УДК 159.923 DO110.26170/2079-8717_2021 _01 _11
ББК Ю953 ГРНТИ 15.21.51 Код ВАК 19.00.01
Печеркина Анна Александровна,
кандидат психологических наук, доцент, директор департамента психологии, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620083, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Катькало Ксения Дмитриевна,
аспирант, ассистент Базовой кафедры «Коррекционная педагогика и психология» Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620083, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ: АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация личности; профессиональная самореализация; системный подход; самоактуализация личности; психологическое благополучие.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена изучению феномена личностно-профессиональной самореализации как ключевой области направлений исследований современной психологии. Целью является рассмотрение феномена самореализации в отечественной и зарубежной психологической науке и определение актуальных проблем и направлений его исследования.
В целях актуализации проблемного поля приводится анализ направлений современных исследований самореализации человека отечественными и зарубежными исследователями, выделяются позиции, являющиеся теоретическим базисом для рассмотрения данного феномена. В качестве одной из ключевых проблем сегодня выделяется определение особенностей соотношения профессионального и личностного аспектов самореализации. Обнаружено два полярных подхода к пониманию соотношения профессиональной и личностной самореализации: 1) личностная и профессиональная самореализация как самостоятельные образования, изучаемые вне зависимости друг от друга; 2) личностная и профессиональная самореализация как взаимозависимые категории. Установлена методологическая односторонность исследований феномена самореализации в современной психологии, а именно изучение самореализации в отрыве от влияния окружающей среды, социума. Ставится вопрос о перспективах изучения психологических предикторов гармоничного сочетания самореализации индивида как в профессиональной, так и в личностной сфере жизни.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Печеркина, А. А. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов / А. А. Печеркина, К. Д. Катькало. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 88-95. - DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_11.
Pecherkina Anna Aleksandrovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Director of Department of Psychology, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Education of Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Katkalo Ksenia Dmitrievna,
Postgraduate Student, .Assistant of Basic Department "Correctional Pedagogy and Psychology" of Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION: ANALYSIS OF RESEARCH BY DOMESTIC AND FOREIGN AUTHORS
KEYWORDS: self-realization of personality; professional self-realization; systems approach; self-actualization of the personality; psychological well-being.
ABSTRACT. The article is devoted to the study of the phenomenon of personal and professional self-realization as a key area of research in modern psychology. The aim is to consider the phenomenon of self-realization in domestic and foreign psychological science and to identify urgent problems and areas of its research. In order to actualize the problem field, an analysis of the directions of modern studies of human self-realization by domestic and foreign researchers is given, positions that are the theoretical basis for considering this phenomenon are highlighted.
One of the key problems today is the determination of the characteristics of the ratio of professional and personal aspects of self-realization. Two polar approaches to understanding the ratio of professional and personal self-realization were found: 1) personal and professional self-realization as independent formations studied independently of each other; 2) personal and professional self-realization as interdependent categories. The methodological one-sidedness of studies of the phenomenon of self-realization in modern psychology has been established, namely, the study of self-realization in isolation from the influence of the environment and society. The question is raised about the prospects for studying psychological predictors of a harmonious combination of self-realization of an individual in both professional and personal spheres of life.
FOR CITATION: Pecherkina, A. A., Katkalo, K. D. (2021). Personal and Professional Self-Realization: Analysis of Research by Domestic and Foreign Authors. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp.8895. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_II.
Введение. Становление гармоничной и активной личностной позиции, уникального жизненного стиля современного человека является центральной темой психологии личности XXI в. Отдельного внимания заслуживают процессы самореализации как развития заложенных в человеке ресурсов, способствующих оптимальному решению задач как профессионального, так и личностного становления человека.
Многочисленные исследования в области психологии личности свидетельствуют о том, что наличие успешной самореализации на протяжении жизненного пути является необходимым условием психологического благополучия, психологической удовлетворенности. Особое значение это приобретает сегодня, когда наблюдаются значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной. В условиях, когда онлайн-формат работы и вынужденный формат удаленной работы резко вошли в жизнь работников, неизбежно происходит изменение устоявшихся и привычных способов действий и ставится под угрозу психологическое благополучие. Соответственно, существовавшие до этого представления теряют свою значимость и актуализируют вопрос о возможности достижения гармоничного сочетания самореализации субъекта как в профессиональной, так и в личностной сферах жизни.
Следует отметить, что, несмотря на растущее число исследований в данной области, проблема самореализации относится к числу самых сложно исследуемых феноменов ввиду отсутствия единой концепции, что в свою очередь затрудняет ее применение на практике. Поэтому представляется важным определить актуальные на сегодняшний день подходы к пониманию данного феномена, которые могут быть положены в основу разработки конкретных методов и методик работы психологов по развитию личностно-профессиональной самореализации человека.
Самореализация как психологический феномен в отечественной и зарубежной психологии. В настоящее время понятие «самореализация», являя собой несомненную ценность, стало вполне нормативным. Однако данный термин нельзя назвать строгим научным концептом, обладающим точным значением. Анализ фило-софско-психологической литературы по данной проблематике показывает неоднозначность толкования понятия «самореализация», его нередкую подмену такими психологическими образованиями, как самоактуали-
зация, самоосуществление, самостановление.
Начало психологического исследования самореализации в зарубежной психологии связывают с именем К. Г. Юнга, который в 1930-х гг. привлек данный термин для описания итога процесса личностного развития, понимаемого как преодоление расщепления собственной личности и приход в точку, которая обозначается понятием «das Selbst» (нем.) или «the self» (англ.), то есть самости, личности, которая достигает целостности, неразрывности и нерасколото-сти. Достижение этой целостности и есть путь самореализации [19].
В зарубежной литературе данное понятие рассматривалось преимущественно в нормах гуманистического познания Э. Фро-мом, А. Адлером, А. Маслоу, К. Роджерсом, К. Гольдштейном. В рамках этого подхода личность рассматривается как уникальная, целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации (выступает здесь синонимом самореализации), присущую только человеку. Данные исследователи рассматривали самореализацию как врожденное свойство человека, как внутреннюю необходимость или потребность, в своих теориях опирались скорее на философские представления, нежели на психологические [5].
Среди представителей научной психологии можно выделить Э. Эриксона, особенно глубоко изучавшего как саму личность, так и ее жизненные аспекты. Автор связывает понятие самореализации личности с понятием идентичности. Идентичность, по Э. Эриксо-ну, - это чувство тождественности личности самой себе, ощущение целостности, принимаемый ею образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру. Таким образом, успешность самореализации Э. Эриксон определял тем, обретает ли личность понимание и осознание себя как таковой [18].
Отдельного внимания заслуживают работы, в которых зарубежные исследователи рассматривают самореализацию сквозь призму понятия «смысл жизни». Так, В. Франкл считал, что истинный смысл жизни состоит в том, чтобы быть найденным в мире, а не в человеке или в его собственной психике. «Человек выходит за пределы себя к смыслам, которые представляют собой не что иное, чем он сам, а не только выражение его „Я" или его проекцию» [17, с. 76].
Зарождение психологии самореализации личности как направления психологи-
© Печеркина А. А., Катькало К. Д., 2021
ческого знания в отечественной науке осуществилось благодаря учению об индивидуальности Б. Г. Ананьева. Активность рассматривалась автором как показатель человеческой индивидуальности, имеется в виду «активность созидающей, творческой деятельности, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей ... природы человека» [2, с. 172]. Таким образом, деятельность выступает как главное условие выражения индивидуальности, а следовательно, и самореализации личности.
Основы современного представления о самореализации личности в отечественной психологии были заложены такими учеными, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Б. М. Теплов и др. На современном этапе феномен самореализации рассматривается как многоаспектная и неопределенная психологическая формация. Наиболее глубокая разработка научного подхода к решению данной проблематики была осуществлена на рубеже ХХ-ХХ1 вв. такими исследователями, как К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. А. Реан. Современные отечественные авторы относят самореализацию к смысложизненным и ценностным ориентациям, в своих трудах описывают различные аспекты самореализации. Приведем лишь некоторые концепции:
- самореализация как самовыражение через познание своих способностей (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская);
- самореализация как социальная активность, осуществление возможностей развития «Я» (Б. Г. Ананьев, Л. А. Коросты-лева, И. С. Кон, Е. И. Ярославцева);
- самореализация как форма проявления самоорганизации (В. Е. Клочко, Э. В. Га-лажинский);
- самореализация как некий процесс, включающий в себя активное выражение индивидуальности (Н. Б. Крылова, Е. В. Селезнева);
- самореализация как потребность, форма и результат активности личности (Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, И. Д. Его-рычева);
- самореализация как процесс раскрытия и актуализации внутренних сил личности (Л. Н. Коган);
- самореализация как многомерное полисистемное образование (Э. В. Галажин-ский, В. Е. Клочко, Л. А. Коростылева, С. И. Кудинов, Е. А. Никитина).
Как видно, в кругу исследователей существуют различные точки зрения на генезис самого понятия, на его сущность и структурную организацию. Отдельного внимания заслуживает системный подход к исследованию самореализации личности (Э. В. Гала-
жинский, Л. А. Коростылева, И. В. Костако-ва, С. И. Кудинов и др.). Одним из таких подходов, получивших достаточное признание, является полисистемная концепция самореализации личности С. И. Кудинова. Автор интерпретирует самореализацию как многомерное психологическое образование, детерминированное совокупностью внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешность самовыражения личности в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза [12]. В данной концепции выделены формы проявления самореализации, виды и условия, представлена психологическая структура данного феномена, разработана пока единственная в России психодиагностическая методика исследования самореализации личности (МОСЛ - многомерный опросник самореализации личности).
Обобщая вышесказанное, самореализацию можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: как специфическую потребность, движущую людьми; как осуществляющийся в реальном времени процесс деятельности; как результат этой деятельности, который может быть воспринят и оценен другими людьми. Самореализация оказывается тем интегрирующим фактором, с которым связаны решения проблем жизненного самоопределения, выбора жизненных сред, наиболее адекватных для самоосуществления и формирования жизненных стратегий [7].
Рассмотрение личностно-профес-сиональной самореализации в отечественной психологии. К настоящему времени сформировалось представление о видах самореализации. Ученые, занимающиеся данной проблематикой, выделяют профессиональную, творческую, социальную, личностную самореализацию, и даже самореализацию в брачных отношениях. Однако в рамках заявленной темы нас будут интересовать две сферы проявления самореализации: личностная и профессиональная.
Наиболее разработанным является понятие профессиональной самореализации, которая рассматривается как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия собственного потенциала и опредмечивания сущностных сил личности в ее профессиональной деятельности. Критерием успешности профессиональной самореализации и востребованности в избранной профессии может служить карьерный рост, в той или иной степени позволяющий утверждать как наличие компетентности человека, так и его удовлетворенности результатом своей профессиональной деятельности [4]. Зачастую, когда речь заходит о профессиональной самореализации, данный концепт подменяется близким по значению термином самоак-
туализации, однако следует отметить, что это взаимосвязанные, но не взаимозаменяемые феномены. Самоактуализация представляет собой внутреннюю активность личности, направленную на выявление и изучение своих ресурсных возможностей, тогда как самореализация выражает способность личности оптимально использовать и активно преобразовывать эти ресурсные возможности в реальной деятельности, делая акцент на внешних и объективных показателях эффективности данного процесса [8].
При рассмотрении самореализации в контексте профессионального развития личности отдельного внимания заслуживает концепция Э. Ф. Зеера. Автор обозначает самореализацию в качестве сознательно осуществляемой личностью деятельности, которая реализуется практически и служит решению возникающих жизненных проблем. В результате этой практической деятельности происходит самоизменение индивида через развитие его способностей, формирование компетентности в различных сферах жизни [10].
Говоря о личностной самореализации, обратимся к концепции авторов И. А. Акин-диновой, О. О. Богатыревой, Т. Д. Марцин-ковской, которые предполагают, что одним из ее объективных параметров может служить совпадение (или гармоничное сочетание) желаемых и достигнутых целей и ценностей, а также эмоциональная стабильность, связанная с достижением (или приближением) к жизненно важным смыслам и положительные социальные переживания по отношению к нормам, эталонам и ценностям ближайшего окружения [4].
Одной из наиболее актуальных в современной психологии является проблема соотношения профессиональной (карьерный рост) и личностной самореализации (понимание смысла жизни и достижение значимых ценностей). Сопряжение этих линий профессионального и личностного развития не является явным и не всегда гармонично сочетается между собой. С целью более глубокого изучения состояния данной проблемы обратимся к анализу современных исследований личностной и профессиональной самореализации в отечественной психологии.
Рассматривая самореализацию (самоактуализацию) личности в контексте ее профессиональной деятельности, И. А. Акинди-нова провела сравнение различных аспектов самоактуализации личности у представителей престижных и непрестижных профессий. По итогам исследования сделан вывод, что в профессии, имеющей низкий социальный статус, и не удовлетворяющей
материальные потребности человека, удержать его могут либо отношения с окружающими, либо возможность самоактуализации, которая формирует хорошее отношение к своей работе [1].
В работах И. В. Костаковой и С. С. Бело-усовой изучаются психологические характеристики профессиональной самореализации личности в период взрослости. Проведено сравнение результатов у групп с разными уровнями профессиональной самореализации в зависимости от уровня самореализации личности (гармоничный, адаптивный и инертный/иррациональный) [11]. Выделены факторы успешной профессиональной самореализации личности - дея-тельностный и эмоционально-личностный.
В психологической литературе отдельное внимание уделяется изучению особенностей профессиональной самореализации в разрезе отдельных профессий. Так, Л. А. Сизова выделила психологические детерминанты профессиональной самореализации медицинской сестры. Среди позитивных факторов автор выделила мотивацион-ное ядро личности медицинской сестры, профессиональную идентичность и повышенный перфекционизм. Барьерное влияние оказывают факторы: сниженная социальная адаптация и фрустрированые социальные потребности [16].
В работах Ю. В. Владимировой изучены психологические особенности самореализации действующих психологов образования [6]. В ходе исследования выявлено, что существует статистически значимая прямая связь между характеристиками самореализации и показателями профессиональной идентичности психологов.
В работе К. В. Архипочкиной изучена взаимосвязь свойств темперамента с особенностями самореализации личности. Выявлено, что свойства темперамента избирательно взаимосвязаны с составляющими самореализации личности. Эргичность, стеничность, пластичность, рефлексивность и экстравер-тированность коррелируют с гармоническими составляющими самореализации, а аэр-гичность, астеничность, ригидность и интро-вертированность - с агармоническими характеристиками самореализации [3].
Отдельного внимания заслуживают исследования, посвященные изучению феномена самореализации студенческой молодежи. О. В. Москаленко, Г. В. Миронова, рассматривая проблему неудовлетворенности молодежи первым высшим профессиональным образованием [14], делают вывод о ее психологической неготовности к самореализации. В основе данной проблемы авторы видят несогласованность взаимосвязи профессиональной самореализации с про-
цессами и уровнями самоопределения, самоактуализации, самоэффективности.
В работах И. В. Кулагиной проведено исследование возрастных особенностей самореализации. В результате проведенного исследования автором были выделены основные тенденции самореализации женщин и мужчин среднего возраста, а также качественные особенности их личностной самореализации. Так, у мужчин среднего возраста на вершине иерархии проявлений самореализации расположены самоуважение, спонтанность, ценностные ориентации, а для женщин среднего возраста наиболее востребованными оказались самопринятие, гибкость поведения, самоуважение [13].
Вопросам гендерных различий посвятили внимание В. В. Гордеева, Е. А. Денисова, Е. С. Плотникова Так, выявлено, что в процессе самореализации юношам свойственно проявление субъектно-личностных установок, девушкам, напротив, важны интересы общества, и они руководствуются социально-корпоративными установками самореализации. Общим для обоих полов является выдвижение на первый план таких личностных качеств, как креативность и конструктивность [15]. В психологической структуре самореализации девушек и юношей всех групп общими оказываются социально значимые установки и цели самоосуществления, творческий взгляд на мир, активность личности и переживание положительных эмоций при самовыражении [9].
Таким образом, среди основных направлений, вокруг которых сосредоточен интерес отечественных исследователей, выделим следующие:
- специфика профессиональной самореализации (И. А. Акиндинова, Ю. В. Владимирова, Л. А. Сизова, И. В. Костакова, С. С. Белоусова);
- личностные детерминанты профессиональной самореализации (О. В. Богатырева, Т. Д. Марцинковская, С. И. Кудинов, К. В. Архипочкина);
- самореализация в процессе онтогенеза: молодежь, средний возраст (О. В. Москаленко, Г. В. Миронова, И. В. Кулагина);
- гендерные стереотипы и самореализация (Е. А. Денисова, Е. С. Плотникова, В. В. Гордеева).
Анализ современных отечественных исследований личностной и профессиональной самореализации позволяет выделить два различных подхода к пониманию соотношения профессиональной и личностной самореализации:
1. В рамках первого подхода профессиональная и личностная самореализация рассматриваются как самостоятельные образования и изучаются вне зависимости
друг от друга. Сюда можно отнести исследования возрастных особенностей самореализации, тендерных аспектов личности, а также изучение связи личностных характеристик с самореализацией. В центре внимания данных исследований находятся тенденции и качественные особенности личностной самореализации (К. В. Архипочкина, И. В. Кулагина, В. В. Гордеева, Е. А. Денисова, Е. С. Плотникова).
2. Второй подход базируется на предположении о взаимосвязи и взаимозависимости профессиональной и личностной самореализации. Такая направленность исследований позволяет выделить не только самореализацию человека в рамках конкретной профессиональной деятельности, но и его самоосуществление в жизни, социуме, социальном действии (Д. А. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Н. И. Непомнящая). Опираясь на данный подход, можно предполагать, что деятельностная (в частности профессиональная) и личностная самореализация не кардинально противоположны, а выступают как два взаимосвязанных процесса, которые в совокупности определяют возможность самореализации субъекта в целом (И. А. Акиндинова, К. В. Архипочкина,
С. С. Белоусова, О. В. Богатырева, Ю. В. Владимирова, И. В. Костакова, Т. Д. Марцинков-ская, Л. А. Сизова и другие).
Отметим, что в большинстве представленных исследований отечественных авторов самореализация изучается преимущественно как поведенческая или когнитивная характеристика в отрыве от свойств и характеристик личности (за исключением типа темперамента), относящихся к волевой, эмоциональной, рефлексивной, нравственной и другим сферам. Также следует отметить, что не принимается во внимание влияние условий среды, прежде всего, профессиональной, а также социального окружения человека. На наш взгляд, это имеет важное значение, т. к. является условием внешней детерминации и приводит к тому, по какому пути идет развитие самореализации. Именно в этом мы видим перспективы дальнейшего исследования феномена лич-ностно-профессиональной самореализации.
Исследования личностно-профес-сиональной самореализации в зарубежной психологии. В последние годы интерес к теме самореализации личности за рубежом неуклонно растет. Наиболее заметную активность проявляют исследователи из США, Великобритании, Германии, Канады, Италии, Франции, Индии и др. стран.
Анализ зарубежных исследований показывает, что самореализация преимущественно рассматривается в рамках эвдемо-нического подхода как компонент психоло-
гического благополучия. Американский психолог Carol D. Ryff рассматривает психологическое благополучие как интегральное системное состояние человека, которое представляет собой сложную взаимосвязь физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов и отражает восприятие и оценку человеком своей самореализации с точки зрения пика потенциальных возможностей [22]. В качестве базовых составляющих Carol D. Ryff выделила шесть измерений психологического благополучия (well-being): принятие себя (self-acceptance); цель в жизни (purpose in life); личностный рост или самореализация (personal growth); позитивные отношения с другими (positive relations); экологическое мастерство (environmental mastery), т. е. способность справляться с требованиями повседневной жизни, и автономия (autonomy).
Среди актуальных сегодня направлений исследований самореализации в зарубежной психологии выделим следующие:
1. Исследование восприятия самореализации непрофессионалами. Так, J. A. Krems, D. T. Kenrick, R. Neel, проведя исследование на группе студентов, определили [20], какие функциональные результаты (получение статуса, заведение друзей, забота о родственниках) они воспринимают как центральные для индивидуальной самореализации. Результаты показали, что участники исследования чаще всего связывают самореализацию с поиском статуса. Кроме самореализации, студенты не рассматривают другие типы благополучия - эвдемонические, гедонистические, субъективные - как способствующие функциональным результатам, связанным со статусом.
2. Изучение влияния самореализации на физическое здоровье. В исследовании, проведенном P. Miquelon и R. J. Vallerand, изучалась интегративная модель, в рамках которой феномены счастья и самореализации выступают в качестве психологических ресурсов, опосредованных мотивами-целью, психологическим благополучием и физическим здоровьем [21]. Результаты исследования на выборке студентов показали, что люди, преследующие свои цели из-за сильного интереса или личного выбора (т. е. автономные цели), имеют более высокое чувство счастья и самореализации. В свою очередь, самореализация негативно связана со стрессом, поскольку позволяет использовать более адаптивные формы совладания. В результате самореализация положительно ассоциируется с улучшением здоровья.
3. Исследование влияния самореализации на внутреннюю мотивацию. A. Waterman, S. J. Schwartz, E. Goldbacher и др. был проведен ряд экспериментов для изучения
вклада самоопределения, воспринимаемой компетентности и самореализации в субъективный опыт внутренней мотивации. В исследованиях этих авторов использовался модифицированный опросник личной активности с перечнем разнообразных видов деятельности, который был дополнен двумя оценками самореализации. В качестве возможностей самореализации были отобраны пункты: (1) «Это возможность для развития моих лучших способностей» и (2) «Это возможность для меня, чтобы добиться прогресса в достижении моих целей». В качестве переменных результата использовались три показателя субъективного опыта внутренней мотивации: (а) интерес, (б) поток переживаний и (в) ощущение личной выразительности. Ценности самореализации внесли больший вклад в поток переживаний и личную выразительность, чем в интерес. Воспринимаемая компетентность, хотя и значительно коррелировала со всеми субъективными показателями опыта, играла значительно меньшую роль в прогнозировании внутренней мотивации [23].
Таким образом, в фокусе внимания зарубежных исследователей - анализ свойств и характеристик личности, позволяющих оценить степень самореализации личности. При этом так же, как в отечественных психологических исследованиях, внешние факторы, относящиеся к условиям среды и окружения человека, зачастую не являются предметом исследования.
Выводы. Проведенный теоретический анализ имеющихся на сегодняшний момент представлений отечественных и зарубежных исследователей относительно феномена самореализации личности указывает на следующие основные моменты.
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования различных аспектов феномена самореализации, до сих пор не существует единой точки зрения на операци-онализацию данного понятия. Представители различных направлений определяют самореализацию как осмысленный процесс и как результат осуществления личностью собственных задатков и способностей в определенной сфере жизнедеятельности. В работах отечественных исследователей самореализация рассматривается через призму деятельностного подхода с акцентом на значимости социального самоосуществления индивида, тогда как зарубежные ученые при определении понятия самореализации обращают внимание на экзистенциальный аспект проблемы.
Соотношение профессиональной и личностной самореализации является одной из ключевых проблем в современной психологии. Нам видится перспективной
идея о существовании взаимозависимости между личностным и профессиональным аспектом самореализации. Такая направленность исследований позволяет выделить не только самореализацию человека в рамках конкретной профессиональной деятельности, но и его самоосуществление в жизни, социуме, социальном действии.
В ходе теоретического анализа выявлена методологическая односторонность исследования феномена самореализации, который изучается в отрыве от свойств и характеристик личности, не принимается во внимание влияние окружающей среды и социума.
Обобщая вышесказанное, значимость исследования феномена личностно-
профессиональной самореализации определяем ведущей ролью самореализации в жизни человека. Перспективным направлением в данном исследовательском поле является вопрос о возможности гармоничного сочетания самореализации индивида как в профессиональной, так и в личностной сфере жизни. К числу актуальных и к настоящему времени нерешенных вопросов можно отнести роль личностных характеристик в процессе самореализации личности, влияние внешних факторов на становление самореализующейся личности, а также определение психологических предикторов личностно-профессиональной самореализации человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акиндинова, И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Акиндинова И. А. - СПб., 2000. - 30 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 232 с.
3. Архипочкина, К. В. Взаимосвязь свойств темперамента и самореализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Архипочкина К. В. - М., 2015. - 23 с.
4. Богатырева, О. О. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития / О. О. Богатырева, Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования. - 2009. - № 1 (3). - С. 3.
5. Брунер, Т. И. К вопросу о профессионально-личностной самореализации / Т. И. Брунер // Актуальные проблемы психологии личности : сборник науч. трудов. - Екатеринбург, 2013. - С. 14-19.
6. Владимирова, Ю. В. Изучение психологических особенностей самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования / Ю. В. Владимирова // Вестник Башкирского университета. - 2015. - № 2. - С. 700-703.
7. Галажинский, Э. В. Детерминация самореализации личности: направления исследований / Э. В. Галажинский // Ежегодник Российского психологического общества : материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
8. Григорьева, А. А. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности / А. А. Григорьева, Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 166-174.
9. Денисова, Е. А. Гендерные особенности самореализации личности студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Денисова Е. А. - М., 2010. - 23 с.
10. Зеер, Э. Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова // Научный диалог. - 2017. - № 12. - С. 419-435.
11. Костакова, И. В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И. В. Костакова, С. С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3 (15). - С. 84-89.
12. Кудинов, С. И. Системный подход в исследовании самореализации личности / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов // Российский научный журнал. - 2015. - № 2 (45). - С. 138-143.
13. Кулагина, И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте / И. В. Кулагина // Концепт. - 2020. - № 3. - C. 101-107.
14. Москаленко, О. В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности / О. В. Москаленко, Г. Миронова // Мир психологии. - 2011. - № 1 (65). - С. 193-200.
15. Плотникова, Е. С. Гендерные различия самореализации и самоактуализации / Е. С. Плотникова, В. В. Гордеева / / Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2 (31). - С. 358-362.
16. Сизова, Л. А. Психологические детерминанты профессионально-личностной самореализации медицинской сестры многопрофильного лечебного учреждения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Сизова Л. А. - Краснодар, 2015. - 27 с.
17. Франкл, В. Воля к смыслу : пер. с англ. / В. Франкл. - М. : Альпина нон-фикшн, 2020. - 228 с.
18. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
19. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуации / К. Г. Юнг. - М. : Наука, 1996. - 267 с.
20. Krems, J. A. Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One's Full Potential? / J. A. Krems, D. T. Kenrick, R. Neel // Personality and Social Psychology Bulletin. -2017. - Vol. 9, № 43. - P. 1337-1352.
21. Miquelon, P. Goal Motives, Well-Being, and Physical Health: Happiness and Self-Realization as Psychological Resources Under Challenge / P. Miquelon, R. J. Vallerand // Motivation and Emotions. - 2006. - Vol. 30, № 4. - P. 259-272.
22. Ryff, C. D. Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential / C. D. Ryff // Perspectives on Psychological Science. - 2018. - Vol. 2, № 13. - P. 242-248.
23. Waterman, A. S. Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: the roles of self-determination, the balance of challenges and skills, and self-realization values / A. S. Waterman, et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2003. - Vol. 29, № 11. - P. 1447-1458.
REFERENCES
1. Akindinova, I. A. (2000). Osobennosti samoaktualizatsii lichnosti v professiyakh razlichnogo urovnya sotsial'nogo prestizha [Features of self-actualization of the individual in professions of various levels of social prestige]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Saint Petersburg. 30 p.
2. Anan'ev, B. G. (1980). Izbrannye psikhologicheskie trudy: v 2-h t. [Selected psychological works, in 2 vols.]. Vol. 1. Moscow, Pedagogika. 232 p.
3. Arkhipochkina, K. V. (2015). Vzaimosvyaz'svoistv temperamenta i samorealizatsii lichnosti [The relationship properties of temperament and personality self-realization]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 23 p.
4. Bogatyreva, O. O., Martsinkovskaya, T. D. (2009). Professional'naya samorealizatsiya v prostranstve lichnostnogo razvitiya [Professional self-realization in the space of personal development]. In Psikhologicheskie issledovaniya. No. 1 (3), p. 3.
5. Bruner, T. I. (2013). K voprosu o professional'no-lichnostnoi samorealizatsii [On the question of professional and personal self-realization]. In Aktual'nyeproblemy psikhologii lichnosti: sbornik nauch. trudov. Ekaterinburg, pp. 14-19.
6. Vladimirova, Yu. V. (2015). Izuchenie psikhologicheskikh osobennostei samorealizatsii i professional'noi identichnosti deistvuyushchikh psikhologov obrazovaniya [Study of the psychological characteristics of self-realization and professional identity of acting educational psychologists]. In Vestnik Bashkirskogo universiteta. No. 2, pp. 700-703.
7. Galazhinsky, E. V. (2003). Determinatsiya samorealizatsii lichnosti: napravleniya issledovanii [Determination of personality self-realization: research directions]. In Ezhegodnik Rossiiskogo psikhologicheskogo ob-shchestva: materialy 3-go Vserossiiskogo s"ezda psikhologov 25—28 iyunya 2003 goda. Saint Petersburg, Izda-tel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta.
8. Grigor'eva, A. A., Povarenkov, Yu. P. (2015). Problema sootnosheniya i vzaimodeistviya professional'noi samoaktualizatsii i professional'noi samorealizatsii lichnosti [The problem of correlation and interaction of professional self-actualization and professional self-realization of the individual]. In Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. No. 3, pp. 166-174.
9. Denisova, E. A. (2010). Gendernye osobennosti samorealizatsii lichnosti studentov [Gender characteristics of student personality self-realization]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 23 p.
10. Zeer, E. F., Zavodchikov, D. P., Zinnatova, M. V. (2017). Vzaimosvyaz' samoaktualizatsii, parametrov psikhologicheskogo vremeni i kharakteristik lichnosti na etape professional'noi podgotovki [Interrelation of self-actualization, parameters of psychological time and personality characteristics at the stage of professional training]. In Nauchnyi dialog. No. 12, pp. 419-435.
11. Kostakova, I. V., Belousova (Grigor'eva), S. S. (2014). Psikhologicheskaya osnova professional'noi samorealizatsii lichnosti [Psychological basis of professional self-realization of personality]. In Nacional'nyi psikholog-icheskii zhurnal. No. 3 (15), pp. 84-89.
12. Kudinov, S. I., Kudinov, S. S. (2015). Sistemnyi podkhod v issledovanii samorealizatsii lichnosti [Systematic approach to the study of personality self-realization]. In Rossiiskii nauchnyi zhurnal. No. 2 (45), pp. 138-143.
13. Kulagina, I. V. (2020). Issledovanie osobennostei samorealizatsii lichnosti v srednem vozraste [Study of the characteristics of personality self-realization in middle age]. In Kontsept. No. 3, pp. 101-107.
14. Moskalenko, O. V., Mironova, G. (2011). Vzaimosvyaz' professional'noi samorealizatsii molodezhi s protsessami ee samoaktualizatsii, samoopredeleniya i samoeffektivnosti [Interrelation of professional self-realization of youth with the processes of its self-actualization, self-determination and self-efficacy]. In Mir psikhologii. No. 1 (65), pp. 193-200.
15. Plotnikova, E. S., Gordeeva, V. V. (2020). Gendernye razlichiya samorealizatsii i samoaktualizatsii [Gender differences between self-realization and self-actualization]. In Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. Vol. 9. No. 2 (31), pp. 358-362.
16. Sizova, L. A. (2015). Psikhologicheskie determinanty professional'no-lichnostnoi samorealizatsii meditsinskoi sestry mnogoprofil'nogo lechebnogo uchrezhdeniya [Psychological determinants of professional and personal self-realization of a nurse of a multidisciplinary medical institution]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Krasnodar. 27 p.
17. Frankl, V. (2020). Volya k smyslu [The will to meaning]. Moscow, Al'pina non-fikshn. 228 p.
18. Erikson, E. (1996). Identichnost': Yunost' i krizis [Identity: Youth and crisis]. Moscow, Izdatel'skaya gruppa «Progress». 344 p.
19. Yung, K. G. (1996). Struktura psikhiki i protsess individuatsii [The structure of the psyche and the process of individuation]. Moscow, Nauka. 267 p.
20. Krems, J. A., Kenrick, D. T., Neel, R. (2017). Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One's Full Potential? In Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 9. No. 43, pp. 1337-1352.
21. Miquelon, P., Vallerand, R. J. (2006). Goal Motives, Well-Being, and Physical Health: Happiness and Self-Realization as Psychological Resources Under Challenge. In Motivation and Emotions. Vol. 30. No. 4, pp. 259-272.
22. Ryff, C. D. (2018). Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential. In Perspectives on Psychological Science. Vol. 2. No. 13, pp. 242-248.
23. Waterman, A. S., et al. (2003). Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: the roles of self-determination, the balance of challenges and skills, and self-realization values. In Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 29. No. 11, pp. 1447-1458.