2018, том 20 [10]
УДК 159.9.072
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Ливак Н.С.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Ре-шетнева», г. Красноярск, Российская Федерация
Аннотация. Современное общество характеризуется высокой динамичностью изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности. Данный аспект позволяет по-новому взглянуть на роль женщины в ее профессиональной самореализации, в том числе в сфере управления. Цель исследования личностных особенностей женщин-руководителей определяется современными социальными изменениями, с одной стороны, и недостаточной разработанностью гендерной проблемы в управлении, с другой. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности руководителя и решение проблем управления организацией в условиях рыночной системы хозяйствования основываются на исследованиях личности руководителя, стилей руководства, в т. ч. гендер-ных аспектов рассмотрения данной проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена в существующем противоречии между усилением позиций женщин в сфере управления и традиционными стереотипами о гендерной роли женщины. Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты пополняют базу эмпирических данных для дальнейшего исследования гендерных аспектов личности руководителя. В практической деятельности полученные результаты могут применяться при работе с персоналом, при профотборе женщин на руководящие должности и построении карьеры. Результаты исследования также могут быть использованы преподавателями психологии в курсах «Акмеология», «Гендерная психология» и «Психология управления».
Ключевые слова: женщина-руководитель, гендерные стереотипы, личностные особенности.
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-10-52-57
PERSONAL FEATURES OF FEMALE
HEADS
Livak N.S.
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Российская Федерация
Annotation. Modern society is characterized by high dynamism of the changes happening in all spheres of activity. This aspect allows to look in a new way at a role of the woman in her professional self-realization, including in the management sphere. The research objective of personal features of female heads decides by modern social changes, on the one hand, and insufficient readiness of a gender problem in management, on another. Psychological ensuring professional activity of the head and the solution of problems of management of the organization in the conditions of the market system of managing are based on researches of the identity of the head, styles of the management, including gender aspects of consideration of this problem. The relevance of a subject of a research is caused in the existing contradiction between strengthening of positions of women in the sphere of management and traditional stereotypes about a gender role of the woman. The scientific and practical importance of a research consists that the received results fill up base of empirical data for a further research of gender aspects of the identity of the head. In practical activities the received results can be applied during the work with personnel, at professional selection of women on senior positions and creation of career. Results of a research can be also used by teachers of psychology in the courses «Akmeology», «Gender Psychology» and «Psychology of Management».
Key words: female head, gender stereotypes, personal features.
~ 52 ~
—--—
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Вересов Н.В. Психология управления: учебное пособие / Н.В. Вересов. - М.: МПСИ, 2011.
[2] Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учеб. / В.И. Кнорринг. - 2-е изд.,изм. и доп. - М. : НОРМА: ИНФРА-М, 2011.
[3] Ковалев С.В. Психология семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Инфра, 2014.
[4] Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов /Р.Л. Кричевский. - М.: Аспект Пресс, 2001.
[5] Коноваленко В.А. Психология менеджмента: теория и практика: учеб. пособие /В.А. Коноваленко, Н.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - М.: Юрайт, 2014.
[6] Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
Тендерные стереотипы о роли женщины в обществе влияют на ее профессиональное становление с учетом психологических особенностей личности. Женщины чаще испытывают трудности при самореализации в профессии, т.к. действует стереотип о невозможности качественного совмещения успеха в профессии с благополучным браком и воспитанием детей.
Исследование проблемы эффективного управления в организации с учетом особенностей женского руководства началось с работ С. де Бовуар, М. Мид, Д. Митчелл, Г. Рубин, Б. Фридан и др. Проблемы методологии и тендерного аспекта в управлении нашли свое отражение в трудах Л.В. Бабаевой, Т.А. Гурко, Г.Г. Силласте, Р.Х. Шакурова и др. Стиль управления женщин-руководителей изучался в работах Л.В. Бабаевой, А.Л. Журавлева, О.Н. Кричевской, И.Н. Тартаковской, А.Е. Чириковой. Выявлением личностных качеств женщин-руководителей занимались Т.И. Заславская, Р.М. Канапьянова, А.Е. Чирикова, А.Г. Штейнберг и др. Изучение особенностей деятельности деловой женщины посвящены работы теоретиков и практиков Карташовой Л., Романовой А., Самоукиной Н., Сорокиной Д. и др.
Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных психологов - Д. Гер-рода, Э. Игли, Т. Лоусона, Д. Майерса, М.Х. Мес-кона, Дж. Роузнера и др.; отечественных ученых -Т.В. Бендас, Е.П. Ильина, И.П. Литвинова, Л.Л.
REFERENCES
[1] Veresov N.V. Psychology of management: manual / N.V. Veresov. - M.: MPSI, 2011.
[2] Knorring V.I. Theory, practice and management skill: studies. / V.I. Knorring. - 2nd prod., amendment and additional - M. : NORM: INFRA-M, 2011.
[3] Kovalyov S.V. Psychology of family life / S.V. Kovalyov. - M.: Infra, 2014.
[4] Krichevsky R.L. Social psychology of small group: manual for higher education institutions / R.L. Krichevsky. -M.: Aspect Press, 2001.
[5] Konovalenko V. A. Management psychology: theory and practice: studies. grant/VA. Konovalenko, N.Yu. Konovalenko, A.A. Solomatin. - M.: Юрайт, 2014.
[6] The woman at the head of firm / Institute of sociology of RAS. - M.: Publishing house of Institute of sociology of RAS, 1998.
Рыбцовой, А.Е. Чириковой и др. Акцентировалось внимание на акмеологическом подходе к изучению закономерностей и механизмов развития личности на этапе его профессиональной зрелости (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкин, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).
По своему содержанию управленческая деятельность является одним из сложных видов профессиональной деятельности. К руководителю, как субъекту управления, предъявляются высокие требования, от него требуется наличие разнообразных способностей, высокого уровня специальных качеств и умений, профессиональных компетенций, интегрированных в сложные системные структуры. Так, к примеру, в управленческой ак-меологии личность руководителя раскрывается с позиции формирования эффективной Я-концеп-ции руководителя, а также, реализации творческого потенциала в процессе разработки, принятия и реализации управленческого решения.
Само понятие «личность» является ключевым для психологической науки в целом. Психологи обычно считаю «ядром» личности мотивацион-ную сферу и внутренние регулятивные механизмы, такие как самосознание, самоуважение и др. [1, с.19]. Особое значение имеют личностные особенности, в контексте которых рассматриваются характер, темперамент, способности и направленность личности. Следует отметить, что
—--—
~ 53 ~
—--—
именно от психических особенностей личности зависят способность или неспособность к управленческой деятельности. Индивидуально-психологические особенности, проявляемые через способности личности, являются субъективными условиями для успешной профессиональной деятельности.
В психологии управления к традиционным группам психических процессов (волевые, познавательные, эмоциональные) добавляют еще две группы, которые считаются важными именно для управленческой деятельности: коммуникативные и регулятивные [2, с.227]. Это обусловлено, прежде всего тем, что в современной психологии становится более распространенным деление психических процессов на три основные подсистемы: когнитивную, коммуникативную и познаватель-
ную. С учетом специфики управленческой деятельности в каждой из подсистем особое внимание уделяют наиболее значимым проявлениям. При этом критически важным является сам процесс принятия управленческого решения. Качество данного процесса напрямую зависит от уровня развития управленческих способностей и умений непосредственных носителей творческого управленческого труда - руководителей [3].
Применительно к управленческой деятельности многими психологами (А.В. Батрашев, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, Х. Зиверт, Р.Л. Кричев-ский, А.П. Чернышев и др.) предпринята попытка выработать динамическую функциональную модель структуры личности руководителя, в которой на основе системного подхода выделены три уровня (Рис.1) [4].
Г н
Психофизиологический
\
с >
Психологический
\ у
с н
Социальный
J
• включает особенности познавательных процессов
• состоит из мотивационнои, эмоционально-волевой сфер и свойств личности (темперамент, характер, способности, интересы, направленность, интеллект)
• представляет мировоззренческие, ценностные и нравственные качества
Рис. 1. Уровни динамической функциональной модели структуры личности руководителя
Используя в психологических исследованиях данную модель и модифицируя ее, ряд психологов выделили нормативную структуру личности руководителя, которая включает в себя уже пять подструктур. Данные подструктуры наполнены важными свойствами личности для реализации управленческой деятельности: 1) идейно-политические качества; 2) профессиональная компетентность; 3) организаторские способности; 4) педагогические способности; 5) морально-этические качества [5].
Л.И. Уманский в результате изучения специфики успешных руководителей, обозначил следующие профессионально важные свойства руководителя:
- практически-психологическая направленность ума как овладение знаниями и умениями в сфере
практической психологии;
- психологический такт как наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми (Л.И. Уманский рассматривал как «организаторское чутье»);
- общественная энергичность как способность личности заряжать своим энтузиазмом и внутренней энергией других людей;
- требовательность как способность личности предъявлять адекватные требования, предъявляемые как к самому себе, так и другим в зависимости от особенностей ситуации;
- критичность как способность обнаружить и выразить значимые для конкретной деятельности отклонения от заранее заданных условий, определяемых поставленной задачей.
Таким образом, можно сделать вывод, что среди множества качеств, черт, характеристик личности руководителя в психологии выделяют
~ 54 ~
—--—
именно те, которые помогают качественно реали-зовывать управленческую деятельность. Мы можем их объединить в единую систему психологических ресурсов руководителя как совокупность всех тех личностных характеристик руководителя, которые особенно значимы для исполнения им функциональных обязанностей руководителя.
Гендерная асимметрия профессий, которая наблюдается на рынке труда, определяет более легкое профессиональное продвижение в традиционных «женских» и «мужских» сферах трудовой деятельности [6]. С точки зрения С. Бем, можно выделить 4 категории гендерных различий: маскулинный; феминный; андрогинный; недифференцированный. Реалии сферы управления диктуют женщинам приобретение маскулинных черт и это является одной из проблем деловых женщин. Авторитарность, агрессия, жестокость -наиболее яркие черты руководителя-мужчины перенимаются руководителями-женщинами. Предположительно, что это связано низким уровнем этики и культуры деловых отношений в сфере российского управления.
Карьерные ориентации выступают как базовые социально-психологические установки, как часть Я-концепции и жизненных перспектив личности, как результат психолого-профессионального самоопределения, ценностной ориентации, способствующей построению профессиональной карьеры. Сформированная Я-концепция рассматривается в качестве одного из основных акмеологиче-ских условий развития профессионала (Абулъха-нова-Славская К.А., Деркач А.А.). Отличительной особенностью психологического подхода к пониманию карьеры является контекст личностных преобразований субъекта профессиональной деятельности.
Следует отметить, что личность, реализующая себя в профессии, противоречащей гендерным стереотипам, проявляет определенные характеристики противоположного тендера. Выделяя осо-
бенности мужского и женского подхода к управлению, мы склонны разделить концептуальный подход, согласно которому принципиальных отличий в мужском и женском управлении нет, при этом можно выделить некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у женщин и мужчин. Современные представления о профессиональной успешности женщины оказывают значительное влияние на процесс ее самоопределения. Высокий уровень самоопределения обусловливается интегрирован-ностью структуры представлений, включением в нее качеств, подчеркивающих значимость активной жизненной позиции женщины, ее целеустремленность.
Цель нашего исследования, выявить личностные особенности женщин - руководителей, способствующие построению профессиональной карьеры в сфере управления. В исследовании приняли участие женщины, занимающие управленческие должности в системе высшего образования. Выборка составила 50 женщин, в т.ч. 25 женщин-руководителей разных уровней и 25 женщин-специалистов. В качестве методик исследования использовались следующие: 1. Диагностика уровня субъективного контроля (УСК) личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд); 2. «Диагностика гендерной идентичности» С. Бэм, в модификации В.А. Лабунской и М.В. Бураковой.
Используемые методики позволили определить: 1. Локус субъективного контроля, который является одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я». 2. Психологический пол - соотношение андрогинных, маскулинных и фемининных черт личности в ее самооценке.
С целью выявления особенностей локуса контроля женщин-руководителей нами проведен сравнительный анализ средних значений выборок. Полученные результаты представлены в таблице 1.
~ 55 ~
—--
Таблица 1
Средние значения показателей локуса контроля
Выборка Общая интернальность Интернальность в области достижений Интернальность в области неудач Интернальность в семейных отношениях Интернальность в производственных отношениях Интернальность межличностных отношений Интернальность в сфере здоровья и болезни
Женщины-руководители (n=25) 5,6 5,7 5,7 4,8 3,4 4,9 4,4
Женщины-специалисты (n=25) 3,4 5,1 3,7 5,1 3,3 5,6 4,3
Как видно из данных таблицы 1:
- общий уровень субъективного контроля выше у женщин-руководителей, при этом он характеризуется как интернальный локус; они более уверены в подконтрольности определенных событий своей жизни и считают, что они могут управлять своим поведением и нести ответственность за его результаты;
- уровень субъективного контроля выше у женщин-руководителей и характеризуется как интер-нальный в сферах достижений, профессиональной деятельности и приближается к норме - в области неудач; т.е. для них характерно способность достигать поставленных целей, брать на себя ответственность за результаты деятельности;
- уровень субъективного контроля ниже и характеризуется как экстернальный у женщин-руководителей в сферах семейных и межличностных отношений, т.е. у этой категории женщин такие ценности как «семейная жизнь», «любовь» противостоят «карьере», «успеху» и т.д.;
- в области производственных отношений и здоровья локус контроля женщин- руководителей и женщин-специалистов практически не различается и приближается к нормативным значениям.
С целью выявления достоверности различий мы применили сравнительный и-критерий Манна-Уитни. Критические значения иКр=114**
при р<0,01; икр=138* при р<0,05. Результаты проведенного статического анализа представлены в таблице 2.
Установлены следующие достоверные различия в уровне УСК женщин-руководителей и женщин-специалистов: у женщин-руководителей УСК выше на уровне достоверности р<0,01 по позициям: общая интернальность (Шмп=20); в области неудач (иэмп=88); у женщин-руководителей УСК ниже в области межличностных отношений, чем у женщин-специалистов при р<0.01 (Иэмп=84); в области достижений различия носят несущественный характер при р<0.05 (Щр=134).
С целью определения особенностей гендерной идентичности женщин-руководителей по методике «Диагностика гендерной идентичности» С. Бэм, были получены средние значения показателей выраженности феминных, андрогинных и маскулинных черт личности в выборках и определен гендерный тип. Интересным представляются показатели того, что в обеих группах выборки преобладающим является андрогинный тип ген-дерной идентичности, что говорит о важности гармоничного согласования как маскулинных, так и феминных показателей, при этом они являются полноценными и целостными личностями, что способствует их полноценной социализации.
~ 56 ~
—--
Таблица 2
Значения U-критерия Манна-Уитни при сравнении выборок женщин
X
к
и й
ь Б о X ь л й и X к и X е 3 X е 3 о X т о и X е 3 о X т к ь CQ о
Показатель а X р CD И т а ч ^ о X т о X .0 X о X .0 р о ч со
т X и к и Б о ч е X X .0 X й X е со с5 X Б о X е р е ■&
а е ч т о
^ о и CQ
ю е со ^
О о з и о р с CD
Критерий иэмп 20** 134* 88** 170 188 84** 192
Таким образом, мы не можем, утверждать большинство женщин-руководителей описывают себя как носителя маскулинных качеств личности, с типично мужскими чертами.
Такие женщины характеризуются высоким уровнем самооценки и самоуважения. Их психологическими особенностями являются: решительность, активность, властность, склонность к риску, независимость, автономность и уверенность в себе.
В результате эмпирического исследования были выявлены следующие личностные особенности женщин -руководителей:
1. Внутренний локус контроля в сферах - общая (иэмп=20), неудач (иэмп=88) (достоверность р<0,01), достижений (Шмп=134) (достоверность р<0,05); внешний локус контроля в области межличностных отношений (иэмп=84) (достоверность р<0,01).
2. Высокий уровень отношения к делу, проявляется как ответственность, организованность, трудолюбие (Иэмп=1,5) и отношения к себе, где личностными особенностями являются уверенность в
себе, умение отстаивать свою позицию, независимость в суждениях, автономность (Иэмп=1) (достоверность р<0,01).
3. Гендерная идентичность женщин-руководителей соответствует андрогинному типу (иэмп=133,5) (достоверность р<0,05).
Проведенное исследование позволило нам предложить рекомендации, которые могут быть использованы при выдвижении женщин на руководящие должности, исходя из наиболее подходящих требований к женщине как носителю определенных личностных особенностей, которые можно определить с помощью предложенных методик.
В заключении следует отметить, что изучение личностных особенностей женщин-руководителей требует продолжения исследований. При продвижении по карьерной лестнице и назначении женщин на руководящие должности крайне важно, чтобы рекомендуемые методики позволяли выбрать лучшего кандидата, чьи личностные качества соответствуют заявленным требованиям к вакантной должности.
~ 57 ~