Научная статья на тему 'Личностная способность специалиста как компонент педагогической активности'

Личностная способность специалиста как компонент педагогической активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
методы / педагогическая деятельность / диагностики труда педагога / результаты работы педагога / педагогическая активность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

В статье представлен метод выявления профессиональной активности педагога, который позволит системно оценить результаты работы педагога общеобразовательной школы, поможет проследить изменения эффективности работы учителя, повысит качество учебно-воспитательного процесса. системно оценить результаты профессиональной деятельности учителя, сравнить результат с результатами коллег, помочь учителю проследить изменения эффективности его работы. Проведение диагностики труда педагога в течение всего года, подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностная способность специалиста как компонент педагогической активности»

Личностная способность специалиста как компонент педагогической активности

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье представлен метод выявления профессиональной активности педагога, который позволит системно оценить результаты работы педагога общеобразовательной школы, поможет проследить изменения эффективности работы учителя, повысит качество учебно-воспитательного процесса. системно оценить результаты профессиональной деятельности учителя, сравнить результат с результатами коллег, помочь учителю проследить изменения эффективности его работы. Проведение диагностики труда педагога в течение всего года, подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года.

Ключевые слова: методы, педагогическая деятельность, диагностики труда педагога, результаты работы педагога, педагогическая активность

Personal ability of a specialist as a component pedagogical

activity

Nurali Nemat ugli Islamov Turkistan Innovation University

Abstract: The article presents a method for identifying the professional activity of a teacher, which will allow a systematic assessment of the results of the work of a teacher in a secondary school, will help track changes in the effectiveness of the teacher's work, and will improve the quality of the teaching and educational process. systematically evaluate the results of a teacher's professional activities, compare the results with the results of colleagues, and help the teacher track changes in the effectiveness of his work. Carrying out diagnostics of the teacher's work throughout the year, calculating the rating based on the results of the first half of the year and the academic year.

Keywords: methods, pedagogical activity, diagnostics of teacher's work, results of teacher's work, pedagogical activity

Педагогическая деятельность - это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта.

Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. Общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения.

Основным смыслом любой педагогической деятельности, является развитие личности учащегося. Все остальные цели педагогической деятельности (усвоение тех или иных знаний, формирование навыков и т. п.) являются вторичными по отношению к этому основному смыслу. Педагогическая деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности, содержанием которой является развитие, обучение, воспитание и образование обучающихся учеников.

Выделяется четыре основные стиля деятельности учителя:

• Эмоционально-импровизационный стиль. Педагог с этим стилем работы ориентируется на процесс обучения: он объясняет материал логично и структурно.

• Эмоционально-методичный стиль.

• Рассуждающе-импровизационный стиль.

• Рассуждающе-методичный стиль.

Один и тот же предмет разные педагоги преподают совершенно по-разному: один быстро переключается между многочисленными видами работы, другой предпочитает пару проверенных способов взаимодействия с учениками; один при опросе ориентируется на сильных школьников, другой - на отстающих; один больше внимание уделяет процессу, другой при этом не забывает про результат. Рассказываем, какие есть основные стили деятельности педагога, в чем сильные и слабые стороны каждого.

То, как учитель выстраивает свою работу, зависит от его темперамента и особенностей нервной системы. Так, педагоги с инертной нервной системой тратят минимум времени на организацию класса в начале урока. В то же время их коллеги с подвижной нервной системой неэкономно расходуют время в начале занятия, зато легко ускоряют темп в конце урока.

Занятия педагогов с инертной нервной системой отличаются обстоятельностью, структурностью, но в них не хватает разнообразия форм и методов работы. Учителя с подвижной нервной системой легко перестраиваются с одного вида деятельности на другой.

Педагог с этим стилем работы ориентируется на процесс обучения: он объясняет материал логично и структурно. Опрос учитель проводит в высоком темпе, обращаясь, в основном, к заинтересованным школьникам. Задавая

He^opMantHMie BonpocMi, TaKofi negaror He gaeT yneHHKaM gocTaTOHHo BpeMeHH Ha ^opMynupoBKy oTBeTa b cBoöogHofi $opMe.

npu paöoTe Ha ypoKe negaror c эмoцнoнaпbнo-нмnpoвнзaцнoннoм cTHnte ^oKycupyeTca Ha Hauöonee HHTepecHoM MaTepuane. H oh npegnonuTaeT, htoömi He TaKyro HHTepecHyro, ho He MeHee Ba^Hyro, нн$opмaцнro mKontHHKH roynanu caMocTo^Te^tHo. 3aKpenneHuro h noBTopeHuro MaTepuana h Komponro 3HaHufi TaKofi negaror He ygenaeT gocTaTOHHoro BHHMaHua.

CuntHMie ctopohmi: bmcokhh TeMn paöoTMi, MHo^ecTBo MeTogoB oöyneHHA. Oh noornpaeT cnoHTaHHBie BMicKa3MiBaHHfl ynarnuxca bo BpeMA KonneKTHBHMix oöcy^geHufi. npu этoм HHTyHTHBHocTb b paöoTe coneTaeTca c HeyMeHueM npoaHanroupoBaTt pe3yntTaTMi ypoKa.

YnHTent c TaKHM craneM paöoTM opueHTupyeTca KaK Ha npo^cc, TaK h Ha pe3yntTaT. KaK cnegcTBue - ageKBaTHoe nnaHupoBaHue: noэтanнaa oTpaöoTKa yneÖHoro MaTepuana, oTcne^HBaHue ycneBaeMocTH Bcex yneHHKoB. ^ocTaTonHoe BHHMaHue ygenaeTca 3aKpenneHuro h noBTopeHuro npofigeHHoro MaTepuana, KoHTponro 3HaHufi ynarnuxca.

PaöoTa negarora c эмoцнoнaпbнo-мeтogнннмIм cTuneM oTnunaeTca onepaTHBHocTtro, TaKofi ynuTent ÖMcTpo nepeKnronaeTca c ogHoro Buga ge^TentHocTH Ha gpyrofi. HHTepeca mKontHHKoB oh goÖHBaeTca TeM, hto noKa3MBaeT hm HeoneBugHBie ocoöeHHocTH cBoero npegMeTa.

Рaccy^garoffl,e-нмnpoвнзaцнoннмIfi cTunt no cpaBHeHuro c negaroroM c эмoцнoнaпbнo-мeтogнннbIм cTuneM TaKofi ynuTent ucnont3yeT orpaHuneHHoe Hucno MeTogoB oöyneHua, HenacTo нннцннpyeт KonneKTHBHMie oöcy^geHua, npegnonuTaeT cnoKofiHMifi TeMn paöoTM. Ero yneHHKH pe^e H3tacH^roTca b cBoöogHofi ^opMe.

KaK npaBuno, öontmyro nacTt BpeMeHH ynuTent c paccy^garorn,e-нмnpoвнзaцнoннмfi cTunt roBopuT caM. Bo BpeMa onpoca oh Bo3geficTByeT Ha mKontHHKoB KocBeHHMMH cnocoöaMu: nepe3 nogcKa3KH h yTOHHeHHA. TaK mKontHHKH ynaTca oTBenaTt Hauöonee nogpoöHo, He ynycKaa geTanefi.

YnHTent c Paccy^garom,e-MeTogHHHtifi cTunt KoHcepBaTHBeH npu Btiöope cpegcTB h cnocoöoB paöoTM. TaKofi negaror xopomo BnageeT HaBMKaMH MeTogucTa, npaKTHKyeT cucTeMHMfi nogxog k noBTopeHHro, 3aKpenneHuro h KoHTponro 3HaHufi. TaKofi cneцнanнcт bo BpeMa onpoca oöpamaeTca b orpaHuneHHoMy nucny mKontHHKoB, KonneKTHBHMie oöcy^geHua npoBoguT pegKo. npu этoм ocoöoe BHHMaHue oh ygenaeT oTCTarom,HM yneHHKaM, npegocTaBnaa Ka^goMy gocTaTOHHo BpeMeHH Ha oTBeT. OcHoBHaa nepTa negarora c TaKHM cTuneM paöoTM - pe^neKTHBHocTt.

B ycnoBH^x coцнanbнo-экoнoмннecкнx npeoöpa3oBaHufi, npoucxogamux b poccuficKoM oö^ecTBe, npuBegeHue oöpa3oBaTentHofi cucTeMM b cooTBeTcTBue c

новыми общественными потребностями является существенной государственной проблемой и приоритетной социальной целью, что отражено в Законе, «Концепции модернизации узбекского образования. Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, требующей усиления его интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самооценки человека, способного к самообразованию на протяжении всей жизни.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще.

Педагогическая деятельность это - вид профессиональной деятельности содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования).

Необходимость отслеживания профессиональной активности педагога диктуется потребностью системы образования в определении результативности профессиональной деятельности педагога, то есть введением принципа ответственности за результаты собственной работы. Для активизации педагогической деятельности предлагается метод «Диагностика профессиональной активности педагога». В основу рейтинговой оценки педагога положен принцип образовательной статистики.

Педагогическая диагностика - педагогическая деятельность, направленная на изучение и распознание состояния объектов (и субъектов) воспитания и обучения в целях сотрудничества с ними и управления процессом воспитания и обучения.

Оценить - всегда означало найти эталон для определения качества профессиональной деятельности педагога и сравнить с ним. Для определения качества, профессиональной деятельности педагога, нами определены следующие критерии:

качество обучения учащихся; успешность обучения учащихся; подготовка обучающихся к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях; участие обучающихся в спортивных соревнованиях;

организация круглого стола для учащихся; участие в научно-практических конференциях, участие в методических и других выставках педагогов;

выступление на круглом столе для педагогов; участие в работе методического семинара, работа в конкурсной комиссии;

участие в конкурсе «Учитель года», по Национальному проекту «образование»; обучение на курсах повышения квалификации; работа в группе по проверке результатов ЕГЭ; работа по проверке олимпиадных работ; работа в различных комиссиях и рабочих группах; организация и проведение предметных недель; проведение открытых уроков и мероприятий; проведение мастер - классов;

разработка авторских и составительских программ; квалификационная категория;

поощрения и награды; наставники молодых учителей; работа с документами.

В оценке всех критериев предполагается одинаковая оценка различных параметров. Следующим этапом является ранжировка этих параметров. При выборе оценки параметров мы воспользовались привычной 5-ти балльной системой. Наиболее высокие баллы педагог получает за участие обучающихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах республиканского и российского уровня.

Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса - одно из важнейших звеньев системы управления школой. Процесс оценивания результатов, труда учителей - одно из направлений в работе с педагогическими кадрами. Цель метода: стимулировать педагога к самостоятельному осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Задачи:

системно оценить результаты профессиональной деятельности учителя; сравнить результат с результатами коллег;

помочь учителю проследить изменения эффективности его работы. Содержание: проведение диагностики труда педагога в течение всего года; подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года.

Использованная литература

1. КБ Холиков. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. Scientific progress 2 (4), 557-562 2 (4), 557-562

2. КБ Холиков. Метод динамических адаптации студентов музыкантов к учебному плану в общеобразовательной школе. Science and Education 4 (7), 390395

3. КБ Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

4. КБ Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

5. КБ Холиков. Компонент технологии обучения как средство повышения мотивации изучения музыки на среднем этапе общеобразовательной школы. Science and Education 4 (9), 228-235

6. КБ Холиков. Манера педагогической работы с детьми одарёнными возможностями. Science and Education 4 (7), 378-383

7. КБ Холиков. Диалоговые методы определения тональностей (не по квинтовому кругу). Science and Education 4 (7), 198-205

8. КБ Холиков. О принципе аддитивности для построения музыкальных произведений Science and Education 4 (7), 384-389

9. КБ Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

10. КБ Холиков. Музыкально компьютерные технологии, «музыкальный редактор» в науке и образовании Узбекистана. Science and Education 4 (7), 130141

11. КБ Холиков. Организация учебного сотрудничества в процессе обучения теории музыки младших школьников. Science and Education 4 (7), 363370

12. КБ Холиков. Преобразование новых спектров при синхронном использование методов и приёмов музыкальной культуре. Science and Education 4 (7), 107-120

13. КБ Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

14. КБ Холиков. Особенности организации самостоятельной работы студентов при овладении курсом методики музыкального образования. Science and Education 4 (7), 371-377

15. КБ Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

16. КБ Холиков. Возможность использования этнически сложившихся традиций в музыкальной педагогике. Science and Education 4 (7), 345-349

17. КБ Холиков. Особенности работы педагога с младшими школьниками по направлению музыки. Science and Education 4 (7), 320-326

18. КБ Холиков. Приёмы формирования музыкально теоретический интересов у детей младшего школьного возраста. Science and Education 4 (7), 357-362

19. КБ Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Education 4 (7), 277-283

20. КБ Холиков. Проект волевого контроля музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

21. КБ Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

22. КБ Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

23. КБ Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176

24. КБ Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259

25. КБ Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

26. КБ Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356

27. КБ Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222

28. КБ Холиков. Оценка индивидуальных возможностей по музыке и музыкальных интересов школьника. Science and Education 4 (7), 327-331

29. КБ Холиков. Музыкально педагогические приёмы по улучшению освоения учебного материала в школе. Science and Education 4 (7), 338-344

30. КБ Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.