Научная статья на тему 'Личностные детерминанты подчинения'

Личностные детерминанты подчинения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1170
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЧИНЕНИЕ / НЕПОДЧИНЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ЦЕННОСТИ / УРОВЕНЬ ПОДЧИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шульга Татьяна Ивановна, Линьков Евгений Андреевич

В статье раскрывается недостаточно изученная проблема понимания подчинения студентами, так как именно в этом возрасте формируется осознанное отношение к самодисциплине, саморегуляции поведения. В психологии личности термин «подчинение» используется в значении «покорность», выделены виды подчинения: повиновение, внешняя и внутренняя конформность, внушаемость, а также коллективистическое самоопределение (сознательная солидарность личности с коллективом, принятие и активное отстаивание его ценностей, норм и стандартов, убеждений, идеалов и установок). С помощью 4 методик были изучены представления 84 студентов разных курсов о подчинении и выявлены личные детерминанты подчинения. Результаты, полученные в исследовании, показали, что студенты имеют представление о «подчинении» и «неподчинении», формулируют определения, показывают уровень его понимания, который имеет определённую иерархию с 1 по 4 курс. Среди ответов встречаются и стереотипы данного понятия, существующие в обществе. Применение факторного анализа свидетельствует о высокой степени зависимости личностных качеств студентов от уровня их подчинения, что позволяет определить детерминанты личностного подчинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шульга Татьяна Ивановна, Линьков Евгений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DETERMINANTS OF SUBORDINATION

The article discloses a rather insufficiently studied problem of the way students understand the phenomenon of subordination as it is at this age conscious attitude to self-discipline and self-regulation is formed. The developmental psychology interprets the term “subordination” with the meaning of “obedience”. Types of subordination are revealed: subordination, internal and external conformity, suggestibility and collective self-determination (the person’s conscious solidarity with the collective, acceptance and active advocacy of its values, norms, standards, beliefs, ideals and settings). With the use of 4 methods 84 students’ ideas about subordination were studied. The personal determinants of subordination were singled out. The results received showed that the students have certain idea about “subordination” and “insubordination”. Besides, they formulate definitions; show the level of understanding which has certain hierarchy among students of different years of studying (from the 1st to the 4th). Stereotypes of this concept, existing in the society, can also be found among students’ answers. The use of factor analysis testifies there is a high level of students’ personal qualities dependence on the level of their subordination. This enables to define the determinants of their personal subordination.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты подчинения»

УДК 159.88.

Б01: 10.18384/2310-7235-2018-4-92-107

личностные детерминанты подчинения

Шульга ТИ, Линьков ЕА.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. В статье раскрывается недостаточно изученная проблема понимания подчинения студентами, так как именно в этом возрасте формируется осознанное отношение к самодисциплине, саморегуляции поведения. В психологии личности термин «подчинение» используется в значении «покорность», выделены виды подчинения: повиновение, внешняя и внутренняя конформность, внушаемость, а также коллективистическое самоопределение (сознательная солидарность личности с коллективом, принятие и активное отстаивание его ценностей, норм и стандартов, убеждений, идеалов и установок). С помощью 4 методик были изучены представления 84 студентов разных курсов о подчинении и выявлены личные детерминанты подчинения. Результаты, полученные в исследовании, показали, что студенты имеют представление о «подчинении» и «неподчинении», формулируют определения, показывают уровень его понимания, который имеет определённую иерархию с 1 по 4 курс. Среди ответов встречаются и стереотипы данного понятия, существующие в обществе. Применение факторного анализа свидетельствует о высокой степени зависимости личностных качеств студентов от уровня их подчинения, что позволяет определить детерминанты личностного подчинения.

Ключевые слова: подчинение, неподчинение, личностные детерминанты, ценности, уровень подчинения.

personal determinants of subordination

T. Shulga, E. Linkov

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul, Mytishchi, Moscow region, 141014, Russian Federation Abstract. The article discloses a rather insufficiently studied problem of the way students understand the phenomenon of subordination as it is at this age conscious attitude to self-discipline and self-regulation is formed. The developmental psychology interprets the term "subordination" with the meaning of "obedience". Types of subordination are revealed: subordination, internal and external conformity, suggestibility and collective self-determination (the person's conscious solidarity with the collective, acceptance and active advocacy of its values, norms, standards, beliefs, ideals and settings). With the use of 4 methods 84 students' ideas about subordination were studied. The personal determinants of subordination were singled out. The results received showed that the students have certain idea about "subordination" and "insubordination". Besides, they formulate definitions; show the level of understanding

© CC BY Шульга Т. И . , Линьков Е.А. , 2018 .

which has certain hierarchy among students of different years of studying (from the 1st to the 4th). Stereotypes of this concept, existing in the society, can also be found among students' answers. The use of factor analysis testifies there is a high level of students' personal qualities dependence on the level of their subordination. This enables to define the determinants of their personal subordination.

Key words: subordination, insubordination, personal determinants, values, level of subordination.

Введение в проблему

Неоднозначность понимания в психологии подчинения позволяет авторам рассматривать его как «покорность», при этом чаще связывают его с характеристикой черты личности . При этом исследователи выделяют на этом основании и виды подчинения: повиновение, внешняя и внутренняя конформность, внушаемость, коллективистическое самоопределение (сознательная солидарность личности с коллективом, принятие и активное отстаивание его ценностей, норм и стандартов, убеждений, идеалов и установок), не рассматривая подчинения как особого вида отношения к правилам, нормам, используемого для самодисциплины, саморегуляции [1; 9; 15]. Основаниями для приведенных классификаций выступают, в основном, характеристики субъекта власти (властные полномочия, властное воздействие, численность, степень поведенческой реализации индивидом требований власти и др . [4; 5; 7; 12]. Ряд авторов, рассматривая понятие «подчинение», подчёркивают поведенческий и когнитивный компоненты, позволяющие человеку управлять собой, осознавать необходимость контролировать себя, проявлять дисциплинированность [14; 17; 21; 22; 23].

Подчинение изучается различными отраслями социальной психологии: социальной психологией конкретных

общностей (народ, партия, учащаяся молодёжь, семья и др ), социальной психологией права (подчинение нормам, правилам, законам), а также при изучении форм общественного сознания . Кроме того, в большом количестве работ по психологии управления рассматривается подчинение как необходимость выполнения разных видов деятельности в диаде «руководитель - подчиненный» . Подчинению уделяется большое внимание при рассмотрении феноменов адаптации, социализации, группового давления, социального влияния [1; 11; 14; 15; 17].

В исследованиях доказано, что покорность и внушаемость как формы изменения поведения могут наблюдаться в случаях как группового, так и индивидуального давления, что свидетельствует о неоднозначности выбираемых авторами оснований для классификации, в которых можно выделить их семантическое пересечение, например: принятие, подчинение, публичная уступчивость и самопрезентация [5; 6; 18; 19].

Рассматривая подчинение в качестве реакции на внешние воздействия и в качестве внутренней регуляции своего поведения, психологи способность ребёнка подчинить своё поведение указаниям учителя, правилам, регламентирующим поведение в учебном заведении, сознательно поставленной цели, считают одним из показателей

его психологической готовности к школе, который нередко определяет школьную успешность

Наибольшее количество исследований подчинения мы находим в социальной психологии, которая рассматривает подчинение как социальную норму, элемент социальной роли, которая определяет, как должен вести себя человек данного социального положения в определенной социальной группе В работах социальных психологов показано, что роли способны оказывать влияние на личностные особенности человека Роль руководителя, предполагающая обладание властью, может приводить к формированию у него ряда качеств, таких как авторитарность, директивность, склонность к манипулированию . Социальные нормы становятся регуляторами поведения личности в любой социальной группе В этом случае поведение человека подчиняется не давлению извне, а регулируется системой личностных смыслов и оценок, что можно рассматривать как особый случай подчинения [5; 15].

В социальной психологии феномен подчинения в жизни человека более выражен, чем феномен руководства, поскольку каждый человек в своей жизни многократно сталкивается с ситуациями, когда он выступает в качестве подчинённого, управляемого На протяжении жизни человек подчиняется большому числу значимых для него в целом либо в конкретной ситуации личностей: родителям и родственникам, педагогам, лидерам группы, руководителям, должностным лицам От выбора эффективной стратегии поведения в ситуации подчинения во многом зависит успех деятельности че-

ловека и его достижения . Личностные особенности человека (импульсивность, эмоциональность, упрямство) могут лежать в основе выбора им поведения в ситуации подчинения, при этом стиль подчинения определяют не только отдельные личностные качества, но и личностные особенности

В социальной психологии проблема подчинения индивида давлению большинства изучалась при исследовании конформного поведения, начатая Г. Олпортом и продолженная М . Шерифом [13; 17]. Подчинение индивида власти лица, наделённого законным авторитетом, изучалось С Милгрэмом и его последователями Отдельное место занимают исследования власти и подчинения Ф . Зимбардо, начавшиеся с широко известного тюремного эксперимента [6; 10; 14; 20].

Интерес современных исследователей к изучению подчинения акцентируется на изучении так называемого «консенсуального» садомазохизма, масштабные исследования которого проведены Н . Бреслоу и С . Мозером [23; 24]

Возникновение механизма господства и подчинения определяет иерархические законы человеческих отношений Господство и подчинение как отношения имеют тесную взаимосвязь, и власть, властные полномочия объединяют данные понятия Например, при господстве одного человека другие обязаны ему подчиняться, так как при нарушении данного взаимодействия проявляется неподчинение или безвластие . Актуализация проблемы психологии господства и подчинения вызвана тем, что в настоящее время возникла необходимость исследования приоритета обществен-

ных интересов над личностными интересами. Отношения господства и подчинения как проявление власти служат механизмом регуляции человека в общественной жизни . Интерес к исследованию механизмов, структуры и содержания власти, господства и подчинения всё возрастает в современной науке

В изучении особенностей студенческого возраста подчинение в процессе осуществления профессиональной образовательной деятельности имеет большое значение для успешного приобретения профессиональных навыков Для понимания поведения студентов в вузе, их подчинения или неподчинения важным является учёт их темперамента, характера, способностей, направленности, мотивации, а также ряда индивидуальных характеристик . Наиболее сложная проблема -возможность определения личностных детерминант подчинения студентов Молодёжь является особой группой в обществе, так как именно подчинение определяет во многом направленность их деятельности и поведения, которые касаются не только обучения, но и взаимоотношений в обществе

Исследователи определяют подчинение как осознанное или неосознанное изменение индивидом своего поведения или убеждений в соответствии с воздействием внешних факторов При воздействии на индивида внешних факторов авторы рассматривают подчинение осознанное и неосознанное В случае, когда внешнее воздействие власти осознаётся индивидом, подчинение приобретает характер личностного выбора и подразумевает психическую активность, включающую когнитивный, эмоциональный и

поведенческий компоненты, которые следует учитывать при психологическом анализе подчинения и выделении его форм

В исследовании М . Е . Раскуман-дриной выделяет следующие стили подчинения: «подчинённый-винтик», «подчинённый-эгоист», «человек дела» «маргинальный подчинённый», «человек с ситуативным стилем» [16].

Цель исследования - изучить личностные детерминанты подчинения у студентов

Задачи эмпирического исследования:

- изучить особенности представлений о подчинения у студентов;

- выявить представления о функциях и стилях подчинения у студентов;

- обосновать личностные детерминанты подчинения студентов

Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь подчинения с доверием к себе и личностными ценностями

Частные гипотезы исследования:

1. Детерминанты подчинения студентов могут быть взаимосвязаны с личностными качествами

2 . Существуют различия в понимании подчинения на разных курсах

Для изучения личностных детерминант подчинения были использованы следующие методики: методика Т. Лири [8] для выявления уровня и направления межличностных притязаний, причин доминирования и дружелюбия; методика изучения доверия к себе (Н . Б . Астанина) [2] - для исследования доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте, включающая ценностные, эмоциональные, когнитивные, поведенческие состав-

ляющие; диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова) [3] для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности . Авторы данной статьи разработали оригинальную методику определения уровня детерминант подчинения у студентов, позволяющую выявить способность студента подчинить своё поведение указаниям преподавателей, правилам, регламентирующим поведение в учебном заведении

Факторный анализ применялся для разработки структурных (логико-математических) моделей, а также для выявления взаимосвязей подчинения с личностными качествами Однофакторный дисперсионный анализ Крускала-Уоллиса (Н-критерий Крускала-Уоллиса) применялся для выявления значимости различий показателей между курсами Обработка результатов исследования производилась в статистических пакетах Excel XP и SPSS-21, выбранный уровень значимости при расчетах - р < 0,05 .

Исследование личностных детерминант подчинения у студентов проводилось с 1 по 4 курс на базе университета . Для определения выборки особое внимание уделялось таким параметрам, как количественное и качественное её

соответствие генеральной совокупности. Показатели количественного соответствия выборки генеральной совокупности:

- однородность выборки, которая обеспечена выбором наиболее оптимального количества параметров, включённых в исследование;

- уровень статистической значимости результатов эмпирического исследования;

- высокая степень точности разделения респондентов на группы в рамках проведения эмпирического исследования по типу (высокий, средний и низкий уровень подчинения) обеспечивалась методом логико-математического моделирования

В исследовании приняли участие 84 студента (1-4 курс) разных факультетов университета в возрасте 17-23 лет .

На основании оригинальной методики был определён уровень детерминант подчинения у студентов, их способность подчинять своё поведение указаниям преподавателей, правилам, регламентирующим поведение в учебном заведении

Анализ результатов позволил из 20 предлагаемых слов, ассоциирующихся с подчинением у студентов, составить рейтинг по частоте упоминания (см табл 1)

Таблица 1.

Ассоциации подчинения у студентов 1-4 курсов

Ассоциации Количество Частота

подчинения респондентов упоминания (%)

Начальство 66 15,21%

Лидерство 42 9,68%

Персонал 41 9,45%

Власть 30 6,91%

Рабство 28 6,45%

Ассоциации Количество Частота

подчинения респондентов упоминания (%)

Армия 24 5,53%

Зависимость 23 5,30%

Авторитет 21 4,84%

Порабощение 19 4,38%

Учеба 19 4,38%

Захватить/завоевать 18 4,15%

Подчинение 16 3,69%

Люди 13 3,00%

Закон 13 3,00%

Интернет 12 2,76%

Приказ 11 2,53%

Обязанность 10 2,30%

Безотказность 10 2,30%

Амбиции 9 2,07%

Долг 9 2,07%

В представлении большинства студентов на первых трёх местах оказалось подчинение, которое ассоциировалось с начальством (15%), лидерством (9,68%) и персоналом (9,45%) Наиболее низкие места заняло

подчинение, связанное с амбициями и долгом

По 20 словам, ассоциирующихся с неподчинением, у студентов также был составлен рейтинг частоты упоминания (см табл 2)

Ассоциации неподчинения Количество респондентов Частота упоминания (%)

Свобода 80 15,72%

Непокорность 50 9,82%

Само стоятельно сть 47 9,23%

Независимость 45 8,84%

Уверенность 31 6,09%

Бунт 29 5,70%

Самоуверенность 27 5,30%

Противоречие 23 4,52%

Индивидуально сть 22 4,32%

Закон 19 3,73%

Обоснованность 18 3,54%

Таблица 2 .

Ассоциации неподчинения у студентов 1-4 курсов

Ассоциации неподчинения Количество респондентов Частота упоминания (%)

Отказ 15 2,95%

Революция 15 2,95%

Время года 13 2,55%

Конфликт 13 2,55%

Погода 13 2,55%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природа 13 2,55%

Сила 13 2,55%

Мышление 12 2,36%

Манипуляция 11 2,16%

Результаты позволили выявить, что у студентов первые три места ассоциации с неподчинением связаны с понятиями свобода (15,72%), (9,82%) непокорность и (9,23%) самостоятельность . При этом самые низкие места заняли мышление и манипуляция .

Анализ результатов позволил сделать вывод, что студенты в целом имеют представление о понятиях «подчинение» и «неподчинение», грамотно формулируют эти определения, показывают высокий уровень его понимания, умение структурировать собственные мысли

Слова-ассоциации, показывающие понимание студентами подчинения, в целом имели преимущественно позитивную характеристику, а неподчинение в целом носило оттенок управляемого поведения, ограничивающего их свободу, самостоятельность и вызывающие непокорность . Это свидетельствует о лояльном отношении к правилам общественного поведения и готовности к подчинению студентов в социуме и вузе

В процессе подбора слов и словосочетаний на тему подчинения такие слова, как «власть», «рабство», «армия»,

«зависимость» и «авторитет», воспринимаются студентами как стереотипы подчинения В процессе подбора слов и словосочетаний на тему неподчинения использовались слова «уверенность», «бунт», «самоуверенность», «противоречие» и «индивидуальность»

Применение кластерного анализа (К-средних) на показателях подчинения позволил выделить три уровня подчинения у студентов: низкий, умеренный и высокий . Каждый уровень подчинения позволил охарактеризовать типологию подчинения у студентов разных курсов . Данные представлены на рисунке 1

Низкий уровень подчинения характеризует студента следующим образом: скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, послушно и честно выполняет свои обязанности

Умеренный уровень подчинения студента характеризует его как застенчивого, кроткого, легко смущающегося, склонного подчиняться более сильному, исходя из ситуации

Высокий уровень подчинения студента - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный

61%

1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС 4 КУРС

■ Низкий ■ Умеренный Высокий

Рис. 1. Иерархия уровня подчинения у студентов 1-4 курсов

уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном

При сравнении уровней подчинения можно выделить, что низкий уровень присущ 1 и 4 курсу. Это можно объяснить тем, что студенты на 1 курсе ещё не адаптировались к требованиям обучения в вузе, дисциплинированность и умение подчиняться в школе переносится на поведение в вузе . На втором и третьем курсе большой процент студентов, которые характеризуются умеренным уровнем подчинения Это можно объяснить тем, что студенты в полной мере начинают понимать, как важно следовать правилам, нормам, имеющимся в университете в целом и на отдельных факультетах и поддерживаемых преподавательским составом . На четвёртом курсе студенты уже придерживаются норм, правил, так как профессиональный уровень подготовки требует такого поведения

Для более подробного исследования личностных характеристик студентов рассмотрены результаты их подчинения в межличностных отношениях (рис . 2) .

Проанализировав полученные результаты, можно увидеть, что:

1) у студентов с низким уровнем подчинения преобладают следующие личностные характеристики: авторитарность, агрессивность, эгоистичность;

2) у студентов с умеренным уровнем подчинения все личностные характеристики находятся на среднем уровне, единственные показатели, выделяющиеся среди других - это альтруизм и низкий уровень эгоистичности;

3) у студентов с высоким уровнем подчинения преобладают следующие характеристики: альтруизм, дружелюбие, подозрительность и зависимость

На основании проведённого исследования можно выделить общее значение личностных характеристик альтруизма, зависимости, дружелю-

Рис. 2. Средние значения притязаний в межличностных отношениях, распределенных по уровню подчинения студентов 1-4 курс

бия как показателя подчинения -студенты отличаются умеренным уровнем подчинённости, высоким уровнем зависимости, и умеренным уровнем дружелюбия . При этом альтруизм оказался самым высоким по уровню . В целом студенты достаточно дружелюбны, с низкой степенью эгоистичности, что является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими . Степень выраженности альтруизма и подозрительности умеренная Выявлена также умеренная агрессивность, из чего можно предположить, что у студентов МГОУ агрессивный стиль поведения неприемлем - у них нет желания использовать физическую силу против другого лица в различных спорных ситуациях.

Выявлена зависимость между подчинением и адаптацией студентов, высокий уровень подчинения свиде-

тельствуют о том, что большая часть студентов данной выборки склонна к адаптивному поведению, т. е . готова подчиняться более сильному сверстнику, значимому лицу.

Стоит отметить, что у студентов преобладает экстремальная степень выраженности альтруизма в равной степени с подозрительностью . Таким образом, студенты готовы к подчинению в пользу другого человека или ради общего блага, при этом делают это осторожно, с оглядкой

В исследовании межличностных отношений выявлены два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность, которые их определяют. Именно соотношение этих факторов определяет отношения, которые складываются между студентами в процессе межличностного восприятия Выявлено следующее соотношение доминирования и дружелюбия (табл . 3).

^тооу

Таблица 3 . Соотношение доминирования и дружелюбия студентов

Доминирование -138,8

Дружелюбие 165,8

Отрицательное значение результата «доминирование» в данной выборке студентов указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства, что свидетельствует о некоторой их пассивности и усилении внешнего воздействия на их активность

Высокий положительный результат «дружелюбия» является показателем стремления студентов всех курсов к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими . Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик .

На основании полученных данных по выявлению ценностных ориента-ций у студентов можно выделить ряд

ценностей, наиболее значимых для студентов с определённым уровнем подчинения (рис 3)

По результатам исследования выявлены значимые ценностные ориентации у студентов с разным уровнем подчинения Наиболее выраженной у студентов всех уровней подчинения проявляется такая ценность, как отдых: это объясняется большой занятостью студента в учебной деятельности, постоянными умственными нагрузками и стрессовыми ситуациями, связанными с сессиями

При увеличении уровня подчинения наблюдается повышение уровня значимости таких ценностей, как помощь и милосердие, поиск и наслаждение прекрасным, признание и уважение При высоком уровне подчинения более значима для них такая ценность, как помощь и милосердие, они знают её последствия и имеют готовность к её оказанию . Студенты с низким уровнем подчинения проявляют самостоятельность и независимость именно

1,4 4,5

4,5 4,1

3,5 3,5 3,6

2,5 2 4 2 6 2,5

2,2

2,8 2,8 2,8

ОТДЫХ ВЫС. ПОИСКИ ПОМОЩЬ И ЛЮБОВЬ ПОЗН. ВЫС. ПРИЗНАНИЕ СОЦ. АКТИВ ОБЩЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ

БЛАГОСОСТ НАСЛ. МИЛ. НОВОГО СОЦ.СТАТУС И УВАЖ. (МАТ) ПРЕКР.

■ низкий «умеренный высокий

Рис. 3. Средние значения ценностных ориентаций по уровню подчинения студентов 1-4 курсов

4,9

4,7

4,3

2

4,0

3,9

3,5

3,4

3,3

3,1

2,7

2,6

2,4

2,4

2,1

1,5

в отдыхе . Можно предположить, что, чем выше подчинение, тем больше студенты стремятся к участию в студенческих массовых мероприятиях. Вместе с тем, чем выше подчинение, тем больше студенты хотят показать свою значимость в группе и на курсе .

В исследовании показано, что у студентов с умеренным уровнем подчинения более значимы такие ценности, как высокий социальный статус и материальное благосостояние, по сравнению с другими студентами Можно объяснить это тем, что студенты ищут выгодное положение для себя

На основании проведенного исследования доверия к себе у студентов, составлены диаграммы . Данные представлены на рисунке 4

На рисунке наблюдается тенденция к снижению уровня доверия к себе у студентов с 1 по 4 курс, на 4 курсе наблюдается больше всего студентов с низким уровнем доверия к себе . С первого курса по второй у студентов доверие к себе резко снижается до 78,57%, в дальнейшем, в течение двух курсов (третий и четвёртый) доверие к себе,

в целом не меняется . Данные показатели, возможно, обусловлены тем, что они уверены в своих силах, возможностях, так как они поступили в вуз с высокими баллами В течение первого курса студенты не всегда могли получить качественные результаты по всем предметам, ряд предметов знаком им, поэтому они более уверены в том, что у них всё получится . Начиная со второго курса, программа обучения предусматривает погружение в специальность Сложность усвоения новой информации, а также снижение успеваемости негативно влияют на уровень доверия студентов к себе

К третьему курсу доверие к себе снижается, это обусловливается тем, что программа подготовки усложняется, появляются профильные предметы Уверенность в своих силах снижается, и результаты не всегда оправдывают ожидания, происходит переосмысление своего профессионального выбора

На четвёртом курсе просматривается снижение доверия к себе, что можно объяснить последним годом обучения,

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

■ Динамика уровня доверия к себе

Рис. 4. Динамика уровня доверия к себе у студентов с 1 по 4 курс

так как он предусматривает максимальное сосредоточение, для сдачи государственного экзамена, написания дипломной работы и её защиты

Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу По результатам факторного анализа эмпирического исследования было выделено 7 факторов, в структуру каждого из которых с высокими факторными весами вошли показатели от доверия к себе до социальной активности студентов 1-4 курсов .

При рассмотрении каждого из выделенных факторов выявлен ряд новых фактов . В первом кластере у группы студентов с выявленным низким уровнем подчинения в результате вращения компонент была выявлена корреляция подчинения со следующими личностными качествами (Этот кластер мы определили как доверие к себе, и следует отметить, что показатель подчинения в него не вошёл):

- доверие к себе (0,894),

- высокий социальный статус (0,752),

- авторитарный тип (0,680),

- познание нового (0,598)

Во втором кластере у группы студентов со средним / умеренным подчинением в результате вращения компонент была выявлена корреляция подчинения со следующими личностными качествами:

- высокий социальный статус (0,865),

- авторитарный тип (0,813),

- материальное благосостояние (0,557),

- здоровье (0,498),

- любовь (0,494)

Этот кластер мы определили как высокий социальный статус

В третьем кластере у группы студентов с высоким уровнем подчинения, в результате вращения компонент была выявлена корреляция подчинения со следующими личностными качествами:

- доверие к себе (0,838),

- авторитарность (0,809),

- эгоизм (0,707),

- отдых (0,525),

- высокий социальный статус (0,495)

Этот кластер мы определили как доверие к себе (табл 4)

Низкий Средний Высокий

Доверие к себе 0,894 0,838

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий социальный статус 0,752 0,865303 0,495

Авторитарный 0,680 0,813195 0,809

Познание нового 0,598

Материальное благосостояние 0,557

Здоровье 0,498

Любовь 0,494

Эгоистичный 0,707

Отдых 0,525

Таблица 4 .

Результаты матрицы повернутых компонентов

Таким образом, факторный анализ позволил с высоким уровнем достоверности (более 80%) подтвердить корреляцию детерминант подчинения студентов 1-4 курсов с личностными качествами, такими как авторитарность, доверие к себе, эгоистичность . Числовые показатели факторного анализа свидетельствуют о высокой степени зависимости личностных качеств студентов с уровнем их подчинения .

Выводы

В ходе изучения представлений о функциях и стилях подчинения у студентов было выявлено следующее:

1. Опираясь на результаты исследования студентов на предмет подчинения и неподчинения, можно сказать, что группа студентов в целом имеет представление о понятиях «подчинение» и «неподчинение», формулирует определения. Студенты показали определённый уровень его понимания соответственно их возрасту, а также умение структурировать собственные мысли. Часть студентов использует данные понятия как стереотипы, потому они редко или вообще не сталкивались с такими ситуациями, а слышали от родителей, друзей и из других источников смысл этих понятий

2. На основании иерархии уровня подчинения у студентов с 1 по 4 курс показано, что на втором и третьем курсах выявлен наибольший процент умеренного уровня подчинения - это объясняется тем, что у студентов уже произошёл процесс адаптации, они усвоили все правила, нормы и в полной мере понимают, что их соблюдение влияет на результат их дальнейшего профессионального обучения На четвёртом курсе выявлено, что умеренный уровень подчинения уменьшается, а низкий и высокий увели-

чивается, разделяя курс на две группы -ведомые, подчиняемые с низким уровнем доверия к себе и условные «лидеры», те, кто уверен в своих навыках, умениях и привык доверять себе .

3 . Эмпирическое исследование позволило выявить взаимосвязь уровня подчинения с ценностными ориента-циями и притязаниями в межличностных отношениях На первом месте у студентов всех уровней подчинения наблюдается такая ценность, как отдых: это объясняется занятостью студента, постоянными умственными нагрузками и стрессовыми ситуациями Чем выше подчинение, тем более значима для них помощь других . Студенты с более высоким уровнем подчинения становятся более самостоятельными и независимыми . Можно предположить, что чем выше подчинение, тем больше они стремятся к участию в студенческих мероприятиях Вместе с тем, чем выше подчинение, тем больше они хотят доказать свою значимость среди сверстников и на курсе

4 . У студентов с умеренным уровнем подчинения более значимы такие ценности, как высокий социальный статус и материальное благосостояние, чем у других студентов Можно объяснить это тем, что они чаще склонны искать выгодное положение для себя

5 . Факторный анализ свидетельствуют о высокой степени зависимости личностных качеств студентов от уровня их подчинения . Подтверждена корреляция подчинения студентов 1-4 курсов с такими личностными качествами, как доверие к себе, высокий социальный статус, авторитарность, эгоистичность, которые являются личностными детерминантами подчинения .

VI0V

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В . Б . Культура подчинения // Управленческое консультирование . 2005. № 3 (19). С. 28-33.

2. Астанина Н . Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010 . № 3. URL: http://psyedu. ru/journal/2010/3/Astanina. phtml (дата обращения: 17 .10 . 2018).

3. Бубнова С. С. , Сытин А. Н . Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www. ipras . ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnyem/razdel_3_a/ bubnova_ss .html (дата обращения: 17.10 . 2018).

4 . Геген Н . Психология манипуляции и подчинения. СПб . , 2015. 360 с.

5 . Журавлев А.Л . Социально-психологический анализ исполнительской деятельности

// Психологический журнал . 2017. № 1. С. 6-16 .

6 . Зимбардо Ф . Социальное влияние . СПб. , 2003. 360 с.

7. Зимняя И . А. Педагогическая психология. М. , 2004. 480 с.

8 . Лири Т. , Метцнер Р. , Олпорт О. Психоделический опыт. М . , 1998. 160 с.

9 . Лисовский В. Т. Социология молодежи: учебное пособие . СПб. , 1996. 362 с.

10 . Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло / пер . с нем. А. Федорова. М. , 2017.

160 с

11 Макаренко А С О воспитании М , 1990 260 с

12. Обухова Л. Ф . Возрастная психология: учебник. М. , 2017. 462 с.

13. Олпорт Г. Становление личности . М. , 2010. 130 с.

14. Парыгин Б. Д . Общение как информационный процесс в системе руководства и подчинения / под общ. ред. Л. B. Винокурова, И .Л. Скрипюка. СПб . , 2014. 106 с.

15 . Прозоров В . О семантических горизонтах понятия «власть» // Логос. 2013. № 39 .

С 58-64

16 . Раскумандрина М . Е . Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагно-

стика: дис. ... канд . психол . наук . Ярославль, 2005. 231 с.

17 . Милгрэм С . Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль . М . , 2016 .

282 с

18 Толстых А В Наедине со всеми: о психологии общения Минск, 1990 208 с

19 Фридман А Управление поступками подчиненных Эффективное оперативное управление . М . , 2015. 276 с .

20 . Чернявская А.Г. Психология господства и подчинения: хрестоматия. Минск, 2015 .

320 с

21. Чернявская А.Г. Психология господства и подчинения: хрестоматия. Минск, 2013. 204 с

22 Черток Т В Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-1. С. 180-182.

23. Breslow N . , Evans L. , Langley J. On the prevalence and roles offemales in the sadomasochistic subculture: Report of an empirical study // Archives of Sexual Behavior. 1985. Vol. 14. № 4. P. 303-317.

24. Moser C. Sadomasochism // Journal of Social Work and Human Sexuality. 1988. № 7. P. 43-56.

viosy

REFERENCES

I. Aleksandrov V. B. [The culture of obedience]. In: Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consultation], 2005, no. 3 (19), pp. 28-33.

2 . Astanina N . B . [The creation and validation of a new personality questionnaire "Methodology for the study of confidence in myself"]. In: Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and pedagogical research], 2010, no. 3. Available at: http://psyedu. ru/ journal/2010/3/Astanina . phtml (accessed: 17.10 . 2018). 3. Bubnova S . S . , Sytin A. N. Tsennostnye orientatsii molodezhi razlichnykh regionov Rossii: printsipy, metody, rezul'taty issledovaniya [Values of youth in different regions of Russia: principles, methods, results studies]. Available at: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_ dokume/mezhdunaro/nauchnyem/razdel_3_a/bubnova_ss . html (accessed: 17 .10 . 2018).

4 . Gegen N . Psikhologiya manipulyatsii i podchineniya [The psychology of manipulation and

submission], St. Petersburg, 2015. 360 p.

5 . Zhuravlev A. L. [Socio-psychological analysis of subordinate activity]. In: Psikhologicheskii

zhurnal [Psychological journal], 2017, no. 1, pp. 6-16 .

6 . Zimbardo F. Sotsial'noe vliyanie [Social influence], St. Petersburg, 2003. 360 p.

7. Zimnyaya I .A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology], Moscow, 2004. 480 p

8 . Liri T. , Mettsner R. , Olport O. Psikhodelicheskii opyt [Psychedelic experience], Moscow,

1998 160 p

9 . Lisovsky V. T. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of youth], St. Petersburg, 1996. 362 p.

10 . Lorents K. Aggression, or so-called evil (Russ ed. : Fedorov A. , transl. Agressiya, ili Tak

nazyvaemoe zlo. Moscow, 2017. 160 p.).

II. Makarenko A . S . O vospitanii [On education], Moscow, 1990. 260 p .

12. Obukhova L. F. Vozrastnayapsikhologiya [Developmental psychology], Moscow, 2017.462 p.

13. Olport G. Stanovlenie lichnosti [The personality development]. Moscow, 2010. 130 p.

14. Parygin B. D. Obshchenie kak informatsionnyi protsess v sisteme rukovodstva i podchineniya [Communication as an information process in the system of governance and the subordination] St Petersburg, 2014 106 p

15 . Prozorov V. [On the semantic horizons of the concept "power"]. In: Logos [Logo], 2013,

no 39, pp 58-64

16 . Raskumandrina M. E. Tipologiya individual'nykh stilei podchineniya i ikh diagnostika: dis. ...

kand. psikhol. nauk [The typology of individual styles of subordination and their diagnostics: PhD thesis in Psychological sciences], Yaroslavl, 2005. 231 p.

17 . Milgrem S . Podchinenie avtoritetu: Nauchnyi vzglyad na vlast' i moral' [Stanley Milgram .

Submission to authority: Scientific opinion on power and morality], Moscow, 2016. 282 p.

18 . Tolstykh A . V. Naedine so vsemi: o psikhologii obshcheniya [Tete-a-tete with everyone: on the

psychology of communication], Minsk, 1990. 208 p.

19 . Fridman A. Upravlenie postupkami podchinennykh. Effektivnoe operativnoe upravlenie

[Controlling the actions of subordinates Effective operational management] Moscow, 2015. 276 p .

20 . Chernyavskaya A . G . Psikhologiya gospodstva i podchineniya [The psychology of domination

and subordination], Minsk, 2015. 320 p . 21. Chernyavskaya A. G. Psikhologiya gospodstva i podchineniya [The psychology of domination

and subordination], Minsk, 2013. 204 p. 22 . Chertok T. V. [Psychological peculiarities of interpersonal interaction of students in the learning process at the university]. In: Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Proceedings of

V10V

Samara scientific center, Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences], 2012, vol. 14, no. 2-1, pp. 180-182.

23. Breslow N . , Evans L. , Langley J. On the prevalence and roles of females in the sadomasochistic subculture: Report of an empirical study In: Archives of Sexual Behavior, 1985, vol. 14, no . 4, pp. 303-317.

24. Moser C. Sadomasochism . In: Journal of Social Work and Human Sexuality, 1988, no. 7, pp. 43-56.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шульга Татьяна Ивановна - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: shulgatatiana@gmail. com;

Линьков Евгений Андреевич - независимый исследователь (выпускник магистратуры по направлению социальной психологии Московского государственного областного университета);

e-mail: zhenya. linkov94@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana I. Shulga - Doctor of Psychology, professor of the Department of Social Psychology, Moscow Region State University; e-mail: shulgatatiana@gmail. com;

Evgeny A . Lin'kov - independent researcher (graduate of the magister coursse of the Department of Social Psychology), Moscow Region State University; e-mail: shulgatatiana@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Шульга Т. И . , Линьков Е. А. Личностные детерминанты подчинения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2018 .№ 4 . С . 92-107. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-92-107

FOR CITATION

Shulga T. , Linkov E . Personal determinants of subordination. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, 2018, no . 4, pp. 92-107. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-92-107

Vioy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.