Научная статья на тему 'РЕКРЕАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ'

РЕКРЕАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / рекреация / двигательная рекреация / рекреационная физическая культура / студенты / physical culture / recreation / motor recreation / recreational physical culture / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Светлана Петровна, Ханевская Галина Валентиновна

В статье рассматривается проблема повышения двигательной активности студентов в процессе учебной деятельности. В связи с интенсификацией умственного труда студентов, увеличения объема новой информации возникает потребность в рациональном восстановлении и отдыхе, с которым лучше всего справляются средства двигательной рекреации. На первое место выходят задачи повышения мотивации двигательной активности студентов и обучение их самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. С учетом повышения объема и интенсивности учебной нагрузки, увеличения скорости получения новой информации и развития средств коммуникации, возникает вопрос о способах повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, использованию средств физической культуры для оптимизации работоспособности и снятия умственной и психоэмоциональной разгрузки. Изучение способов снятия умственной и психоэмоциональной нагрузки, повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, использованию средств физической культуры для оптимизации работоспособности студентов жизни является одной из главных задач преподавателя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Светлана Петровна, Ханевская Галина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of increasing the motor activity of students in the process of educational activity. Due to the intensification of students' intellectual work, the increase in the volume of new information, there is a need for rational recovery and rest, which is best handled by means of motor recreation. The tasks of increasing motivation and motor activity of students and teaching them independent physical education and sports come out in the first place. Taking into account the increase in the volume and intensity of the academic load, the increase in the speed of obtaining new information and the development of communication tools, the question arises about ways to increase the motivation of students to engage in physical culture and a healthy lifestyle, the use of physical means to improve physical and mental culture for young people to optimize current performance and sports to relieve mental and psycho-emotional unloading. The study of ways to relieve mental and psychoemotional stress, increase students' motivation to engage in physical culture and a healthy lifestyle, the use of physical means for physical and mental culture for young people, optimization of actual working capacity for sports of students of life is one of the main tasks of a physical culture teacher.

Текст научной работы на тему «РЕКРЕАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ»

7. Бурцева, E.B. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. -2021. -№ 4. - С. 110.

8. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5.-С. 11.

9. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

10. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

11. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

12. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 6. - С. 54.

13. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, C.B. Леженина // Теория и практика физической культуры. -2019,- № 5. - С. 9.

14. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. -2019,- № 8. - С. 56.

15. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. И. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10,- С. 11.

16. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, P.C. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. -2017. -№ 2. -С. 133.

17. Бурцев, В.А. Развитие эвристического компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции творческой и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 6. - С. 84.

18. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87

19. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017,- 24 с.

20. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

21. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

22. Бурцева, Е.В Развитие интеллектуальных способностей квалифицированных боксеров/ Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, И.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1.- С. 58.

23. Бурцева, Е.В. Методика технико-тактической подготовки квалифицированных шахматистов на основе применения компьютерных шахматных программ / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 5. - С. 71.

24. Мартынова, A.C. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / A.C. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.-2014,-№4.-С. 100-105

25. Реан, A.A. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека : учебник / A.A. Реан. -Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. - 651 с. - ISBN 5-93878-029-2 // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/189069 (дата обращения: 04.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

26. Чеснокова, ИИ Проблемы самосознания в психологии: учебное пособие / ИИ Чеснокова. - Москва: Наука, 1977. - 142 с. - ISBN 978-5-7186-0722-2 // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/129379 (дата обращения: 05.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

Педагогика

УДК 796.011.1

кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); доцент Ханевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

РЕКРЕАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения двигательной активности студентов в процессе учебной деятельности. В связи с интенсификацией умственного труда студентов, увеличения объема новой информации возникает потребность в рациональном восстановлении и отдыхе, с которым лучше всего справляются средства двигательной рекреации. На первое место выходят задачи повышения мотиваци и двигательной активности студентов и обучение их самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. С учетом повышения объема и интенсивности учебной нагрузки, увеличения скорости получения новой информации и развития средств коммуникации, возникает вопрос о

способах повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, использованию средств физической культуры для оптимизации работоспособности и снятия умственной и психоэмоциональной разгрузки. Изучение способов снятия умственной и психоэмоциональной нагрузки, повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, использованию средств физической культуры для оптимизации работоспособности студентов жизни является одной из главных задач преподавателя физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура, рекреация, двигательная рекреация, рекреационная физическая культура, студенты.

Annotation. The article deals with the problem of increasing the motor activity of students in the process of educational activity. Due to the intensification of students' intellectual work, the increase in the volume of new information, there is a need for rational recovery and rest, which is best handled by means of motor recreation. The tasks of increasing motivation and motor activity of students and teaching them independent physical education and sports come out in the first place. Taking into account the increase in the volume and intensity of the academic load, the increase in the speed of obtaining new information and the development of communication tools, the question arises about ways to increase the motivation of students to engage in physical culture and a healthy lifestyle, the use of physical means to improve physical and mental culture for young people to optimize current performance and sports to relieve mental and psycho-emotional unloading. The study of ways to relieve mental and psychoemotional stress, increase students' motivation to engage in physical culture and a healthy lifestyle, the use of physical means for physical and mental culture for young people, optimization of actual working capacity for sports of students of life is one of the main tasks of a physical culture teacher.

Key words: physical culture, recreation, motor recreation, recreational physical culture, students.

Введение. Актуальность данного исследования связана с изучением проблемы снятия последствий умственной и психоэмоциональной нагрузки в связи с интенсификацией умственного труда студентов, увеличения объема новой информации, что приводит к необходимости рационального восстановления и отдыха, с которыми лучше всего справляются средства физической культуры и двигательной рекреации.

С учетом повышения объема и интенсивности учебной нагрузки, увеличения скорости получения новой информации и развития средств коммуникации, возникает вопрос о способах повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, использованию средств физической культуры для оптимизации работоспособности и снятия умственной и психоэмоциональной разгрузки.

Изучение большого количества учебных дисциплин, поиск и анализ необходимой информации, а также занятия спортом или работой требуют от студента значительного расходования жизненных ресурсов. В течение учебного времени умственная работоспособность студентов может меняться в зависимости от их психофизиологического состояния перед началом работы, особенностей самой работы и ее организации, а также других факторов. Изменение работоспособности студентов в течение рабочего дня, недели, семестра и учебного года имеет волнообразный характер и связано с учебной нагрузкой, расписанием занятий и занятостью научно-исследовательской, профессиональной и спортивной деятельностью. Особое внимание следует уделять использованию средств физической культуры для оптимизации работоспособности студентов.

Таким образом, целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с необходимостью повышения двигательной активности студентов, а также важности физической рекреации в системе организации физического воспитания в вузе с научно-методической точки зрения. В связи с чем проводился поиск и сбор информации из различных источников, таких как статьи, материалы с конференций, тезисы докладов и журналы, а также анализ и научное редактирование материала.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время существует три основных компонента программ физического развития студентов.

Важной составляющей является оздоровление студентов, включающее развитие физических способностей, профилактику заболеваний и восстановление после болезней.

Вторая категория предполагает разнообразные средства физической активности для полноценного, гармоничного отдыха и развлечений.

Третья область деятельности заключается в организации физического воспитания студенческой молодежи через различные виды спорта и с применением передовых технологий тренировок. Она также предусматривает проведение спортивных соревнований для студентов.

В области физической культуры также есть проблемы, которые требуют внимания. Многие студенты проявляют неграмотность в сфере физической активности, не осознавая ее важность для повышения качества своей жизни и взаимодействия с окружающей средой. Ограниченное время и несбалансированное содержание учебных занятий, недостаточный плотность и объем учебных занятий физической культурой в высших учебных заведениях, их низкое качествой, все это вызывает отсутствие интереса студентов к этой деятельности [3].

Сбор информации происходит через различные сенсорные системы организма, такие как зрение, слух, двигательные навыки и другие. Этот процесс также связан с психическими функциями, такими как внимание, память, оперативное мышление и эмоциональное состояние. Особенности этих психических процессов во многом зависят от характера информации, которая поступает, ее объема и условий восприятия студентом.

Решение проблем, которые уже существуют, может быть осуществлено при помощи следующих средств:

- разработка базы знаний в области науки о жизни и ее практического применения для восстановления физического и умственного потенциала с использованием физических упражнений; обсуждение современных проблем в обучении;

- развитие позитивного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни, стремление к самосовершенствованию и личностному ростчерез физическую активность, необходимость регулярных тренировок и занятий спортом, изучение собственных интересов и целей, представление о возможностях и потенциале своего организма;

- обучение системе практических навыков и умений, которые способствуют оптимизации функционального состояния организма, сохранению и укреплению здоровья, достижению психического благополучия, развитию и улучшению психофизических способностей, улучшению качеств и свойств личности, определению своего места в физической культуре, изучению навыков самоконтроля и самоорганизации, регулированию интенсивности нагрузок при занятиях рекреационной физической культурой;

- изучение актуальных и становящихся все более популярными методов физической активности;

- гарантия восстановления физического и умственного потенциала в конце каждой учебной недели;

- применение полученного опыта в сфере физической культуры и спорта для реализации своих жизненных и карьерных целей;

- предоставление альтернативных вариантов и настройка дополнительных способов физической активности, возможность опробовать различные виды движения (включая спортивные игры, тренировки с отягощениями, эстетическую гимнастику и другие);

- проведение бесед и презентаций, разъяснение влияния физической культуры на организм, формирование понимания здорового образа жизни и негативного влияния вредных привычек на качество жизни;

- разработка мероприятий в сфере отдыха и оздоровления студентов с целью повышения их здоровья, социального благополучия и развития;

-участие в соревнованиях [2].

Одной из ключевых проблем, которая становится особенно актуальной во время экзаменационной сессии и после неё, является восстановление организма. В это время такие студенты испытывают наивысшее умственное и психоэмоциональное напряжение. Чтобы мозг мог работать в оптимальном режиме, ему необходимы импульсы от различных систем организма, включая мышечную активность. При использовании физической активности, такой как двигательная рекреация, наблюдается замедление в коре головного мозга и центрах, отвечающих за интеллектуальную деятельность, а в двигательных центрах происходит возбуждение. Благодаря этому достигается полноценный отдых [1].

Экзамен всегда представляет собой ситуацию, где исход неопределен, что вызывает сильные эмоции. Повторяющиеся экзамены сопровождаются разными эмоциональными переживаниями, что приводит к состоянию эмоционального напряжения. Студенты, чтобы справиться с этим стимулом, вынуждены увеличить объем и интенсивность учебной работы, вкладывая все силы. Кроме того, во время экзаменов меняется образ жизни: сокращается физическая активность, время, проведенное на свежем воздухе, сокращается до 30 минут в день, нарушается режим сна и питания.

Студенты испытывают отрицательные эмоции, неуверенность в себе, чрезмерное волнение и страх из-за комплексного воздействия всех указанных факторов. Двигательная активность во время сессии помогает им лучше справляться с напряжением на экзаменах. У тренированных студентов, которые имеют хорошую успеваемость, вегетативные сдвиги остаются на более устойчивом уровне, несмотря на возрастающее напряжение. Это указывает на то, что уровень тренированности может играть важную роль в адаптации к стрессу и поддержании более стабильного функционирования организма, скорость восстановления организма после физической нагрузки в значительной мере влияет на его способность справляться с эмоционально напряженной учебной работой.

Главная задача заключается в том, чтобы студенты во время сессии были готовы к самостоятельным занятиям физической культурой в течение длительных перерывов между занятиями.

Для снятия напряжения после экзамена или зачета рекомендуется заниматься упражнениями, которые имеют циклический характер и умеренную интенсивность. Кроме того, студенты могут выбирать спортивные игры, туризм или заниматься различными видами фитнеса. Также можно попробовать менее популярные виды физической активности или даже экстремальные виды спорта.

Во время экзаменационной сессии и после нее, при организации рекреационной физической культуры, рекомендуется использовать привычные средства двигательной активности, ти средства не вызывают возбуждения и не мешают восстановлению работоспособности. Повторение привычных движений позволяет отсрочить утомление, в то время как непривычные и сложные движения способствуют его быстрому наступлению.

Самостоятельные занятия студентов спортом, туризмом и другими формами физической активности способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить время, отведенное физическим упражнениям, ускоряют процесс физического развития и являются одним из способов внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь и отдых молодежи. Совмещаясь с учебными занятиями, самостоятельные тренировки обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Способы использования самостоятельных занятий различаются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности участников. Можно выделить три основные формы таких занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, выполнение упражнений в течение дня и самостоятельные тренировочные занятия.

Отмечается положительный тренд в популяризации здорового образа жизни и самостоятельных занятий физической культурой среди студентов. Наблюдается возрастающий интерес к улучшению качества жизни и саморазвитию в этой сфере. Современные массовые средства коммуникации способствуют развитию личных блогов в интернете, где каждый может делиться своими достижениями, получать оценку, внимание и поддержку от окружающих. Также увеличивается доступность и объем информации о развитии навыков здорового образа жизни и физической активности. Однако студентам необходимо научиться анализировать и систематизировать полученные данные, адекватно оценивать свои возможности и адаптировать их к своему уровню навыков и физическому развитию.

Особое внимание следует уделить разработке и проведению различных практических занятий и мероприятий, которые помогут студентам усвоить материал более эффективно и применить его на практике, необходимо бороться за здоровье молодого поколения и развивать у студентов ценности здорового образа жизни.

Эффективность распространения здорового образа жизни зависит от престижности и убедительности источника, интересного содержания, необычного подхода, удачно выбранного средства информации, понимания потребностей и готовности аудитории. Восприятие пропаганды зависит от уровня знаний и жизненного опыта человека, насколько информация соответствует им, а также эмоционального состояния получателей.

Для достижения большей оригинальности в пропаганде можно применять такие методы, как использование новых и неожиданных приемов, создание проблемных ситуаций, нахождение общих интересов между адресатом и адресантом. Пропагандистский материал должен выделяться среди множества других, быть последовательным, а также вызывать эмоциональный отклик.

Выводы. Учебные занятия физической культурой рекреационной направленности стимулируют повышение умственной работоспособности в течение учебного и экзаменационного периодов студентов. На фоне снижения работоспособности двигательная рекреация позволяет переключиться с интеллектуальных видов деятельности на двигательные, тем самым обеспечивает отдых, восстановление нервных центров и психоэмоциональную разгрузку. Со студентами необходимо проводить агитационную работу для повышения мотивации к самостоятельным занятиям.

Литература:

1. Боярская, Л.А. Теоретические основы двигательной рекреации: учебно-методическое пособие / Л.А. Боярская; Министерство науки и высшего образования РФ. - Екатеринбург: Урал, ун-та, 2021. - 152 с.

2. Кузнецова, H.A. Пропаганда здорового образа жизни среди студентов педагогического вуза / H.A. Кузнецова, Е.А. Лушников, Н.В. Бахарев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - URL: http://ekoncept.ru/2019/196032.htm

3. Макеева, B.C. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие для высшего профессионального образования / B.C. Макеева, З.С. Тинькова. - Орел: ФГБОУ ВПО «Государственный университет -УНПК», 2012. - 193 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИДЖИТАЛ-ПАРАДИГМЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей парадигмального сдвига в образовании как перехода к фиждитал-парадигме в обучении. Раскрыта специфика средств цифровой образовательной среды. Специфика цифровой трансформации образовательной среды рассмотрена на примере возникновения фиждитал-парадигмы в обучении. Определены содержание и специфика фиждитал-парадигмы в обучении. Выделены этапы развития фиджитал-парадигмы. На основе анализа научной литературы дефинированы основные понятия фиджитал-сферы в обучении. Проведен семантический и словообразовательный анализ заимствованной лексемы фиджитал. Обоснованы принципы цифровой дидактики, на которых строится фиджитал-парадигма в обучении. Охарактеризован комплексный характер фиджитал-парадигмы в обучении на основе выявленных конкретных интегративных факторов. Обобщены проблемные вызовы и преимущества обучения при внедрении фиджитал-парадигмы в образовании.

Ключевые слова: парадигма в образовании, цифровая трансформация образования, электронная образовательная среда, интерактивность, фиджитал-парадигма в обучении, фиджитал-технологии.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of the paradigm shift in education as a transition to the fijdital paradigm in learning. The specifics of the means of the digital educational environment are disclosed. The specifics of the digital transformation of the educational environment are considered on the example of the emergence of the fijdital paradigm in learning. The contents and specifics of the fijdital paradigm in training are determined. The stages of development of the fijital paradigm are highlighted. Based on the analysis of the scientific literature, the basic concepts of the fijital sphere in learning are defined. Semantic and word-forming analysis of the borrowed fijital lexeme was carried out. The principles of digital didactics on which the Fijital paradigm in learning is built are substantiated. The complex nature of the fijital paradigm in learning based on the identified specific integrative factors has been characterized. The challenges and benefits of learning in implementing the fijital paradigm in education are summarized.

Key words: paradigm in education, digital transformation of education, electronic educational environment, interactivity, fidzhital-paradigma in learning, fijital technology.

Введение. Переход к новой парадигме в педагогике происходит в виде «смены исследовательских и практических установок, способов педагогического мышления и концептуализации, методов познания реальности воспитания» [8, С. 53] предполагает эволюцию образовательных концепций. Современный процесс внедрения новых информационных технологий в различные сферы общественной жизни получил терминологическое обозначение цифровизации. Актуальность и необратимость цифровой трансформации образования стали очевидными, поскольку ее причинами выступили научно-технический и технологический прогресс, актуализация потребности в создании развитой информационной и коммуникационной инфраструктуры.

Процессы и методы поиска, сбора, хранения и обработки, предоставления и распространения информации с использованием специальных программ в соответствии с предъявляемыми требованиями называются коммуникационными и информационными технологиями [7].

Цифровая образовательная среда как глобальная и государственная стратегия в рамках развития информационного общества представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [2].

Основными формами обучения в цифровой образовательной среде выступает дистанционное и интерактивное. Свойство интерактивности в обучении дефинируется учеными как способность системы реагировать на действия пользователя и включать его в процессе познания во взаимодействие с учебной средой и другими участниками образовательного процесса через активизацию обучения за счет визуализации учебного материала, нестандартного его размещения, дублирующего воспроизведения текстового материала с помощью аудио- и видео-ресурсов. В электронных курсах за счет интересно представленного контента активизируются творческие поиски обучающихся. В совокупности новые формы и методы обучения на основе новых информационно-коммуникационных технологий призваны максимально интенсифицировать учебный процесс.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим специфику цифровой трансформации образовательной среды на примере возникновения фиждитал-парадигмы в обучении через определение ее содержания и специфики.

Этапами развития фиджитал-парадигмы в обучении и одновременно основными материальными свидетельствами ее «сформированности» как вида активности являются, на наш взгляд, следующие.

1. Указом Президента Российской Федерации от 2017. была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

2. Появление новых понятий в рамках теории и практики педагогики выражается в употреблении в научных работах термин фиджитальность, фиджитология, фиджитал-парадигма, фиджитал-движение, фиджитал-спорт, фиджитал-игры, фиджитал-форма, фиджитал-центр, киберонтологический и омникальный подходы, киберсоциализация и других.

Рассмотрим содержание данных понятий фиджитал-сферы в обучении подробнее.

Понятие «фиджитал» с точки зрения словообразовательной структуры представляет собой неологизм-бленд, созданный по активной в словообразовании современного английского и русского языков словообразовательной модели: английское phygital = physical «физический» + digital «цифровой» способом контаминации. «Контаминация заключается в соединении двух усеченных или одной усеченной и одной полной основ в одну лексическую единицу, особенностями которой являются тенденция к компрессии формы и содержания, стремление к экспрессии и созданию скрытых смыслов» [1,С. 18].

Результатом контаминации выступают слова - бленды, в том числе и лексема phygital, которые, с одной стороны, не являются простым соединением семантических компонентов исходных лексем, как сложные слова, образованные способом сложения: их семантика содержит дополнительные семы и коннотации, не наблюдаемые в исходных словах. Бленды своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.