gs4 спортивное право ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-342-345 АСЛАЕВ Сагит Тухватович,
NIION: 2018-0076-7/23-548 профессор, к.п.д., заведующий кафедры
MOSURED: 77/27-023-2023-7-548 физического воспитания Уфимского
университета науки и технологий, e-mail: [email protected]
ГОРБАТОВА Валерия Вячеславовна,
студентка 2 курса кафедры криминалистики Института права Уфимского университета науки и технологий, e-mail: [email protected]
ЗАРИПОВ Ришат Усманович,
старший преподаватель кафедры физического воспитания Уфимского университета науки и технологий, e-mail: [email protected]
ЗАРИПОВ Шамиль Ришатович,
ассистент кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий,
e-mail: [email protected]
КАРТАШЕВ Никита Иванович,
доцент кафедры физического воспитания Уфимского университета науки и технологий, e-mail: [email protected]
КУДАШЕВ Рустэм Кимович,
доцент кафедры физического воспитания Уфимского университета науки и технологий,
e-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИДЖИТАЛ И КИБЕРСПОРТА
В РОССИИ
Аннотация. В данной научной работе рассмотрено официальное признание и внесение во Всероссийский реестр видов спорта таких направлений как киберспорт и фиджи-тал-спорт, их популяризация и правовое регулирование. Актуальность исследования заключается в том, что в связи с распространением киберспорта и фиджитал-спорта в России государству необходимо уделять больше внимания этой сфере. Цель: доказать значимость развития киберспорта и фиджитал-спорта в России и необходимость их правового регулирования. Методология исследования - социологический и статистический методы. В результате обоснованно: несмотря на то, что государство активно развивает такие направления как киберспорт и фиджитал-спорт их правовое регулирование находится лишь на стадии развития. Автор приходит к выводу, что развитие киберспорта и фиджи-тал-спорта в России позволит сделать огромный вклад в мировую культуру.
Ключевые слова: спорт, киберспорт, фиджитал-спорт, Всероссийский реестр видов спорта, правовое регулирование.
ASLAEV Sagit Tukhvatovich,
professor, PhD, Head of the Department of Physical Education of Ufa University of Science and Technology
GORBATOVA Valeria Vyacheslavovna,
2nd year student of the Department of Criminology of the Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
ZARIPOV Rishat Usmanovich,
senior lecturer of the Department of Physical Education of Ufa University of Science and Technology
ZARIPOV Shamil Rishatovich,
Assistant of the Department of Financial and Administrative Law of the Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology
KARTASHEV Nikita Ivanovich,
Associate Professor of the Department of Physical Education of the Ufa University of Science and Technology
KUDASHEV Rustem Kimovich,
Associate Professor of the Department of Physical Education of the Ufa University of Science and Technology
LEGAL REGULATION OF DIGITAL AND ESPORTS IN RUSSIA
Annotation. In this scientific work, the official recognition and inclusion in the All-Russian Register of sports of such areas as esports and digital sports, their popularization and legal regulation are considered. The relevance of the study lies in the fact that due to the spread of esports and digital sports in Russia, the state needs to pay more attention to this area. Objective: to prove the importance of the development of esports and digital sports in Russia and the need for their legal regulation. Research methodology - sociological and statistical methods. As a result, it is reasonable: despite the fact that the state is actively developing such areas as esports and digital sports, their legal regulation is only at the stage of development. The author comes to the conclusion that the development of esports and digital sports in Russia will make a huge contribution to world culture.
Key words; sport, esports, digital sports, All-Russian Sports Register, legal regulation.
Мы живём в эпоху стремительного развития информационных технологий и с каждым днём возрастает количество людей, которые увлекаются компьютерными играми. По результатам исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в 2022 году, 60% россиян 18 лет и старше играют в видеоигры - регулярно или эпизодически (порядка 88 млн человек). По сравнению с данными 2018 года, доля геймеров в России увеличилась более чем в 3 раза [3]. Итак, если раньше спортом считалась только физическая активность, то сейчас ситуация изменилась. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что с каждым годом интерес к компьютерным играм у людей возрастает, а значит и государство должно принимать активное участие в развитии этого направления. Так, на смену классическим видам спорта пришли новые дисциплины - киберспорт и фиджи-тал-спорт.
В соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 г. № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17.06.2010 № 606 «О призна-
нии и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта» киберспорт был официально признан и включён во Всероссийский реестр видов спорта [5].
В конце января 2023 года в России фиджи-тал-спорт также официально признан и включен во Всероссийский реестр видов спорта [2].
Стоит отметить, что в связи с тем, что государство принимает участие в развитии этой сферы увеличилось и число людей, имеющих представление о киберспорте. Исследования показывают, что менее пятой части россиян (17%) по их собственным оценкам хорошо знают, что такое киберспорт. Подавляющее большинство опрошенных (73%) примерно представляют себе, что подразумевается под термином «киберспорт», либо что-то слышали о нем, но не уверены в том, что правильно понимают смысл термина [3].
Итак, если про киберспорт слышали многие, то фиджитал-спорт - это кардинально новое направление, представляющее собой сочетание традиционного спорта и киберспортивных дисциплин. Для того, чтобы глубже понять, что же представляет собой фиджитал-спорт необходимо изучить понятия спорта и киберспорта. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» сказано, что спорт -сфера социально-культурной деятельности как
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [8]. Определение киберспорта дано на официальном сайте Федерации компьютерного спорта России, которая Приказом Министерства спорта РФ №548 от 28.06.2022 г. ФКС России аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт».
Итак, компьютерный спорт — (киберспорт, электронный спорт (англ. esports) — вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой [1]. Хотелось бы отметить, что на протяжении долгого времени многие люди скептически относились к кибер-спорту, считая, что стать успешным человеком, играя в компьютерные игры, просто невозможно. Но, как и в классических видах спорта в кибер-спорте есть настоящие профессионалы. Для таких людей компьютерные игры перестают быть простым развлечением, а становятся настоящей профессией. Здесь уместно обратить внимание на команду Team Spirit. Team Spirit — это мульти-гейминговая киберспортивная организация из России, имеющая команды по CS:GO, Hearthstone и Dota 2 [6]. Победа Team Spirit в турнире The International 2021 по Dota 2 стала настоящим событием и принесла участникам команды $18,2 млн. Учитывая то, что это первый случай в истории, когда финал выиграла российская команда [10] можно говорить о том, что киберспорт в России активно развивается.
Таким образом, проанализировав понятия спорта и киберспорта, можно сделать вывод о том, что фиджитал-спорт - это направление, основу которого также составляют соревнования и подготовка к ним, а соперничество, конкуренция, работа в команде и достижение поставленной цели одна из главных задач в этой деятельности. Кроме того, стоит отметить, что киберспорт и фид-житал-спорт во многом не похожи друг на друга. Так, например, киберспорт это игры полностью в виртуальной вселенной, в то время как фиджи-тал-спорт - это сочетание использования цифровых технологий и физических нагрузок. Отсюда вытекает и следующие существенное отличие этих двух направлений, которое заключается в том, что для киберспорта важным навыком является в первую очередь умение управлять клавиатурой и мышью, иметь быструю скорость реакции, а также стратегическое мышление, в то время как для фиджитал-спорта, напротив, сила, выносливость, физическая подготовка играет большое
значение. Таким образом, уникальность фиджи-тал-спорта заключается в том, что он позволяет спортсменам расширять свой потенциал и проявлять себя не только в виртуальном мире, но и в реальной жизни.
Как сообщает пресс-служба Минспорта России: «Первые Фиджитал Игры прошли в столице Татарстана с 21 по 23 сентября 2022 года и включали четыре дисциплины: фиджитал-футбол (FIFA + футзал), фиджитал-баскетбол (NBA + стритбол), Beat Saber и гонки дронов. Участниками турнира стали команды из России, Беларуси, Бразилии, Турции и Болгарии» [4]. Кроме того, стоит отметить, что Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении Международного муль-тиспортивного турнира «Игры будущего» в 2024 году в г. Казани»[7]. Как уже ранее было отмечено, интерес к киберспорту и фиджитал-спорту возрастает не только у граждан, но и у государства. Итак, основным нормативно правовым актом, регулирующим индустрию киберспорта является Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федера-ции»[8]. Что касается фиджитал-спорта, то для нашей страны это кардинально новая, но быстро развивающиеся сфера, а потому это направление только начинает получать внимание со стороны государства. Подводя итоги, следует обратить внимание на то, что правовое регулирование киберспорта и фиджитал-спорта находится на стадии развития. Таким образом, исходя из изложенных фактов, можно сделать вывод о том, что государство, давая развитие таким направлениям как киберспорт и фиджитал-спорт делает огромный шаг в будущее.
Список литературы:
[1] Вопрос - ответ | ФКС России [Электронный ресурс] // Киберспорт ФКС России. Режим доступа: https://resf.ru/about/faq/ (дата обращения: 16.06.2023)
[2] Всероссийский реестр видов спорта [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 16.06.2023)
[3] Гейминг в России - 2022. Социальные и экономические эффекты [Электронный ресурс] // Аналитический центр НАФИ. Режим доступа: https://nafi.ru/projects/it-i-telekom/geymmg-v-rossii-2022-sotsialnye-i-ekonomicheskie-effekty/ (дата обращения: 16.06.2023)
[4] Новости - Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/ news/38123 (дата обращения: 16.06.2023)
[5] Приказ Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 г. № 470 «О признании и включении
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17.06.2010 № 606 «О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 16.06.2023)
[6] Российская команда Team Spirit заняла первое место в турнире The International 2021 по Dota 2 и выиграла $18,2 млн [Электронный ресурс] // Хабр. Режим доступа: https://habr.com/ru/ news/583978/ (дата обращения: 16.06.2023)
[7] Указ Президента РФ от 19 декабря 2022 г. N 927 «О проведении Международного мультис-портивного турнира «Игры будущего» в 2024 году в г. Казани» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 16.06.2023).
[8] Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 16.06.2023).
[9] Team Spirit выиграла The International 2021! Как это было [Электронный ресурс] // Чем-пионат.сот: новости спорта - Чемпионат. Режим доступа: https://www.championat.com/cybersport/ article-4485691-team-spirit-vyigrala-the-international-2021.html (дата обращения: 16.06.2023).
Spisok literatury:
[1] Vopros - otvet | FKS Rossii [Elektronnyj resurs] // Kibersport | FKS Rossii. Rezhim dostupa: https://resf.ru/about/faq/ (data obrashcheniya: 16.06.2023)
[2] Vserossijskij reestr vidov sporta [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 16.06.2023)
[3] Gejming v Rossii - 2022. Social'nye i eko-nomicheskie effekty [Elektronnyj resurs] // Analitich-eskij centr NAFI. Rezhim dostupa: https://nafi.ru/pro-jects/it-i-telekom/geyming-v-rossii-2022-sotsial-nye-i-ekonomicheskie-effekty/ (data obrashcheniya: 16.06.2023)
[4] Novosti - Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii Rezhim dostupa: https://www. minsport.gov.ru/press-centre/news/38123 (data obrashcheniya: 16.06.2023)
[5] Prikaz Ministerstva sporta RF ot 29 aprelya 2016 g. № 470 \"O priznanii i vklyuchenii vo Vserossijskij reestr vidov sporta sportivnyh disciplin, vidov sporta i vnesenii izmenenij vo Vserossijskij reestr vidov sporta, a takzhe v prikaz Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii ot 17.06.2010 № 606 «O priznanii i vklyuchenii vidov sporta, sportivnyh disciplin vo Vserossijskij reestr vidov sporta» [Elektronnyj resurs] / Informacion-no-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 16.06.2023)
[6] Rossijskaya komanda Team Spirit zanyala pervoe mesto v turnire The International 2021 po Dota 2 i vyigrala $18,2 mln [Elektronnyj resurs] // Habr. Rezhim dostupa: https://habr.com/ru/ news/583978/ (data obrashcheniya: 16.06.2023)
[7] Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2022 g. N 927 \"O provedenii Mezhdunarodnogo mul'tispor-tivnogo turnira \"Igry budushchego\" v 2024 godu v g. Kazani\" [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravo-voj portal «Garant» (data obrashcheniya: 16.06.2023)
[8] Federal'nyj zakon ot 4 dekabrya 2007 g. N 329-FZ \"O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii\" [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pra-vovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 16.06.2023).
[9] Team Spirit vyigrala The International 2021! Kak eto bylo [Elektronnyj resurs] // Chempionat.com: novosti sporta - Chempionat. Rezhim dostupa: https://www.championat.com/cybersport/arti-cle-4485691-team-spirit-vyigrala-the-interna-tional-2021.html (data obrashcheniya: 16.06.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023