2. Кириченко, O.E. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов: дис. ... канд. пед. наук /
O.E. Кириченко. Орел, 2003. 170 с.
3. Коротченкова, А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Коротченкова. Орл. гос. ун-т. Орел, 2000. 16 с.
4. Машкова, E. А. Межпредметные связи как средство формирования профессиональной компетентности студентов нефтяного вуза: дис. ... магистра образования / Е.А. Машкова. Уфа, 2007. 135 с.
The usage of the quasiproductive tasks in the process of modeling the future professional activity of the Geology students in the Oil University
The modeling of the future professional activity of the Geology students beginning from the first years in the process of teaching basic subjects and special disciplines is described. The didactic toolkit of this process is a complex of quasiproductive tasks, which bear the integrative character.
Key words: the professional competence, quasiproductive tasks, the integrative principle.
A.B. ЗОРИНА (Набережные Челны)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Исследуется проблема формирования лидерских качеств у студентов в вузе. Представлены результаты и анализ пробного констатирующего эксперимента и возможные методы формирования лидерских качеств у студентов.
Ключевые слова: лидер, формирование лидерских качеств, организаторская деятельность, организатор, личностно ориентированное взаимодействие.
Многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи, социологи обращают серьезное внимание на проблему лидерства и лидерских способностей личности. Исследуются наиболее благоприятные
ситуации и условия для выдвижения личности на лидирующие позиции, создаются методики формирования лидерских качеств и развития лидерского потенциала студентов. Повышенный интерес к данному вопросу вызван стремительными изменениями во всех сферах жизнедеятельности современного общества: экономике, политике, науке, образовании и др.
Лидера выдвигает коллектив. Именно он является благоприятной средой для формирования и развития лидерских качеств. Исследования отечественного психолога Л. И. Уманского [3] показали, что в группах более высокого уровня развития лидеров больше количественно и они разнообразнее качественно. В высокоразвитых коллективах формирование и развитие лидерских качеств личности происходят намного быстрее и эффективнее благодаря деятельности способных лиде-ров-организаторов, которые адекватно отражают особенности группы и этапы ее развития, стимулируют и поощряют лидерство среди участников.
На формирование лидерских качеств студентов сильное влияние оказывает учебная группа. В период студенчества личность сталкивается с различными представителями молодежного сообщества, различающимися в интеллектуальном и культурном плане. Одни студенты, демонстрируя лучшие образцы своего поведения, нравственности и интеллекта, способствуют формированию и дальнейшему развитию лидерских качеств, показывая на собственном примере необходимость проявления активности, инициативности, самостоятельности, ответственности. Представители студенческого сообщества с негативными взглядами и принципами отрицательно влияют на уровень формирования и развития лидерских качеств у своих сокурсников. Для того чтобы не произошло распространения негативных тенденций, мешающих поступательному формированию лидерских качеств, процесс вхождения личности в студенческую общность должен контролироваться и управляться профессорско-преподавательским составом.
Несомненно, успешное влияние студенческого коллектива на процесс формирования лидерских качеств отдельной
© Зорина A.B., 2009
личности обусловлено совокупностью ее индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, который игнорирует личностное своеобразие студента, не учитывает его психологию, неизбежны конфликты. Атмосфера непонимания и непринятия оказывает сильное воздействие на личность, которая, испытывая дисгармонию в отношениях со сверстниками, не находит условий для своего творческого роста, не встречает доверия, поддержки и помощи в реализации личных планов. В этом случае коллектив не может оказывать положительного воздействия на формирование и развитие лидерских качеств, подавляя активность, инициативность и стремление личности к самовыражению. В результате студент, обладающий достаточным лидерским потенциалом, не имеет возможности реализовать свои намерения стать лидером группы и, следовательно, не может оказать влияния на формирование лидерских качеств у других студентов и передать им образцы лидерского поведения. Зачастую это может происходить из-за того, что студент, имеющий сильное желание стать лидером и обладающий всеми необходимыми для этого качествами, не является носителем тех ценностей, которые приняты группой. Исследования в отечественной психологии показали, что если в коллективе есть человек с соответствующим социально-психологическим настроем к действию, но его нормы и ценности не совпадают с нормами и ценностями членов коллектива, то его не выдвинут лидером [2].
Для успешного психолого-педагогического влияния учебного коллектива на личность студента необходимо специально создавать благоприятные условия для проявления индивидуально-творческих способностей членов коллектива. Это возможно в том случае, когда члены группы авторитетны для личности, когда удовлетворяются лидерские потребности, а коллективные и личные интересы отдельного студента совпадают либо не противоречат друг другу. Развитие личности в коллективе, формирование и развитие ее лидерских качеств зависят от содержания деятельности, в которую включен коллектив, а также от способов ее организации. Именно деятельность выдвигает лидера. Вузовская деятельность разнообразна. Она включает в себя учеб-
ную, научно-исследовательскую и внеаудиторную работу, творчество, организаторскую активность и др.
В предпринятом исследовании мы остановили свой выбор на организаторской деятельности студентов как наиболее эффективной для выдвижения личности на лидирующие позиции. Включение в организаторскую деятельность призвано в той или иной степени сформировать и развить систему лидерских качеств большинства студентов, включая тех, чьи лидерские качества выражены недостаточно ярко. Организаторская деятельность студентов требует от них проявления активности, инициативности, умения влиять на людей, добиваться их расположения и поддержки и при этом уважать их желания, интересы, стремиться понять и принять их точку зрения.
Л.И. Уманским и А.Н. Лутошкиным [4] было выделено одиннадцать общих организаторских качеств, которые можно отнести к лидерским: 1) практичность ума; 2) общительность; 3) глубина ума; 4) активность; 5) инициативность; 6) настойчивость; 7) самообладание; 8) работоспособность; 9) наблюдательность; 10) организованность; 11) самостоятельность. По результатам опроса студентов были добавлены такие качества, как умение убеждать, уверенность в себе, творческий потенциал, умение наладить позитивную атмосферу в коллективе. Этот набор качеств стал основным в пилотном эксперименте, в котором приняли участие 95 студентов 2 - 3го курсов Набережночелнинского государственного торгово-технологического института. В проведенном исследовании интерес представили 38 испытуемых (40%), результаты анкетирования которых показали, что они обладают слабо-выраженными лидерскими качествами. Именно с этими студентами предполагалось продолжить эксперимент. Из них одна треть (13) имели высокие показатели организаторских склонностей, а две трети (25) - низкие.
Гипотеза исследования состояла в том, что приобщение студентов со слабовыра-женными лидерскими качествами к участию в организаторской деятельности поможет формированию и развитию тех или иных качеств, необходимых лидеру, даст студентам возможность проявить себя в качестве организаторов, раскрыть свою
индивидуальность, почувствовать уверенность в себе и ответственность за общее дело, ощутить радость совместного творчества.
Участникам эксперимента было предложено включиться в организацию различных мероприятий, проводимых в рамках учебного заведения, выступая в роли организаторов-помощников в своих студенческих группах и группах первокурсников. Сразу следует заметить, что не все студенты согласились принять участие в данном проекте, а только 27 из 38. Остальные 9 человек объяснили свой отказ по-разному: отсутствие свободного времени (5 человек - 13,1 %), нет интереса к данному виду деятельности (2 человека -
5.3 %), не считают, что смогут справиться с поставленными задачами (2 человека -
5.3 %). Большинство студентов (7 человек - 18,4 %), не принявших предложение участвовать в данном эксперименте, показали средний уровень организаторских склонностей.
Из 27 испытуемых, согласившихся на участие в проекте, 9 студентов (33,3 %) продемонстрировали высокие показатели организаторских склонностей, а 18 студентов (66,7 %) - средние. Интерес представлял тот факт, что даже при высоких и средних показателях у этих студентов организаторские качества лидера были выражены слабо. Все студенты в той или иной степени ранее принимали на себя роль лидеров-организаторов (по собственному желанию или по поручению), но, по их словам, их действия чаще всего были безуспешными. 19 человек (70, 4%) пояснили, что им не хватало настойчивости и терпения в работе с группой; 10 человек (37 %), большинство из которых имели средние показатели организаторских склонностей, отметили, что они были недостаточно активны и им не хватало инициативности. 12 человек (44,4 %) указали на отсутствие смелости проявить себя в качестве руководителя: они чувствовали стеснение, неуверенность и считали себя не в праве «давить» на своих товарищей и «указывать другим, что делать».
Наблюдения за работой студентов-организаторов показали, что большинство из них (18 человек - 66, 7 %) достаточно тяжело налаживали отношения с группой, у них не сразу, но получалось создание в
коллективе благоприятной, располагающей к совместной деятельности атмосферы. Предварительное анкетирование показало, что у 11 испытуемых (40,7%) имелись средние показатели коммуникативных склонностей. Таким студентам было сложно наладить контакт с новыми людьми и, тем более, подружиться с ними, раскрыться, поделиться своими переживаниями, как правило, они не получали обратной связи.
В ходе беседы с испытуемыми и их подопечными стало понятно, что многим организаторам не хватало опыта налаживания отношений, умения ориентироваться на личность организуемых. Видя перед собой лишь основную цель - собрать студентов вместе для обсуждения и подготовки к мероприятию, они забывали об интересах, взглядах, желаниях и потребностях каждого конкретного человека, порой не учитывали возможности студентов, их склонностей, «вслепую» назначая ответственных за выполнение того или иного задания. В результате организаторы сталкивались с протестом со стороны студентов, безынициативностью и нежеланием принимать участие в запланированном мероприятии.
Первоначальная идея эксперимента состояла в том, чтобы приобщить к его реализации студентов-активистов, которые хорошо справляются с организаторской деятельностью, имеют большой опыт общения со сверстниками и студентами младших курсов, успешно выступают в роли лидеров в своих коллективах. Работа в группах, где были задействованы активисты, пошла лучше, интерес организуемых к деятельности заметно вырос, но это никак не отразилось на деятельности испытуемых. Более успешные и активные студенты оттеснили их на задний план, не давая возможности проявить себя. Многие пояснили, что им проще выполнить основную работу самостоятельно, чем «возиться с объяснениями и советами». Однако по ходу эксперимента стало ясно, что испытуемые могут потерять интерес к своей деятельности, и экспериментаторы внесли некоторые изменения. Была предпринята попытка в качестве помощников испытуемым назначить кураторов тех групп, в которых работали исследуемые студенты. Предполагалось, что на формирование и развитие лидерских качеств студен-
тов непосредственное влияние будет оказывать то, какой пример преподаватель подает при организации своих отношений со студентами. В психолого-педагогической литературе отмечается, что воздействие на других собственным примером имеет большое значение. Выстраивание межличностных отношений между преподавателями и студентами с позиции координации, установление личностно ориентированного взаимодействия, доверительных отношений партнерства связаны с тем, что преподаватель стремится обосновать свое решение, объяснить суть совместных действий, посоветоваться со студентами.
Принятие куратором позиции координатора обусловливает успешность развития лидерских качеств у студентов-орга-низаторов, поскольку преподаватель не берет на себя главную роль в выстраивании взаимодействия между организаторами и организуемыми. Куратор исполняет роль наблюдателя и советчика. Первоначально куратор больше времени проводит вместе с группой и организаторами, показывая на своем примере, насколько важно установление личностно ориентированного взаимодействия между участниками общения и какие положительные результаты и радость от совместного творчества оно принесет. Куратор, передавая студен-там-организаторам свой опыт общения, знания и умения находить общий язык со своими подопечными, помогает им осознать, что личностно ориентированное взаимодействие предполагает духовную общность, сотворчество, уважение личного достоинства партнеров по общению, глубокое их понимание и оптимизм. Сотрудничество и сотворчество взаимно обогащают всех субъектов взаимодействия.
Наблюдения за ходом эксперимента и отзывы участников показали, что введение кураторов в проект дало положительные результаты. Установление в группе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на идеях партнерства, взаимопонимания и принятия личности каждого члена коллектива, позволило сту-дентам-организаторам значительно улучшить отношения с группой. В доброжелательной атмосфере сотворчества появились условия для проявления активности, инициативности, творческого подъема. Большинство студентов (74 %) отметили, что
они стали более уверенными в себе и в своих действиях; 92,6 % подчеркнули, что теперь им проще находить общий язык с подопечными и в условиях конфликта восстанавливать в группе позитивный настрой; 59,2 % заметили, что они стали более настойчивыми в своих требованиях, у них появилось умение убеждать, склонять на свою сторону. У 70,4 % значительно расширился круг общения. У них уменьшился страх перед высказыванием своей точки зрения, они стали менее замкнутыми как в общении со сверстниками, так и с профессорско-преподавательским составом.
Таким образом, в ходе эксперимента был установлен непреложный факт: чем разностороннее связи личности с коллективом, тем интенсивнее развиваются личность и сам коллектив, влияя друг на друга. Для процесса формирования и развития лидерских качеств у студентов в этом взаимном влиянии самым важным является то, что, воздействуя на других членов коллектива, студент изменяется и формируется сам в системе своих способов мышления и поведения.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1998. 539 с.
2. Жеребова, Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования / Н.С. Жеребова // Руководство и лидерство. Л., 1973. С. 54 - 63.
3. Уманский, Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л.И. Уманский // Коллектив и личность. М.: Изд-во «Наука», 1975. С. 77 - 87.
4. Уманский, Л. И. Психология и педагогика работы комсорга / Л. И. Уманский, А. Н. Лутош-кин. М.: Мол. гвардия, 1984. 206 с.
The formation of the leadership skills of the students in the university: the results of the experiment
The problem of the formation of the the leadership skills of the students in the university is examined.
The results and the analysis of the stating test experiment and the possible methods of forming the leadership skills of the students are given.
Key words: the leader, the formation of the leadership skills, the organizational activity, the organizer, personality-oriented interaction.