Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНТОРИНГ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА'

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНТОРИНГ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / НАСТАВЛЯЕМЫЙ / МЕНТОР / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / НАЧИНАЮЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОТЕЖЕ / ПРОЦЕСС НАСТАВНИЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНТОРИНГ / MENTOR / MENTEE / PROTéGé / NOVICE TEACHER / MENTORING / EFFECTIVE MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Екатерина Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна, Лабазова Анастасия Васильевна

Исследование посвящено феномену наставничества. В статье рассмотрены основные качества, которыми должен обладать потенциальный наставник и ключевые роли, которые ему придется выполнять. В работе говорится о том, что наставляемые также должны обладать определенными характеристиками и выполнять конкретные функции в процессе работы с наставником. Таким образом, наставничество рассматривается как двусторонний процесс, оба участника которого несут ответственность за результат совместной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Екатерина Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна, Лабазова Анастасия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MENTORING: KEY ASPECTS OF SUCCESSFUL MENTURING

The study focuses on the phenomenon of mentoring. The paper discusses the basic qualities that a potential mentor should have and the key roles that he will have to fulfill. It is mentioned in the article that mentees should also have certain characteristics and perform specific functions in the process of working with a mentor. Thus, mentoring is seen as a two-way process, both participants of which are responsible for the result of collaboration.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНТОРИНГ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА»

В условиях расширяющихся процессов модернизации и глобализации сохранить традиционную культуру малочисленных народов Севера, а значить их этническую идентичность сложная проблема. Простых и универсальных решений в этом вопросе сложно найти, их почти нет.

Для сохранения долган как этноса и его традиционной культуры возникает необходимость активного использования средств и приемов технологического образования в образовательных организациях, используя местные традиции и углубляя гуманистические основы существования человека.

Опыт работы студии «Боскуойкаан» Центра дополнительного образования с. Саскылах Анабарского (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия), где через изучение и изготовление традиционной одежды долганского народа достигается воспитание нравственных и других качеств личности обучающегося, формирование его интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой и других сфер через приобщение к гуманистическим ценностям и традиционной культуре долганского народа.

Всегда опора на традицию, традиционную культуру, народные художественные ремесла в процессе приобщения детей к традиционной культуре рассматривается как фактор самосохранения, самоутверждения, саморазвития народа в самых различных сферах духовного или материального быта.

Авторская программа учителя технологии А. Сивцевой по приобщению детей к традиционной культуре долганского народа способствует в воспитании российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанию своей этнической принадлежности, знанию истории, сохранении языка и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Литература:

1. Афанасьева В.Ф. этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - с. 184.

2. Гумилев Л.Н., Окладников А.П. Феномен культуры малых народов Севера Л.Н. Гумилев, А.П. Окладников // Декоративное искусство. - 1982. - N 8. - С. 23-28.

3. Гурвич И.С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.

4. Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник т. 5. - М., 1963.

5. Ефремов П.Е. Фольклор долган. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 448 с.

6. Иванова-Унарова З.И. Декоративно-прикладное искусство народов Северо-Востока Сибири. - Уч. Пособие. Изд-во ЯГУ, Якутск, 2005, - 195 с.

7. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего востокаРоссийской федерации в условиях модернизации общества: Материалы научно-практической конфереции, посвященной Международному десятилетию коренных народов мира. (г.Якутск, 15 декабря 2004 г.). - Новосибирск: Наука, 2005. - 296 с.

8. Неустроев Н.Д. Этнопсихологические особенности воспитания и обучения детей народов Севера // Воспитание и образование детей народов Севера. - 1997. - с. 72.

9. Павлова Л.В., Степанец И.Ю. Процесс изучения народного костюма как культурно-художественного текста студентами художественной специальности//Альманах современной науки и образования. 2011. № 8 (51). С. 125-127. ww.gramota.net/materials/1/2011/8/42.html

10. Саввинов А.И. Проблемы этнокультурной идентификации долган. - Н-ск: Наука, 2005.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель Игнатьева Екатерина Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка 3 курса Лабазова Анастасия Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНТОРИНГ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация. Исследование посвящено феномену наставничества. В статье рассмотрены основные качества, которыми должен обладать потенциальный наставник и ключевые роли, которые ему придется выполнять. В работе говорится о том, что наставляемые также должны обладать определенными характеристиками и выполнять конкретные функции в процессе работы с наставником. Таким образом, наставничество рассматривается как двусторонний процесс, оба участника которого несут ответственность за результат совместной работы.

Ключевые слова: наставник, наставляемый, ментор, молодой педагог, начинающий учитель, протеже, процесс наставничества, эффективное наставничество, эффективный менторинг.

Annotation. The study focuses on the phenomenon of mentoring. The paper discusses the basic qualities that a potential mentor should have and the key roles that he will have to fulfill. it is mentioned in the article that mentees should also have certain characteristics and perform specific functions in the process of working with a mentor. Thus, mentoring is seen as a two-way process, both participants of which are responsible for the result of collaboration.

Keywords: mentor, mentee, protégé, novice teacher, mentoring, effective mentoring.

Введение. В настоящее время в сфере образования существует недостаток квалифицированных и мотивированных педагогов. Директора школ сталкиваются с проблемой «текучки» кадров. Некоторые выпускники педагогических ВУЗов рассматривают работу в школе как профессиональный старт, где они набираются опыта, и уходят в другие сферы деятельности; другие не справляются с эмоциональной нагрузкой, связанной с высоким уровнем ответственности и выбирают профессию, не требующую полной

отдачи. Многие молодые педагоги, даже оставаясь работать в школах, не могут вести успешную образовательную деятельность в силу своей неопытности.

Решением данной проблемы является наставничество, которое способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности - это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей.

Изложение основного материала статьи. Сущность явления наставничества крайне неоднообразна. Поэтому педагогу-наставнику недостаточно просто быть хорошим специалистом, профессионалом в своей области или иметь внушительный стаж работы. В ходе осуществления наставнической деятельности педагогу необходимо сочетать несколько разных ролей, которые могут требовать от него владения абсолютно разным набором знаний, умений и навыков. М.С. Балагурова [3] проводит анализ научных источников и выделяет четыре основные роли, которые присущи наставнику в работе с подопечными.

«Проводник». Эта роль реализуется через помощь наставляемому в адаптации к конкретному образовательному пространству, к условиям труда в конкретной образовательной организации. В рамках данной роли наставнику также необходимо объяснить новичку иерархическое устройство трудового коллектива и обозначить место молодого педагога в этом коллективе. Помощь в оформлении документации, связанной с образовательным процессом, тоже можно отнести к функциям «проводника».

«Защитник интересов». В рамках данной роли наставник должен помогать своему подопечному преодолевать кризисные ситуации, разрешать конфликты, возникающие в ходе образовательного процесса. Создание партнерских отношений тоже можно отнести к задачам наставника. Через партнерство наставник может донести до молодого педагога идеи о значимости и важности работы учителя.

«Кумир». Эта роль наставника затрагивает эмоционально-волевую сферу личности наставляемого. Принцип данной роли заключается в том, что наставник должен быть идеалом, к которому хочется стремиться. Его профессиональные и личностные успехи должны быть ориентиром и стимулом для начинающего педагога. Стиль работы, манера общения наставника - всё это должно вызывать у подопечного желание достичь такого же высокого уровня профессионального мастерства.

«Консультант». Реализация функции консультанта в наставнической деятельности обеспечивает молодого учителя своевременной поддержкой, помощью как психологической, так и профессиональной. А это значит, что наставнику необходимо не только быть высококлассным специалистом, но и обладать высоким уровнем эмпатии для того, чтобы вовремя направить своего подопечного в нужное эмоциональное русло.

Делая вывод из вышеизложенного, можно сказать, что личность наставника играет очень важную роль в процессе профессионального становления молодого учителя. Наставником может стать только человек искренне преданный своему делу, готовый делиться опытом, приходить на помощь и мотивировать своего подопечного на развитие.

В трудах зарубежных ученых рассматриваются профессионально-личностные качества потенциального наставника. В исследовании Дж. Роули [2] «The Good Mentor» выделены следующие характеристики:

1) хороший наставник предан своему делу, что подразумевает полное погружение в работу с наставляемым;

2) хороший наставник принимает начинающего учителя, а значит, действует исключительно в его интересах, не осуждает и критикует, а консультирует и направляет;

3) хороший наставник имеет квалификацию для оказания методической поддержки;

4) хороший наставник полезен в различных ситуациях межличностного взаимодействия, что проявляется в умении найти общий язык с любым подопечным;

5) хороший наставник постоянно чему-то учится;

6) хороший наставник вселяет надежду и оптимизм в подопечного, чтобы тот мог максимально реализовать свой потенциал и достичь высот в профессии.

По мнению Дж. Роули [2] перечисленные личностные качества педагога должны быть основой критериальной базы в процессе отбора наставников для участия в программах адаптации молодых учителей. Но обладание данными характеристиками не гарантирует однозначного успеха работы наставнической пары. Для достижения положительных результатов наставнику необходимо пройти обучение по специальной программе подготовки наставников.

В научной статье «Наставничество на рабочем месте: изучение рабочих условий» («Mentoring in the workplace: a case study of the academic setting») [1] исследователи говорят о том, что не только наставник должен обладать определенными качествами и выполнять ряд обозначенных задач, но и наставляемому необходимо знать свои функции и развивать требующиеся качества.

Итак, выделены следующие качества успешного наставника:

1. истинный интерес к своему делу;

2. понимание нужд окружающих и готовность помочь в развитии;

3. превосходно развитые навыки слушанья;

4. исполнительность и ответственность;

5. умение соблюдать конфиденциальность;

6. развитые на высоком уровне навыки сопровождения профессиональной деятельности и рефлексии.

Перечисленные качества необходимы наставнику для реализации следующих функций:

1. помочь молодому педагогу войти в коллектив и адаптироваться к условиям профессиональной деятельности;

2. помогать наставляемому преодолевать трудности и проблемные ситуации;

3. работать с новичком над развитием и укреплением его уверенности в себе;

4. обеспечивать взаимно открытую коммуникацию с протеже;

5. помогать своему подопечному формировать собственное творческое мышление;

6. обеспечивать конфиденциальность информации, обсуждаемой на менторских встречах.

Данные функции требуют от наставника владения определенными навыками и обладания конкретными профессионально-личностными качествами. Таким образом, наставником может стать только человек, имеющий данный набор качеств.

Наставничество - процесс двусторонний, поэтому не стоит забывать о том, что наставляемый тоже должен быть готов к совместной деятельности с наставником и приобретению опыта с посторонней помощью.

В списке качеств, необходимых для наставляемого, можно отметить следующие:

1. заинтересованность в личностном и профессиональном развитии;

2. вовлеченность в процесс обучения и приобретения новых знаний, умений и навыков;

3. адекватное восприятие честной, конструктивной критики;

4. готовность рисковать, если того требует процесс обучения;

5. способность формировать собственное мнение.

Далее следует отметить основные черты поведения и аспекты деятельности наставляемого в работе с наставником. Молодой педагог должен уметь и быть готов:

1. формулировать собственные измеримые, достигаемые, реалистичные цели и обозначать временные рамки их достижения;

2. открыто и честно вести диалог с наставником;

3. брать ответственность за получение ожидаемого результата;

4. с максимальной пользой проводить время на встречах с ментором;

5. учитывать нужды и ожидания наставника;

6. быть надёжным и обеспечивать конфиденциальность.

Таким образом, на основе анализа функций и качеств успешного наставника и наставляемого можно сделать вывод о том, что они взаимодополняемы. Например, обеспечение конфиденциальности встреч - это задача обоих участников отношений, также как и умение вести честный и открытый диалог, в котором необходимо делиться собственными суждениями и конструктивной критикой. Представленное исследование наиболее ярко иллюстрирует двусторонний характер наставнических отношений и тот факт, что не только наставник должен обладать высоким уровнем профессиональных компетенций, внушительным опытом работы, регалиями, но и наставляемый должен быть готов к работе в паре с наставником и критично относиться к собственной деятельности.

Тип отношений в наставнической паре может зависеть от уровня сформированности профессиональных компетенций и способов действий наставника и наставляемого. Но в целом эти отношения должны преследовать единую цель: способствовать профессиональному и личностному развитию молодого педагога.

Несмотря на четко сформулированную цель и распределение ролей, на сегодняшний день не существует единой формулы успешного менторинга. Стили общения и формы работы зависят от индивидуальных особенностей участников конкретных отношений. Каждый подопечный требует определенного количества внимания, разного рода советов и поощрений. То, что для одного студента может быть комфортным, другому может показаться неприемлемым. Поэтому наставник должен быть гибким в общении с подопечными.

Часто подопечные не могут корректно сформулировать запрос к наставнику. Поэтому грамотный специалист, сначала хорошо изучает личность молодого учителя, его особенности, чтобы предугадать и снять потенциальные трудности. Но, несмотря на это, эффективный менторинг не всегда требует больших временных затрат. Опытный педагог может помочь своему подопечному за считанные минуты, задав правильный вопрос или сформулировав своевременный и четкий совет. Таким образом, следует перечислить некоторые аспекты эффективного менторинга.

Активное слушанье. Хороший наставник - хороший слушатель, он слышит то, что подопечный реально хочет ему сообщить, без собственных интерпретаций и суждений. Наставнику необходимо обращать внимание на подтекст и полутона в словах протеже, а также мимику и жесты. Также к приемам активного слушанья относится повторение сути заданного вопроса с целью определить, правильно ли понят собеседник. Через активное слушанье транслируется идея понимания и участия в решении проблем новоиспеченного учителя, что в свою очередь способствует налаживанию коммуникации и увеличению эффективности наставничества.

Поддержание контакта. Количество внимания, которое уделяет наставник своим подопечным, может широко варьироваться в зависимости от психологических особенностей, уровня подготовки и профессиональных компетенций молодого учителя. Одному может быть достаточно коротких встреч для получения совета по текущим вопросам. Другие же могут нуждаться в регулярных консультациях, на которых они смогут разобрать и вместе с наставником найти способы преодоления возникающих трудностей. Такие протеже могут занимать большую часть консультативного времени наставника, даже, если их меньшинство. Но ментору важно держать во внимании деятельность всех своих подопечных и быть готовым предугадать и вовремя решить возникающие проблемы, пока они не стали серьезными. Необходимо помнить, что в помощи нуждаются не только те, кто о ней просит. Даже те педагоги, которые хорошо справляются со своими профессиональными задачами, часто нуждаются в серьезной поддержке и совете.

Мультидисциплинарный подход. Очевидно, что один человек не может иметь глубокие знания во всех сферах деятельности. Наставнику важно донести до своего подопечного идею о том, что, несмотря на его высокую квалификацию и внушительный опыт работы, он тоже может нуждаться в совете или взгляде со стороны. Таким образом, не стоит стыдиться консультации с другими коллегами. Возможно, они смогут внести свой вклад в решение возникшей проблемы и открыть новый взгляд на сложившуюся ситуацию. Более того, можно организовывать консультации в формате «мозгового штурма» с коллегами других специальностей, что позволит расширить кругозор и пополнить багаж инструментов и методов работы.

Создание профессионального сообщества. Наставник может стать посредником в формировании профессионального сообщества учителей. Подопечные одного и того же ментора имеют возможность посещать занятия друг друга, в группе обсуждать успехи и планировать дальнейшую деятельность. С помощью такой работы можно построить сплоченный и ответственный рабочий коллектив, который будет способствовать закреплению и удержанию молодых педагогов в профессии.

Профессиональная этика наставника занимает отдельную позицию в структуре наставнических отношений. Наставнику мало самому следовать этическим нормам, ему важно также корректировать деятельность своих подопечных в рамках этих норм. Именно он должен ввести новичка в корпоративную

культуру, привить ему понимание иерархических отношений в коллективе и научить справляться с конфликтами интересов.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, можно выделить двусторонний характер наставнических отношений, как осную характеристику данного типа отношений. И наставник и наставляемый должны быть готовы к осуществлению этой деятельности и нести ответственность за её успех. Для того, чтобы процесс адаптации молодого педагога был наиболее успешным, необходимо реализовать программы подготовки наставников, критериальной базой отбора которых могли бы быть основные характеристики наставников, выделяемые многими исследователями.

Литература:

1. Ilevbare Femi M Mentoring in the Workplace: a Case Study of the Academic Setting // Mentoring: A Key Issue in Human Resource Management pp. 197-206

2. Rowley D. The Good Mentor // Supporting New Teachers Vol. 56 №6, 1999.

3. Балагурова М.С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/ (дата обращения: 25.10.2019).

4. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? / Вестник Мининского университета // 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 1.

5. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д., Лабазова А.В. Трансформация профессионально-личностных качеств наставника в истории отечественной школы // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63-1. С. 29-32

6. Игнатьева Е.В., Рябкова Ю.В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62-3. С. 102-104.

7. Игнатьева Е.В., Синева Е.Д. Учитель иностранного языка как эффективный наставник молодого педагога // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2019. С. 167-169.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИНТЕРАКТИВНЫХ

ЗАНЯТИЙ

Аннотация. В статье рассмотрена сущность интерактивности в обучении студентов. Сделан вывод о том, что формирование ключевых компетенций зависит от активности и мотивированности самого обучающегося. Поэтому одной из главных задач является внедрение и применение в образовательном процессе интерактивных занятий, которые в общей сложности дают шанс обучающимся самостоятельно приобретать знания и формировать навыки. Использование интерактивной модели обучения предполагает имитацию жизненных ситуаций, совместное решение проблем, делегирование ролей. Доминирование какой-либо идеи или какого-либо участника учебного процесса исключается.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивное занятие, студент, образовательный процесс, ФГОС.

Annotation. The article considers the essence of interactivity in student learning. It is concluded that the formation of key competencies depends on the activity and motivation of the student himself. Therefore, one of the main tasks is the introduction and application of interactive classes in the educational process, which in total give students a chance to independently acquire knowledge and develop skills. Using an interactive learning model involves simulating life situations, joint problem solving, and role delegation. The dominance of any idea or any participant in the educational process is excluded.

Keywords: interactivity, interactive lesson, student, educational process, Federal State Educational Standard.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Современный образовательный процесс строится на использовании различных форм и методов обучения, включая самые современные, к которым можно отнести информационные и интерактивные технологии.

В условиях многообразия форм и методов обучения современный педагог должен уметь рационально строить образовательный процесс. Профессиональное образование носит практико-ориентированный характер и должно соответствовать современным стандартам качества. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения определяют в качестве критериев высокую практическую ориентированность процесса обучения. Ряд требований к выпускникам педагогического направления подготовки, отраженных во ФГОС и необходимых для осуществления деятельности в профессиональных областях, связаны с реализацией проектов, формализацией и трансляцией технологических решений с помощью современных компьютерных средств. Формирование ряда подобных умений и качеств выпускников осуществляется в процессе использования электронных образовательных ресурсов, отражающих технологические процессы профессиональной области.

Изложение основного материала статьи. Не случайно, государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают широкое применение в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Так, согласно требованиям, к условиям реализации программы подготовки специалистов образовательная организация обязана предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.