Научная статья на тему 'Поведенческий аспект представлений о профессиональном будущем и временная ориентация старшеклассников'

Поведенческий аспект представлений о профессиональном будущем и временная ориентация старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
представления о профессиональном будущем / профессиональное самосознания / временная ориентация / старшеклассники / ideas about the professional future / professional self-awareness / time orientation / high school students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрикова Наталья Валерьевна

Данная статья посвящена исследованию связи временной ориентации личности с качеством описаний поведенческого аспекта представлений о профессиональном будущем. Автором делается вывод, что содержание поведенческого аспекта представлений о профессиональном будущем различно у старшеклассников с различной временной ориентацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TIME ORIENTATION IN THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE PROFESSIONAL FUTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

This article is devoted to study the correlation between temporal orientation identity as descriptions of the behavioral aspects of ideas about professional future. The author concludes that the content of the behavioral aspect of ideas about the professional future differs among high school students with different time orientation

Текст научной работы на тему «Поведенческий аспект представлений о профессиональном будущем и временная ориентация старшеклассников»

УДК 159.9

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БУДУЩЕМ И ВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Петрикова Наталья Валерьевна - соискатель, федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт» РАО; г. Москва, e-mail:pve04021961 @yandex.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена исследованию связи временной ориентации личности с качеством описаний поведенческого аспекта представлений о профессиональном будущем. Автором делается вывод, что содержание поведенческого аспекта представлений о профессиональном будущем различно у старшеклассников с различной временной ориентацией.

Ключевые слова: представления о профессиональном будущем, профессиональное самосознания, временная ориентация, старшеклассники.

THE ROLE OF TIME ORIENTATION IN THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE PROFESSIONAL FUTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Petrikova Natalia Valerievna, postgraduate student, Federal budgetary state scientific institution "Psychological Institute" RAE; Moscow, e-mail: pve04021961@yandex.ru

Abstract.

This article is devoted to study the correlation between temporal orientation identity as descriptions of the behavioral aspects of ideas about professional future. The author concludes that the content of the behavioral aspect of ideas about the professional future differs among high school students with different time orientation.

Keywords: ideas about the professional future, professional self-awareness, time orientation, high school students.

В связи с ускорением темпов технического развития, необходимостью постоянного личностно - профессионального самосовершенствования субъектов профессиональной деятельности, выявление закономерностей, механизмов профессионального развития личности является одним из центральных проблем акмеологической, социальной, педагогической, психологической и др. областей научного знания.

С точки зрения акмеологического подхода, реализуемого в трудах А.А. Деркача, В.Н. Максимовой, А.А. Реана, С.Н. Толстовой и др., личностно - профессиональное развитие -непрерывный, закономерный процесс профессионального становления специалиста, успешность которого связана с развитием определённых личностных качеств [1].

С точки зрения, теории профессионального развития личности Л.М. Митиной, ведущую роль в профессиональном становлении личности (развитии профессионального самосознания человека) играет развитие интегральных характеристик: направленность, гибкость, компетентность [5].

Направленность, по мнению Л.М. Митиной, является интегральной характеристикой личности, включающей в себя систему эмоционально-ценностных отношений, доминирующих мотивов личности и т.д. [5].

В тоже время представления о будущем - проекция доминирующих мотивов, структуры эмоционально - ценностных отношений личности на образ Я в будущем [6].

Таким образом,представления о будущемможно рассматривать как интегральную характеристику, способствующую личностно - профессиональному развитию специалиста на различных этапах его профессиональной эволюции.

Психологические закономерности становления представлений о будущем является предметом исследования К. А. Абульхановой - Славской, Т. Н. Березиной, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Ж. Нюттена, С. Л. Рубинштейн и др.

Особую сферу интересов учёных составляет исследования психологических условий развития структурных компонентов представлений о будущем: поведенческий, смысловой, эмоциональный и когнитивный [2].

Поведенческий компонент представлений о будущем связан с проявлением активности, творчества, личностной заинтересованности человека в различных сферах деятельности: профессия, карьера, учёба, взаимодействие с людьми, общение и т.д.

Качественные различия в описаниях поведенческого аспекта представлений о будущем связаны со структурой поведенческого уровня самосознания, определяющего степень проявления активности человека в будущем. [2].

На основании вышеизложенного, была выдвинута гипотеза: содержание поведенческого аспекта представлений о профессиональном будущем различно у старшеклассников с различной временной ориентацией.

С целью подтверждения или опровержения сформулированной нами гипотезы, было проведено исследование, в котором приняли участие 254 учащихся 9 - 11-ых классов средних общеобразовательных школ городов Подмосковья.

Для решения исследовательских задач нами был разработан методический комплекс, состоящий изметодики«Моё будущее» Т.В. Костяк [4], методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [3].

Статистический анализ полученных данных производился с помощью проведения контент-анализа, критерия углового преобразования Фишера и программы математической статистики IBM SPSS Statistics 22.

Наше исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе нами был проведён контент-анализ содержания сочинений о будущем, полученных по методике «Моё будущее»Т.В. Костяк, на предмет исследования представлений старшеклассников о своей роли в выполнении задач будущей профессиональной деятельности.

По результатам проведённого контент-анализа, все участники исследования по описанию своей роли в осуществлении профессиональной деятельности, были разделены на три группы.

Одну группу «диффузные» составили старшеклассники, у которых отсутствуют описания профессиональной деятельности в представлениях о будущем. (16%)

Другую группу «частичные» составили старшеклассники, у которых описанияпредставлений о своей роли в выполнении профессиональной деятельности в будущем, выражаются словами «Я буду работать на интересной работе», «высокооплачиваемой работе» и т.д. (56%)

Третью группу «конкретные» составили старшеклассники, у которых описание представлений о выполнении профессиональной деятельности в будущем выражается чётким указанием своей профессиональной роли. «Я буду работать в фармакологии над созданием вакцины от всех болезней», и т.д.(28%)

На втором этапе нами были проанализированы результаты, полученные по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, на предмет исследования временной ориентации.

По результатам проведённого анализа, все участники исследования были разделены на три группы:

В группу «ориентация на будущее» были отобраны участники исследования, показавшие высокие и завышенные баллы по категории «Цели в жизни». (37%)

В группу «ориентация на настоящее» - участники исследования, показавшие высокие и завышенные баллы по категории «Процессы в жизни».(34%)

В группу «ориентация на прошлое» были отобраны участники исследования, показавшие высокие и завышенные баллы по категории «Результаты в жизни».(29%)

На третьем этапе при помощи метода математической статистики Критерий углового преобразования Фишера, нами был проведён анализ процентного распределения старшеклассников с различными описаниями представлений о профессиональном будущем и различной временной направленностью.

По данным проведённого выше анализа нами были получены следующие результаты:

Статистически значимо чаще у старшеклассников, показывающих высокие и завышенные баллы в категории «Цели в жизни», встречаются частичные и конкретные описания своей роли в выполнении задач будущей профессиональной деятельности (Фэмп. = 3, 12, p<0,00 и Фэмп. = 1, 64, p<0,05) соответственно;

Статистически значимо редко у старшеклассников, показывающих высокие и завышенные баллы в категории «Процесс жизни», встречаются отсутствие описаний своей роли в выполнении задач будущей профессиональной деятельности, чем частичные и конкретные (Фэмп. = 2, 55, p<0,00 и Фэмп. = 1, 94, p<0,02) соответственно;

Не обнаружены статистически значимые различия у старшеклассников, показывающих высокие и завышенные баллы в категории «Результаты в жизни», с различным качеством описаний своей роли в выполнении задач будущей профессиональной деятельности (Фэмп. = p>0,05).

По результатам проведённого выше статистического анализа, были сформулированы следующие выводы:

Содержание поведенческого аспекта представлений о профессиональном будущем различно у старшеклассников с различной временной ориентацией

Описание будущего профессиональной деятельности словами «работа» или чётким описанием профессиональной деятельности статистически значимо чаще встречаются у старшеклассников с будущей временной ориентацией;

Отсутствие описаний профессионального будущего статистически значимо редко встречаются у старшеклассников с временной ориентацией на гедонистическое настоящее;

У старшеклассников, показывающих высокие и завышенные баллы в категории «Результаты в жизни», встречаются описания представлений о профессиональном будущем различного качества.

Личностно - профессиональное развитие человека является одной из приоритетных проблем психологии. Одним из значимых направлений исследований этой проблемы заключается изучение психологических условий становления представлений о будущем.

Проведённое исследование показало, что качественные различия поведенческого аспекта представлений о профессиональном будущем старшеклассников связано с особенностями их временной ориентации.

В качестве перспектив исследования могут выступать выявление связи содержания представлений о профессиональном будущем старшеклассников с уровнем развития у них профессиональной готовности к осуществлению осознанного выбора профессии.

Литература

1. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Книга 5. Акмеологические технологии диагностики и личностно-профессионального роста. -М.: РАГС, 2001. - 541с.

2. Кроник А.А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Смысл, 2008. - 294 с.

3. ЛеонтьевД.А. Тестсмысложизненныхориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

4. Марцинковская Т.Д., Авдулова Т. П., Изотова Е. И., Костяк Т. В., Хузеева Г.Р. Социализация детей и подростков. Методический комплекс - М.: МП1 У, 2009.

5. Митина Л.М. Психология личностно - профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор - История, 2014. - 376 с.

6. Нюттен, Ж. «Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

УДК 378

СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Карина Ольга Витальевна заведующая кафедрой педагогики и психологии Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» г. Балашов

Аннотация.

В статье анализируются теоретические представления о симптомах кризиса идентичности, личностном самоопределении юношей. Описываются экспериментальные данные критериев смысложизненных ориентаций: экспектаций, жизнестойкости, базовых убеждений личности.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, смысл жизни, юношеский возраст, экспектации, жизнестойкость.

SPECIFICITY OF SENSE-LIFETIME ORIENTATIONS IN YOUTH: A PEDAGOGICAL ASPECT

Karina Olga Vitalyevna head of the Department of Pedagogy and Psychology Balashov Institute (branch) Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky "city of Balashov

Abstract.

The article analyzes the theoretical ideas about the symptoms of identity crisis, personal self-determination of young men. The experimental data of the criteria of life-meaning orientations are described: projections, vitality, basic personality beliefs.

Key words: meaning-life orientations, meaning of life, adolescence, perception, vitality.

Проблема поиска своей идентичности, планирование своей жизни является актуальной в юношеском возрасте. В этом возрасте молодые люди акцентируют свое внимание на личностном и профессиональном самоопределении, которое основывается на сформировавшихся в процессе онтогенетического развития смысложизненных ориентациях молодых людей.

Процесс становления смысложизненных ориентаций рассматривалась Е.И. Казаковой, В.Л. Караковским, Н.Е. Шурковой, И.В. Ульяновой. Ученые отмечают, что в ряд наиболее объективно и субъективно важных для юношества проблем можно поставитьзадачу смысла жизни. Потребность в осознании смысла жизни характеризует взрослые формы поведения, и в процессе взросления она образует именно тот «узел», который позволяет человеку строить свою жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.