Научная статья на тему 'Личностно-профессиональная зрелость молодых психотерапевтов'

Личностно-профессиональная зрелость молодых психотерапевтов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Варфоломеева Оксана Владимировна

Автором представлена актуальная научная проблема изучения и описания акмеологических закономерностей формирования личностной и профессиональной зрелости современного психотерапевта. Грамотное разрешение данных проблем позволит в значительной мере оптимизировать процесс профессиональной подготовки молодых психотерапевтов (в поле совместного функционирования педагогического, психологического и акмеологического знания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual-professional maturity of young psychotherapists

The author presents an urgent scientific problem ofstudy and description of acmeological laws of formation of individual and professional maturity of a modern psychotherapist. The competent decision of the given problems will allow considerably optimizing the process of professional training of young psychotherapists (in the field ofjoint functioning of pedagogical, psychological and acmeological of knowledge).

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональная зрелость молодых психотерапевтов»

I ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

О. В. Варфоломеева

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ МОЛОДЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский

тупень зрелости и так называемая вершина этой зрелости (акме) — это, по определению А.А. Бодалева, «многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно вместе с тем никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей варьиативностью и изменчивостью» [2, с. 5].

Время выхода на уровень акме человека как индивида, личности и субъекта творческой деятельности не совпадает. Акмеология проясняет своеобразие факторов, которые обусловливают индивидуальную целостную картину зрелости человека. Существенное место в акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» личности. Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу: на него «работает» вся его предшествующая жизнь. «Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым» [2, с. 6]. Во многих видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться бесполезным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивным даже на творческом уровне, что, в свою очередь, может быть показателем достигнутой человеком высшей для него точки гражданственности, трудоспособности, гуманизма,

— это и есть его акме, его вершина. Здесь же следует заметить, что, проходя данную ступень, человек переживает и взлеты, и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к попыткам реализовать себя в разных видах деятельности, и в стремлении постичь тайну бытия.

Акмеология совместно с педагогикой, по мнению А.А. Бодалева, должна выяснить, какими особенностями должны обладать микроакме человека на каждом этапе его жизненного пути, чтобы состоялось его большое акме. На каждой возрастной фазе могут быть свои вариации вершин. Поэтому акмеологией и педагогикой должен быть проработан вопрос о том, «в какую оптимальную для него систему воспитательных средств должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития, достигнутой в одной возрастной фазе, к кульминации, характерной для следующей фазы, обязательно состоялся бы» [2, с. 101].

Обстоятельства, в которые попал человек на одной ступени своего развития, могут оказаться неблагоприятными, и он не выйдет на уровень пика в своем развитии (пика, который был бы возможен для него). В таком случае акмеология в сотрудничестве с педагогикой должна будет выявить пути компенсации недостигнутого оптимума в развитии человека на определенном этапе жизненного пути. Всегда следует помнить, что обстоятельства влияют на человеческую судьбу не по формуле «стимул— реакция». Степень и характер любых индивидных, личностных или субъектно-деятельностных изменений, происходящих в человеке, оказываются тесно сопряженными с особенностями той психологической почвы, которая образовалась на предыдущем отрезке его жизненного пути в его внутреннем мире (то есть в субъективной идеальной модели/картине мира).

Помимо психологических характеристик модели мира субъекта в акмеологическом контексте могут быть изучены особенности профессиональной модели бытия, а также целостной «картины» зрелости современного психотерапевта (в том числе и начинающего).

В рамках педагогики высшей школы целесообразно выделить два основных критерия, усло-

вия и одновременно направления эффективной подготовки будущих практических психологов: 1) формирование личностной зрелости и 2) формирование профессиональной зрелости. Сразу же следует отметить, что подобная дифференциация интегративного феномена «зрелости» является условной, удобной в ходе его описания. По большому же счету речь идет о целостности и единстве личностно-профессионального роста и развития. Как уже было подробно описано выше, системным анализом зрелости занимается наука акмеология, первоосновой развития и становления которой была психология. Ведущими специалистами в области методологии акмеологических исследований понятие «акмеологические закономерности» определяется как устойчивые связи и отношения между профессиональным и личностным развитием человека, а также между различными уровнями организации психических процессов в ходе такого развития [4]. Данные закономерности носят и объективный, и субъективный характер, что объясняется интегративным изучением в рамках акмеологии как человека, так и его деятельности.

Следует подчеркнуть и напомнить, что понятие «зрелость» является не только акмеологическим, но и экзистенциальным, что позволяет ему претендовать на статус метакатегории. Общеизвестно, что в рамках экзистенциальной психологии за основу принимается первичность «бытия-в-мире», столкновение с которым порождает следующий спектр проблем: проблемы времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества, а также поиска смысла своего существования; переживания стресса и тревоги, а также постижение себя и мира в деформированном виде. Современная психотерапевтическая практика является «психотерапевтическим бытием», первичность которого для представителей данной профессии очевидна. Прежде всего встает задача научного последовательного изучения психологических характеристик этой микровселенной, этой мини-галактики, а также описания экзистенциальных противоречий ее развития и жизнедеятельности. Как было отмечено, актуальным представляется детальное описание картины/модели данного многоаспектного, неоднозначно трактуемого, претендующего на самостоятельное существование, яркого фрагмента бытия. Данная модель по известной аналогии [11] имеет следующую структуру:

- модель времени — здесь речь идет о том, что профессиональная психотерапевтическая помощь оказывается в ограниченный, реально и актуально протекающий промежуток времени; всегда важно помнить, что будущего нет: «вечное время — это настоящее» (Франкл В., 2000);

- модель пространства — здесь речь должна идти о том, что психотерапевтическая практика представляет собой некоторого рода «Зазеркалье», то есть работу на виртуальной территории с учетом законов и «подводных камней» последней;

- модель восприятия — здесь следует тщательно изучать и учитывать тонкости и особенности динамики психотерапевтического диалога и процесса в рамках психологической диады: «мое»

— «чужое», где самым неуловимым, по мнению известного представителя американской экзистенциальной психологии И. Ялома, является мудрость [13].

Столкновение личности психотерапевта и «психотерапевтического бытия» приводит к актуализации базовых понятий экзистенциальной психотерапии: отношение к смерти и социальное бессмертие, свобода и зависимость, профессиональный смысл и бессмысленность, изоляция и одиночество и т. д. Преодолеть экзистенциальные противоречия (в том числе и профессиональные) сможет только зрелая личность, в данном контексте — личностно и профессионально зрелый психотерапевт, а также начинающий психотерапевт, поставивший перед собой задачу целенаправленного достижения вершин личностно-профессиональной зрелости.

Исследуемая проблема начинает интересовать не только начинающих психотерапевтов, но и студентов-психологов младших курсов. «Что же есть зрелость? Зреет яблоко, наполняется ароматом, соком до тех пор, пока не достигнет определенной точки — зрелости, когда уже вкуснее, больше и ароматнее оно не может быть. Мы говорим: «Яблоко созрело». Следовательно, зрелость — это точка максимума... Но что потом? Пик всегда ведет за собой схождение. Наше яблоко начинает сохнуть и вянуть. Неужели зрелая личность тоже? Нет. Когда с физиологической точки зрения человек считается зрелым? Когда сформирован скелет, когда человек способен к репродукции себе подобных. А что же собственно личность? Личность становится зрелой, когда ее сознание и все психические функции развиты до такой степени, что человек готов объективно (не через призму своих интроектов, стереотипов и защит) воспринимать новую информацию, преобразовывать и продуцировать качественно новые образования. Когда человек готов и умеет не только брать из окружающего мира, но и отдавать... Вернемся к анатомии. Позвоночник физиологически зрелого человека является костным, прочным образованием, которое держит весь организм. Сравним подсолнух и плющ, рядом вьющийся по забору. Вопреки трудностям, подсолнух растет вверх, без опоры, он самостоятелен, самодостаточен. Плющ же цепляется, падает и опять цепляется, ползет так, как выстроен забор. «Зрелая личность» и «внутренний стержень» — это синонимичные понятия. Однако зрелая личность никогда не будет костна и ригидна. Зрелая личность, как барометр, чувствует и адекватно реагирует на изменения в окружающем мире. .Человек не может дать то, чего у него нет.» (из письменных рассуждений студентки третьего курса факультета психологии).

В рамках акмеологической парадигмы и парадигмы психологии развития предметом научного

изучения может выступать личностный рост представителей различных профессий, а также многообразие факторов, оказывающих неоднозначное и даже противоречивое влияние на процесс личностного и профессионального самоопределения. В психологии до сих пор нет четких границ понятия «личностный рост». Попытка их обозначения в рабочем варианте может выглядеть следующим образом:

- количественный показатель — здесь уместно употребление таких общепринятых понятий, как «высота», «вершина», «успех», «карьера», «пик», «деятельность», «сознание», то есть в целом собственно «рост»;

- качественный показатель — в данном контексте актуально изучить и описать такие понятия, как «глубина», «душа», «человечность», «экзистенция», «духовность», «душевное», «бессознательное», «интуиция», «психотерапевтическое чутье», «совестливость» («совесть как подсознательный бог» у В. Франкла), а также следует обратить внимание не на то, что делает личность, а на то, как она делает свое дело и свою судьбу, то есть речь идет о собственно зрелости (лишь ее совершенству нет предела). «Особо надо еще раз подчеркнуть, что дух, душа, душевное. — это не надпсихическое, а различные качества психического как важнейшего атрибута субъекта» (Брушлинский А. В., 1998).

Наверное, психотерапия — это одна из тех областей, в которой субъект деятельности может быть успешным и эффективным только в том случае, если он достиг оптимума и в профессиональном, и в личностном развитии. «Открытость», или, по словам И. Ялома, «прозрачность» — вот тема, интересная для рассмотрения в данном контексте. Любые директивные инструкции, ограничивающие гибкость групповых терапевтов, снижают эффективность их работы. Часто можно встретить терапевтов, которые буквально «стреножены»: одни — убеждением, что они должны всегда оставаться совершенно анонимными и нейтральными (роль психоаналитика как «пустого экрана»); другие

- беспрерывной битвой за «честность» и прозрачность; третьи — императивной установкой, что следует делать интерпретации только группового переноса. «В течение жизни группы ведущий проходит через постепенные метаморфозы» [12, с. 233]. Сначала он создает группу, развивая социальную систему, в рамках которой могут действовать многочисленные терапевтические факторы, а также активизирует и создает условия для работы здесь-и-теперь. Постепенно терапевт начинает больше взаимодействовать с каждым из участников: по мере прогресса группы общение приобретает все более личностную окраску. Описанный процесс, протекающий между психотерапевтом и каждым из участников группы, качественно ничем не отличается от процесса межличностного научения, имеющего место между самими участниками. В конце концов, становится ясно, что у ведущего «нет монополии на авторитет, доминирование, прозорливость или отстраненность, и многие участники прорабатывают свои конфликты в этой области не с терапевтом (или не только с терапевтом), а с другими участниками, в чьем поведении обнаруживаются эти черты» [12, с. 233—234].

Фаулкс, один из основоположников групповой психотерапии, еще 50 лет назад утверждал, что зрелый групповой психотерапевт воистину скромен, он может искренне сказать группе: «Мы вместе смотрим в лицо реальности и базовым проблемам человеческого существования. Я — один из вас, не больше и не меньше» [12, с. 236]. Итак, в современной психотерапевтической практике появился огромный интерес и стремление к более человечным отношениям между терапевтом и клиентом. В терапии, основанной на истинном союзе между терапевтом и просвещенным клиентом, находят свое отражение возросшее уважение к способностям и возможностям последнего и вместе с тем усиление опоры на самоосознание, а не на легкий, но сомнительный комфорт самообмана. «Нет никакой нужды окутывать тайной терапевта или терапевтическую процедуру... Благодаря демистификации терапии мы мало что теряем и, пожалуй, многое приобретаем» [12, с. 236].

На современном этапе исследования заявленной в названии статьи научной проблематики необходимо предложить новую иерархию уровней изучения и описания акмеологических закономерностей формирования личностной зрелости (в частности, личностного роста) психотерапевта как эффективного, конструктивного и продуктивного субъекта профессиональной деятельности:

- психический уровень — здесь следует сказать об устойчивой психике, а также особенностях субъективного моделирования общего плана психической реальности;

- личностно-социальный уровень — в данном случае необходимо указать на закономерности активного моделирования «психотерапевтического бытия и пространства», а также на репертуар психотерапевтических сценариев и ролей;

- герменевтический уровень — здесь представляется актуальным изучение и описание психотерапевтической корректности глубинной интерпретации коннотативных (вторичных) смыслов виртуальной реальности клиентов;

- символический уровень — на этом уровне речь идет о создании собственных (авторских) эффективных психотерапевтических мифов или даже целой, яркой, многоаспектной и гармоничной палитры новой прогрессивной современной профессиональной мифологии;

- экзистенциальный уровень (собственно зрелость) — это высший в иерархии уровень, который характеризуется полной осмысленностью «психотерапевтического бытия», прыжком в глубину,

свободным и ответственным преодолением «проклятия профессии» (Р.М. Загайнов). Здесь же следует сказать о социальном воплощении и бессмертии в судьбах клиентов. Именно все вышесказанное наглядно иллюстрирует истинную, подлинную личностно-профессиональную зрелость (акме). «Не психическое и не бытие сами по себе, а субъект, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, творит историю» (Брушлинский А. В., 1998), а в данном научном контексте — свою собственную акмеологическую историю как субъекта профессиональной деятельности в поле функционирования тайны «психотерапевтического бытия».

Всякая научная разработка предполагает пополнение или некоторое уточнение понятийного аппарата той или иной области знания. В связи с этим (в качестве перспектив дальнейшего изучения обозначенной проблематики) необходимо будет уточнить определения следующих понятий: «зрелость», «оптимальность», «зрелая модель мира», «свобода», «личностная зрелость», «личностный рост: вершина», «личностный рост: глубина», «личностный рост: спад», «личностный рост: иллюзия», личностный рост: застой», «личностный рост: шкала глубины», «личность психотерапевта: оптимальная модель», «личностно-профессиональный рост: алгоритм», «личность психотерапевта: структура», «эффективный психотерапевт», «зрелый психотерапевт», «экзистенциальная встреча» и т. д.

Все вышеприведенные размышления представляют собой формулировку актуальной научной проблемы изучения и описания акмеологических закономерностей формирования личностной и профессиональной зрелости современного психотерапевта. Грамотное разрешение данных проблем позволит в значительной мере оптимизировать процесс профессиональной подготовки молодых психотерапевтов (в поле совместного плодотворного функционирования педагогического, психологического и акмеологического знания).

Литература______________________________________________________________________________________

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.

3. Варфоломеева О. В. Акмеологические закономерности формирования личностно-профессиональной зрелости современного психотерапевта: экзистенциальные противоречия

// I Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. - М., 2001. - С. 127-130.

4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых экстремальных условиях. — М., 1998.

5. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М., 1993.

6. Деркач А. А. и др. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности: Акмеологический аспект. — М., 1993.

7. Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб., 1999.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

9. Мелик-Пашаев А. А. Акме — период жизни или состояния духа? //Общая и прикладная акмеология. — М., 1995.

10. Психология: Учебник /Под ред. А.А. Крылова. — М., 2000.

11. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). — М., 1994.

12. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб., 2000.

13. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999.

© Варфоломеева О. В., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.