A.C. Магауова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
Исследованы основные тенденции развития современной студенческой молодежи, определены модель воспитания личности студента, основные методологические позиции и конкретные практические рекомендации по совершенствованию воспитательного процесса в вузе.
«Могущество воспитания таково, что только благодаря воспитанию в недалеком будущем несовершенное человечество может превратиться в совершенное общество» - эти мысли, высказанные еще великим французским философом-просветителем XVIII в. Робертом Оуэном, как никогда актуальны сегодня, когда человечество вступило в XXI в. Исторический ход развития человеческой цивилизации доказал правоту утверждения Аристотеля, что «лучшее воспитание обеспечивает и лучший вид строя».
На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Актуальной проблемой любого общества является создание системы образования и воспитания молодежи, которая соответствовала бы современным социально-экономическим отношениям. Логика современного общественного развития привела к принципиально иному, чем прежде, осмыслению задач воспитания молодежи, вызвала необходимость его радикального обновления.
Важнейшей реальностью нашего времени является то, что судьба цивилизации как никогда раньше зависит от человека, его мировоззрения, образа жизни, всего комплекса его ценностных ориентаций и поведенческих установок. Каким будет человек, во многом зависит от тех, кому доверена великая и благородная миссия воспитания личности. В условиях социального обновления общества эффективность воспитания определяется тем, что оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, готовность и подготовленность членов общества к социальной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.
Казахстан, как и другие государства постсоветского пространства, переживает период национальной, государственной, культурной, экономической идентификации. Эти социокультурные процессы требуют высокой степени профессионализма, нравственной культуры подрастающего поколения.
Современный кризис системы воспитания связан в первую очередь с изменением характера получения информации в XXI в. Технологии и способы подачи информации стремительно меняются с каждым годом. В этих условиях подвергаются изменению также практические задачи и критерии эффективности обучения и воспитания. Если в прошлом основным способом трансляции социального опыта был механизм передачи молодому поколению готовых знаний, умений, навыков, ценностей, то в современных условиях основной задачей становится подготовка молодого поколения к самостоятельным действиям в быстро меняющемся мире, формирование личностных качеств, устойчивых соци-
альных и профессиональных убеждений, высокой психологической мобильности, способности усваивать и перерабатывать новую информацию.
Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость в переосмыслении концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения и поиска новых форм и методов воспитательной деятельности высших учебных заведений. В условиях, когда образование становится основным компонентом стратегии вхождения Казахстана в XXI в., усиливается ее миссия в воспитании нового поколения. Государственная политика в области образования ориентирована сегодня на подготовку широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем жизни общества и природы, а значит, способных к поиску новых решений насущных проблем.
Новые концептуальные подходы к воспитанию нашли отражение в Комплексной программе воспитания в организациях Республики Казахстан, ориентированных на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение многомерности и интег-ративности учебного и воспитательного процессов. Сегодня становится очевидной необходимость радикального преобразования всей воспитательной системы, ориентированной на интересы формирования целостной личности с высокой степенью гражданской активности и политической зрелости. В связи с этим формируются новые подходы к организации воспитательной деятельности в вузе.
Прежде всего необходимо выяснить, каковы же основные тенденции формирования современной студенческой молодежи?
В современных условиях модернизации казахстанского общества, становления суверенитета особая ответственность ложится на молодое поколение как носителя новых социальных ценностей.
На этой основе происходит смена парадигмы в теории молодежи, она исходит из понимания молодежи не только как возрастной, социально-демографической группы, но и как специфической социокультурной реальности, а следовательно, как субъекта социального действия и социального обновления. Молодежь - социальная группа, которая отличается динамизмом, изменчивостью, мобильностью, склонностью к новаторству, решительностью, бескомпромиссностью, максимализмом. Эти черты делают ее сильной и надежной группой населения, с ней связывают будущее.
Стратегия развития нашего государства до 2030 г. определяет, что достижение долгосрочных целей в развитии Казахстана возможно только при наличии в стране высокоинтеллектуального человеческого потенциа-
ла с высоким уровнем духовного, научного и творческого развития. Выпускник университета как конечный продукт высшего образования должен сегодня соответствовать потребностям нового общества и активно участвовать в решении его проблем.
Число студентов в мире за последние 30 лет возросло в 5 раз и достигло 65 млн человек. Прогноз ЮНЕСКО указывает на дальнейшее увеличение численности студентов во всем мире до 100 млн в 2025 г. Это свидетельствует об осознании жизненно важной роли высшего образования в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государств, их безопасности, укрепления позиций в мировом сообществе и на мировом рынке, повышения уровня и качества жизни населения. В этих условиях студенческая молодежь должна серьезно и ответственно учиться не ради высоких оценок в зачетке, а чтобы овладеть глубокими знаниями.
Проблемы молодежи в Казахстане имеют и свою специфику, опосредованы казахстанской действительностью. Так, например, по результатам исследований, проведенных Региональным независимым социологическим центром, 65% опрошенных в качестве острой проблемы отмечают безработицу, 54% - преступность, 42,2% - уменьшение возможностей получить бесплатное образование и задержки с выплатой заработной платы. Студентов больше беспокоит снижение уровня общей культуры - 43%. В то же время общий уровень своих студентов преподаватели университета в основном оценивают как невысокий - 84,4%, как высокий - 8,9%.
Уровень политической культуры студентов иллюстрирует их отношение к независимости Казахстана: положительное - 75% опрошенных; отрицательное -8,2%; современный студент мало интересуется событиями, происходящими в стране и за рубежом -38% респондентов.
По результатам Республиканского социологического исследования в рамках проекта «Молодежь Казахстана» 45% юношей и девушек в числе наиболее значимых ценностей отмечают обучение в вузе, что свидетельствует о возросшей роли уровня профессионального образования в условиях рыночной экономики. Для значительной части молодежи образование остается весьма значительной социальной ценностью. Наблюдается переориентация молодежи на профессии, обеспечивающие социальный статус и материальное благополучие - юриста (20,2%), экономиста (14,8%), банковского работника (9,6%), переводчика иностранных языков (5,7%), оператора ЭВМ (5%) и налогового инспектора (4,5%). Основные требования, которыми молодежь руководствуется в выборе профессии, следующие: стремление улучшить свое материальное положение, «хорошо зарабатывать» (46,6%), жить спокойной и обеспеченной жизнью (30,5%), быть полезным обществу (26,5%), возможность постоянно самосовершенствоваться (20,2%). Среди основных проблем, вызывающих наибольшее беспокойство молодежи, на первом месте безработица, отсутствие стабильности и перспективы (47,9%).
Следует отметить, что политические ориентиры и ценности в студенческой среде характеризуются рядом противоречий. Результаты проведенного нами со-
циологического исследования «Социальная активность студенческой и учащейся молодежи» свидетельствуют, что значительная ее часть (58%) дает положительную оценку политической ситуации в стране (отмечались мир, стабильность в Республике Казахстан). Политическая информированность выглядит следующим образом: 41% - «интересуюсь наиболее важными событиями, происходящими в стране», 38% - «мало интересуюсь», только 21% - постоянно интересуются политикой. Вместе с тем сегодня у значительной части студенчества проявляется стремление выразить свое отношение к проводимым в стране экономическим, социальным, правовым реформам. Трибуной для этого стали студенческие дебатные центры.
Наблюдается тенденция к объединению молодежи в общественные организации для постановки целей и решения общих задач. Наибольшую известность получило Республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», основной целью которого является создание условий для плодотворного развития и активизации студенческой молодежи в реализации государственной молодежной политики и стратегии развития Казахстана.
Возрастает стремление студентов объединяться по приоритетным направлениям будущей профессиональной деятельности (объединение экологов, правоведов, экономистов, медиков и т.д.). Растет активность студентов через участие в студенческих научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах на получение международных образовательных грантов. Наметилась потребность в самообразовании, овладении государственным языком, языком межнационального общения, английским языком, компьютерной грамотностью.
Анализ ситуации в студенческой среде позволяет выделить следующие тенденции:
- современное студенчество представляет поколение, выросшее в условиях рыночных реформ, что отразилось на его ценностных ориентациях: наряду с такими общечеловеческими ценностями, как образование, здоровье, семья, доминируют прагматичность, индивидуальность, материальное благополучие;
- для значительной части молодежи получение качественного образования остается ведущей социальной ценностью;
- политические ценности и ориентиры в студенческой среде характеризуются рядом противоречий: с одной стороны, заинтересованностью политическими, экономическими, социокультурными процессами в обществе, с другой - низкой информированностью;
- общественное сознание молодежи характеризуется низким уровнем правовой культуры;
- низкой остается общественная активность студенчества: личное участие в общественной жизни переосмысливается с учетом собственных интересов и потребностей;
- увеличивается количество творческой, талантливой молодежи, проявляющей себя в различных видах деятельности: спорте, искусстве, науке и т.д.;
- наблюдается тенденция к созданию студенческих молодежных организаций, движений, объединений не
по политическим целям, а ориентированных на будущую профессиональную деятельность;
- в числе мотивов создания и вступления в молодежные организации преобладающими являются интерес к выбранному направлению деятельности, возможность реализовать себя, выразить свои взгляды и убеждения;
- межнациональные отношения в студенческих коллективах отличаются стабильностью, однако отмечается повышение значимости религиозных ценностей в повседневной жизни, тенденция увеличения числа верующих в студенческой среде;
- наблюдаются ухудшение здоровья молодежи, рост наркомании, алкоголизма, венерических болезней и т.д.
Концептуальные идеи воспитания студенческой молодежи
В определении целей, задач, содержания воспитательной работы со студентами важно исходить из методологических идей, нашедших отражение в разработанной нами структурно-логической схеме:
- современное студенчество - поколение нового тысячелетия, которому предстоит решение стратегических задач развития Казахстана в XXI в.;
- воспитание новой казахстанской элиты - одна из стратегических задач внутренней политики государства;
- создание условий для сохранения бесценного научного и творческого потенциала государства;
- формирование у молодого поколения казахстан-цев таких качеств, как патриотизм, профессионализм, ответственность; освоение молодежью социокультурного опыта прошлых поколений, достижений мировой цивилизации;
- консолидация молодежи на основе приверженности общечеловеческим ценностям, объединение студенческой молодежи вокруг идеи народного единства, гражданского мира и согласия в Казахстане;
- обеспечение и сохранение исторической преемственности поколений.
В связи с вышеизложенными положениями мы определили приоритетные направления воспитательной деятельности высших учебных заведений.
1. Создание условий для формирования поликуль-турной, гуманно-нравственной, физически здоровой, высокоинтеллектуальной, конкурентоспособной, творчески развитой личности.
2. Обеспечение гарантий прав студентов на получение качественного образования, соответствующего международным образовательным стандартам.
3. Воспитание молодежи в духе патриотизма, межнационального согласия, ценностного отношения к окружающей действительности.
4. Формирование здорового образа жизни, правового сознания, политической культуры молодежи.
5. Воспитание социальной активности, творчества, инициативы, демократической культуры молодежи.
6. Содействие развитию молодежных студенческих объединений и организаций, ориентированных на создание условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
7. Развитие и внедрение положительного опыта, накопленного старшими поколениями, практического освоения лучших традиций многонационального народа Казахстана.
В чем же заключается сущность воспитательной деятельности преподавателя вуза? Глобальные общественные преобразования, происходящие в обществе, привели к девальвации традиционных, идеологически привычных общественных ценностей, установок, а значит, к девальвации и неопределенности цели воспитания. Проблема цели воспитания тесно связана с проблемой понимания сущности воспитания. Следует отметить, что сегодня само представление о сущности воспитания претерпевает значительные изменения. В традиционной педагогике было распространено мнение о воспитании как организованном воздействии на личность со стороны педагогов, родителей, коллектива, общества.
В русле формирующейся гуманистической педагогики сложилось новое отношение к воспитанию как взаимодействию воспитателей и воспитуемых в процессе создания условий для разностороннего развития личности и ее социального сомоопределения как субъекта деятельности. Воспитание - категория общественная. Цель воспитания обусловлена общественными условиями. Сегодняшнее общество нуждается в свободной личности с инновационным творческим типом мышления, высоким уровнем образованности, культуры и нравственности. Основной целью воспитательного процесса в вузе должно стать развитие культуры, творчества, интеллекта и нравственных качеств и укрепление здоровья студента.
Реализация вышеуказанной цели требует кардинального изменения отношения педагогов к своей деятельности и предъявляет более высокие требования к самой личности преподавателя высшей школы, который должен сочетать в себе высокий профессионализм, компетентность, педагогическое мастерство. Воспитательная деятельность преподавателя вуза должна быть направлена на:
- передачу обучающемуся социокультурного опыта предшествующих поколений через организованный процесс обучения и воспитания;
- постоянный анализ и учет факторов, влияющих на результаты учебно-познавательной деятельности студентов;
- изучение личностных и профессионально значимых качеств студентов;
- гуманизацию отношений педагог - студент;
- изучение социально психологического климата в студенческой группе;
- формирование студенческого коллектива, выявление статусного положения в нем каждого студента;
- создание условий для реализации творческого потенциала каждого студента через его вовлечение в различные виды социально организованной деятельности (учебная, научно-исследовательская, художественная, техническая, спортивная, творческая, организационно-коммуникативная и др.).
Теоретической основой организации воспитания и самовоспитания личности является разработанная в науке деятельностная теория личности, которая исхо-
дит из того, что развитие всех сущностных сил человека, овладение им знаниями, опытом происходит в процессе целесообразно организованной деятельности. Реализация деятельностной теории требует четкого представления модели личностных качеств будущего специалиста. В условиях синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования происходит новое понимание личности и ее саморазвития.
Социокультурная ценность воспитания определяется в современных условиях соответствием его содержания и форм целям наиболее полного и свободного самоопределения личности во всех проявлениях культуры. Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития связана с освоением человеческой культуры. Следовательно, воспитательная деятельность вуза должна быть направлена на формирование культуры личности будущего специалиста. Под культурой личности следует понимать интегративное личностное качество, отражающее ценностное отношение человека к окружающему миру (к самому себе, другим людям, природе, обществу) и характеризующее способность творчески взаимодействовать с этим миром.
Вышеуказанное послужило основой для разработки нами модели культуры личности, которая включает в себе следующие основные компоненты: культуру умственного труда, методологическую, нравственную культуру, культуру общения, политическую и правовую культуру, физическую культуру, экономическую культуру, экологическую культуру и культуру самообразовательной деятельности.
Культура умственного труда:
- ответственное отношение к обучению для получения высокой профессиональной подготовки;
- приобщение к общественным ценностям в области культуры, науки, искусства;
- формирование интеллекта;
- развитие умственных способностей, склонностей и дарований;
- формирование научного мировоззрения;
- освоение различных форм и видов познавательной деятельности;
- формирование познавательной активности;
- овладение навыками творческой мыслительной деятельности;
- развитие потребности постоянно пополнять знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки и т.д.
Методологическая культура:
- овладение фундаментальными знаниями основ наук;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- формирование ценностного отношения к собственной жизни;
- развитие логического и теоретического мышления;
- овладение навыками научного познания.
Нравственная культура:
- формирование системы ценностных ориентаций;
- воспитание культуры чувств, эмоций, поведения;
- овладение культурой межличностных отношений;
- формирование ответственности, дисциплины, сознание долга;
- соблюдение норм элементарной нравственности во взаимоотношениях с окружающими;
- формирование современного этикета: международного, делового, профессионального.
Культура общения:
- овладение культурой межличностных отношений;
- усвоение культуры межнационального общения;
- стремление к изучению государственного казахского языка и языка межнационального общения - русского;
- овладение культурой профессионального общения.
Политическая и правовая культура:
- воспитание казахстанского патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;
- формирование гражданской позиции;
- знание мировой и отечественной истории;
- изучение национальной истории, культуры, искусства;
- усвоение традиций, обычаев родного народа и народов, населяющих республику Казахстан;
- воспитание уважения к законам и символам своего государства: Флагу, Гербу, Гимну;
- наличие четких представлений о структурах и функциях социальных институтов общества;
- знание международного права;
- уважение прав и основных свобод человека, прав народов, их национально-культурной самобытности;
- усвоение совокупности правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность и т.д.
Физическая культура:
- формирование потребности и здоровом образе жизни, навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности, стремления к физическому самосовершенствованию;
- стремление молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом; формирование ценностного отношения к собственному здоровью;
- овладение основами медицинских знаний;
- пропаганда знаний о проблемах проституции, наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа и т.д.
Экономическая культура:
- развитие экономического мышления;
- всемерное развитие потребности в творческом труде;
- подготовка к деятельности в условиях рыночных отношений;
- овладение основами маркетинга, менеджмента;
- воспитание активного участника экономических реформ по реализации Послания Президента страны народу «Казахстан-2030» и т.д.
Экологическая культура:
- осознание единства человека и природы;
- пропаганда идей охраны окружающей среды;
- участие в движениях, объединениях, связанных с экологической деятельностью и т.д.
Культура самообразовательной деятельности:
- стремление к расширению и углублению знаний;
- самостоятельная познавательная деятельность;
- овладение основами научной организации труда;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- стремление к профессиональному самосовершенствованию;
- овладение методами организации собственной познавательной деятельности и т.д.
Таким образом, представленная модель раскрывает объем и характер профессиональнозначимых качеств и свойств личности будущего специалиста, необходимых ей для полноценного функционирования в современном обществе. Организуя работу по вышеуказанным направлениям, возможно обеспечить физическое, нравственное развитие личности студента, создать условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для его самоопределения, самореализации и самоорганизации.
Структура управления воспитательной деятельностью вуза
В условиях коренной перестройки высшего образования необходима хорошо продуманная система управления воспитательной деятельностью вуза, которая может включать в себя следующие структурные компоненты.
Ученый совет университета, ученые советы факультетов - определяют стратегию учебного и воспитательного процессов, направленных на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, приобретении высшего образования, квалификации в избранной области деятельности.
Ректорат - рассматривает и утверждает конкретные воспитательные мероприятия, осуществляет контроль за их исполнением, готовит документы директивного и нормативного характера. Ректор, проректоры, деканы принимают участие в общественных мероприятиях и индивидуальных встречах со студентами.
Деканаты - осуществляют основную по объему и содержанию организационно-воспитательную работу, особенно индивидуальную; имеют свои структуры, взаимодействуют с университетскими структурами и активом сотрудников.
Кафедры - обеспечивают условия для проявления и развития творческих способностей студентов через их вовлечение в учебно-познавательную, научно-исследовательскую, общественную деятельность.
Совет по воспитательной работе - координирует деятельность администрации и общественных структур, разрабатывает правовое и методическое обеспечение воспитательного процесса.
Институт кураторов. За каждой академической группой закрепляется куратор из числа преподавателей, имеющих склонность к воспитательной деятельности; их работа должна быть направлена на создание условий для ореализации творческого потенциала каждой личности студента.
Центр гуманитаризации образования - способствует гуманитаризации педагогического процесса вуза, объединяет усилия преподавателей в использовании воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин; направляет свою деятельность на формирование общепрофессиональной и политической культуры будущих специалистов через их вовлечение в различные студенческие объединения.
Органы студенческого самоуправления - обеспечивают реальное участие студентов в решении актуальных проблем вузовской жизни: повышение качества учебного труда студентов, улучшение условий их быта, охрана здоровья и т.д.
Студенческие общественные объединения - защищают интересы и права студенчества, обеспечивают их участие в реформировании системы образования, способствуют формированию у них социальной активности и политической культуры.
Студенческий молодежный центр - способствует правильной организации досуга студентов, раскрытию их способностей, дарований, талантов и включает в себя клубы по интересам, дискоклуб, спортивный клуб, интеллектуальный клуб и т.д.
Студенческий пресс-центр - освещает проблемы студенчества, их реальное участие в учебно-воспитательном процессе вуза, информирует о важнейших событиях в жизни студентов страны и за рубежом.
Социологический центр - изучает статусное положение студента, взаимоотношения в системе студент -преподаватель, разрабатывает рекомендации по совершенствованию воспитательной деятельности вуза.
Реализация основных положений концепции воспитания студентов возможна при соблюдении следующих условий:
- совершенствование обучения в вузе как важнейшее условие формирования личности специалиста;
- повышение престижа образованности, создание атмосферы культа знаний, профессионализма, компетентности;
- воспитание на общечеловеческих ценностях и национальных культурных традициях;
- раскрытие творческого потенциала студента, выработка его потребности в самообразовании, самосовершенствовании, самореализации;
- повышение квалификации преподавателя вуза в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурных областях;
- введение системы морального и материального стимулирования работы кураторов студенческих групп;
- расширение прав студенческих организаций;
- создание условий для деятельности различных творческих студенческих коллективов.
Статья представлена кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского государственного университета имени Шакарима, поступила в научно-редакционный совет 25 апреля 2005 г.