Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в воспитании культуры речи студентов младших курсов'

Личностно-ориентированный подход в воспитании культуры речи студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / SOCIETY / SPEECH CULTURE / PROCESS / INCLINATIONS / FIRST AND SECOND YEAR STUDENT / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЦЕСС / НАКЛОННОСТИ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бергер О.В.

В статье рассматриваются проблемы речевой культуры воспитания студентов первого и второго курса на основе личностно-ориентированного подхода. Статья включает обзор научно-педагогической концепции содержания и организационных условий, каждое из которых является составной частью системы образования высших учебных заведений. Автор подчёркивает, что аспект деятельности в личностно-ориентированном образовании очерчивает возможности и направления взаимодействия субъектов обучения и воспитания, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности в контактах и сотрудничестве со сверстниками. Это способствует пониманию гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального общества России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATION OF THE SPEECH CULTURE OF JUNIOR STUDENTS

The article considers problems of speech culture education of the first and second year students on the basis of personality-oriented approach. It includes a review of the scientific and pedagogical conception of content and organizational conditions each of which is a component of educational system of the higher education institutions. The author emphasizes that activity aspect in the personality-oriented education outlines the interaction possibilities and directions of the subjects of teaching and education that help in forming of communicative competence in contacts and cooperation which peers. It promotes understanding of humanistic, democratic and traditional values of multiethnic society of Russia.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в воспитании культуры речи студентов младших курсов»

9. Щуклина Е.А. Теория самообразования: социологический аспект. Общественные науки и современность. 1999; 5: 140 - 151.

10. Михайлова Н.С. Основы самообразовательной деятельности: пособие по курсу «Технологии и техники самообразовательной деятельности». Available at: http:// ebooks.grsu.by/ book_mihailova/

11. Турковская Н.В. Дистанционное обучение как вид в дидактике. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011; 9: 185 - 199. References

1. Zagvyazinskij V.I. O strategicheskih orientirah razvitiya obrazovaniya na sovremennom 'etape. Obrazovanie inauka. Izvestiya Uro RAO. 1999; 1.

2. Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii. Moskva, 1999.

3. Serikova G.N. Obrazovanie irazvitie cheloveka. Moskva, 2002.

4. Zeer 'E.F. Psihologicheskoe obrazovanie. Moskva, 2012.

5. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva,1989.

6. Naumchenko I.L. Samostoyatel'nyj uchebnyj trud studentov. Saratov, 1984.

7. Smirnov S.A. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii. Moskva, 2000.

8. Cvetkova D.A. Osobennosti formirovaniya gotovnosti k samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo bakalavriata neyazykovyh special'nostej v oblasti izucheniya inostrannogo yazyka. Molodoj uchenyj. 2014; 8: 899 - 901.

9. Schuklina E.A. Teoriya samoobrazovaniya: sociologicheskij aspekt. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 1999; 5: 140 - 151.

10. Mihajlova N.S. Osnovy samoobrazovatel'noj deyatel'nosti: posobie po kursu «Tehnologii i tehniki samoobrazovatel'noj deyatel'nosti». Available at: http://ebooks.grsu.by/ book_ mihailova/

11. Turkovskaya N.V. Distancionnoe obuchenie kak vid v didaktike. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 9: 185 - 199.

Статья поступила в редакцию 27.06.19

УДК 371.72

Berger O.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: ksumoscow@gmail.com

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATION OF THE SPEECH CULTURE OF JUNIOR STUDENTS. The article considers problems of speech culture education of the first and second year students on the basis of personality-oriented approach. It includes a review of the scientific and pedagogical conception of content and organizational conditions each of which is a component of educational system of the higher education institutions. The author emphasizes that activity aspect in the personality-oriented education outlines the interaction possibilities and directions of the subjects of teaching and education that help in forming of communicative competence in contacts and cooperation which peers. It promotes understanding of humanistic, democratic and traditional values of multiethnic society of Russia.

Key words: personality-oriented education, society, speech culture, process, inclinations, first and second year student.

О.В. Бергер, соискатель, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: ksumoscow@gmail.ru

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

В статье рассматриваются проблемы речевой культуры воспитания студентов первого и второго курса на основе личностно-ориентированного подхода. Статья включает обзор научно-педагогической концепции содержания и организационных условий, каждое из которых является составной частью системы образования высших учебных заведений. Автор подчёркивает, что аспект деятельности в личностно-ориентированном образовании очерчивает возможности и направления взаимодействия субъектов обучения и воспитания, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности в контактах и сотрудничестве со сверстниками. Это способствует пониманию гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального общества России.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, общество, речевая культура, процесс, наклонности, студенты первого и второго курсов.

Рассмотрим воспитание культуры речи студентов младших курсов с позиций личностно-ориентированного подхода. Данный подход представляет собой целостную систему, ориентированную на использование и включение в деятельность вузов современных обучающих технологий, делающих учебно-воспитательный процесс более полным и продуктивным. Исходя из того, что современная система образования ориентирована на формирование у студентов младших курсов умений, направленных на самостоятельное получение и овладение ими профессиональных знаний и умений, нам следует проанализировать необходимость и востребованность воспитания у них культуры речи, представляющей собой важный компонент их личностного роста.

Личностно-ориентированная педагогика, опирающаяся на таких исследователей, как В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.А. Алексеев, А.А. Плигин, С.А. Якиманская наглядно продемонстрировала нам, что каждый обучающийся способен достигнуть планируемых результатов при условии, если образовательный процесс будет ориентирован на развитие его личности. Именно поэтому для нас так важно, чтобы культура речи стала одним из инструментов такого развития, способом коррекции и формирования мышления студентов младших курсов вуза.

Естественно, что воспитание культуры речи представляет собой не только чисто воспитательное воздействие, но и цикл образовательных, обучающих действий, в связи с чем корректнее говорить о его образовательно-воспитательной сущности. Составляющими элементами образовательно-воспитательного процесса являются целевые, деятельностные, содержательные, а также организационные и технологические характеристики. Данные характеристики формируют отдельные компоненты и компетенции современного образования в вузе.

Так, например, в рамках содержательной составляющей формируется конкретное наполнение речи и реализуется тематическая акцентуация. При этом коммуникативный процесс между субъектами образовательного процесса организуется зачастую на основе личностно-ориентированного подхода. Основной компонент образования - это педагогический процесс, главной составляющей

которого является образовательная деятельность. В образовательно-воспитательном процессе формирования, развития, воспитания и обучения объединены вместе со всеми условиями, формами и методами их осуществления.

Таким образом, в основе личностно-ориентированного подхода лежит процесс деятельности, который осуществляется для достижения социально-значимых целей. Личностно-ориентированный подход в обучении, инициируемый ВУЗом, представляется целеполагающим, содержательным, деятельностным и оценочно-рефлексивным, актуализирующим содержательные характеристики субъекта образовательного процесса.

Методологический аспект данного исследования опирается на личност-но-ориентированный подход в обучении, при котором деятельность преподавателя должна представлять собой целеполагающее воздействие на обучающего, направленное на раскрытие его интеллектуального потенциала. Для нас важно, что при активном сотрудничестве преподавателя и студента налаживается обратная связь, при которой реакция обучающегося на предлагаемые ему знания является особой формой профессионального роста педагога.

В процессе воспитания культуры речи в вузе задействованы практически все учебные предметы, именно в их контексте преподавателю предоставляется возможность реализовывать педагогические цели воспитания культуры речи. В соответствии с результатами исследований общих вопросов педагогического процесса, осуществленных такими учёными, как В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев [1] и др., именно в процессе реализации образовательно-воспитательного процесса происходит конкретизация учебно-воспитательных целей.

Преподавателю необходимо осуществлять такие группы тактических целей, как:

- личностные цели;

- предметные цели;

- креативные цели;

- когнитивные цели;

- коммуникативные цели;

- оргдеятельностные цели и т.д.

В системе предметов вуза курс воспитания культуры речи студентов в рамках личностно-ориентированного подхода реализует познавательную и социокультурную цели. Выбранный нами личностно-ориентированный подход, опирающийся на уважении прав обучающегося, позволяет выстраивать образовательный маршрут, исходя из реалий XXI века. И соответственно выбирать такие цели, которые будут способствовать созданию условий, при которых развитие личности студента будет исходить из развития его природных задатков и стремлений.

Личностно-ориентированный подход предполагает изучение положительного влияния при воспитании культуры речи студентов младших курсов, представляет собой важный этап системы вузовского образования. Систематический курс воспитания культуры речи студентов младших курсов представлен совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Успех учебной работы, направленной на развитие речи студентов, зависит от учёта их коммуникативных качеств, важнейшими из которых являются правильность, точность, выразительность, образность, доступность, эмоциональность, богатство использованных языковых средств. Для этого следует применять такие учебно-тренировочные и коммуникативно-творческие упражнения, которые формировали бы умение учащихся искать лучшего способа выражения мыслей, а также внедрять инновационные и интерактивные технологии.

Жизненные и природные предметы, применяемые в процессе учебной коммуникации, помогут студентам воспроизвести коммуникативные условия речевого общения, позволят развить умения и использовать их в жизненных ситуациях и тому подобное. В.А. Сухомлинский, давая учителям советы по использованию наглядности, писал о том, что необходимо постепенно переходить от натуральных средств к изобразительным, а потом к таким, которые дают символическое изображение предметов [2].

С. Сысоева отмечает, что личностно-ориентированное обучение должно включать следующие положения: высшей ценностью в образовательном процессе является обучающийся с его потребностями, интересами, возможностями и способностями к обучению, мышлению, повышению уровня общей образованности, которая проявляется в широте взглядов, формирование способности к самостоятельной, активной деятельности относительно конструирования собственной жизнедеятельности, до осознанного профессионального выбора, взаимодействия с современным динамичным рынком труда.

Рассмотрим особенности результатов воспитания культуры речи студентов младших курсов в соответствии с системно-деятельностным подходом. В рамках данного подхода программа воспитания культуры речи студентов ориентирована на становление ряда их личностных черт и характеристик. Выпускник ВУЗа - это человек, продолживший своё школьное образование, любящий свою страну, знающий и уважающий русский и родной язык. А обучение в ВУЗе продолжает школьное образование, в результате чего происходит освоение основной образовательной программы общего образования, в процессе которого воспитывается осознание российской гражданской идентичности.

Воспитание культуры речи студентов младших курсов обеспечивает получение доступа к литературному наследию. Студент осознаёт взаимосвязь между интеллектуальным и социальным ростом, способствующим нравственному и познавательному развитию. Предметными результатами в воспитании культуры речи студентов младших курсов является совершенствование видов речевой деятельности. Важными результатами выступает овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.

Под речевой компетенцией понимается владение языковой (лингвистической) компетенции, то есть суммой сведений языкового характера, а также способность организовать речевое общение с учётом коммуникационной целенаправленности высказывания.

Виды речевой деятельности реализуются в коммуникативной речевой компетенции личности в специфической сфере в виде процессов восприятия и продуцирования одного или большего количества текстов с целью выполнения определённой задачи.

Коммуникативная компетенция предусматривает развитие знаний и навыков в таких сферах, как ситуации речевого общения и её компоненты, эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.

Студенты узнают, какими должны быть части выступления. Например, вступление к ораторской речи считают важнейшей частью, которую слушают с величайшим вниманием, оценивают оратора, и заинтересовываются или не заинтересовываются им. Если вступление плохое, то каким бы прекрасным не было остальное выступление, слушатель воспринимает речь без удовлетворения - настолько сильны первые впечатления. Вступление должно быть скромным и простым; оратор, начиная говорить уважительно, может понемногу закрадываться в разум и сердце своих слушателей и после этого сделаться абсолютным властителем их мыслей. Если мысль скачет с предмета на предмет, если главное постоянно прерывается второстепенным, то такую речь почти невозможно слушать. Нужно построить план разговора так, чтобы следующая мысль вытекала из предыдущей, чтобы был естественный поток разговора, который, кроме умственной,

приносил бы эстетическое наслаждение. Конец разговора должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нет нужды.

Необходимым компонентом публичного выступления является соблюдение соответствующих правил общения, которых должен придерживаться говорящий, независимо от условий создания, стиля или жанра построения текста: высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем нужно для достижения цели сообщения, правдивым, доступным, образным, ясным и понятным. Есть также другие правила общения, которых необходимо придерживаться, в частности этические, социальные и эстетические. Знание этих правил является сравнительно достаточным. Изучение этики и культуры общения предусмотрено в разработанной программе русского языка по профессиональным направлениям, что отвечает прагматическим компонентам речевой коммуникации.

В процессе продуцирования и произнесения публичных выступлений важным компонентом выступает установка говорящего, которая толкуется как контекстуальные измерения высказывания, задаются автором косвенные смыслы, намеки и тому подобное. В процессе работы над продуцированием и провозглашением высказываний лицо говорящего приобретает неоднозначное толкование.

В то же время не должна быть нарушена двусторонняя сущность процесса коммуникации. Этого можно будет достичь лишь за счёт преобразования текста в полноценного участника коммуникативного процесса. Для этого необходимо увеличить коммуникативную активность текстовой информации. Важна потребность учитывать портрет собеседника, расцениваемого как оценка говорящим уровня информированности коммуникативного партнера по определённому вопросу. Поскольку коммуникация независимо от её формы (диалог или монолог) всегда адресована кому-то (предполагает определённую реакцию адресата), то автор сообщения непременно должен учитывать интересы, взгляды, убеждения, способность к взаимопониманию своего реального или гипотетического собеседника. Таким образом, продуцирование текста студентом всегда должно быть ориентировано на определённого адресата. Отношение говорящего к предложенной информации проявляется в оценке содержания высказывания. В зависимости от отношения говорящего к содержанию и цели сообщения, происходит распределение смысловых акцентов: согласно важности информации применяются средства ироничности, сарказма, уважения, эмоциональности изложения, приёмы интимизации и тому подобное.

Студент осознаёт, что каждый текст содержит в себе определённое количество информации, которая является показателем его информационного насыщения. Каждый текст, освещая определённые факты, соображения, впечатления, содержит в себе определённое количество информации, которая делится на новую и известную. Ценной считается новая информация, реализуемая через оригинальность авторского взгляда на высказываемую проблему, предмет сообщения.

Кроме признака информационности, выделяется такой текстовый признак, как адресованность, направленность текста на адресата сообщения. Существенным признаком высказывания говорящего является обращённость его к кому-либо, то есть адресованность. Адресат сообщения приобретает новые качества, выполняет функцию одного из определяющих факторов при выборе будущего текста. Чтобы выстроить оптимальную систему работы над текстом, говорящий должен учитывать не только собственные интересы и мотивы, но и осознавать психологические черты и потребности собеседника. Понимая, что люди создают текст друг для друга, совершенно целесообразным представляется изучение понятия адресата текста, модель которого выявляется с помощью адресности -доступности, модальности текста. Категория модальности текста проявляется в функционально-смысловых типах речи, которые презентуют в тексте определённое содержание через его отношение к объективной действительности через привычные категории - пространство, время, причину, ситуацию и тому подобное.

Важно ознакомить студентов с качествами, которыми должен обладать оратор: оптимально использовать свою индивидуальность; готовиться к выступлению заранее, быть энергичным, иметь безупречный вид, улыбаться, вести общение непринужденно, стоять во время выступления, лекции или речи в освещенном месте, быть уравновешенным, использовать только естественные жесты и мимику и тому подобное.

Для выработки умений и навыков ораторского искусства можно предложить тренировочные упражнения, благодаря которым студенты будут совершенствовать полученные в школе умения и навыки публичного красноречия.

В рамках практического применения личностно-ориентированного подхода в обучении студентов проанализируем коммуникативные универсальные учебные умения, овладение которыми происходит в результате освоения культуры речи.

Личностный подход предполагает, что все психические процессы, качества и состояния рассматриваются как присущие конкретному человеку.

Подавляющее большинство исследователей-педагогов личностно-ориен-тированное обучение относят к признакам личностно-ориентированного подхода.

Переход к личностно-ориентированному обучению, как отмечает Е.В. Бон-даревская, зависит от педагога: его желания, общей и педагогической культуры, личных качеств. Педагог должен удовлетворять следующим требованиям: ценностное отношение к культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; создание и постоянное обогащение культурно-эмоционального и предметно-раз-

вивающей образовательной среды; умение работать с содержанием обучения; владение разнообразными педагогическими технологиями, умение предоставлять им развивающую направленность [3].

Рассматривая индивидуальный подход в личностно ориентированном обучении, мы соглашаемся с тем, что это один из принципов педагогики, который основывается на знании личных качеств того, кто учится. Зная интересы и наклонности личности, педагог поощряет способных студентов в полном соответствии с их возможностями, способствует продвижению менее способных студентов в учёбе и помогает тем, кто имеет низкий уровень подготовки. Индивидуальный подход является необходимым условием успешного педагогического процесса.

В современных мировых концепциях индивидуализация обучения в высшей школе является признанием гуманистической ориентации образования, пониманием того, что студент является суверенным лицом, осознанием развития индивидуальности как личностной целостности, восприятием взаимодействия необходимым условием социализации через обучение, демократизацию отношений.

Новая концепция преподавания родной речи как средства социализации тех, кто учится, ещё раз подтверждает необходимость сосредоточения всей дидактической работы на личности каждого студента. Переход от догматического обучения к развивающему требует от преподавателя родной речи и составителей учебно-методических комплексов гибкости, как при построении занятия, так и при создании учебников. Как подчеркивает Ю.К. Бабанский, новаторский статус преподавателя родной речи в системе формативно-развивающего обучения, а именно активного регулятора процесса преподавания, предоставляет ему свободу действий в методико-дидактической деятельности. Вокруг личности ученика сосредотачиваются все дидактические инициативы. Демократизация отношений «ученик - педагог» имеет целью не только свободу решений со стороны учащих-

Библиографический список

ся, но и ответственность со стороны преподавателя в процессе проверки приобретённых учеником знаний. Преподаватель должен создать ученикам мотиваци-онную среду, адекватную для изучения культуры речи [4].

Личностно-ориентированный подход к обучению позволяет преподавателю лучше понять каждого студента, повлиять на формирование его личности, профессиональных интересов. Дифференцированный подход к студентам в обучении культуре речи способствует более ответственному отношению студентов к выполнению задач, активизации их деятельности по усвоению грамматического и лексического материала, а также позволяет преподавателю поддерживать постоянный контакт с каждым студентом.

Личностно ориентированным технологиям свойственна гуманистическая и психологическая направленность. Такая технология предполагает не только накопление знаний, выработку умений, навыков, компетенций, но и формирование принципов саморазвития и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей.

Эти технологии легко вписываются в традиционную систему обучения при условии, что преподаватель изменит отношение к обучающемуся, осознает, что студент является центральной фигурой, а не преподаватель.

Итак, учебно-воспитательный процесс должен быть направлен, прежде всего, на формирование и воспитание национально-языковой личности - образованного, высокоинтеллектуального человека.

Правдивым является утверждение, что языки - это действительно продукты человеческой деятельности. Они служат основой для национальных движений, но в то же время зависят от результатов национально-государственного строительства. Когда речь идёт о многонациональном государстве, то вопрос языковой политики является одним из составляющих продвижения к стабилизации общества, формирования единства полиэтнического народа, достижения межнационального согласия.

1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации. Москва: Изд. Юрайт, 1996.

2. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Педагогическая библиотека. УССР: Радянська школа, 1984.

3. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе. Известия Южного федерального университета. 2011; 1: 21 - 30.

4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Москвка: Педагогика, 1989. References

1. Lihachev B.T. Pedagogika: Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov i slushatelej institutov i fakul'tetov povysheniya kvalifikacii. Moskva: Izd. Yurajt, 1996.

2. Suhomlinskij V.A. Sto sovetov uchitelyu. Pedagogicheskaya biblioteka. USSR: Radyans'ka shkola, 1984.

3. Bondarevskaya E.V. Metodologiya razrabotki sovremennoj teorii vospitaniya v rostovskoj nauchnoj shkole. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2011; 1: 21 - 30. 2. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskvka: Pedagogika, 1989.

Статья поступила в редакцию 14.07.19

УДК 371

Tetina S.V., senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia),

Е-mail: svtetina@mail.ru

Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Corresponding member of Russian Academy of Natural Science (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: dinaf_chel@mail.ru

DEVELOPMENT OF DIVERGENT THINKING OF SENIORS BY MEANS OF THE SUBJECT OLYMPIAD OF SCHOOL STUDENTS. The relevance of the article is due to insufficient knowledge of the problem of development of divergent thinking of students by means of the subject Olympiad. The task of the article is to reveal proofs of use of pedagogical potential of the subject Olympiad of schoolchildren in the development of divergent thinking. The various directions in understanding and interpretation of concepts "divergent thinking" and "thinking" by Russian and foreign scientists are considered. The authors specify the basic concept "divergent thinking of seniors". Structural components of divergent thinking of seniors are revealed and functions of the subject Olympiad of school students are classified. The meanings of the subject Olympiad of school students and the Olympiad movement of school students are explained.

Key words: thinking, divergent thinking, senior students, subject Olympiad.

С.В. Тетина, ст. преп. каф. языкового и литературного образования, ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования», г. Челябинск, E-mail: svtetina@mail.ru

Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования», г. Челябинск, E-mail: dinaf_chel@mail.ru

РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью проблемы развития дивергентного мышления учащихся средствами предметной олимпиады. Целью статьи является найти доказательства использования педагогического потенциала предметной олимпиады школьников как средства развития дивергентного мышления старшеклассников. Рассмотрены различные направления в понимании и интерпретации терминов «дивергенция» и «мышление» отечественными и зарубежными учёными. Авторами уточнено основное понятие «дивергентное мышление старшеклассников». Выявлены структурные компоненты дивергентного мышления старшеклассников и классифицированы функции предметной олимпиады школьников. В статье раскрыта сущность предметной олимпиады школьников и олимпиадного движения школьников. Представлен краткий анализ эмпирического опыта.

Ключевые слова: мышление, дивергентно мышление, старшеклассники, предметная олимпиада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.