Литература и источники
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. С.484.
2. Katayama Y. Redefinition of the Concept of Low-Intensity Conflict // NIDS Security Reports. 2002. № 3. С.56-72.
3. Трикоз Е.Н. Судебный процесс над Саддамом Хусейном в Иракском специальном трибунале // Право и политика. 2006. №10. С. 66-72.
4. Белый фосфор поражал женщин и детей в Ираке. Свидетельства // https: // ria.ru / 20051117/42120401.html.
5. Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1999. С. 147-148.
6. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1995. 5 апреля. №67.
7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (протокол II) // Сборник международных договоров СССР. Bbm.XLVL М., 1993. С.182-191.
8. Арцибасов H.K, Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989. С.19.
9. Самойлович Ю. В. Право человека на международную судебную защиту. Дисс. ... докт. юрид. наук. Кемерово, 2007. С.4.
10. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 2001. №2. Ст.163.
11. Аналитический обзор по обобщению вооруженного конфликта на территории Южной Осетии и Абхазии. М.: ГКВВ МВД России, 2008. С.3.
12. Устав Организации объединенных наций. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С.14-47.
13. Миняйленко Н.Н. Ответственность агрессора за нарушение норм международного права на примере югоосетинского вооруженного конфликта в августе 2008 г. // Военно-юридический журнал. 2010. №6. С.23-25.
14. Григорьев М.С. Обыкновенный фашизм: военные преступления украинских силовиков (2014-2016). М., 2018. С.48, 179, 202 - 206, 216, 218.
15. В Конгрессе США предложили создать «гибридный трибунал» по Сирии // https://lenta.ru/news/2017/04/08/tribunal/
16. Митяш В.В. Приднестровский конфликт: проблемы и перспективы урегулирования. М., 2002. С.51-52.
References and Sources
1. Ancupov A.YA., SHipilov A.I. Konfliktologiya. M., 1999. S.484.
2. Katayama Y. Redefinition of the Concept of Low-Intensity Conflict // NIDS Security Reports. 2002. № 3. S.56-72.
3. Trikoz E.N. Sudebnyj process nad Saddamom Husejnom v Irakskom special'nom tribunale // Pravo i politika. 2006. №10. S. 66-72.
4. Belyj fosfor porazhal zhenshchin i detej v Irake. Svidetel'stva // https: // ria.ru / 20051117/42120401.html.
5. Egorov S.A. Vooruzhennye konflikty i mezhdunarodnoe pravo: Diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 1999. S. 147-148.
6. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka // Rossijskaya gazeta. 1995. 5 aprelya. №67.
7. Dopolnitel'nyj protokol k ZHenevskim konvenciyam ot 12 avgusta 1949 g., kasayushchijsya zashchity zhertv vooruzhennyh konfliktov nemezhdunarodnogo haraktera (protokol II) // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. Vyp.XLVI. M., 1993. S.182-191.
8. Arcibasov H.K, Egorov S.A. Vooruzhennyj konflikt: pravo, politika, diplomatiya. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1989. S.19.
9. Samojlovich YU. V. Pravo cheloveka na mezhdunarodnuyu sudebnuyu zashchitu. Diss. ... dokt. yurid. nauk. Kemerovo, 2007. S.4.
10. Evropejskaya Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod // SZ RF. 2001. №2. St.163.
11. Analiticheskij obzor po obobshcheniyu vooruzhennogo konflikta na territorii YUzhnoj Osetii i Abhazii. M.: GKVV MVD Rossii, 2008. S.3.
12. Ustav Organizacii ob"edinennyh nacij. Sbornik dejstvuyushchih dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. XII. M., 1956. S.14-47.
13. Minyajlenko N.N. Otvetstvennost' agressora za narushenie norm mezhdunarodnogo prava na primere yugoosetinskogo vooruzhennogo konflikta v avguste 2008 g. // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2010. №6. S.23-25.
14. Grigor'ev M.S. Obyknovennyj fashizm: voennye prestupleniya ukrainskih silovikov (2014-2016). M., 2018. S.48, 179, 202 - 206, 216, 218.
15. V Kongresse SSHA predlozhili sozdat' «gibridnyj tribunal» po Sirii // https://lenta.ru/news/2017/04/08/tribunal/
16. Mityash V.V. Pridnestrovskij konflikt: problemy i perspektivy uregulirovaniya. M., 2002. S.51-52.
ВЕРЕТЕННИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, заместитель председателя Хабаровского краевого суда ([email protected])
VERETENNIKOV, NIKOLAY N. - Ph.D. in Law, Deputy Chairman of the Khabarovsk regional court.
УДК 343.346
ЭФРИКЯН Р.А., БУШКОВ Д.В. ЛИЧНОСТЬ РАСХИТИТЕЛЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ХИЩЕНИЯХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, хищение, объект преступления, предмет преступления, имущество, мошенничество, кража, грабеж, разбой, личность преступника.
В статье, исследуются личностные характеристики преступников, причастных к хищениям имущества на железнодорожном транспорте. В социально-демографических свойствах и качествах лица, совершившего преступление, прежде всего, выделяются пол и возраст. Показано, что хищения на железнодорожном транспорте в абсолютном своем большинстве совершают мужчины (96,4 %). При относительно более низком удельном весе группы несовершеннолетних, для них характерны такие преступления, как кражи, в меньшей степени - грабежи, разбои и мошенничества. Среди преступников преобладают лица c относительно невысоким образовательным уровнем.
EFRIKYAN, R.A., BUSHKOV, D.V. THE IDENTITY OF THE ROBBERS INVOLVED IN THE THEFT OF RAILWAY TRANSPORT
Keywords: railway transport, theft, object of crime, subject of crime, property, fraud, theft, robbery, robbery, identity of the offender.
The article explores the personal characteristics of criminals involved in the theft of property in rail transport. In the socio-demographic properties and qualities of the person who committed the crime, first of all, gender and age are distinguished. It has been shown that theft in rail transport in the vast majority is committed by men (96.4%). With a relatively lower proportion of juvenile groups, they are characterized by crimes such as theft, to a lesser extent - robbery, robbery and fraud. Among criminals, persons with a relatively low educational level predominate.
Изучение проблемы причин и условий возникновения хищений на железнодорожном транспорте с точки зрения криминологической науки нераздельно связанно с личностью субъектов, которые эти хищения совершают. Данное обстоятельство имеет важное значение для выявления факторов, способствующих совершению изучаемого нами вида преступлений. Необходимость изучения роли личностных свойств преступника применительно к отмеченному виду преступления обусловлена потребностью в поиске способов индивидуальной профилактики, в прогнозировании и планировании мер борьбы с этим видом преступности. При этом следует учитывать, что преступность характеризуется сложной совокупностью определенных деяний, нарушающих уголовно-правовой запрет, а также совокупностью лиц, совершающих эти деяния [1, с. 128].
Проблема личности преступника, наряду c такими проблемами, как сама преступность, ее причины и условия возникновения, а также предупреждение преступности, является одной из главных направлений в криминологии. Исследователи в своих трудах указывают, что «нет смысла говорить о личности преступника как о научной проблеме, если преступникам не присущи некоторые черты, отличающие их от тех, кто не совершает преступления» [2, с. 79]. По мнению К.Е. Игошева: «преступник есть временный социальный тип личности, представляющей общественную опасность ввиду того, что она наносит (может нанести) вред обществу преступными действиями, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность» [3, с.20].
Если обратиться к современным научным разработкам в области криминологии, то можно увидеть, что авторами зачастую используется понятие «криминогенная личность» вместо понятия «личность преступника». Данное обстоятельство, на наш взгляд, связано с тем, что понятие «криминогенная личность» является более широким, чем понятие «личность преступника». Прежде всего, это проявляется в том, что оно указывает на характеристику субъекта, который предрасположен к совершению преступления и его рецидиву [4, с. 7]. Однако в настоящее время доминирует традиционное представление о понятии личности преступника, сложившееся в советской криминологии, как о совокупности социально значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, нарушившее уголовный закон [5, с. 78]. Мы полагаем, что актуальность такого подхода, основанного на известном академизме, сохраняется до сих пор, и мы также будем исходить именно из него при анализе криминологических свойств лиц, совершающих хищения на железнодорожном транспорте.
В литературе выделяются различные группы основных свойств и качеств (признаков) личности преступника. К примеру, А.И. Долгова фиксирует шесть групп: социально-демографические признаки; уголовно-правовые признаки; социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности; нравственные свойства; психологические признаки; физиoлorичecкиe (биoлorичecкиe) характеристики [6, с.280]. В структуре личности преступника другие авторы особо отмечают социально-психологические, психофизические, социально-демографические качества [7, с. 43]. Еще одна точка зрения состоит в выделении социального статуса личности, ее принадлежности к определенному социальному слою или социально-демографической группе (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.) и т.д. [8, с. 117].
В научной литературе, криминологи, исследовавшие социальные характеристики преступников, выявили целый ряд взаимосвязанных факторов [9, с. 62]. Исходя из этого, существенный научно-практический интерес представляют данные, характеризующие достаточно специфическую группу преступников, совершивших хищения на железнодорожном транспорте. Как нам представляется, если предельно обобщить, то в контексте нашего исследования основными следует считать социально-демографические и уголовно-правовые свойства личности.
В социально-демографических свойствах и качествах лица, совершившего преступление, прежде всего, следует указать на пол и возраст. Именно с полом лица, совершившего преступление, сопряжены различные функции людей в обществе, особенности их социального
положения и поведения (к примеру, по сравнению с мужчинами, женщины отличаются меньшей насильственной криминальной активностью). Здесь следует отметить, что не случайно структура мужской преступности существенно отличается от структуры преступности среди женщин [6, с. 110]. Как приказывает проведенный нами анализ, хищения на железнодорожном транспорте в абсолютном своем большинстве совершали лица мужского пола - 96,4 % (следует отметить, что в целом по всем видам преступности доля лиц мужского пола составляет 86-88% [14, с. 25]). Что касается различных форм хищений, то кражи на железнодорожном транспорте лица мужского пола совершали в 94,6% случаях, разбои - 98,2%, грабежи - 97,8%, мошенничество - 93,9%. Такие показатели имеют свое объяснение. Следует согласиться с И.П. Дубининым в том, что небольшой удельный вес женщин среди лиц, совершающих преступления, в том числе и на железнодорожном транспорте, объясняется тем, что женщины меньше, по сравнению с мужчинами, подвержены алкоголизму и наркомании, меньше заняты в общественном производстве.
Мы можем к этому добавить, что небольшая доля женщин среди преступников, совершающих хищения на железнодорожном транспорте, во многом объясняется тем, что такого рода преступления сопряжены с определенным риском, требуют физической формы, учитывая, что соответствующие преступные действия совершаются в движущемся транспорте, преступники проникают в вагоны, на платформы, контейнерные площадки, что нелегко, а подчас просто опасно с точки зрения вероятности получения травмы.
Ещё одной социально-демографической характеристикой лица, совершившего преступление, является возраст, который является самым важным составляющим звеном в цепи социально-демографической и криминологической характеристики личности преступника [10, с. 179]. В зависимости от возраста, меняется поведение личности в конфликтных ситуациях, система ее потребностей и интересов, пути и средства их удовлетворения и т.д. Это относится и к лицам, совершающим хищения на железнодорожном транспорте. Доля несовершеннолетних, совершивших хищения на объектах железнодорожного транспорта, ниже, чем соотношение несовершеннолетних по всем преступлениям в целом (это порядка 7-9%, с небольшими колебаниями) [14, с. 26]). Нет большого секрета в том, что большинство объектов железнодорожного хозяйства в настоящее время достаточно хорошо охраняются. Это обстоятельство является сдерживающим фактором в плане допуска на такие объекты посторонних лиц, в том числе особой категории лиц - несовершеннолетних. Если более ранние исследования криминологов говорили о том, что данная категория преступников совершала такие преступления как кражи, грабежи, хулиганство на объектах железнодорожного транспорта [11, с. 7], то в последние годы ситуация стала меняться. Несовершеннолетние стали совершать более тяжкие виды преступлений - разбои, вымогательство, незаконный оборот наркотиков и оружия [12, с. 50].
Следует отметить далее, что характер совершенных преступлений коррелирует с возрастом. В частности, для несовершеннолетних преступников характерны такие преступления, как кражи, в меньшей степени - грабежи, разбои и мошенничества. Для лиц в возрасте от 18 до 35 лет, в первую очередь, характерны преступления против собственности в форме кражи, грабежей и разбоев. Для лиц старше 45 лет в большей мере, чем для других возрастных групп, присущи совершение хищений в форме мошенничества, а также присвоения и растраты.
Не менее важным социально-демографическим признаком личности преступника является его уровень образования. Во многих криминологических исследованиях указывается, что именно образование влияет на потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы поведения преступника. В литературе отмечается, что уровень образования служит благоприятным или неблагоприятным условием нравственного формирования личности [13, с. 166]. В целом, среди преступников преобладают лица с относительно невысоким образовательным уровнем, что видно из статистических данных и отдельных исследований [14, с. 23].
По данным нашего анализа уголовных дел, основная масса преступников, совершивших хищения на железнодорожном транспорте, имеет сравнительно невысокий образовательный уровень. В частности, неполное среднее образование имели 28,5% от общего числа охваченных нашей статистикой лиц, совершивших хищения на железнодорожном транспорте. Полное среднее образование имели 39,5% преступников. Среднее профессиональное образование имели 20,4% и 11,6% - с высшим образованием. Вместе с тем, указанные показатели несколько превышают образовательный уровень преступников, совершающих преступления на железнодорожном
транспорте, который выявлен другими исследователями. Мы можем предположить, что иные преступления (не хищения, а именно хулиганство, вандализм, умышленное уничтожение чужого имущества, причинение вреда здоровью и др.) совершаются лицами с невысоким уровнем образования.
Важный показатель криминологической характеристики лица - его семейное положение. По нашим данным, в общем числе обследованных лиц, совершавших хищения на транспорте, 49,4 % состояли в браке. Отсутствие социально полезных связей и, прежде всего семейных, способствует формированию и закреплению y индивида антиобщественных взглядов и привычек. Относительно невысокая доля не имеющих своих семей частично определяется тем, что среди изученных лиц достаточно много молодых людей, которые еще не успели создать семью. Нужно также иметь в виду, что в целом в населенных пунктах, расположенных вдоль железнодорожных путей, относительно часто распадаются браки, что опять же во многом объясняется социально-экономической нестабильностью.
Следующий показатель - социальный статус, определяемый прежде всего родом деятельности. Среди лиц, совершающих хищения на железнодорожном транспорте, значительное число тех, кто не занят никакой социально полезной деятельностью и, соответственно, не имеет постоянного источника дохода.
Если провести анализ профессий работников железнодорожного транспорта, уличённых в хищениях на железнодорожном транспорте, то это в основной своей массе осмотрщики вагонов, путевые рабочие, проводники пассажирских вагонов, машинисты и помощники машинистов локомотивов. Именно учёт особенностей профессий работников железнодорожного транспорта следует ставить во главу угла в профилактической работе органов внутренних дел [15, с. 91]. Основная масса лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте (76,2%), проживает в городах и поселках городского типа. Жители сельской местности составили, соответственно, 23,8%. При этом различий в пропорциях совершаемых хищений по форме их проявления мы не обнаружили, за исключением мошенничества, которое значительно чаще (в 84,3% случаях, то есть абсолютное большинство) совершают городские жители. Очень важно отметить тот факт, что большинство расхитителей проживает в непосредственной близости (пешая доступность в пределах 15-20 минут) от объектов железной дороги (72,5%).
Важность этих свойств и качеств также определяется и тем, что они позволяют понять, почему человек совершил то или иное преступление. Это связано c тем, что любое преступное поведение, как отмечает большинство криминологов, направлено на удовлетворение определенных человеческих потребностей, которые как раз и являются элементом нравственно-психологической сферы личности преступника [6, с. 352].
Литература и источники
1. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юрист, 2002.
2. Долгова А.И. Изучение личности преступника // Советское государства и право. 1978. № 6.
3. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
4. Бурлаков B.H. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлении. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
5. Кузнецова Н. Ф. Проблемы социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979.
6. Криминология / Под ред. А. И. Долговой. M., 1997.
7. Иншаков С.М. Криминология. M., 2000.
8. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. M., 1998. C. 117.
9. Антонян Ю.М. Преступник как предмет криминологического изучения // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 34. М., 1981.
10. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.
11. Гавришин А.П. Борьба с имущественными преступлениями несовершеннолетних на железнодорожном транспорте. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1987.
12. Павлова Л.В. Предупреждение антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих преступления на объектах железнодорожного транспорта. Дис.... канд. юрид. наук. Рязань, 2003.
13. Кондрашков Н.Н. Качественные методы в криминологии. М., 1971.
14. Характеристика осужденных к лишению свободы: по материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. A.C. Михлина. М., 2001.
15. Дубовой И.П. Преступность на железнодорожном транспорте и ее предупреждение. Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
References and Sources
1. Kriminologiya / Pod red. V.N. Kudryavceva i V.E. Eminova. M.: YUrist, 2002.
2. Dolgova A.I. Izuchenie lichnosti prestupnika // Sovetskoe gosudarstva i pravo. 1978. N° 6.
3. Igoshev K.E. Tipologiya lichnosti prestupnika i motivaciya prestupnogo povedeniya. Gor'kij, 1974.
4. Burlakov B.H. Kriminogennaya lichnost' i individual'noe preduprezhdenie prestuplenii. Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb., 1998.
5. Kuznecova N. F. Problemy social'no-biologicheskogo i social'no-psihiatricheskogo v kriminologii // Teoreticheskie problemy ucheniya o lichnosti prestupnika. M., 1979.
6. Kriminologiya / Pod red. A. I. Dolgovoj. M., 1997.
7. Inshakov S.M. Kriminologiya. M., 2000.
8. Kriminologiya / Pod red. H.F. Kuznecovoj, G.M. Min'kovskogo. M., 1998. C. 117.
9. Antonyan YU.M. Prestupnik kak predmet kriminologicheskogo izucheniya // Voprosy bor'by s prestupnost'yu. Vyp. 34. M., 1981.
10. Dubinin N.P., Karpec I.I., Kudryavcev V.N. Genetika, povedenie, otvetstvennost'. M., 1982.
11. Gavrishin A.P. Bor'ba s imushchestvennymi prestupleniyami nesovershennoletnih na zheleznodorozhnom transporte. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Kiev, 1987.
12. Pavlova L.V. Preduprezhdenie antiobshchectvennogo obraza zhizni nesovershennoletnih, sovershayushchih prestupleniya na ob"ektah zheleznodorozhnogo transporta. Dis.... kand. yurid. nauk. Ryazan', 2003.
13. Kondrashkov N.N. Kachestvennye metody v kriminologii. M., 1971.
14. Harakteristika osuzhdennyh k lisheniyu svobody: po materialam special'noj perepisi 1999 g. / Pod red. A.C. Mihlina. M., 2001.
15. Dubovoj I.P. Prestupnost' na zheleznodorozhnom transporte i ee preduprezhdenie. Dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2007.
ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Северо-Кавказского
филиала Российского государственного университета правосудия ([email protected])
БУШКОВ ДЕНИС ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Северо-Кавказского
филиала Российского государственного университета правосудия ([email protected])
EFRIKYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, North-Caucasian branch of Russian
Academy of justice.
BUSHKOV, DENIS V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, North-Caucasian branch of Russian Academy of justice.
УДК 351.761
ЩЕРБИЧ Л.А., КЕТЕНЧИЕВА Е.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ (НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ключевые слова: мигрант, преступные группы (сообщества), миграционное законодательство, незаконная миграция, наркотические средства и психотропные вещества, предупреждение преступлений.
В современных условиях стремительного роста преступности среди мигрантов, вовлеченных в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, требуется поиск новых средств борьбы с данным видом преступной деятельности. В связи с этим, авторы предприняли попытку на примере г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области проанализировать состояние преступности среди мигрантов в указанной сфере через изучение данных о динамике преступности мигрантов в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что, в свою очередь, требует статистического исследования количества мигрантов на территории Российской Федерации. В статье раскрываются криминологические показатели наркопреступности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, отмечается, что в результате неконтролируемых миграционных процессов зачастую создаются преступные группы (сообщества), организованные по этническому принципу.
SHCHERBICH, L.A., KETENCHIEVA, E.S. SOME ASPECTS OF CRIMINALITY OF MIGRANTS IN THE FIELD OF ILLICIT TRAFFICKING OF DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF SAINT PETERSBURG AND LENINGRAD
REGION)
Keywords: migrant, criminal groups (communities), migration legislation, illegal migration, narcotic drugs and psychotropic substances, crime prevention.
In modern conditions of rapid growth of crime among migrants involved in illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances, requires the search for new means of combating this type of criminal activity. In this regard, the authors attempted on the example of St. Petersburg and Leningrad region to perform the state of crime among migrants in this area, through the study of data on the dynamics of criminality of migrants, illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances, which, in turn, requires statistical research the number of migrants in the territory of the Russian Federation. The article reveals the criminological indicators of drug crime in St. Petersburg and the Leningrad region, and it is noted that as a result of uncontrolled migration processes, criminal groups (communities) organized on an ethnic basis are often created.
Миграционные процессы напрямую влияют на все сферы жизни общества и государства, затрагивают интересы всех категорий граждан. С одной стороны, приток мигрантов способствует дальнейшему развитию страны, с другой - несет дополнительные риски дестабилизации социально-экономической обстановки и общественного порядка, ухудшения этнополитической ситуации, нарастания экстремистских проявлений, эскалации межнациональных конфликтов, развития этнической организованной преступности [1, с.68]. По официальным данным ГИАЦ