Научная статья на тему 'Личностное самоопределение и направленность содержания представлений о будущем миллениалов'

Личностное самоопределение и направленность содержания представлений о будущем миллениалов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностное самоопределение / представления о будущем / рефлексия / миллениалы / старшеклассники / personal self-determination / ideas about the future / reflection / Millennials / high school students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрикова Наталья Валерьевна

В статье представлены результаты констатирующего исследования, направленного на изучение различий содержания представлений о будущем как показателя личностного самоопределения у старших школьников с различным уровнем развития рефлексии. Автором делается вывод, что направленность содержания представлений о будущем, как показатель личностного самоопределения старшеклассников, связана с уровнем развития рефлексии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрикова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL SELF-DETERMINATION AND ORIENTATION OF THE CONTENT OF IDEAS ABOUT THE FUTURE OF MILLENNIALS

The article presents the results of a ascertaining study aimed at studying the differences in the content of ideas about the future as an indicator of personal self-determination in older students with different levels of reflection development. The author concludes that the orientation of the content of ideas about the future, as an indicator of personal self-determination of high school students, is associated with the level of development of reflection

Текст научной работы на тему «Личностное самоопределение и направленность содержания представлений о будущем миллениалов»

ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕМ МИЛЛЕНИАЛОВ

Петрикова Наталья Валерьевна (Москва, Россия), соискатель, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты констатирующего исследования, направленного на изучение различий содержания представлений о будущем как показателя личностного самоопределения у старших школьников с различным уровнем развития рефлексии. Автором делается вывод, что направленность содержания представлений о будущем, как показатель личностного самоопределения старшеклассников, связана с уровнем развития рефлексии.

Ключевые слова: личностное самоопределение, представления о будущем, рефлексия, милле-ниалы, старшеклассники.

PERSONAL SELF-DETERMINATION AND ORIENTATION OF THE CONTENT OF IDEAS ABOUT THE FUTURE OF MILLENNIALS

Petrikova Natalia Valerievna (Moscow, Russia), applicant, Psychological Institute of the Russian Academy of education. E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the results of a ascertaining study aimed at studying the differences in the content of ideas about the future as an indicator of personal self-determination in older students with different levels of reflection development. The author concludes that the orientation of the content of ideas about the future, as an indicator of personal self-determination of high school students, is associated with the level of development of reflection.

Keywords: personal self-determination, ideas about the future, reflection, Millennials, high school students.

Проблема смены поколений является одной из центральных проблем социологии, педагогики, психологии. Сегодня наибольшую значимость проблема смены поколений приобрела в связи с появлением нового поколения людей, постепенно заступающих на смену предыдущим поколениям и разительно отличающихся от них, — миллениалов.

К числу наиболее выраженных отличий поколения миллениалов от предыдущих поколений, исследователи относят сильное желание быть самим собой, отличаться от других, что стимулирует молодых людей время от времени пребывать в состоянии поиска себя, своей личности и т.п. [7]. В этой связи изучение психологических условий, закономерностей протекания процесса самоопределения миллениалов является одной из центральных проблем современной психологической науки.

Важными функциями самоопределения в ранней юности, по мнению К.А. Абульха-новой-Славской, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, Ж. Нюттена и др., является определение доминирующих личностно-профессиональных мотивов, формирование представлений о будущем, развитие профессионального самосознания и др. [1, 4, 8].

Психологическим условием развития процесса личностного самоопределения, как личностного новообразования ранней юности, является развитие интегральных характеристик личности — направленности, гибкости, компетентности [7]. Таким образом, можно сделать предположение о том, что психологическим условием развития процесса самоопределения, как личностного новообразования ранней юности [3], является развитие способности к рефлексии.

На основании сделанного вывода была сформулирована гипотеза о том, что существуют различия в мотивационном содержании представлений о будущем у старших школьников с различным уровнем развития рефлексии. С целью подтверждения или опровержения сформулированной гипотезы было проведено констатирующее исследование.

В исследовании приняли участие 254 учащихся 9-11-х классов средних общеобразовательных школ городов Подмосковья.

В исследовании использовались следующие методики: модифицированный вариант методики М. Куна, Т. МакПартленда «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» и проективная методика «Сочинение о будущем» [5].

Для статистического анализа полученных данных использовалась программа математической статистики IBM SPSS Statistics 22

Исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе изучался уровень развития рефлексии старшеклассников при помощи методики «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» М. Куна, Т. МакПартленда (в модификации Т.В. Костяк [5]).

По результатам проведенного анализа были выделены три группы:

Первую группу (высокий уровень рефлексии) составили участники исследования, у которых описания образа Я в прошлом, настоящем и будущем не вызвали никаких сложностей (высокая скорость выполнения задания). Образ Я в прошлом, настоящем и будущем таких старшеклассников состоит из восьми и более самоописаний.

Вторую группу (средний уровень рефлексии) составили участники исследования, у которых описания образа Я в прошлом, настоящем и будущем вызвали некоторые затруднения (для выполнения задания участникам исследования требовалось время для размышлений). Образ Я в прошлом, настоящем и будущем у таких старшеклассников состоит из четырех—семи самоописаний.

Третью группу (низкий уровень рефлексии) составили участники исследования, у которых описания образа Я в прошлом, настоящем и будущем вызвали сложности (для выполнения задания требовалось длительное время для размышлений, они нуждались в подсказках других участников исследования; по субъективному мнению старшеклассников процесс выполнения этого задания напоминал им решение сложной математической задачи). Описание образа Я в прошлом, настоящем и будущем у таких старшеклассников может отсутствовать или описываться одной, двумя или тремя характеристиками.

На втором этапе в каждой выделенной группе старшеклассников изучался содержательный аспект их представлений о будущем на предмет исследования мотивационной направленности его содержания. Использовалась проективная методика «Сочинение о будущем» Т.В. Костяк [5].

По результатам проведенного контент-анализа сочинений о будущем были выделены пять групп:

К первой группе были отнесены участники исследования, у которых содержание представлений о будущем связано с достижением эмоциональной стабильности (гармонии) и безопасности (жизненной упорядоченности), обретения счастья, получения удовольствия от жизни и от работы и др.

Вторую группу составили участники исследования, у которых содержание представлений о будущем связано с мотивами достижения престижа, богатства, известности, высокого социального статуса и др.

Третью группу составили участники, у которых содержание представлений о будущем связано с мотивами создания семьи, работы, трудоустройства без описания личной значимости этих мотивов для самого старшеклассника. Описание таких представлений о будущем отличает отстраненность, простое перечисление событий будущего (семья, дом, работа и т.д.).

К четвертой группе были отнесены участники исследования, у которых содержание представлений о будущем связано с мотивами помощи своим близким, общения с семьей, обретения глубоких, доверительных отношений с друзьями и любимыми и т.д.

Пятую группу составили участники исследования, у которых отсутствуют описания представлений о будущем.

На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ мотивационной направленности содержания представлений о будущем у старшеклассников с различным уровнем развития рефлексии при помощи метода математической статистики «Угловое преобразование» Фишера с использованием программы IBM statistics 22.

По данным проведенного выше анализа нами были получены следующие результаты.

Существуют различия в содержании представлений о будущем у старшеклассников с различным уровнем развития рефлексии

У 16 % старшеклассников с высоким уровнем развития рефлексии основное содержание представлений о будущем составляют мотивы достижения эмоциональной стабильности (гармонии) и безопасности (жизненной упорядоченности), обретения счастья, получения удовольствия от жизни и от работы и др. (Фэмп.=1,56, p<0,05).

У 29 % старшеклассников с высоким уровнем развития рефлексии основное содержание представлений о будущем составляют мотивы достижения престижа, богатства, известности, высокого социального статуса и др. (Фэмп.=2,14, p<0,01).

У 18 % старшеклассников с низким уровнем развития рефлексии основное содержание представлений о будущем составляют социально одобряемые мотивы создания семьи, работы, трудоустройства, без описания личной, смысловой значимости этих мотивов для самого старшеклассника («так должно быть у нормального человека», «как у всех обычных людей»). (Фэмп.=1,80, p<0,05).

У 21 % старшеклассников с низким уровнем развития рефлексии основное содержание представлений о будущем составляют мотивы обретения глубоких, доверительных отношений, оказания помощи своей семье и близким, и т.д. (Фэмп.=2,50, p<0,01).

У 16 % старшеклассников с низким уровнем развития рефлексии отсутствуют представления о своем будущем. Для них характерно отношение к своему будущему как к запрограммированному заранее, независящему от их воли феномену («Будущее не зависит от меня», «Никто заранее не может знать, как все сложится») (Фэмп.=2,82, p=0,00).

Полученные результаты демонстрируют связь уровня развития рефлексии старшеклассников с мотивационным содержанием их представлений о будущем.

Показано, что для более 50 % старшеклассников характерен низкий уровень развития рефлексии. Старшеклассники с низким уровнем развития рефлексии испытывают сложности в описании представлений о своем будущем. Содержание их представлений о будущем могут отсутствовать либо могут быть связаны с описанием социально одобряемых мотивов без описания их смысловой значимости для старшеклассников («так должно быть у нормального человека», «как у всех обычных людей»).

Старшеклассники с высоким уровнем развития рефлексии легко справляются с описанием представлений о своем будущем. Содержание их представлений о будущем отличаются большей информативностью, полнотой. Мотивационное содержание представлений о будущем чаще связано с получением удовольствия, счастья, безопасности, материального благополучия, социального успеха.

Проведенное констатирующее исследование показало, что направленность содержания представлений о будущем, его информативность, глубина, личная значимость описанных в нем событий, как показатель личностного самоопределения старшеклассников, связана с уровнем развития способности к рефлексии. В качестве перспективы исследования можно рассматривать проведение изучение связи уровня развития рефлексии с мотивационной направленностью содержания представлений о будущем у студентов.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл, Эксмо, 2005.

3. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб.: Питер, 2008. — 282 с.

4. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Смысл, 2008. - 294 с.

5. Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р. Социализация детей и подростков. Методический комплекс — М.: МПГУ, 2009. — 190 с.

6. Митина Л.М. Психология личностно—профессионального развития субъектов образования. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014. — 376 с.

7. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. — М.; СПб.: Нестор-История, 2019. — 400 с.

8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

ОБЪЕКТЫ ВЕРЫ И СТРАХИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ИНФОРМАЦИОННОГО» И «НОВОГО» ПОКОЛЕНИЙ1

Пищик Влада Игоревна (Ростов-на-Дону, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и организационной психологии, Донской государственный технический университет. E-mail: [email protected]

Лобачева Анастасия Олеговна (Ростов-на-Дону, Россия), студентка направления «Психология», Донской государственный технический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. Выборку составили студенты ДГТУ и школьники старших классов. Применяли анкету индентификации с поколением; опросник определения ценностей через страхи; анкету «Актуальные верования». Студенты идентифицировались с группой «Информационного» и «Нового» поколений. Объекты веры школьников: вера в чудеса; вера в Бога; вера в рай; преобладающие ценности: ценность Я, Природы, Культуры. У студентов аналогичные объекты веры, но выше показатели; преобладающие ценности: ценность Я, Другие, Природы.

Ключевые слова: вера, страхи, студенты, поколения, новое поколение, информационное поколение.

OBJECTS OF FAITH AND FEARS OF STUDENTS - REPRESENTATIVES OF THE «INFORMATION» AND «NEW» GENERATIONS

Pishchik Vlada Igorevna (Rostov-on-Don, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Educational Psychology and Organizational Psychology, Don State Technical University. E-mail: [email protected]

Lobacheva Anastasia Olegovna (Rostov-on-Don, Russia), Psychology student, Don State Technical University. E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the results of research on the faith and fears of post-perestroika generations. The article summarizes some studies of faith, fears and values in youth culture. It is noted that there is a large dynamics of changes in the manifestations of faith and fears in the modern world. It is suggested that differences in beliefs, values, and fears can be found among the younger generations. The sample was made up of 2nd year students of DSTU and high school students, n=50 (Rostov-on-Don). We applied techniques: the form of identification with the generation; questionnaire - definition values through the fears (V.I. Pishchik); application form relevant beliefs. Students were identified with a group of «Informational» and «New» generations. As a result, it was revealed that the objects of faith in schoolchildren (the «New» generation): faith in miracles; faith in God; faith in Paradise; prevailing values: the value of the Self, Nature, Culture. In the group of students (the «Information» generation) similar objects of faith, but slightly higher indicators; prevailing values: the value of the Self, Others, Nature. Keywords: faith, fears, students, generations, new generation, information generation.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 18-013-00910 «Динамика ценностей поколений как маркер трансформации социальных отношений в российском обществе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.