Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение духовно-нравственного развития студентов средствами иностранного языка'

Психологическое сопровождение духовно-нравственного развития студентов средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДУХОВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов В.В., Фабулова М.А.

в статье рассматриваются возможности развития духовнонравственного сознания студентов будущих врачей в процессе преподавания иностранного языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыжов В.В., Фабулова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение духовно-нравственного развития студентов средствами иностранного языка»

содержательным наполнением компетентности; 4) под познавательной компетентностью следует понимать интегративное образование личности, представляющее собой знания о способах познавательной деятельности и ценностное отношение к ней; стремление, готовность и способность самостоятельно и эффективно, на основе познавательной активности и волевых усилий этот вид деятельности осуществлять; 5) альтернативный вариант структуры познавательной компетентности включает потенциальную (познавательные компетенции) и актуальную (познавательная компетентность) составляющие, реализация которых зависит от познавательной активности, являющейся источником перевода потенциальной составляющей познавательной компетентности в актуальную (реализованную).

Литература

1. Асмолов А.Г. Шок настоящего / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2010. № 3, с. 2-4.

2. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.

3. Ильязова М.Д. О структуре компетентности будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Интеграция науки и высшего образования. 2008. № 1, с. 67-71.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Сквроцова. - М., 2010. - 736 с.

5. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под. ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. - М., 2003. Ч. 1. - 288 с.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

7. Шаламов В.В. Развитие познавательной компетентности учащихся профессиональных образовательных заведений деонтического типа в процессе самостоятельной работы по истории: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Шаламов. -Екатеринбург, 2007. - 191 с.

8. Шамардина Т. В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Шамардина. - Оренбург, 2003. - 256 с.

В.В. Рыжов М.А. Фабулова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT

OF STUDENTS' MORAL DEVELOPMENT BY FOREIGN LANGUAGE

Аннотация: в статье рассматриваются возможности развития духовно-нравственного сознания студентов - будущих врачей в процессе преподавания иностранного языка.

© В.В. Рыжов, М.А. Фабулова, 2012

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, личностный потенциал, духовность, обучение иностранным языкам.

Abstract: possibilities in teaching of foreign language of students - future medical workers in purpose of formation of remedies of foreign language of their spiritual-moral consciousness are considered in this article.

Keywords: spiritual-moral development, personal potential, morality, teaching of foreign language.

Формирование духовно-нравственного сознания студентов - будущих врачей мы рассматриваем в качестве особо важной задачи профессиональной подготовки по всем медицинским специальностям [1, 6, 11]. Эта задача сегодня практически не решается в системе высшего медицинского образования, что обусловлено, среди прочих причин, отсутствием научной разработки вопросов психологического сопровождения этого процесса. Для эффективной организации специальной духовно-нравственной подготовки будущего врача и обеспечения нравственного развития его личности требуется обоснование и практическая разработка системы психологического сопровождения развития студентов, и определение сущности и содержания самого понятия духовности и нравственности будущего врача.

Анализ современных представлений и теоретико-экспериментальных исследований понятия духовно-нравственного развития личности [3, 6] позволил выработать следующее исходное рабочее определение этого понятия. Духовно-нравственное развитие личности, или духовность в широком смысле, определяется в данном исследовании как сущностная, интегральная и динамичная характеристика личности, которая находит свое выражение в уровне свободы, ответственности, осознания смысла жизни, любви, стойкости, влиятельности и трансцендентности личности, а также основанных на этих качествах способностях: нравственно оценивать все происходящее внутри и вне себя, действовать в соответствии с собственной системой нравственных ценностей, оказывать нравственное влияние на окружающий мир, исходя из своих ценностных установок.

В развитии духовно-нравственного сознания будущих медицинских работников особо важная роль отводится психологическому сопровождению профессионального развития нравственной личности будущего врача. Профессионально-нравственное развитие личности студента возможно только в условиях соответствующей среды профессиональной подготовки. И эту среду должно создавать обучение всем дисциплинам учебного плана. Мы разрабатываем систему психологического сопровождения этого процесса средствами обучения иностранным языкам через организацию профессионально направленного иноязычного речевого общения и наполнение занятий по иностранному языку материалами по проблемам этики, нравственности, духовности, ценностных ориентаций. В нашей программе эти задачи реализуется через чтение и обсуждение текстов о выдающихся деятелях медицины, показавших пример высокой духовности (Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, "святой доктор" Федор Петрович Гааз, Альберт Швейцер, Мать Тереза, духовный целитель святой Серафим Саровский и др.); через задания и упражнения по измерению и обсуждению студентами собственных духовно-нравственных качеств и ориентаций; через работу студентов по овладению нравственными понятиями с использованием иноязычного лексического материала; через решение проблемных духовно-нравственных ситуаций на основе механизма нравственно-психологического дисэквилибриума (А. Л. Горбачев) [3].

Основной целью нашего исследования является разработка и реализация системы психологического сопровождения развития духовно-нравственной личности будущего врача средствами иностранного языка, формирования нравственной языковой личности студента. Под психологическим сопровождением в нашей работе

понимается целенаправленное создание психологических условий оптимального профессионально-личностного развития студентов - будущих медиков. Психологическое сопровождение развития студентов должно пониматься как профессиональное взаимодействие студентов и педагогов высшей школы, направленное на создание и оптимизацию всей системы внешних и внутренних условий этого сложного процесса.

Психологическое сопровождение - не навязывание, а помощь в выборе ориентиров, поддержка, создание условий оптимального решения профессиональных и учебно-профессиональных задач. Психологическое сопровождение, вслед за рядом исследователей (С.П. Жданова, Н.В. Калинина, Т.В. Киящук, И.В. Молочкова, М.И. Плугина, Ю.В. Слюсарев, Ю.В. Суховершина, Е.В. Федосенко), мы понимаем как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионально-личностного развития студента на основе учета индивидуальных особенностей личности студента, психологического проектирования профессиональной деятельности (Е.М. Борисова, И.В. Дубровина, А.Л. Геращенко, М.Р. Гинзбург, Л.Н. Захарова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов, Т.А. Яничева, Л.А. Ясюкова).

Целью психологического сопровождения является полноценная реализация личностного потенциала будущего специалиста во всей совокупности его компонентов. Основные функции сопровождения - информационно-когнитивная; развивающая в мотивационном, ценностном, смысловом, нравственном, духовном и рефлексивном планах; коррекционно-профилактическая. Технологии психологического сопровождения - развивающая диагностика; тренинги личностного и профессионального роста; мониторинг профессионально-личностного развития; психологическое консультирование. Психологическое сопровождение носит обучающий, воспитывающий и формирующий характер (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец,

A.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский).

Основное содержание работы по формированию духовно-нравственного сознания студентов - будущих медицинских работников "черпается" из содержания будущей профессиональной деятельности, а применительно к процессу обучения иностранным языкам - из той роли, которая отводится данному предмету в общей структуре учебного плана подготовки. Важнейшим положением при этом является приоритет опоры на внутренний личностный потенциал студента, его личностный выбор и ответственность за него (И.В. Дубровина, Э.Ф. Зеер, Н.В. Калинина, Т.Я. Киящук, М.И. Плугина, М.И. Рожков). Такой характер психологическому сопровождению подготовки будущего врача придает диалогически организованное взаимодействие студентов и педагогов на занятиях по иностранным языкам. В качестве механизмов осуществления и присвоения совместно обретенных смыслов обозначаются духовность и рефлексия (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев,

B.И. Слободчиков). Итогом психологического сопровождения должна быть профессионально-личностная готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности и его профессионально-личностная зрелость.

В разработке программы психолого-педагогической работы со студентами -будущими специалистами-медиками нами учтены основные положения общей концепции психологической подготовки и психологической готовности личности как ее закономерного результата (Ф. Генов, Л.Н. Захарова, В.А. Пономаренко, В.В. Рыжов). Процесс формирования нравственного сознания студентов - будущих специалистов-медиков складывается в нашей программе из двух основных частей (модулей):

1) Психодиагностическая часть программы направлена на изучение личностных характеристик и способностей студентов, определяющих уровень овладения ими системой и содержанием нравственно-духовных понятий и представлений. Задача

психодиагностики состоит в разработке методики и подборе диагностических процедур, адекватных задачам такого изучения.

2) Психологическая подготовка составляет формирующую часть программы, осуществляемую в процессе учебно-речевой иноязычной деятельности студентов в целях овладения иностранным языком.

Научная гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что основными психологическими условиями эффективности сопровождения являются: направленность программы подготовки на целостную личность специалиста; обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности; активное использование проблемного обучения, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, психотехнических игр и других технологий психологической подготовки; ценностно-нравственное содержание занятий с диалогической направленностью иноязычного общения; воспитание ориентаций будущего специалиста-медика на модус служения в профессиональной врачебной деятельности [1, 2, 9]. Среди современных и высоко продуктивных идей и разработок последнего времени нами в качестве теоретических оснований нашей работы использованы идеи и разработки по проблемам новых технологий обучения иностранным языкам, лингвопедагогики, психотерапии в обучении, теории и практики интегративного лингво-психологического тренинга (И.А.Зимняя [4], И.М. Румянцева, Е.В. Сидоренко [5], Д. Смит и Б. Карвилл [8], Д. Шейлз [10] и др.).

Материалы диагностики свойств и характеристик духовно-нравственной сферы студентов, а также учебные материалы, тексты, задания и упражнения программы подготовки студентов выстраиваются на основе предложенной нами психологической модели формирования нравственного сознания будущего врача. В этой модели нашла воплощение теоретически обоснованная ведущая роль ценностно-смысловых и нравственных характеристик в формировании психологической готовности специалиста к реализации модуса служения в профессиональной врачебной деятельности. Высоко продуктивной здесь является концепция личностного потенциала как системы взаимодействия интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностных и духовно-нравственных возможностей личности (В.В. Рыжов [7]). В психологической модели личности будущего врача эти личностные конструкты изучаются с точки зрения иноязычной коммуникации и способностей к иностранным языкам, а также профессиональных ценностных ориентаций в будущей врачебной деятельности.

Комплексная программа психологического сопровождения представлена в нашем исследовании двумя блоками работы: 1) психодиагностика духовно-нравственного развития имеет целью выявить слабое звено в системе свойств личностного потенциала студентов; 2) психологическая подготовка нацелена на коррекцию и формирование этих свойств.

Для диагностики профессионально-мотивационного компонента личности использовались две диагностические процедуры:

1) Методика Дж. Холланда, направленная на выявление соотношения в мотивационной сфере личности шести типов профессиональных ориентаций -реалистический (Р), исследовательский (И), артистический (А), социальный (С), предпринимательский (П), конвенциональный (К). Данная типология - удобная модель профессионального выбора и самоопределения личности, а также оценки особенностей ее профессионально-личностного потенциала. На основе этой модели возможно определение того, какую роль может играть соответствие или несоответствие характеристик личности выбранному ею направлению профессионализации в успешности профессиональной подготовки. На основании сделанных испытуемым выборов по тесту выясняется структура его профессиональных предпочтений и соотношение в его личности признаков шести названных типов, что выражается

индивидуальным кодом типа личности. Данные опроса дополняются наблюдениями за испытуемыми с последующим обобщением данных наблюдений.

2) Комплексная методика диагностики мотивов овладения и использования иностранного языка (Н.А. Емельянова, В.В. Рыжов, М.П. Гришаев). Методика позволяет выявить уровень мотивации овладения иностранным языком по двум группам мотивов: внутренние мотивы и внешние мотивы. Внутренняя мотивация представлена системой профессионально-творческих, познавательных,

коммуникативных и эмоционально-ценностных мотивов овладения языком и иноязычной деятельностью. Внешняя мотивация представлена совокупностью прагматических, позиционных, идентификационных мотивов и мотивов долженствования. Методика позволяет получить показатели по каждому отдельному виду мотивов, а также интегральный показатель уровня внутренней или внешней мотивации.

Особое место в исследовании личности студента - будущего врача занимает изучение особенностей эмпатии в процессе общения. Для изучения уровня и особенностей эмпатии личности использовалась модель эмпатийных способностей, предложенная В.В. Бойко, и основанная на этой модели методика диагностики. По каждой из шкал модели и каждому из параметров были получены балльные оценки и определен уровень эмпатийных способностей личности как один из важнейших показателей ее духовно-нравственного состояния и ориентации на модус служения в профессии.

В диагностическом исследовании ценностно-нравственного компонента использованы три диагностические процедуры:

1) Опросник терминальных ценностей И.Г Сенина представляет собой компактную и надежную методику, которая позволяет изучить терминальные ценности и важные для человека жизненные сферы. Опросник основывается на двух предположениях:

- во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере, представленные у каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости;

- во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности.

Опросник позволяет диагностировать преобладание тех или иных терминальных ценностей, которые индивид пытается реализовать в своей жизни. Для анализа были приняты такие терминальные ценности как: 1) собственный престиж; 2) высокое материальное положение; 3) креативность; 4) активные социальные контакты; 5) развитие себя; 6) достижения; 7) духовное удовлетворение; 8) сохранение собственной индивидуальности.

2) Исследование уровня ориентации на модус служения будущих специалистов-медиков проводилось с использованием анкеты "Смысл профессии врача", разработанной нами на основе идей методики Г.Г. Гореловой. Она разработана с целью изучения различных аспектов смысла в профессиональной врачебной деятельности. Теоретическим основанием анкеты послужили концептуальные идеи К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла, В.Э. Чудновского и др.

Обработка открытых развернутых вопросов анкеты проводилась методом контент-анализа. Выделялись и подсчитывались слова и фразы, как смысловые единицы текста, которые соответствуют следующим критериям:

- главный смысл профессии по (А.Р. Фонареву):

1) обладание;

2) социальные достижения;

3) служение.

- значение этих профессиональных смыслов для будущего специалиста:

1) профессиональный идеал, ориентир для развития;

2) достижение результата труда;

3) эмоциональный комфорт, душевное равновесие, уверенность в себе;

4) профессиональный смысл не имеет значения.

- смысл собственной профессиональной деятельности:

1) обладание;

2) социальные достижения;

3) служение.

Критерии были выработаны на основе анализа теорий выше названных авторов о профессионально-личностном развитии и становлении смысла жизни и творчества в деятельности врача.

3) В диагностике мотивации поведенческого нравственного выбора использованы результаты исследований Л. Кольберга, выделившего 6 основных мотивов поведения, соответствующих шести предложенным им этапам нравственного становления личности: страх наказания, желание получить награду, одобрение окружающих, уважение к закону, стремление поступать разумно, чувство собственного достоинства и приверженность собственному нравственному кредо. На основе данных тестирования по всем трем процедурам были получены показатели уровня сформированности духовно-нравственного компонента личности студентов.

Для диагностики рефлексивного компонента личности использованы шкалы теста оптимальности самооценки Н.М. Пейсахова.

Данные, полученные по каждому диагностическому блоку были приведены к единой 3-х-уровневой оценочной шкале, что позволило дать обобщенную оценку уровня духовно-нравственного состояния студента по мотивационному, эмпатийному, ценностно-нравственному и рефлексивному компонентам.

Программа психологической подготовки строилась с учетом результатов диагностики и была направлена на коррекцию недостаточно развитых компонентов личности. При разработке программы мы исходили из выделенного нами принципа активизации личностного потенциала будущих специалистов-медиков. Акцент делался на выработке таких мотивационных, ценностных и духовно-нравственных установок, которые бы формировали личность в интеллектуальном, эмоциональном и волевом планах независимой от текущих результатов деятельности и оценок окружающих, гибкой, творчески ориентированной в профессии. Главное направление программы - формирование духовно-нравственных качеств личности, укрепление ее духовного потенциала, воспитание ориентаций на модус профессионального служения, последовательное развитие всех компонентов личности студентов с использованием средств иностранного языка на основе личностно ориентированного диалогического и доверительного общения преподавателя со студентами.

В текстах, заданиях и упражнениях по иностранному языку использованы материалы о жизни и профессиональной деятельности выдающихся врачей, общественных деятелей, показавших пример подлинного служения людям, бескорыстного, высоко духовного и нравственного подвига. Важным направлением ценностно-смысловой и нравственной подготовки является в нашей программе формирование у будущих врачей системы нравственных понятий, представлений и действий. Для этого использовались учебные занятия по иностранным языкам, в которые, в соответствии с тематикой, вписывались обсуждения нравственных категорий. Формирование нравственных понятий осуществлялось по следующим компонентам структуры понятия, описанным в изученных нами исследованиях Т.М. Горбачевой, Ю.В. Ореховой:

1. Лингвокогнитивный (система лексических значений и грамматических форм языка, отражающих нравственно-этическую культуру, традиции, историю народа, в том числе страны изучаемого языка) применительно к медицинской проблематике, сохранения и укрепления здоровья, в том числе духовно-нравственного психологического здоровья и здорового образа жизни человека;

2. Эмоционально-чувственный (система переживаний, эмоций, чувств, связанных с осмыслением нравственного опыта и его реализации в иноязычном общении). Актуализировались переживания, связанные с обсуждением ситуаций профессиональной деятельности, связанной с медицинскими аспектами;

3. Мотивационно-ценностный (система потребностей в самореализации, поиске истины, добра, красоты, пользы, активности и настойчивости в реализации личных целей и ценностей);

4. Деятельностный (целенаправленная активность по освоению и реализации нравственных норм в жизни и поведении, самоуправлении).

Были разработаны критерии развития каждого из названных компонентов для контроля за процессом формирования нравственных понятий у студентов и их реализации в иноязычном общении. К критериям когнитивного уровня относятся уровень владения значением и смыслом слова, наличие осознанных представлений, владение понятиями. Критерии эмоционально-чувственного уровня - развитие эмпатии, открытость новому опыту, отзывчивость, стремление к рефлексии. Критерии мотивационно-ценностного уровня - наличие нравственных ценностей и стремление через них оценивать ситуации межличностного взаимодействия и деятельности. Критерии деятельностного уровня - активное нравственное поведение, владение навыками самоконтроля, умение реализовать нравственные нормы в поведении, иноязычном учебно-речевом и профессиональном общении.

Параллельно учебному процессу проводились занятия-тренинги студентов в составе учебно-тренировочных групп (УТГ). В работе использовался метод обсуждения духовно-нравственных проблем, заданных в виде жизненных ситуаций и их решение на основе выявленного А.Л. Горбачевым механизма нравственно-психологического дисэквилибриума (нравственного диссонанса) [3].

Завершающим этапом экспериментальной работы была контрольная диагностика свойств духовно-нравственной сферы личности студентов всей выборки (250 чел.), в том числе сравнительной диагностики показателей 50 студентов ЭГ и 50 студентов КГ. Контрольная диагностика показателей уровня духовно-нравственного развития студентов выявила существенные позитивные изменения этих показателей у студентов ЭГ (р<0,01) в результате проведенной психологической подготовки. Что касается аналогичных показателей студентов КГ, то статистически значимых изменений в этих показателях не обнаружено. Сравнительная диагностика личностных свойств студентов по выделенным блокам, а также расчет интегрального среднего уровневого показателя (СУП в 3-хуровневой шкале) состояния всей духовно-нравственной сферы студентов ЭГ дала следующие основные результаты:

1) СУП нравственной мотивации поведения вырос с 1,96 до 2,64 (р<0,05);

2) СУП эмпатии вырос с 1,92 до 2,68 (р<0,01);

3) Обобщенный СУП ценностных ориентаций и ориентаций на модус служения вырос с 1,71 до 2,78 (р<0,01);

4) существенно вырос с 1,78 до 2,60 (р<0,01) СУП оптимальности самооценки, отражающий состояние рефлексивной сферы студентов;

5) В целом обобщенный СУП развития духовно-нравственной сферы испытуемых студентов ЭГ вырос с 1,84 до 2,68, что высоко статистически значимо при р<0,01.

Полученные данные позволяют утверждать, что программа психологического сопровождения оказала позитивное влияние на ценностно-смысловые, мотивационные,

коммуникативные, рефлексивные и духовные характеристики личности студентов ЭГ. Контрольные данные студентов КГ показали, что в обычных условиях профессиональной подготовки существенных изменений в уровне духовно-нравственного развития студентов не происходит.

Корреляционный анализ показателей мотивационных, рефлексивных, коммуникативных и ценностно-нравственных характеристик студентов с показателями ориентаций на модус служения выявил высоко значимые положительные связи по всем блокам свойств (+0,532< r < 0,628), что статистически высоко значимо при р< 0,05.

Таким образом, результаты проведенного исследования убедительно подтвердили возможности психологического сопровождения в формировании духовно-нравственного сознания студентов-медиков средствами обучения иностранному языку. Полученные в эксперименте данные открывают хорошие перспективы в решении задач духовно-нравственного развития будущих медицинских работников в процессе их профессиональной вузовской подготовки.

Литература

1. Андрущакевич, А. А. Духовность в медицине: учебное пособие /

A. А. Андрущакевич, В. Д. Трошин, Р.М. Зайцев. - Нижний Новгород, 2004.

2. Горелова, Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия / Г Г. Горелова. - М., 2004.

3. Горбачев, А. Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: дисс... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2009.

4. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.Воронеж, 2001.

5. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И М. Румянцева. - М., 2004.

6. Рыжов, В.В. Духовные факторы психологического здоровья / В.В. Рыжов // Гуманизм и духовность в образовании: Науч. тр. Третьей международной научной конференции. - Нижний Новгород, 2005. - С. 163-166.

7. Рыжов, В.В. Психология вторичной языковой личности: Монография /

B.В. Рыжов, А.Н. Плехов. - Нижний Новгород, 2008.

8. Смит, Д. Дар чужестранца / Д.Смит, Б. Карвилл. - СПб., 2005.

9. Фонарев, А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А. Р.Фонарев. - М., 2005.

10. Шейлз, Д. Коммуникативность в обучении современным языкам / Д. Шейлз. - Совет Европы Пресс, 1995.

11. Эвальдс. Э. Душепопечительство и терапия / Э.Эвальдс. - СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.