Научная статья на тему 'Педагогические условия использования интегративных методов обучения в экологизации сознания обучающегося'

Педагогические условия использования интегративных методов обучения в экологизации сознания обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CONSCIOUSNESS ECOLOGIZATION / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блягоз Нафсет Шумафовна

Статья посвящена актуальной проблеме экологизации сознания обучающихся интерактивными методами обучения. В ней дается авторское определение понятия «экологизация сознания» и определение понятия «интерактивные методы обучения», обосновывается целесообразность создания определенных педагогических условий для осуществления экологизации сознания обучающихся с помощью данной группы методов, предлагается эти условия, которым дается характеристика и показывается какими интерактивными методами обучения целесообразно их реализовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR USING INTEGRATED TRAINING METHODS IN A STUDENT’S ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS FORMATION

The article is devoted to a topical problem the ecological consciousness formation in students by using interactive teaching methods. It gives the author's definition of the concepts of “consciousness ecologization” and of “interactive methods of teaching”, justifies the feasibility of creating certain pedagogical conditions for the implementation of the students' consciousness ecologization with the help of this set of methods; the conditions are offered, which are given characterized and interactive teaching methods are shown that can be used to implement these conditions properly.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия использования интегративных методов обучения в экологизации сознания обучающегося»

УДК 37.016:574 ББК 74.5 Б-71

Блягоз Нафсет Шумафовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, e-mail: nafset410@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (рецензирована)

Статья посвящена актуальной проблеме - экологизации сознания обучающихся интерактивными методами обучения. В ней дается авторское определение понятия «экологизация сознания» и определение понятия «интерактивные методы обучения», обосновывается целесообразность создания определенных педагогических условий для осуществления экологизации сознания обучающихся с помощью данной группы методов, предлагается эти условия, которым дается характеристика и показывается какими интерактивными методами обучения целесообразно их реализовать.

Ключевые слова: экологизация сознания, интерактивные методы обучения, педагогические условия.

Blyagoz Nafset Shumafovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of General Pedagogy of FSBEI HE Adygh State University", Maikop, e-mail: nafset410@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR USING INTEGRATED TRAINING METHODS IN A STUDENT'S ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS FORMATION

(reviewed)

The article is devoted to a topical problem - the ecological consciousness formation in students by using interactive teaching methods. It gives the author's definition of the concepts of "consciousness ecologization" and of "interactive methods of teaching", justifies the feasibility of creating certain pedagogical conditions for the implementation of the students' consciousness ecologization with the help of this set of methods; the conditions are offered, which are given characterized and interactive teaching methods are shown that can be used to implement these conditions properly.

Key words: consciousness ecologization, interactive methods of teaching, pedagogical conditions.

В современном мире экологическая проблема, начавшаяся с локальных загрязнений, выросла до угрозы человечеству глобальной катастрофой. Все возрастающий техногенный пресс, нерациональная структура производства и потребления вызвали разрушение гармоничного функционирования биосферы, которое во многом носит необратимый характер. В этих условиях проблема формирования экологического сознания обучающихся путем экологизации их сознания должна выйти на первый план образовательного учреждения.

С психологической точки зрения сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, заключающая в себе отражение, целеполагание и конструктивно-творческое преобразование действительности, в которых участвуют все психические процессы человека (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, обобщение и т.д.).

Сознание в жизни человека выполняет определенные функции. Так, в нем в идеальной форме знаний, эмоций, видов и способов практической деятельности отражается объективный мир,

который, в процессе его материальной деятельности, реализуется в действительность. При этом разнообразный фактический материал, получаемый на этапе чувственного (эмпирического) познания обобщается с помощью абстрактного мышления и, устанавливая объективные закономерности, входит в суть наиболее сложных явлений, осуществляя опережающее отражение действительности.

С помощью сознания человек оценивает информацию об окружающем его мире. Это требует от него личных раздумий и переживаний истины, т.е. отношения к содержанию того, что отражается в сознании, делая осознание условием рефлексии, а рефлексию - условием для более глубокого и точного осознания, понимания ситуации в целом, что способствует порождению цели как проявления неудовлетворенности человека окружающей действительностью и потребности его изменить. Именно, целенаправленность действия, строящегося на предвидении и осуществляющегося согласно цели, является основным проявлением сознательности человека.

Целенаправленный характер сознания раскрывает предвосхищающе - прогностическая функция сознания. Механизм ее действия базируется на теории опережающего отражения действительности (П.К.Анохин), реализующейся, благодаря тому, что сознание рефлексивно и способно регулировать не только настоящее, но и, забегая в будущее, прогнозировать еще не наступившее завтра, еще недостигнутый результат деятельности.

Именно в осуществлении целеполагающей творческой деятельности, по преобразованию мира (конструктивная функция сознания) состоит жизненный смысл возникновения и развития сознания, дающего возможность человеку реально отражать действительность, предвидеть будущее и посредством практической деятельности преобразовывать, творить мир. На основании оценки факторов и согласно поставленной цели сознание приводит в порядок действия человека, т.е. регулирует их в формах побудительной и исполнительной регуляции. По мере того как идеи поведения и деятельности человека приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки целенаправленно, по своему убеждению - сознательно, а исполнительная регуляция приводит в соответствие деятельность человека с его потребностями и обеспечивает соразмерность цели и средств ее регуляции.

И последнее. Как показано выше, в результате «работы» сознания формируется система знаний о мире, которая, находит выражение в деятельности и поведении человека и оно сопровождается многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), обеспечивая сознанию реализации ее регулятивной (управленческой) функции.

Если говорить, в общем, начиная с чувственного отражения действительности, сознание поднимается до уровня мышления, соотносящего показатели органов чувств с имеющимися знаниями, опытом, завершается практической ступенью как внешнего проявления сознания, обеспечивая его целостность. Только с помощью сознания человек может осуществлять оценку и нести ответственность за свои действия и на основе сознания формируется и функционирует активная жизненная позиция человека, которая представляет собой выражение системы его взглядов на мир и рефлексивное понимание смысла собственного бытия. Это делает необходимым для выхода из экологического кризиса и предотвращения возможной катастрофы экологизацию сознания человека, которая должна начинаться с детства и осуществляться в образовательных учреждениях путем вовлечение обучающегося в педагогический процесс экологизации собственного сознания как субъекта, соучастника собственного личностного становления. Ведь, если результатом познания как познавательной деятельности является получение знаний, объективной истины и оперирование ими, то результатом и целью ценностного отношения к миру становится постижение сущего, степени его соответствия собственным потребностям человека, смыслу его жизни, что «требует» участия самого человека в данном процессе.

Центральной идей экологизации сознания обучающегося выступает формирование экологического сознания как качества сознания личности, выстраивающей гармоничные взаимоотношения с природой.

«Концепция общего, среднего образования» определяет экологическое сознание как «осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий (конфликтов) в системе «природа - общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальной экокатастрофы и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом, познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя» [2, с. 13].

«Экологизация сознания школьника, как биосоциального индивида - имманентно заданный процесс, явление и детерминанта его развития - саморазвитие, осуществляющееся в течение жизни. Это становление мировоззренческих основ личности - высшей формы сознания, развитие экологического мышления и подготовка личности к гармонии с природой и самим собой» [1, с. 13]. Исходя из функций сознания, определения экологического сознания очевидно, что для экологизация сознания обучающихся образовательное учреждение должно предоставить условия для овладения ими навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, умениями самостоятельно определять цели деятельности, осуществлять, контролировать и корректировать саму деятельность; взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности и т.д. Это делает актуальным использование интерактивных методов обучения в образовании. В общем, интерактивные методы обучения представляются, как способ совместной деятельности, при котором участники образовательного процесса имеют право на собственное мнение, взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу, обеспечивая качественное изучение учебных проблем.

Их можно разделить на методы:

- неигровые - общение в (дискуссии, дебаты - круглый стол), эвристическая беседа, сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), проблемная лекция, метод проекта и др.

- игровые - «настольные», компьютерная, ролевая, деловая, имитационные игры и т.д.

Интерактивные методы обучения делают обучение детей, погруженным в процесс общения и

выводят на уровень осознанной компетентности. Образование, созданное и осуществляющееся в рамках человеческого общества, по своей сути диалогично и его функционирование невозможно вне общения. Оно выполняет, роль сферы социальной жизни, создающей условия для развития личности, и выступает своего рода «инструментом», предназначенным для развития сознания обучающегося, его мировосприятия, гуманного отношения к природному и социальному миру. В образовании, организуемом с помощью интерактивных методов обучения обучающийся, воспринимается как главная ценность и ему отводится роль активного, творческого субъекта познания, общения и деятельности. В таком случае, обучающийся и развитие его сознания путем экологизации, а значит, его личностное становление выдвигается целью экологического образования и это очень важно. Ведь именно, подход к обучающемуся как к «объекту» обучения в системе традиционной педагогики и привел, к его отчуждению от учения и превратил его из цели обучения в средство. В результате, обучение потеряло смысл для обучающегося, а знания оказались внешними по отношению к его жизни, не приобрели личностного смысла, не изменили сознание, а решение экологической проблемы не стало личностно значимой. Обращение к интерактивным методам обучения переориентирует школу с позиции предлагающей готовые знания (хотя от этого нельзя полностью отказываться) на позицию «научения» обучающегося самому «добывать» знания и с их помощью

решать проблемы. Надо сказать о том, что активные и интерактивные методы обучения в России использовались еще в 20-х гг. XX в. (лабораторно-бригадный метод, проектный, производственные, трудовые экскурсии, практики). Интерактивные методы присутствуют в трудах В. А. Сухомлинского (60-е гг.), в педагогике сотрудничества Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, В.Ф. Ильина (70-80-е гг.) и других известных педагогов. Однако, для российского образования, массово довольствовавшегося долгие годы репродуктивными методами обучения, обращение к интерактивным методам, как доминирующим в образовательном процессе, достаточно ново, и это относится и к экологическому образованию обучающихся, ориентированному на экологизацию сознания обучающихся.

Для того, чтобы узнать отношение педагогов и обучающихся к использованию интерактивных методов обучения в экологическом образовании, их готовность и умение ими руководствоваться мы провели с ними беседу, анализ результатов которого показал преобладание у них положительного отношения к организации и проведению занятий с использованием интерактивных методов обучения. В процентном отношении это составило 63 % из числа опрошенных (154 чел). Однако, при этом, выявился ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги в процессе использования интерактивных методов обучения. Это отсутствие активности у обучающихся на занятиях, страх, скованность, неуверенность, растерянность, напряжение, боязнь перед необходимостью самостоятельно принимать решения и их озвучивать. У них отсутствует опыт интеграции знаний из различных дисциплин, умение работать в группе, навыки разработки и реализации индивидуальных проектов и рефлексивное подведение итогов и т.д., являющимися на наш взгляд, отголосками использования методов обучения традиционной педагогики, а именно репродуктивных.

Наличие перечисленных проблем выявило необходимость поиска и создания определенных педагогических условий, для обеспечения эффективности экологизации сознания обучающихся в процессе обучения с использованием интерактивных методов обучения. В качестве таких условий нами были выявлены и апробированы следующие: создание личностно-деятельностной ситуации; создание ситуации успеха; ориентация на групповую работу учащихся; выполнение учащимися личностных проектов; усиление самостоятельности учебной деятельности; выполнение заданий с учетом межпредметных связей, рефлексивное подведение итогов.

Реализация первого педагогического условия (создание личностно-деятель-ностной ситуации). Субъектность в учебной деятельности рассматривается нами в связи со специфическим предметом этой деятельности, состоянием в самоизменении субъекта, как особая линия поведения, выражающаяся в самостоятельности, проявляемой при избрании стратегии решения экологической проблемы, в рефлексии, самооценивании хода и результатов решения, в эмоциональности, креативности, которые порождаются встречами с избранным предметом. Наконец, это - привнесение в предметно-познавательную деятельность общего когнитивного и эмоционального стиля, ее эстетических компонентов, способов самореализации.

Создание личностно-деятельностной ситуации в экологизаци сознания обучающегося предполагает введение в образовательный процесс личного опыта обучающегося, т.е. осуществление экологизации как научного, так и обыденного уровней сознания обучающегося. Это делает возможным субъектное, индивидуальное видение экологической проблемы, специфическим содержание и способы его решения. Выстраивание рефлексивного отношения между обыденным и научным опытом, позволяет гармонизировать соответствующие уровни сознания, осознать и преодолеет свои заблуждения. Тогда обучающийся видит смысл в экологическом образовании, в решении экологической проблемы, ибо он появляется в его жизненных планах и в сфере самореализации. Уходит мотивация вынужденности.

При расхождении обыденного и научного опыта, на этапе осуществления их «встречи», отсутствия однозначного ответа, решения вызывает у обучающегося положительный эмоциональный

отклик на возникший парадокс. Он не просто находит, а как бы привносит собственный смысл, свое видение изучаемого вопроса, экстраполирует экологическое мышление на другие сферы жизнедеятельности. Познавательный опыт, таким образом, трансформируется в личностный.

Для реализации данного педагогического условия эффективен «Мозговой штурм» когда у обучающегося есть возможность предложить свою идею. Как интерактивный метод экологизации сознания он направлен на развитие креативных способностей обучающегося - к поиску и порождению новых идей, их анализу и синтезу. На стадии генерации идей он предполагает запрет на любую критику, поскольку главный акцент делается на количество идей, а не на их качество, которые могут быть оценены для дальнейшего изучения проблемы после генерации идей.

Использование «Круглого стола» позволит обучающимся предложить вместе с научными знаниями предложить свое видение, отстоять и откорректировать ее в дискуссии, дебатах. Личностно-деятельностная практическая ситуация создается и при вовлечении обучающихся в процессе выполнения индивидуального проекта.

Эффективен метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study). Он основан на моделировании ситуации и его решении или решении реальных проблемных экологических ситуаций. С помощью данного метода обучающийся совершенствует навыки в выявлении, отборе, решении экологических проблем, работе с информацией; анализе и синтезе информации и аргументов, обсуждении деталей ситуации, поиске альтернативных решений, оценке и принятии оптимального решения проблем. Формируется осознание морального выбора способа экологически целесообразной деятельности.

Интегрированный характер сознания делает необходимым создание второго педагогического условия его экологизации - вовлечение обучающегося в интегрированный вид обучения.

Реализация данного условия предусматривает интеграцию естественнонаучных экологических и социально-экологических знаний. Это позволяет увидеть экологическую проблему с разных точек зрения, с позиции разных исторических эпох, этноэкологически культурного и современного опыта отношения человека к природе, стимулирующей процесс познания, самопознания, определения своего места и роли в экологическом мире, потребность в экологическом самосовершенствовании. Именно интеграция разных точек зрения, разных эпох, с научными знаниями могут позволить увидеть проблему целостно и оценить ее адекватно.

Эффективными, помимо выше представленных методов, в реализации данного педагогического условия являются имитационные и ролевые игры. В них осуществляется «встреча» и диалог между представителями разных национальных экологических культур, разного рода профессиональной деятельности (экономиста, юриста, агронома, политика и т.д.) и исторических эпох.

Игра в экологизации сознания позволяет обучающемуся «примерить» на себя определенные роли, а для этого самому добыть дополнительные знания, относящиеся к той или иной роли. У обучающегося развивается умение видеть проблему с позиции своего персонажа, ощутить его состояние, чувства, пережить его эмоции и оценить ситуацию с разных позиций. В ходе игры в процессе «нахождения» обучающегося в разных ситуациях, разных ролях происходит осознание глобальности экологической проблемы, ее опасности, формирование эмпатии и т.д.

Третье условие - организация работы обучающихся на занятиях группами и парами.

Педагогический процесс, направленный на экологизацию сознания обучающихся должен организовываться так, чтобы все обучающиеся были вовлечены в процесс познания. Этому способствует организация работы обучающихся на занятиях в группах и парами. Групповая форма обучения представляет собой способ организации совместной деятельности обучающихся в малых

группах (3-6 человек) и предполагает выполнение заданий (одинаковых или дифференцированных), сотрудничая между собой внутри группы при опосредованном руководстве педагога. Групповая форма обучения соединяет в себе особенности фронтальной (возможность общения) и индивидуальной (все плюсы детской самостоятельности) работы.

Основными признаками групповой работы обучающихся на занятиях являются:

- для решения конкретных учебных задач класс на уроке делится на группы;

- каждая группа получает задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща;

- задания в группе выполняются таким образом, что позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы;

- состав группы подбирается так, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива реализовать возможности каждого члена группы;

- состав группы не постоянный и меняется в зависимости от содержания и характера работы.

Другая эффективная форма организации занятия с помощью интерактивных методов обучения -

работа в парах. Работа в парах дает хороший результат во время устной самостоятельной деятельности обучающихся, как при изучении новой темы, так и проверке домашнего задания, при выполнении практических работ, творческих заданий, при взаимопроверке знаний, при составлении творческих конспектов и т.д.

Преимущество работы в паре в том, что в парах каждый обучающийся постоянно находится в активном состоянии, т.е. половина обучающихся говорит, а вторая половина контролирует, затем они меняются ролями. В паре решение определенной экологической задачи осуществляется в процессе более естественного общения, обучающиеся вместе думают над тем, как выполнить задание, ищут наиболее продуктивный, оптимальный, способ деятельности и при этом основываются на взаимопонимании и взаимопомощи. В процессе работы обучающихся в паре поощряется их совместное обсуждение работы, спор, обращение друг к другу за советом, проверку истины.

Реализация педагогического условия - выполнение учащимися личностных проектов, направлена на то, чтобы научить обучающихся: обосновывать выбор темы проекта; составлять план; ставить цель, выдвигать задачи, формулировать гипотезу, подбирать методы и средства, анализировать результаты, делать выводы, готовить отчет и презентовать его - защищать свой проект.

Для работы над проектом разумно использовать поисковые методы: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Они направлены на демонстрацию обучающимся способов организации мышления и этапов проблемно-поисковой деятельности: как создавать, или находить проблемную ситуацию и анализировать её, ставить проблему и её решать, рефлексировать и находить оптимальное решение, а также способов мышления.

Рефлексивное подведение итогов - одно из педагогическое условий эффективного использования интерактивного метода обучения в экологизации сознания обучающихся. Надо сказать, что в интерактивном обучении рефлексивное подведение итогов выступает заключительным этапом.

Когда обучающиеся уже активно включаются в процесс интерактивного взаимодействия, важно регулярно возвращаться назад, сверяться с теми правилами, о которых договорились вначале, что требует научить обучающихся находить ответы на следующие вопросы:

1. Какое задание выполняла группа.

2. Что я предпринял для выполнения задания.

3. Что я мог еще сделать и не сделал

4. Что нового я узнал, чему научился?

5. Удовлетворен я своим результатом или нет.

6. Мои впечатления от работы.

Изменение позиции из преподавателя-информатора, источника знаний, на позицию фасилитатора - также является педагогическим условием эффективного осуществления экологизации сознания обучающихся интерактивными методами обучения.

Осуществление экологизации сознания обучающихся интерактивными методами обучения предполагает изменение роли педагога их предметника в фасилитатора. Это когда педагог только организует воспитательно-образовательную среду, регулирует и контролирует взаимодействия обучающихся между собой. При этом, его задачей является их погружение в познавательную, исследовательскую учебную деятельность, когда они сами ставят и решают соответствующие задачи, что осуществлялось при свободном и самостоятельном выборе обучающимися темы проекта, ролей при организации и проведении ролевой игры, в свободе высказываний своего мнения по решению той или иной экологической проблемы в процессе дискуссии, выборе партнеров в групповой и парной формах работы. Педагог должен стимулировать исследовательскую работу; заранее готовить вопросы, которые можно ставить на обсуждение во время занятия, не допускать ухода дискуссии за рамки обсуждаемой проблемы; не оставлять без внимания неверное суждение, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать обучающихся, своевременно организуя их критическую оценку, следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его. Помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, принять групповое решение совместно с участниками. В заключительном слове подвести обучающихся к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

Еще надо сказать, что на сегодня, когда интерактивные методы обучения только начинают получать свое достойное место в учебном процессе непременным педагогическим условием, повышающим их эффективность в реализации цели обучения, становится создание ситуации успеха.

Технологическими операциями создания ситуаций успеха являются: снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование обучающихся в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение, высокая оценка детали.

Для этих целей мы постоянно использовали фразы: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «У вас обязательно получиться», «Возможно, лучше всего начать с ...», «Только тебе я и могу доверить ...», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой ...», «Тебе особенно удалось это объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось ...».

Литература:

1. Блягоз Н.Ш. Организационно-методическое обеспечение педагогического процесса экологизации сознания школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. Вып. 4. С. 11-19.

2. Концепция общего, среднего образования. Проблемный Совет по экологическому образованию Российской Академии образования / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной // Зеленый мир. 1994. №3. С. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.