Научная статья на тему 'Наставничество и менторинг: анализ понятий'

Наставничество и менторинг: анализ понятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2409
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТОРИНГ / НАСТАВНИЧЕСТВО / АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MENTORING / ANALYSIS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна

В статье авторы рассматривают анализ понятий «менторинг» и «наставничество» в системе современного педагогического знания, определяю специфику каждого и границы их употребления. На современном этапе развития педагогической теории и практики, крупнейшим звеном которой является сфера корпоративного образования, вследствие заимствования термина менторинг и продолжения функционирования понятия наставничество границы их употребления и смысловое значение и специфические особенности до сих пор не определены. На основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных исследователей авторы приходят к выводу, что менторинг и наставничество являются разнородными понятиями, находясь в родовидовых отношениях, при которых наставничество является более широким понятием, включающим множество разнообразных технологий, в том числе и менторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUCTIONS AND MENTORING: ANALYSIS OF CONCEPTS

In the article, the authors consider the analysis of the concepts of "mentoring" and "mentoring" in the system of modern pedagogical knowledge, determine the specifics of each and the limits of their use. At the present stage of development of pedagogical theory and practice, the largest element of which is the sphere of corporate education, owing to the borrowing of the term mentoring and the continuation of the concept of mentoring, the boundaries of their use and semantic meaning and specific features have not yet been defined. Based on the analysis of the scientific literature of domestic and foreign researchers, the authors conclude that mentoring and mentoring are heterogeneous concepts, being in generic relationships, in which mentoring is a broader concept that includes many different technologies, including mentoring.

Текст научной работы на тему «Наставничество и менторинг: анализ понятий»

4. Шашкин Геннадий Анатольевич. Организационно-педагогические аспекты системы подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.04: СПб., 1998 - 317 с.

5. Якубовская А.Р. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры на этапе профессионального обучения / Якубовская А.Р., Васильева Т.В // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. №2 - С. 60-69.

Педагогика

УДК: 378 (07)

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);

преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

НАСТАВНИЧЕСТВО И МЕНТОРИНГ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

Аннотация. В статье авторы рассматривают анализ понятий «менторинг» и «наставничество» в системе современного педагогического знания, определяю специфику каждого и границы их употребления. На современном этапе развития педагогической теории и практики, крупнейшим звеном которой является сфера корпоративного образования, вследствие заимствования термина менторинг и продолжения функционирования понятия наставничество границы их употребления и смысловое значение и специфические особенности до сих пор не определены. На основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных исследователей авторы приходят к выводу, что менторинг и наставничество являются разнородными понятиями, находясь в родовидовых отношениях, при которых наставничество является более широким понятием, включающим множество разнообразных технологий, в том числе и менторинг.

Ключевые слова: менторинг, наставничество, анализ, педагогическая технология.

Annotation. In the article, the authors consider the analysis of the concepts of "mentoring" and "mentoring" in the system of modern pedagogical knowledge, determine the specifics of each and the limits of their use. At the present stage of development of pedagogical theory and practice, the largest element of which is the sphere of corporate education, owing to the borrowing of the term mentoring and the continuation of the concept of mentoring, the boundaries of their use and semantic meaning and specific features have not yet been defined. Based on the analysis of the scientific literature of domestic and foreign researchers, the authors conclude that mentoring and mentoring are heterogeneous concepts, being in generic relationships, in which mentoring is a broader concept that includes many different technologies, including mentoring.

Keywords: mentoring, analysis, pedagogical technology.

Введение. Современная педагогическая наука переживает ряд переходных периодов, связанных с трансформацией современной науки. В эпоху нового научного поколения происходит смена толкования различных понятий за счет динамичного развития современного общества. Кроме того многие терминологические понятия переходят из одного языка в другой, образуя новый терминологический ряд. В этой связи представляет интерес определение понятий «менторинг» и «наставничество», а так же выявление их сходств и различий.

Формулировка цели статьи. Авторы статьи ставят своей целью теоретически обосновать новые категории дидактики - «наставничество» и «менторинг», а так же выявить их общие и специфичные черты.

Источниковой базой исследования понятий «наставничество» и «менторинг» являются отечественные и зарубежные исследования, в которых рассматриваются данные понятия через определение основных семантических элементов и функциональных особенностей педагогических технологий.

Традиционно понятие «менторинг» является англоязычным вариантом отечественного термина «наставничество». Это повлияло на идентичность восприятия лексических значений данных терминов, как абсолютных синонимов. Данные понятия имеют множество общих черт, таких как субъект-субъектные отношения в процессе взаимодействия, направленность на результат совместной работы, принцип синергии, предполагающий увеличение эффективности результата при совместной деятельности участников процесса, нежели по отдельности и др. Однако наличие функциональных различий терминов в контексте разнородности их употребления создает предпосылку для глубокого анализа семантического поля элементов терминов.

Изложение основного материала статьи. Понятия «наставничество» и «менторинг» относительно новые в педагогике, хотя сам процесс наставничества известен из истории первобытного общества, когда старшие члены племени поучали младших для прохождения последними обряда инициации. Роль наставника заключалась в подготовке воспитанника к осуществлению различных ритуальных действий, правил и умений.

В современной массовой практике наставничество как социально-образовательный феномен преобладает в сфере трудовых отношений. С целью формирования условия для профессиональной адаптации молодого специалиста на производствах и в организациях государственного и частного сектора разрабатываются специализированные программы наставничества. Для приобщения молодого специалиста к сложившемуся коллективу, для усвоения им норм и правил на рабочем месте выбираются наставники из числа людей опытных, обладающих высокой степенью профессионализма в своей области, а так же мотивацией к наставничеству и передаче своего опыта.

Данная практика широко применялась в советский период в связи с развитием промышленности, когда в стране преобладал сектор рабочего класса и требовались практические решения для организации обучения

новых сотрудников в сжатые сроки. Именно в этот период проблеме наставничества посвящаются научные труды, в том числе и многочисленные диссертации.

На современном этапе наставничество и менторинг рассматривают как феномен, как явление и как технологии корпоративного обучения.

Понятие «наставничество имеет давнюю традицию и в мировой культуре, и в русской культуре, в частности. Значения этого слова в толковых, энциклопедических словарях, в словарях культурологических, психологических терминов обнаруживают его тесную связь с понятиями «учить», «направлять», «воспитывать», «содействовать», «руководить», «вразумлять». Использование понятия «наставник» в прямом значении традиционно для мировой культуры; это слово тесно связано с древнегреческим «пайдагогос» -«ведущий детей» [1].

Потребность личности (иногда неосознанная) в духовном помощнике, проводнике на жизненном пути отражена в мировой культуре, религии, литературе. Понятие «наставничество» приобретает особое значение и в переломные исторические периоды для целого народа, и на определенном этапе становления личности конкретного человека. Религиозно-духовному наставничеству в русской культуре всегда отводилось особое место, что наиболее явственно отражается в XX веке в литературе русского зарубежья.

В мировой культуре понятие «наставничество» имеет древние корни и ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания: в восточных религиях, к примеру, - сэнсэй (учитель), гуру (духовный наставник). Одним из значений латинского слова magister также является «наставник». Понятие «наставничество» в русском языке обращает нас в первую очередь к православной традиции, когда духовник - священник, принимающий исповедь, считается духовным наставником верующего.

В античной культуре и философии наставник понимался как мудрец-философ, дающий братству посвященных уроки практической философии.

В педагогическом терминологическом словаре дается следующее определение понятия «наставничество» — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником [Бим Бад с. 162].

В свою очередь А.С. Воронин в словаре терминов по общей и социальной педагогике определяет наставничество как одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Таким образом, под наставничеством понимается эффективное взаимодействие «учителя и ученика» для достижения трудовых практических целей [3].

Многие отечественные и зарубежные исследователи изучали и продолжают изучать явление наставничества. Одним из первых современных ученых, кто выделил наставничество как важный элемент входа в профессию, был С.Г. Вершловский. Он определяет наставничество как способ подготовки педагога к осуществлению образовательной деятельности, который способствует изучению профессии изнутри с помощью опытного коллеги.

И.В. Круглова отмечает, что система наставничества способна «интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации» [5].

Е.Ю. Илалтдинова и С.В. Фролова в своем исследовании рассматривают наставничество как неотъемлемый элемент разработанной в Мининском университете новой модели целевой подготовки педагогов, который позволит адаптировать выпускников педагогических вузов и удержать их в профессии. Наставничество включает психолого-педагогическое, информационно-методическое сопровождение молодого учителя, а также способствует его профессиональной социализации [5].

Н.М. Полетаева и Л.Е. Лукина называют наставничество одной из самых древних и эффективных технологий формирования педагогических кадров на основе субъект-субъектных отношений. В своей научной статье исследователи ссылаются на древнего мыслителя Платона, который говорил о важности роли наставника в процессе постижения мира идей подопечным [1].

Т.Ю. Осипова определяет педагогическое наставничество как «сложно структурированную синергетическую систему, направленную на самоорганизацию и самореализацию субъектов образовательного пространства». Е.А. Дудина отмечает идеи индивидуализации и личностного ориентирования в процессе наставничества [1].

При характеристике наставничества в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании Е.А. Дудина использует определение, предложенное американскими авторами Ю. Андерсоном (E. Anderson) и А. Шеннон (A. Shannon), согласно которым наставничество - это процесс обучения и воспитания, в ходе которого человек, обладающий значительным опытом и знаниями, реализуя эталонную функцию, осуществляет обучение, опеку, поддержку, консультирование, а также оказывает дружескую помощь менее опытному и знающему, с целью способствования личностному и(или) профессиональному росту и развитию последнего.

Наставнические функции реализуются в контексте долговременных отношений, в основе которых лежат поддержка, опека и забота. М.А. Червонный понимает наставничество как педагогический процесс сопровождения в области теории и методики обучения предмету, то есть молодого специалиста сопровождает наставник-методист, назначаемый к обучаемому административно. И именно это свойство отличает отечественное понимание наставничества от западного. Зарубежные исследователи настаивают на том, что процесс наставничества должен носить добровольный характер.

Наставник и наставляемый не рассматриваются как начальник и подчиненный или ученик и учитель. Они являются партнерами, соратниками, между которыми устанавливаются взаимовыгодные, продуктивные отношения по обмену знаниями и опытом. Оба участника этих отношений получают и приносят пользу друг другу, что позитивно отражается на их профессиональной деятельности.

В словаре С.И.Ожегова приводятся следующие толкования слов «наставник», «наставление»: «Наставить - научить кого-нибудь, чему-нибудь хорошему»; «Наставление - поучающее указание, нравоучение. Наставник - учитель, руководитель, воспитатель. Эти толкования обращают нас к следующим понятиям — «учить» и «воспитывать». Поэтому важен для понимания наставничества тот факт, что оно тесно связано не только с обучением, но и с воспитанием [3].

Таким образом, в качестве ключевых понятий в контексте слова «наставничество» можно выделить следующие: направлять, оказывать помощь, поддержку в выборе пути, в совершенствовании.

Итак, анализ литературы показал, что отечественные и зарубежные исследователи выделяют наставничество как один из важнейших элементов входа молодого специалиста в профессию. Оно способствует интеграции молодого педагога в профессиональную среду и социализации в ней. Наставничество позволяет сохранить и преумножить опыт многих поколений, а также мотивировать всех участников процесса на творческое взаимодействие.

В зарубежной литературе используется термин «менторинг» для обозначения явления наставничества. В англоязычной научной и методической литературе менторинг широко используется как эффективный способ подготовки молодых педагогов к профессии, потому что он способствует не только профессиональному росту самого новичка, но и продуктивной деятельности его учеников. Об этом в своих научных работах писали С. Одел, Д. Ферадо и Л. Сандли.

А. Малдерз определяет менторинг в широком смысле как поддержку, оказываемую одним коллегой (в основном более опытным) другому и направленную на обучение, рост и интеграцию новичка в профессиональную среду [4].

А. Смит утверждает, что менторинг заключается не только в поддержке, но и в создании определенных условий для прогресса менти (наставляемый) [5].

К. Фэрбэнкс, Д. Фридман и К. Кан определяют наставничество над молодыми педагогами как комплексное взаимодействие между ментором и менти, направленное на достижение профессиональных целей в контексте возникающих обстоятельств [5].

По мнению западных ученых, главное преимущество менторинга заключается в том, что он позволяет молодому педагогу учиться профессии изнутри.

Дэвид Клаттербак, известный зарубежный коуч, рассматривает менторинг как развивающее наставничество, определяющее результатами совместной деятельности запуск процесса самопознания на основе технологии коучинга [5].

Функциональным ядром менторинга является развитие компетенций, личностное развитие, развитие отношений. Систему менторинга внедряют в организациях с потребностью кадрового омоложения и создания команд изменений, благодаря которым в пространство организации будет привнесены новые решения и идеи. Менторинг является неотъемлемой частью обучения новых специалистов и подготовки кадрового резерва в крупных международных, иностранных и российских компаниях. Таким образом, менторинг способствует положительной мотивации к работе, установлению доверительных отношений между субъектами профессионального пространства.

Выводы. Очевидно, что в отечественной и зарубежной науке абсолютно остается размытой разница понятий «менторинг» и «наставничество», что подтверждается отсутствием терминологической идентификации в их употреблении. Менторинг и наставничество употребляются как синонимы, однако, осмысляя элементы технологии менторинг и наставничества становится очевидным, что это является заблуждением.

Наставничество более широкое понятие по соотношению с менторингом. Так как типы наставничества могут быть абсолютно разнообразны, и менторинг является одной из его разновидностей. Менторинг может осуществляться лишь на добровольном согласии менти и ментора, когда наставничество не предполагает наличие этого признака как обязательного.

Ключевым элементом менторинга является менторская сессия, в ходе которой отрабатывается один из навыков специалиста. Наставничество может не иметь конкретных специфических менторских сессий, решая задачи по развитию специалиста разнообразными способами - ученичество (job shadow), стажировка, менторинг, экспертная консультация и др.

Таким образом, анализ понятий менторинг и наставничество показал, что термины находятся в родовидовых отношениях, что необходимо учесть в исследованиях менторинга и проектирования наставнических практик на производствах и в организациях.

Литература:

1. Лапко О.Ю. Художественное воплощение наставничества в русской прозе 1920-1930-х годов автореферат дис. кандидата филологических наук: 10.01.01 Лапко, Ольга Юрьевна Москва 2009 г.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

3. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

4. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? / Вестник Мининского университета // 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 1.

5. Фролова С.В. Проблемы и зарубежный опыт технологизации наставничества в профессиональном развитии педагога / Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. N 53. С. 17

6. Илалтдинова Е.Ю. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога / Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова, И.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. 2017. N 3 (20). С. 2

Педагогика

УДК :37.012

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского" (г. Калуга); кандидат педагогических наук Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского" (г. Калуга)

МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Определены методы экологического воспитания обучающихся, направленные на формирование ответственного отношения личности к природе как универсальной ценности. Представлена модель экологического воспитания, как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный. Дана содержательная характеристика каждого компонента представленной модели экологического воспитания обучающихся в образовательном пространстве.

Ключевые слова: экологическое воспитание, модель, экологическая культура, экологически безопасная личность, экологическое право.

Annotation. The methods of ecological education of students, aimed at the formation of a responsible attitude to nature as a universal value. The model of ecological education is presented as a set of interrelated and interdependent components: target, substantial, technological and effectively-estimated. The content characteristic of each component of the presented model of ecological education of students in educational space is given.

Keywords: ecological education, model, ecological culture, environmentally friendly personality, ecological law.

Введение. Современное состояние окружающей среды ставит перед человечеством необходимость профессионального подхода к решению задач по сохранению жизни на планете Земля. В этих условиях становится актуальным построение воспитательного процесса обучающихся, направленного на формирование новой парадигмы экологического мышления, основанного на коэволюции, т.е. гармоничного взаимодействия в сфере "Природа - общество - человек". Жизнедеятельность человека неразрывно связана с природной средой, жизнь на планете полностью зависит от ее состояния, поэтому общество должно осознавать необходимость сохранения природы во имя жизни будущих поколений, т.е. обеспечивать экологическую безопасность. Личность способная обеспечить защищенность общества и окружающей природной среды от негативного воздействия антропогенного и природного характера будет являться экологически безопасной.

Показателем отношения государства к проблеме формирования экологически безопасной личности является Закон, отражающий характер устремленности общества, ценности народов, населяющих страну. Высшим законом Российской Федерации является Конституция, отдельные статьи которой позволяют судить о государственной политике в области сохранения окружающей природной среды. Так, статья 9 определяет, что " земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Права и обязанности граждан страны в области использования природных ресурсов закреплены в статьях 42 и 58 соответственно [1].

Статья 74 Федерального закона "Об охране окружающей среды", рекомендует формировать экологическую культуру в обществе, воспитывать бережное отношение к природе, рациональное природопользование посредством экологического просвещения населения [2].

Федеральный закон «Об образовании в РФ» в статье 3 показывает, что одними из основных приоритетов государственной политики в области образования являются принципы гуманистического характера образования, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [3].

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года обеспечивают направленность процессов воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся [4].

Изложение основного материала статьи. Ключевым понятием педагогической науки является "образование", которое традиционно выражают через обучение и воспитание. Поскольку образовательный процесс - взаимодействие педагогов и обучающихся, направленный на достижение поставленных целей, то и образовательное пространство следует рассматривать как сферу их совместной жизнедеятельности, в котором разворачивается образование личности. Если обучение следует рассматривать как деятельность по передаче социокультурного опыта, то воспитание - целенаправленный процесс формирования личности, который также реализуется в образовательном пространстве.

Теоретическое осмысление образовательного пространства дается Н. М. Борытко, который в своих исследованиях делает акцент на воспитании. Рассматривая образовательное пространство как условие саморазвития человека посредством взаимодействия "человека с миром и людьми", он придает огромное значение субъектному пространству, которое, по его мнению, является результатом работы человека над собой, является источником его развития [8].

Следовательно, экологическое образование в данном аспекте, можно рассматривать, как процесс приобщения индивида к опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой, развития субъекта экологически ориентированной деятельности и, как результат, формирование субъектной экологической культуры [7].

Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.