Научная статья на тему 'Объекты веры и страхи студентов – представителей «Информационного» и «Нового» поколений'

Объекты веры и страхи студентов – представителей «Информационного» и «Нового» поколений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вера / страхи / студенты / поколения / новое поколение / информационное поколение / faith / fears / students / generations / new generation / information generation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пищик Влада Игоревна, Лобачева Анастасия Олеговна

Выборку составили студенты ДГТУ и школьники старших классов. Применяли анкету индентификации с поколением; опросник определения ценностей через страхи; анкету «Актуальные верования». Студенты идентифицировались с группой «Информационного» и «Нового» поколений. Объекты веры школьников: вера в чудеса; вера в Бога; вера в рай; преобладающие ценности: ценность Я, Природы, Культуры. У студентов аналогичные объекты веры, но выше показатели; преобладающие ценности: ценность Я, Другие, Природы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF FAITH AND FEARS OF STUDENTS – REPRESENTATIVES OF THE «INFORMATION» AND «NEW» GENERATIONS

The article presents the results of research on the faith and fears of post-perestroika generations. The article summarizes some studies of faith, fears and values in youth culture. It is noted that there is a large dynamics of changes in the manifestations of faith and fears in the modern world. It is suggested that differences in beliefs, values, and fears can be found among the younger generations. The sample was made up of 2nd year students of DSTU and high school students, n=50 (Rostov-onDon). We applied techniques: the form of identification with the generation; questionnaire ‒ definition values through the fears (V.I. Pishchik); application form relevant beliefs. Students were identified with a group of «Informational» and «New» generations. As a result, it was revealed that the objects of faith in schoolchildren (the «New» generation): faith in miracles; faith in God; faith in Paradise; prevailing values: the value of the Self, Nature, Culture. In the group of students (the «Information» generation) similar objects of faith, but slightly higher indicators; prevailing values: the value of the Self, Others, Nature.

Текст научной работы на тему «Объекты веры и страхи студентов – представителей «Информационного» и «Нового» поколений»

4. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Смысл, 2008. - 294 с.

5. Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р. Социализация детей и подростков. Методический комплекс — М.: МПГУ, 2009. — 190 с.

6. Митина Л.М. Психология личностно—профессионального развития субъектов образования. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014. — 376 с.

7. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. — М.; СПб.: Нестор-История, 2019. — 400 с.

8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

ОБЪЕКТЫ ВЕРЫ И СТРАХИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ИНФОРМАЦИОННОГО» И «НОВОГО» ПОКОЛЕНИЙ1

Пищик Влада Игоревна (Ростов-на-Дону, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и организационной психологии, Донской государственный технический университет. E-mail: vladaph@yandex.ru

Лобачева Анастасия Олеговна (Ростов-на-Дону, Россия), студентка направления «Психология», Донской государственный технический университет. E-mail: nastya.lobacheva.18@bk.ru

Аннотация. Выборку составили студенты ДГТУ и школьники старших классов. Применяли анкету индентификации с поколением; опросник определения ценностей через страхи; анкету «Актуальные верования». Студенты идентифицировались с группой «Информационного» и «Нового» поколений. Объекты веры школьников: вера в чудеса; вера в Бога; вера в рай; преобладающие ценности: ценность Я, Природы, Культуры. У студентов аналогичные объекты веры, но выше показатели; преобладающие ценности: ценность Я, Другие, Природы.

Ключевые слова: вера, страхи, студенты, поколения, новое поколение, информационное поколение.

OBJECTS OF FAITH AND FEARS OF STUDENTS - REPRESENTATIVES OF THE «INFORMATION» AND «NEW» GENERATIONS

Pishchik Vlada Igorevna (Rostov-on-Don, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Educational Psychology and Organizational Psychology, Don State Technical University. E-mail: vladaph@yandex.ru

Lobacheva Anastasia Olegovna (Rostov-on-Don, Russia), Psychology student, Don State Technical University. E-mail: nastya.lobacheva.18@bk.ru

Abstract. The article presents the results of research on the faith and fears of post-perestroika generations. The article summarizes some studies of faith, fears and values in youth culture. It is noted that there is a large dynamics of changes in the manifestations of faith and fears in the modern world. It is suggested that differences in beliefs, values, and fears can be found among the younger generations. The sample was made up of 2nd year students of DSTU and high school students, n=50 (Rostov-on-Don). We applied techniques: the form of identification with the generation; questionnaire - definition values through the fears (V.I. Pishchik); application form relevant beliefs. Students were identified with a group of «Informational» and «New» generations. As a result, it was revealed that the objects of faith in schoolchildren (the «New» generation): faith in miracles; faith in God; faith in Paradise; prevailing values: the value of the Self, Nature, Culture. In the group of students (the «Information» generation) similar objects of faith, but slightly higher indicators; prevailing values: the value of the Self, Others, Nature. Keywords: faith, fears, students, generations, new generation, information generation.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 18-013-00910 «Динамика ценностей поколений как маркер трансформации социальных отношений в российском обществе».

Введение

Традиционно мы принимаем, что представители молодого поколения должны обладать определенной социальной устойчивостью, поколенческой идентичностью, определенной социальной ответственностью и позицией, чтобы быть комплементарными социуму. Поскольку ранее человек принимал нормы и правила национального государства, то он жил в рамках национальных идентичностей. Идентификация указывала на принадлежность сообществу. Сегодня мир изменился. Мы живем в «текучей современности», в «мире без альтернатив» [1]. Современность диктует правила непринадлежности ни к кому. Мы отходим от личной ответственности перед коллективом и переходим к ответственности перед самим собой. В этой связи идентичность может вступать в противоречие с образом жизни. Оторвавшись от традиционных ценностей, молодые становятся предпринимателями себя [7]. Но социальной устойчивости, саморазвитию и самореализации современной молодежи могут препятствовать неуверенность, тревоги и страхи.

Психологическая способность верить (обобщенно) составляет внутренний компонент сложно организованной деятельности [2]. Человеку требуется создание целостного эмоционально-окрашенного представления будущего. Если это будущее не обозначается или искажается, то мы можем говорить о препятствиях на пути веры.

Доля верующих и доля регулярно посещающих религиозные службы снижается по поколениям, согласно данным исследователей России и США [5, 8]. Вместе с тем исследователи отмечают наличие скрытых, без принадлежности верований [6]. При этом воинствующее неверие может оказаться только инверсией веры.

В своем предыдущем исследовании (Пищик В.И. Приверженность религиозности современных поколений, 2018) мы установили, что у представителей нового поколения (2000—2018 гг. рождения) архетипы и особенности отношений в структуре ментальности находятся в зоне традиции, а это свидетельствует о некоторой приверженности религиозным представлениям.

Относительно страхов заметим, что страхи и ценности обычно направленно связаны. В ранних исследованиях страхов россиян (2013 г.) зафиксированы лидирующие места страхов здоровья, войны и нищеты. В 2014 г. среди молодежи первые места занимали страхи террористических актов, преступности в стране, последствия мирового экономического кризиса, коррупция и беззаконие [4]. В исследовании [3] демонстрируется, что страх нарушения здоровья взаимосвязан с ценностями безопасности и самостоятельности у молодежи. Посредством измерения страхов можно отразить и ценностную структуру, принятую в молодежной среде.

В мировых исследованиях ценностей (Inglehart R., Baker W.E., 2000, 2018) показано, что ценности выживания сменили ценности самовыражения и рациональности. Может быть, сегодня из-за проблемы с пандемией мировой тренд вновь претерпит обращение и вернется к доминированию ценностей выживания.

Таким образом, наблюдается определенная динамика в проявлениях веры и страха в молодежной культуре. Интерес представляют эмпирические срезы веры и страхов молодежи сегодня.

Актуальность проблемы позволила сформулировать предположение, что можно обнаружить различия верований, ценностей и страхов у представителей молодых поколений.

Методология

Выборка была представлена студентами второго курса Донского государственного технического университета (25 чел., средний возраст 20 лет.) и старшеклассниками (25 чел., средний возраст 16 лет) г. Ростова-на-Дону.

Участникам предлагался опрос на идентификацию с поколением. Группа студентов идентифицировала себя с «Информационным» поколением (1984—1999 гг. рождения), а школьники идентифицировали себя с «Новым» поколением (2000—2018 гг. рождения).

Применялись следующие методические инструменты: опросник «Определение ценностей через страхи» (В.И. Пищик), анкета «Актуальные верования».

Результаты

В результате выявлены наиболее выраженные виды веры в группе студентов (рис.1): вера в чудеса; вера в Бога; вера в рай; существование жизни после смерти; вера в ангелов; вера в дьявола. Вопрос «Кто ходит в церковь?» отметила только одна студентка. Снижение возраста коррелировало с меньшим стремлением к религиозным культам (г=0,53, р=0,002).

100Й 9056 80К 7056 6056 50Э6 4056 Ъ0% 2056 1056 0«

Рис. 1. Выраженность объектов веры в группах

В группе студентов объектами веры выступили: вера в чудеса; вера в Бога; вера в рай; существование жизни после смерти. Они же представлены в группе школьников, но показатели несколько ниже, кроме веры в чудеса. Значимые различия обнаружены по шкалам: существование души после смерти (р=0,006); реинкарнация (р=0,000). Выявлена следующая иерархия ценностей, которая представлена в таблице.

Таблица

Результаты предпочитаемых ценностей в группах

№ Ценности Поколения Уровень значимости различий

Информационное Новое

1 Ценность Я 4,3 4,35 0,23

2 Ценность Других 3,15 4,15 0,63

3 Ценность природы 4,75 4,25 0,017

4 Ценность технологий 1,15 1,55 0,001

5 Ценность мистического 2,7 1,8 0,002

6 Ценность культуры 4,7 3,75 0,63

В группе студентов на первом месте — ценность природы, затем — ценность культуры, ценность Я, других, мистического и технологий.

1

г

к /

1 1—I { \

5 3"

з >■

к

ь

с: ^

о =

■и ^

- I

=т §

а о

о х

я

Я"

^йнформ вциоиноей&ШЛенЙЁ новое поколение

5 2-I I

£ и

3"

й-

В группе школьников ценности представлены следующим образом: ценность Я, природы, других, культуры, мистического и технологий.

«Информационное» поколение: «Самое страшное — это стихийные бедствия»; «Культура исчезает — это тревожит»; «Я опасаюсь быть потерянным для самого себя»; «Меня страшит, что я потерял значимого и близкого человека»; «Я тревожусь, когда информации не хватает»; «Душа бессмертна — это неотвратимо».

«Новое» поколение: «Я опасаюсь быть потерянным для самого себя»; «Меня пугают эпидемии»; «Самое опасное — терять хорошие отношения с другими людьми»; «Страшит преобладание антикультуры»; «Технологии несовершенны, и они угрожают»; «Душа бессмертна — это неотвратимо».

Обсуждение

В представленном исследовании показано, что верования у молодежи разнообразны. Соблюдать культовые мероприятия готовы не все. Наблюдается тенденция, чем меньше возраст, тем меньше религиозной приверженности. Это подтверждается исследованием [8]. Мы предполагаем, что это связано с тем, что современная молодежь уже имеет свой виртуальный мир и его не необходимо еще удваивать. Страхи также отражают современные тенденции развития молодежной культуры, они связаны с экологическими проблемами в первую очередь, а затем уже страхи личные и в отношениях с другими людьми. Несовершенство исследования заключается в небольшой выборке.

Выводы

Мы стремились статистически подтвердить значимость различий по верованиям и страхам у представителей «Информационного» и «Нового» поколений. Были обнаружены различия по некоторым верованиям и страхам.

Литература

1. Бауман З., Донскис Л. Текучее зло: жизнь в мире, где нет альтернатив. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. — 296 с.

2. Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 1. С. 25—38.

3. Иосифян М.А., Арина Г.А., Николаева В.В. Ценности и страхи: связь между ценностными предпочтениями и страхом перед нарушениями здоровья // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8, № 1. С. 103-117. DOI: 10.17759/psyclin.2019080107

4. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Мировосприятие российской молодежи: патриотические и геополитические компоненты // Социологическая наука и социальная практика. 2014. Том. 0, № 4. С. 105-123.

5. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.

6. Popp-Baier U. Qualitative Religionspsychologie // G. Mey, K. Mruck (Eds). Handbuch Qualitative Forschung in der Psychologie. Springer Reference Psychologie. — Springer, Wiesbaden. 2020. doi: 10.1007/978-3-658-18387-5-71-2

7. Rosa A., Valsiner J. (Eds.). The Cambridge Handbook of Sociocultural Psychology (2 Ed.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2018. — 688 p.

8. Twenge J.M. iGen: Why today's super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy- and completely unprepared for adulthood and what that means for the rest of us. — N.Y.: Atria Books, 2017. —352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.