ф
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «СТУДЕНТ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА
STUDENT - TEACHER INTERACTION AND ITS ROLE IN DEVELOPING PERSONAL QUALITIES OF UNIVERSITY STUDENTS
М.А. Викулина
В статье рассматривается личностно ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов. Выделены и описаны принципы, на которых организуется система их взаимодействий и взаимоотношений (принцип равенства, принцип добровольности, принцип равнозначности и принцип дополнительности участников образовательных процессов).
Ключевые слова: личностно ориентированный подход, личностно ориентированное взаимодействие.
Vikulina M.A.
The author examines interaction between teachers and students and singles out the principles of their interactions and relations, namely the equality principle, the voluntary basis principle, the equal importance principle and the complementary participation principle.
Keywords: personality-focused approach, personality-focused interaction.
Идеи личностно ориентированного взаимодействия преподавателя с группой в целом и индивидуально с каждым студентом отражены в концепции гуманистической психологии. Согласно ее положениям, взаимодействие данного типа имеет целью создание между участниками психологического климата доверия, взаимной помощи и сотрудничества в принятии решений, поддержки становления независимой в собственных суждениях личности, свободной от комплексов, самостоятельной в решениях и поступках; принятие личности как высшей ценности общества, первичной по отношению к нему; учет разноуровневого характера потребностей каждой личности; сведение к минимуму запугивания и наказания, так как они тормозят поступательное развитие личности [1; 2].
Отечественные ученые начали уделять серьезное внимание разработке положений личностно ориентированного подхода во второй половине ХХ в.
По мнению Е.В. Бондаревской [3; 4], технологический арсенал (наиболее адекватные способы педагогической деятельности) личностно ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие требованиям диалогичности; деятельностно-творческого характера; направленности на поддержку индивидуального развития личности; предоставления студенту необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения, направленных на создание культу-росообразной среды учебно-воспитательного процесса и обеспечивающих овладение студентами знаниями, умениями и навыками на основе обмена смыслами, индивидуальными способностями, способами самообуче-
ния, самосовершенствования и саморазвития. При установлении личностно ориентированного взаимодействия преподаватель передает студентам свои знания и опыт, но не навязывает их, а педагогическая технология ориентирована на обучающегося, но находится в непосредственной связи с личностью преподавателя, зависит от его субъектных свойств и качеств, воплощает в себе личностные смыслы преподавателя.
Зависимость технологии от личностных особенностей преподавателя настолько сильна, что в системе лич-ностно ориентированного образования любая педагогическая технология является авторской, так как преподавателю, ориентированному на личность, учитывающему индивидуальность жизненной и образовательной ситуации каждого студента, всегда приходится самому разрабатывать и общую стратегию, и тактическое решение проблемы педагогического взаимодействия в системе «студент - преподаватель», «студенческая группа - преподаватель». При этом первое, о чем заботится преподаватель, - это создание в группе гуманной культуросообразной среды общения и деятельности.
По глубокому убеждению А.В. Мудрика, педагогическая технология личностно ориентированного взаимодействия направлена на развитие уникальной целостной личности, стремящейся к максимальной реализации собственных потребностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, имеющей своей целью становление и самосовершенствование, самоопределение, самореализацию и самоутверждение [5].
Преподаватель стремится к тому, чтобы вся совместная со студентами деятельность была направлена на фор-
#
$
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
мирование свободной личности, гуманной, духовно богатой, творческой в своей постоянной деятельности, что, по мнению К.А. Матвийчук, невозможно сделать без личност-но ориентированного подхода к организации взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса [6]. Успех педагога в этом случае зависит от его умения общаться с обучающимися, умения договориться, уговорить, понять, заглянуть во внутренний мир другого и, может быть, войти туда, а это возможно только при условии взаимности - открытия собственного внутреннего мира для другого и позволения в него войти.
Иными словами, при личностно ориентированном взаимодействии происходит взаимопроникновение мира студента и мира преподавателя, так как каждый из вступающих во взаимодействие не просто содействует развитию другого, но именно в этом находит условия для собственного личностного развития.
Система взаимодействий и взаимоотношений организуется на принципах равенства, добровольности, равнозначности и дополнительности участников образовательных процессов. Сущность принципа равенства состоит в ориентации на перспективу личностного развития в рамках кооперации и взаимодействия. Добровольность реализуется в приобретении личностных смыслов в деятельности и во взаимодействии, направленности личностного потенциала каждого на реализацию совместно найденных смыслов.
Наивысшим уровнем согласованности позиций участников в деятельности является сотрудничество, конституирующее всю совместную деятельность, общение и поведение, принятие ответственности и равенства в достижении общих целей и результатов деятельности (сотрудничество выражается формами перцептивной взаимосвязи, взаимопонимания, взаимопереживания; способами организации совместной деятельности, формами взаимодействия преподавателя и учащихся; взаимоподдержки, взаимопомощи, объединения усилий, интеграции теоретических знаний и практических умений).
Основными признаками сотрудничества можно считать стремление к общей цели; активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности; взаимосвязанность участников деятельности; четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности; низкий уровень конфликтности; планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению; способность к достижению результатов.
При личностно ориентированном взаимодействии создается почва для взаимного уважения между преподавателем и студентами. Личностно ориентированный подход позволяет преподавателю замечать даже самые малые проявления неповторимости личности студента, открывающие своеобразие его мироощущения, личностного восприятия, поскольку в каждом отдельном миропонимании отражена целостность и личностная уникальность позиции человека. Значимость личностно ориентированного взаимодействия тем значительнее, что оно позволяет участникам учебно-воспитательного
процесса видеть мир людей как полифонию мнений, каждое из которых ценно уже потому, что за ним стоит живая личность.
Кроме того, личностно ориентированное взаимодействие в системе «студент - преподаватель» основано на уникальности конструирования личностью собственного мира, обеспечении условий для развития и функционирования учащегося как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. В личностно ориентированной педагогике главным выступает сам студент, как «творец и создатель себя и собственной деятельности» [7], его отношение к своей деятельности, развитие рефлексии, личностная оценка происходящего вокруг, его личная позиция. Взаимодействие, ориентированное на личность субъектов учебно-воспитательного процесса, в максимальной степени направлено на специфику личностного моделирования мира.
Итак, личностно ориентированное взаимодействие обеспечивает психологически богатую «встречную деятельность» преподавателя и студентов, объединяет их в стремлении к общей цели. Активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности способствует повышению активности и инициативности субъектов образовательного процесса. Увлеченность общим делом является источником дружественности, которая, в совокупности с общей заинтересованностью, рождает совместный увлеченный поиск [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
2. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляды на психотерапию: Пер. с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
3. Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Под. ред. Е.В. Бондаревской и др. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 1995.
4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000.
5. Мудрик А.В. Социологизация и воспитание. -М.: Сентябрь, 1997.
6. Матвийчук КА. Личностно ориентированный подход к формированию установки на занятия физической культурой // Личностно ориентированный подход в педагогической практике: Межвуз. сб. науч. трудов. - Магнитогорск: Изд-во МГМА, 1996.
7. Алексеев Н.И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Моногр. -Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1996.
8. Викулина МА. Личностно ориентированный подход в педагогике: Учеб. пособие. - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004.