ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестник Омского университета, 2002. №2. С. 111-112. © Омский государственный университет
ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
И.В. Сечкина
Институт ветеринарной медицины ОмГАУ, кафедра физики, математики и информатики
644007, Омск, ул. Октябрьская, 92
Получена 30 января 2002 г.
The program-purpose method by V.N. Sergejev was used for development of new approaches to organisation and carrying out the Hinger matimatics auditorium studies for agrarian students. Author's experiment aimed at the incresase in duration of interactive communication of a tutur and students. Results obtained by the author have showenl a considerable increase in routine advancement in matematics of students of the Zootechnics Dept, Omsk Institute of Veterinary Medicine.
Согласно решению Европейской комиссии о финансировании программы ТЕМРИ8-ТАСК (Брюссель, 22 февраля 2001 года) ОмГАУ проводит научно-методические исследования по проекту «Модернизация сельскохозяйственного образования в Омском государственном аграрном университете».
В рамках этого проекта кафедра физики, математики и информатики разрабатывает новые подходы к организации и методике проведения аудиторных занятий студентов. В частности, в 2001/2002 учебном году на первом курсе зоотехнического факультета (очное отделение) автором проведен эксперимент по увеличению продолжительности интерактивного общения преподавателя со студентами в ходе аудиторных занятий по курсу высшей математики.
С этой целью для занятий в экспериментальной группе был подготовлен комплекс индивидуальных заданий по следующим темам курса.
1) Избранные вопросы элементарной математики;
2) Решение систем линейных уравнений методом Гаусса;
3) Прямая линия на плоскости;
4) Кривые второго порядка;
5) Предел функции и непрерывность;
6) Дифференциальное исчисление, исследование функций и построение их графиков;
7) Неопределенный интеграл;
8) Определенный интеграл и его приложения;
9) Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными;
10) Линейные дифференциальные уравнения первого порядка.
Активными методами обучения Г.П. Щедро-вицкий называет методы, позволяющие «в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» [1]. Одним из основных путей повышения качества учебного процесса является интенсификация умственной работы студентов за счет более рационального использования времени аудиторных занятий и увеличения продолжительности интерактивного общения преподавателя и студентов, когда активность студентов не уступает по своей напряженности и продолжительности активности преподавателя [2].
В основу исследования автора положен программно-целевой метод, адаптированный В.Н. Сергеевым к решению задач педагогики и методики преподавания математики в школе и вузе [3].
1. На целевом этапе проанализированы взаимосвязи курса математики и специальных дисциплин в профессиональном образовании студентов-аграриев;
2. На программном этапе отобрано содержание самостоятельных работ студентов по отдельным темам курса математики;
3. Разработаны учебные материалы для студентов различных специальностей с учетом их уровневой дифференциации (содержательный этап);
4. Определены оптимальные формы проведения занятий по математике и способы их контроля (технологический этап программно-целевого метода).
112
И.В. Сечкина
В начале каждого практического занятия преподаватель объяснял наиболее сложные теоретические вопросы темы, анализировал различные варианты решения задач, осуществлял «мгновенный контроль» текущей успеваемости студентов путем проверки выполнения индивидуальных заданий на внеаудиторную самостоятельную работу, а в конце занятия принимал отчеты по аудиторной самостоятельной работе, которая сопровождалась консультациями, обменом мнениями, а иногда и дискуссиями о роли математики в общей профессиональной подготовке студентов-аграриев, об оптимальном варианте решения той или иной прикладной задачи.
В ходе эксперимента выяснилось, что наибольшие затруднения у студентов зоотехнического факультета вызывали темы «Прямая линия на плоскости», «Кривые второго порядка», «Предел функции и непрерывность». Более успешно осваивались темы «Решение систем методом Гаусса», «Дифференциальное исчисление, исследование функций и построение их графиков», «Неопределенный интеграл» и «Определенный интеграл и его приложения», то есть темы, начало изложению которых положено в курсе математики средней школы.
Выдвинутая автором гипотеза о том, что значительное увеличение времени интерактивного общения преподавателя в процессе аудиторной СРС позволяет существенно повысить качество и эффективность учебного процесса при изучении курса высшей математики в аграрных вузах, была убедительно подтверждена при подведении итогов педагогического эксперимента: текущая успеваемость студентов зоотехнического факультета на конец зимнего семестра в экспериментальной группе составила 81,5% (в контрольной группе соответственно - 69,5%) при качественной успеваемости в экспериментальной группе 71,5% (в контрольной группе соответственно - 49%).
В процессе подготовки этого педагогического эксперимента автор руководствовался теоретическими разработками В.Н. Сергеева [3], В.А. Да-лингера [4,5], Н.В. Чекалевой [6], а также опытом преподавателей Омского государственного аграрного университета [7-9]. Некоторые аспекты работы автора по вопросам организации и методики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по курсу высшей математики отражены в публикациях [10, 11].
[2] Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 304 с.
[3] Сергеев Н.В. На основе программно-целевого метода // Вестник высшей школы. 1985. № 2. С.39-42.
[4] Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике. Омск: ОмИКРО, 1993.
[5] Далингер В.А. Проектировочная деятельность учителя в условиях смены знаниевой парадигмы образования на личностно-ориентированную // Три века сибирской школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию народного образования в Сибири (21-23 ноября 2001 г., г. Тобольск). Тобольск: Изд-во Тобольск. гос. пед. ин-та, 2001. 270 с.
[6] Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1993.
[7] Научно-практическая конференция «Самостоятельная работа студентов и активные методы обучения»: Сб. тез. докл. Омск: Изд-во ОГПИ, 1989.
[8] Качество высшего аграрного образования: проблемы планирования, управления контроля и оценки: Материалы региональной научно-методической конференции / ОмГАУ. Омск, 2001. 200 с.
[9] Пеляева В.П., Переславская О.А. Методические указания к типовому расчету по курсу «Высшая математика» (специальность 310700). Омск: Изд-во ОмГАУ, 1998. 60 с.
[10] Сечкина И.В. К проблеме неравномерности внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Качество высшего аграрного образования: проблемы планирования, управления контроля и оценки: Материалы региональной научно-методической конференции/ ОмГАУ. Омск, 2001.
[11] Сечкина И.В. Непрерывный контроль самостоятельной работы студентов как средство повышения качества знаний по курсу «Высшая математика» // Качество высшего аграрного образования: проблемы планирования, управления контроля и оценки: Материалы региональной научно-методической конференции/ ОмГАУ. Омск, 2001.
[1] Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993.