Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД'

ЛИЧНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неформальные образовательные среды / развитие личности / личностный опыт / принципы проектирования / педагогическая поддержка самоопределения / informal educational environments / personal development / personal experience / design principles / pedagogical support for self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Андрей Андреевич, Андруник Андрей Петрович, Грищенко Леонид Леонидович

Статья посвящена исследованию вопросов проектирования неформальных образовательных сред в организации спортивной работы. Спортивные соревнования рассматриваются в качестве образовательной среды, обладающей возможностями для развития разнообразного предметного и личностного опыта спортсмена при наличии стимулов, источников и возможностей для его формирования. Спортивный судья, являясь одним из субъектов организации спортивного соревнования, обладает возможностями проектирования содержания спортивного соревнования как образовательной среды неформального типа. В статье раскрываются принципы деятельности спортивного судьи как субъекта проектирования неформальных образовательных сред. Исследование проведено в научной школе ситуационно-средового проектирования (Н.В. Ходякова) с учетом основных положений концепции саморазвития личности (Т.С. Купавцев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Андрей Андреевич, Андруник Андрей Петрович, Грищенко Леонид Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the design of informal educational environments in the organization of sports work. Sports competitions are considered as an educational environment with opportunities for the development of a diverse subject and personal experience of an athlete in the presence of incentives, sources and opportunities for its formation. A sports judge, being one of the subjects of the organization of a sports competition, has the ability to design the content of a sports competition as an informal educational environment. The article reveals the principles of the activity of a sports referee as a subject of designing informal educational environments. The study was conducted at the scientific school of situational and environmental design (N.V. Khodyakova), taking into account the main provisions of the concept of personal self-development (T.S. Kupavtsev).

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД»

4. Галкин, Д.В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования / Д.В. Галкин // Гуманитарная информатика. - 2007. - № 3. - С. 54-72

5. «Игры будущего»: сайт.-2023. - Режим доступа: URL: https://gofuture.games (дата обращения: 15.11.2023)

6. Плешаков, В.А. Интегративные возможности киберсоциализации и социализации в фиджитал-спорте / В.А. Плешаков // НОВЫЕ ПОДХОДЫ - 2022: сб. науч. тр. по результатам II Всерос. науч.-практ. конф. Минобрнауки России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физического воспитания в образовательных организациях высшего образования. - Москва: Центр инновационных компетенций по физическому воспитанию и студенческому спорту, 2022. - С. 35-39

7. Попова, И.В. Основы педагогической деятельности / И.В. Попова, Ю.В. Лебедева // Открытое образование: сайт. -2023. - URL: https://courses.openedu.ru/courses/course-vl:urfu+EDUBASE+faU_2020/courseware/d307blceb65b4e6fal9a53e5874f3b33/4c693e56289e42bc82c4931409c481d4/?child=las t (дата обращения: 24.11.2023)

8. Селиванова, Н.Л. Теория и практика воспитания: проблемы и перспективы / Н.Л. Селиванова // Философия образования. -2011. -№ 5 (38). - С. 51-57

9. Цифровая дидактика: 11 основных принципов // ЛаЛаЛань: сайт. - URL: https://lala.lanbook.com/cifrovaya-didaktika-11-osnovnyh-principov (дата обращения: 26.11.2023)

Педагогика

УДК 37.032

старший преподаватель Моисеенко Андрей Андреевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); доктор педагогических наук, профессор Андруник Андрей Петрович

Академия управления МВД России (г. Москва);

доктор юридических наук, профессор Грищенко Леонид Леонидович

Академия управления МВД России (г. Москва)

ЛИЧНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов проектирования неформальных образовательных сред в организации спортивной работы. Спортивные соревнования рассматриваются в качестве образовательной среды, обладающей возможностями для развития разнообразного предметного и личностного опыта спортсмена при наличии стимулов, источников и возможностей для его формирования. Спортивный судья, являясь одним из субъектов организации спортивного соревнования, обладает возможностями проектирования содержания спортивного соревнования как образовательной среды неформального типа. В статье раскрываются принципы деятельности спортивного судьи как субъекта проектирования неформальных образовательных сред. Исследование проведено в научной школе ситуационно-средового проектирования (Н.В. Ходякова) с учетом основных положений концепции саморазвития личности (Т.С. Купавцев).

Ключевые слова: неформальные образовательные среды, развитие личности, личностный опыт, принципы проектирования, педагогическая поддержка самоопределения.

Annotation. The article is devoted to the study of the design of informal educational environments in the organization of sports work. Sports competitions are considered as an educational environment with opportunities for the development of a diverse subject and personal experience of an athlete in the presence of incentives, sources and opportunities for its formation. A sports judge, being one of the subjects of the organization of a sports competition, has the ability to design the content of a sports competition as an informal educational environment. The article reveals the principles of the activity of a sports referee as a subject of designing informal educational environments. The study was conducted at the scientific school of situational and environmental design (N.V. Khodyakova), taking into account the main provisions of the concept of personal self-development (T.S. Kupavtsev).

Key words: informal educational environments, personal development, personal experience, design principles, pedagogical support for self-determination.

Введение. Социокультурный феномен организованной двигательной активности, выражающейся в состязательной деятельности с момента зарождения спорта рассматривался сферой общественных отношений, ориентированной на удовлетворение потребностей человека в физическом развитии, на создание необходимых условий для предоставления человеку возможностей по раскрытию и развитию своего потенциала. В массовых представлениях современного российского общества спорт, прежде всего, связывается с решением задач поддержания и укрепления здоровья (Спортивная Россия: результаты исследовании ВЦИОМ от 05.04.2021), а организация спортивной подготовки закономерно является одним из приоритетов национальных целей развития нашей страны (Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474).

При выраженной направленности на физическое развитие ошибочно было бы сводить феномен спорта только к его широким возможностям в части решения задач функциональной подготовки человека. В спортивной деятельности имплицитно имеются многочисленные возможности для развития когнитивных способностей человека, совершенствования его творческого потенциала, получения личностного опыта. Для этого, как пишет П.Ф. Лесгафт, необходимо так организовать процесс спортивной подготовки, чтобы «...умственное и физическое воспитание, ... шли параллельно» (П.Ф. Лесгафт, 2006) [7, С. 155]. Представленную последовательность (умственное и физическое развитие) логично дополнить и личностным компонентом, придав идеи завершенный смысл о гармоничном развитии человека. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что спорт аккумулирует в себе безграничный веер возможностей для физического, умственного и личностного развития человека, что в совокупности обеспечивает полноценное освоение им социокультурных ценностей, получение и накопление разнообразного.

Изложение основного материала статьи. В качестве методологической основы исследования принят личностно ориентированный подход (В.В. Сериков, 2012) [8] , как условие обеспечения подлинно гуманистического межсубъектного взаимодействия; положения концепции непрерывного образования (И.А. Колесникова, 2016) [3], позволяющие представить спортивную деятельность как образовательную среду неформального типа; идеи ситуационно-средового проектирования (Н.В. Ходякова, 2022) [9], обеспечивающие стабильность педагогических влияний; основные положения концепции педагогической поддержки саморазвития личности (Т.С. Купавцев, 2022) [5], позволяющие спортивному судье в своей деятельности создавать специфические условия среды в сочетании с возможностями к ее освоению другими субъектами.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что деятельность спортивного судьи можно рассматривать

в качестве активности по проектированию неформальных образовательных сред при его ориентации на соблюдение принципов, обеспечивающих поддержку субъектности спортсмена в рамках спортивного соревнования.

Основу эмпирического исследования составляют результаты пилотажного исследования потенциала спортивного соревнования в проектировании неформальных образовательных сред, проводимого в Академии управления МВД России в 2023 году в рамках выполнения научно-исследовательской работы по заявке от ГУРЛС МВД России по теме «Проблемные вопросы организации подготовки спортивных судей и определения статуса тренера в служебно-прикладных видах спорта, развиваемых МВД России». Исследование проведено на выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занимающихся служебно-прикладными видами спорта «стрельба из боевого ручного стрелкового оружия» и «служебный биатлон», а также на выборке спортивных судей, обслуживающих всероссийские спортивные соревнования по указанным видам спорта.

Основываясь на идеи концепции непрерывного образования (В.В. Горшкова, 2014) [1], с учетом гуманистических тенденций в организации развивающих сред, спорт обоснованно может быть отнесен к образовательным средам неформального типа (В.Ю. Колесников, 2016) [2]. Сущность сред неформального типа заключается в реализации идеи организации взаимодействия субъекта со средой в которые он вовлекается в порядке самоопределения, опираясь, прежде всего, на свои личностные предпочтения, с учетом предрасположенности и предшествующего опыта. Здесь важно учесть, что и средовой контент не имеет строгого формализованного представления и обладает свойством вариативности. В организационном плане активность субъектов во взаимодействии с неформальными средами подчинена установленным правилам, а проектировочная инициатива принадлежит педагогическим субъектам (вожатый, наставник, тренер, тьютор и т.д.). Вместе с тем, и занимающихся спортом правомерно рассматривать в качестве полноценных субъектов (соавторов) проектирования образовательных сред. Демонстрируя свой потенциал и предъявляя свои личностные предпочтения, они создают ориентировочную основу для активности педагогического субъекта, который в свою очередь индивидуализирует для каждого содержание деятельности. Среда спортивной деятельности, таким образом, обретает признаки образовательной среды, что позволяет интерпретировать ее как спортивно-образовательную среду неформального типа.

Очевидно, результаты спортивной подготовки, а значит и в определенной мере эффекты деятельности педагогического субъекта (тренера), оцениваются не только и не столько во время тренировочных занятий, но, прежде всего, в процессе и по результатам спортивных соревнований. Спортсмен в спортивном состязании самостоятелен, т.е. имеет возможности самоопределяться проявить субъектность, а потому не вправе рассчитывать на помощь своего наставника (тренера), или кого бы то ни было. Здесь функции спортивного судьи связаны с решением организационных и контрольно-оценочных функций. Для спортсмена спортивное соревнование является финальным элементом определенного этапа подготовки, позволяющим ему не только зафиксировать спортивный результат, продемонстрировать уровень развития физических качеств, двигательных умений и навыков. Соревнование создает совокупность уникальных условий для его самореализации в избранном виде спорта, а также для обретения нового опыта, связанного с личностной сферой. При этом с педагогических позиций самореализацию нужно рассматривать как существенное качественное изменение (усложнение) личности, качественный скачек в ее развитии. Спортивное состязание в идеальном его представлении обеспечивает благоприятные условия для самореализации спортсмена, когда на процесс достижения наивысшего результата никто, кроме самого спортсмена, не влияет. Именно такая задача стоит перед спортивным судьей, который с одной стороны обеспечивает соблюдение спортсменом установленных правил, с другой стороны обеспечивает его полную свободу действий, способствуя самореализации спортсмена.

Возникает вопрос: «Если от спортивного судьи зависит самореализация спортсмена, то можно-ли в таком случае отнести его деятельность к средообразующей?» и если возможно, то «При каких условиях деятельность спортивного судьи из организационной и контрольно-оценочной преобразуется в проектировочную?

Поскольку в настоящем исследовании спортивная деятельность и спортивное соревнование рассматриваются в принадлежности их к неформальным образовательным средам необходимо отметить, что развивающий эффект в указанных типах сред достигается ориентацией на инвариантную цель, характерную для образовательных сред - оформление предметно-инструментального опыта, получаемого в спортивной подготовке в совокупности с развитием личностного опыта. При этом в качестве основного эффекта необходимо рассматривать наращивание личностного опыта. Предметно-практический опыт становится производным от личностного опыта [6], т.е. личностный опыт определяет ход и результативность освоения иных видов опыта. В данном исследовании - опыта спортивной подготовки и опыта соревновательной деятельности.

Рассуждения в обозначенной логике позволяют сфокусировать дальнейшее изложение материала в преломлении к функциям спортивного судьи. Спортивный судья, являясь одним из субъектов физической культуры и спорта призван, как уже ранее было отмечено, обеспечить в процессе спортивного соревнования равные условия состязания для всех спортсменов и наиболее благоприятную обстановку для демонстрации спортсменами наивысших спортивных результатов, исключая при этом как помощь спортсменам, так и необоснованные сложности при выполнении спортивных дисциплин.

С точки зрения решения задач развития личности спортсмена и создания условий для его самореализации [4], в рамках соревнования спортивный судья должен руководствоваться соблюдением следующих основных принципов:

- объективности и достоверности, являющегося ключевым в определении профессионально-личностной позиции спортивного судьи, который во всех ситуациях ориентируется на установленные правила не отдавая никому из соперников предпочтений ни по каким признакам;

- открытости и справедливости, характеризующего деятельность спортивного судьи с позиции осуществления им действий и принятия решений обоснованных, справедливых и понятных для всех участников соревнования;

- целостности, показывающего неразрывную связь спортивной подготовки и профессиональной деятельности спортсмена с его личностным опытом и с опытом спортивного судьи;

- поддержки, отражающего основную идею самоопределения спортсмена при контроле действий спортивным судьей;

- сочетания независимости и коллегиальности, диктующего спортивному судье в случае затруднений обращаться к другим судьям за помощью при оценке действий спортсмена и его результата;

- гуманистической направленности, определяющего личностную позицию спортивного судьи как независимого эксперта, для которого личность спортсмена является и ценностью и целью одновременно, что позволяет избегать избыточного контроля, необъективных оценок и решений.

Указанные и иные принципы при их реализации спортивными судьями способствуют демонстрации спортсменами наивысших результатов, обеспечению позитивного эмоционального фона в сообществе спортсменов и тренеров, укреплению сотрудничества между спортсменами разных команд, а также повышению престижа занятий спортом.

Выводы. Обобщая изложенное необходимо отметить, что спортивный судья выполняя преимущественно контрольно-оценочные и организационные функции в процессе проведения спортивного соревнования, тем не менее может считаться полноценным субъектом проектирования неформальных образовательных сред, при условии если спортивный судья имеет

такую цель деятельности. Реализация рассмотренных принципов в деятельности спортивного судьи позволяет соревнования представить в виде совокупности средовых условий для развития личности спортсмена. Указанное обстоятельство становится важным ориентиром для субъектов организации спортивной деятельности в служебно-прикладных видах спорта поскольку данные виды спорта непосредственно связаны с формированием и развитие профессионально прикладных умений и навыков, физических качеств и разнообразного опыта спортсменов, что раскрывает широкие возможности для непрерывного образования сотрудников, для их профессионального и личностного развития.

Литература:

1. Горшкова, В.В. Онтологизация непрерывного образования / В.В. Горшкова // Педагогика. - 2014. - № 8,- С. 53-56

2. Колесников, В.Ю. Формирование потребности личности в занятиях физической культурой и спортом / В.Ю. Колесников // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 3 (7). - С. 25.

3. Колесникова, И.А. Концептосфера непрерывного образования: логика и методология изучения / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. -2016. - № 3 (15). - С. 124-140

4. Купавцев, Т.С. Акмеологические основы профессионального образования в вузе МВД России / Т.С. Купавцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2010. -№ 7(65). - С. 32-38

5. Купавцев, Т.С. Педагогика поддержки в системе МВД России: от педагогической практики к научной концепции / Т.С. Купавцев // Прикладная психология и педагогика. -2022. - Т. 7, № 4. - С. 10-27

6. Купавцев, Т.С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России / Т.С. Купавцев // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 1. - С. 55-59

7. Пётр Францевич Лесгафт: главные труды / Коммент. В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича. - Санкт-Петербург: Печатный Двор, 2006. - 718 с.

8. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. - Москва: Логос, 2012.-448 с.

9. Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход в проектировании личностно-развивающих образовательных систем: исследование продолжается / Н.В. Ходякова // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7, № 4. - С. 61-74

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Молчанова Юлия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Терентьева Елена Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Скрипко Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный агротехнологический университет» (г. Нижний Новгород)

О РОЛИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу обучения иностранному языку школьников с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос обучения детей с различными ОВЗ становится особенно актуальным в последние годы. Проведя тщательный анализ отечественной и зарубежной научной литературы по данному вопросу, авторы дают определение ОВЗ и описывают категории детей с ОВЗ. Авторы уделяют особое внимание описанию категорий детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выявление причин ЗПР позволяет разработать оптимальные методы обучения иностранному языку. По мнению авторов, необходимо стимулировать интерес к обучению на основе актуальных современных лексических единиц. Большинство исследователей выступают в пользу применения игрового метода обучения. Применение компенсаторных приемов вместе с игровыми может быть оптимальным способом обучения детей с ОВЗ. Авторы также приводят таблицу, где предлагают компенсаторные приемы в соответствии с особенностями развития детей с ЗПР. Обладая достаточным опытом работы в языковом и неязыковом вузе, авторы предлагают примерные упражнения на разных этапах формирования лексического навыка. Материал статьи может быть полезным для разработки комплексов упражнений на разных этапах обучения школьников с ЗПР иностранному языку.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, компенсаторные приемы, школьники с ОВЗ, школьники с ЗПР.

Annotation. The articles deals with teaching a foreign language to disabled school students. Teaching various disabled school students has become urgent and widespread recently. Having studied foreign and Russian scientific literature on the issue the authors provide the definition of'health disabilities' and describe the categories of disabled school students. The authors pay special attention to describing school students with special educational needs. Understanding the reason for special educational needs may help to develop effective methods of teaching a foreign language. According to the authors, it is necessary to stimulate learning interest based on relevant words. Most researchers advocate the 'role playing' teaching method. Applying compensatory learning methods may be an effective way to teach disabled school students. The authors give the table offering compensatory methods to comply with special educational needs in school students. Having considerable experience of working in linguistic and non-linguistic educational institutions the authors provide sample tasks at different levels of developing a lexical skill. The paper might be a useful source of information in working out sets of exercises for school students with special educational needs to learn a foreign language at any

Key words: teaching a foreign language, compensatory methods, disabled school students, school students with special educational needs.

Введение. В настоящее время по всему миру наблюдается увеличение количества детей, которые нуждаются в особой образовательной программе ввиду имеющихся у них психических отклонений. Одной из актуальных проблем данного феномена в образовательном пространстве стала проблема обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Под ЗПР понимают психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций [1]. Если говорить о детях с ОВЗ, такие дефектологи, как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская и другие, отмечают, что категория детей с ЗПР является самой обширной и встречается чаще остальных. Поскольку дети с ЗПР отличаются отставанием в эмоционально-волевой сфере, их мотивация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.