый шаг, исходя из принципов и критериев результативности деятельности наставника, которые заявлены в Концепции. Так, среди принципов напрямую назван «принцип этичности», а среди критериев — «обладание этическими качествами, необходимыми для успешной наставнической деятельности» [10]. Следовательно, вторым шагом должен стать документ, определяющий, что такое принципы этичности, как они реализуются,

как прийти к такому сложному психологически и трудно реализуемому педагогически результату в структуре личности наставника, как обладание нравственными качествами [7].

Проблема этики наставника, на наш взгляд, самая важная проблема в организации деятельности наставника. Такое утверждение относится не только к нашей современности, в числе характеристик которой высочайшие достижения человеческого духа и разума, а также и деяния с катастрофическими последствиями, девальвация ценностей, риски, угрожающие цивилизации в целом [8].

Путем анализа понятий этики, нормы, обращения к некоторым историко-педагогическим фактам, идеям мыслителей и педагогов прошлого, авторы планируют сделать ряд выводов и обобщений, которые помогут реализовать задуманное — предложить широкой научной и педагогической общественности проблему для обсуждения, а в последующем — проект документа, который авторы называют Этическим кодексом наставника.

Сегодня ведется активная полемика о функциональной значимости наставнической деятельности. Есть сторонники введения специальной должности — наставник, разрабатывается профессиональный стандарт по данной должности. Наша позиция заключается в том, что наставничество — особая функция, имеющая важную миссию: субъект-субъектное взаимодействие наставника и подопечного, как в профессиональном, так и в личностном становлении. При этом наставник является значимым взрослым, у которого подопечный не только перенимает профессиональные знания и навыки, но и по-особому ценностно относится, доверяя ему в вопросах личностного развития. Наставник как значимый взрослый осуществляет посредническую функцию взаимодействия подопечного с окружающим его социумом, влияя в том числе на его нравственное и духовное становление [2].

К краткой истории этики как научного знания и прикладной категории

Практика создания этических кодексов существует в России примерно с 1990-х гг., такие документы обнаруживаются в федеральных органах законодательной и исполнительной власти, в государственных корпорациях, политических партиях и общественных объединениях. При том, что на теоретическом уровне эта проблематика в целом рассматривается не часто, в педагогике она осмысливается только в преломлении формирования этических качеств. Тем необходимее разработка Этического

кодекса наставника — кодекса, который коррелируется с положениями Концепции развития наставничества в Российской Федерации, развивает их и помогает воплотить на практике.

Как бы ни казалась далекой от нас эпоха Аристотеля, никак не обойтись, рассуждая об этике, без его учения. «Никомахова этика», состоящая из десяти книг, «Большая этика» (три книги), «Эвдемова этика» (семь книг) — непревзойденные образцы философской мысли о сути этики, заключенной не в знаниях, а в поступках, о добродетелях, о воспитании как единственном средстве поселить добродетельные качества в людях. Книг много, в них не только приводятся этические постулаты, они скрупулезно доказываются в ходе рассуждений и множества примеров с подробными выводами и обобщениями. К добродетелям Аристотель относит, например, благоразумие, мужество, великодушие, справедливость, щедрость, мудрость и др. В аристотелевых рассуждениях этика суть наличие добродетелей, а по поводу добродетелей он говорит, что их существует два вида: мыслительная и нравственная. «... мыслительная возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении, а нравственная (ethike) рождается привычкой (ex ethoys), откуда и получила название: от этос при небольшом изменении [буквы]» [1]. Трудно где бы то ни было еще найти выявление высокого предназначения педагога как в последовавшем далее выводе Аристотеля: «Отсюда ясно, что ни одна из нравственных добродетелей не врождена нам по природе, ибо все природное не может приучаться (ethidzein) к чему бы то ни было. Так, например, камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз; а огонь не [приучится двигаться] вниз, и ничто другое, имея по природе некий [образ существования], не приучится к другому. Следовательно, добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению (dia toy ethoys) мы в них совершенствуемся» [1, 5, 1, с. 423].

Великий грек здесь процитирован так подробно, чтобы показать, что несмотря на множество знаменитых ученых всех времен, пишущих об этике, никому не удалось сказать что-то абсолютно новое об этике, во всех последующих текстах мы обнаруживаем реминисценции аристотелевых этик.

Об этике писали М. Монтень («Опыты»), Ф. Бэкон («Опыты и настав-

ления»), И. Кант, М. Вебер, Д. С. Миль, К. Маркс, Дж. Мур, Н. А. Бердяев, Л. Витгенштейн, Л. Н. Толстой, Вл. Соловьев, П. А. Сорокин, А. А. Гусейнов, И. С. Кон и мн. др.

Так, Бэкон, не повторяя Аристотеля в описании добродетелей человека, в примерах различения добра и зла, говорит о причинах поступков человека, о нравственной сути его поступков, о возможности их оценить с позиций нравственности, проявление которой он видел в возможности осуществления блага и долга. Нельзя не обратиться к высказыванию Ф. Бэкона («О доброте и великодушии»), которое звучит так современно: «И хотя в наше суетное время мало кто заботится о тщательном воспитании и формировании души и о том, чтобы жить, следуя определенным принципам и нормам, однако все это ни в коей мере не может побудить нас оставить эту тему...» [3]. И эти слова могли бы стать эпиграфом к нашей статье.

В любом случае обращение к этическим проблемам важно и как рассмотрение вопроса в иных условиях, и как напоминание об этике, особенно в периоды тяжелых нравственных кризисов в общественном сознании, которые обычно наступают в мире в целом, а не в отдельно взятой стране.

Известно, что этика — неотъемлемая отрасль философского знания, и рассматривает важнейшие философские категории: добра и зла (в понимании Аристотеля и древних мыслителей — добродетелей и пороков), смысла жизни, свободы и воли, понимания счастья. Исходя из этих категорий, очевидно, что этикой рассматриваются нравственные ценности.

К настоящему времени разработано большое число этических направлений (традиционная этика, теоретическая этика, нормативная этика, прикладная этика, метаэтика и др.), имеются целые отрасли философского знания, которые изучают вопросы этики (аксиология — учение о ценностях, деонтология — учение о морали, агафология — учение о добре и мн. др.), появилось в прикладном плане множество видов этики (политическая, экологическая, медицинская, биоэтика, компьютерная, социальная и т.п.), почти каждая профессиональная отрасль выделяет свою «этику», а также еще существует и «зонтичное» понятие — профессиональная / деловая этика.

Практически все ценностные представления и понятия можно «подверстать» под этику, но следует избежать одной существенной ошибки, которая встречается в таком жанре документации как этический кодекс.

В различных учреждениях и организациях в подобном документе подчас смешиваются этические представления, ценности с правилами поведения на производстве, с правилами внутреннего трудового распорядка, с корпоративным имиджем / стилем, с требованиями к внешнему виду, одежде и пр. Также, как иногда можно увидеть в образовательных организациях, смешение представлений об этических нормах с этикетными требованиями к поведению и внешнему виду обучающихся. Очевидно, что одно вытекает из другого, однако смешение подчас бывает столько глубоким, что иногда школьники напрямую соотносят хорошее поведение с высокими нравственными качествами, что, разумеется, далеко не так.

Этические принципы Важной составляющей научных представлений об этике является выделение этических принципов. В различных вариациях они встречаются в каждом виде этики. В Концепции развития наставничества в Российской Федерации [10] принципы наставнической деятельности, в силу ограниченности объема документа, исходя из специфики жанра, только кратко указаны. Мало того, вопрос о принципах является дискуссионным, в том числе спорно количество принципов и полнота их описания, поэтому в данном случае представляем наше авторское видение. Мы выделили ряд этических принципов, касающихся деятельности наставника, при этом подразумевая под принципом то, что под этим понимали древние греки — убеждение, постулат, то, на чем зиждется все остальное, без чего нельзя обойтись. Принципы — это своего рода ценностные основания, на которых строится деятельность, в нашем случае — деятельность наставника. Если нет этих оснований, то и такую деятельность нельзя называть наставнической. Во время обсуждения числа принципов вспомнился один из законов Мёрфи — о том, что не следует увеличивать число критически важных частей в механизме. В случае определения принципов важно соблюсти золотую середину: установить число обязательных принципов, достаточных для права быть наставником, избыточность в этом вопросе приведет к невниманию и необязательности применения на деле. Назовем и кратко представим суть определенных нами этических принципов наставников:

— принцип уважения к личности: признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов, чести и достоинства подопечного. Нравственный долг и обязанность наставника — сформировать осознание необходимости исполнения этого принципа у подопечного;

— принцип уважения к труду: формирование наставником и окружающими у подопечного осознания ценности труда, развитие трудолюбия, навыков заботы о результатах чужого труда и о наследии, созданном трудом человека, воспитание стремления к достижению высоких трудовых результатов;

— принцип законности: соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, обеспечение исполнения локальных актов соответствующей отрасли и организации, верность профессиональному долгу. Воспитание в подопечном осознания моральной недопустимости нарушать законы, исходя из политических, экономических и иных мотивов;

— принцип уважения к государству и обществу (лояльности): уважение и корректное отношение к государственным и общественным институтам, поддержание имиджа своей организации. Формирование правил поведения подопечного, отражающего принцип лояльности, не подрывающего авторитет государства, воспитание чувства уважения и любви к Родине;

— принцип ответственности: осознание наставником ответственности за результаты его взаимодействия с подопечным. Наставник должен планировать получение положительного результата, так как иное недопустимо в результате работы с людьми. Наставник ответственен за личностное развитие подопечного, за формирование его мировоззрения, рост профессионализма, в конечном счете — за его судьбу;

— принцип честности и открытости: проявление открытости и честности в отношениях наставника с подопечным, в освещении их взаимодействия в коллективе (в рамках допустимых норм в отношении персональных данных и личной информации); в представлении подопечному всех особенностей, сложностей, рисков профессиональной деятельности;

— принцип самостоятельности и выбора: наставник должен быть самостоятельным в оказании помощи подопечному, уметь помочь сделать правильный выбор в сложных ситуациях нравственных и производственных дилемм, а также научить своего подопечного самостоятельности и умению делать правильный выбор;

— принцип доброжелательности и коллективизма: наставник помогает создавать позитивные отношения в коллективе, поддерживать единые устремления команды работников, сотрудничающих с ним и его подопечным; наставник привлекает в необходимых случаях (при

недостатке собственных умений или трудностях в разрешении проблем подопечного) других специалистов, товарищей по работе, организуя целесообразное и эффективное взаимодействие его подопечного с другими специалистами;

— принцип субъект-субъектного взаимодействия, определяющий процессы изменения, развития и продвижения наставника и подопечного в личностном и профессиональном становлении;

— принцип успеха: понимание наставником, что только при создании успеха для подопечного возможно его личностное, профессиональное становление и развитие;

— принцип осознания границ и возможностей своего влияния: наставник должен понимать границы своего возможного взаимодействия и влияния на подопечного, придерживаться невмешательства в неслужебные (семейные) отношения без желания подопечного; в случае просьбы подопечного очерчивать этические и нормативно-правовые возможности своего вмешательства в непроизводственные процессы;

— принцип формирования ценностей или «принцип эталона» подразумевает, что наставник должен заботиться о формировании ценностей, присущих российской цивилизации, и быть для подопечного примером во всем: речи, манерах, поведении, одежде, имидже, профессионализме, заботе о здоровье, о близких, о друзьях, в отсутствии вредных привычек и т.п.;

— принцип недопустимости аморальных форм поведения: недопустимость любых поступков и действий, неприемлемых в обществе и/или имеющих противоправный характер.

Этих принципов — 13. Нам представляется, что это достаточно полный перечень, освещающий различные аспекты деятельности и определяющий те или иные шаги наставника в разных производственных, образовательных и жизненных ситуациях. Еще раз подчеркиваем, что это именно этические принципы, то есть тесно связанные с ценностным содержанием (наполнением) деятельности наставника, с задачей формирования нравственных качеств опекаемого. Мы не учитывали принципов, которые могут быть при осуществлении профессиональной деятельности, связаны с квалификационными требованиями, охраной труда и проч.

Задачи наставника и этика

Если обращаться к задачам, стоящим перед наставником, то исходя из принципов, эти задачи сложны, многокомпонентны, не имеют од-

нозначной иерархичности и жесткой временной последовательности. Этические принципы востребованы постоянно, при решении любой, например, сугубо профессиональной задачи, но особо востребованы при участии наставника в событиях личной жизни опекаемого, что иногда бывает необходимо и целесообразно. Этические принципы не могут быть исключены из процесса общения, обучения, воспитания наставляемого. Следовательно, этичностью, этическими принципами должна быть напитана личность наставника, этические принципы должны пронизывать всю деятельность, его жизнь, ведь нельзя в период общения с подопечным побыть этичным, а потом, в другой обстановке стать иным. Вспоминаются ставшие классическими слова К. Маркса: «Воспитатель сам должен быть воспитан», хотя и он только повторяет этот постулат древних педагогов и философов. Однако еще точнее о задачах в сфере этики сказал Фрэнсис Бэкон в первой четверти XVII века: «Задачи этики оказываются несколько более сложными, чем задачи политики. Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности» [4]. Будучи не только знаменитым ученым, но и выдающимся политиком, достигшим вершин власти в Великобритании (был лордом-канцлером в 1618-1621 гг.), в трактате «О нравственности и приумножении наук» Ф. Бэкон напрямую утверждает, что этика — это нравственность и подробно рассуждает с опорой на идеи древнегреческих мыслителей и позиции христианской морали о задачах и значении этики, ее роли в жизни общественной и частной [5].

Обычно, говоря о задачах, вслед за этим мы начинаем говорить о функциях, которые выполняются для решения задач. Несколько иным образом обстоит дело в сфере наставничества. Разумеется, функции у наставника имеются, и они обозначены в Концепции развития наставничества в Российской Федерации [10], но напомним, что прежде описания функций там заявлено, что «наставник — не функция, это миссия, при исполнении которой не стоит нравственной дилеммы, позиция однозначна, требования к высоким нравственным качествам жесткие, и в этом большая сложность наставничества» [10].

Этические нормы в наставнической деятельности

Решение этических вопросов связано с личностью наставника, с оценкой его качеств, но также оно связано с созданием и регуляцией этических норм. Этические нормы существуют в науке, на производстве,

в образовании. Эти нормы основываются на этических принципах, регламентируют деятельность во многих отраслях, в науке, образовании и на производстве.

Прежде чем исследовать проблему этических норм, обратимся к понятию «норма». Каким бы общеизвестным и давно известным это понятие ни казалось, пришедшим из древнегреческого и латинского языков с устойчивым значением «правило», понятие «нормы» не просто, мы усматриваем несколько значений, различающихся нюансами. Мы выделим три: норма как правило, то есть некая регулятивная установка; норма как соответствие чего-либо (поступка, предмета, объекта, явления) определенному стандарту, требованию или образцу; развивая эти два значения может прийти к выводу, что норма — некий императив, который обозначает (в любом толковом словаре) — повеление, обязательное требование, безусловное исполнение. На наш взгляд, последнее значение в наибольшей степени подходит к определению этических норм. Видимо, на наше утверждение очевидным образом влияет возникающий сразу как пример нравственный императив И. Канта. В этом же значении понятие «норма» применяется в праве, как безусловное подчинение законам. Этические нормы со времен древних философов считаются нравственными законами, которые надлежит исполнять людям для гармонии, согласия и доверия в отношениях. О нормах, связанных с социальным бытием людей, написано много научных трудов, например, А. А. Богданов в своей «Тектологии» возвел нормы в некий общеметодологический абсолют.

Наставничество — яркая общественная деятельность. Внимание к наставнику даже вне выполнения этой деятельности всегда повышенное, поэтому весь образ жизни наставника подвергается анализу и оценке. Социальные нормы, с одной стороны, предъявляют требования к наставнику, с другой стороны, ограждают его от чрезмерных требований и ожиданий, от завышенного общественного запроса. И тем не менее ожидания от выполнения наставником социальных норм этического характера очень высоки. Вытекает соблюдение этических норм из знания и соблюдения этических принципов и воспитания нравственных качеств личности. Ситуация осложняется тем, что наставник — нравственный ориентир для подопечного во всех случаях общения.

Выделим основные виды этических норм наставнической деятельности, каждый из которых соотносится с указанными выше принципами:

общесоциальные нормы, регулирующие отношения между наставником и обществом в целом, следовательно, и между наставляемым и обществом, потому что наставник своим поведением и своими советами показывает наставляемому пример отношений в обществе;

внутрисоциальные нормы, определяющие взаимоотношения наставника с наставляемым, наставника и его ученика с членами коллектива организации, которые, с одной стороны, тесно связаны с общесоциальными нормами, потому что регламентируются ими, а, с другой стороны, имеют свои специфические особенности, свойственные данной организации и ее представителям. Здесь перед наставником стоит непростая задача — сделать эти нормы понятными и легитимными для наставляемого во всех их взаимопереплетениях, а иногда и противоречиях;

мировоззренческие нормы и ценностные установки — самый сложный, основополагающий вид норм, усвоение которых определяет качества личности, ее ценности, мировоззрение, отношение к миру, людям и к себе [9].

Эти виды норм отражают комплекс взаимодействий в процессе наставнической деятельности.

Конкретные нормы (правила) для любой организации, для любого вида деятельности разрабатываются особо, для наставнической деятельности эти нормы должны быть обсуждены общественностью.

Создание норм всегда базируется на ценностях, поэтому важно определить ценности, которые постулируют цели наставнической деятельности и применяемые наставником методы, приемы и средства. Не менее важно сделать нормы легитимными наставляемым, членам определенного социума, в котором ведется наставническая деятельность, в противном случае практически невозможно добиться успеха в работе наставников [9].

Заключение

Таким образом, при всей регламентации этических норм должны присутствовать у наставника благородство и порядочность, должна быть воспитана вера в идеалы, личная этичность и возникающая отсюда моральная ответственность за воспитанников. Точно этот постулат выражен в словах Альберта Швейцера: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет» [11].

Создание Этического кодекса наставника направлено на недопущение примитивизации целей, ценностных ориентиров, формализации

наставнической деятельности, потребительского отношения к высоким задачам наставничества ради достижения личных утилитарных целей.

Наставническая деятельность может осложняться избыточным контролем, мелочной опекой и регламентацией. Этический кодекс должен помочь и наставникам, и руководству организаций правильно организовать наставническую деятельность, не перейти тонкую грань от доверия и поддержки к надзору и отчетности.

Долг этичного наставника — заботиться о своих подопечных, помнить о своей ответственности за людей, направлять свои усилия на поддержание положительного имиджа своей профессии, организации. Этический кодекс призван показать высокую миссию и сложную деятельность наставника, он поможет регламентировать и определять некие общие нормы и правила работы наставника с подопечным. В ином случае вряд ли можно достичь успеха в деле формирования личностных качеств на основе норм морали, оказать положительное влияние на оптимистичное, созидательное мировоззрение наставляемого, на творческое отношение к жизни и работе, помочь сформировать профессиональные навыки и умения, научить трудиться и любить труд, в конечном счете — стать успешным, счастливым человеком, личностью, умеющей созидать себя и облагораживать мир вокруг. Именно такие цели стоят перед наставником.

Это высокие слова, но такова этика, именно это она и подразумевает, связь этики и ценностей неоспорима.

Литература

1. Аристотель. Никомахова этика. КНИГА ВТОРАЯ (В), 5, 1, с. 423. URL: http://lib. ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt (дата обращения: 07.10. 2023).

2. БасюкВ. С. Посредническая функция педагога как основа субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе // Развитие личности. 2019. № 4. С. 67-93.

3. Бэкон Ф. «О доброте и великодушии» URL: https://litresp.ru/chitat/ru^/bekon-frensis/sochineniya/32 (дата обращения: 20.10. 2023).

4. Бэкон Ф. URL: https://citaty.info/man/frensis-bekon (дата обращения 07.10. 2023).

5. Бэкон Ф. «О нравственности и приумножении наук». URL: https://litresp.ru/ chitat/ru^/bekon-frensis/sochineniya/32 (дата обращения 7 октября 2023).

6. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Иванова С. В. Наставничество: вчера, сегодня и завтра // Педагогика. 2023. Том 87. № 8. С. 5-17.

7. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Казакова Е. И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. № 4. С. 4-17.

8. Иванова С. В., Иванов О. Б. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 7-29.

9. Иванова С. В. Этика научной деятельности и этичность ученого. Сборник ма-

териалов III Ткаченковских чтений — 2021, 19 марта 2021 г., Москва. Под общей ред. С. В. Ивановой. 142 с. С. 138-141.

10. Концепция развития наставничества в Российской Федерации // Педагогика. 2023. Том 87. № 8. С. 18-32.

11. Швейцер А. Культура и этика. URL: http://lib.ru/CULTURE/SHWEJCER/kuItura. txt (дата обращения 21.10. 2023).

References

• Aristotel'. Nikomahova etika. KNIGA VTORAYa (V), 5, 1, s. 423. URL: http://lib.ru/POEEAST/ ARISTOTEL/nikomah.txt (data obrashcheniya: 07.10. 2023). [In Rus].

• Basyuk V. S. Posrednicheskaya funkciya pedagoga kak osnova sub"ekt-sub"ektnogo vzaimode-jstviya v obrazovatel'nom processe // Razvitie lichnosti. 2019. № 4. S. 67-93. [In Rus].

• Bekon F. «O dobrote i velikodushii» URL: https://litresp.ru/chitat/ru/B/bekon-frensis/so-chineniya/32 (data obrashcheniya: 20.10. 2023). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Bekon F. URL: https://citaty.info/man/frensis-bekon (data obrashcheniya 07.10. 2023). [In Rus].

• Bekon F. «O nravstvennosti i priumnozhenii nauk». URL: https://litresp.ru/chitat/ru/B/ bekon-frensis/sochineniya/32 (data obrashcheniya 7 oktyabrya 2023). [In Rus].

• Vasileva O. Yu., Basyuk V. S., Ivanova S. V Nastavnichestvo: vchera, segodnya i zavtra // Pedagogika. 2023. Tom 87. № 8. S.5-17. [In Rus].

• Vasileva O. Yu., Basyuk V. S., Kazakova E. I. Tradicionnye cennosti sovremennogo rossi-jskogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2023. № 4. S. 4-17. [In Rus].

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Aksiologicheskij krizis v sovremennom mire: najti vyhod // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T.1, № 1. S.7-29. [In Rus].

• Ivanova S. V. Etika nauchnoj deyatel'nosti i etichnost' uchenogo. Sbornik materialov III Tkachenkovskih chtenij — 2021, 19 marta 2021 g., Moskva. Pod obshchej red. S. V Ivanovoj. 142s. S.138-141. [In Rus].

• Koncepciya razvitiya nastavnichestva v Rossijskoj Federacii // Pedagogika. 2023. Tom 87. № 8. S.18-32. [In Rus].

• Shvejcer A. Kul'tura i etika. URL: http://lib.ru/CULTURE/SHWEJCER/kultura.txt (data obrashcheniya 21.10. 2023). [In Rus].

Статья поступила в редакцию 01.11.2023; одобрена после рецензирования 05.11.2023; принята к публикации 06.11.2023.

The article was submitted 01.11.2023; approved after reviewing 05.11.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.