ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
© Бондаренко М.А.*
Центр детско-юношеский «Юный техник», г. Черногорск
Изучение психологической литературы по основным аспектам проблемы эффективной деятельности руководителя показывает, что в современной науке на основе экспериментальных исследований представлены различные концептуальные подходы к построению модели руководителя. Обратимся к анализу ряда концепций личности руководителя в отечественной психологии и рассмотрим наличие разнообразных подходов к разработке теоретической модели личности руководителя и эффективности его управленческой деятельности.
К исследованию особенностей личности руководителя постоянно обращается психологическая наука, рассматривая различные подходы к разработке теоретической модели развития личности руководителя и характерных черт, влияющих на выполнение его социальной роли.
Представители коллекционного подхода В.Л.Марищук, Ф.Генова, О.В. Горлова, А.Л. Журавлева, А.И.Китова и др. считают, что руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств. Эти качества руководителя наиболее полно описаны в работах А.И. Китова, Г.А. Нефедова и А.М. Омарова и др.
Так, А.И. Китов в структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Причем в рамках каждой из этих групп описаны отдельные, совершенно различные по своей природе и уровню конструкты.
Следует отметить, что в данном подходе личность руководителя рассматривается как набор качеств, связанных с успешностью его деятельности, при отсутствии анализа ее динамических характеристик. Данный факт отражен в работах Ю.Д. Красовского, Е.Г. Молл, Г.Х. Попова, А.В. Филиппова. Ученые указывали, что ограничения данного подхода заключаются в абстрактности понимания качеств руководителя, субъективизме выделе-
* Заместитель директора по научно-методической работе, соискатель кафедры Педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета (г Красноярск)
ния и понимания профессионально важных качеств; отсутствии разграничений общих качеств от специфических, присущих руководителю как личности [1].
Близким по содержанию к указанному выше подходу является конкурентный подход, наиболее полно разработанный в исследованиях Э.С. Чу-гуновой. Он предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. Поиск этих личностных свойств осуществляется путем сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней. Эта объемная оценка предполагает научный поиск, где качественные характеристики руководителя как личности оцениваются в зависимости от того, какую управленческую позицию он занимает в системе должностных статусов [1].
В структуре личности руководителя Э.С. Чугунова выделяет административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию.
Таким образом, в рассматриваемом подходе в структуре качеств лично -сти руководителя оценке подвергаются специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного.
Авторы рассмотренных выше подходов описывают эталонные модели личности руководителя, являющиеся статичными, негибкими, действующими в неизменной внешней среде, которая ограничивает возможности развития личности руководителя.
Парциальный подход, автором которого является А.М.Омаров, разработан в ходе практической деятельности психологов. Он предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде. Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность. При этом особое внимание уделяется исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач. В основе данного подхода -концепция завоевания авторитета, являющаяся производной характеристикой личности руководителя от его профессиональных качеств. Ученым рассматривается проблема формирования интегральной личностной характеристики, обусловленной уровнем развития группы.
Инженерно-психологический подход, разработанный Б.Ф. Ломовым, Г.М. Зараковским, А. А. Крыловым, А.И. Галактионовым, А.В. Филипповым, основан на анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе авторы ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем ин-
формации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.
Рефлексивно-ценностный подход, отраженный в работах Ю.Д. Кра-совского, А.И. Китова, С.М. Белозерова, В.В. Скворцова, изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся моделей деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.
По мнению авторов данного подхода, основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию [3].
В социально-психологическом подходе нашли отражения многочисленные эмпирические исследования модели личности руководителя производственной организации. Эти исследования принадлежат Р.Б. Гитель-махеру, А.Л. Журавлеву, В.Ф. Рубахину, Б.Б. Косову, Л.И. Уманскому, и др. Влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности изучено О.М. Залениным, Л. Д. Кудряшовым, В. С. Лазаревым и др. Организаторским потенциалом и направленностью руководителя занимались Ю.Н. Емельянов, Т. А. Загрузина, З.К. Шаукенова и др. Прогнозирование профессионального развития раскрыто С.Д. Некрасовым, Л.А. Ясю-ковой и др. Управленческое взаимодействие и воздействие представлено в исследованиях Л.Н. Аксеновской, А.Г. Шестакова и др. Социально-перцептивные процессы в управлении освещены Н.В. Волковой, В. А. Полу-хиным. Ролевые конфликты описаны С.И.Ериной и социально-психологическая ориентировка - Т.Ю. Базаровым.
При разработке теоретической модели личности руководителя особое значение отведено изучению закономерностей изменчивости стиля руководства. Причем, изменение стиля руководства происходит по мере продвижения руководителя по уровням иерархии организации. Построение социально-психологических моделей личности руководителя осуществляется в данном подходе с применением самых различных оснований.
Социально-психологический подход способствовал развитию ситуационно-комплексного, факторного и имиждевого подходов, которые стали значительным вкладом в построении и развитии концепций личности руководителя.
Автор ситуационно-комплексного подхода А.В. Филиппов рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов
развития личности руководителя он выделяет комплексное (оценка деятельности во всем объеме ее функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание.
Анализ влияния отдельных факторов и условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности предполагает факторный подход. Исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия.
Вторую группу факторов составляют индивидуальные факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные. Выделяются факторы, имеющие первостепенное значение для развития. К ним относят: адаптационную мобильность, контактность, фактор интеграции социальных функций, ролей и лидерство, уровень подготовки и объем знаний.
Таким образом, в данном подходе эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организации, периодом ее существования и размерами, типом организации.
Функциональный подход, представленный А.Л. Журавлевым, реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций. По мнению автора, изучение личности руководителя должно строиться на двух методологических основаниях: в соответствии со структурно-функциональной организацией его деятельности, которая задает определенные требования к личности руководителя; содержание личности руководителя важно рассматривать как совокупность взаимосвязанных подструктур в целостной структуре личности. По мнению А.Л. Журавлева, «... эффективность руководства во многом зависит от того, как организованы качества личности в подструктуры личности руководителя. В данном случае более обоснованным является структурный подход, в соответствии с которым личность руководителя рассматривается как совокупность функционально-взаимосвязанных подструктур в целостной структуре личности» [2].
Интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей. Позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении. Данный подход обоснован Р.Х. Шакуровым, Л.Д. Кудряшовой, А.А. Чечулиным и др. Особенности управленческой деятельности конкретного руководителя определяются интегрально-функциональными качествами, общей интегральной способностью к руководству, Я-концепцией, особенностями профессионального самосознания руководителя. В рамках данного подхода учеными разработаны различные модели и профили руководителей высшего уровня [1]. Определе-
ны структурно-содержательные компоненты профессионального самосознания руководителя, разработана концепция «силы личности», выявлено влияние Я-эффективности на продуктивность управленческой деятельности, разработана модель профессионала, состоящая из целого ряда компонентов, структура личности профессионала, включающая мотивацию и интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность руководителя.
Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что, создавая образ идеального руководителя, авторы уделяют внимание только внешним характеристикам [4, 5].
Анализ вышеуказанных подходов к разработке концепций личности руководителя показывает, что руководитель - это многомерная, многоуровневая структура личности с определенными механизмами ее изменения и психологическими требованиями. У авторов этих подходов нет единства в определении компонентов многоуровневой структуры личности руководителя. Многие подходы разработаны без учета изменений, происходящих в современном обществе. А современный этап изучения личности, в том числе и личности руководителя, характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным. То есть, разрабатываются обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его личностной структуры.
Список литературы:
1. Агапов В.С. Проблемы личности руководителя // Вестник университета (ГУУ). - 2001. - № 1.
2. Журавлев А.В. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А. Л. Журавлев. - М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2008. - 476 с.
3. Ильин Г. Л. Социология и психология управления / Г. Л. Ильин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
4. Кишкель Е.Н. Управленческая психология / Е.Н. Кишкель. - М.: Высшая школа, 2002. - 270 с.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 327 с.