Научная статья на тему 'Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрастах'

Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрастах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
555
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВЕРА В ТВОРЦА / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЮНОШЕСТВО / ЗРЕЛОСТЬ / ULTIMATE VALUES / VALUE GUIDELINES / LIFE SPHERES / INDIVIDUAL RELIGIOSITY / FAITH IN THE CREATOR / INTERNALITY / EXTERNALITY / YOUTH / MATURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасенко Инна Владимировна

Статья посвящена изучению ведущих ценностей и их взаимосвязи с интернальностью у лиц юношеского и зрелого возрастов. Приводится обзор современных психологических исследований, посвященных данной проблеме. Эмпирическим объектом исследования выступили 80 человек, из них 40 человек в возрасте 19-24 лет студенты разных специальностей г. Ростова-на-Дону, и 40 человек в возрасте 40-45 лет люди с высшим образованием, представители различных профессий г. Ростова-на-Дону. В данной статье рассмотрены преобладающие терминальные ценности, особенности структуры индивидуальной религиозности и показатели интернальности в группах респондентов юношеского и зрелого возрастов. Характерной особенностью для респондентов юношеского возраста является доминирование ценности высокого материального достатка. Преобладающими жизненными сферами, в которых представители юношества в первую очередь стремятся реализовать свои ценности, являются сферы общественной жизни и увлечений, в то время как в группе зрелых людей жизненные сферы оказались не дифференцированы, что может объясняться индивидуальным своеобразием их распределения у людей этого возраста. Характерной особенностью мужчин зрелого возраста по сравнению с юношами-студентами является большая выраженность веры в Творца, которая связана с внутренним локусом контроля. Общий показатель интернальности у студентов связан с философским восприятием религии, развитием их религиозного самосознания, соблюдением религиозных обрядов и признанием религии как образца моральных норм. Этот же показатель (интернальность) больше выражен у тех людей зрелого возраста, которые имеют хобби и стремятся к сохранению своей индивидуальности, и связан у них с верой в Творца, а также в явления, не объясненные наукой. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в психологическом консультировании клиентов по вопросам их ценностного и религиозного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афанасенко Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEADING VALUES AND THEIR INTERRELATION WITH INTERNALITY IN YOUTH AND MATURITY

The main concern of the paper is to study to the leading values and their interrelation with internality in young and mature persons. The author focused attention on recent psychological research in this field. The empirical study involved 80 respondents: 40 persons at the age from 19 to 24 (students of various specialties of Rostov-on-Don), 40 persons at the age from 40 to 45 (persons with higher education, representatives of various professions in the city of Rostov-on-Don). This article considers the prevailing ultimate values, features of the structure of individual religiosity and characteristics of internality in the groups of young and mature respondents. The dominance of the value of prosperity was a characteristic feature for the young respondents. The spheres of social life and hobbies were dominant life spheres where the young respondents mainly actualized their values. The spheres of life were not differentiated in the group of adults, which indicates the individual peculiarity of their distribution in the respondents of this age group. The adult males scored high on measures of faith in the Creator, which is associated with internal locus of control. The overall index of internality in students related to the philosophical perception of religion, development of their religious identity, observance of religious rituals, and recognition of religion as a model of moral norms. The mature persons who had a hobby and aspired to preserve their individuality scored higher on measures of the same characteristic (internality). in this group of respondents the index of internality related to faith in the Creator and in phenomena beyond scientific explanation. The results of the study suggest possible applications in psychological consulting on the problems of value and religious self-determination.

Текст научной работы на тему «Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрастах»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.43

ОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩИХ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИНТЕРНАЛЬНОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТАХ

Афанасенко Инна Владимировна

Статья посвящена изучению ведущих ценностей и их взаимосвязи с интернальностью у лиц юношеского и зрелого возрастов. Приводится обзор современных психологических исследований, посвященных данной проблеме. Эмпирическим объектом исследования выступили 80 человек, из них 40 человек в возрасте 19-24 лет - студенты разных специальностей г. Ростова-на-Дону, и 40 человек в возрасте 40-45 лет - люди с высшим образованием, представители различных профессий г. Ростова-на-Дону. В данной статье рассмотрены преобладающие терминальные ценности, особенности структуры индивидуальной религиозности и показатели интернальности в группах респондентов юношеского и зрелого возрастов.

Характерной особенностью для респондентов юношеского возраста является доминирование ценности высокого материального достатка. Преобладающими жизненными сферами, в которых представители юношества в первую очередь стремятся реализовать свои ценности, являются сферы общественной жизни и увлечений, в то время как в группе зрелых людей жизненные сферы оказались не дифференцированы, что может объясняться индивидуальным своеобразием их распределения у людей этого возраста. Характерной особенностью мужчин зрелого возраста по сравнению с юношами-студентами является большая выраженность веры в Творца, которая связана с внутренним локусом контроля.

Общий показатель интернальности у студентов связан с философским восприятием религии, развитием их религиозного самосознания, соблюдением религиозных обрядов и признанием религии как образца моральных норм. Этот же показатель (интернальность) больше выражен у тех людей зрелого возраста, которые имеют хобби и стремятся к сохранению своей индивидуальности, и связан у них с верой в Творца, а также в явления, не объясненные наукой. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в психологическом консультировании клиентов по вопросам их ценностного и религиозного самоопределения.

Ви$Б!АЫ Р$УСИ0106!СА1 JOURNAL• 2016 У01_. 13 # 2

Ключевые слова: терминальные ценности, ценностные ориентации, жизненные сферы, индивидуальная религиозность, вера в Творца, интерналь-ность, экстернальность, юношество, зрелость.

Введение

В отечественной психологии ценности и ценностные ориентации определяются через понятия отношения, отражения, установки и исследуются в понятийном аспекте их определения и соотношения [2], в динамическом аспекте их проявления [9], у учащейся молодежи [1, 2, 6, 13, 17], в связи с профессиональной ориентацией [11] и выбором [10, 14]. За рубежом представлены исследования ценностей в русле персонализма [19], в их связи с политическими убеждениями людей [20, 22], в кросс-национальном аспекте [21] и др. Ценностные ориентации формируют избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами [3, 18].

Наиболее активно становление ценностной сферы личности происходит на этапе подростковой и юношеской социализации. Ценностно-смысловая сфера развивается у человека под влиянием социального окружения, но вместе с тем и сам человек активно формирует и конкретизирует ее содержание, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом [2, 8, 9, 14].

В системе ценностей личности особое место занимает религиозность, которая рассматривается как одно из ключевых качеств личности и понимается в связи со смыслообразующими и мироописательными категориями [4, 13]. Обращаясь к содержательному аспекту изучения религиозности, следует отметить разнообразие феноменов, включенных в ее состав. Представления о магии, религии и науке, их соотношение в рамках фундаментальных измерений отношения любого человека к миру рассматриваются в работах Б. Малиновского [12]. Религиозные ценности определяются «как ценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию» [5, с. 138-139].

Классификационная модель ценностей, представляющая духовные, материальные и общечеловеческие ценности и взаимосвязь между ними, предложена в работе И. В. Федосовой. В качестве одной из причин социальных противоречий отмечается то особое значение, которое придается отношению личности к собственности как ценности [15]. Так, например, для студентов экономических специальностей наиболее важна ценность

материального благосостояния [16]. Вместе с тем в научной литературе представлены результаты, отражающие высокую значимость для молодых россиян духовных ценностей [13], выраженных в том числе в стремлении получать моральное удовлетворение, удовольствие в большей степени от процесса деятельности, нежели от результата во всех сферах [1], а также высокую значимость творчества (для студентов гуманитарных специальностей) [16].

Ценности личности, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер ее отношений с окружающей действительностью, тем самым в определенной мере детерминируя ее поведение и способствуя успешной социализации. Человек «социализированный» - значит «полностью интернализовавший нормы и ценности данной группы» [3, с. 31]. Источниками инкультурации ценностей для молодежи выступают семья, образовательные учреждения, референтные группы, а также информационная среда [8], географическое положение, идеология и религиозная вовлеченность [16]. Ведущими субъективными факторами, обусловливающими жизненные ценности учащейся молодежи, являются: жизненные цели, жизненный опыт (личные проблемы), личные качества студентов и вера [11, 13, 14, 16]. В отличие от юношеского возраста зрелость является периодом своеобразной переоценки жизненных притязаний и личностных ценностей, изменения уже сформированной к этому возрасту структуры жизненных ценностей, личностные детерминанты которой до конца не изучены.

Указанные возрастные особенности личности определяют актуальность исследования специфики ценностной сферы, включая особенности ее религиозных представлений и выраженности интернальности у представителей юношеского и зрелого возрастов, различий в доминировании тех или иных видов ценностей и готовности принимать ответственность за разные события своей жизни. Особый исследовательский интерес вызывает изучение характера связи религиозных представлений личности с локусом ее контроля в различных жизненных сферах у представителей разных возрастов, и, в частности, у представителей поколения, родившегося в годы перестройки. Отсутствие научных работ, посвященных этим вопросам, обусловливает актуальность и новизну представляемого исследования.

Целью исследования стало выявление ведущих ценностей и их взаимосвязи с интернальностью у субъектов юношеского и зрелого возрастов.

Объект и методы исследования

Выборку составили 80 человек: 40 студентов (19-24 лет) разных специальностей г. Ростова-на-Дону и 40 человек (40-45 лет) с высшим

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2016 V0L. 13 # 2

образованием, представители различных профессий г. Ростова-на-Дону. По полу группы распределены равномерно, все опрашиваемые исповедуют православие.

Методы исследования: 1) психологическое тестирование - опросники: «Терминальные ценности» (ОТеЦ) И. Г. Сенина; «Структура индивидуальной религиозности» Ю. В. Щербатых; «Уровень субъективного контроля (УСК)» Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкина, А. М. Эткинд; 2) методы математической статистики (программа БТАТ!БТ!СА 6.0): коэффициент ранговой корреляции В-Спирмена, критерий ^-Фридмана, критерий Т-Вилкоксона, и-критерий Манна-Уитни. Анализировались результаты с достоверностью р < 0,05.

Результаты исследования

Для представителей юношеского возраста ведущими терминальными ценностями оказались ценности достижения и высокого материального положения, а для представителей зрелого возраста ценность достижений значимо доминировала над ценностью материального положения. Наиболее значимыми жизненными сферами для студентов оказались сферы общественных отношений и увлечений, а во взрослой выборке выявленные жизненные сферы оказались не дифференцированы.

Сравнительный анализ двух выборок мужского пола показал, что для юношей более значимыми, чем для мужчин зрелого возраста, являются сфера увлечений (и = 104) и стремление к сохранению собственной индивидуальности (и = 113). Среди женщин различий не выявлено.

В индивидуальной структуре религиозности респондентов выявлены следующие особенности. Студенты в религии склонны видеть преимущественно поддержку и утешение, склонны выполнять формальные требования православных традиций. В религиозной сфере они ищут ответы на вопросы о смысле жизни и Бытии, но не рассматривают ее как образец моральных норм. У мужчин зрелого возраста достоверно выше, чем у юношей, выражена вера в Творца (и = 476,5), что проявляется в их склонности видеть за происходящими событиями действие некой Высшей силы.

Интернальный локус контроля проявляется у студентов в области достижений и в области семейных отношений, а экстернальный локус контроля - в сфере производственных отношений и области неудач. У представителей зрелого возраста интернальность проявляется в сферах достижений, семейных и межличностных отношений, здоровья и болезни.

В зрелой группе сильнее, чем в юношеской, выражена интернальность в отношении здоровья и болезни (и = 481) и в области достижений (и = 590,5).

В результате корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между показателями ценностной сферы и выраженностью интерналь-ности в группах субъектов юношеского и зрелого возрастов. Склонность к выполнению религиозных обрядов сильнее выражена у студентов с высоким общим уровнем интернальности (г = 0,36). Также внутренний локус контроля связан у них с философским восприятием религии (г = 0,4), развитием их религиозного самосознания (г = 0,4) и признания религии как образца моральных норм (г = 0,46). Внутренний локус контроля в отношении физического самочувствия проявлен у тех представителей юношества, для которых значимы ценности креативности (г = 0,36) и активных социальных контактов (г = 0,4), которые стремятся к самореализации в сферах увлечения и семейной жизни (г = 0,42). Интернальность в сфере межличностных отношений выше у тех студентов, которые отстаивают ценность собственного престижа (г = 0,32) и стремятся реализовывать себя в сфере обучения и образования (г = 0,41).

Специфика корреляционных взаимосвязей в группе мужчин и женщин зрелого возраста оказалась иной, чем в группе студентов. Общий показатель интернальности выше у тех, кто верит в существование Творца (Высшую силу) (г = 0,4), в не установленные наукой явления (телепатия, энергетический вампиризм и др.) (г = 0,44), в магию (г = 0,5). Интернальность в сфере достижений связана со сферой увлечений (г = 0,32) и ценностью сохранения собственной индивидуальности (г = 0,37). Верующие в Творца представители зрелой возрастной группы проявляют интернальность в сфере производственных (г = 0,4), межличностных отношений (г = 0,33) и в сфере здоровья (г = 0,33). А вот отсутствие у них ориентации на постулаты идеалистической философии и вера в магию в аспекте наведения порчи и колдовства связаны с их интернальностью в сфере неудач (г = -0,32 и г = 0,34).

Заключение и выводы

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Выявленные в результате исследования достоверные различия в преобладании терминальных ценностей, особенности структуры индивидуальной религиозности и показателей интернальности касались доминирования ценности высокого материального достатка у студентов, что мы объясняем имеющейся у них фрустрированностью в материальной сфере вследствие отсутствия дохода от своей еще нереализуемой профессиональной деятельности. Представители юношества стремятся реализовать свои ценности преимущественно в сферах общественной жизни и увлечений, в то время как для зрелых людей жизненные сферы

ВиББ!АЫ PSУCH0L0G!CAL J0URNAL• 2016 V0L. 13 # 2

оказались не дифференцированы, что объясняется индивидуальным своеобразием их распределения в этом возрасте. Полученные результаты могут быть обусловлены разным характером социальной активности и профессиональной занятости у учащихся студентов и взрослых работающих людей. Для первых преимущественно характерны обучение, поиск профессиональных и личных возможностей самореализации, поиск и выбор партнера для близких отношений и создания семьи, что предполагает активное включение в социальное сообщество и широкий спектр социальных контактов. Для юношей-студентов вопросы самопознания и утверждение своей индивидуальности остаются более актуальными, нежели для мужчин зрелого возраста, у которых эти вопросы в той или иной степени оказываются решенными.

Зрелых мужчин от юношей-студентов отличает большая выраженность веры в Творца, связанной с внутренним локусом контроля, т. е. принимать ответственность за свою жизнь им помогает представление о мироустройстве как о согласованном и имеющем некий непостигаемый смысл Творении. Высокая интернальность в сфере здоровья и болезни и в области достижений обусловливается возрастными изменениями в функционировании организма и большим опытом собственных достижений в разных сферах жизни у представителей зрелой группы по сравнению со студентами.

2. Специфика характера связей ценностной сферы и интернальности у представителей юношества и зрелого возраста касается преобладания в них элементов структуры внутренней религиозности, причем качественно отличных у представителей разных возрастных групп. Общий показатель интернальности у студентов связан с философским восприятием религии, развитием их религиозного самосознания, соблюдением религиозных обрядов и признанием религии как образца моральных норм. В группе людей зрелого возраста выше интернальность у тех, кто имеет хобби и стремится к сохранению своей индивидуальности, и связана у них с верой в Творца, в не установленные наукой явления и магию. Можно предположить, что внутренний локус контроля у представителей молодого поколения обусловлен признанием ими духовно-нравственного авторитета религии конфессионального характера, а у взрослых людей - сохранением непрерывности процесса их внутреннего развития наряду с расширением диапазона восприятия явлений окружающей действительности.

Полученные результаты могут быть полезны в практике психологического консультирования по вопросам ценностного самоопределения и осознания системы религиозных воззрений в связи со способностью нести ответственность за происходящие жизненные события.

Литература

1. Афанасенко И. В., Тащёва А. И., ГабдулинаЛ. И. Ценностные ориентации в связи с социальной фрустрированностью обучающихся и работающих молодых мужчин и женщин // Гуманитарные и социальные науки. -2015. - № 4. - С. 172-183.

2. Бездухов В. П., Жирнова Т. В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 201 с.

3. Безумова Л. Г. Соотношение ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студента // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2007. - № 2. - С. 29-36.

4. БогдановскаяИ. М. Религиозный опыт личности как феномен психологического исследования // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: материалы Покровских педагогических чтений. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - С. 130-133.

5. Бокова О. А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5. - С. 181-182.

6. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. -2011. - № 6 (108). - С. 124-129.

7. ДумноваЭ. М. Молодежь мегаполиса: социальное неравенство и ценности // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 6 (121). - С. 54-58.

8. Ерохин Д. О. Характер взаимодействия аудитории с информационной средой и формирование ценностных ориентаций // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 7. - С. 43-46.

9. ЖуравлеваН. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во ИП РАН, 2006. - 335 с.

10. Кузнецова Е. Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классификации // Вестник ОГУ. - 2010. - № 10 (116). - С. 20-24.

11. Ладьина В. В. Ценностно-профессиональные ориентации студентов технических вузов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2012.

12. Надточий И. О. Трансцендентное как сущность религиозного // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Философия. Социология. Право. - 2010. -Вып. 13. - Т. 14. - С. 264-269.

13. ПавлыкН. В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 1 (17). - С. 88-95.

14. Трещев А. М., Сергеева О. А. Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов // Вестник ТГПУ. - 2013. -№ 1 (129). - С. 25-31.

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 2

15. Федосова И. В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы. - 2009. - № 2. - С. 75-92.

16. Черкасова А. А. Жизненные ценности студенческой молодежи в России и США: социологический анализ: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. - Екатеринбург, 2012.

17. Щанкина Э. В. Субъектно-ценностный подход к формированию нравственных идеалов студентов колледжа // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - Т. 17. - № 1 (3). - С. 615-619.

18. Яницкий М. С. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие. - Новокузнецк: Изд-во МАОУ ДПО ИПК, 2010. - 102 с.

19. Perry R. B. The Realms of Value [Based on Gifford Lectures]. - Cambridge: Harvard University Press, 1954.

20. SchoemakerP., TetlockP. E.Taboo scenarios: How to think about the unthinkable // California Management Review. - 2011. - no. 54 (2). - pp. 5-24.

21. Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally - lessons from the European Social Survey. Ed. by R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald & G. Eva. - London: Sage Publ., 2006.

22. Tetlock P. E. Thinking about the unthinkable: Coping with secular encroachments on sacred values // Trends in Cognitive Science. - 2003. - no. 7. -pp. 320-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.