The personal realization of gifted students as a psychological and pedagogical problem Koval N. (Ukraine) Личностная реализация одаренных студентов как психолого-педагогическая проблема Коваль Н. С. (Украина)
Коваль Никита Сергеевич /Koval Nikita - аспирант, кафедра педагогики,
Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского,
г. Винница, Украина
Аннотация: в статье поднимаются вопросы, которые посвящены изучениям способностей человека, а именно личностных характеристик одаренности. Abstract: the article raises questions that are devoted to the study of human abilities, namely the personal characteristics of giftedness.
Ключевые слова: одаренность, способности, одаренные студенты. Keywords: talent, ability, gifted students.
Проблема способностей в науке подробно изучалась многие десятилетия, но вопросы личностной реализации одаренных студентов изучена не полностью.
Замечено, что общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями (хотя они могут существенно зависеть также от особенностей волевых и эмоциональных). Совокупность общих способностей принято называть общей одаренностью [2, 3].
Однако понимание одаренности до сих пор неоднозначно: при попытках найти универсальное определение одаренности и выработать эффективную стратегию работы с одаренными детьми исследователи и практики сталкиваются с различными подходами и парадигмами исследования этого явления и с множеством авторских концепций и теорий (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Н. С. Лейтес, Л. А. Венгер, Р. Стернберг, К. Хеллер, А. М. Матюшкин, М. А. Холодная, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. А. Мелик-Пашаев, М. Милгрэм и др.).
В. Д. Шадриков, Д. Б. Богоявленская и др. одаренность определяют как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Большинство моделей одаренности построено без учета специфики пола и возраста, хотя имеется различное понимание способностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития.
Одаренность в виде реальных достижений конструируется «внутри» субъекта в результате напряженных личных усилий. Смыслообразовательная стратегия - это сформировавшаяся в ходе онтогенеза на основе ментального опыта система личностных смыслов индивида, позволяющая оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью и проявляющаяся в отношении к цели, процессу, результату деятельности, а также -отношение к жизни и к самому себе.
Разные виды одаренности в концепции смыслового подхода связаны с различными способами познания мира, внешнего-объективного и внутреннего-субъективного, которые проявляются как предпочтение личности к определенному виду
207
деятельности. Эти отличия будут выступать как установки, своеобразные интенции к определенному виду деятельности и проявляться в выборе вида деятельности -интеллектуальной, творческой, лидерской и т. д. Образование для одаренных детей есть свернутое, сжатое во времени проживание, приобретение и распространение собственного «я» через смыслы культуры [1, 19].
Смыслообразовательные стратегии подростков с разными видами одаренности имеют следующие отличия: 1) подростки с интеллектуальной одаренностью ориентированы на процесс и цель жизни, имеют достаточно высокие оценки пройденного отрезка жизни, контролируют свой выбор, свою жизнь; 2) подростки с лидерской одаренностью тоже ориентированы на процесс и цель жизни, но несколько менее выражено, чем интеллектуалы; особенно заинтересованы в социальной значимости результатов деятельности; 3) подростки с творческой одаренностью ориентированы на процесс и результаты; их отличает недостаточное умение контролировать себя и свою жизнь по сравнению с двумя другими группами. Самые высокие показатели осмысленности жизни у подростков-лидеров, наименьшие - у творцов [1, 23-27].
Процесс обучения требует рассмотрения проблемы личностно-ориентированного подхода с трех сторон: исследования личностных характеристик, являющихся предметом и целью совокупной и взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся; исследования особенностей и характера индивидуально-корректирующей и индивидуально-развивающей деятельности школьника в условиях сочетания традиционных методик и технологического подхода; анализа способов конструирования организационно-управляющей, диагностической и прогностической деятельности учителя, связанной с выбором наиболее эффективных методик, форм, методов, приемов, средств осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении.
Необходимость многоаспектного подхода к рассмотрению данной проблемы обусловлена множественностью и сложностью связей компонентов учебного процесса, сложностью самой структуры личности школьника, динамично меняющейся в этом процессе, многообразием вариантов, неравномерностью и множественностью составляющих, требующих коррекции или развития, нечеткой выраженностью и множеством неявных косвенных проявлений их признаков.
Актуальным является создание педагогически эффективной системы личностно -ориентированного процесса обучения и воспитания, сочетающей традиционные методики с технологическим подходом, обеспечивающей полноценное усвоение знаний и развитие специфичного комплекса общих и специальных творческих способностей.
Литература
1. Азарко Е. М.Психофизиологические и психологические характеристики потенциально одаренных подростков с различными смыслообразовательными стратегиями. / Е.М. Азарко. Автореф ... дисс. канд. псих. наук. 19.00.02., Ростов-на-Дону, 2003. - 29 с.
2. Лейтес Н. С. Умственный способности и возраст. / Н. С. Лейтес. М., «Педагогика», 1971. - 279 с.
3. Мочалова О. Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей. / О. Б. Мочалова. Автореф ... дисс. канд. пед. наук. 13.00.01. - Казань, 1997. - 28 с.
4. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский и др.; Президент. программа «Дети России», М-во общ. И проф. Образования Рос. Федерации. - М.: Магистр, 1998. - 66 с.