Научная статья на тему 'Личность, психологические качества, задачи и умения университетского преподавателя'

Личность, психологические качества, задачи и умения университетского преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные качества преподавателя / личность / методика преподавания / профессия / содержание образования / статус / университетский преподаватель / personality / profession / status / university teacher / content of education / teaching methods / personal qualities of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Владимировна Рябова

Статья посвящена описанию личности, сути профессиональной деятельности, статуса, психологических качеств университетского преподавателя. Автор обращает внимание на особенности подготовки вузовских преподавателей в современной России. Профессия преподавателя анализируется с содержательной, методической и психолого-педагогической стороны. Автор указывает на важную роль не только профессиональной подготовки, но и личного педагогического опыта преподавателя. В статье анализируются психологические черты и качества, присущие представителям педагогической профессии. При этом внимание обращено не только на способствующие успеху преподавательской деятельности психологические качества, но и на такие психологические особенности личности, которые препятствуют успешной работе преподавателя. Автор указывает и на социокультурные факторы, как способствующие, так и препятствующие успешной реализации профессиональных задач преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality, psychological qualities, tasks and skills of a university teacher

The article is devoted to the description of the personality, the essence of professional activity, status, psychological qualities of a university teacher. The author draws attention to the peculiarities of the training of university teachers in modern Russia. The teaching profession is analyzed from the content, methodological and psychological-pedagogical side. The author points out the important role of not only professional training, but also the personal pedagogical experience of the teacher. The article analyzes the psychological traits and qualities inherent in the representatives of the teaching profession. At the same time, attention is paid not only to the psychological qualities that contribute to the success of teaching, but also to such psychological characteristics of the individual that hinder the successful work of the teacher. The author also points to socio-cultural factors that both contribute to and hinder the successful implementation of professional tasks of the teacher.

Текст научной работы на тему «Личность, психологические качества, задачи и умения университетского преподавателя»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 237-241 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):237-241

2023 - Год педагога и наставника

Научная статья УДК 378+316

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-237-241

Личность, психологические качества, задачи и умения университетского преподавателя

Лариса Владимировна Рябова

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Статья посвящена описанию личности, сути профессиональной деятельности, статуса, психологических качеств университетского преподавателя. Автор обращает внимание на особенности подготовки вузовских преподавателей в современной России. Профессия преподавателя анализируется с содержательной, методической и психолого-педагогической стороны. Автор указывает на важную роль не только профессиональной подготовки, но и личного педагогического опыта преподавателя. В статье анализируются психологические черты и качества, присущие представителям педагогической профессии. При этом внимание обращено не только на способствующие успеху преподавательской деятельности психологические качества, но и на такие психологические особенности личности, которые препятствуют успешной работе преподавателя. Автор указывает и на социокультурные факторы, как способствующие, так и препятствующие успешной реализации профессиональных задач преподавателя.

Ключевые слова: личностные качества преподавателя, личность, методика преподавания, профессия, содержание образования, статус, университетский преподаватель

Для цитирования: Рябова Л. В. Личность, психологические качества, задачи и умения университетского преподавателя // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 237-241. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-237-241. EDN VJJOYK

2023 - Year of teacher and mentor

Original article

Personality, psychological qualities, tasks and skills of a university teacher

Larisa V. Ryabova

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The article is devoted to the description of the personality, the essence of professional activity, status, psychological qualities of a university teacher. The author draws attention to the peculiarities of the training of university teachers in modern Russia. The teaching profession is analyzed from the content, methodological and psychological-pedagogical side. The author points out the important role of not only professional training, but also the personal pedagogical experience of the teacher. The article analyzes the psychological traits and qualities inherent in the representatives of the teaching profession. At the same time, attention is paid not only to the psychological qualities that contribute to the success of teaching, but also to such psychological characteristics of the individual that hinder the successful work of the teacher. The author also points to socio-cultural factors that both contribute to and hinder the successful implementation of professional tasks of the teacher. Keywords: personality, profession, status, university teacher, content of education, teaching methods, personal qualities of a teacher

For citation: Ryabova L. V. Personality, psychological qualities, tasks and skills of a university teacher. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):237-241. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-237-241. EDN VJJOYK

© Рябова Л. В., 2023

EDN VJJOYK

2023 - Year of teacher and mentor

Ryabova L. V. Personality, psychological qualities, tasks and skills of a university teacher

Указом Президента РФ 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии педагога. Вот об этом особом статусе в этой статье мы и поговорим.

Прежде всего отметим, что преподаватель - это профессия. Этому учат в педагогических вузах и университетах, а потом учатся самостоятельно на протяжении всей жизни в профессии. Автор статьи в педагогической профессии давно (47-48 лет]. За это время удалось кое-что узнать об этой профессии и можно этими знаниями поделиться.

Здесь не ставится цель кого-либо чему-либо научить или наставить на путь истинный, как он видится автору. Такая цель бессмысленна по той простой причине, что у представителей педагогической профессии очень быстро и, как правило, с неизбежностью формируется такая личностная черта, как профессиональное высокомерие и самоуверенность (Раз я учу, значит, и сам все знаю]. И в самом деле -в восточных культурах неслучайна поговорка: "Учитель - Бог". На Востоке статус учителя, преподавателя высок чрезвычайно и профессиональное высокомерие - естественно. В западных культурах на статус педагога и учителя смотрят в разные времена по-разному, и мы еще вернемся к этому сюжету, а сейчас, дорогие коллеги, автор просто хочет поделиться некоторыми сведениями о профессии, которые удалось узнать за года работы.

Итак, начнем. Преподаватель, педагог, учитель - это профессия. Здесь мы прежде всего будем говорить об университетских преподавателях, о преподавателях высшей школы, или о "преподах", как нас порой зовут студенты.

Преподавательской профессии учат в педагогических вузах и в университетах, прежде всего на тех факультетах, выпускники которых, помимо прочего, имеют право преподавать в высшей школе, и это обоснованно указывается в их дипломе.

Обучение будущих преподавателей обыкновенно включает в себя содержательную составляющую - то, чему будущий преподаватель будет учить; методическую составляющую - методы, способы, приемы обучения; психолого-педагогическая составляющая - педагогические и психологические теории, психология личности, восприятия, общения, взаимодействия, коммуникации, профессиональная этика и т.п.

Но в университетские преподаватели часто идут не только те, кого этой профессии специально учили в вузах, но и те, кто не имеет специальной педагогической подготовки, а только профессиональную. Это или совсем самоучки в сфере преподавания - специалисты в определенных конкретных областях знания, которые считают, что могут транслировать свои знания и умения в этой области. Или это люди, которые окончили аспирантуру по определенной специальности. Считается, что аспирантура дает в том числе и педагогическую подготовку.

Тем не менее, мы все были студентами и знаем, что есть преподаватели, у которых мы учимся легко и с удовольствием. (Секрет в том, что они владеют профессией, любят ее и умеют учить]. И есть преподаватели, учиться у которых трудно, страшно, а порой просто невозможно. (Причина в том, что учить они не умеют и цели, как правило, ставят не педагогические - научить, а решают собственные психологические задачи - самоутверждение, самовозвышение и т.п.].

Почему так бывает? Поговорим сначала о сути профессии вузовских преподавателей. И здесь прежде всего следует обратить внимание на содержание преподаваемых дисциплин, на методику преподавания, то есть на методы, способы и приемы преподавания, и, конечно, важная составляющая сути преподавательской профессии - это опыт, то есть индивидуальные навыки, личностные особенности и приемы преподавания.

Хорошо знать и владеть содержанием преподаваемых дисциплин - тот необходимый минимум, который требуется от вузовского преподавателя.

Макс Вебер, преподававший в Берлинском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, полагал, что единственное, что требуется от преподавателя - это владение содержанием дисциплины. В работе "Наука как призвание и профессия", в которой Вебер излагает в том числе и свой взгляд на профессию университетского преподавателя, он говорит о том, что педагогические способности чрезвычайно редки и бывают у одного из ста, а преподает вся сотня, поэтому не стоит заноситься, но следует хорошо и основательно овладеть содержанием дисциплины [1]. По Веберу, это единственное, что должен и может любой университетский преподаватель. Вебер при этом считает, что владение дисциплиной в содержательном плане одновременно является и чрезвычайно важным воспитательным обстоятельством. По Веберу ни один профессор не является специалистом по футболу жизни и поэтому занимается воспитанием студентов, то есть учить их жизни не следует. Достаточно доносить до них содержание дисциплины так, чтобы они поняли, освоили и запомнили. А уж если у профессора душа

2023 - Год педагога и наставника

Рябова Л. В. Личность, психологические качества, задачи и умения университетского преподавателя

горит воспитать кого-либо, то это за пределами аудитории. В аудитории исключительно сообщай материал. Это мнение Макса Вебера, автор с ним солидарен. Ну и помимо прочего, хорошая подготовка дает свободу поведения в аудитории, позволяет контролировать ее внимание, легко, при необходимости, вступать со слушателями в контакт, при необходимости отвечать на вопросы.

Содержательная сторона преподавательской работы требует серьезной и основательной подготовки. Профессиональный стаж и опыт конечно выручают, но ни в коем случае не отменяют подготовку преподавателя к занятиям. Знания меняются, расширяются, совершенствуются и материал, который преподаватель предлагает студентам на лекциях и семинарах, должен быть современным и по содержанию, и по форме подачи.

Когда преподаватель приступает к чтению учебного курса, очень желательно, чтобы содержание лекций было подготовлено, семинарские занятия - их планы, сценарии, разнообразные задания, методические материалы, формы контроля знаний были разработаны. На это требуется много времени, и, к сожалению, сегодня это время преподавателю не предоставляется. Для начинающих преподавателей это создает много проблем. Если приходится разрабатывать курс непосредственно в процессе его преподавания, а так бывает сплошь и рядом, преподавателю желательно знать хотя бы на одно занятие, на одну тему вперед по сравнению со студентами. Молодым начинающим преподавателям для начала нужно составить структуру курса, его скелет. Для этого можно взять за основу какой-либо хороший учебник, который покажет вам логику и последовательность лекционного курса, а различный дополнительный материал, который вы включите в лекции - это уже дело ваших стараний. Тексты лекций или хотя бы их тезисы обязательно следует записывать и сохранять, это же касается и рабочих планов семинарских занятий. При преподавании гуманитарных дисциплин такой план представляет собой, если угодно, сценарий будущего занятия. Этот сценарий, как минимум, должен включать вводное слово преподавателя, вопросы для обсуждения, краткие ответы на них, все виды заданий - письменных и устных, задание для следующего занятия, заключительное слово, выводы, итоги и оценки. Такие сценарии необходимо написать по всем темам.

В первый год преподавания формируется основа курса. В последующие годы знания обрастают вариантами, дополнениями, появляется свобода и умение.

Важным моментом педагогического дела является методика преподавания. Методика - это всего навсего методы, приемы и способы обучения. Методика никогда не бывает самоценной. Она вторична по отношению к содержанию читаемого курса и зависит целиком и полностью от содержания дисциплины.

По большому счету в каждом, давно сформировавшемся вузе (а возраст учебного заведения - это его достоинство]. Образование как некая форма культурной деятельности всегда консервативно. В этом его достоинство, так как оно обеспечивает культурную преемственность и целостность социума. Прогрессисты конечно требуют новаций в образовании, но научить тому, чего еще нет и не существует, невозможно. Можно лишь заложить основу знаний и сформировать навыки обучения, потребность и открытость к освоению возникающего нового, - так вот, в каждом давно сложившемся учебном заведении имеется свой методический стиль и методические сверхзадачи. Это не всегда специально осмысливается и проговаривается, но всегда имеет место.

Так, в педагогических институтах все силы и средства - содержательные, методические, воспитательные направлены на то, чтобы выучить и сформировать именно учителя, понимающего смысл своей профессии. Университеты сориентированы прежде всего на то, чтобы подготовить исследователя, специалиста и ученого.

Технический вуз в первую очередь учит инженеров, изобретателей, включенных в практику производства. Неслучайно в хороших технических вузах с традициями, образование в обязательном порядке включает три важнейших этапа подготовки - общеобразовательные дисциплины (те самые, где присутствуют мировоззренческие и воспитательные сферы знания]; общетехнические или общеинженерные дисциплины; и, наконец, дисциплины, связанные со специализацией и узкопрофессиональной подготовкой. В технических вузах помимо профессоров, доцентов и ассистентов имеется еще один очень важный представитель педагогической профессии - учебный мастер. Это такой человек в синем или черном халате, который учит студентов работать руками, работать на станках, показывает основы практического конструирования и т.п. Умения этих людей вызывают восхищение, они умеют передавать знания и умения из рук в руки. Для технических вузов это чрезвычайно важно.

Таким образом, у разных учебных заведений имеется свой методический стиль и свои методические задачи, и преподаватель должен их осознавать.

Что касается методических материалов, а это - учебники, учебные пособия, методические материалы по изучению отдельных дисциплин, отдельных тем, планы семинарских занятий, творческие

2023 - Year of teacher and mentor

Ryabova L. V. Personality, psychological qualities, tasks and skills of a university teacher

задания и тому подобное, то все это ситуативно, временно, разрабатывается с конкретными целями, позволяет всякие заимствования. Методические материалы - это подсобные средства преподавания. У методичек, как правило, не автор, а автор-составитель, потому что здесь можно широко пользоваться опытом, знаниями и умениями коллег, не забывая конечно на них ссылаться.

Что касается технических средств преподавания, то они всегда так или иначе использовались, и это определялось уровнем развития этих технических средств и возможностями вуза. В современную эпоху цифровизации в обучение широко вошли возможности компьютерной техники: различного рода презентации, тестирования и т.п. Это отдельная специальная и очень популярная сейчас тема. Об этом много говорят и пишут сегодня. Не стану на этом специально останавливаться, скажу лишь, что люди и высшие животные обучаются через подражание себе подобным (об этом можно почитать у Руссо, Толстого, Юнга, Лоренца]. Подражать компьютеру не получится, это всего лишь одно из средств обучения и не единственное.

Хотелось бы, чтобы живой профессор был интереснее технического средства. Дерзайте, коллеги!

А если вернуться к разговору о методических материалах, то гениальные методики бывают. Пример тому - последняя работа Бертрана Рассела "Мудрость Запада" [2]. В этой прекрасной книге философские идеи анализируются в социально-политическом и культурологическом контексте, автор показывает, как возникают те или иные идеи и учения, как они существуют в дальнейшем вплоть до современной автору культурной эпохи, как об этих учениях и идеях говорить со студентами, какие возможные иллюстрации и схемы к тем или иным темам и проблемам. У Рассела мы, например, встречаем совершенно немыслимую вещь - схематическое изображение идей канта и схематическое изображение абсолютного духа Гегеля. Казалось бы, вещи совершенно невозможные.

Помимо содержательной и методической стороны важной составляющей преподавательской профессии является личный опыт, индивидуальные навыки, личностные особенности и приемы преподавания.

Профессиональный опыт приобретается со временем. Опыт - это прежде всего совокупность того, что происходит с человеком в его жизни. Опыт - это внутреннее богатство человека, опыт содержит и познавательную, и эмоциональную стороны: переживания, страдания, терпение, которые объединяются как "происшествия", как затронутость реальностью произошедшего. Опыт включает и то, что происходит в жизни человека и то, что человек осознает - опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях, пороках. Человек может иметь внутренний опыт, то есть опыт о мыслях, идеях, знаниях. В философии опыт трактуется как непонятийное знание о действительности. Опыт не может быть вычитан в книжках и не может быть позаимствован у других людей. Опыт - следствие личного действия и переживания. В педагогической профессии опыт - следствие анализа, размышлений и внимательных наблюдений за собственным поведением в аудитории, это сбор и коллекционирование профессиональных навыков. В конечном счете опыт часто позволяет работать "на автомате" и включается в нужных обстоятельствах. Опыт - такое странное состояние, которое включается помимо воли его обладателя и реализуется непостижимым образом, но всегда для пользы дела.

Важно поговорить здесь и о качествах личности преподавателя. Если верить Максу Веберу, то университетский профессор транслирует определенный содержательный материал, или, как нынче любят говорить, некоторый контент, и к этому, по Веберу, сводится главное дело профессора. Но если верить Карлу Юнгу, то университетский преподаватель транслирует не столько некоторое содержание, сколько собственное отношение к нему и собственную оценку. То есть, по Юнгу, преподаватель в первую очередь транслирует самого себя, свои ценностные ориентиры и этические установки. Наиболее определенно это конечно проявляется в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Поэтому интересно поразмышлять о том, какие личностные качества способствуют успешному преподаванию, а какие, может быть, препятствуют.

Сначала поговорим о несовершенствах и препятствиях в успешном осуществлении преподавательской деятельности. О совершенствах написано много.

Жадность - то качество, которое категорически не позволяет преподавать успешно, объяснять понятно и доступно. Жадины, как правило, хорошо преподавать не могут: нужно отдавать, и не понимает, зачем. Жан Жак Руссо в работе "Эмиль, или о воспитании" [3] говорит о том, что учителю, преподавателю можно простить очень многое, но он не должен быть человеком продажным и предателем. Неслучайно еще Данте помещает предателей в последний, девятый круг ада, там предатели учителей и благодетелей.

Не следует вести себя со студентами фамильярно, и тем более, не следует сплетничать с ними о других преподавателях. Помимо того, что это нарушение профессиональной этики, но все, что говорится в аудитории, через 10 минут становится известно всем, в том числе и тем, кого обсуждали.

2023 - Год педагога и наставника

Рябова Л. В. Личность, психологические качества, задачи и умения университетского преподавателя

Оформление внешности не последнее дело в преподавательской профессии. Можно не сомневаться, что каждый шов на Вашей одежде рассмотрят. Студенческая аудитория - очень внимательное многоголовое существо, и очень наблюдательное. Ф. Ницше, который некоторое время был университетским профессором, в работе "Шопенгауэр как воспитатель" писал: "Для меня философ имеет значение ровно в той мере, в какой он может подавать пример, что своим примером он в силах увлечь за собою целые народы - в этом нет сомнения; это показывает история Индии, которая почти тождественна с историей индийской философии. Но он должен давать пример своей видимой жизнью, а не только книгами, т.е. как учили философы Греции: выражением лица, осанкой, одеждой, пищей, привычками и более чем речью, а тем паче писаниями" [4, c. 59].

Следует еще отметить, что высокомерие - широко распространенное профессиональное качество преподавателей. Самая сложная для лектора аудитория состоит из преподавателей. Выступать с лекцией в такой аудитории - все равно, что ходить в пасть ко льву. Преподаватель не потерпит выволочку от начальства. Ему нужно объяснять и с ним можно договариваться. Современные эффективные менеджеры от образования часть не знают, что преподаватели в силу особенностей профессии требуют к себе уважительного отношения и по другому с ними никак.

Обратим внимание еще и на то, что некоторые социально-культурные обстоятельства могут препятствовать, или наоборот - способствовать эффективности педагогического труда. Образование страдает, если преподавателя, учителя превращают в торговца знаниями или в прислугу, в того, кто оказывает образовательные услуги. Когда в 90-е годы XX в. образование было объявлено сферой услуг, его уровень немедленно упал по той простой причине, что и люди, и высшие животные учатся через подражание. Люди - иерархические существа, подражают тому, кто пользуется авторитетом и стоит, соответственно, выше в иерархии, тот, кого уважают. Тот, кто прислуживает (оказывает услуги] или торгует, всегда в иерархии ниже покупателя или того, кому прислуживают. Поэтому ни у продавца, ни у прислуги учиться не будут.

Еще античные авторы справедливо отмечали, что образование не может быть сферой торговли -его задачи другие: обучение и воспитание человека, нужного и полезного не только самому себе, но и государству и обществу.

Список источников

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Электронный ресурс: https://royallib.com/book/veber_maks/nauka_kak_prizvanie_i_professiya.html

2. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М.: Республика, 1998. 476 с.

3. Руссо Жан Жак. Эмиль, или О воспитании. СПб., 1912.

4. Ницше Ф. Избранные произведения. М., 1993.

References

1. Veber M. Science as a vocation and profession. Electronic resource. Available from: https://royal-lib.com/book/veber_maks/nauka_kak_prizvanie_i_professiya.html. (In Russ.)

2. Russell B. The Wisdom of the West: A historical study of Western philosophy in connection with social and political circumstances. Moscow: Respublika; 1998. 476 p. (In Russ.)

3. Rousseau Jean Jacques. Emil, or On education. St. Petersburg; 1912. (In Russ.)

4. Nietzsche F. Selected works. Moscow; 1993. (In Russ.)

Информация об авторе

Л. В. Рябова - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the author

L. V. Ryabova - Dr. Sci. (Philos.), Professor at the Department of Philosophy and Methodology of Science of South Russia Institute of Management -branch of RANEPA.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 27.11.2023; accepted for publication 28.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.