Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ДОСТИЖЕНИЙ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малявина С.С., Фадеева О.В., Кручинкина В.И., Модина Т.Ф.

Актуальность статьи обусловлена проблемами становления личности на этапе юношества в связи с быстро изменяющимися социально-политическими и психологическими условиями жизнедеятельности человека. Цель статьи заключается в рассмотрении характеристик личностного развития юношества на современной этапе и определении оптимальных направлений социализации и образования обучающихся в условиях образовательных организаций. На основе изучения уровня субъективного контроля охарактеризованы эмпирические данные проявлений общей интернальности / экстернальности представителей юношества среднего профессионального и высшего образования. Авторами исследования описаны особенности личностного развития обучающихся по каждой шкале локус контроля. Определено, что в изучаемой выборке выявлено преобладание интернальности в области межличностных отношений и в области достижений. Данная статья предназначена для психологов сферы образования, преподавателей среднего профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малявина С.С., Фадеева О.В., Кручинкина В.И., Модина Т.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUTH IN MODERN RUSSIA: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

The relevance of the article is due to the problems of personality formation at the stage of youth in connection with the rapidly changing socio-political and psychological conditions of human’s life. The purpose of the article is to consider the characteristics of the personal development of youth at the present stage and to create a forecast for the future. Based on the study of the level of subjective control, empirical data on the manifestations of general internality / externality of youth representatives of secondary vocational and higher education are characterized. The authors of study provide detailed descriptions of the characteristics of students' personal development on each locus control scale. In the studied sample, the predominance of internality in the field of interpersonal relations and in the field of achievements was revealed. This article is intended for psychologists in the field of education, teachers of secondary vocational and higher education.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 159.9.07

Личностное развитие юношества в современной России: результаты эмпирического исследования

Personal development of youth in modern Russia: results of an empirical study

Малявина С.С., Волгоградский институт управления, svetlana.malyavina@gmail.com Фадеева О.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, ofadeeva71@yandex.ru

Кручинкина В.И., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, kruchinkina167@mail.ru

Модина Т.Ф., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, tanechka.modina@yandex.ru

Malyavina S., Volgograd Institute of Management, svetlana.malyavina@gmail.com Fadeeva O., Mordovian state pedagogical university, ofadeeva71@yandex.ru Kruchinkina V., Mordovian state pedagogical university, kruchinkina167@mail.ru Modina T., Mordovian state pedagogical university, tanechka.modina@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.027

Ключевые слова: личностное развитие современного юношества, уровень субъективного контроля, интернальность в области достижений, интернальность в сфере межличностных отношений.

Keywords: personal development of modern youth, the level of subjective control, internality in the field of achievements, internality in the field of interpersonal relations.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемами становления личности на этапе юношества в связи с быстро изменяющимися социально-политическими и психологическими условиями жизнедеятельности человека. Цель статьи заключается в рассмотрении характеристик личностного развития юношества на современной этапе и определении оптимальных направлений социализации и образования обучающихся в условиях образовательных организаций. На основе изучения уровня субъективного контроля охарактеризованы эмпирические данные проявлений общей интернальности / экстернальности представителей юношества среднего профессионального и высшего образования. Авторами исследования описаны особенности личностного развития обучающихся по каждой шкале локус контроля. Определено, что в изучаемой выборке выявлено преобладание интернальности в области межличностных отношений и в области достижений. Данная статья предназначена для психологов сферы образования, преподавателей среднего профессионального и высшего образования.

Abstract. The relevance of the article is due to the problems of personality formation at the stage of youth in connection with the rapidly changing socio-political and psychological conditions of human's life. The purpose of the article is to consider the characteristics of the personal development of youth at the present stage and to create a forecast for the future. Based on the study of the level of subjective control, empirical data on the manifestations of general internality / externality of youth representatives of secondary vocational and higher education are characterized. The authors of study provide detailed descriptions of the characteristics of students' personal development on each locus control scale. In the studied sample, the predominance of internality in the field of interpersonal relations and in the field of achievements was revealed. This article is intended for psychologists in the field of education, teachers of secondary vocational and higher education.

Введение. Многогранность и развития современной молодежи побудили нас

многоаспектность проблемы личностного обратиться к ее изучению. Изучение

особенностей личностного развития

современного юношества способствует решению ряда задач. Во-первых, подобное исследование позволит понять общую тенденцию, отражающую особенности личностного развития юношей и девушек. Во-вторых, изучение личностного развития современного юношества может приоткрыть нам завесу будущего: те, кто сегодня только готовятся вступить в мир взрослых, завтра станут основной жизненной силой общества, станут людьми, определяющими пути развития нашего общества в следующие десятилетия.

Раскроем некоторые условия, понимание которых необходимо для уточнения темы исследования.

Первое: мы понимаем, что такое явление -личностное развитие человека - слишком объемно, изучить его в рамках одного проекта не представляется возможным. Наше исследование, первые результаты которого будут представлены в данной статье, обращено к изучению уровня субъективного контроля (далее по тексту - УСК), как одного из показателей личностного развития человека. УСК - это обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на различные сферы человеческих отношений и поведение, через понимание человеком локализации ответственности и контроля над важными событиями собственной жизни [1].

Анализ психолого-педагогической

литературы показывает разностороннее обращение к исследованию уровня субъективного контроля в период юношества: как фактора готовности студентов к семейной жизни в исследовании А.В. Кибальник и др. [5]; как личностной характеристики молодежи в работе О.В. Баскаевой [2]; во взаимосвязи с атрибуцией ответственности в исследовании М.Г. Мацкевич [7], в рамках изучения личностных ценностей в работе А.Р. Давудовой и др. [4]; в контексте религиозной культуры в исследовании С.С. Малявиной [6]; взаимосвязи параметров академической прокрастинации с уровнем субъективного контроля [10]. Каждое из этих исследований добавляет в портрет современной молодежи свойственные для нее характеристики.

Второе: в современной психологии нет единой периодизации психического развития человека. В западной психологии принято объединять периоды отрочества и юности в единый возрастной период, который получил название период взросления (adolescence), переход от детства к взрослости. Границы данного периода, по мнению зарубежных ученых,

простираются от 12 - 14 до 25 лет [3]. В отечественной психологии отрочество (пубертатный период), юношество, молодость разводятся на самостоятельные периоды развития. При этом большинство теоретиков и практиков психологии признаются, что существует значительная индивидуальная вариативность взросления, смена данных возрастных периодов, обусловленная различными причинами. Поэтому для определения возраста недостаточно учета только возрастных критериев. В нашем исследовании основным критерием, определяющим популяцию юношества, мы обозначили - получение юношей или девушкой профессионального образования. Данный критерий был выбран нами маркирующим признаком юношества, так как в современном социокультурном пространстве России получение профессионального образования (среднего специального или высшего) является необходимым условием для оптимального вхождения в социум, приобретения статуса взрослого человека. В то же время учащиеся и студенты средних специальных или высших профессиональных учреждений еще не являются представителями «молодежи» как возрастной группы общества, т.е. молодыми равными членами взрослого общества, выполняющими социальные роли взрослых (родительство, профессиональна деятельность и др.).

Третье: мы понимаем, что на личностное развитие человека оказывает влияние широкий круг социально-культурных факторов. Невозможно выявить универсальные, панкультурные закономерности личностного развития, можно лишь с определенной долей вероятности утверждать, что те или иные закономерности будут распространяться и на другую социокультурную группу, которой свойственны сходные признаки. Например, РФ представляет собой единое социокультурное пространство, но, это пространство условно можно разделить на более дифференцированные зоны: центральные, столичные и провинциальные регионы; более и менее благополучные экономические зоны и т.д.

При проведении исследования в одном из городов РФ мы предполагали, что выявленная нами тенденция будет достаточно точно отражать юношескую популяцию нашего региона (Волгоградская область) и отчасти отражать популяцию представителей юношества современной провинциальной России (среди респондентов, ставших участниками

исследования, были жители других регионов РФ, а именно Астраханской, Ростовской, Саратовской

областей, республики Калмыкия и Мордовии). При условии получения аналогичных результатов исследователями в столичных регионах, можно будет утверждать, что для современных юношей и девушек в столичных и провинциальных регионах свойственны идентичные

характеристики уровня субъективного контроля в значимых событиях жизни. Таким образом, полученные выводы отражают особенности личностного развития юношества и отчасти отражают показатели личностного развития юношества из провинциальных регионов РФ, в частности, Поволжского региона.

Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось в течение пяти лет с 2016 до 2021 г. В нем приняло участие около 500 респондентов. Все респонденты - учащиеся и студенты учебных заведений Волгоградской области и республики Мордовия. Возраст испытуемых: от 16 до 23 лет.

Для изучения особенностей личностного развития представителей современного юношества мы использовали опросник уровня субъективного контроля, разработанный Е. Ф. Бажиным с соавторстве [1]. В основу опросника положена теория социального научения Дж. Роттера, а именно, базовое понятие данной теории - интернально-экстернальный локус контроля, которым руководствуется человек при локализации контроля над значительными для себя событиями жизни [8;9].

Экстернальность и интернальность - это два полюса одной постоянной характеристики. Каждый человек занимает определенную позицию по отношении событий жизни, которая отражает расстояние приближения и отдаления от данных полюсов. Локус контроля человека является универсальным социально-

психологическим образованием. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.

Дж. Роттер подчеркивает, что экстернальность / интернальность вкупе представляют собой конструкт, который следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом - «интернальность». Убеждения людей могут располагаться на всех точках между ними, в большей степени приближаясь или отдаляясь от крайних полюсов [8;9].

Методика «Уровень субъективного контроля» позволяет выявить общий уровень интернальности человека (степень субъективного

контроля человеком любых значимых ситуаций и степень приписывания ответственности за события своей жизни объективным причинам или действиям других людей); раскрываемые в сферах достижения и неудач; семейных и производственных отношениях; межличностных отношений; в отношении здоровья и болезни [1].

Результаты исследования. Анализ полученных результатов изучения

интернальности как показателя личностного развития представителей современного юношества свидетельствует о следующем.

Шкала общей интернальности (Ио) позволяет выявить общую характеристику локализации контроля над любыми важными для человека событиями.

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, обладающие высоким показателем по шкале общей интернальности, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, они осознают свою собственную ответственность за происходящие с ними события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

Изучение общей интернальности у представителей современного юношества обнаружило, что большинству юношей и девушек свойственно экстернальное отношение к собственной жизни. Около 72,2% испытуемых полагают, что значимые события их жизни в большей степени зависят от различных обстоятельств или других людей, чем от них самих, от собственных действий. Они не считают себя способными контролировать свою жизнь, полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий со стороны других людей. Только 27,7% современных молодых людей чувствуют собственную ответственность за свою жизнь, предпринимают активные действия, для управления ею.

С одной стороны, полученные результаты, вероятно, отражают некоторые социокультурные характеристики традиционного российского общества, с доминированием коллективистских

ценностей над индивидуалистическими. Но с другой стороны, требования современного мира, тенденции развития России, требуют от человека большей активности, самостоятельности. Среди современных молодых людей около трети юношей и девушек демонстрируют готовность к проявлению собственной активности, к принятию ответственности за важные события жизни.

Для большинства представителей современного юношества свойственно экстернальное отношение к жизни.

Можно констатировать, что подавляющее большинство молодых людей полагают, что их активность не оказывает существенного влияния на различные сферы жизни. Все значимые события, по мнению этих молодых людей, зависят от различных обстоятельств и активности других людей. А значит, большинство современных юношей и девушек не проявляют созидательной активности, предпочитают ждать решения проблем со стороны других людей и от независящих от них обстоятельств.

Шкала интернальности в области достижений (Ид) отражает понимание людьми того, кто или что является ответственным за их успешность, чем детерминированы их различные достижения.

Высокие показатели по данной шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Люди, проявляющие высокую интернальность в области достижений, считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом достигать поставленных целей в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи со стороны других людей.

Изучение данного показателя личностного развития у представителей современного юношества обнаружило, что около 56% опрошенных молодых людей полагают, что они самостоятельно добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, они демонстрируют веру в то, что будут успешны и в будущем. Около 44% респондентов придерживаются иной точки зрения. По их мнению, существующим достижениям и успехам, они обязаны внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Итак, среди представителей современного юношества существует две практически равные группы, проявляющие противоположные позиции в понимании собственной ответственности и контроля над эмоционально

положительными событиями и ситуациями. Кроме этого, очевидно, что современные юноши и девушки в собственных жизненных достижениях чаще видят себя ответственными за успешность, чем за другие жизненные события, как было выявлено при анализе общей интернальности. Тем не менее, понимание зависимости собственной успешности от различных явлений окружающей

действительности является устойчивой тенденцией, такой точки зрения придерживаются около половины всех опрошенных.

Шкала интернальности в области неудач (Ин) отражает представления человека о том, кого или что он считает ответственным за собственную неуспешность.

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

Полученные нами результаты наглядно свидетельствуют о том, что подавляющее большинство современных молодых людей - 82% считает других людей или различные обстоятельства считает виновными в своих неуспехах, приписывает ответственность за свои неудачи и проблемы другим людям или независящим от самих себя обстоятельствам. Конечно, это не характеризует всех юношей и девушек, но, таких, к сожалению, подавляющее большинство. Только около 17% молодых людей в трудных ситуациях берут ответственность на себя за возникшую проблему и за ее решение.

Результаты исследования свидетельствуют о негативной тенденции, проявляющейся у представителей современной молодежи, -желание избежать ответственности в ситуациях, связанных с неуспехом. В возникших проблемах молодые люди считают виновными других, но не себя, выбирают обвинительную тактику поведения или «опускают руки», сетуют на обстоятельства, не пытаются их преодолевать.

Особый интерес представляет сопоставление результатов по шкале «Интернальность достижений» и шкале «Интернальность в области неудач». Результаты по данным шкалам значительно отличаются. Это является свидетельством того, что в ситуациях достижений и успехов современные молодые люди значительно чаще подчеркивают собственную

ответственность. В то время как в условиях проблемных ситуаций, трудностей,

неприятностей практически все молодые люди предпочитают вину приписывать другим людям или различным обстоятельствам.

Большинство современных молодых людей считает других людей или различные обстоятельства считает виновными в своих неуспехах.

Данные результаты настораживают и вызывают определенное беспокойство, так как свидетельствуют о существовании у определенной группы молодых людей противоречивой тенденции, успехи в жизненных ситуациях чаще приписывают себе, а в своих неудачах и неуспехах считают виновными других людей. Отчасти, это свидетельствует о стремлении избегать ответственности, уходить от решения проблем.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) позволяет понять УСК человека в межличностных отношениях с близкими родственниками.

Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Изучение личностной позиции современных людей по показателю интернальности в области семейных отношений обнаружило, что около 65% современных юношей и девушек проявляют экстернальное поведение в вопросах, касающихся семейных отношений. Юноши и девушки, проявляющие подобное поведение,

подчеркивают, что за возникновение различных значимых внутрисемейных ситуаций

ответственны другие люди - близкие родственники. Только около 35% современных молодых людей берут на себя ответственность за возникновение проблем в семье.

Юноши и девушки чаще подчеркивают, что за возникновение различных внутрисемейных проблем ответственны, виноваты другие люди -близкие родственники, реже молодых людей берут на себя ответственность за возникновение проблем в семье.

Эти данные являются неутешительным показателем социальной неготовности большинства современных молодых людей к семейным отношениям. Возможно, некоторые из молодых людей в дальнейшем освоят умение брать на себя ответственность за различные семейные проблемы в процессе решения сложных проблем. Но сколько людей,

действительно, научатся на собственном опыте, и насколько горьким будет свой опыт? Может быть, существует необходимость готовить молодых людей к умению адекватно решать внутрисемейные проблемы, а не уходить от их решения, научить брать ответственность на себя в трудных семейных ситуациях. Возможно, это помогло бы многим людям, предупредить возникновение непонимания между членами семьи, научило бы искать выход из сложных ситуаций в реальной жизни.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) раскрывает локализацию контроля в сфере профессиональной деятельности. Хотя большинство опрошенных юношей и девушек еще не имеют опыта профессиональной деятельности, но они, безусловно, обладают значительным опытом взаимодействия в учебных коллективах, а также обладают определенной системой представлений об отношениях в профессиональных организациях. Показатель интернальности в сфере профессиональной деятельности, который характеризует

современных учащихся средних

профессиональных учреждений и студентов высших профессиональных учреждений, вероятно, окажет определенное влияние на формирование реальных отношений в сфере профессиональной деятельности, к которой они готовят себя на настоящем этапе.

Высокий показатель Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной

производственной деятельности, в

складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении по служебной лестнице и т.д. Низкий Ип указывает на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению / невезению.

Итак, изучение понимания своего места в системе производственных отношений представителями современного юношества показало, что около 86% респондентов проявляют экстернальный тип поведения в сфере производственных отношений. Респонденты подчеркивают, что различные явления, связанные с их производственной деятельностью, в большей степени зависят от других людей, различных обстоятельств. Около 13% современных молодых людей, ставших участниками исследования, придерживаются точки зрения, что их позиция и активность являются важным фактором организации и успешности различных компонентов их собственной профессиональной

деятельности. Молодые люди, относящиеся к данной группе, предпочитают брать на себя ответственность за решение различных производственных задач.

Обобщая результаты исследования УСК юношей и девушек в сфере производственных отношений, приходится констатировать, что в среде современных молодых людей, которые в настоящий момент проходят профессиональную подготовку в вузах и средних специальных учреждениях только каждый седьмой обладает личную готовностью к социально-активному, творческому решению производственных задач в той или иной профессиональной сфере. Единицы из сегодняшних студентов и учащихся профессиональных учреждений чувствуют личностную ответственность за решение производственных задач.

Большинство молодых людей полагают, что различные явления, производственной деятельности, в большей степени зависят от других людей, различных обстоятельств, чем от них самих.

Конечно, интернальность в сфере производственных отношений зависит от широкого круга социокультурных детерминант, которые глубоко пронизывают все сферы общественного сознания. Но так как этот личностный компонент является необходимым условием профессиональной успешности и результативности труда в любой сфере (творческой, социальной, промышленной и др.), в профессиональных образовательных

учреждениях следует внедрять формы и методы работы, способные повысить данный показатель у выпускников профессиональных

образовательных учреждений.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) раскрывает понимание человеком локализации контроля в сфере формальных и неформальных отношений со значимыми людьми.

Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий Им, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

По результатам изучения интернальности представителей современной молодежи в сфере межличностных отношений были выявлены две равные по выраженности интернальности группы, проявляющие интернальное и

экстернальное поведение во взаимодействии со значимыми другими. Около 54% придерживаются точки зрения, что они в состоянии управлять межличностными отношениями с другими людьми, контролировать их и поддерживать гармоничные отношения со значимыми людьми. Около 45% склонны полагать, что от них самих межличностные отношения зависят в меньшей степени, чем от их партнеров. Именно на своих друзей, партнеров и коллег возлагают они ответственность за формирование и поддержание гармоничных межличностных отношений, в большей степени ждут активных действий со стороны других, сами избегают предпринимать какие-либо действия.

В области межличностных отношений представители современного юношества в сфере межличностных отношений придерживаются двух равных по выраженности интернальности позиций.

Обнаруженное равное распределение данного показателя в популяции свидетельствует, на наш взгляд, о взаимосвязи особенностей межличностных отношений с динамическими свойствами психики человека (свойствами темперамента - экставертированностью, интровертированностью, нейротизмом).

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) отражает локализацию контроля человека в вопросах, связанных с собственным здоровьем и болезнями. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Изучение интернальности у юношей и девушек в отношении здоровья и болезни обнаружило, что большинство современных молодых людей - 70,2% причиной болезней видят различные внешние обстоятельства, случай. В ситуации болезни ищут помощи извне, прежде всего от врачей. Только 29,7% считают, что здоровье и болезнь в руках самого человека, он ответственен за свое здоровье, от него самого зависит выздоровление в случае болезни.

Большинство современных молодых людей причиной болезней видят различные внешние обстоятельства, случай. В ситуации болезни ищут помощи извне, прежде всего от врачей.

Итак, изучение локализации контроля над значительными событиями жизни человека обнаружило большую ориентированность

современной молодежи на экстернальное поведение. Поведение, при котором человек полагает, что различные внешние обстоятельства, другие люди оказывают значительно большее влияние на сферы его жизнедеятельности, нежели он сам. Для современных юношей и девушек в большей степени свойственно придерживаться точки зрения, что происходящие события являются результатом действия внешних сил -случая, других людей и т.д. Небольшой процент современных молодых людей, чувствует свою ответственность за течение собственной жизни, может, хочет и пытается контролировать свою жизнь.

По результатам исследования, только в двух сферах соотношение экстерналов и интерналов среди представителей юношества приближается к равному: это интернальность в области достижений и интернальность в сфере межличностных отношений. В этих сферах жизнедеятельности человека распределение интерналов и экстерналов среди представителей юношества практически идентичное. Во всех других обозначенных областях человеческих отношений современные молодые люди чаще подчеркивают, что не они, а различные внешние факторы, определяют развитие их жизни, их собственная активность на этом поприще сведена к минимуму.

Заключение. На основе изучения уровня субъективного контроля авторами исследования охарактеризованы проявлений общей интернальности / экстернальности

представителей юношества регионов Поволжья. В исследовании даны подробные описания особенностей личностного развития

обучающихся по каждой шкале локус контроля.

Определено, что в изучаемой выборке представителей юношества преобладают проявления интернальности в области межличностных отношений и в области достижений.

Полученные авторами в процессе исследования результаты отражают серьезную проблему современности: представители молодежи часто не готовы к решению возникающих проблем, не стремятся проявлять социальную активность и личную ответственность. Они либо уходят от проблемы, либо ждут помощи извне. Конечно, это не распространяется на всех юношей и девушек, но, к сожалению, характеризует большую группу молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в расширении психологической характеристики юношества на современном этапе. Подобные знания позволят прогнозировать перспективы развития общества, создадут условия для разработки и внедрения программ социально-психологической поддержки

представителей юношества в рамках образовательных учреждений. В дальнейших работах планируем обратиться к выявлению причин, способствующих формированию подобной социальной позиции. Однако не требует доказательств положение о том, что некоторые сферы жизнедеятельности человека (профессиональная деятельность, семья и др.) особо требуют социальной активности человека. В этих сферах, в первую очередь, без личной ответственности очень сложно быть успешным. А именно, к успешности, как показало наше исследование, стремятся современные юноши и девушки.

Литература:

1. Бажин Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 3. - С. 152-163.

2. Баскаева О.В. Локус контроля в системе личностных характеристик молодежи: сиблинговый контекст / О.В. Баскаева // Вестник РГГУ. Серия: «Психология. Педагогика. Образование». - 2022. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова и др. - М.: Ноосфера, 2009. -269 с.

4. Давудова А.Р. Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля / А.Р. Давудова, М.М. Далгатов, У.Ш. Магомедханова // Мир науки, культуры, образования. -2016. - № 4 (59). - С. 147-150.

5. Кибальник А.В. Исследование уровня субъективного контроля как фактора готовности студентов к семейной жизни / А.В. Кибальник, И.В. Федосова, Р.А. Соловьева // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 2 (145). - С. 235-242.

6. Малявина С.С. Особенности ценностного отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) / С.С. Малявина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 2. - С. 9199.

7. Мацкевич М.Г. Локус контроля и атрибуция ответственности: общие и специфические аспекты изучения (на примере общероссийских опросов и опроса петербургских студентов) / М.Г. Мацкевич, А.В. Родионова // Петербургская социология сегодня. -2009. - № 1.

8. Повякель Н.И. Теория социального научения (Дж. Роттер) / Н.И. Повякель. - СПб.: Питер, 2005. - 49 с.

9. Салливан Г. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Г. Салливан, Дж. Роттер, У. Мишел. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с.

10. Тронь Т.М. Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов / Т.М. Тронь // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 11.

References:

1. Bazhin E.F. Method for studying the level of subjective control / E.F. Bazhin, E.A. Golynkina // Psychological journal. - 1984. - V. 5. - № 3. - P. 152-163.

2. Baskaeva O.V. Locus of control in the system of personality characteristics of youth: sibling context / O.V. Baskaeva // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: "Psychology. Pedagogy. Education". -2022. - № 1.

3. Gamezo M.V. Developmental psychology: personality from youth to old age / M.V. Gamezo, V.S. Gerasimov, G.G. Gorelova, and etc. - M.: Noosphere, 2009. - 269 p.

4. Davudova A.R. Personal values of students with internal and external locus of control / A.R. Davudova, M.M. Dalgatov, U.Sh. Magomedkhanova // World of science, culture, education. - 2016. - № 4 (59). - P. 147-150.

5. Kibalnik A.V. Study of the level of subjective control as a factor in students' readiness for family life / A.V. Kibalnik, I.V. Fedosova, R.A. Solovieva // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 2(145). - P. 235-242.

6. Malyavina S.S. Peculiarities of Value Attitude to Religious Culture Among Modern Youth (Cross-Cultural Research) / S.S. Malyavina // Proceedings of the Ural Federal University. Series 1: Problems of education, science and culture. - 2012. - № 2. - P. 91-99.

7. Matskevich M.G. Locus of control and attribution of responsibility: general and specific aspects of the study (on the example of all-Russian surveys and a survey of St.-Petersburg students) / M.G. Matskevich, A.V. Rodionova // Petersburg sociology today. - 2009. - № 1.

8. Povyakel N.I. Theory of social learning (J. Rotter) / N.I. Povyakel. - St. Petersburg: Peter, 2005. - 49 p.

9. Sullivan G. Theory of interpersonal relations and cognitive theories of personality / G. Sullivan, J. Rotter, W. Michel. - St. Petersburg: Prime Eurosign, 2007. - 128 p.

10. Tron T.M. Correlation between the parameters of academic procrastination and mental states, the level of subjective control, educational motivation and academic performance in students-procrastinators / T.M. Tron // International Research Journal. - 2017. - № 11.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии Сведения об авторах:

Малявина Светлана Сергеевна (г. Волгоград, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии, Волгоградский институт управления, e-mail: svetlana.malyavina@gmail.com

Фадеева Ольга Валентиновна (г. Саранск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, e-mail: ofadeeva71@yandex.ru

Кручинкина Виктория Ивановна (г. Саранск, Россия), магистрант, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, e-mail: kruchinkina167@mail.ru

Модина Татьяна Федоровна (г. Саранск, Россия), магистрант, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, e-mail: tanechka.modina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.