Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «Преподаватель студент» в процессе формирования организаторских навыков у студентов вуза'

Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «Преподаватель студент» в процессе формирования организаторских навыков у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Анна Викторовна

В последнее время в образовании наблюдается переход от традиционной педагогики к педагогике сотрудничества, которая предполагает установление личностно-ориентированного взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. В данной статье автор рассматривает личностно-ориентированное взаимодействие между преподавателями и студентами как условие для создания благоприятной атмосферы в студенческом коллективе и формирования организаторских навыков студентов. Автор представляет результаты наблюдений за работой «Студенческого клуба», членами которого являются и студенты, и преподаватели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «Преподаватель студент» в процессе формирования организаторских навыков у студентов вуза»

ки «нсырынмавык», считалки и т.д. Широкое рас-пространение имели игровые виды конных скачек: баигы, атшабыс и др., которые являются частью общей культуры народа.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

- идеи И ОПЫТ этнической педагогики ПО ВОН' росам семьи и семейного воспитания ногайцев отражают национальное самосознание;

- возрождение педагогической культуры ногайцев осуществляется путем внедрения в содержание семейного воспитания прогрессивных традиций народа.

Библиографический список

1. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: Изд-

во КЧГПУ, 1996.-С. 25-26.

2.ГаджиеваС.Ш. Очерки семьи и брака у ногайцев XIX - начало XX вв. - М.: Наука, 1979. -С. 16-17.

3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 25 с.

4. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикали-ев А.И-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. - Черкесск, 1988.-232с.

5. Каллгыков Х.Б. Сабантой у кубанских ногайцев. - Черкесск: Изд-во КЧГУ, 2008. - 23 с.

6. Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVII веках.-М., 1877.-С. 181.

7. Тоидис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. — Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. - С. 218-219.

А.В. Зорина

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В последнее время в образовании наблюдается переход от традиционной педагогики к педагогике сотрудничества, которая предполагает установление личностно-ориентированного взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. В данной статье автор рассматривает личностно-ориентированное взаимодействие между преподавателями и студентами как условие для создания благоприятной атмосферы в студенческом коллективе и формирования организаторских навыков студентов. Автор представляет результаты наблюдений за работой «Студенческого клуба», членами которого являются и студенты, и преподаватели.

В современных условиях воспитательная деятельность любого образовательного учреждения, в том числе и высшего учебного заведения, должна быть направлена на создание условий, при которых личность ощущает себя подлинным участником, носителем, субъектом и творцом разностороннего духовно обогащающего общения. Становление личности во многом зависит от степени ее активности, самостоятельности и многообразия форм включения в общественные отношения.

Индивидуальные качества человека определяются теми специфически жизненными условиями, которые оказывают на него непосредственное формирующее влияние. Таким образом, воспитательная деятельность вуза заключается в поиске и организации формирующих обстановок и ситуаций, в которых активным звеном выступает реальная совместная содержательная творческая

деятельность преподавателя и студента. Не воспитательное воздействие, не отдельный педагогический акт, а формирующее взаимодействие, ориентированное на личность каждого студента, его мироощущение и жизненные позиции, - вот что должно стать условием социально ценно го и индивидуально насыщенного развития студента.

Интерес современной педагогической науки к личностно-ориентированному взаимодействию преподавателей и студентов является весьма значимым показателем перехода от традиционной педагогики к гуманной педагогике, педагогике сотрудничества. Социально-педагогической основой современной высшей школы все в большей степени становятся субъект-субъектные отношения преподавателей и студентов. Тенденция гуманизации образования предполагает готовность преподавателя высшего учебного заведения к партнерскому взаимодействию со студентами,

€> А.В. Зорина, 2008

137

ориентацию, прежде всего, на студента как на уникальную человеческую личность, отношение к нему как ответственному и сознательному субъекту собственного развития.

Личностно-ориентированный подход во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса предполагает, что в ходе общения учитываются не только индивидуально-психологические, но и статусные особенности студентов. Это осуществляется с помощью выбора форм заданий, через характер взаимодействия и общения «преподаватель - студент», «преподаватель -студенческая группа». При условии избегания излишней фиксации ошибок, промахов, неудачных действий студента предлагаемые задания, направленные на формирование и развитие организаторских навыков студента, стимулируют его инициативность и активность, поддерживают желание и стремление быть лидером.

С позиции студента личностно-ориентированное взаимодействие рассматривается как планирование и управление целенаправленной организаторской деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла участия в организаторской деятельности, направленной на развитие его творческого потенциала и формирование необходимых будущему лидеру организаторских умений и навыков. Взаимодействие в системе «преподаватель - студент», «преподаватель - группа организаторов» стимулирует самостоятельный выбор студентами путей и методов выполнения поставленной задачи.

Для преподавателя личностно-ориентированный подход во взаимодействии со студентами означает пересмотр педагогом привычной субъект-объектной схемы общения, сводящейся только к отдаче приказов и поручений и проверке выполненных заданий. Рассматриваемый подход предполагает переориентацию процесса взаимодействия преподавателя и студента на сотрудничество, на диалог между равными партнерами, в процессе которого студент имеет право на самостоятельную постановку и решение задач [4].

При личностно-ориентированном взаимодействии общение, основанное на диалоге преподавателя и студента-организатора как равных партнеров, становится сферой самоутверждения личности через создание личностно-утверждающей ситуации, которая актуализирует силы са-

моразвития личности [5]. В ходе личностно-ориентированного взаимодействия и преподаватель, и студенты учатся преодолевать препятствия, требующие умений вступить в диалог с другим «Я» (столкновение с другими точками зрения), Субъекты взаимодействия осознают собственную значимость для других людей и переживают радость от совместной деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи.

Подобное взаимодействие располагает к диалогическому общению преподавателя и студентов в процессе подготовки и проведения внеаудиторных мероприятий. При коллективном размышлении и решении общей задачи участники личностно-ориентированного взаимодействия стремятся к тому, чтобы не оставались неучтенными идеи и позиции каждого члена коллектива. Это происходит потому, что личностно-ориенти-рованное взаимодействие - это сложное эмоциональное взаимодействие, в процессе которого происходит личностное восприятие субъектами взаимодействия друг друга, принятие индивидуальных личностных смыслов партнеров по общению, их неповторимого взгляда на окружающую действительность.

При этом в процессе общения, благодаря именно ориентированному на личность взаимодействию, устанавливается эмоционально-поло-жительная атмосфера, которая, безусловно, является мощным толчком для дальнейшего развития инициативы и активности студентов в организаторской деятельности. Положительный климат и ситуация успеха, созданные личностно-ори-ентированным взаимодействием между всеми членами группы организаторов, включая преподавателя, - это стимул для участия в творческой работе в качестве авторов и организаторов различных студенческих мероприятий и проектов.

Несомненно, создание личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов во многом, если не полностью, зависит от стратегии преподавателя. Необходимо организовать психологически богатую встречную деятельность, заботясь не о внешней стимуляции активности студента, а о формировании внутренней, собственно личностной мотивации, о вооружении человека средствами удовлетворения насущных и формируемых потребностей. Именно такое положение порождает ситуацию успеха, стимулирует инициативность студентов, побуждает их к творческой, организаторской деятельности,

138

Всстник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 200&, Том 14

т.к. оно ориентировано не столько на знания, сколько на чувства, сознание, субъективные интересы и особенности участников образовательного процессе как процесса взаимодействия.

При личностно-ориентированном взаимодействии преподавателя и студентов в совместном решении общих задач наблюдается стремление к единой цели, взаимосвязь видов деятельности всех участников, четкое распределение функций, прав и обязанностей и ответственности, согласованность действий, способность к управлению и самоуправлению. Личностно-ориентированное взаимодействие, установившееся между преподавателем и студентом (студентами), предполагает создание отношений доверия между ними, обеспечивает сотрудничество в принятии решений между участниками взаимодействия и развитие творческого потенциала студента (студентов) [2]. Подобное взаимодействие преподавателя и студентов порождает у студентов стремление к самореализации и самовыражению в организаторской деятельности.

Поиск новых форм формирования и развития организаторских навыков студентов, которые бы позволяли осуществить становление каждого обучающегося как личности, вовлечь его в активный познавательный процесс, повысить мотивацию изучения иностранного языка, сформировать представление о диалоге культур как парадигме современности, привели нас к мысли о создании «Студенческого клуба», который стал системообразующим ядром дополнительного образования и хорошей базой для развития лидерского потенциала студентов. Основная цель «Студенческого клуба» - развитие организаторского и творческого потенциала студентов, а также формирование инициативности, активности и стремления к самовыражению.

Научно-методическая новизна данной формы работы со студентами состоит в совместном освоении методов и приемов равноправного участия студентов и профессорско-преподавательского состава в жизни вуза, определении задач и путей собственного развития как активного, инициативного члена общества, формировании нового стиля отношений в рамках личносгно-ориентиро-ванного общения и взаимодействия. Целенаправленно создаются условия для обретения студентами организаторских навыков, качеств лидера, руководителя группы, выработки активной позиции обучающихся в отношении самих себя как лично-

сти, способной к реализации роли инициативного участника общественной жизни вуза.

Совместно с руководителем «Студенческого клуба» студенты составляют план работы клуба, намечают проведение разнообразных по форме и содержанию мероприятий, обсуждают различные вопросы организаторского характера. В совместной деятельности они приобретают статус партнеров, сотрудников. Общение преподавателя и студентов, основанное на принципах личностно-ориентированного взаимодействия, стирает ту невидимую «грань», которая в течение многих лет существовала между студентами и преподавателями, делая их недосягаемыми и непонятными друг для друга. Мы считаем, что «Студенческий клуб» способствует созданию неучебной доброжелательной атмосферы, которая помогает каждому студенту почувствовать свою ценность и значимость, приобрести навыки организатора, раскрыть себя в качестве инициатора и генератора идей, сформировать чувство ответственности.

В ситуациях рассогласования с самим собой и возможных неудач для студента многократно возрастает весомость поддержки, оказываемой профессорско-преподавательским составом. Для того чтобы студенты вышли на положительное восприятие собственной деятельноста, руководителю «Студенческого клуба», кураторам групп и преподавателям необходимо верить в успех своих студентов, понимать смысл своей педагогической деятельности как организующей успех другого и обязательно - быть членом команды студентов, быть одним из них, быть партнером и больше помощником, советчиком, чем руководителем.

Поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, действительном, а не мнимом демократизме и гуманизме взаимоотношений личностей, но не в ролевых иерархических функциях (студент и преподаватель), в которых возможно действие. Соблюдение этих требований способствует развитию адекватной самооценки участников клуба, созданию атмосферы доброжелательности и уважения, без которой невозможно осуществление совместной деятельности, осуществление процесса формирования и развития организаторских навыков студентов на добровольной основе. Кроме того, все групповые и индивидуальные встречи в клубе обязательно предполагают особый уровень доверительности между преподавателями и студентами. Это выражается в демонстра-

Педагогика Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

139

ции дружелюбия, открытости, взаимопонимания, уважения, сочувствия и др.

Стоя на позициях сотрудничества и партнерства со студентами, преподаватель, вовлекая студентов в организаторскую деятельность, не воспитывает их, не учит, как стать лидерами. Создавая благоприятные условия для самосовершенствования, он стимулирует исследовательскую активность участников организаторской деятельности, их стремление к самостоятельному творческому поиску, к личностному росту, к раскрытию и развитию организаторского потенциала. Преподаватель, ориентированный на личность каждого студента, при формировании таких навыков организатора и лидера, как уверенность в своих силах, самостоятельность, умение доказать свою точку зрения, убедить, а также способность нести ответственность за свои решения и поступки, учитывает интересы, возможности и организаторский опыт каждого студента. И каждый раз в общении со студентом (студентами) педагог стремится установить диалог равных партнеров, поскольку именно диалог является важным способом взаимодействия субъектов общения, той среды, в которой легче раскрываются индивидуальные возможности и которая позволяет преподавателю опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей, уровня организаторского опыта студентов.

Наблюдая за работой студентов-организато-ров, преподаватель может корректировать их поведение, стараясь заложить в будущих лидерах уважительное отношение к своим коллегам, стремление к справедливости, твердость в принятии решений, умение брать 11а себя ответственность, стремление установить со своим окружением ориентированное на личность взаимодействие, основанное на взаимообогащающем диалоге. Подобный диалог возможен при выборе лидером-организатором позиции «рядом», т.е. доверительное, уважительное отношение, располагающее к совместной деятельности, принятие неповторимой личности партнера, ее самоценности и индивидуальности [1].

Что примечательно - выступая в роли организаторов различных мероприятий, студенты действительно стараются перенести усвоенные навыки личностно-ориентированного взаимодействия из общения с преподавателем на общение со студентами-участниками. Им свойственны взаимопомощь, взаимопонимание, стремле-

ние понять и принять мнение каждого из своих подопечных, желание работать сообща, совместно принимать решения, решать творческие задачи. Усваиваемые при личностно-ориентированном взаимодействии с преподавателем ценности передаются в ходе общения организаторов со своими подопечными. Они «заражают» их своей активностью и инициативностью, на своем примере учат их брать на себя ответственность, которая является не обузой, а показателем состоявшейся личности, умеющей отвечать засвой поступки и принимаемые ею решения. Личностно-ориентированное взаимодействие, усвоенное из общения студентов с преподавателем, становится базовым взаимодействием в системе «студент - студент».

Способные лидеры-организаторы замечают в своих группах, с которыми они работают, других лидеров, имеющих организаторский потенциал, и целенаправленно стимулируют их. Совместно активно участвуя в организаторской деятельности, и сами студенты-организаторы, и выявленные ими в группах лидеры, стремятся к самовыражению, самоопределению, к раскрытию оригинальности и творческого потенциала своей личности. Своей энергией, позитивным настроем, инициативностью и готовностью к сотрудничеству и партнерству организаторы стремятся активизировать всех членов команды. Из своего опыта общения с преподавателем, организаторы стремятся к установлению личностно-ориенти-рованного взаимодействия со своими подопечными, основанного на эмпатии, понимании, принятии личности каждого члена коллектива с его интересами, желаниями, потребностями.

На наш взгляд, установление личностно-ориентированного взаимодействия в системе «преподаватель - студент», «студент - студент» во многом зависит от той группы, в которой приходится работать преподавателю и студентам-орга-низаторам. Немаловажную роль при выдвижении лидера, яркого организатора играет эмоциональная атмосфера группы, общий настрой коллектива, желания, настроение, а также личностные черты характера и особенности каждого члена группы. Формирование лидера-организатора тесно связано с его социальной жизнью [3]. Внешние воздействия способствуют его становлению и тем самым определяют его поведение в возникающих ситуациях.

Наблюдая за общением студентов-организа-торов со своими подопечными, мы отметили, что

140

Вестник КІ'У им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

установление л ичностно-ориентированно го взаимодействия среди студентов проходит «мягче» и быстрее в студенческих коллективах с благоприятным психологическим климатом. В группах, где студенты проявляют наибольшую инициативность и соглашаются принимать активное участие в различных мероприятиях, студентам-орга-низаторам довольно просто наладить дружеские, партнерские взаимоотношения. Работа с таким коллективом, основанная на доверии, принятии желаний, взглядов и потребностей каждой личности, проходит без особых осложнений.

Иная картина предстает в тех группах, где студенты пассивны, безынициативно/скептически настроены по отношению к внеаудйторным мероприятиям, считая их пустой тратой времени: В таких коллективах студентам-организаторам чГрезвычай-но сложно установить позитивные отношения, которые бы привели к плодотворной и интересной творческой работе. В подобных ситуациях нередко наблюдаются случаи проявления авторитарного лидерства, которое, как правило, не имеет успеха. Преподаватель, его педагогический такт и мастерство имеют большое значение в сложившихся обстоятельствах. Именно на преподавателя возлагается задача научить организаторов действовать в подобной ситуации наиболее тактично, быть терпеливыми и не прибегать к угрозам и запугиваниям. На своем личном примере, общаясь со студентами, преподаватель показывает организаторам, каким образом необходимо строить взаимоотношения со своими подопечными.

Таким образом, можно говорить о передаче опыта установления личностно-ориентированного взаимодействия между субъектами общения: от преподавателя к студентам-организаторам, от студентов-организаторов - к членам группы, включая их внутренних лидеров, которые работают под руководством организаторов. Образуется некая цепочка в формировании и развитии организаторских навыков: преподаватель - студент-лидер - студент. Выступая в роли организаторов, студенты стимулируют у своих подопечных стремление к инициативности и поощряют проявление лидерских качеств, тем самым, вдохновляя их на более активную деятельность.

Библиографический список

1. А йсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: Владос, 2002.-208 с.

2. Бондяревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. -1995. -№ 4. - С. 29-36.

Ъ.ЖеребоваН.С, Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство: (опыт социально-психологического исследования).-Л.: Изд-во Лен ингр. ун-та, 1973.-С. 54-63.

4. Плигин А.А, Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. -М.: КСП+, 2003.-432 с.

5. Сериков Е.В, Личностный подход в образовании: Концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.