Научная статья на тему 'Личностно-деятельностный подход в подготовке специалистов социально-культурной деятельности - ведущее условие повышения качества профессионального образования'

Личностно-деятельностный подход в подготовке специалистов социально-культурной деятельности - ведущее условие повышения качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаркова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-деятельностный подход в подготовке специалистов социально-культурной деятельности - ведущее условие повышения качества профессионального образования»

Личностно-деятельностный подход в подготовке специалистов социально-культурной деятельности -ведущее условие повышения качества профессионального образования

Л.С. Жаркова

проректор по научной работе МГУКИ, доктор педагогических наук, профессор

Современная экономическая ситуация с ее рынками труда - внешним и внутренним - обусловливает спрос на высококвалифицированные кадры, отвечающие всем современным требованиям. В связи с этим личностно-деятельностный подход к подготовке специалистов социально-культурной деятельности приобретает важное значение. В его содержании находит отражение динамика развития профессионально важных качеств при овладении профессий. В научный оборот вводятся такие понятия, как «стадии профессионализации», «критерии профессионализации», «уровни профессионализации», «этапы профессионализации» (1, с. 69, 90). Эти научные исследования позволяют определить концептуальные качественные изменения, подходы к профессионализму в вузах культуры и искусств. Такое содержание размышлений всецело обусловлено предметной профессиональной деятельностью.

Теоретическая модель профессионализации в вузах культуры и искусств оказалась весьма продуктивной и была взята в научный оборот прежде всего исследователями, которые занимались вопросами профессиональной подготовки, процессами становления профессионала, педагогическими и психологическими проблемами профессионализма.

Здесь следует подчеркнуть, что в ряде психологических работ начала 1990-х годов начинает утверждаться личностно-деятельностный подход к пониманию профессионализации как целостного, непрерывного процесса становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. К середине 1900-х годов в психолого-педагогических исследованиях, работах, посвященных проблемам управленческого труда, понятие профессионализации однозначно отождествляется с процессом восхождения человека к профессионализму, наличием у него соответствующей профессиональной подготовки (2).

А,Н. Исанко впервые рассматривает процесс создания программ управленческого образования на зарубежном опыте (3).

Уже во второй половине 1990-х годов в работах, например, Э.М. Короткова, И.Д. Леда-нова, посвященных проблемам управления и менеджмента, содержание понятия профессионализации дополняется и соответствующим построением организации управления, которая ориентирована на профессионализм управления.

Разработка методологических вопросов профессионализации социально-культурной деятельности в большей степени была ориентирована не только на сам процесс включения студента в сферу профессиональной жизни, но и на изучение тех последствий, которые возникают при овладении профессией, обогащении общественной практики разновидностями специализаций в этой специальности. В педагогической науке интересны те социальные исследования, которые происходят в обществе при развитии социально-культурной сферы, прежде всего с позиций управления процессом формирования студента как профессионала, рационального использования образовательного опыта, накопленного вузом.

Личностно-деятельностный подход в подготовке специалистов социально-культурной деятельности следует рассматривать в трех основных аспектах: во-первых, как социальное явление, характеризующееся качественными и количественными изменениями в жизни студента, рождением новых профессиональных видов труда, появлением меняющегося мира профессий и специальностей; во-вторых, как процесс овладения студентом социально-культурной деятельностью и конкретной специализацией и, как следствие этого, приобретения им углубленных профессиональных знаний, умений и навыков; в-третьих, как система общественных институтов, регулирующих процесс освоения студентом профессиональной роли и обеспечивающих возможность каждому члену общества приобрести наиболее близко соответствующую его способностям профессию и работать в избранном виде специализации и квалификации.

Личностно-деятельностный подход позволяет понять такое сложное социальное значение тех процессов, которые не могут быть очевидными. Тем более не стояла в то время и задача разработки теоретико-методологической основы подготовки кадров.

В общественном сознании понятие «специальность» воспринимается как процесс овладения профессией, становления профессионала. Нередко, как уже отмечалось, оно выступает и

как синоним понятия «профессиональное развитие персонала». Этим практически и исчерпываются наработки по проблеме профессионализации в настоящее время. На наш взгляд, это весьма неполное представление о социальном явлении, которое именуется понятием «профессионализация», а также, что важно подчеркнуть, о его отношениях с другими социальными процессами и явлениями, которые протекают в сфере социального управления.

В настоящее время на факультете социально-культурной деятельности профессионализация проявляется как на личностном, так и на деятельностном уровнях. Деятельностный уровень характеризуется теми изменениями, которые происходят в обществе в результате развития труда, обретения им профессиональной формы, зарождения элементов, а затем и сферы профессиональной культуры и целого ряда других процессов и механизмов образования.

На личностном уровне профессионализация действительно представлена теми изменениями, которые характеры для студента при овладении им профессией и специализацией. Изменения эти многогранны. Они затрагивают как духовный мир человека, так и нередко его внешний облик, зачастую влияют на формы его поведения и т.д. Эти два уровня теснейшим образом взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Их отношения предопределяют динамику развития профессионализации как социального явления, формирование социальных групп на основе ценностных ориентаций и интересов студентов, содержание элементов профессиональной культуры, профессиональных отношений и т.д.

Сегодня практически мало оснований считать, что есть некая достаточно обоснованная теоретическая модель социально-культурной деятельности. Точнее, в исследованиях ученых вузов культуры и искусств намечены общие контуры, проработаны отдельные проблемы, стороны, причем одни лучше, основательнее, другие недостаточно, а третьи вовсе только обозначены. Но одно не вызывает сомнения: понятие профессионализации

йран Нвта&п

Заседание секции «Культурный потенциал планеты и приоритеты современной культурной политики» ведут профессор Р.Г. Абдулатипов (председатель заседания) и профессор Л.С. Жаркова (модератор)

призвано отражать процессы, происходящие в социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность имеет свои границы, характерные признаки и всецело объемлет общественную практику, связанную с профессиональной активностью личности, формированием профессиональных возможностей и управлением ими, развитием профессиональных видов труда. Последнее обстоятельство весьма важно подчеркнуть, поскольку на это нацелены теория и практика, управление персоналом в организациях. Их теоретические, концептуальные построения могут быть обоснованы при опоре на реально протекающие процессы в сфере труда. Это процессы и отражает профессиология как теория профессионализации.

Изучение процесса введения в научный оборот понятия профессионализации свидетельствует о том, что оно отражает изменения, которые аккумулируются в общественной практике в результате развития человеческой

деятельности, обретения ею профессионального характера, а также те перемены, которые присущи человеку и образуются в обществе в результате сопряжения человека и профессионального труда.

Рассмотрение теории профессионализации как теоретической основы происходит на основе деятельностной природы социально-культурного феномена, его неразрывной связи с одной из основных форм человеческой деятельности - трудом.

В отношении же явления профессионализации следует сказать, что чем сложнее становилась социально-культурная деятельность, чем больше разнообразных форм она обретала в виде специальности, специализации и квалификации, которыми овладевали люди, тем с большим количеством последствий этого сталкивалось общество.

В структуре человеческой деятельности выделяются: субъект (целесообразная деятельность - сам труд), объект (предмет труда),

Мастер-класс

художника Никаса Сафронова

средства деятельности (орудия труда) и среда, в которой она протекает. Эти компоненты составляют высший иерархический уровень структуры любой человеческой деятельности и, по сути, дают лишь абстрактные представления о ней. Относительно других вариантов построения структуры человеческой деятельности (потребности, интересы, мотивы, результаты и др.) следует сказать, что они отражают либо внутреннюю структуру указанных элементов, либо, что бывает чаще всего, функциональную структуру деятельности, ее направленность.

При характеристике уровня развития общества, личности, достижений в тех или иных сферах профессиональной деятельности, как правило, именно они берутся во внимание в первую очередь. Это правомерно, поскольку любая деятельность свою полезность и

востребованность в обществе может подтверждать в конечном счете результатом, мотивами, достижением цели, которую ставит личность и др. Социально-культурная деятельность ценна для общества не фактом своего существования, а результативностью и степенью удовлетворения общественных и личных потребностей людей. Сама же структура и процесс овладения студентом этим видом профессиональной деятельности для граждан - потребителей продукта этой деятельности (услуги, идеи и др.) - чрезвычайно интересны и значимы. Для нас же важно выявить те социальные последствия, которые вызывает сам процесс овладения студентом профессией, что привносится в общество в результате этого, как это влияет на изменение структуры отношений между людьми, какие возникают социальные институты профессионализации (профессиональная ориентация, отбор, профессиональные учебные заведения и др.) (4), призванные обеспечивать появление профессионалов, рационально использовать их профессиональный опыт, что привносится в духовную жизнь общества через профессиональную культуру, как отражается это в законодательстве и др. Все эти изменения в конечном счете обусловлены выделенными основными структурными компонентами социально-культурной деятельности.

Вычленение наиболее общих компонентов структуры личностно-деятельностного подхода к обучению социально-культурной деятельности позволяет педагогам представить ее как процесс взаимодействия личностных и дея-тельностных составляющих, а также показать основные направления, по которым происходит развитие учебного процесса и самой деятельности. К числу таких направлений следует отнести: во-первых, развитие личностного компонента деятельности, то есть самого педагога как субъекта деятельности; во-вторых, развитие средств деятельности, с помощью которых происходит взаимодействие между субъектом и объектом деятельности; в-третьих, развитие условий или среды, в которых студент познает законы общественного развития. На практике : социально-культурной деятельности в качестве

объекта выступают люди, их социальные отношения, которые взаимодействуя между собой, развиваются, становятся активнее. В отличие от других видов деятельности, где объект представлен как вещественных элемент, в социально-культурной деятельности следует учитывать активную природу объекта - человека, группы социальной общности и т.д.

В социально-культурной деятельности необходимо постоянно учитывать, насколько социум как объект, динамичен, активен по своей природе и имеет потребность к названной профессии. Определив вектор трансформации студента, его знаний, умений, навыков, профессионального опыта, освоения им всех структурных компонентов деятельности, отношения людей к собственности, можно формировать новые социально-профессиональные интересы студентов. Надо учитывать, что в стране происходит переоценка ранее существовавшей системы ценностных ориентаций граждан, изменяется социум, в котором приходится выполнять обязанности специалистам социально-культурной деятельности. Эти перемены диктуют и новые профессиональные задачи, новые социальные роли, которые надлежит выполнять учреждениям социально-культурного и культурно-досугового типа. Зарождаются новые профессиональные отношения, начинают структурироваться и профессиональные интересы различных социально-профессиональных групп.

Следовательно, социум - условия труда и объекты государственного управления - оказывает активное воздействие на изменение содержания и характера труда в социально-культурной деятельности, перемены в самом субъекте управления. Эти перемены не могут не сказаться на требованиях к вузам культуры и искусств, формировании или возрождении традиций новых профессиональных групп, законодательстве, регулирующем процесс их функционирования.

Поэтому образовательная деятельность в вузе культуры и искусств, целесообразно проявляемая в экзаменах и зачетах, характеризуется конкретными действиями студента, взаимодействием со средствами, объектами,

субъектами, она всегда протекает в реальных условиях. Помимо этого, учебно-творческий процесс на кафедрах факультета социально-культурной деятельности воплощается в определенных предметных и духовных формах. Перемены в структурных элементах учебного процесса составляют «внутреннее» содержание изменений самого характера труда, характеризуют его развитие. Но это содержание труда определяет и профессиональную принадлежность студента, то есть различие в содержании труда проявляется как различие в профессиях, специальностях. А за этим уже следуют изменения в самом человеке и обществе. Содержание труда выступает важной, но не единственной стороной деятельности студента, через которую проявляется его внешнее воздействие на общество. В неразрывной связи с содержанием обучения находится его характер, в котором раскрывается тип его общественной организации, характеристика самого процесса обучения (преобладание умственных или физических усилий, рутинность, монотонность, престижность, закрепленность за определенными социальными группами и др.). Содержание и характер обучения во многом предопределяют не только назначение, специфику, задачи обучающих технологий, профессиональная ориентация, профессиональное обучение и др., но и их востребованность в обществе, развитие их исторических форм, необходимость придания им организационного характера, степень их научно-методического обеспечения, их саморазвитие. Учебный процесс на кафедре, несмотря на преимущественно умственный или физический, творческий или рутинный характер (5), накладывает весьма заметный отпечаток на студента, систему требований, предъявляемых к нему. Содержание труда в учебно-творческом процессе по своему содержанию может и совпадать с содержанием труда человека, занимающегося одним из видов искусства. Специфика учебно-творческого процесса на кафедрах факультета социально-культурной деятельности продиктована критериями его эффективности, аналогами на государственную

должность, профилем и уровнем образования, требуемыми ограничениями, содержанием профессионального опыта и, что немаловажно, требованиями к определенным личностным качествам студента.

Подготовка специалиста становится возможной в результате реализации организационной модели профессиональной подготовки, созданной на основе уже существующей усовершенствованной модели образовательной программы, где большое внимание должно уделяться формированию познавательной самостоятельности будущих специалистов.

Цель разработки данной личностно-деятельностной технологии - формирование познавательной самостоятельности как ключевого атрибута профессионалов, востребованных на рынке труда, способных профессионально справляться с возложенными на них обязанностями, удовлетворяя тем самым социальный заказ, сформулированный российским обществом вузовской системе образования по подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

Проблема успешной подготовки квалифицированных специалистов базируется на четких представлениях о профессионально значимых качествах будущего субъекта профессиональной деятельности. Студент социально-культурной деятельности - высококвалифицированный профессионал в сфере коммуникаций, сочетающий широту общей эрудиции со знанием конкретной отрасли деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью и с конкретной социальной группой. Образ специалиста по связям с общественностью складывается из сведений о специфике работы, функциях деятельности, человеческих качествах, требованиях, приведенных в Государственном классификаторе профессий.

В процессе подготовки специалиста развивается и формируется профессиональная готовность. В числе первых факторов, влияющих на ее формирование, следует отметить широкую гуманитарную, экономическую и политическую

эрудицию, позволяющую чувствовать себя уверенно в любой актуальной практической деятельности. Далее следует социально-психологическая грамотность, включающая знания психологии личности, групп, масс; технологий и приемов воздействия на людей, манипулирования ими; методов и приемов психологической защиты, а также конкретные знания и умения использовать их в практической деятельности взаимодействия с деловыми партнерами. И, наконец, коммуникативная компетентность, включающая практические умения грамотно и понятно выражать свои мысли, передавать информацию, слушать партнера и устанавливать обратную связь и т.п.

Совершенно очевидно, что профессиональная готовность и наличие потенциальной предрасположенности к профессии сами по себе не являются гарантией эффективной практической деятельности. Для того чтобы человек реализовал свой врожденный и приобретенный в учебном заведении потенциал, необходимы психологическая готовность и личная убежденность, которые, в свою очередь, связаны прежде всего с направленностью личности, ее мотивацией. Кроме того, поскольку знания все время устаревают и обогащаются, меняются повседневные требования, для психологической готовности к деятельности нужны такие характеристики, как мобильность, инноваци-онность, быстрая адаптивность и постоянная готовность к развитию. Все это и является признаками сформированной познавательной самостоятельности личности.

В качестве одного из мотивов выступает возможность будущего трудоустройства. Ситуация такова, что на кафедру постоянно обращаются представители различных фирм и компаний с целью поиска молодых кадров для прохождения стажировки и дальнейшего трудоустройства. Нередко это бывают очень престижные организации. Студенты, направляемые в эти организации, являются лицом кафедры, формируют ее имидж в глазах общественности. Поэтому только талантливые, активные студенты, с высоким уровнем познавательной самостоятельности и стремлением к

саморазвитию получают возможность попробовать свои силы в работе над реальными проектами.

Однако данный мотив применим лишь к студентам старших курсов. Студенты младших курсов либо не заинтересованы в работе, либо еще не обладают необходимым уровнем профессиональных знаний и умений. Поэтому к ним применяется другой подход. Например, многие компании имеют проблемы, решение которых доступно специалистам по связям с общественностью, но в силу тех или иных причин эти организации не могут обратиться в профессиональные РЯ-службы. Отсюда вытекает возможность взаимовыгодного сотрудничества: студенты приобретают необходимый опыт, а организации либо дешево, либо бесплатно получают решение своих проблем.

Следующий мотив - саморазвитие. Современная учебная программа требует расширения в области творческих предметов,

например введения курса актерского мастерства (6). Образование, получаемое в вузе, является лишь частью необходимого. Знания, которые студент получает вне стен вуза (мастер-классы, деловые поездки, тренинги, конкурсы), частично компенсируют недостатки учебной программы. Разумеется, вуз в силу финансовых проблем не в состоянии предоставить дополнительное образование для всех студентов, но для отдельного круга сделать это ему вполне по силам. Благодаря таким дополнительным занятиям студент получает возможность приобретать полезные навыки, что служит еще и стимулом к проявлению своих творческих способностей и является основой для развития познавательной самостоятельности.

Наличие подобных «льгот» для участников «творческих лабораторий» вовсе не означает огромного притока желающих. Проведенная диагностика наивности студентов в процессе

Мастер-класс скульптора Григория Потоцкого

обучения показала низкий уровень мотивации достижения, отсутствие интереса к вещам, выходящим за рамки изучаемых предметов.

Творческие лаборатории имеют четкую мобилизационную структуру с распределением должностей и полномочий.

«Внутренние» изменения во взаимодействии между личностными и вещными компонентами социально-культурной деятельности ведут и к специализации, ограничению деятельности выпускника кафедры в трудовом процессе и, тем самым, обусловливают дифференциацию людей в обществе. Определяющая роль здесь принадлежит орудиям или средствам труда, которые включены в учебно-творческий процесс, поскольку именно они активно воздействуют на субъект. Многофункциональные, слабо специализированные и простые по своей технологии обучения малоэффективны в плане перемен в субъекте обучения. Эти перемены не вызывают появления новых профессий и не влекут существенных перемен в социальных институтах профессионализации. Высокоспециализированные, наукоемкие и сложные по структуре заложенных в них функций, они оказывают определяющее воздействие на характер обучения, характер изменений в самом субъекте. В первую очередь это относится к системе знаний, профессиональным требованиям к выпускникам вуза. Такими формами разделения труда выступают: функциональное (должностное), технологическое квалифицированное и профессиональное разделение труда. Несмотря на то, что каждая из этих форм наполнена своим содержанием, различным соотношением умственных и физических усилий, они имеют всего лишь относительную степень самостоятельности, поскольку нельзя разделить деятельностную сущность субъекта и объекта. А любое ее членение всегда будет носить условный характер. Так, функциональная (должностная) форма разделения труда определяет предметность, направленность трудовых функций, подлежащих выполнению; технологическая - последовательность их выполнения; квалификационная - уровень их сложности.

Разделение труда в учебно-творческом процессе в большей степени выражает не только предметность, специализацию их содержания, но и организационно-технологический способ формирования совокупности образовательных функций. В то же время ее следует рассматривать и как интегральную, качественно отличную от других и в определенной мере объемлющую другие формы. Качественное и количественное многообразие образования находит проявление в интенсивном росте специальности и специализаций, появлении новых видов профессиональной деятельности, которыми нельзя овладеть, не имея специальных знаний, умений, навыков, соответствующего опыта практической работы. Последнее обстоятельство порождает развитие специальных профессиональных образовательных технологий, установление образовательных процедур оценки степени усвоения опыта, формирования механизмов, способных успешно функционировать в сфере трудовой деятельности и др.

Важное значение имеют лаборатории. Цель творческой лаборатории - формирование познавательной самостоятельности посредством развития креативных навыков и использования таких инновационных методов обучения, как проведение тренингов; организация и участие в тренингах, придуманных студентами; посещение мастер-классов; участие в конкурсах; разработка концепций внутривузовских мероприятий; работа над РЯ-проектами.

Все перечисленные виды деятельности осуществляются в неформальной регламентированной обстановке, в которой отсутствует учебный формализм и господствует вольный творческий дух (7). Этот особый дух необходим для более простого и частого проявления инициативы. Создание такой дружественной атмосферы достигается посредством наличия постоянного состава участников творческих лабораторий и проводимых для создания атмосферы доверия тренингов по межличностному общению. Дружественная среда характеризуется следующими чертами: неопределенность, проблемность, принятие и

'ЭЗ

цфтИ'П!

Гала-концерт в честь открытия симпозиума

безоценочность. Кроме того, каждый человек для другого тоже является средой: в обществе яркого, творческого человека происходит своеобразное «заражение». Креативный человек притягивает других, на него, как на танцующие языки пламени, никогда не надоедает смотреть. Люди, стремящиеся к самосовершенствованию, с высоким уровнем познавательной активности заражают окружающих, заставляя не стоять на месте и постоянно развиваться (8, с. 76).

Таким образом, в «творческих лабораториях» студенты имеют возможность работать над реальными проектами: организуют специальные мероприятия, пишут и публикуют материалы, проводят различные исследования, разрабатывают концепции внутривузовских мероприятий, работают над реализацией РЯ-кампаний и т.д. Такая работа оказывает большое влияние на развитие и проявление личностных склонностей студентов, их интересов и потребностей. Участие в практических проектах воспитывает у студентов уверенность в своих силах, развивает познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы. Организация

подобного вида учебной работы важна как с воспитательной, так и с психолого-педагогической точек зрения, т.к. студенты получают возможность самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.

Работа в «творческих лабораториях» дает возможность воссоздания не только предметного, но и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Участвуя в решении возникающих профессионально-личностных ситуаций, студент проигрывает роль предметного и социального содержания будущей профессии, т.е. выполняет квазипрофессиональную деятельность. Эта деятельность позволяет усвоить абстрактные и знаковые знания, закрепить умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений, в рефлексии выполнения игровых и учебных действий, а через них - и действий профессиональных, основанных на знаниях, получаемых в вузе.

Участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах и конференциях также способствует более глубокому, качественному и творческому овладению знаниями. Являясь

»1

внеаудиторным, а следовательно, необязательным видом деятельности, конкурс воспитывает самостоятельность, профессиональный интерес и формирует познавательную активность личности - качества, без которых немыслим профессионализм будущего специалиста по связям с общественностью.

Специфика профессии специалиста по связям с общественностью предполагает большое количество мероприятий и насыщенную деятельность по их подготовке и проведению. Поэтому студенты специальности «Связи с общественностью» регулярно принимают участие в различных конференциях, конкурсах и семинарах.

Для участия в конкурсе необходимо потратить не выделенное в рамках академической программы время, подготовиться и соблюсти заданные условия. Тем самым в участнике конкурса воспитывается настойчивость, самостоятельность и высокая работоспособность.

Очевидно, что профессиональная ориентация на участие студентов в конкурсах РИ-проблематики способствует воспитанию следующих профессионально значимых качеств личности будущего специалиста:

- инициативности, познавательной самостоятельности, творческого отношения к учебной и предстоящей профессиональной деятельности в целом, формированию профессионально значимых качеств в процессе учебы;

- регулятивных качеств, позволяющих регулировать свое поведение в различных ситуациях, осуществлять функции контроля, управления;

- профессионально-личностных (в отношении к предстоящей профессиональной деятельности) и коммуникативных качеств.

В таком контексте участие студентов в профессиональных конкурсах имеет целью достижение соответствия требованиям, предъявляемым к квалификации специалиста по связям с общественностью, к уровню его профессиональной подготовки, соответствию обязательного минимума освоения дисциплин по специальности. Поэтому мы рассматриваем конкурс студенческих работ в области связей с общественностью как своеобразную профессионально-личностную технологию подготовки специалиста к предстоящей практической деятельности. Впрочем, любой РН-конкурс рассматривается нами как лич-ностно ориентированная практика студентов, в которой решаются в том числе задачи

формирования базовых характеристик личности, определенные Государственным образовательным стандартом специальности «Связи с общественностью». Так, диагностика, проведенная кафедрой «Связи с общественностью и педагогика», показала, что участие студентов в профессиональных конкурсах актуализирует такие качества, как наличие прочных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач; присутствие сформированного положительного отношения к предстоящей профессиональной деятельности; навыки по регулированию собственного самообразования, необходимые для эффективного использования личностных резервов.

Например, студенты 5-го курса, прошедшие через отбор Всероссийского открытого конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин», выделяют у себя следующие получившие развитие профессионально-личностные качества:

- когнитивные, коммуникативные и интеллектуальные, организаторские, профессиональную память, внимание и наблюдательность, волевые качества и эмоциональные особенности, моторные свойства личности;

мотивационно-ценностные особенности (уровень экономического мышления, социальной ответственности, принципиальность, добросовестность, мотивация достижения и самоактуализации и др.);

- познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость ума, способность к анализу и прогнозу, творческое мышление, критичность, развитое произвольное внимание и память и др.);

- коммуникативные качества (контактность, коммуникативная компетентность, чувство юмора, организаторские качества и др.);

- личностные особенности (адекватная самооценка, самостоятельность и независимость; смелость, активность, самоуважение и др.).

Методологически важно, что, определяя роль конкурсов в формировании профессиональных навыков специалиста по связям с общественностью, мы базируемся

на методологии личностно ориентированного образования. Это позволяет, говоря о личностно-профессиональных качествах специалиста, выделять дидактические аспекты предлагаемой технологии, а именно развитие личностных функций студентов в процессе обучения таких функций, как: критичность, рефлексивность, мотивирование, самоактуализация и проч. Это обеспечиваются, безусловно, комплексной подготовкой, но роль практического обучения, к которому мы относим конкурсы студенческих работ, в данном процессе очевидна.

Важной отличительнойособенностьюучастия студенчества в конкурсах является развитие у студентов умений регулировать собственное развитие, навыки самообразования, что определяет индивидуальный стиль познавательной деятельности. Это показатель умственного развития, отражающего своеобразие свойств личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности. Сюда же мы относим когнитивные навыки: анализ, синтез, абстракцию, обобщение, сравнение и т.п.

Таким образом, участие студентов в конкурсах РР-проектов определяет специфическое образовательное пространство, в котором формируются профессиональные навыки специалиста. Отличительной особенностью данного процесса является личностное функционирование студентов, требующее соответствующей методики реализации контестной (конкурсной) технологии (9, с.54). РИ-конкурсы, помимо возможности участия, содержат в себе еще одну немаловажную для будущего специалиста черту - процесс их организации, дающий всесторонние практические навыки будущей профессиональной деятельности, и наличие творческих лабораторий (одного из педагогических условий профессионально-личностной подготовки) дают обширные возможности совершенствования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная профессионально-личностная технология подготовки специалистов способствует повышению учебно-познавательной деятельности студентов,

эффективности самого процесса обучения, оказывает ключевое влияние на формирование основополагающих профессионально значимых качеств, таких, как профессиональная и творческая активность, познавательная самостоятельность и стремление к саморазвитию, и обеспечивает высокий уровень общей профессиональной подготовки.

Примечания

1. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.

2. Поваренков Ю.П Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей // Развитие

Символика симпозиума украшала все центральные улицы города Ёнгволь

и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. - М., 1991; Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1995. С.62.

3. Исанко А.Н. Кадры управления в корпорациях США. - М,: Наука, 1988.

4. Социальный институт профессионализации в данном контексте понимается как определенная организация и система общественных отношений, призванная осуществлять регулирующее воздействие на процессы воспроизводства, формирования и рационального использования профессиональных возможностей личности.

5. Исследование отечественных ученых свидетельствуют, что в любом виде труда, даже творческом, рутинные элементы труда составляют не менее 50-70% трудовой деятельности человека. Оставшиеся 30-50%, в зависимости от профессии, приходятся на творческие элементы труда, связанные с постановкой цели, выбором оптимального метода работы из нескольких альтернативных решений непредвиденных задач. См.: Социология труда. Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, В.И. Кравченко,

B.В. Щербины. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

C. 144.

6. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности (Текст) / Д.И. Фельдштейн. -М,, 1994. 186 с.

7. Мэй Р. Мужество творить: очерк по психологии творчества (Текст) / Р. Мэй. - М.: Львов: Инициатива, 2001. 65 с.

8. Паринова Л.В., Беляева И.А. Компоненты образовательной среды в процессе профессионально-личностной подготовки специалиста по связям с общественностью (Текст) / Л.В. Паринова, И.А. Беляева//Культура, Технология. Цивилизация: сб. науч. статей. - Н, Новгород: НГТУ им. P.E. Алексеева, 2007,

9. Паринова Л.В., Беляева, И.А. Роль профессиональных конкурсов в формировании познавательной самостоятельности студентов (Текст) /Л.В. Паринова, И.А. Беляева // Проблемы подготовки инженерных кадров: материалы регион, конф. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГТУ», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.