Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы в Университете'

Организация воспитательной работы в Университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тусупкалиев А.Б.

In this article is written students' problem in the university and their activity and interests. State's future and achievement in the many cases depend from youth's education and from their health. They should form individually and get high education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ORGANIZATION WORK IN THE UNIVERSITY

In this article is written students' problem in the university and their activity and interests. State's future and achievement in the many cases depend from youth's education and from their health. They should form individually and get high education.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы в Университете»

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

А.Б. ТУСУПКАЛИЕВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Западно-Казахстанский государственный университет им. Марата Оспанова, Актобе

Коренные преобразования, произошедшие в стране на рубеже ХХ-ХХ1 веков, определившие новый вектор развития Республики Казахстан, сопровождаются радикальными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан, инновационными преобразованиями в системе высшего образования. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Будущее государства, его успехи в значительной степени зависят от образования и здоровья молодежи, ее стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов в жизни и профессиональной деятельности.

Новые социально-экономические реалии, новые достижения во внешнеэкономических и политических отношениях, новые требования и необходимость выработки новой идеологии общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалиста, в разработке стратегических приоритетов развития воспитательного потенциала вуза.

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова как один из ведущих вузов Казахстана обладает огромным воспитательным потенциалом, требующим своей реализации в воспитании студенческой молодежи в духе гражданственности, патриотизма, приверженности идеям активного поступательного развития нашей страны, обозначенных в официальных документах и выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Воспитательная работа вуза ориентирована на выполнение главных задач системы образования страны по созданию необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, сохранения культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность и укрепления здоровья. Она системна и целенаправленна, осуществляется управляющим воздействием всей образовательно-воспитывающей среды и при непосредственной личной мотивации студентов и преподавателей, способна реализовать стратегические цели и задачи воспитания студенческой молодежи.

Сущность и главный механизм воспитательном работы в ЗКГМУ заключаются в вовлечении студентов в целенаправленно организованную учебную, научно-исследовательскую, общественную, культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельность с целью формирования, развития и саморазвития личности или отдельных личностных качеств.

Целью воспитательной работы в нашем вузе является обеспечение условий для формирования и развития духовно и физически здоровой, высокогражданственной, патриотичной, гуманистически ориентированной, социально активной, инициативной, толерантной, творческой личности, обладающей высокими нравственными и культурными

потребностями, личности молодого человека XXI века, способного к инновационным социо-культурным преобразованиям.

Достижение цели воспитательной работы осуществляется через решение комплекса задач.

Задачи воспитательной работы в Университете предусматривают создание условий и благоприятной социально-педагогической среды для:

- формирования у студентов корпоративного духа, воспитания чувства единения с университетским сообществом, почитания, сохранения и приумножения традиций Университета, ответственное и творческое отношение к учебе;

- формирования у студентов социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, привития чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Республики Казахстан;

- формирования у студентов основ общественно-политической грамотности, воспитания студентов в духе уважения законности, норм общественной и коллективной жизни;

- воспитания уважения к историческому прошлому и культурному наследию Казахстана;

- формирования у студентов интернационального сознания, расовой, национальной, религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами, толерантного отношения к культуре народов, прожинающих в Казахстане, на основе разъяснения государственной языковой и этнополитики;

- активного противодействия деструктивным проявлениям, активации работы по борьбе с религиозным экстремизмом и сепаратизмом;

- повышения культурного уровня студенчества на основе приобщения к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;

- формирования у студентов потребности и навыков здорового образа жизни, предотвращения асоциального поведения студенческой молодежи;

- творческой самореализации студентов, самоуправления и более активного вовлечения их в решение социальных, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- развитие принципов социального партнерства, формирование и развитие волонтерского студенческого движения; социальные гарантии и социальная защита студентов, детей сирот, инвалидов, студентов из социально-незащищенных слоев населения.

Основные принципы воспитательной работы Университета:

- принцип системности организации воспитательной работы, который предполагает целенаправленную и скоординированную работу всех подразделений университета по воспитанию студенческой молодежи;

- принцип признания приоритетности интересов и потребностей студенческой молодежи как особой социально-демографической группы, предполагающий не только учет интересов и потребностей студентов в орган изаци и воспитател ьной работы, но и

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

целенаправленное развитие разнообразных интересов и потребностей студентов, их способностей и талантов;

- принцип приоритета патриотического воспитания, который предусматривает организацию воспитательной работы в направлении формирования личности патриотичной, высокогражданственной, любящей свое Отечество, знающей и почитающей символы государства, знающей и уважающей отечественную историю, традиции, культуру, любви к родному вузу;

- принцип активности, настойчивости и креативности в формировании мировоззрения студентов и их ценностных установок, ориентированных на реализацию положений Государственной молодежной политики Республики Казахстан;

- принцип преемственности поколений представителей университетского сообщества в о рганизации воспита т ель ной ра бо т ы, предусматривающий возможность задействовать такие факторы, как социально ценный опыт ветеранов Университета, преподавателей, сотрудников, студентов старших курсов, выпускников университета, культивирование чувства гордости за свою страну и свой университет, его историю и традиции, активному участию в общественной и культурной жизни, мотивацию творческого подхода к выполнению различного рода деятельности;

- принцип демократизации вузовской жизни в целом и воспитательной работы в частности, предполагающий такую систему отношений между всеми участниками воспитательного процесса (студент -педагог), которая основана на постоянном расширении прав и полномочий, а также обязанностей и ответственности всех его субъектов (администрации, педагогического и студенческого коллективов);

- принцип элементов самоуправления и непосредственного участия студенческой молодежи ЗКГМУ в реализации молодежной политики, в общественной, культурной, спортивной жизни Университета;

- принцип добровольности участия в различных видах внеучебной воспитательной деятельности, предусматривающий свободу выбора вида деятельности, участия в общественной и культурной жизни университета в соответствии со своими интересами и способностями;

- принцип сотрудничества с вузами Республики Казахстан, стран СНГ и дальнего зарубежья по вопросам воспитания студенческой молодежи.

Воспитательная работа в Университете осуществляется по следующим направлениям:

Профессиональное воспитание. Основным воспитательным ресурсом ЗКГМУ является учебный процесс. Его главным субъектом выступает преподаватель, который должен в полной мере раскрыть и использовать тот воспитательный потенциал, который заложен в процессе обучения, а также формирование профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей (специальной, профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной, информационной, персональной) и других ее подвидов, приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной этики и корпоративной культуры;

Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (33) 2012 г.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Данное направление предусматривает формирование у студентов ЗКГМУ прочной гражданской позиции и патриотического сознания; осознание и позиционирование себя как гражданина Республики Казахстан; формирование социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений; формирование глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Республики Казахстан; формирование уважения к историческому прошлому и культурному наследию Казахстана, уважения к государственному языку, народным традициям и обычаям.

Общественно-политическое и правовое воспитание предусматривает формирование у студентов знания и уважения законодательных актов, регулирующих нормы общественной и коллективной жизни в Республике Казахстан; формирование потребности активного противодействия деструктивным проявлениям, религиозному экстремизму и сепаратизму.

Д у х о в н о - н р а в с т в е н н о е в о с п и т а н и е предусматривает формирование у студенческой молодежи общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и потребностей; формирование этических принципов, норм и установок этнопедагогики, согласующихся с нормами и традициями жизни общества.

Духовно-нравственное воспитание

предполагает также формирование у студентов духовно-нравственных ценностей, основанных на осознании себя как части университетского сообщества, чувстве единения с ним, любви к Alma Mater, своей личной причастности к сохранению и приумножению историко-культурных традиций Университета, знание и уважение Гимна вуза, присяги врача. Развитие волонтерского и благотворительного студенческого движения, социальные гарантии и социальная защита студентов-сирот, инвалидов, студентов из социально-незащищенных слоев населения.

Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности предполагает формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа. Самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей.

Формирование коммуникативной деятельности определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой

Батыс Цазацстан медицина журналы №1 (33) 2012 ж. 25

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

деятельности.

Эстетическое и поликультурное воспитание

предусматривает формирование у студентов эстетических вкусов, ценностей и потребностей через приобщение к достижениям отечественной и мировой художественной культуры; формирование знаний, уважения и толерантного отношения к культуре многонационального Казахстана; осознание многонациональности страны как историко-культурного достижения.

Интелектуально-творческое воспитание

предусматривает развитие интеллектуального уровня студентов и формирование творческого и инновационного подходов к учебной, научной, общественно-культурной деятельности как основы формирования конкурентоспособной личности.

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни предусматривает работу согласно государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, которая направлена на формирование у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни; формирование

негативного отношения к проявлениям асоциального поведения.

Экологическое и трудовое воспитание

предусматривает формирование и развитие у студентов этически ответственного отношения к окружающему миру, природе, разумному взаимоотношению с ней; формирование потребности активного участия в трудовых акциях, студенческих строительных и трудовых отрядах, реализации программы озеленения страны «Жасыл ел».

Принципы и направления организации воспитательной работы в Университете взаимосвязаны и реализуются в единстве, взаи мосвязи и взаимообусловленности. И только такой целостный, комплексный подход к организации воспитательной работы в вузе позволит сформировать личность студента, осознающего необходимость и социальную значимость единства своей профессиональной подготовки, личностного становления и роста, обеспечивающего возможности для осуществления будущей профессиональной деятельности и выстраивания своей карьеры в условиях конкуренции и инновационного развития страны.

TY^H

А.Б. TYCinKAnMEB

УНИВЕРСИТЕТТЕ ТЭРБИЕ Ж¥МЫСТАРЫН ¥ЙЫМДАСТЫРУ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттк медицина университету Актебе

Мемлекеттщ болашагы мен табыстары кеп жагдайда жастардын бiлiмi мен денсаулыгына, олардын ез бетiнше калыптасуга умтылуына жэне ездерЫщ бiлiмдерi мен таланттарын кэсiби тургыдан жYзеге асыруына байланысты. Сондыктан бул макалада жастардын университеттеп когамдык белсендiлiгiн арттыру мэселесi кезделген.

SUMMARY

A.B. TUSU PKALIEV

EDUCATIONAL ORGANIZATION WORK IN THE UNIVERSITY

West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov, Aktobe

In this article is written students' problem in the university and their activity and interests. State's future and achievement in the many cases depend from youth's education and from their health. They should form individually and get high education.

З.М. СЫДЫГАЛИЕВА, Ж.Н. КЕНБЕЙЛОВ, КЖ. С¥ЛТАН

КОММУНИКАТИВТ1К ДАГДЫЛАР П8Н1 БОЙЫНША СТУДЕНТТЕРД1Н 9З!НД!К

Ж¥МЫСЫН ЖYРПЗУ Т8Ж1РИБЕС1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университету Актебе

«Жалгыз шынайы цундыльщ - ол адамдармен цатынасу к,ундылыгы»

Антуан Сент Экзепюри

Адамдардын когамда карым-катынассыз мэндi емiр сYPуi мYмкiн емес. Карым-катынас тек кана жеке психикалык функциялардын, YPДiстер мен адамдык касиеттершщ толык мэндi калыптасуына гана емес, сонымен бiрге, жалпы тулга болып калыптасуынын да адам емiрiндегi кажетт шарты болып табылады. Карым-катынас жасау бiрге iс-эрекет жасау Yшiн кажет: емiр сYPу Yшiн адамдар бiр-бiрiмен эрекеттесуге мэжбYр.

Болашак дэрiгер Yшiн коммуникативтiк дагдыларды

игеру артыкшылыгы - даусыз. Бул дагдыларсыз дэрiгер ез ойын пациентке жетше алмайды, онымен катынаска тYсе алмайды, езара тYсiнiстiк болмайды. Дэрiгердiн кэаби кызметшдеп коммуникативтiк бiлiктiлiк - тек кана наукаспен психологиялык дурыс катынас куру гана емес, сонымен бiрге карым-катынас жасауда кэсiби ролiнде болу.

Дэркердщ коммуникативтiк бiлiктiлiгi - кэсiби манызды сапа. Каз i р г i замангы медицина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.