МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ФИЗИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Ilyuschikhina M.I.
teacher of physics, informatics MBOUgymnasium №1 named after. Penkova M. I.
Millerovo
Илющихина Марина Ieaniena
вчитель ifieuKU, шформатики МБОУ гiмназii№1 iM. Пенькова М. I.
р. Мтлерово Илющихина Марина Ивановна учитель физики, информатики МБОУ гимназии №1 им. Пенькова М.И.
г. Миллерово
META-S UBJECT OF UNIVERSAL ED UCATIONAL ACTIVITIES AT THE LES-SON OF PHYSICS IN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF REQUIRE-MENTS OF THE GEF
Ilyuschikhina M.I., teacher of physics, informatics, MBOU gymnasium №1 named after. Penkova M. I., Millerovo
АННОТАЦИЯ
Проведен анализ метапредметных универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
АНОТАЦ1Я
Проведено аналiз метапредметных утверсальних навчальних дш, що забезпечують школярам вмшня навчатися, здатшсть до саморозвитку i самовдосконалення.
ABSTRACT
The analysis of the meta-subject of universal education, providing students the ability to learn, ability to self-development and self-improvement.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, метапредметный подход, стандарты нового поколения, современные образовательные технологии, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Ключовi слова: утверсальт навчальш ди, метапредметный пiдхiд, стандарти нового поколшня, сучасш освтш технологи, системно-дiяльнiсний пiдхiд, особистiсно-орieнтований пiдхiд.
Key words: universal learning activities, interdisciplinary approach, next generation standards, modern educational technologies, system-activity approach, personality-oriented approach.
Постановка проблемы: специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия:
Национальная образовательная инициатива гласит: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
На мой взгляд, всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Именно об том идёт речь в
стандартах образования второго поколения.
Русский мыслитель Д.И. Писарев в работе «Наша университетская наука» в 1863 г. писал о системе образования того времени: «Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа... Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика - вечное поле сражения, а пора экзаменов - время самых истребительных войн между отдельными предметами».
Для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных учебных предметов был предложен метапредметный подход в образовании и соответственно разработаны метапредметные образовательные технологии, что предполагает формирование метапредметных учебных действий («надпредметных» или «метапознавательных»), под которыми понимают умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование лабораторного эксперимента по физике или химии.
Актуальностью работы заключается в решение проблем и вопросов, связанных с использованием современных технологий в процессе обучения физики, в рамках требований ФГОС.
Цель работы: рассмотреть современные технологии формирования универсальных учебных действий и выбрать наиболее оптимальные для использования на уроках физики.
Объект: процесс обучения детей в условиях формирования универсальных учебных действий с помощью современных образовательных технологий.
Предмет исследования: современные технологии как средство форми-рования универсальных предметных действий на уроках физики.
Образовательные технологии - это комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании техниче-
Цели образования и их достижение с
ских средств и достижений научно-технического прогресса.
Основные направления и конкретные задачи новых образователь-ных технологий:
1. Интеграция математики и языковых дисциплин в начальном образовании (% новые курсы «Информатика 1-4», «Алгоритмика»);
2. Создание компьютеризированных лабораторий;
3. Использование компьютерного конструирования и моделирования (% конструкторы «Живая природа», «Живая физика»);
4. Обеспечение доступа к информационным ресурсам за пределами учебников;
5. Сенсомоторное развитие интеллекта учащихся (% телесно-двигательные игры).
Таблица 1
помощью педагогических технологий
Группы Задачи Технологии
Технологии формирующего обучения Освоение базовых знаний и ключевых компетенций 1. Технология полного усвоения 2. Алгоритмическая технология 3. Технология поэтапного формирования понятий и умственных действий (Гальперина) 4. Модульная технология
Технологии развивающего обучения Обеспечение развития познавательных, творческих способностей, способности видеть и решать проблемы в различных жизненных ситуациях. 1. Проблемно-поисковая технология (проблемное изложение, мозговая атака) 2. Проблемно-исследовательская технология 3. Технология моделирующего обу-чения (имитационные, деловые игры) 4. Коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, диспут)
Технологии личностно ориентированного обучения Развитие субъективности учащегося, способности принимать собственное решение, брать ответственность на себя 1. Обучение на основе личностно значимых ситуаций 2. Разноуровневое обучение (лест-ница достижений, портфолио) 3. Обучение в сотрудничестве 4. Проектное обучение
Современные образовательные технологии в рамках внедрения ФГОС:
- Проблемное обучение.
- Проектная и исследовательская деятельность
- Информационно-коммуникационные технологии
- Дискуссия
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Уровневая дифференциация
- Кейс-технология
1. Формирование универсальных учебных действий на уроках
физики
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение уча-щимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. УУД создают возможность са-мостоя-тельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.
1) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностный результат обучения физике - это убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, проявление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать (причины открытия, происхождение изучаемого явления) постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.
2) Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составления плана и последовательности действий;
Прогноз - предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре-менных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с за-данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция - внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энер-гии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
Регулятивные универсальные учебные действия по
физике можно фор-мировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
При обучении физики, деятельность, связанная с проведением физиче-ского эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление об ощущении результатов. В конечном итоге говорят об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Отсюда понятие актуальность усилий для организации диагностирования экспериментальных умений.
3) Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- поиск и выделение необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые выска-зывания в устной и письменной речи;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые выска-зывания в устной и письменной речи;
- действие со знаково- символическими средствами (замещение, дей-ствие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Общеучебные УУД на уроках физики предусматривают:
- формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора ин-формации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д).
Номенклатура логических действий включает:
- сравнение конкретно-чувственных и иных дан-
ных (с целью выделе-ния тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации; анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
- синтез - составление целого из частей; сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство - установление причинно- следственных связей, по-строение логической цепи рассуждений;
- установление аналогий.
Повторение всего курса физики в ходе подготовки учащихся к ЭГЭ - трудоемкий процесс. Надо видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, уметь базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Структурно-логические схемы позволяют систематизировать знания, выделять основное.
4) Коммуникативные действия обеспечивают социальную компе-тентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки дей-ствий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
- В коммуникативную компетентность входит способность устанавли-вать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения.
Вывод: важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
2. Технологии, подходящие для формирования УУД на уроках физики
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения различных методов, способов, учебно-методических средств формирования универсальных учебных действий школьников. В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно-познавательной деятельности. В рамках
системно - деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Существующий поток информации ставит перед учениками порой непосильную задачу: как найти не только необходимую, но и достоверную информацию? Как её отличить? Какой источник информации можно считать надежным? Умение работать с источниками информации, и, прежде всего, с Интернетом, необходимо для дальнейшей успешной деятельности обучающихся. Следовательно, и сам учитель должен в полной мере владеть данной технологией.
Сочетание традиционных демонстраций и интерактивных моделей, меняющих режимы проведения виртуальных экспериментов, использование возможностей интерактивной доски, позволяют наглядно, быстро и эффективно не только изучать новые темы, но и закреплять их здесь же на уроке.
Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной работе можно использовать как коммуникативные средства для получе-ния электронной формы отчетов при выполнении домашних лабораторных работ, творческих заданий, для решения тестов при подготовке к ЕГЭ и ученических конференций, научно-исследовательских работ, рефератов, представлением мультимедийной презентации при защите проектов. Однако я считаю, что использование информационных технологий на уроке должно быть строго дозировано. Тем более, исключать из своей деятельности лабораторные и практические работы с реальным оборудованием ни в коем случае не стоит. Именно здесь, во время проведения лабораторных работ, ученик может научиться планировать и организовывать свою учебную деятельность, получать навыки исследовательской работы.
Для многих школьников предмет «Физика» сложный и непонятный, хотя, на мой взгляд, в нем просто разобраться, если освоить те основания, на которых он построен. При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные задачи:
- освоить физические понятия и термины,
- научиться работать с формулами,
- уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать физиче-ские свойства, явления, процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат в определенных условиях.
При этом, проводя классификацию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях. Таким образом, он осваивает метапредметную технологию. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.
Для реализации этой цели я использую разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых
обучающиеся творчески применяют свои знания и определяют, каких навыков им не хватает.
В начале урока я ставлю перед учениками проблему, чтобы они в результате самостоятельного поиска решения поставленной задачи сделали для себя открытие. Например, в 8 классе при изучении различных видов теплопередачи - конвекции - проблемным вопросом является «Греет ли шуба?». А также мы выясняем, растает ли быстрее мороженое, если его укрыть шубой или поставить под вентилятором? Чем ни темы для обучающихся начальной школы при проведении исследовательской работы!? В ходе урока я вижу необходимость подведения обучающихся к самостоятельному добыванию и усвоению знаний, планирую индивидуальные, групповые и парные формы организации деятельности обучающихся. Школьникам я предоставляю возможность вариативного выполнения задания, при этом обучающиеся свободно выражают свои мысли перед аудиторией, доказывают свою точку зрения, не боятся выска-зывать свое мнение, выявляют спорные вопросы и обсуждают их в группах. В результате на уроке я лишь направляю школьников и даю им рекомендации. Даже уроки контроля при организации групповой работы дают возможность сформировать универсальные учебные действия. Для проведения зачета по законам постоянного тока в классе появляются 5 групп: «Черные» (все-всё) - сдают каждый за себя у доски; «Жёлтые» (все-всё, но письменно), «Синие» - (делегата для сдачи темы у доски выбираю я), «Зеленые» - (делегата для сдачи темы у доски выбирает группа), «Красные» - взаимоконтроль и взаимооценка (доверие). Домашнее задание, по моему мнению, должно вызывать необходимость поиска и обработки дополнительного материала на заданную тему и самостоятельного выбора необходимых информационных ресурсов и Интернет-ресурсов. Поэтому раз в четверть (больше не позволяет время) провожу защиту творческих работ в 7-9 классах. Каждый урок физики в старшей школе начинается с новостей науки и техники («Пятиминутки новостей»).
С целью формирования мышления я использую различные формы по-знавательных заданий:
1) вопросы (к примеру, «Как нас в темноте находят комары?», «Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?»);
2) упражнения;
3) расчетные и экспериментальные физические задачи (определить тол-щину листа в общей тетради);
4) дидактические игры («Физические пазлы», «Физическое домино»);
5) загадки (Логогриф, Метаграмма, Анаграмма, Шарада);
6) пословицы (о трении, например);
7) физические диктанты;
8) тесты разного типа.
Изучение физики не может сводиться только к механическому запоминанию теоретического материала и алгоритма решения задач. Использование проблемно -эвристического метода познания позволяет развить личностную заинтересованность ученика в изучаемом предмете, активизировать его ассоциативное мышление, что,
несомненно, повышает качество знаний обучающихся
Заключение
В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверенна, что использование учителями перечисленных выше методов должно развить в школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию. Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что на учебных занятиях по физике формирование универсальных учебных действий школьников происходит. Следовательно, можно судить о реализации метапредметного подхода в обучении, который способствует созда-нию мировоззрения и творческого мышления обучающихся, причем не только в области естествознания, а также приближают его к реальной жизни и повседневной практике
Список литературы:
1. Аксёнова, И.В.О содержании технологической карты урока/И.В. Аксёнова // Химия в школе.- 2014.-№ 9.-С. 13-21
2. Воровщиков, С.Г. Системным проблемам-систем-ные решения: универ-сальные учебные действия, общеучебные умения и «бритва оккама»/С.Г. Воровщиков // Управление современной школой.-2014.-№ 5.- С.58-74
3. Гайворонская, Н. И. Формирование УУД через исследовательскую дея-тельность/Н. И. Гайворонская. // Начальная школа плюс До и После.-2012.-№ 7. - С. 31-33.
4. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля /К.Д. Дятлова// Школьные технологии.-2014.-№ 4.- С. 150163
5. Егорова, Л.М. Формирования универсальных учебных действий через работу детского объединения /Л.М. Егорова// Методист.-2014.-№ 9.- С.40-47
6. Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Курс литературного чтения/Л. А. Ефросинина. //Начальная шко-ла.-2012.-№ 2. С. 49-57.
7. Короленко, Л. П. Развитие УУД в процессе проектной деятельности в средней школе/Короленко Л. П. // Начальная школа плюс До и После.-2012.-№ 8. - С. 28-32.
8. Мещерякова, Л. М. Формирование универсальных учебных действий. Система дидактических заданий/Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова, П. А. Оржековский. //Химия в школе.-2013.-№ 1. - С.9-12.
9. Науменко, Ю.В.УУД: алгоритм создания программы формирования для 5-9 классов/Ю.В. Науменко//На-родное образование.-2013.-№ 2.- С. 198-205
10. Носова, Е. П. Формирование логических УУД на уроках физи-ки/Е.П.Носова //Физика в школе.-2014 .- № 5.- С.38-44
11. Поташник, М.М., Левит, М.В. В чём состоит заяв-
ленная новизна ФГОС/ Поташник, М.М., Левит М.В.// На- сти»: перспективы формирования универсальных учеб-родное образование.-2014.-№ 9.- С.79-86 ных действий на уроках информатики/С. В. Чарыкова./ /
12. Чарыкова, С. В. «Умение учиться действительно- Информатика и образование.-2013.-№ 8. - С. 19-24.
МОДЕЛЮВАННЯ ПРОЦЕСУ ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТ1 МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В 1НОЗЕМНО1 МОВИ ДО М1ЖКУЛЬТУРНОГО ВИХОВАННЯ
Тетяна Кайдан,
ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний nедагогiчний ушверситет
мет Григорiя сковороди», Астрант кафедри педагогти
АНОТАЦ1Я
У данш статтi представлено розробку та об/рунтовано модель тдготовки майбутшх учителiв ноземног мови до мiжкультурного виховання учшв загальноосвтшх навчальних закладiв. Запропоновано створення системи рефлексивного взаемозв'язку тдготовки майбутшх вчителiв, де шоземна мова виступатиме не лише засобом стлкування, а й шструментом для тдготовки молодих спецiалiстiв до мiжкультурного виховання. Виокремлено ряд завдань, результа-тившсть виконання яких допомогла нам у створенш власног моделi.
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлено разработку и обоснована модель подготовки будущих учителей иностранного языка к межкультурному воспитанию учащихся общеобразовательных учебных заведений. Предложено создание системы рефлексивной взаимосвязи подготовки будущих учителей, где иностранный язык будет выступать не только средством общения, но и инструментом для подготовки молодых специалистов к межкультурному воспитанию. Выделен ряд задач, результативность выполнения которых помогла нам в создании собственной модели.
ABSTRACT
This article presents the development and justifies the model of training future foreign language teachers in intercultural education of secondary school students. The creation of a system of reflective relationship of future teacher training where the foreign language will be served not only as a communication tool but as a tool to prepare young professionals to intercultural education is proposed. A number of tasks, the effectiveness of which has helped us in creating our own models, have been allocated.
Ключовi слова: модель, тдготовка, мiжкультурне виховання, мiжкультурна комушкаця, мiжкультурна взаемодiя.
Ключевые слова: модель, подготовка, модель подготовки, межкультурное воспитание, межкультурная коммуникация, межкультурное взаимодействие.
Keywords: model preparation, model training, intercultural education, intercultural communication, intercultural interaction.
Шдготовка майбутшх учителiв шоземно! мови до мiж-культурного виховання учшв забезпечуеться оволодшням ними технолопею його оргашзацп та здшснення у системi освгти Украши. Одним iз найголовшших питань у цьому процеа е готовшсть учителя до роботи у сучаснш школ^ де змши вщбуваються не лише за типом, але й за зм^том освгги, формами оргашзацп навчально-виховного проце-су. З розвитком полжультурного суспшьства, змщненням мiжкультурних зв'язюв спостер^аються значш змши в зм^т та структурi освгги, де виршення проблеми тдготовки вчителя шоземно! мови, який володiе перспектив-ними педагопчними технолопям, умшням створювати комушкативш ситуацп для тдтримання мiжкультурного стлкування, виступае суб'ектом особислсного й про-фесшного зростання, е першочерговим завданням.
Створенню першо! моделi сучасного вчителя ми завдя-чуемо В. А. Сластьошну Згодом метод моделювання набув широкого застосування у психолого-педагопчних дослщ-женнях таких науковщв як О. В. Данильчук, В. Г. Пасинок, I. П. Шдласий, Л. О. Савенкова, Л. Ф. Стрш, Н. 6. Смирнова, В. Д. Ширшов та шших. Роботи С. Я. Батишева, Н. В. Кузьмшо!, А. К. Марково!, 6. I. Рогова, Г. В. Суходольсько-го присвячеш власне проблемi розробки моделi фахiвця. Однак, не зважаючи на значний штерес дослщниюв до моделювання, створення моделей тдготовки фахiвцiв рiз-
них галузей, питання щодо моделi тдготовки майбутньо-го вчителя шоземно! мови до мiжкультурного виховання учшв загальноосвгтшх навчальних закладiв залишаеться недостатньо розробленим.
Мета статт - теоретичне обгрунтування моделi про-фесшно! тдготовки майбутшх учителiв шоземно! мови до мiжкультурного виховання учшв загальноосвггшх навчальних закладiв.
Основною категорiею теорп тзнання видшяють саме моделювання, яке е основою уах теоретичних й експе-риментальних методiв наукового дослщження. Розробка моделi зумовлена необхщшстю удосконалення процесу тдготовки майбутшх учителiв шоземно! мови до мiж-культурного виховання учшв та реалiзащi мети i завдань дослщження.
У науковий об^ поняття «модель» увiв ще у XVII столит шмецький фшософ i математик Г. Лейбнщ як форму отримання знань про навколишнш свiт, шформа-цiйний еквiвалент конструйованого об'екту. Модель (фр. modele - зразок) - це уявна або матерiально-реалiзована система, котра вщображае або вщтворюе об'ект дослщження (природний чи сощальний) i здатна змшювати його так, що li вивчення дае нову шформацш стосовно цього об'екта [3, 516].
Науковщ О.П. Рудницька, А.Г. Болгарський, Т.Ю. Сви-