Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте'

Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРЕСТУПНОСТЬ / THEFTS / RAILWAY TRANSPORT / CRIME WAVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деревянко Константин Иванович

Анализируется криминологическая характеристика лиц, совершивших различные преступления на железнодорожном транспорте. В качестве оснований классификации лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, берутся социально-демографические и уголовно-правовые признаки. Среди них, прежде всего, выделяются пол и возраст, род деятельности, гражданство, а также характер совершенного преступления, его групповой или одиночный характер, наличие или отсутствие предыдущих судимостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деревянко Константин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological characteristics of persons who committed crimes on railway transport

The article analyzes the criminological characteristics of persons who have committed various crimes in railway transport. In this context, an analysis was conducted of criminals' age, gender, level of education and occupation. The problem of the criminal's personality along with the problems of a crime as such, its causes, conditions and prevention is major in criminology. Without knowing the personality of the offender effective crime prevention is impossible, since reasons for crime committing lie in the criminal's personality. Usually, the criteria for classification of criminals are their socio-demographic and criminal and legal features: age and gender, occupation, citizenship, the nature of the crime, its committing by a group or by a single person, presence or absence of previous convictions. According to these criteria, the main groups of criminals who committed crimes on the railway transport in the West Siberian Railway can be classified. By socio-demographic features: 1) by gender: men and women. Their ratio is 94.4 % and 5.6 %, respectively; 2) by age: adults and minors. Minors make up 3.1 %, adults 96.9 %, of which those aged 18 to 30 years 52 %, older than 40 years 44 %. 3) by occupation: unemployed (50.8 %), workers (35.1 %), employees (4.1 %), pupils and students (8.3 %), retired (1.7 %). Thus, the main criminologically significant features of the "portrait" of a person committing crimes on railway transport are determined. As a rule, these are young males under the age of 30 with a complete secondary education, urban residents living near the railway, a significant number of them are citizens of other states. These are first-time offenders, primarily thieves, and also those related to drug trafficking with no previous convictions, prone to alcohol and, rarer, drug abuse. Such persons represent five basic personality types, namely: random criminal (8 %); situational criminal (15 %); unstable criminal (42 %); malicious criminal (32 %) and dangerous special criminal (3 %). At the same time, this typology is not exhaustive and there may be other reasons for allocation of types of criminals who commit crimes on railway transport.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 120-122. Б0! 10.17223/15617793/392/21

ПРАВО

УДК 343.9.018

К. И. Деревянко

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Анализируется криминологическая характеристика лиц, совершивших различные преступления на железнодорожном транспорте. В качестве оснований классификации лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, берутся социально-демографические и уголовно-правовые признаки. Среди них, прежде всего, выделяются пол и возраст, род деятельности, гражданство, а также характер совершенного преступления, его групповой или одиночный характер, наличие или отсутствие предыдущих судимостей.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; криминологическая характеристика; преступность.

Проблема личности преступника наряду с такими проблемами, как сама преступность, её причины, условия и предупреждение, является одной из главных в криминологии. Без знания особенностей личности преступника невозможно эффективное предупреждение преступлений, поскольку именно личность является носителем причин их совершения.

Криминологическая характеристика личности преступника, как отмечают ученые [1], представляет собой систему черт, которые в своей совокупности характеризуют лицо, совершившее то или иное преступление, различные стороны и проявления его антиобщественного существования и жизненной практики, и которые прямо или косвенно связаны с подобным антиобщественным поведением человека, обусловливают или облегчают совершение преступления либо помогают понять причины его совершения.

Следует отметить, что в теории криминологии личность преступника определяется неоднозначно. В одном случае личность преступника рассматривается как личность человека, совершившего преступление, т.е. отождествляется с таким понятием, как субъект преступления [2], в другом - как совокупность социальных свойств, связей, отношений, нравственный и духовный мир индивида, которые во взаимодействии с социальными и конкретными жизненными условиями определили совершение им конкретного преступления [3].

Однако наиболее точное и чаще всего употребляемое определение личности преступника звучит так: личность преступника - это совокупность социальных и социально значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновно нарушившее уголовный закон, и в сочетании с иными условиями и обстоятельствами влияющих на его антиобщественное поведение. Исходя из этого мы и будем рассматривать свойства и качества лиц, совершающих преступления на железнодорожном транспорте.

Среди социально-демографических свойств и качеств личности преступников названной категории, прежде всего, следует назвать пол и возраст. Это обусловлено тем, что, как отмечает А.И. Долгова, с полом связаны различные социальные функции людей, особенности их социального положения и поведения (например, женщины отличаются меньшей насильственной криминальной активностью по сравнению с мужчинами) [4. С. 80].

Сразу отметим, что доля женщин, совершающих преступления, достаточно мала. Если в целом по стране с 2008 по 2012 г. доля женщин, совершивших преступления, согласно статистическим данным составила 13,8%, то на железнодорожном транспорте - всего 9%. Для женщин, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, характерны такие преступления, как кражи, присвоение и растрата, мошенничество, преступления против экономической деятельности, прежде всего так называемые налоговые преступления.

Столь небольшой удельный вес женщин среди лиц, совершающих преступления, в том числе и на железнодорожном транспорте, объясняется, на наш взгляд, тем, что женщины меньше, по сравнению с мужчинами, подвержены алкоголизму и наркомании, меньше заняты в общественном производстве. Нами вообще не были выявлены среди изучаемых преступников представительницы женского пола несовершеннолетнего возраста.

Следующей весьма важной социально-демографической характеристикой преступника является его возраст. Многие криминологические исследования на протяжении длительного времени фиксируют, что среди преступников преобладают лица молодого возраста. Не случайно немецкий криминолог Г. Кайзер отмечал, что преступность - это молодежное явление. Это подтверждается и учеными других стран, и статистическими данными.

В полной мере это относится и к лицам, совершившим преступления на железнодорожном транспорте. Статистические данные показывают, что доля несовершеннолетних, совершивших преступления на объектах железнодорожного транспорта, по ЗападноСибирской железной дороге составляло в 2012 г. около 7,5% от общего числа лиц, совершивших преступления. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что большинство объектов железнодорожного транспорта в настоящее время неплохо охраняется, что сокращает допуск на них посторонних лиц, несовершеннолетних в том числе, а также с тем, что на самом железнодорожном транспорте количество работающих несовершеннолетних достаточно мало. А, как известно, много преступлений (около 47%) на железнодорожном транспорте совершается его работниками.

В ходе проведенного диссертационного исследования нами было выявлено, что по осужденным к ли-

шению свободы за совершение преступлений на объектах железнодорожного транспорта несовершеннолетние составили всего 3,1%; лица в возрасте 1821 года - 12%, 22-29 лет - 40%; 30-40 лет - 30%; в возрасте 41-49 лет - 12%; 50-60-летние составили 5%, а лица старше 60 лет - всего 1% от общего количества всех преступлений.

Таким образом, основная масса совершивших преступления на объектах железнодорожного транспорта (55,1%) - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Данное обстоятельство необходимо учитывать при организации и проведении профилактической работы органам внутренних дел на железнодорожном транспорте.

В ходе исследования было замечено, что характер совершенных преступлений виновных коррелирует с их возрастом. В частности, для несовершеннолетних преступников были характерны такие преступления, как кражи, прежде всего грузов, грабежи и разбои, а также преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вандализм.

Для лиц в возрасте от 18 до 30 лет характерны преступления против собственности; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; преступления в сфере экономической деятельности; же-лезнодорожно-транспортные преступления. Для лиц старше 30 лет, кроме перечисленных преступлений, характерны и должностные преступления.

Другим, не менее важным социально-демографическим признаком личности рассматриваемых лиц является уровень образования. Как указывается во многих исследованиях, он непосредственным образом обусловливает потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы поведения преступника. По этому поводу Н.Н. Кондрашков отмечал, что «уровень образования служит благоприятным или неблагоприятным условием нравственного формирования личности» [5. С. 166].

В целом, среди преступников преобладают лица с невысоким образовательным уровнем, что видно из статистических данных и отдельных исследований. Наше исследование также показало, что основная масса преступников, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, имела невысокий образовательный уровень. Так, основное общее образование имели 43,3% опрошенных лиц. Полное среднее образование имели 29,6% преступников, 23,4% из них были со средним специальным образованием и лишь 3,7% - с высшим. Образовательный уровень преступника нередко определяет характер совершаемых им преступлений. В ходе исследования установлено, что для лиц с высшим образованием были характерны должностные преступления, для лиц с невысоким образовательным уровнем (неполным средним образованием) - насильственные и преступления против собственности.

Отсутствие социальных связей, прежде всего семейных, как ранее отмечалось в криминологических исследованиях, способствует формированию и закреплению у индивида антиобщественных взглядов и привычек. Семейное положение лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, характеризуется следующим образом: основная масса из них (80%) были холосты или разведены (63,4 и 16,6% соответственно) и

лишь 20% состояли в браке. Столь невысокий процент последних определяется, на наш взгляд, тем, что среди изученных лиц достаточно много молодых людей (1429 лет), которые еще не успели создать семью.

Не менее интересными являются сведения о роде деятельности лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте. Статистические данные убедительно показывают, что в последнее десятилетие среди лиц, совершающих преступления, постоянно увеличивалось число тех, кто не занят никакой общественно полезной деятельностью (не имеет постоянного источника существования). Например, в 2012 г. в стране этот показатель составил 60,3%, что, в целом, характерно и для лиц, совершающих преступления на железнодорожном транспорте, хотя, в соответствии с официальными статистическими данными, у них этот показатель ниже (около 30%). Это связано с тем, что, как уже отмечалось, на железнодорожном транспорте среди преступников велика доля самих работников этого вида транспорта.

Основная доля лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте (81,6%), - это жители городов и поселков городского типа. Жители сельской местности составили соответственно 18,4%. Если спектр преступлений, совершаемых жителями городов, достаточно широк, то для жителей сельской местности характерны лишь такие преступления, как кражи (грузов), а также хулиганство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, которые ими были совершены на мелких железнодорожных станциях или остановочных пунктах.

Значительная доля лиц (69,7% жителей сельской местности и 47,3% жителей городской местности) проживали вблизи железной дороги (1-2 км от нее), что характерно, прежде всего, для лиц, совершающих хищения грузов. Это обстоятельство также необходимо учитывать при организации и проведении оперативно-розыскной работы и профилактики подобных преступлений.

Как отмечает А.И. Долгова, принадлежность преступника к той или иной национальности - криминологически значимый фактор [4. С. 82]. При совершении преступлений люди соответствующей национальности, если они сформировались в рамках этих обычаев и традиций, демонстрируют такие варианты криминального поведения, которые им диктует контактная среда и которые особенно строго не осуждались бы близкими им лицами и не были чреваты изгнанием из соответствующей среды. Например, как отмечают ученые, для лиц цыганской национальности характерны на протяжении веков такие уголовно наказуемые деяния, как кражи и мошенничество, что было подтверждено в ходе нашего исследования.

В последние годы в стране увеличивается число преступлений, совершаемых иностранцами и лицами без гражданства. Например, в 2008 г. в стране ими было совершено 35,7 тыс. преступлений, в 2012 г. - 51,2 тыс. преступлений, что составило 3,0% от общего числа всех зарегистрированных преступлений. На железнодорожном транспорте Западно-Сибирского региона такой показатель ещё выше. Например, в 2012 г. среди выявленных преступников 10,9% составили иностранные граждане или лица без гражданства. Среди указанных лиц

преобладали представители государств СНГ - украин- служащие (4,1%), учащиеся и студенты (8,3%), пен-

цы, белорусы, таджики, узбеки. сионеры (1,7%).

Обычно в качестве оснований классификации пре- Подводя итог вышеизложенному, можно выделить

ступников берутся социально-демографические и основные криминологически значимые свойства и ка-

уголовно-правовые признаки. Среди них, прежде все- чества, черты «портрета» преступника, совершившего

го, выделяются пол и возраст, род деятельности, преступления на железнодорожном транспорте. Как

гражданство, а также характер совершенного пре- правило, это молодые лица мужского пола в возрасте

ступления, его групповой или одиночный характер, до 30 лет, с полным средним образованием, жители

наличие или отсутствие предыдущих судимостей. городов, проживающие вблизи железной дороги, зна-

С учетом названных оснований можно выделить чительное количество из них являются гражданами

основные группы преступников по социально- других государств. Это лица, совершившие преступле-

демографическим признакам, совершивших преступ- ние впервые, прежде всего против собственности, а

ления на железнодорожном транспорте по Западно- также связанные с незаконным оборотом наркотиков,

Сибирской железной дороге: ранее не судимые, склонные к злоупотреблению

1) по полу: мужчины и женщины. Их соотношение, спиртных напитков, реже - наркотических средств. как мы уже отмечали, 94,4 и 5,6% соответственно; Среди подобных лиц можно выделить пять основных

2) по возрасту: взрослые и несовершеннолетние. типов личности, а именно: случайный (8%); ситуаци-Их соотношение в процентном отношении выглядит онный (15%); неустойчивый преступник (42%); преследующим образом: несовершеннолетние - 3,1%, ступник злостный (32%) и особо опасный (3%). При взрослые - 96,9%, Из них в возрасте от 18 до 30 лет - этом мы понимаем, что подобная типология не являет-52%, старше 40 лет - 44%. ся исчерпывающей и возможны иные основания для

3) по роду деятельности: не занятые общественно выделения типов преступников, совершающих пре-полезной деятельностью (50,8%), рабочие (35,1%), ступления на железнодорожном транспорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгова А.И., Коробейников Б.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В. Понятия советской криминологии. М., 1985. 232 с.

2. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника // Советское государство и право. 1968. № 9. С. 60-69.

3. КарпецИ.И. Проблема преступности. М., 1969. 382 с.

4. Долгова А.И. Изучение личности преступника // Советское государство и право. 1978. № 6. С. 77-84.

5. Кондрашков Н.Н. Количественные методы в криминологии. М., 1971. 362 с.

Статья представлена научной редакцией «Право» 02 ноября 2014 г.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONS WHO COMMITTED CRIMES ON RAILWAY TRANSPORT

Tomsk State University Journal, 2015, 392, 120-122. DOI 10.17223/15617793/392/21

Derevyanko Konstantin I. Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail: derevyanko077@rambler.ru. Keywords: thefts; railway transport; crime wave.

The article analyzes the criminological characteristics of persons who have committed various crimes in railway transport. In this context, an analysis was conducted of criminals' age, gender, level of education and occupation. The problem of the criminal's personality along with the problems of a crime as such, its causes, conditions and prevention is major in criminology. Without knowing the personality of the offender effective crime prevention is impossible, since reasons for crime committing lie in the criminal's personality. Usually, the criteria for classification of criminals are their socio-demographic and criminal and legal features: age and gender, occupation, citizenship, the nature of the crime, its committing by a group or by a single person, presence or absence of previous convictions. According to these criteria, the main groups of criminals who committed crimes on the railway transport in the West Siberian Railway can be classified. By socio-demographic features: 1) by gender: men and women. Their ratio is 94.4 % and 5.6 %, respectively; 2) by age: adults and minors. Minors make up 3.1 %, adults 96.9 %, of which those aged 18 to 30 years 52 %, older than 40 years 44 %. 3) by occupation: unemployed (50.8 %), workers (35.1 %), employees (4.1 %), pupils and students (8.3 %), retired (1.7 %). Thus, the main criminologically significant features of the "portrait" of a person committing crimes on railway transport are determined. As a rule, these are young males under the age of 30 with a complete secondary education, urban residents living near the railway, a significant number of them are citizens of other states. These are first-time offenders, primarily thieves, and also those related to drug trafficking with no previous convictions, prone to alcohol and, rarer, drug abuse. Such persons represent five basic personality types, namely: random criminal (8 %); situational criminal (15 %); unstable criminal (42 %); malicious criminal (32 %) and dangerous special criminal (3 %). At the same time, this typology is not exhaustive and there may be other reasons for allocation of types of criminals who commit crimes on railway transport.

REFERENCES

1. Dolgova A.I., Korobeynikov B.V., Kudryavtsev V.N., Pankratov V.V. Ponyatiya sovetskoy kriminologii [The concepts of Soviet

criminology]. Moscow: Norma Publ., 1985. 232 p.

2. Sakharov A.B. Uchenie o lichnosti prestupnika [The doctrine of the criminal's personality]. Sovetskoe gosudarstvo ipravo, 1968,

no. 9, pp. 60-69.

3. Karpets I.I. Problemaprestupnosti [The problem of crime]. Moscow: Yuridicheskaya literatura Publ., 1969. 382 p.

4. Dolgova A.I. Izuchenie lichnosti prestupnika [The study of the criminal's personality]. Sovetskoe gosudarstvo ipravo, 1978, no. 6,

pp. 77-84.

5. Kondrashkov N.N. Kolichestvennye metody v kriminologii [Quantitative methods in criminology]. Moscow: Yuridicheskaya

literatura Publ., 1971. 362 p.

Received: 02 November 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.