ПЕДАГ ОГ ИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестник Омского университета, 2002. №3. С. 132-133. © Омский государственный университет
УДК 51:378
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ
ВУЗОВ
И.В. Сечкина
Институт ветеринарной медицины ОмГАУ, кафедра физики, математики и информатики
644007, Омск, ул. Октябрьская, 92
Получена г! февраля 2002 г.
In this article the personal-oriented approach in the studying the course of Mathematics in the Institute of Veterinary Medicine was considered.
Государственная политика в области высшего образования определяется законом «Об образовании», где впервые интересы личности ставятся на первое место, а само образование трактуется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. .. » [1, с. 5].
Содержание образования направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [1, с. 11].
Преподавание математики в условиях ускоренного курса обучения на ветеринарном факультете ИВМ ОмГАУ имеет свои особенности:
- большинство студентов так называемого «эксперимента» (группа № 101-102 и № 103-104) изучали элементы высшей математики (дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, элементы аналитической геометрии на плоскости) в аграрных лицеях, колледжах и техникумах, где они уже приобрели некоторые навыки дифференцирования и интегрирования, решения систем линейных уравнений и исследования функции с помощью производной;
- у студентов «эксперимента» познавательная потребность выражена ярче, чем у студентов ветеринарного факультета - вчерашних школьников;
- знание специальных дисциплин позволяет студентам «эксперимента» уделять большое внимание математике и образовательным дисциплинам;
- в группах № 101-102 и № 103-104 сформировались коллективы, в которых созданы комфортные условия для самовоспитания и саморазвития личности.
Личностно-ориентированный подход автора в обучении математике студентов «эксперимента» включил в себя следующие элементы:
1) изучение индивидуальных особенностей студентов, их мотивации обучения, уровня знаний по отдельным темам элементарной и высшей математики (знакомство с личными делами абитуриентов, с оценками по математическим дисциплинам в аттестатах или дипломах, входной контроль по элементарной математике, анкетирование, устные беседы);
2) уровневая дифференциация обучения (работа с отдельными группами студентов в зависимости от их уровня подготовки по математике, система индивидуальных и дополнительных заданий по отдельным темам курса, консультации для слабых студентов и наставничество по отношению к сильным студентам);
3) увеличение продолжительности интерактивного общения в процессе самостоятельной работы студентов;
4) система непрерывного текущего контроля знаний студентов и поощрение самоконтроля и самооценки знаний студентов;
5) создание атмосферы сотрудничества и совместной деятельности преподавателя и студентов [2].
Экзаменационная сессия у студентов «эксперимента» показала достаточно высокий уровень усвоения разделов математики, предусмотренных Госстандартом ВПО по специальности «Ветеринария» и программой курса «Высшая математика» [3, 4].
Например, автором проведен количественный анализ связи оценок в аттестатах или дипломах студентов = 1,19), с оценками по матема-
I и 1Л1/ии// VI V иь и
тике (у г) на экзаменационной сессии (подгруппы № 101, 102):
% 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
5 4 4 3 4 4 3 4 5 4 5 4 5 5 5 4 4 4 4
Уг 4 3 4 4 4 3 4 4 5 5 5 4 4 5 4 3 4 4 3
Коэффициент корреляции г = 0, 43; его значимость проверена с помощью статистики t, имеющей распределение Стьюдента с к = 17 степенями свободы по уровню значимости а = 0, 05. По общему правилу проверки статистических
гипотез имеем: 1
набл
= 1, 95,
1крит — 2, 11 ,
1набл < 1крит, то есть коэффициент корреляции г значимо отличен от нуля и, следовательно, наблюдается линейная корреляционная зависимость между Х и У [5].
По итогам текущей успеваемости автором были выставлены предварительные оценки по математике каждому студенту ускоренной формы обучения (прогноз результатов сессии). Результаты сессии в основном подтвердили прогноз (13 раз наблюдается совпадение, 6 раз - несовпадение оценок), что связано с приближением студентов «эксперимента» к пику становления самосознания и более объективной оценкой своих знаний.
Повышение результативности внеаудиторной самостоятельной работы студентов и доведение методического обеспечения курса «Математика» до уровня аттестационных требований на ветеринарном факультете Института ветеринарной медицины ОмГАУ - наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается автор в своей работе.
[1] Закон Российской федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992. № 3. С. 5-36.
[2] Амонашвили Ш.А. Основы педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989. С. 144-177.
[3] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 310800 «Ветеринария». М., 2000.
[4] Высшая математика: Программа / Сост. В.П. Мо-исеенко, В.И. Пионковская. М.: МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997. 12 с.
[5] Ниворожкина Л.И. и др. Основы статистики с элементами теории вероятностей. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 320 с.
[6] Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
[7] Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 304 с.