Научная статья на тему 'Соотношение локуса контроля и выбора образовательного маршрута у выпускников девятых классов'

Соотношение локуса контроля и выбора образовательного маршрута у выпускников девятых классов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экопсихологический подход / социальная ситуация развития / экстернальность / интернальность / психологическое благополучие / самоопределение / ecopsychological approach / social situation of development / externality / internality / psychological well-being / self-determination

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бегунова Л. А.

В статье представлены результаты исследования личности подростков, показывающие, что отношение подростков к профессиональной деятельности, к социальным требованиям оказалось наиболее зависимо от изменений в социальной среде. На этапе окончания 9-го класса современные подростки не готовы самостоятельно принимать решение о выборе профессии. Ответственность за своё будущее самоопределение перекладывается ими на внешние обстоятельства и на значимых для них взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF THE LOCUS OF CONTROL AND SELECTION OF THE EDUCATIONAL ROUTE FOR STUDENTS OF THE NINTH CLASSES

The article presents the results of a study of the personality of adolescents, showing that the attitude of adolescents to professional activities, to social requirements is most dependent on changes in the social environment. At the end of the 9th grade, modern boys and girls are not ready to independently decide on the choice of a profession. Responsibility for their future selfdetermination is transferred by them to external circumstances and the decision of adults that are important to them.

Текст научной работы на тему «Соотношение локуса контроля и выбора образовательного маршрута у выпускников девятых классов»

УДК 159.9

СООТНОШЕНИЕ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА У ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ

Бегунова Л.А.

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия E-mail: lab6510@list.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования личности подростков, показывающие, что отношение подростков к профессиональной деятельности, к социальным требованиям оказалось наиболее зависимо от изменений в социальной среде. На этапе окончания 9-го класса современные подростки не готовы самостоятельно принимать решение о выборе профессии. Ответственность за своё будущее самоопределение перекладывается ими на внешние обстоятельства и на значимых для них взрослых.

Ключевые слова: экопсихологический подход, социальная ситуация развития, экстер-нальность, интернальность, психологическое благополучие, самоопределение.

RELATIONSHIP OF THE LOCUS OF CONTROL AND SELECTION

OF THE EDUCATIONAL ROUTE FOR STUDENTS OF THE NINTH CLASSES

Begunova L.A.

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

E-mail: lab6510@list.ru

Abstract. The article presents the results of a study of the personality of adolescents, showing that the attitude of adolescents to professional activities, to social requirements is most dependent on changes in the social environment. At the end of the 9th grade, modern boys and girls are not ready to independently decide on the choice of a profession. Responsibility for their future self-determination is transferred by them to external circumstances and the decision of adults that are important to them.

Keywords: ecopsychological approach, social situation of development, externality, inter-nality, psychological well-being, self-determination.

Активно развиваемые в современной науке экопсихологические представления о психологических аспектах взаимодействия индивида и окружающей среды являются одним из важнейших ресурсов решения актуальных задач устойчивого развития человека, общества и экономики в условиях постиндустриального общества [2]. В частности, расширение представлений о такой интегральной характеристике социальной среды как социальная ситуация развития современного подростка позволяет повысить уровень экологической сообразности процесса личностного становления представителей подростающего поколения. Отсюда исследование изменений социальных установок, личностных черт современных подростков представляется весьма актуальным в целях развития знаний об экопсихологических условиях взросления.

Сочетание элементов модернизации и традиционализма в моделях обучения и воспитания, практикуемых в образовательных системе постиндустриального общества, оказывает разнонаправленное, неоднозначное влияние на социальную ситуацию развития современных подростков. Практически типичным для многих молодых людей стало то, что после окончания школы выбор вуза для них осуществляют родители, и только второе, а часто и третье высшее образование является результатом собственного профессионального самоопределения. Развитие новых технологий, новых специальностей позволяет людям самостоятельно получать профессиональные навыки либо дистанционно, либо на курсах, либо самообучением. Например, в среде программистов никого не удивляют специалисты высокого уровня, у которых за плечами только среднее образование. Зачастую сегодня молодые люди, поступив в престижные вузы, начинают работать и бросают учебу, поняв, что отсутствие диплома ни-

как не повлияет на возможности их карьерного роста. В современных условиях взрослые, так же как и выпускники школ, бывают неуверенными в правильности принимаемых профессиональных решений. Проблема профессионального и жизненного самоопределения решается сегодняшними выпускниками школ в ситуации высокой степени неопределенности, в ситуации кризиса как среднего, так и высшего образования.

Современные девятиклассники, так же как восьмиклассники второй половине ХХ века, сталкиваются с первым выбором профессионального самоопределения, обусловленного традиционной системой отечественного образования, когда подростки вынуждены сделать выбор между продолжением обучения в средней школе или колледжем. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению рассматривается как системная характеристика социальной и психологической зрелости учащихся старшего подросткового возраста, которая включает сформированность социальной мотивации (мотивационные представления, отношение к своему возрасту), готовность к профессиональному выбору (мотивы выбора образовательного маршрута, статус профессиональной идентичности), отношение к учению, ответственность за свои решения и их реализацию (уровень субъективного контроля), самоотношение (самооценка, уровень притязаний) [4].

Уровень субъективного контроля (УСК) является одним из важных признаков достижения юношами и девушками такого личностного развития, когда они могут отвечать за принимаемые решения и их последствия. Уровень субъективного контроля, баланс интер-нальности и экстернальности по отношению к значимым жизненным ситуациям является показателем зрелости личностных позиций молодых людей, их готовности к переходу на новую ступень и к новым условиям обучения, и профессиональному самоопределению [1, 3]. Вместе с тем, условия школьного обучения самостоятельно оказывают существенное влияние на развитие у подростков ощущения контроля над своей жизнью. Так, в исследованиях Huebner с соавторами показано, что частые переживания подростками негативных жизненных событий, неудач, в том числе и школьных, приводят к снижению восприятия контроля над своей жизнью, что, в свою очередь, связано с уменьшением удовлетворенности их школьным опытом. Авторы отмечают, что многочисленные реформы школы, проводимые в течение последних десятилетий XX века, были сосредоточены на результатах, связанных с когнитивным развитием детей и успеваемости, и мало уделяли внимания личностным аспектам школьного обучения [7].

Принимая во внимание значимость такого показателя, как уровень субъективного контроля для характеристики личностной зрелости учащихся было проведено исследование, направленное на изучение особенностей локализации личностного контроля у выпускников девятых классов средней общеобразовательной школы в контексте их готовности к профессиональному самоопределению, а также сравнить показатели УСК у современных старшеклассников и их сверстников советской эпохи (80-90-ые годы XX века).

В качестве инструмента исследования был выбран опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) адаптированный для подростков-старшеклассников Грецовым А. Г. [1]. В исследовании приняли участие 385 учеников 9-х классов (192 юношей и 193 девушки) из 6-и школ разных районов Москвы и ближайшего Подмосковья, возраст обследуемых был от 14 до 16 лет. Тестирование проводилось в марте-апреле и сентябре-октябре 2019 года.

Результаты диагностики уровня субъективного контроля школьников 9-х классов показали, что 96,9% учащихся имеют экстернальный локус контроля. Гипотеза, что низкий показатель интернальности юношей и девушек, протестированных в марте-апреле 2019 года, отражает ситуативную реакцию подростков на стрессовую ситуацию перед сдачей аттестационных экзаменов в 9-м классе, не подтвердилась. Таим образом, полученные данные не просто отражают переживание девятиклассниками момента окончания неполной средней школы как эмоционально напряженную ситуацию, связанную с первым жизненным выбором в плане самоопределения и предстоящими экзаменами, когда напряженность момента работает по принципу доминанты, подавляя даже те сферы, в которых учащиеся могли бы проявить ин-тернальность, а показывают общее психологическое неблагополучие молодых людей.

Сравнение результатов локуса субъективного контроля школьников 9-х классов с исследованиями 1980-90-х годов [3, с. 472-476] выявило низкую готовность современных подростков к ответственности за профессиональное самоопределение. Максимальные различия современных подростков получены по шкале «Интернальность в сфере производственных отношений». Таким образом, отношение подростков к профессиональной деятельности, к социальным требованиям оказалось наиболее зависимо от изменений в социальной среде. На этапе окончания 9-го класса современные юноши и девушки не готовы самостоятельно принимать решение о выборе профессии. Ответственность за своё будущее самоопределение перекладывается ими на внешние обстоятельства и на значимых для них взрослых.

Наиболее близкими для старших подростков 80-х годов прошлого века и современных девятиклассников оказались показатели по шкале «Интернальность в области межличностных отношений - Ил». Таким образом, можно предположить, что для старших подростков наиболее значимой сферой по-прежнему являются их взаимоотношения со сверстниками, когда ведущая в младшем подростковом возрасте деятельность учения отходит на второй план и уступает место интимно-личностному общению [5]. А отношение юношей и девушек к сфере производственных отношений обусловлено социальной ситуацией развития: средний показатель по этой шкале за 35 лет снизился с 5,8 до 3,6 стенов (результаты сравнивались с данными Бажина Е. Ф. и др. 1984 года [3, с. 475]). Снижение среднего показателя по шкале «Интернальность в сфере личных отношений» оказался самым минимальным - 0,7 стенов, с 6 до 5,3 стенов. Более того, в нашей выборке это самый низкий показатель экстернальности, показатель интернальности (5,5 стена и выше) по этой шкале отмечается у 59% подростков.

Таким образом, значимость для современных подростков сферы межличностных отношений остается также актуальной, как и 30 лет назад. Данный факт обусловлен возрастными особенностями, а не изменениями в социальной среде, включающей новые формы общения через цифровые технологии. Современные подростки наиболее уверенно чувствуют себя в отношениях со сверстниками, половина юношей и девушек нашей выборки готовы принять на себя ответственность за характер межличностных отношений. Межличностное общение представляется подросткам как одна из немногих сфер деятельности, где от них что-то реально зависит.

Сближение средних показателей по шкале «интернальность в сфере межличностных отношений» свидетельствует о преобладании возрастных психологических потребностей над социальными требованиями, устойчивости возрастных потребностей к изменчивости объективного компонента социальной ситуации развития.

Психологические, социологические, культурологические исследования свидетельствуют о замедлении процесса взросления детей в экономически развитых странах, появлении своеобразного моратория на взросление практически до 25-летнего возраста. Предполагается, что такая «медленная стратегия жизни» характерна для малодетных семей, ориентированных на образование и много времени проводящих вместе. Эмоциональная и экономическая поддержка, получаемая детьми в таких семьях, создает зону психологического комфорта, которую они не торопятся покидать. Сравнительные статистические данные показывают, что границы детского возраста существенно расширились: по параметрам социальной активности сегодняшние 18-летние ведут себя, как раньше вели себя дети 15 лет, а, в свою очередь, 15-летние сравнялись с прежними 13-летними подростками. Одной из важнейших причин замедленного взросления детей XX века Twenge J. считает сверхценное отношение родителей к образованию детей в эпоху информационной экономики, отдающих предпочтение учебным занятиям в ущерб социальной зрелости [8].

Результаты динамики средних показателей опросника «Уровень субъективного контроля» выявили, что спустя 35 лет российские юноши и девушки с интернальным локусом контроля стали единичными. Мы предполагаем, что такой рост экстернального локуса контроля за четверть века свидетельствует о замедлении взросления современных подростков, их неготовности к принятию ответственности за свое будущее, к совершению усилий, необходимых для достижения выбранных целей. Экстернальное отношение к жизни современных

старших подростков сформировалось не только под влиянием событий личной жизни подростков и их ближайшего окружения, но и макросоциальных явлений, характерных для стран с постиндустриальной экономикой.

Ориентация локуса контроля может меняться в зависимости от накопленного опыта человеком и подкрепления его ожиданий. Факторы семьи, межличностные отношения с ровесниками, социально-экономическая среда являются важными переменными для формирования у молодежи ориентации локуса контроля в сторону интернальности или экстернальности [6].

Выводы

1. Повышение уровня экстернальности у современных подростков обусловлено сложившейся социальной ситуацией развития, в условиях которой они:

- не имеют собственного опыта реализации ответственности (отсутствуют общественные системы воспитания ответственности);

- не имеют примеров такой ответственности со стороны взрослых (избыток административного регулирования школьной жизни, препятствующий субъектному отношению педагогов к своей профессиональной деятельности);

- воспитываются в условиях сверхконтроля со стороны родителей, что подавляет потребность подростков в самостоятельном выборе, в том числе и профессии.

2. Сравнение результатов локуса субъективного контроля школьников 9-х классов с исследованиями 1980-90-х годов выявило низкую готовность современных подростков к ответственности за профессиональное самоопределение. Максимальные различия современных подростков получены по шкале «Интернальность в сфере производственных отношений». Отношение подростков к профессиональной деятельности, к социальным требованиям оказалось наиболее зависимо от изменений в социальной среде. На этапе окончания 9-го класса современные юноши и девушки не готовы самостоятельно принимать решение о выборе профессии. Ответственность за своё будущее самоопределение перекладывается ими на внешние обстоятельства и на значимых для них взрослых.

3. Наиболее устойчивыми к изменениям социальной ситуации развития подростков оказались возрастные психологические закономерности. Среднее значение показателя локуса контроля по шкале «Интернальность в области личных отношений» в нашей выборке имеет самый высокий показатель интернальности (5,3 стена против 6 стенов по данным 1984 г.), у 59% юношей и девушек отмечалось интернальное отношение по этой шкале. Несмотря на новые формы коммуникации, социальные изменения в обществе, изменения в структуре образования, наиболее актуальным для старших подростков, как и 30 лет назад, остаются вопросы, связанные с их взаимоотношениями со сверстниками. Именно в сфере межличностных отношений современные подростки готовы считать себя ответственными за их социальные взаимодействия.

Список литературы

1. Азбель А.А., Грецов А.Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов СПб.: Питер, 2012 г. С. 17- 20.

2. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М. ; СПб. : Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. - 304 с.

3. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504, с. с ил.; с. 472-476.

4. Андреева А.Д., Гуткина Н.И., Дубровина И.В. и др. Формирование личности старшеклассника; Под ред. И. В. Дубровиной; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М. : Педагогика, 1989. - 169 с.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с: ил.- (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)

6. Ahlin E.M., Lobo Antunes M.J. (2015) Locus of Control Orientation: Parents, Peers, and Place. J Youth Adolescence 44: 1803-1818 p. https://doi.org/10.1007/s10964-015-0253-9

7. Huebner E.S., Ash, C. & Laughlin J.E. (2001) Life Experiences, Locus of Control, and School Satisfaction in Adolescence - Social Indicators Research 55: 167. https://doi.org/10.1023/A:1010939912548

8. Twenge Jean M. Have Smartphones Destroyed a Generation? / Электронный ресурс. Код доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/toc/2017/09/

УДК 37.018.26

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

И РАСШИРЕНИЯ РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ40

Бондарев П.Б.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия

E-mail: pbondarev@rambler.ru

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования взаимодействия семьи и школы как фактора развития образовательной среды и расширения ресурсных возможностей образования. Выделены принципы социально-образовательного партнёрства семьи и школы. Семья как субъект социально-образовательного партнёрства рассмотрена как агент успешной социализации и самореализации учащихся. Описаны функции, которые сегодня семья призвана выполнять как субъект развития образовательной среды.

Ключевые слова: семья, школа, социальное партнёрство семьи и школы, образовательная среда, ресурсные возможности образования.

THE SOCIO-EDUCATIONAL PARTNERSHIP OF FAMILY AND SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND EXPAND THE RESOURCE POTENTIAL OF EDUCATION

Bondarev P.B.

Kuban State University, Krasnodar, Russia E-mail: pbondarev@rambler.ru

Abstract. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the interaction of family and school as a factor in the development of the educational environment and the expansion of educational resources. The principles of social and educational partnership between family and school are highlighted. The family as a subject of social and educational partnership is considered as an agent of successful socialization and self-realization of students. The author describes the functions that today the family is called to perform as a subject of development of the educational environment.

Keywords: family, school, social partnership of family and school, educational environment, educational resources.

В первые десятилетия XXI века в Российской Федерации были задолжены основы новой социально-образовательной политики, в том числе - в отношении новой роли семьи в образовательной системе. Так, нормативно-правовую основу федеральной политики в области формирования открытой образовательной среды составляют положения Закона РФ ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (2012), Семейного кодекса РФ, Концепции государственной политики в отношении молодой семьи (2007), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ (2015), в которых обосновывается необходимость

40 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00163 А «Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребёнка»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.