УДК 376 S.A. LUZGIN*
ББК 74.663 Л83
PERSONALITY OF EDUCATOR IN THE SOCIAL-PEDAGOGICAL SYSTEM OF A.S. MAKARENKO
Аннотация: в статье рассматриваются взгляды А. С. Макаренко на социальную роль воспитания, требования к личности и его подготовленности сохраняющие свою актуальность для сотрудниковУИС.
Ключевые слова: социально-гуманистическая направленность, активное воспитание, сочетание требовательности с гуманным отношением, педагогическое мастерство, педагогическаятехника и ее компоненты
СЕРГЕЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЛУЗГИН*
ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С. МАКАРЕНКО
* Кандидат педагогических наук доцент (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Annotation', in the article the author considers the Makarenko’s opinions on the social role of education, requirements to a person and his/her qualification, which are of importance for penal staff at the present time.
Key words', social and humanistic orientation, active education, combination of exactingness with humane relation, pedagogical skills, pedagogical technique and its components.
Время все дальше отодвигает от нас период жизни и деятельности А. С. Макаренко. Однако, как ни странно, более актуальным становится его педагогическое наследие, более своевременными мысли, все более востребован, в том числе за рубежом его социально-педагогический опыт. Особенно остро это ощущается в кризисные периоды развития страны, когда под видом объективно необходимых реформирования и оптимизации предпринимаются настойчивые попытки дискредитировать сущность педагогики, дезорганизовать систему воспитательных воздействий на детей, особенно в семье, школе, микросреде, принизить социальный статус и роль воспитания, превратив, например, учителя в заурядного «урокодател». Все это в значительной степени относится и к воспитательной деятельности уголовно-исполнительной системы.
Перечитывая труды выдающегося отечественного педагога, убеждаешься в том, что главное место в своей системе он отводил воспитателю: его социально-гуманистической направленности, личностным качествам, профессиональным знаниям, мастерству, подготовленности и компетентности.
Основу такого подхода составляет важнейшая социальная значимость педагогическойдея-тельности. Для А.С. Макаренко воспитатель -профессионально подготовленный специалист, формирующий будущее общества в соответствии с социальными требованиями, гуманистическими ценностями и идеалами.
Высшей и непреходящейценностью он считал человеческую личность, воспитание которой является основной целью педагогики. Будучи
К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко
К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко
максималистом, утверждая всесилие педагогики, А.С. Макаренко убеждал теоретически и доказывал на практике недостаточность простого исправления беспризорных и малолетних правонарушителей (правового исправления). Сегодня подавляющее большинство пенитенциарных ученых и практиков, руководствуясьв основном прагматическими соображениями, считают формирование опыта правопослушного поведения у всех категорий осужденных максимально достижимой задачей. Однако очевидно, что подобная трактовка целей исправления вредна, особенно в отношении несовершеннолетних осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, лиц, не представляющих большой социальной опасности, и других людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Советский педагог утверждал, что смыслом воспитания является целостное, гармоничное формирование и развитие человека, способного полноценно и успешно жить в обществе, соответствуя всей системе социальных норм, а не только правовых.
Подобная целеустремленность в педагогической работе, по мнению А.С. Макаренко, предполагает не только профессиональную, но и гражданскую ответственность воспитателя, личностную активность, полную самоотдачу, творчество и «опытничество», способность к риску, требовательность и оптимизм, терпение, мужество и другие лучшие человеческие качества. «Я сторонник активного воспитания, -писал педагог, - то есть хочу воспитать человека определенных качеств и все делаю, весь интеллект, все усилия свои направляю на то, чтобы достигнуть этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть, и всегда должен видеть перед собой цель, должен видеть тот образец, идеал, к которому стрем-люсь»1. Уточняя пределы педагогической активности воспитателя, А.С. Макаренко отстаивал не только возможность «вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо», но и его «право на ломку», исправление. Обязательное условие для этого - «следуя за качествами личности, ее наклонностями и способностями, направить эту личность в наиболее нужную для нее сторону»2. Определяя сущность индивидуальной «инструментовки», дифференцированного подхода, А.С. Макаренко предостерегал от двух крайностей в деятельности воспитателя. Во-первых, от «стремления остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов», во-вторых - от пас-
сивного следования за каждым индивидуумом и «разрозненной возни с каждым человеком в отдельности»3.
Важнейшее место в структуре гуманистической направленности воспитателя А. С. Макаренко отводил педагогической требовательности, сочетающейся с уважительным отношением к человеку, защитой его прав, интересов и достоинства. Раскрывая их глубинный смысл, он отмечал: «Моим основным принципом... всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем. Когда мы от человека много требуем, то в этом самом и заключается наше уважение, именно потому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы и уважаем чело-века»4. Этот принцип на практике предполагает выполнение жестких требований: никогда не интересоваться негативным прошлым, верить в лучшее в человеке и проектировать его, заботливо относиться к новичкам, пресекать любые оскорбительные или унижающие достоинство действия. Диалектика требований предусматривает их закономерное возрастание в зависимости от уровня развития коллективаи его членов: «Нужно предъявлять человеку большие требования. Это необходимоепедагогическоепринципиальное положение, без которого нельзя воспитывать человека. Если с человека не требовать многого, от него и не получишь многого»5.
Основой успешной воспитательной деятельности, по мнению А.С. Макаренко, является сочетание требовательности к другим с требовательностью к себе, готовность к педагогическому риску как основе творчества, честность по отношению к работе, способность к взаимодействию с коллегами-воспитателями, постоянное стремление к профессиональному самосовершенствованию. «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, объединенных целями и единством педагогических подходов»6.
Работа воспитателя «самая трудная, самая ответственная, она требует от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей», профессионального мастерства и владения педагогической техни-кой7. В процессе осмысления собственного опыта профессионального становления, работы со своим коллективом воспитателей педагог убедился в необходимости и возможности подго-
товки квалифицированных специалистов. «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, - утверждал выдающийся педагог, - но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта»8.
Система обучения воспитателей, разработанная им, состояла в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим. Педагогическое мастерство, по мнению А.С. Макаренко, включает в себя поставленный голос, умение разговаривать, владение мимикой, навыки эмоционально-волевой саморегуляции, умения организовывать, играть, ходить, шутить, быть веселым, сердитым и т. д. «Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет»9.
Важнейшее место в его педагогической системе занимают методы профессиональной деятельности воспитателя, практика применения которых позволяет утверждать, что они приобретали черты четких технологий. Анализируя их, необходимоотметить доминирующую группу методов позитивного проектирования собственной жизнедеятельности, организации самостоятельных поступков воспитанников, вовлечения их в труд, борьбу с общественным злом, с недостатками в коллективе и в самом себе. Вторую группу составляют поощрительно-стимулирующие методы: различные виды поощрения и доверия (в том числе авансированные), методы сопереживания и соучастия, педагогической игры и взрыва.
Поскольку воспитательная работа велась с молодыми людьми, совершившими правонарушения или склонными к их совершению, А.С. Макаренко настаивал на минимизации словесного воздействия с помощью методов убеждения и переубеждения, разъяснения и внушения, доказательства и даже личного примера воспитателя. Главное - воспитание в повседневной деятельности и коллективе с обязательным нега-тивно-сдерживающим и коррекционно-профилактическим воздействием, которое включало в себя не только просьбу, критику, выговоры, но и широкий арсенал наказаний. «Разумная система взысканий не только законна, - убеждал педагог, - но и необходима Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их»10. При этом воспитатель должен умело использовать педагогическую «инструментовку», владеть нюансами воздействия («воспитатель, который вытаскивает из кармана черный скомканный платок, - это уже не воспитатель») и техники, доведенными до уровня искусства «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса»11.
Всему этому можно и нужно учиться сотруднику - воспитателю осужденных. В связи с этим очевидна актуальность возрождения практики проведения Макаренковских педагогических чтений, научно-практических курсантских и слушательских конференций, семинаров и лабораторий не только в масштабах академии, но и на межвузовском уровне.
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1984. Т. 5. С. 313-314.
2 Там же. Т. 4. С. 130.
3 Там же. С. 146.
4 Там же. С. 232.
5 Там же. С. 302.
6 Там же. С. 172.
7 См.: Там же. С. 171.
8 Там же. С. 260.
9 Там же. С. 172.
10 Там же. С. 206.
11 Там же. С. 260.
К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко