Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯКАК ФУНДАМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯКАК ФУНДАМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Г. К.

В статье раскрываются вопросы, связанные с организацией личностно-ориентированного обучения и воспитания учащейся молодёжи. Перечислены некоторые законодательные документы, принятые в Узбекистане за годы суверените- та. Обращено внимание автора на систему непрерывного образования, составляющую основу формирования личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNER-CENTERED EDUCATION AND THE EDUCATION OF STUDENTS AS A FOUNDATION FOR CONTINUING EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses the questions related to the organization of student-centred learning and education for young students. Are some legislative instruments adopted in Uzbekistan during the years of sovereignty. Brought to the attention of the author for the system of continuous education, which provides the Foundation of identity formation

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯКАК ФУНДАМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Таким чином, знання особливостей професшно! тдго-товки та ролi мiжкультурного виховання в нш дозволить здшснювати вiдбiр змiсту пiдготовки майбутшх вчителiв шоземно! мови, контролювати та вчасно корегувати якiсть пiдготовки вчителiв зазначеного профiлю, забезпечить виконання основного завдання створено! нами моделi - !х ефективну пiдготовку до професiйно-педагогiчноi дiяль-ностi з урахування специфжи мiжкультурного виховання учнiв. Для полегшення вирiшення усiх цих завдань ми спробували розробити власну модель тдготовки майбутшх вчш^в шоземно! мови до мiжкультурного виховання учшв загальноосвiтнiх навчальних закладiв.

Однак, зважаючи на те, що лише незначна частина вчи-телiв iноземноi мови здатна здшснювати мiжкультурне виховання учшв, мають мiсце наступнi дослiдження у пе-ревiрцi функцiонування дано! моделi пiдготовки майбут-нiх вчителiв шоземно! мови до мiжкультурного виховання та в сферi розроблення системи формування необхiдних

для цього знань, умшь та навичок.

Посилання:

1. Богданова I. М. Професшно-педагопчна пщготов-ка майбутшх вчш^в на основi застосування шновацш-них технологiй: дис. ... доктора пед. наук : 13.00.04 / Богданова I. М. - О., 2003. - 440 с.

2. Гончарова О. А. Педагопчш умови тдготовки майбутнього вчителя шоземно! мови до шновацшно! дiяльностi: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Гончарова О. А. - К., 2008. - 264с.

3. Енциклопедiя освии / [головний ред. В. Г. Кремень]. - К.: Юршком 1нтер, 2008. - 1040 с.

4. Карп'юк О. Навчання як модель устшного життя / О. Карп'юк // 1ноземш мови. - 2005. - №4. - С. 86-94.

5. Рудницька О.П. Основи педагопчних дослщжень : [навч.-метод. поабник] / Рудницька О.П., Болгарський А.Г., Свистельткова Т.Ю. - К., 1998. - 143 с.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ФУНДАМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАН

Г.К.Каримова,

старший научный сотрудник-исследователь Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук им. Т.Н.Кары Ниязи,

Ташкент, Узбекистан

LEARNER-CENTERED EDUCATION AND THE EDUCATION OF STUDENTS AS A FOUNDATION FOR CONTINUING EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

G.K. Karimova, senior scientific associate-researcher Uzbek scientific-research institute pedagogical sciences n. a. t. n. Kara Niyazi,

Tashkent, Uzbekistan

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются вопросы, связанные с организацией личностно-ориентированного обучения и воспитания учащейся молодёжи. Перечислены некоторые законодательные документы, принятые в Узбекистане за годы суверенитета. Обращено внимание автора на систему непрерывного образования, составляющую основу формирования личности.

ABSTRACT

The article discusses the questions related to the organization of student-centred learning and education for young students. Are some legislative instruments adopted in Uzbekistan during the years of sovereignty. Brought to the attention of the author for the system of continuous education, which provides the Foundation of identity formation.

Ключевые слова: ученик, учитель, личностно-ориентированный подход, обучение, воспитание, развитие.

Key words: continuing education, student, teacher, learner-centred approach, training, education, development.

Современный век назван веком знаний, информации, стремительного развития новых технологий, которые определили и стратегический путь развития стран мира, в том числе и нашего государства. С первых лет независимости повышенное внимание к вопросу образования стало одним из главных приоритетов руководства республики.

Президент Узбекистана Ислам Каримов подчеркивает, что «...наше государство, наше общество во имя достойного воспитания и развития молодёжи, её счастья и будущего не жалеет ничего - ни средств и возможностей, ни усилий, самое важное - любви и заботы» [1].

Эта мысль руководителя нашей республики тесно переплетается со словами Президента Российской Федерации В.В.Путина, который считает, «что должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и

новых технологий - это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют компании и общественные организации, все граждане без исключения, все заинтересованные в качественном образовании наших детей» [2].

Именно об этом говорится и в «Государственной программе мер по ускорению реализации Целей развития тысячелетия на 2011-2015 годы» [3] и в докладе председателя Комиссии ЮНЕСКО «Образование для XXI века» Ж.Дело-ра [4].

Судьбоносными же для нашей страны стали принятые государственные

* программы («Национальная программа по подготовке кадров», «Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы

Республики Узбекистан на 2013-2020 годы» № 01-08/1-417 от 9 июля 2013 года, «Программа содержательной модернизации системы непрерывного образования и повышения уровня эффективности учебно-воспитательной работы на 2008-2012 годы», Государственные программы, посвящённые текущим годам и др.);

* законы («Об образовании», «О молодёжной политике Республики Узбекистан» и др.);

* указы («О награждении группы одарённой молодёжи за достижение высоких результатов» и др.);

* постановления Президента Республики Узбекистан («О мерах по совершенствованию координации управления развитием науки и технологий» от 7 августа 2006 года, «О дополнительных мерах по стимулированию внедрение инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008 года, № ПП-1730 «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 года, № ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013, ода № ПП-2158 «О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики» от 3 апреля 2014 года, № ПП-2164 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и предоставлением государственных услуг» от 15 апреля 2014 года и др.);

* Кабинета Министров Республики Узбекистан (№ 203 «Об организации общего среднего образования в Республике Узбекистан» от 13 мая 1998 года, № 390 «Об утверждении Государственных образовательных стандартов общего среднего образования» от 16 августа 1999 года, «О дополнительных мерах по совершенствования воспитания детей, формирование здорового и гармонично развитого поколения» от 14 октября 2011 года, № 130 «О внесении изменений в государственные образовательные стандарты общего среднего образования» от 15 мая 2012 года, № 198 «О мерах по дальнейшему развитию образовательной информационной сети «21уопеЪ> от 10 июля 2013 года и др.), обеспечившие фундаментальную перестройку всей системы непрерывного обучения и воспитания растущего поколения.

Названные законодательные документы позволили реализовать целый комплекс мероприятий по развитию всех сфер, особенно образования, как основных факторов формирования духовно и физически подготовленных юношей и девушек - главной надежды республики. Значит, в условиях перехода к рыночной экономике в стране социально защищённым может быть лишь широко образованный человек, который способен в течение всей жизни перестраивать направление и содержание своей деятельности в соответствии с требованиями рынка и развитием новых технологий.

Непрерывное образование не столько призвано сменить образование, сколько продолжить и развить его. Особенности непрерывного образования составляют новую образовательную парадигму и представляют собой тенденции развития республики. И чем раньше будет

осознана принципиальная особенность этой сферы, тем большим будет соответствие этой сферы образования потребностям развития современного общества.

Содержание непрерывного образования определяется потребностью обучающегося в знаниях и информации, необходимых для решения его личностно-значимых задач. Образование, не ограниченное определенными сроками обучения и стенами учебных заведений, называемое непрерывным, приобретает черты жизнедеятельности, то есть процесса развития личности в течение всей социально активной жизни, а социальная жизнь - черты непрерывного образовательного процесса.

В качестве непрерывного процесса образование перестает быть в основном внешне организованной системой и становится в значительной степени личным делом обучающегося, то есть образованием личности. Наряду с обязательностью и всеобщностью, образование приобретает персонифицированный, личностно-ориентированный характер, определяется потребностями самого обучающегося с общими для всех, заранее заданными целями и задачами учебного заведения.

Непрерывное образование предполагает смену ведущей фигуры (субъекта) образовательного процесса и радикальное изменение роли учителя. Обучающийся становится основным или даже единственным субъектом процесса образования - он сам отбирает нужную ему дополнительную информацию, сам определяет, какая информация ему необходима для решения его дальнейших жизненных задач и жизненных планов, сам выявляет способ и место ее получения. Преподаватель может лишь помочь ему в этом.

В непрерывном образовании сведения могут носить случайный характер и быть противоречивыми, представлять собой не только знания, но и информацию. Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знания - это проверенный практикой общества результат познания действительности, основные особенности которого составляют систематичность и, главное, объективность, независимость от желаний и воли людей. Информация - это сведения любого характера, выражающее чаще всего мнение говорящего человека и, как правило, несовпадающее или даже противоречащее друг другу. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности - дело и забота самого обучающегося. Он не только усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, мнений, знаний и понятий строит свое представление о жизни в этом мире. Следовательно, основным элементом учебного процесса становится не только знание, но и информация.

Следующую особенность непрерывного образования следует определить, как возможность развития способности учащегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, то есть использовать не только готовые знания. Вот почему непрерывное образование, способствующее превращению не только знаний в информацию, но и обратному превращению информации в знания, может стать условием развития общества.

При этом личность учащегося рассматривается в трех основных репрезентациях:

1) как устойчивая совокупность ее определенных ка-

честв (характер, темперамент, способности);

2) как субъект межличностных взаимоотношений и взаимодействий;

3) как индивид в жизнедеятельности других личностей, испытывающий потребность и способность быть личностью в социально значимой деятельности в условиях школы.

В современном образовании четко обозначены две основные парадигмы: формирующая (традиционная) и гуманистическая (личностно-ориентированная).

Личностно-ориентированная парадигма образования является одной из важнейших проблем педагогической науки, призванной исследовать и научно осмыслить процессы развития, обучения и воспитания учащихся в современных условиях.

В центре внимания личностно-ориентированного обучения стоит уникальная целостная личность, которая стремится к самопознанию и самоактуализации. Такая личность открыта для нового опыта, умеет делать выбор в различных жизненных ситуациях, несет за этот выбор полную и осознанную ответственность. Содержание обучения и воспитания в этом случае рассматривается как средство развития личности, а не как цель.

Педагогическое обеспечение развития способности личности к саморазвитию и самовоспитанию в общеобразовательной школе возможно лишь на основе личност-но-ориентированного образования, - считают учёные В.А.Петровский, Л.Н.Коган, В.И.Андриянова, Е.Б.Бон-даревская, С.Х.Файзулина, Ф.Р.Юзликаев, А.В.Мудрик, В.В.Сериков, П.Торренс, И.С.Якиманская и др.

Одним из методологических оснований обновления образования являются идеи саморазвития личности как сложного движения личности к вершине своего «Я», интенсивно разрабатываемые Л.Н.Куликовой и ее учениками Н.Г.Григорьевой, Г.П.Звенигородской, Л.П.Лазаревой и др.

Следовательно, сегодня выстраивается новый тип непрерывного образования, который предусматривает смену традиционной парадигмы на личностно-ориенти-рованную, что, в свою очередь, вызывает необходимость формирования у обучаемых умений самостоятельно и критически мыслить, анализировать условия выполнения намеченных планов, генерировать новые идеи, прогнозировать, быть коммуникабельными и контактными.

Анализ научных исследований, целенаправленные наблюдения за учебно-воспитательным процессом в общеобразовательной школе, изучение и анализ опыта передовых учителей республики дают основание констатировать,

что личностно-ориентированное обучение обеспечивает возможность:

- вовлечения в активный познавательный процесс каждого ученика, применения им не только полученных знаний на практике, но и чёткого осознания того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

- работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определённые коммуникативные умения; возможность широкого общения со сверстниками из других учебных заведений своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

- свободного доступа к необходимой информации (библиотеки, СМИ, Интернет, ресурсные центры и др.) с целью формирования собственного независимого, аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования.

Ориентация на максимальное и целенаправленное личностно-ориентированное развитие школьников:

- стимулирует учеников к коллективному и индивидуальному выбору типа, вида задания, формы его выполнения;

- приучает учащихся к полноценно аргументации, подготавливает учеников к возможным возражениям и взаимной критике;

- воспитывает у школьников активность, инициативу;

- формирует умения вести диалог, спор (на материале, содержащем противоположные точки зрения).

Комплексное решение названных выше педагогических задач обогащает эмоциональный мир учащихся и воспитывает высокие нравственные качества. Каждый новый день выдвигает новые требования к личности ученика и учителя. Поэтому задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы опираясь на весь предыдущий опыт развития педагогической мысли, постоянно двигаться вперед, научно обосновывая и внедряя личност-но-ориентированную технологию обучения и воспитания учащихся.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Т. 5. - Т.: Узбекистан, 1998.

2. webkursovik.ru/kargotrab.asp?id=7

3. lib.ua-ru.net/diss/cont/465631.html

4. referat.ru/referat/organizaciya-obe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.