Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИДЖИТАЛ-ПАРАДИГМЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИДЖИТАЛ-ПАРАДИГМЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парадигма в образовании / цифровая трансформация образования / электронная образовательная среда / интерактивность / фиджитал-парадигма в обучении / фиджитал-технологии / paradigm in education / digital transformation of education / electronic educational environment / interactivity / fidzhital-paradigma in learning / fijital technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Светлана Петровна

Статья посвящена исследованию особенностей парадигмального сдвига в образовании как перехода к фиждитал-парадигме в обучении. Раскрыта специфика средств цифровой образовательной среды. Специфика цифровой трансформации образовательной среды рассмотрена на примере возникновения фиждитал-парадигмы в обучении. Определены содержание и специфика фиждитал-парадигмы в обучении. Выделены этапы развития фиджитал-парадигмы. На основе анализа научной литературы дефинированы основные понятия фиджитал-сферы в обучении. Проведен семантический и словообразовательный анализ заимствованной лексемы фиджитал. Обоснованы принципы цифровой дидактики, на которых строится фиджитал-парадигма в обучении. Охарактеризован комплексный характер фиджитал-парадигмы в обучении на основе выявленных конкретных интегративных факторов. Обобщены проблемные вызовы и преимущества обучения при внедрении фиджитал-парадигмы в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the features of the paradigm shift in education as a transition to the fijdital paradigm in learning. The specifics of the means of the digital educational environment are disclosed. The specifics of the digital transformation of the educational environment are considered on the example of the emergence of the fijdital paradigm in learning. The contents and specifics of the fijdital paradigm in training are determined. The stages of development of the fijital paradigm are highlighted. Based on the analysis of the scientific literature, the basic concepts of the fijital sphere in learning are defined. Semantic and word-forming analysis of the borrowed fijital lexeme was carried out. The principles of digital didactics on which the Fijital paradigm in learning is built are substantiated. The complex nature of the fijital paradigm in learning based on the identified specific integrative factors has been characterized. The challenges and benefits of learning in implementing the fijital paradigm in education are summarized.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИДЖИТАЛ-ПАРАДИГМЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Макеева, B.C. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие для высшего профессионального образования / B.C. Макеева, З.С. Тинькова. - Орел: ФГБОУ ВПО «Государственный университет -УНПК», 2012. - 193 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИДЖИТАЛ-ПАРАДИГМЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей парадигмального сдвига в образовании как перехода к фиждитал-парадигме в обучении. Раскрыта специфика средств цифровой образовательной среды. Специфика цифровой трансформации образовательной среды рассмотрена на примере возникновения фиждитал-парадигмы в обучении. Определены содержание и специфика фиждитал-парадигмы в обучении. Выделены этапы развития фиджитал-парадигмы. На основе анализа научной литературы дефинированы основные понятия фиджитал-сферы в обучении. Проведен семантический и словообразовательный анализ заимствованной лексемы фиджитал. Обоснованы принципы цифровой дидактики, на которых строится фиджитал-парадигма в обучении. Охарактеризован комплексный характер фиджитал-парадигмы в обучении на основе выявленных конкретных интегративных факторов. Обобщены проблемные вызовы и преимущества обучения при внедрении фиджитал-парадигмы в образовании.

Ключевые слова: парадигма в образовании, цифровая трансформация образования, электронная образовательная среда, интерактивность, фиджитал-парадигма в обучении, фиджитал-технологии.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of the paradigm shift in education as a transition to the fijdital paradigm in learning. The specifics of the means of the digital educational environment are disclosed. The specifics of the digital transformation of the educational environment are considered on the example of the emergence of the fijdital paradigm in learning. The contents and specifics of the fijdital paradigm in training are determined. The stages of development of the fijital paradigm are highlighted. Based on the analysis of the scientific literature, the basic concepts of the fijital sphere in learning are defined. Semantic and word-forming analysis of the borrowed fijital lexeme was carried out. The principles of digital didactics on which the Fijital paradigm in learning is built are substantiated. The complex nature of the fijital paradigm in learning based on the identified specific integrative factors has been characterized. The challenges and benefits of learning in implementing the fijital paradigm in education are summarized.

Key words: paradigm in education, digital transformation of education, electronic educational environment, interactivity, fidzhital-paradigma in learning, fijital technology.

Введение. Переход к новой парадигме в педагогике происходит в виде «смены исследовательских и практических установок, способов педагогического мышления и концептуализации, методов познания реальности воспитания» [8, С. 53] предполагает эволюцию образовательных концепций. Современный процесс внедрения новых информационных технологий в различные сферы общественной жизни получил терминологическое обозначение цифровизации. Актуальность и необратимость цифровой трансформации образования стали очевидными, поскольку ее причинами выступили научно-технический и технологический прогресс, актуализация потребности в создании развитой информационной и коммуникационной инфраструктуры.

Процессы и методы поиска, сбора, хранения и обработки, предоставления и распространения информации с использованием специальных программ в соответствии с предъявляемыми требованиями называются коммуникационными и информационными технологиями [7].

Цифровая образовательная среда как глобальная и государственная стратегия в рамках развития информационного общества представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [2].

Основными формами обучения в цифровой образовательной среде выступает дистанционное и интерактивное. Свойство интерактивности в обучении дефинируется учеными как способность системы реагировать на действия пользователя и включать его в процессе познания во взаимодействие с учебной средой и другими участниками образовательного процесса через активизацию обучения за счет визуализации учебного материала, нестандартного его размещения, дублирующего воспроизведения текстового материала с помощью аудио- и видео-ресурсов. В электронных курсах за счет интересно представленного контента активизируются творческие поиски обучающихся. В совокупности новые формы и методы обучения на основе новых информационно-коммуникационных технологий призваны максимально интенсифицировать учебный процесс.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим специфику цифровой трансформации образовательной среды на примере возникновения фиждитал-парадигмы в обучении через определение ее содержания и специфики.

Этапами развития фиджитал-парадигмы в обучении и одновременно основными материальными свидетельствами ее «сформированное™» как вида активности являются, на наш взгляд, следующие.

1. Указом Президента Российской Федерации от 2017. была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

2. Появление новых понятий в рамках теории и практики педагогики выражается в употреблении в научных работах термин фиджитальность, фиджитология, фиджитал-парадигма, фиджитал-движение, фиджитал-спорт, фиджитал-игры, фиджитал-форма, фиджитал-центр, киберонтологический и омникальный подходы, киберсоциализация и других.

Рассмотрим содержание данных понятий фиджитал-сферы в обучении подробнее.

Понятие «фиджитал» с точки зрения словообразовательной структуры представляет собой неологизм-бленд, созданный по активной в словообразовании современного английского и русского языков словообразовательной модели: английское phygital = physical «физический» + digital «цифровой» способом контаминации. «Контаминация заключается в соединении двух усеченных или одной усеченной и одной полной основ в одну лексическую единицу, особенностями которой являются тенденция к компрессии формы и содержания, стремление к экспрессии и созданию скрытых смыслов» [1,С. 18].

Результатом контаминации выступают слова - бленды, в том числе и лексема phygital, которые, с одной стороны, не являются простым соединением семантических компонентов исходных лексем, как сложные слова, образованные способом сложения: их семантика содержит дополнительные семы и коннотации, не наблюдаемые в исходных словах. Бленды своей

необычной формой привлекают внимание, поэтому часто используются в названиях торговых марок, для номинации рекламируемых продуктов, в заголовках современных публицистических и художественных произведений.

В русском языке компонент фиджитал не является отдельной лексемой, выступая частью сложных слов, например, фиджитал-парадигма, а также деривата фиджитальность. Дополнительные коннотации компонента фиджитал пока только начинают складываться. Будет ли они положительными или отрицательными - покажет время.

С другой стороны, результатом контаминации является создание типа сложных слов, более экономных, чем производящие их лексемы, в частности, использование компонента фиджитал в качестве одной из частей сложного слова имеет целью еще большую степень «сворачивания» информации, что соответствует потребностям современных молодых людей, реализуя принципы языковой игры и экономии усилий.

Лексема фиджитал является блендом, созданным через слияние производящих основ: английское слово phygital образованно из фрагментов основ производящих слов - инициального компонента основы слова physical и финального компоненты основы лексемы digital

В рамках киберонтологического подхода к образованию, обоснованы современные условия формирования и эволюции данного подхода, а также роль ключевых (общекультурных), общепредметных, метапредметных и предметных (учебных), общепрофессиональных и профессиональных (специальных) видов киберкомпетенций, необходимых для формирования готовности обучающихся к совершенствованию осуществляемой ими персональной и групповой деятельности, способствуя актуализации их личностно-профессионального развития, в зависимости от условий деятельности и взаимодействия как в условиях предметной действительности, так и в символьно-знаковой реальности киберпространства [3].

Киберсоциализация как социализация личности в киберпространстве - это «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [3, С. 18].

Фиджитальность как конкретное проявление киберонтологического подхода понимается как общемировой тренд развития общественной мысли. Фиджитал-технологии предполагают использование в определенной последовательности совокупности взаимосвязанных процессов, методов, средств, которые позволяют получать продукцию фиджитал-формата с заданными параметрами.

Фиджитал-парадигма берет свое начало в сфере спорта. Фиджитал-спорт как «новое направление, соединяющее в себе цифровые технологии и классический спорт» [6, С. 37] получил официальное название «функционально-цифровое многоборье» [там же]; это одиночная или командная деятельность, «обеспечивающая проявление физической и интеллектуальной активности на рубеже предметной действительности и символьно-знаковой реальности киберпространства» [там же, С. 35].

Специалисты в фиджитал-сфере нуждаются в специальной обучающей подготовке, в связи с чем, фиджитал-формат в образовании описывается учеными как интеграция физического и цифрового миров и в настоящее время формируется как глобальная идеология, «детерминирующая бытие человека в смешанной (гибридной) реальности» [там же].

Фиджитал-формат в образовании имеет в своей основе не только киберонтологический, но и омниканальный подход (от omni «все») к процессу восприятия окружающего мира, который основан на «использовании как всех, так и отдельных каналов» [там же, С. 37] восприятия, причем при этом разные каналы восприятия дополняют друг друга, а переход от использования одного канала к другому должен являться плавным и последовательным.

Несмотря на вышеописанные усилия по формированию фиджитал-парадигмы и в современном спорте и в обучении, фиджитал-сфера находится в данный момент на фазе своего непосредственного формирования, о чем свидетельствует, к примеру, отсутствие общепринятого орфографического оформления ее названия: с помощью дефисного (фиджитал-обучение, фиджитал-парадигма, фиджитал-спорт и др.) или раздельного написания (фиджитал обучение, фиджитал парадигма, фиджитал спорт и т.д.), которые одинаково частотно употребляются в современном научном дискурсе и в СМИ.

В сфере фиджитал-образования применяются все особенности процесса обучения в цифровой образовательной среде: использование цифровых инструментов преподавания, удаленная учебная деятельность обучающихся с элементами опосредованного асинхронного и синхронного взаимодействия, преобладание в структуре учебного процесса самостоятельной деятельности обучающихся.

Главные отличия обучения в цифровой образовательной фиджитал-среде выражаются в том, что преподаватель всегда пользуется цифровыми инструментами (например, доступными по ссылке электронными текстами, видео, презентациями, цифровой графикой, электронными записями звука и видео, цифровыми сервисами быстрой связи, системами систематизации данных и автоматизации процессов оценивания). Благодаря цифровым технологиям в фиджитал-обучении применяются различные форматы представления учебного материала: от текстового до графического, видео, презентаций, что в комплексе способствует формированию информационно-коммуникационных компетенций и у преподавателя, и у обучающегося, тренировки умений, применения освоенных компетенций.

Фиджитал-парадигма в обучении в настоящее время строится на основе принципов цифровой дидактики: целесообразности', доминирования — фокусировки на самостоятельной учебной деятельности; персонификации, гибкости и адаптивности - индивидуального подхода к обучающемся; успешности - стремления к полному усвоению умений и навыков; обучения в сотрудничестве и взаимодействии', практико-ориентированности, нарастания сложности', насыщенности образовательной среды', мультимедийности (полимодальностиj; омникальности; включенного оценивания [9].

Таким образом, электронная обучающая среда фиджитал-обучения объединяет Интернет, специальные технические средства и программное обеспечение в единую обучающую и воспитывающую структуру.

Комплексный характер фиджитал-парадигмы в обучении формируют следующие интегративные факторы.

Происходит использование виртуальной и дополненной реальности для более полноценного взаимодействия участников образовательного процесса в образовательном пространстве.

Фиджитал-сфера - это общественная среда, которая позволяет «эффективно объединять цифровой мир и повседневную жизнь» [5]: к примеру, использовать в процессе обучения различные приложения.

Стриминговые платформы проявляют очевидный интерес к фиджитал-индустрии как способу привлечь внимание аудитории и удержать его при условии, что подписка на членство будет премиальной - с беспроблемным пользовательским интерфейсом и персонализацией [4, С. 17].

Привлечение искусственного интеллекта для создания привлекательного ЗБ-контента из неподвижных изображений в социальных сетях (например, гиперреалистичных попыток воссоздания известных исторических моментов из архивных кадров) может быть продуктивно использовано в процессе обучения.

При этом проблемными при внедрении фиджитал-парадигмы в образование могут стать следующие факторы.

Во-первых, от преподавателя и обучающихся требуется на просто свободное владение интернетом, но и навыки и умения работать в новой образовательной среде, применяя технологические средства (электронная почта, интернет-сайты, интернет-сервисы, использование с помощью коммуникативных сетевых служб обучения в форматах телеконференций, чатов, форумов, мультимедиа технологии).

Во-вторых, возникнет необходимость решать психологические проблемы электронного обучения, поскольку самостоятельное удаленное обучение делает его среду персонифицированной для личностей с различными темпераментами и познавательными способностями.

Во-третьих, внедрение фиджитал-парадигмы в образование закономерно влечет за собой высокий уровень материальных затрат: например, структура фиджитал-центра должна включать physical-зону (спортивные площадки), digital-зону (оборудованную персональными компьютерами, игровыми консолями, системами VR/AR/MR и др.), phygital-learn зону (для проведения занятий по актуальным техническим и спортивным программам подготовки), зону отдыха [9, С. 223]. При этом «между зонами фиджитал-центра необходимо соблюдать принцип "бесшовной" территориальной связи» для минимизации временных затрат педагогов и обучающихся [там же].

В-четвертых, потребуется серьезная подготовка кадров: специалистов по инновационным направлениям, менеджеров фиджитал-сферы, «тренеров будущего», притом, что уровень широко востребованных на сегодняшний день информационно-коммуникационных компетенций педагогов различных ступеней образования является недостаточным.

В-пятых, необходимость постоянной и качественной профессиональной технической поддержки детерминирует использование широкого функционала и требует определенного набора компетенций не только от преподавателя, но и от администратора системы.

В-шестых, создание инновационных образовательных фиджитал-продуктов предполагает разработку дидактических ресурсов в электронно-цифровой форме, обеспечивающих средствами цифровой среды реализацию системного и целостного процесса обучения, а также поиск педагогических решений для достижения гарантированного его результата.

В-седьмых, возникает необходимость разработки качественного учебно-методического и психологического сопровождения, направленного на стимулирование дальнейших достижений обучающихся и компенсацию недостатков удаленного обучения за счет психолого-педагогических ресурсов, а также ресурсов технологий активного обучения (информационных, пояснительных, контрольных, справочных, нормативных), необходимости спроектировать коллективные мероприятия, связанные с обсуждением, дискуссией, защитой выполненных заданий или проектов.

В-восьмых, придется преодолевать трудности выявления показателей достижения результатов фиджитал-обучения и определения их уровня. Для этого необходимо создать систему комплексного проектирования педагогического контроля и оценивания знаний как процессов создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося, его результатов обучения: осуществлять систематический и ритмичный контроль, выбор адекватных целях и задачам обучения методов оценивания, разработку единых и продуктивных критериев оценивания, переходить к полной автоматизации контроля и оценивания знаний и достижений обучающихся.

В сфере фиджитал-обучения применяется преимущественно формирующее оценивание как процесс поиска и интерпретации данных о состоянии и результатах учебной деятельности с целью ее сопровождения и поддержки, своевременного выявления затруднений и способов их преодоления, обеспечения ритмичной работы и эффективности обучения. Особенностями формирующего оценивания в условиях электронной образовательной среды являются следующие: непрерывное и системное наблюдение за процессом обучения; сбор в ходе наблюдения информации об учебном процессе, влияющей на мотивацию, учебную траекторию обучающегося, совершенствование методики преподавания; постоянная обратная связь; прозрачность оценивания, активное включение обучающихся в процесс оценивания с помощью самооценки, взаимного оценивания; мониторинг прогресса обучения отдельно каждого обучающегося и недопущение сравнения достижений; активное использование специальных техник формирующего оценивания (оценочных балльных шкал, уровневого оценивания, бинарного оценивания, системных критериев оценивания, рефлексивных анкет, опросников, портфолио, электронных формы статистики и учета (например, недельных отчетов), карт понятий, матрицы запоминания, электронных тезаурусов и др.) [7].

Представляется, что данные аспекты, выступая своеобразными «вызовами» современности, будут являться мотивирующей основой для появления «точек роста» в сфере фиджитал-образования.

Выводы. Каковы же преимущества технологически реализуемого образовательного процесса в фиджитал-формате?

Целостный технологичный образовательный процесс в фиджитал-формате обучения делает его управляемым, что реализуется в возможности в случае сбоя быстро менять инструменты педагогического воздействия и принимать корректирующие решения; используются обоснованно выбранные, точные инструментальные средства, которые всегда ориентированы на достижение запланированных результатов и обеспечение эффективности обучения; акцент образовательного процесса переносится с методики на результат, на завершенность обучения; осуществляется организация интенсивной самостоятельной работы обучающихся и различных способов активизации их учебной деятельности (с использованием форумов, интернет-проектов, презентационных продуктов)', применяются новые формы взаимодействия и организации обучения в дистанционном и онлайн-формате; в условиях цифровой образовательной среды формируются информационные и коммуникационные компетенции у преподавателя и у обучающихся как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.

Дидактические возможности системы фиджитал-обучения открывают прямой доступ к обширному кругу источников, в том числе сетевых, возможности их представления в контенте курса с помощью ссылок; создания видеоматериалов; использования элементов цветового и графического дизайна интернет-страниц; позволяют получать оперативную информацию об истории событий учебного взаимодействия и непосредственную обратную связь, что в совокупности позволяет реализовать качественный педагогический менеджмент.

Итак, в парадигме фиджитал-обучения интегрированы области информационных технологий и педагогической дидактики, что соответствует описанным выше процессам трансформации современного образования. Хочется надеяться, что в формирующейся в данный момент на наших глазах фиджитал-парадигме в обучении произойдет соединение новых цифровых возможностей и общей гуманистической направленности образования.

Литература:

1. Абросимова, Л.С. Блендинг в аспекте когнитивно-коммуникативной парадигмы / Л.С. Абросимова // Образование и наука: Известия Саратовского университета. - 2012. - № 12. - С. 18-22

2. Аккредитация в образовании. Информационно-аналитический журнал: сайт. - 2023. - URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda (дата обращения: 26.11.2023)

3. Воинова, О.И. Киберонтологический подход в образовании / О.И. Воинова, В.А. Плешаков; Под ред. В.А. Плешакова. - Норильск: Издательство Норильского индустриального института, 2012. - 244 с.

4. Галкин, Д.В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования / Д.В. Галкин // Гуманитарная информатика. - 2007. - № 3. - С. 54-72

5. «Игры будущего»: сайт.-2023. - Режим доступа: URL: https://gofuture.games (дата обращения: 15.11.2023)

6. Плешаков, В.А. Интегративные возможности киберсоциализации и социализации в фиджитал-спорте / В.А. Плешаков // НОВЫЕ ПОДХОДЫ - 2022: сб. науч. тр. по результатам II Всерос. науч.-практ. конф. Минобрнауки России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физического воспитания в образовательных организациях высшего образования. - Москва: Центр инновационных компетенций по физическому воспитанию и студенческому спорту, 2022. - С. 35-39

7. Попова, И.В. Основы педагогической деятельности / И.В. Попова, Ю.В. Лебедева // Открытое образование: сайт. -2023. - URL: https://courses.openedu.ru/courses/course-vl:urfu+EDUBASE+faU_2020/courseware/d307blceb65b4e6fal9a53e5874f3b33/4c693e56289e42bc82c4931409c481d4/?child=las t (дата обращения: 24.11.2023)

8. Селиванова, Н.Л. Теория и практика воспитания: проблемы и перспективы / Н.Л. Селиванова // Философия образования. -2011. -№ 5 (38). - С. 51-57

9. Цифровая дидактика: 11 основных принципов // ЛаЛаЛань: сайт. - URL: https://lala.lanbook.com/cifrovaya-didaktika-11-osnovnyh-principov (дата обращения: 26.11.2023)

Педагогика

УДК 37.032

старший преподаватель Моисееико Андрей Андреевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); доктор педагогических наук, профессор Андруник Андрей Петрович

Академия управления МВД России (г. Москва);

доктор юридических наук, профессор Грищенко Леонид Леонидович

Академия управления МВД России (г. Москва)

ЛИЧНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов проектирования неформальных образовательных сред в организации спортивной работы. Спортивные соревнования рассматриваются в качестве образовательной среды, обладающей возможностями для развития разнообразного предметного и личностного опыта спортсмена при наличии стимулов, источников и возможностей для его формирования. Спортивный судья, являясь одним из субъектов организации спортивного соревнования, обладает возможностями проектирования содержания спортивного соревнования как образовательной среды неформального типа. В статье раскрываются принципы деятельности спортивного судьи как субъекта проектирования неформальных образовательных сред. Исследование проведено в научной школе ситуационно-средового проектирования (Н.В. Ходякова) с учетом основных положений концепции саморазвития личности (Т.С. Купавцев).

Ключевые слова: неформальные образовательные среды, развитие личности, личностный опыт, принципы проектирования, педагогическая поддержка самоопределения.

Annotation. The article is devoted to the study of the design of informal educational environments in the organization of sports work. Sports competitions are considered as an educational environment with opportunities for the development of a diverse subject and personal experience of an athlete in the presence of incentives, sources and opportunities for its formation. A sports judge, being one of the subjects of the organization of a sports competition, has the ability to design the content of a sports competition as an informal educational environment. The article reveals the principles of the activity of a sports referee as a subject of designing informal educational environments. The study was conducted at the scientific school of situational and environmental design (N.V. Khodyakova), taking into account the main provisions of the concept of personal self-development (T.S. Kupavtsev).

Key words: informal educational environments, personal development, personal experience, design principles, pedagogical support for self-determination.

Введение. Социокультурный феномен организованной двигательной активности, выражающейся в состязательной деятельности с момента зарождения спорта рассматривался сферой общественных отношений, ориентированной на удовлетворение потребностей человека в физическом развитии, на создание необходимых условий для предоставления человеку возможностей по раскрытию и развитию своего потенциала. В массовых представлениях современного российского общества спорт, прежде всего, связывается с решением задач поддержания и укрепления здоровья (Спортивная Россия: результаты исследовании ВЦИОМ от 05.04.2021), а организация спортивной подготовки закономерно является одним из приоритетов национальных целей развития нашей страны (Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474).

При выраженной направленности на физическое развитие ошибочно было бы сводить феномен спорта только к его широким возможностям в части решения задач функциональной подготовки человека. В спортивной деятельности имплицитно имеются многочисленные возможности для развития когнитивных способностей человека, совершенствования его творческого потенциала, получения личностного опыта. Для этого, как пишет П.Ф. Лесгафт, необходимо так организовать процесс спортивной подготовки, чтобы «...умственное и физическое воспитание, ... шли параллельно» (П.Ф. Лесгафт, 2006) [7, С. 155]. Представленную последовательность (умственное и физическое развитие) логично дополнить и личностным компонентом, придав идеи завершенный смысл о гармоничном развитии человека. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что спорт аккумулирует в себе безграничный веер возможностей для физического, умственного и личностного развития человека, что в совокупности обеспечивает полноценное освоение им социокультурных ценностей, получение и накопление разнообразного.

Изложение основного материала статьи. В качестве методологической основы исследования принят личностно ориентированный подход (В.В. Сериков, 2012) [8] , как условие обеспечения подлинно гуманистического межсубъектного взаимодействия; положения концепции непрерывного образования (И.А. Колесникова, 2016) [3], позволяющие представить спортивную деятельность как образовательную среду неформального типа; идеи ситуационно-средового проектирования (Н.В. Ходякова, 2022) [9], обеспечивающие стабильность педагогических влияний; основные положения концепции педагогической поддержки саморазвития личности (Т.С. Купавцев, 2022) [5], позволяющие спортивному судье в своей деятельности создавать специфические условия среды в сочетании с возможностями к ее освоению другими субъектами.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что деятельность спортивного судьи можно рассматривать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.