Научная статья на тему 'Личностная значимость изучения иностранного языка в структуре ценностных ориентаций студентов-медиков'

Личностная значимость изучения иностранного языка в структуре ценностных ориентаций студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

596
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЯЗЫКОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / STUDENTS' SYSTEM OF VALUES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING / VALUE PRIORITIES / PERSONAL MEANING OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова М. В., Повалюхина Д. А.

Рассматривается сущность понятия «личностная значимость изучения иностранного языка» как одного из возможных механизмов освоения личностью ценностей медицинской профессии. Представлены результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов-медиков с позиций профессиональной направленности обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL IMPORTANCE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN A SYSTEM OF VALUES OF MEDICAL STUDENTS

The article considers the essence of personal meaning of foreign language learning as one of the possible mechanisms to get into medical profession and acguire its values. It presents experimental research findings of medical student values from the point of occupational orientation in the process of foreign language learning.

Текст научной работы на тему «Личностная значимость изучения иностранного языка в структуре ценностных ориентаций студентов-медиков»

УДК 803.03:378.6.022

ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

М. В. Щербакова

Воронежский государственный университет Д. А. Повалюхина

Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко

Поступила в редакцию 15 февраля 2014 г.

Аннотация: рассматривается сущность понятия «личностная значимость изучения иностранного языка» как одного из возможных механизмов освоения личностью ценностей медицинской профессии. Представлены результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов-медиков с позиций профессиональной направленности обучения иностранному языку.

Ключевые слова: ценностное отношение студентов к языковому образованию, личностная значимость изучения иностранного языка, ценностные ориентации.

Abstract: the article considers the essence ofpersonal meaning offoreign language learning as one of the possible mechanisms to get into medical profession and acguire its values. It presents experimental research findings of medical student values from the point of occupational orientation in the process of foreign language learning.

Key words: students 'system of values in the process of foreign language learning, personal meaning of foreign language learning, value priorities.

Целью модернизации высшего медицинского образования является повышение его качества. Данная цель достижима за счет совершенствования образовательного процесса, а именно модернизации средств, методов и технологий обучения, в основе которых должно лежать ценностное отношение будущих врачей к процессу обучения, т.е. осознание ими личностной значимости приобретаемых знаний, умений и компетенций.

В последнее время возрос интерес к воспитательному, развивающему и общеобразовательному значению обучения иностранному языку. Так, еще Л. В. Щерба и А. В. Монигетти неоднократно ставили вопрос о возможности формирования отдельных черт личности в процессе преподавания иностранного языка. И. Л. Бим также отмечает, что иностранный язык совместно с другими учебными предметами выполняет серьезные воспитательные функции, а именно функции формирования развитой личности [1].

Понятие личности, принимаемое как социально значимая ценность, ориентация на которую формирует систему ценностных отношений студента, воплощает личностный аспект образования. Личностный аспект образования (или субъективный аспект в терминологии В. Оконя [2]) представлен процессами личностного самопознания, самосовершенствования, самореализации. Именно с личностным аспектом в

© Щербакова М. В., Повалюхина Д. А., 2014

образовании мы связываем развитие склонности у студентов к управлению своими знаниями и проектированию деятельности.

Самоизучение, самопознание является центральным звеном личностного аспекта образования. Личностный аспект образования, по мнению А. П. Тря-пицыной, состоит в том, «что в центре внимания оказывается не только познание мира и культуры, но и познание самого себя» [3, с. 104]. Так, иноязычные знания и коммуникативные компетенции только тогда формируют иноязычный потенциал личности, когда трансформируются через систему ценностных отношений студента.

Следовательно, личность студента представляет собой социально значимую ценность в плане развития системы иноязычной компетенции. Ориентируясь на себя как на субъекта социальной среды, личность избирает, аккумулирует, обобщает и синтезирует различные типы знаний, трансформирует их в умения, управляет собственной деятельностью и проектирует свое будущее.

Реализация личностного подхода в обучении студентов медицинских вузов иностранному языку требует от преподавателя формирования ценностного отношения к языковому образованию, осознания значимости приобретаемых знаний и речевых умений. Ценностное отношение к языковому образованию у студентов медицинского вуза рассматривается

нами в качестве фактора актуализации профессионально-личностного потенциала будущего врача.

Анализ философских, социологических и психологических исследований (М. Шелер, А. Б. Невелев, Е. И. Головаха, А. А. Реан и др.) позволил нам выяснить, что личностная ценность представляет собой «мыслительную форму», т.е. мыслительный образ в сознании человека, в котором фиксируется несколько моментов отношения этого человека с миром и с самим собой [4].

Во-первых, это стремление человека к какому-либо предмету действительности, который предстает перед ним не как средство для чего-либо другого, а как значимый сам по себе, т.е. как предмет его потребности.

Во-вторых, ожидание человеком собственной позитивной эмоциональной реакции в случае реализации стремления.

В-третьих, в ценности как в мыслительной форме неявно представлена вся сложившаяся у него система личностных ценностей, которая выступает в качестве эталона, направляющего внимание человека, а значит, и его активность на какой-либо предмет, становящийся предметом его стремлений [там же]. И для любой конкретной ценности наиболее важным ее элементом является как раз вся система личностных ценностей, так как по отношению к ней определяется место каждой в ценностном мире человека. В результате такого строения ценностного мира у человека возникает общая ценностная направленность его активности, которая определяет характер реализации любой конкретной ценности в поведении и деятельности человека [5]. Это положение позволяет нам сделать вывод о том, что воспитание не может быть направлено на формирование каких-то отдельно взятых ценностей. В качестве предмета воспитания необходимо рассматривать систему личностных ценностей.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что личностные качества являются устойчивым проявлением определенного комплекса ценностей. Поэтому выделение эталонной системы ценностей мы связываем с изучением сущности и особенностей становления личностных ценностей человека.

Общепризнанными положениями в аксиологии считаются следующие:

1) личностные ценности складываются в динамичную систему, имеющую иерархическую структуру;

2) в качестве предметной стороны ценностей, т.е. предметов стремлений людей, может выступать любой предмет или предметность действительности;

3) так как ценность представляет собой основное влечение человека, которое определяет направленность его активности в конкретном отношении, обусловливая тем самым и характер цели, и характер отдельных действий, осуществляемых человеком,

то ее можно выделить как основание этого отношения [4].

Названные характеристики позволяют нам выделить основную функцию ценностей, выступающих в качестве основания отношения человека с миром и с самим собой, - служить регулятором отношения. Ценности, выступающие в качестве регуляторов определенного отношения человека с действительностью, являются ценностным основанием отношения.

Как регулятор отношения человека с действительностью ценности выполняют несколько регулятивных функций [6]. Первая заключается в связывании субъекта и объекта отношения.

Эта особенность ценностей определяет вторую из присущих им регулятивных функций - связывание отдельных действий человека и даже отдельных дея-тельностей в целое, которое обеспечивает возможность достижения человеком того, что для него представляется значимым, т.е. реализацию ценности.

Таким образом, мы можем говорить о том, что ценность, являясь регулятором отношений человека с миром в настоящем, в то же время определяет характер его будущего, т.е. третья регулятивная функция ценностей - это определение характера будущего человека. Для образования это положение выдвигает задачу формирования ценностного мира человека в разряд наиболее значимых как для него самого, так и для общества.

Ценностные ориентации человека, по мнению О. Ю. Марковой, могут быть определены как разделяемые им социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, ценностные ориентации выражают общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы. На их основе складываются конкретные типы поведения индивидов и групп [там же].

Как показывает анализ литературы, по своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: 1) терминальные и 2) инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения [7].

В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития [там же].

Социолог Е. И. Головаха предлагает классификацию ценностей, в основу которой положен критерий

отношения ценностей к сфере профессиональной деятельности. Автор выделяет три типа ценностных ориентаций: 1) непротиворечивый профессиональный; 2) противоречивый; 3) противоречивый внепро-фессиональный. Каждый из этих типов базируется на сформированной у субъектов профессиональной деятельности системе ценностей, которая определяет тип поведения личности [8].

Мы исходим из того, что ценностная функция иностранного языка представляет собой конгломерат когнитивно-познавательного, коммуникативного и культурологического аспектов. Обучение иностранному языку оказывает влияние на личность будущего врача в целом: расширяет нравственные ориентации будущего специалиста, углубляет профессиональные знания, повышает образованность и культуру студента как будущего профессионала, содействует овладению умениями и навыками общения.

Личностная значимость процесса овладения иностранным языком обусловлена личностным опытом студента-медика - актуальными потребностями, значимыми для него целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями. Личностная значимость предполагает личностную активность студента, что обеспечивает систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование [9].

Для выявления уровня осознания студентами-медиками значимости изучения иностранного языка для профессионального становления было проведено исследование смыслов овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. В исследовании приняли участие 150 студентов 1-2-х курсов стоматологического, лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов ВГМА имени Н. Н. Бурденко. Им было предложено на основе метода ранжирования выбрать наиболее значимые цели изучения иностранного языка (1 - не имеет значения; 2 - низкая значимость; 3 - средняя значимость; 4 - высокая значимость; 5 - имеет очень высокое значение). Ре-

зультаты диагностики осознания студентами личностной значимости изучения иностранного языка представлены в таблице [там же].

Иностранный язык приобретет для студента личностную значимость в том случае, если он будет осознавать, что средствами данного учебного предмета развиваются его индивидуальные способности и особенности. Необходимо донести до сознания обучаемого, что процесс овладения иностранным языком имеет непосредственную ценность для развития его личности, значим для него.

Однако при формировании ценностного отношения к образованию в целом или к отдельному учебному предмету в частности нельзя не учитывать уже имеющиеся, зачастую фундаментальные, ценностные ориентиры, которые определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Изучая специфику ценностных ориентаций студентов медицинского вуза, мы провели диагностику ценностных ориентаций студентов по методике М. Рокича [7]. Он различает два класса ценностей, которые соответствуют традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства:

— терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

— инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Студенты-медики, принимающие участие в анкетировании (150 человек), были поделены на две группы по уровню общей успеваемости: первая группа - студенты, успевающие на «хорошо» и «отлично»; вторая группа - студенты, успевающие на «удовлетворительно». Им было предложено два списка ценностей (по 18 в каждом), расположенных в алфавит-

№ п/п Группы смыслов изучения иностранного языка Частота проявления (в %)

1 Совершенствование речевых умений 24,6

2 Расширение теоретических языковых знаний 21,3

3 Приобретение новых профессиональных знаний 26,6

4 Навыки публичного выступления 4

5 Значимость для профессиональной карьеры 12,6

6 Личностное саморазвитие 11,3

Т а б л и ц а

Результаты исследования осознания студентами-медиками личностной значимости иностранного языка

ном порядке. Испытуемый должен был присвоить каждой предложенной в списке ценности ранговый номер по значимости для него самого.

Проанализировав полученные диагностические данные по методике М. Рокича, можно сделать следующие выводы о ценностных ориентациях студентов-медиков:

1-е место в списке терминальных ценностей студентов занимает ценность «здоровье» (физическое и психическое), она является приоритетной для 52 % опрошенных студентов;

2-е ранговое место занимает ценность «счастливая семейная жизнь», она является значимой для 24 % опрошенных студентов;

3-е место разделили следующие ценности:

- «активная деятельная жизнь» (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

- «свобода» (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- «интересная работа»;

- «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- «материально обеспеченная жизнь» (отсутствие материальных затруднений). Значимость каждой ценности составила 4 %.

Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми.

Это такие ценности, как:

- «красота природы и искусства» (переживание прекрасного в природе и искусстве);

- «наличие хороших и верных друзей»;

- «общественное призвание» (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

- «познание» (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

- «развитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

- «развлечения» (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

- «жизненная мудрость» (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- «счастье других» (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

- «творчество» (возможность творческой деятельности);

- «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Мы посчитали возможным не обозначать ранговую иерархию данных ценностей, а отметить лишь

доминирующие ценности, которые претерпевают процесс становления.

В иерархии инструментальных ценностей опрошенных нами студентов-медиков доминирует ценность «независимость», она является значимой для 19 % студентов.

Ценностями, занявшими 2-е место, являются:

- «жизнерадостность» (чувство юмора);

- «рационализм» (способность действовать самостоятельно, решительно);

- «честность» (правдивость, искренность). Они явились значимыми для 14 % опрошенных.

Для 9,3 % студентов приоритетной выступает ценность «самоконтроль» (сдержанность, самодисциплина). Она выходит на 3-е место.

На 4-м месте в иерархии ценностей следующие утверждения:

- «аккуратность» (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах);

- «твердая воля»;

- «воспитанность» (хорошие манеры);

- «образованность» (широта знаний, высокая общая культура);

- «ответственность» (чувство долга, умение держать свое слово);

- «терпимость» (умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

- «широта взглядов» (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались следующие ценности:

- «высокие запросы» (высокие требования к жизни и высокие притязания);

- «исполнительность» (дисциплинированность);

- «непримиримость к недостаткам в себе и других»;

- «смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «эффективность в делах» (трудолюбие, продуктивность в работе);

- «чуткость» (заботливость).

В целом, результаты исследования ценностных ориентаций студентов-медиков показали, что из сферы терминальных ценностей значимой является ценность «здоровье» (физическое и психическое), а в сфере инструментальных ценностей доминирующей оказалась ценность «независимость».

Однако, как показал анализ результатов, студенты, успевающие на «3», боятся проявлять независимость и действовать самостоятельно (ценность «независимость, способность действовать самостоятельно» не была включена этими студентами в основные пункты ранжирования). Таких студентов не следует принуждать к индивидуальной работе, самостоятельному ис-

следованию, к этому их необходимо готовить, постепенно переходя от групповой работы к парной и т.д.

Студентам, ценящим свободу действий, активную деятельную жизнь (первая группа), нужно больше давать творческих работ, развивать их потенциальные возможности, формировать новые ценностные ориентиры. С такой категорией студентов нужно работать не только по профессионально направленным темам, указанным в рабочей программе, но и не исключать темы страноведческого, культурологического характера. Необходимо учитывать их тягу к познанию, развитию, поощрять их самостоятельную работу и помогать в самообразовании. На занятиях по иностранному языку необходимо использовать учебные материалы, соответствующие их потребностям: учебные фильмы с использованием сюжетов из жизни молодежи, которые особо одаренные студенты могут снимать сами («Накладывание повязки», «Искусственное дыхание», «Спасание утопающего» и т.д.); профессиональные тексты, взятые не из устаревших медицинских учебников, а из известных журналов; сюжеты из Интернета, современные медицинские фильмы и т.д.

При организации учебного процесса по иностранному языку, принимая во внимание ценностные ориентиры студентов-медиков с разным уровнем успеваемости, следует учитывать их желание развиваться, познавать новое, действовать самостоятельно, проявлять инициативу, быть независимыми в суждениях и поступках. На занятиях необходимо использовать личностно ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждого, в том числе и уровень общей успеваемости.

Результаты, полученные при решении основных задач исследования, обусловливают необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в медицинском вузе, приоритетным направлением которого должно стать формирование у студентов ценностного отношения к процессу изучения иностранного языка как одного из возможных механизмов освоения личностью ценностей медицинской профессии. Важно донести до сознания студентов, что получаемые знания, в том числе и по непрофилирующим предметам, являются, прежде

Воронежский государственный университет Щербакова М. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии E-mail: scherbakova_mari@mail.ru Тел.: 8-915-540-78-37

Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко

Повалюхина Д. А., преподаватель кафедры иностранных языков

E-mail: pov-diana@yandex.ru

всего, средством успешного профессионального роста. Только достигнув понимания студентами значимости получаемых знаний по тому или иному предмету, их неоспоримой ценности для будущей профессиональной деятельности, можно будет говорить о повышении качества образования в медицинском вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И. Л. Личностно ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностр. яз. в шк. - 2002. - № 2. - С. 11-15.

2. ОконьВ. Введение в общую дидактику / В. Оконь ; пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. - М. : Высш. шк., 1990. - 382 с.

3. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / [под общ. ред. А. П. Тряпицыной]. -СПб. : Питер, 2013. - 304 с.

4. Невелев А. Б. Ценностное бытие человека : монография / А. Б. Невелев, В. Н. Потехин, Н. Л. Худякова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2002. -135 с.

5. ШелерМ. Социология знания / М. Шелер ; пер. с нем. А. Н. Малинкина // Теоретическая социология : антология : в 2 ч. / пер. с англ., фр., нем., ит. ; сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. - М. : Университет, 2002. - Ч. 1. - С. 160-171.

6. Маркова О. Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов / О. Ю. Маркова // Россия и Грузия : диалог и родство культур : сб. материалов симпоз. - Вып. 1. [под ред. В. В. Парцванеия]. - СПб., 2003. - 201 с.

7. Общая психология и психология личности : учебник для вузов / [под общ. ред. А. А. Реана]. - М. ; СПб. : Питер, 2009. - 639 с.

8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб. : Питер, 2000. - 2003. - 263 с.

9. Щербакова М. В. Формирование ценностного отношения к языковому образованию у студентов медицинского вуза / М. В. Щербакова, Д. А. Повалюхина // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - № 2. - С. 146150.

Voronezh State University

Shcherbakova M. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the German Philology Department

E-mail: scherbakova_mari@mail.ru

Tel.: 8-915-540-78-37

Voronezh State Medical Academy named after N. N. Bur-denko

Povalyukhina D. A., Lecturer of the Foreign Languages Department

E-mail: pov-diana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.