Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход к развитию познавательной активности учащихся'

Личностно ориентированный подход к развитию познавательной активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1417
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оганнисян Л.А., Мусливец С.А.

В статье рассмотрены принципы личностно ориентированного образования, которые оказывают существенное влияние на развитие педагогических теорий на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход к развитию познавательной активности учащихся»

УДК: 378.147

Оганнисян Л.А.

К.п.н., доцент, Южный федеральный университет

Мусливец С.А.

Магистрант, Южный федеральный университет

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассмотрены принципы личностно ориентированного образования, которые оказывают существенное влияние на развитие педагогических теорий на современном этапе.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, познавательная активность, компоненты познавательной деятельности.

Внедрение личностно ориентированного подхода в обучении, необходимость реализации которого остро ощущается в настоящее время, связано с происходящими изменениями в образовании. В настоящее время образование переходит от традиционной организации, определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения, навыки учащихся, к гуманистической личностной ориентации — к развитию и самореализации сущностных сил и способностей человека. Личностно ориентированный подход основан и вбирает в себя различные философские, психологические и педагогические концепции и теории. [1]

Личностно ориентированный подход в образовании основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности и других индивидуально-психологических особенностей и предполагает, что в процессе обучения максимально учитываются особенности учащихся.

Сущность личностно ориентированного подхода складывается из двух взаимосвязанных сторон: ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися; признание учащегося субъектом педагогического процесса и построение процесса обучения с максимальным задействованием личности учащегося: мотивации, субъектного опыта, рефлексии.

Сравнивая традиционный и личностно ориентированный подходы, а также сущность личностно ориентированного подхода мы сделали вывод, что в личностно ориентированном подходе имеются определённые потенциальные возможности для развития познавательной активности обучающихся. К ним мы отнесли: субъект-субъектное взаимодействие между обучающим и обучаемым, мотивация, актуализация субъектного опыта, рефлексия обучающихся.

Личностные качества обучающихся, востребованные временем, такие как целеустремленность и усердие, самостоятельность и организованность, решительность и инициативность концентрированно выражаются в их познавательной активности. Таким образом, проблема развития познавательной активности обучающихся, получает новый импульс к дальнейшей разработке на новом витке развития науки, в соответствии с определяющими идеями личностно ориентированного подхода.

Проблему развития познавательной активности обучающихся рассматривается нами в контексте личностно ориентированного подхода. Гуманизация, как теоретическая основа личностно ориентированного обучения, занимает центральное место в современной философии образования. Активно разрабатываются учеными принципы личностно ориентированного образования и соответствующие им концепции развивающего обучения.

Принципы личностно ориентированного образования оказывают существенное влияние на развитие педагогических теорий на современном этапе.

Разделяя точку зрения Т.И. Шамовой, мы полагаем, что активность — интенсивная целенаправленная деятельность обучающегося и активность — качество личности обучающегося представляют собой две неразрывно связанных стороны единого понятия "познавательной активности обучающегося". Теоретический анализ педагогической сущности влияния личностно ориентированного подхода на развитие познавательной активности обучающихся в учебной деятельности позволил сделать ряд заключений:

• Познавательная активность есть качество обучающегося, которое формируется под воздействием конкретных личностно ориентированных условий обучения.

• Внутренним источником, побудителем активности служат мотивы и интересы обучающегося, которые в процессе обучения могут изменяться и перестраиваться.

• Внешним источником активности выступает вся система педагогического субъект — субъектного взаимодействия обучающего и обучаемого, т.к. реальное позитивное влияние, побуждающее обучающихся к продуктивной учебно-познавательной деятельности, оказывают лишь то педагогическое взаимодействие, которое не только объективно значимо, но и субъективно принято обучающимися.

• В личностно ориентированном подходе обучающийся не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект взаимодействия, т.е. активный участник образовательного процесса. Главным признаком, отличающим субъекта от объекта, является его активность.

• Влияние личностно ориентированного подхода на познавательную активность обучающихся происходит через мотивацию, актуализацию субъектного опыта, организацию рефлексии обучающихся.

Познавательная активность в личностно ориентированном подходе определяется единством четырёх компонентов познавательной деятельности: мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого, личностно-значимого. [2]

Мотивационный компонент имеет теснейшую связь с проявлением активной познавательной деятельности. Учение обучающегося побуждается не одним, а множеством мотивов, одни из них играют доминирующую роль, другие — подчиненную, иные — слабо заметную. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, в зависимости от их силы и значимости для личности и учение обучающегося принимает меру значимости для него.

Содержательно-операционный компонент включает в себя владение обучающимися системой знаний, умений и навыков, устойчивым стремлением к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности. Содержательно-операционный компонент тесно связан с мотивационным.

Эмоционально-волевой компонент познавательной активности характеризуется стремлением к преодолению учащимися трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с успешностью учения.

Личностно-значимый компонент приобретает свою новизну, благодаря введению в учебный процесс личностно ориентированного подхода. Обучающийся рассматривается как субъект деятельности, то есть как субъект, который сам выбирает траекторию своего развития, поэтому деятельность носит личностно значимый характер.

Целью модели является развитие познавательной активности на основе личностно ориентированного подхода. Данная цель реализуется через обеспечение педагогических условий. Расширение субъектных функций обучающихся в педагогическом процессе состоит в том, что во время обучения обучающийся расширяет свои функции, как субъект, в процессе деятельности, так как одной их основных характеристик подготовленного к самостоятельной деятельности обучающегося считается то, насколько быстро и экономно он находит и использует новые данные. Расширение субъектных функций происходит через совместное целеполагание и необходимую мотивацию студентов.

Актуализация и включение в содержание занятий субъектного опыта обучающихся предполагает своеобразную встречу задаваемого в виде социокультурных образцов общественно-исторического опыта с индивидуальным, данным в жизнедеятельности каждого субъекта, поскольку далеко на все понятия усваиваются обучающимся, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Функции субъектного опыта состоят в том, что с позиции этого опыта, через своеобразную избирательность упорядочивается восприятие информации, обеспечивается индивидуальное видение мира. Основным источником формирования субъектного опыта становится разнообразная деятельность, осуществляемая самим человеком самостоятельно или при консультативной помощи. Учение, таким образом, не есть беспристрастное познание. Это субъектно-значимое постижение мира, наполненного для обучающегося личностным смыслом, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. [3]

Установление субъект-субъектных отношений — это взаимное уважение преподавателя и обучающихся, демократический стиль является приоритетным стилем взаимодействия. Диалог между участниками педагогического процесса позволяет наиболее полно проявить свои личностные качества. Сотрудничество в обучении наиболее сильно влияет на развитие познавательной активности.

Развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность предполагает включение рефлексии в учебную деятельность, благодаря чему происходит стимулирование собственных активных усилий обучающегося, осмысление его опыта, намерений. Рефлексия помогает выявлению смыслов поведения и в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач.

Выделенные условия в модели, обосновывают каждый из её компонентов, а также оказывают влияние на критерии и уровни познавательной активности.

Уровни развития познавательной активности обучающихся зависят от уровня развития составляющих ее компонентов и варьируют от низкого к среднему и высокому уровню познавательной активности.

В первый (репродуктивный) — низкий уровень, включены обучающиеся, которые не систематически, некачественно готовились к занятиям. Данный уровень отличается стремлением обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу, данному преподавателем. У обучающихся отмечается отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, не умение ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Во второй (продуктивный) — средний уровень нами были отнесены обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень отличается стремлением обучающихся понять смысл изучаемого явления, закона, проникнуть в его сущность, установить связи между предметами и явлениями, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности обучающийся проявляет эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Имеется относительная устойчивость волевых усилий обучающегося в стремлении его довести начатое дело до конца, несмотря на встречающиеся трудности, преобладает совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.

В третий (творческий) — высокий уровень отнесены обучающиеся, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом обучающегося к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением обучающихся в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых

качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000 — 352 с.

2. Борзилов Ю.П. Культурная компетентность будущего учителя технологии как базис личностно ориентированного образования Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 81-86.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие — М.: Народное образование, 1998 — 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.