РЕКРЕАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У СТУДЕНТОВ
RECREATIONAL PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS
Шошина Валерия Александровна
студент
Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Shoshina Valeria Alexandrovna
student
Institute of russian language and literature Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Научный руководитель: Головинова Ирина Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Scientific supervisor: Golovinova Irina Yuryevna Ph. D., associate professor department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о применении физической рекреации у студентов на фоне низкой двигательной активности, в связи с увеличением интеллек-туальных нагрузок и нежеланием самостоятельно заниматься физической культурой. За счет физической рекреации проявляется активность студентов - физическая, психическая, социальная. Образовательные учреждения, имея определенный авторитет у студентов, имеют возможность формировать у них правильное отношение к здоровому образу жизни. Исходя из этого, одной из приоритетных задач образования должны стать меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи.
Abstract. The article considers the issue of the use of physical recreation among students against the background of low motor activity, due to an increase in intellectual loads and unwillingness to engage in physical culture independently. Due to physical recreation, students' activity is manifested - physical, mental, social. Educational institutions, having a certain authority among students, have the opportunity to guide them in relation to a healthy lifestyle. Proceeding from this, one of the priority tasks of education should be measures aimed at preserving and strengthening the health of students.
Ключевые слова: физическая рекреация; студенты; здоровье; физическая культура; рекреант; работоспособность; оздоровительно-рекреативный процесс.
Keywords: physical recreation; students; physical culture; health; recreant; working capacity; health and recreation process.
Здоровье и будущая профессиональная деятельность находятся в тесной взаимосвязи. На современном этапе развития общества проблема здоровья и здорового образа жизни в студенческой среде встает особенно остро. Поскольку в условиях технологического прогресса люди практически перестают двигаться, забывая о своем физическом здоровье и состоянии организма в целом. Однако необходимо помнить, что от психофизического здоровья молодого поколения зависит социально-экономическое благополучие и работоспособность будущих специалистов, которые призваны участвовать в развитии своей страны.
Физическая культура обладает значительной социальной силой и значением, воздействует на формирование личности и ее развитие. Физическая активность позволят студентам приобретать такие полезные навыки и способности как: умение контролировать свои эмоции; быстрое и правильное ориентирование в различных жизненных ситуациях; развитые сила воли и твердость характера. Благодаря физической активности у студентов формируется мировоззрение, отношение к своему здоровью и телу, появляется ощущение гармонии [1].
Обучение в учебном заведении сложный и длительный процесс, оказывающий влияние не только на умственное, но и физическое состояние студентов. Ухудшение состояния здоровья и слабая физическая подготовка участников образовательного процесса происходит на фоне низкой двигательной активности, в связи с увеличением интеллектуальных нагрузок и нежеланием самостоятельно заниматься физической культурой. Кроме этого, во время учебного процесса у студентов повышается умственное и эмоциональное напряжение, а физическая работоспособность значительно снижается. Как следствие, у студентов накапливается утомление - состояние, возникающее под влиянием работы и недостаточности восстановительных процессов, при котором наблюдается снижение способности выполнять какую-либо деятельность. Исходя из этого, одной из приоритетных задач образования должны стать меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи.
В связи с вышесказанным назрела необходимость становления такой системы формирования здоровья детей, подростков и молодежи по «вертикали» (дошкольные учреждения ^ общеобразовательная школа ^ средние специальные учебные заведения ^ высшие учебные заведения), которая взаимодействовала бы в том числе и с семейным воспитанием и обеспечивала подготовку здорового подрастающего поколения, соответствующего требованиям текущей учебной и будущей профессиональной деятельности [2].
Следует организовывать образовательный процесс при эффективном использовании оздоровительного потенциала средств физической культуры и делать акцент на полноценном осуществлении возможностей и особенностей организма отдельного обучающегося.
Для привлечения современного студента к повышению двигательной активности необходимо применять инновационные методы. Среди них особую популярность набирает рекреационная физическая культура [3]. Она способствует восстановлению
и оптимизации умственной работоспособности, психического и физического здоровья, собственных сил студентов, затраченных в учебном процессе. Кроме этого, физическая рекреация расширяет функциональные и адаптационные возможности человеческого организма, способствует переключению с умственной активности на физическую, обеспечивает восстановление утративших работоспособность нервных центров.
Физическая рекреация представляет собой регламентированную двигательную активность в свободное время, которая направлена на оптимизацию физического состояния человека. Его улучшение обеспечивается специализированной двигательной деятельностью за счет удовлетворения:
- физиологических потребностей в движении;
- активизации функций организма с помощью движений;
- устранения психического, интеллектуального утомления;
- профилактики неблагоприятных воздействий на организм человека;
- удовлетворения потребности в развлечении, удовольствии;
- переключения с одного вида деятельности на другой.
Существуют разнообразные формы и виды рекреационной физической культуры, которые можно применять в учебном процессе вузов Российской Федерации. В структуре физической рекреации выделяют основные виды:
- спорт для всех (футбол, волейбол, плавание, теннис, легкая атлетика, лыжный спорт, велоспорт и другие);
- активный отдых (подвижные игры, состязания, развлечения);
- рекреационно-оздоровительные системы (шейпинг, аэробика, фитнес, пила-тес, система К. Купера, П. Иванова, А. Стрельниковой, М. Гриненко и другие);
- спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия (дни спорта и здоровья, спортивные праздники и фестивали, спротландия, поезда «здоровья»);
- туризм (турпоход, турслет, экскурсия, тур, спортивное ориентирование и другие) [4].
Рассмотренные виды физической рекреации взаимодополняют друг друга и являются сторонами единого оздоровительно-рекреативного процесса.
Задачи рекреационной деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены. В науке принято выделять следующие аспекты физической рекреации:
1. Биологические - подразумевающие восстановление трудоспособности и оптимизирование состояния здоровья рекреанта.
2. Социологические - способствующие объединению людей в социальную общность, усвоение социально-исторического опыта, культурных ценностей.
3. Психологические - формирующие спокойное эмоциональное состояние, свободное от стресса и напряжения.
4. Эстетические - ответная реакция на красоту окружающего мира и своего тела
[5].
Образовательные учреждения, имея определенный авторитет у студентов, имеют возможность формировать у них правильное отношение к здоровому образу жизни. Так в Федеральном государственном бюджетном образовательном учрежде-
нии высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ВГСПУ) организации здорового образа жизни обучающихся уделяется особое внимание. В настоящее время в пользовании преподавателями и студентами находятся 7 залов, стадион с беговыми дорожками, теннисный корт, бассейн с 2 залами и так далее. Функционирование спортивного клуба строится на предоставлении студентам ВГСПУ широкого спектра занятий различными видами спорта (19 секции): футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, дартс, настольный теннис, легкая атлетика, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, гиревой спорт, армспорт, стритбол, гандбол, шахматы, шашки, фитнес - аэробика, группа «Здоровье» (атлетическая гимнастика), группа «Здоровье» (спортигры), группа «Здоровье» (студенты). Кроме этого, команды ВГСПУ ежегодно принимают участие в соревнованиях универсиады вузов города по 25 видам спорта.
Также при ВГСПУ имеется спортивно-оздоровительный лагерь «Марафон», находящийся в заповедном месте Волго-Ахтубинской поймы на берегу реки. Этот учебно-оздоровительный комплекс позволяет студентам посвятить себя здоровому отдыху, всестороннему развитию и здоровому питанию. Спортивно-оздоровительный лагерь оборудован футбольным, баскетбольным и волейбольным полями. Учебно-оздоровительный комплекс предлагает условия не только для активного отдыха, но и для организации деловых мероприятий.
Ежегодно студенты ВГСПУ принимают участие в спартакиаде спортивно-оздоровительных лагерей, целью которой является укрепление здоровья и снижения заболеваемости среди студенческой молодежи, а также организация досуга студентов путем пропаганды здорового образа жизни.
Формирование рекреативно-оздоровительной деятельности студентов является результативным решением задач досуга и оздоровления молодежи. Для популяризации физической активности в студенческой среде уже реализованы следующие мероприятия:
- разработана концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации включило межрегиональные, всероссийские и международные соревнования между студентами в Единый календарных план проведения спортивных мероприятий;
- спортсменам, показавшим высокие результаты на всероссийских и международных студенческих соревнованиях, будут присваиваться звания и разряды.
Для дальнейшего развития цели физической рекреации студентов образовательным учреждениям необходимо решить следующие задачи:
- сформировать понимание основ восстановления физической и умственной работоспособности посредством физической рекреации;
- сформировать правильное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни;
- научить использовать приобретенный опыт оздоровительно-рекреативного процесса для достижения жизненных и профессиональных целей.
Таким образом, рекреативная физическая культура опосредованно оказывает воздействие на качество учебы, работоспособность, эффективное развитие и функционирование личности, позволяет улучшить психо-эмоциональное состояние и увеличить адаптационные способности студентов. В современных условиях ограниченной двигательной активности и большой учебной нагрузки на организм студенческую молодежь необходимо приобщать к физкультурной деятельности посред-
W I W у—. W
ством оздоровительно-рекреативной физической культуры. Смена умственной деятельности на физическую позволяет студентам расслабиться и восстановить силы, утратившиеся в учебном процессе. В процессе разработки учебной программы необходимо уделить внимание рекреативной физической культуре, а органам власти - акцентировать внимание на этой область, которая нуждается в дополнительном финансировании.
Литература
1. Адушева Т. Г. Влияние физической культуры на формирование личности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 4. С. 12-15.
2. Ярушин С. А. Модель реализации физкультурного образования студенческой молодежи // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 4. С. 7-11.
3. Зенкова Т. А. Организация рекреационных занятий физической культурой студентов как одна из составляющих профилактики заболеваний // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2020. № 3 (52). С. 19-22.
4. Карева Г. В, Забелина Л. И. Рекреация и здоровый образ жизни // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 1-5 (70). С. 11-12.
5. Белухин О. А., Петьков В. А. Проектирование и реализация технологии формирования рекреативно-оздоровительной культуры студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2021. № 1 (273). С. 31-38.
References
1. Adusheva T. G. Vliyanie fizicheskoy kul'tury na formirovanie lichnosti [The influence of physical culture on the formation of personality]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical culture. Sport. Tourism. Car holidays, 2018, vol. 3, no. 4, pp. 12-15.
2. Yarushin S. A. Model' realizatsii fizkul'turnogo obrazovaniya studencheskoy molodezhi [Model of realization of physical education of student youth]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical culture. Sport. Tourism. Car holidays, 2018, vol. 3, no. 4, pp. 7-11.
3. Zenkova T. A. Organizatsiya rekreatsionnykh zanyatiy fizicheskoy kul'turoy stu-dentov kak odna iz sostavlyayushchikh profilaktiki zabolevaniy [ Organization of health-improving physical culture of students as one of the components of disease prevention]. Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya - Proceedings of the Rostov State University of Railway Transport, 2020, no. 3 (52), pp. 19-22.
4. Kareva G. V., Zabelina L. I. Rekreatsiya i zdorovyy obraz zhizni [Rest and healthy lifestyle]. Evraziyskiy Soyuz Uchenykh - Eurasian Union of Scientists, 2020, no. 1-5 (70), pp. 11-12.
5. Belukhin O. A., Pet'kov V. A. Proektirovanie i realizatsiya tekhnologii formiro-vaniya rekreativno-ozdorovitel'noy kul'tury studenta [Development and implementation of technology for the formation of recreational and recreational culture of students]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2021, no. 1 (273), pp. 31-38.