Научная статья на тему 'Фиджитал спорт в образовании как синергия физической активности и цифровых технологий'

Фиджитал спорт в образовании как синергия физической активности и цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фиджитал спорт / физическая активность / социализация / цифровые технологии / VR/AR технологии / образование / образовательный процесс / положительное влияние / современный спорт / негативное влияние / социальное развитие / киберспорт. / phygital sport / physical activity / socialization / digital technology / VR/AR technology / education / educational process / positive impact / modern sport / negative impact / social development / cybersport.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметгалиев Сайдаш Искэндэрович

В данной статье рассматривается современное явление фиджитал спорт, его текущее состояние, тенденции развития, а также его потенциал в интеграции в образовательный процесс. Фиджитал спорт, который представляет собой слияние физической активности и цифровых технологии, рассматривается как новый инструмент в образовании, способствующий не только поддержанию физического здоровья, но и развитию важных социальных и технологических навыков в студентах. Предлагаются возможные способы внедрения фиджитал спорта в образовательный процесс, а также выявляются препятствия, которые необходимо преодолеть для его успешной интеграции в жизнь студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phygital sport in education as a synergy of physical activity and digital technologies

This article examines the modern phenomenon of phygital sport, its current state, development trends, and its potential for integration into the educational process. Phygital sport, which is a fusion of physical activity and digital technology, is seen as a new tool in education, contributing not only to the maintenance of physical health, but also to the development of important social and technological skills in students. Possible ways of introducing phygital sport into the educational process are suggested, and the obstacles that need to be overcome for its successful integration into the lives of students are identified.

Текст научной работы на тему «Фиджитал спорт в образовании как синергия физической активности и цифровых технологий»

Фиджитал спорт в образовании как синергия физической активности и цифровых

технологий

Phygital sport in education as a synergy of physical activity and digital technologies

Мухаметгалиев Сайдаш Искэндэрович

Студент 2 курса

кафедра «Информационные технологии и интеллектуальные системы» ФГБОУ ВО Казанский государственный энергетический университет

Россия,г.Казань e-mail: saidash99@yyandex. ru

Moukhametgaliev Saidash Iskenderovich

Student 2 term

Department of Information Technologies and Intelligent Systems Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan e-mail: saidash99@yyandex. ru

Научный руководитель Гильманшин Руслан Алмазович

преподаватель Кафедра Физического воспитания ФГБОУ ВО Казанский государственный энергетический университет

Россия,г.Казань e-mail: ruslan30061997@gmail.com

Scientific adviser Gilmanshin Ruslan Almazovich

Lecturer

Department of Physical Education Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan e-mail: ruslan30061997@gmail.com

Аннотация.

В данной статье рассматривается современное явление - фиджитал спорт, его текущее состояние, тенденции развития, а также его потенциал в интеграции в образовательный процесс. Фиджитал спорт, который представляет собой слияние физической активности и цифровых технологии, рассматривается как новый инструмент в образовании, способствующий не только поддержанию физического здоровья, но и развитию важных социальных и технологических навыков в студентах. Предлагаются возможные способы внедрения фиджитал спорта в образовательный процесс, а также выявляются препятствия, которые необходимо преодолеть для его успешной интеграции в жизнь студентов.

Annotation.

This article examines the modern phenomenon of phygital sport, its current state, development trends, and its potential for integration into the educational process. Phygital sport, which is a fusion of physical activity and digital technology, is seen as a new tool in education, contributing not only to the maintenance of physical health, but also to the development of important social and technological skills in students. Possible ways of introducing phygital sport into the educational process are suggested, and the obstacles that need to be overcome for its successful integration into the lives of students are identified.

Ключевые слова: фиджитал спорт, физическая активность, социализация, цифровые технологии, VR/AR технологии, образование, образовательный процесс, положительное влияние, современный спорт, негативное влияние, социальное развитие, киберспорт.

Key words: phygital sport, physical activity, socialization, digital technology, VR/AR technology, education, educational process, positive impact, modern sport, negative impact, social development, cybersport.

Мы живем в современном мире, где цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. На фоне этого число людей, ведущих сидячий образ жизни, увеличивается в силу преобладания IT-профессий над

другими видами профессий. Как итог, возникает неотложная необходимость в инновационных и необычных подходах к поддержанию физического здоровья. Одним из наиболее распространенных способов решения данной проблемы является появившийся недавно новый вид спорта - фиджитал спорт. Данный вид спорта обеспечивает увлекательные формы физической активности делая занятия более привлекательными для широкого слоя населения, в том числе и для студентов.

Если более точно описывать данное понятие, то фиджитал спорт (Phygital sport) - это относительно новый вид спорта, который возник в XXI веке, в контексте слияния физической активности и цифровых технологий. Термин "фиджитал (phygital)" объединяет в себе слова "физический (physic)" и "цифровой (digital)", то есть, мы можем разбить понятие фиджитал спорта на две компоненты - привычный для каждого человека спорт и киберспорт. Из этого следует, что фиджитал спорт предоставляет спортсменам возможность интегрировать физическую активность с виртуальным миром, что, в свою очередь, открывает новые горизонты и возможности для привычных ранее занятий спортом.

Анализируя текущую ситуацию по развитию фиджитал спорта, можно сделать вывод, что фиджитал спорт находится в абсолютно уникальном положении. Фиджитал спорт появился на стыке очень хорошо развитого классического спорта и стремительно растущего киберспорта. Имея на старте государственную поддержку в России, он получил огромное количество сторонников, готовых заниматься данным видом спорта и всесторонне развивать его [1].

Так, например, Республика Татарстан очень активно участвует в развитии данного вида спорта. В начале осени 2023 года в столице Татарстана - городе Казань активно проходят подготовительные «Фиджитал Игры» -серия тестовых международных соревнований по инновационным и гибридным дисциплинам. Это турнир, который сочетает в себе как киберспортивные дисциплины, так и спортивные соревнования. Новый формат турнира проверяет как цифровые скилы спортсменов в компьютерной игре, так и их физическую подготовку на реальной площадке [3].

В рамках данного турнира проходят соревнования в пяти дисциплинах:

1) Фиджитал баскетбол (игры в NBA 2K, далее соревнования в баскетбол);

2) Фиджитал футбол (игры в EA FIFA, далее мини-футбол);

3) Фиджитал тактический бой (CS:GO, далее лазертаг; Warface, далее лазертаг);

4) Фиджитал хоккей (EA NHL, далее хоккей 3x3);

5) Фиджитал MOBA (MLBB).

В феврале-марте 2024 года в Казани будут проводится уже официальные «Игры Будущего». «Игры Будущего» - это международное спортивное событие. Соревнования будут проводиться по 21 инновационной дисциплине, 16 в основной программе, а также 5 - в расширенной. Каждая дисциплина олицетворяет концепцию «фиджитал» (physical+digital), то есть объединяет физическую культуру и киберспорт или \ГЯ-М^технологию, то есть, проверяет компетенцию атлетов в двух никак ранее не связанных пространствах.

Планируется, что основной площадкой проведения данного турнира в Казани станет комплекс «Казань Экспо», а также для проведения турнира планируется задействовать как спортивные, так и другие новые объекты: новый IT-квартал и Иннополис [4].

Учитывая, что фиджитал спорт сразу же получил такую большую поддержку, можно сделать вывод о том, что он также имеет большой экономический потенциал. Действительно, фиджитал спорт предоставляет уникальные возможности для развития новой индустрии фиджитал. Рост интереса у людей к данному виду спорта стимулирует появление новых решений в производстве программного обеспечения, устройств виртуальной реальности, контроллеров движений и других технологий, что, в свою очередь, способствует экономическому

развитию и развитию научно-технического прогресса страны. С появлением и развитием новой индустрии, появляются и новые рабочие места, что способствует понижению уровня безработицы и повышению уровня жизни людей.

Фиджитал спорт также имеет положительное влияние и на подрастающее поколение, в частности и на студентов Высших учебных заведений. В силу того, что студентам приходится более 50% своего времени проводить за изучением нового материала, а это сидячий образ деятельности, у них здоровье получает значительный урон. Интегрирование фиджитал спорта в их жизнь, помогло бы предотвратить негативные последствия такого образа деятельности для здоровья. Имеются исследования, которые доказывают, что гейминг развивает здоровье студентов [6]. Среди положительного влияния можно выделить следующие пункты:

1. Стимуляция физической активности: фиджитал спорт может заинтересовать студентов, а в следствии и побудить их к более активному образу жизни. Виртуальные и реальные тренировки могут стать привлекательным способом поддержания физической активности.

2. Развитие когнитивных навыков: Участие в фиджитал спорте, который требует постоянного пристального внимания и одновременного взаимодействия с виртуальным миром, способствует развитию когнитивных навыков, таких как мелкая моторика, координация в пространстве, концентрация, память, реакция. Согласно исследованиям, проведенным в [5], киберспортсмены имеют более быструю реакцию, более высокую точность попадания, а также более низкий уровень тревожности и отсутствие дискомфорта, сравнивая с простыми студентами.

3. Социализация и командная работа: Фиджитал спорт подразумевает взаимодействие участников как в виртуальном пространстве, так и в реальном мире. Во всех случаях происходит коммуникация между участниками, соответственно участники команд становятся более сплоченными. Это способствует созданию межличностных отношений и сообществ с одинаковыми интересами. То есть, данный вид спорта может служить хорошей платформой для социализации.

4. Развитие технологической грамотности: участие в фиджитал спорте дает студентам опыт в использовании различных технологий, например VR/AR , что может быть полезно для их технологической грамотности и осведомленности, а это, свою очередь, является одной из главных качеств хорошо образованного специалиста в XXI веке.

Необходимо развивать приведенные выше качества в возрасте студентов, когда формируется личность человека, а именно закладываются основы поведения и мышления. Студенты, находящиеся в процессе активного формирования личности и имеющие больше возможности и времени для занятия фиджитал спортом, являются наиболее подходящей аудиторией для формирования положительных качеств, которые может предложить данный вид спорта.

Согласно исследованиям, проведенным в [2], 87.5% опрошенных студентов уже знакомы с фиджитал спортом. Это говорит о высокой заинтересованности студентов в данном виде спорта. А также 44.6% студентов считают, что соревнования по данному виду спорта будут популярны и пользоваться спросом. Данный результат подтверждает тот факт, что фиджитал спорт интересен студентам, они готовы внедрить новый вид спорта в свою жизнь, а также участвовать в его развитии.

Заинтересованность студентов и положительное влияние фиджитал спорта говорят о том, что фиджитал спорт можно внедрять в образовательный процесс. Это может быть увлекательным и эффективным способом сочетания физической активности и обучения.

Приведем некоторые способы внедрения фиджитал спорта в образовательный процесс:

1) Интеграция в Учебные Планы: можно внедрить фиджитал спорт в учебные планы такого предмета как «физическая культура и спорт», а изучение технологии для реализации виртуальной части данного спорта можно внедрить в учебный план предмета «информационные технологии».

2) Проведение фиджитал-мероприятий: можно на регулярной основе проводить мероприятия, посвященные фиджитал спорту, например турниры, соревнования между группами или учебными заведениями.

3) Создание образовательных партнерств: учебное заведение может установить связи с организациями, специализирующимися на развитии фиджитал спорта и разработать совместные образовательные программы для своих студентов.

Однако, внедрение фиджитал спорта в жизнь студентов может столкнуться препятствиями технологического, этического и образовательного характеров. Рассмотрим более подробно данные препятствия во всех своих проявлениях:

1)Технологические препятствия. Как известно, фиджитал спорт требует специализированные устройства и программное обеспечение для своей реализации, обеспечение учреждения данными технологиями может быть очень дорогим и трудоемким процессом. Дороговизна оборудования, неравномерный доступ к сетевому соединению, может создать неравенство и среди студентов, усложняя равномерную интеграцию фиджитал спорта в образовательный процесс.

2) Этические вопросы. Интенсивные занятия фиджитал спортом могут создать риск зависимости и злоупотребления компьютерными играми среди студентов, ведь фиджитал спорт — это не только занятия традиционным спортом, но это также занятия и киберспортом. Следующая проблема является логическим продолжением - увеличение времени, проводимого за компьютером, может негативно сказаться на здоровье глаз и общем физическом состоянии студентов.

3) Образовательные вопросы. Некоторые студенты могут иметь более высокий уровень технологической осведомленности и грамотности, вследствие этого им будет намного легче адаптироваться к занятиям фиджитал спортом, в то время как другие могут испытывать трудности, это, в свою очередь, может создавать различия в образовательном опыте. Также существуют вопросы относительно того, насколько будет эффективен фиджитал спорт в сравнении с традиционным видом занятия спортом. Возникает также необходимость в обучении преподавателей, ведь фиджитал спорт, чтобы успешно интегрироваться в образовательный процесс, требует дополнительных навыков не только от студентов, но и от самих преподавателей.

Таким образом, анализируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что современный мир стал свидетелем очень быстрого и успешного развития фиджитал спорта, инновационного вида спорта, который объединяет как физическую активность, так и цифровые технологии. Если рассматривать это развитие в контексте образования, то интеграция данного вида спорта в образовательный процесс становится актуальным вопросом. Так, фиджитал спорт представляет собой не только новый вид физической активности, но и хорошее средство социализации и командной работы. Данный вид спорта также гарантирует развитие технологической грамотности, что является одним из ключевых аспектов в образовании XXI века. Однако, внедрение фиджитал спорта в образовательный процесс не лишено препятствий разного характера. Данные проблемы могут создать вызовы для успешной интеграции фиджитал спорта в жизнь учащихся. Необходимо комплексно учитывать и анализировать как положительные, так и негативные стороны фиджитал спорта, чтобы обеспечить его эффективное внедрение и позитивное воздействие на студентов и образовательные учреждения.

Список используемой литературы:

1. Все о фиджитал-спорте — история создания, сравнения с киберспортом и перспективы / [Электронный ресурс] // sport24 : [сайт]. — URL: https://sport24.ru/igrybuduschego/article-592325-vse-o-fidzhital-sporte-istoriya-sozdaniya-sravneniya-s-kibersportom-i-perspektivy (дата обращения: 10.10.2023).

2. Галицын С.В., Зиганшин О.З., Попов П.Д., Волошин Г.Р. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИДЖИТАЛ-СПОРТА НА СТУДЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №8 (222). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/perspektivy-razvitiya-fidzhital-sporta-na-studencheskom-urovne (дата обращения: 10.11.2023).

3. Игры Будущего | 21 февраля - 3 марта | Казань, Россия / [Электронный ресурс] // ИГРЫ БУДУЩЕГО : [сайт]. — URL: https://kazan2024.gofuture.games/ (дата обращения: 18.10.2023).

4. Игры Будущего 2024 / [Электронный ресурс] // dspkazan : [сайт]. — URL: https://dspkazan.com/projects/gamesoffuture2024/ (дата обращения: 23.10.2023).

5. Карвунис Ю.А., Карвунис Н.А., Калинникова Ю.Г., Капилевич Л.В. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // ТиПФК. 2023. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-harakteristiki-u-kibersportsmenov-pri-napryazhennoy-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 5.11.2023).

6. Лубышева Л.И. ФИДЖИТАЛ-СПОРТ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // ТиПФК. 2023. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fidzhital-sport-innovatsionnyy-proekt-razvitiya-vneuchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 1.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.